СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологический час "Опять звенят колокола тревоги..."

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общешкольное мероприятие в рамках недели экологии

Просмотр содержимого документа
«Экологический час "Опять звенят колокола тревоги..."»



ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат»







НЕДЕЛЯ ЭКОЛОГИИ «Опять звенят колокола

тревоги»










Подготовила: Дегтярева Л. В.








  1. Сентябрь 2022 г.
  2. «Опять звенят колокола тревоги»

Цели: познакомить обучающихся с последствиями воздействия человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе, привлечь внимaние к прoблемaм экoлoгии, вызвaть чувствo oзaбoченнoсти зa судьбу прирoды, и скoрректирoвaть дaльнейшую деятельнoсть в экoлoгическoй рaбoте; развивать интерес к окружающей природе Белгородской области, познавательный интерес,экологическое мышление, память, внимание;  

способствовать воспитанию бережного отношения к природе, понимания ее значения для жизни всего человечества, осознания необходимости строить человеческую деятельность с учетом взаимосвязей в природе, подчеркнуть необходимость знания экологических закономерностей для предотвращения исчезновения всего живого на нашей планете, способствовать развитию творческих способностей обучающихся.

Оборудование: презентация, экoлoгические плaкaты, музыка Ю. Антонова «Колокол тревоги», слова песни «Колокол тревоги», стихотворение Сергея Михалкова «Стон Земли», стихи ученикам, тест, песня «Берегите нашу природу»

Ход мероприятия

  1. Слайд 1 «Опять звенят колокола тревоги»

I Организация класса

(звучит музыка Ю. Антонова «Колокол тревоги»)
Вступительное слово

Внимательно вслушайтесь в слова песни.

О чём здесь говорится? (прибой выбросит на берег мертвых чаек, покрытых пленкой нефтяной; где-то гибнет урожай, политый отравленным дождем; люди должны дышать сквозь маску кислорода; немного в мире рек, где может человек испить воды, к реке припав, среди тиши дубрав)

По ком звонит тревоги нашей колокол? (по Земле. Земля - наш общий дом,
мы ей принадлежим)


II Основная часть

Наше мероприятие посвящено экологии. Экология… Мы часто слышим это слово. Что же оно означает? «Экос» - по-гречески жилище, «логос» - наука. Экология – наука, дающая человеку возможность жить с природой в полном согласии. Соблюдать все её законы – это и есть экологическая культура. 
Печальную картину представляет собой заброшенный дом: стены в грязных подтёках, выбиты стёкла, сломаны двери. Но во много раз страшнее бесхозяйственность и запустение в жилище, где нет стен и окон, а есть задымленное тысячами труб небо, варварски вырубленные леса. Мутные отравленные ядовитыми стоками воды рек и озёр. А жить в нём не только нам, сегодняшним, но и тем, кто будет после нас.
Мы живем странно, неправильно. Охраняем ценное, а бесценное не охраняем. Если природе становиться плохо, непременно будет плохо и нам, людям. 
Набатным колоколом звучит слово «экология» на данный момент. Человечество стоит на пороге глобального экологического кризиса.

А вас волнует этот вопрос?


Слайд 2 Нам нужна такая планета?
«Экологическая бомба» для человечества так опасна, как и ядерная. Поэтому для нас нет заботы более серьёзной, чем найти силы, средства, чтоб спасти природу. Александр Твардовский одним из первых обратил внимание на взаимодействия человека и природы, на необходимость предвидеть отдалённые последствия преобразующей деятельности человека в окружающей среде. Он писал:

Ибо в природе шагу не ступить,

Чтоб тот час, так ли сяк,

Ей чем - нибудь не заплатить,

За этот самый шаг… 
Будущее планеты – за нами, нашей заботой и нашим разумом.

Послушаем стихотворение Сергея Михалкова «Стон Земли».

Слайд 3, 4 Планета Земля Загрязнение

Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,
Не год не два, а миллионы лет,
Я так устала… 
Плоть моя покрыта
Рубцами ран – живого места нет.
Терзает сталь моё земное тело,
И яды травят воды чистых рек,
Всё то, что я имела и имею,
Своим добром считает человек.
Не потому ли, загораясь мщеньем,
Я против сил безумных восстаю
И, сотрясая твердь землетрясеньем,
На все обиды свой ответ даю.
И не случайно грозные вулканы
Выплёскивают с лавой боль земли…
Очнитесь, люди! Призовите страны,
Чтобы, меня от гибели спасти!

Слайд 5 Загрязнение леса
Человечество берёт, а точнее отбирает у природы ежегодно десятки миллиардов тонн веществ и материалов на свои нужды. «Возвращается» ей не менее 20 миллиардов тон твердых и газообразных загрязнений атмосферы и столько же органических отходов. Растения планеты уже не в состоянии активно перерабатывать углекислый газ, выделяемый при сжигании топлива. К тому же с огромной скоростью исчезают леса. Зелёное одеяние земли ежегодно сокращается на 1%. Всё чаще гибнут леса от вырубок, пожаров, грязного воздуха, всё больше городов в завесах смога. Почему исчезают леса? Бедность и жадность – движущая сила всего этого. Демографический бум и потребность в сельскохозяйственных землях. Площадь пустынь каждые 10 лет увеличивается на 600 тысяч километров квадратных. И, как следствие, разворачивается генетическое загрязнение планеты, возникают «болезни цивилизации»: увеличение числа аллергических и нервно - психических заболеваний, злокачественных опухолей. Все это ведет к нарушению генофонда человечества: увеличилось число врожденных аномалий, снижается средняя продолжительность жизни.


Слайд 6,7 Загрязнение

Моя планета человеческий дом,
Но как ей жить под дымным колпаком?
Где сточная канава – океан?!
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: « Больше не могу!»…


Многие серьёзные специалисты в тревоге. Они указывают на распространившиеся повсюду « опухоли»: огромные нефтяные пятна на поверхности океанов, трупы рыб в отравленных реках, завесу смога над городами, птицы в мазуте

Слайд 8 Загрязнение


Словно гигантские «гнойники» на теле Земли - свалки.  

Слайд 9 свалки


Они вызывают боль и отвращение. Мусор постепенно становится монстром цивилизации. Человеку свойственно в процессе деятельности оставлять за собой всевозможный мусор и различные отходы. За одну человеческую жизнь его накапливается очень много. И как человек поступит с ними – зависит от его культуры и воспитанности. Или он сбросит его здесь или – в отведенное для мусора место. Продолжительность разложения отходов: 
Автобусный билет – 1 месяц.
Кожура банана – до 6 месяцев.
Бумажный стаканчик — до 5 лет.
Консервная банка — 10 лет.
Шерстяной носок — 1 год.
Деревянная палка — 4 года.
Деревянная окрашенная доска — 13 лет.
Алюминиевые, пластиковые бутылки – более 500 лет.
Стеклянные бутылки — никогда.
«Шрамы» на Земле – асфальтовые дороги. Бетон продолжает поглощать Землю. «Спаси!!!» - просит природа. «Помоги!!! » - умоляет она. 

Слайд 10 Вода – начало всех начал. 
 
Ежедневно человек расходует 150 литров воды. Пресная вода, пригодная для использования, составляет на Земле всего 2 процента, причем 3/4 из них приходится на ледники Арктики и Антарктиды. Все чаще можно слышать о нависшем над человеком питьевом голоде. На привозной воде существует целое государство Алжир. Гонконг получает воду из Китая по трубопроводу. Нехватка воды ощущается в Греции, где она ценится дороже вина. 

Слайд 11З Загрязнение воды

Наиболее известным источником загрязнения воды, которому традиционно уделяется главное внимание, являются бытовые сточные воды. В растворенном виде в сточных водах присутствуют мыло, синтетические стиральные порошки, дезинфицирующие средства, отбеливатели и другие вещества бытовой химии. Из жилых домов поступает бумажный мусор, включая туалетную бумагу и детские подгузники, отходы растительной и животной пищи. С улиц в канализацию стекает дождевая и талая вода, часто, с песком или солью, используемыми для ускорения таяния снега и льда на проезжей части улиц и тротуарах.
Реки! Эти голубые артерии, питающие озера, моря и океаны! Сегодня многие реки Земли превратились в кладбища рыб. В районах Сибири реки загрязняются из-за нефтепроводов. Затуманились «глаза Земли» - озёра, моря, океаны». 


Слайд 12 Средиземное море.

Океанографы предсказывают, что эта закрытая акватория без приливов и отливов уже 20 лет может превратиться в большой мёртвый водоём! Неужели это мрачное пророчество – верный прогноз? 


Слайд 13 Чёрное, Азовское моря.

Критические точки там, куда впадают Дунай, Дон, содержащие в своих водах всю таблицу Менделеева и особенно много ртути.


Слайд 14 Северное море.
Принц Чарльз, наследник английского престола, назвал его большой клоакой, заявив, что, пока мы будем ждать диагноз врачей, пациент может умереть. А вот диагноз, поставленный учёными – экологами Балтийскому морю. «Балтика похожа сегодня на непомерно тучного страдающего отдышкой человека». Главные враги Балтики – городские и промышленные сбросы: фосфор и азот, попадающие с городскими стоками, вызывают бурный рост водорослей, поглощающих кислород.


Слайд 15 Ладожское озеро.
Задыхается от сточных вод и чистейшее когда-то Ладожское озеро. Несколько лет назад вся Ладога зацвела! Сине - зелёные водоросли захватили даже центр озера, чего не было никогда. 


Слайд 16 Аральское море
Очаг экологического бедствия – Аральское море, «испарившееся» на глазах одного поколения. Когда – то богатое рыбой. Оно ныне на огромных пространствах представляет собой полупустыню, в которой навсегда похоронены плавающие здесь корабли. Уровень моря (и объём воды в нём) быстро снижается вследствие забора воды из основных питающих рек Амударья и Сырдарья. Чрезмерный забор воды для полива сельскохозяйственных угодий превратил четвертое в мире по величине озеро-море, прежде богатое жизнью, в бесплодную пустыню. В настоящий момент высыхающее Аральское море ушло на 100 км от своей прежней береговой линии. Как будто бы про Аральское море Федерико Гарсиа Лорка написал: «Умолкло, заглохло, остыло, иссякло, исчезло. Пустыня – осталась». 


Катастрофически растёт во всём мире число экологически неблагополучных мест.

А как же обстоят дела в Белгородской области?


Слайд 17 Красив и богат наш край - родная Белгородчина!

На территории области зарегистрировано свыше 500 рек и ручьев, общей протяженностью около пяти тысяч километров и более 1100 прудов и водохранилищ.

Разнообразна и уникальна древесная и кустарниковая растительность области - 1500 видов растений, включая реликтовые, редкие и исчезающие виды растений, часть из них занесены в Красную книгу России. Сеть особо охраняемых природных территорий области включает 352 уникальных природных объекта и среди них: государственный природный заповедник «Белогорье».

Сегодня экологическая ситуация в Белгородской области характеризуется многими негативными тенденциями, среди которых главными являются постоянно растущие объемы техногенных нагрузок на окружающую среду, а также, тревожное снижение экологической емкости региона. Повсеместно имеет место рост загрязнения воздушного бассейна и деградация рек, прудов и водохранилищ, ухудшается среда обитания водных животных.

В области нет ни одного района, компоненты природной среды которого в той или иной мере были бы не подвержены техногенному воздействию производства.

Основные источники выбросов в атмосферу загрязняющих веществ – автотранспорт, промышленность.


Слайд 18 автотранспорт

Задумайтесь: один легковой автомобиль в течение лишь 1 часа работы, выбрасывает до 60 м3 газов, в состав которых входит более 200 компонентов. Наиболее экологически опасным является режим работы двигателя при остановках на светофорах.

Основные загрязнители природы в Белгородской области

Слайд 19 1. Лебединский ГОК

диоксид серы


Слайд 20 ЗАО «Белгородский цемент»

формальдегид, аммиаку, фенол, оксиды азота. Концентрации пыли и фенола в выбросах предприятия в 1,4-1,8 и 1,6 раза, соответственно, выше установленных ПДК (предельно допустимые концентрации). Содержание аммиака на границе санитарно-защитной зоны на 10% превышает утвержденные экологические нормативы.


Слайд 21 ЗАО «Белгородский завод лимонной кислоты», Цитробел».

Эмиссия загрязняющих веществ в атмосферу от полей фильтрации превышает утвержденные нормативы по аммиаку в 6,5 и сероводороду в 3,4 раза. Концентрация аммиака в 1,7раза выше установленного ПДК.

Вызывает озабоченность неудовлетворительное состояние поверхностных и подземных вод. Основная часть гидросети расположена в густо населенных районах с развитой промышленностью и сельскохозяйственным производством. Здесь реки особенно сильно подвержены воздействию промышленных и бытовых сточных вод.

Малые и средние реки мелеют, истощаются. Повсеместно нарушаются водосборные территории и водоохранные зоны, распахиваются поймы и склоны балок, уничтожается древесная и кустарниковая растительность на берегах. Все это ведет к деградации водотоков и водоемов, ухудшению качества воды, среды обитания водных животных, снижению рыбопродуктивности.

Наибольший вклад в загрязнение водотоков области вносят предприятия жилищно-коммунального хозяйства, на долю которых приходится свыше 90 % сбрасываемых сточных вод.

В городе Валуйки и Валуйском районе вредные вещества поступают от более 10 промышленных предприятий.

Основными предприятиями - загрязнителями являются

Слайд 22 АО «Комбинат растительных масел»

Слайд 23 АО «Валуйкисахар»,

Локомотивное и вагонное депо, асфальтобетонные заводы (а их четыре в районе)


Великие умы прошлого предвидели последствия бездумного покорения человеком природы. Они предупреждали: род людской может погубить себя. Истребляя растительный и животный мир, отравляя землю, воду, воздух. К третьему тысячелетию наступил кризис в отношениях между человеком и природой. Мы живём, словно на пороховой бочке. Рядом с нами каждый день, каждый час – бомба замедленного действия, которая в любой момент может взорваться. «Человек рубит сук, на котором он сидит».

Мы нaдеемся, чтo вы зaдумaетесь нaд глубoким смыслoм слoв фрaнцузскoгo писaтеля Антуaн де Сент-Экзюпери “Все мы пaссaжиры oднoгo кoрaбля пo имени Земля, знaчит, пересесть из негo прoстo не кудa. Если у челoвечествa не нaйдется сил, средств и рaзумa, чтoбы пoлaдить с прирoдoй, тo нa умершей, пoкрытoй пылью, безжизненнoй Земле стoилo бы, пoжaлуй, устaнoвить нaдгрoбный кaмень с тaкoй скoрбнoй нaдписью: “Кaждый хoтел лучшегo для себя”.


Слайд 24

ЧЕЛОВЕК – он ведь тоже природа,
Он ведь тоже закат и восход,
И четыре в нем времени года,
И особый в нем музыки ход.
И особое таинство света,
То с жестоким, то с добрым огнем,
ЧЕЛОВЕК – он зима или лето.
Или осень, с грозой и дождем.
Все вместил в себя: версты и время
И от атомных бурь он ослеп.
ЧЕЛОВЕК – он и почва, и семя,
и сорняк среди поля, и хлеб.
И какая в нем брезжит погода?
Сколько в нем одиночеств и встреч?
ЧЕЛОВЕК – он ведь тоже природа.
Так давайте природу беречь!


III Заключительная часть
Подведение итогов по тестированию обучающихся

Звучит песня «Берегите нашу природу»
Тест
1.Большую часть мусора, загрязняющего землю, составляют:
1)пластмасса, 2) стекло, 3) металл.
2.Чтобы переработать пластмассу, её необходимо:
1) компостировать, 2) сжечь при специальных условиях,3) переплавить.
3. Вредные выбросы оказывают влияние:
1) только на те регионы, где появилось загрязнение, 2) на близлежащие регионы, 

3) даже на территории, удаленные от места, где загрязнение «увидело свет»
4. Самая страшная «добавка» к воде:
1) бытовой мусор, 2) пестициды, 3) минеральные удобрения.
5. Какие из радиоактивных отходов целенаправленно рассеивают в окружающую среду: 
1) газы, 2) жидкости, 3) твердые вещества.
6. После окончания лабораторной работы по химии ваш товарищ вылил использованные реактивы в раковину, а не в специально приготовленную для этих целей ёмкость. Как вы поступите:
1) выльете свои реактивы туда же, куда и он, 2) объясните ему, почему этого не следует делать, 3) расскажите о его действиях учителю.
7. Человек разбил градусник. Как ему поступить:
1) выбросить остатки градусника в окно, чтобы их не увидели родственники, 

2) вызвать представителей ДЕЗ, 3) оставить всё, как есть (убрав разбитое стекло градусника).
8. Как бы вы поступили, если бы, прогуливаясь по берегу водоёма, увидели ржавое ведро возле старого кострища:
1) очистили берег, выбросив ведро в воду, 2) не обратили бы внимания, 

3) отнесли ведро на близлежащую свалку или закопали его в землю.
9. Из-за превышения нормы азотных удобрений, внесённых в почву, у двух человек, работающих в поле, произошло отравление нитратами. Как и должен поступить работодатель:
1) запретить использование минеральных удобрений на полях, 2)посчитать происшествие случайностью, 3) сократить количество вносимых в почву нитратных удобрений и впредь использовать удобрения в соответствии с принятыми нормами.
10. В какую почву лучше всего вносить фосфорные удобрения:
1) щелочную,2) кислую, 3) нейтральную.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!