Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Мошковская общеобразовательная школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» Мошковского района
Муниципальный этап Всероссийского конкурса
«Юннат – 2020»
Номинация: «Мой выбор профессии»
Тема: «Моя будущая профессия – цветовод»
Сазонова Алина Петровна, 7 класс
Руководитель проекта: Коверзина Ксения Борисовна
р.п. Мошково
2020г.
Содержание:
Введение
Глава 1. Цветовод. Историческая справка
Глава 2. Суть профессии цветовода
2.1 Содержание деятельности
2.2 Требования профессии к человеку
2.3 Области применения профессии
2.4 Перспективы роста
2.5 Пути получения профессии
2.6 Моя профессиональная проба
Заключение
Список литературы
Приложение (презентация)
«Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу,
то счастье само вас отыщет»
(К. Д. Ушинский)
Тема: «Моя будущая профессия – цветовод».
Актуальность и новизна проекта. Труд, в котором достигаются не только собственные цели, но и цели общества позволяет человеку стать счастливым, найти смысл своей жизни, добиться выдающихся успехов. Но труд приносит радость и успех только тогда, когда он по душе.
Спросите себя и других: «Каким человеком Вы вырастите?», «Кем Вы станете?», «Какую профессию выберете»? Вы получите множество ответов. Но важнее всего для нас сейчас – найти свой, единственно верный, подходящий ответ на эти вопросы. Важнее всего для нас сейчас совершить свой собственный профессиональный и жизненный выбор.
Задумываться о выборе профессии я начала с детства. Эта тема будет актуальна всегда, так как каждый человек, оканчивая школу, встает на распутье: куда пойти учиться дальше? Это важный шаг в жизни, так как от него зависит будущее. Последствия этого выбора определяют саму жизнь человека.
Сегодня мой выбор профессии ограничен тремя критериями:
профессия должна быть мне интересна;
у меня должны быть способности к выбранному делу;
моя профессия должна быть востребованной и, конечно же, приносить пользу обществу.
Я учусь в школе – интернате, в 7 классе, еще два года учебы и я выпускница. С удовольствием люблю посещать внеклассные занятия «Юный эколог», работать в теплице, заниматься разведением различных цветов, ухаживать за комнатными растениями, посещать оранжереи. Все эти занятия мне по душе.
Моё внимание всегда привлекали интересные, необычные растения. Таких в нашей стране, а тем более в нашем поселке очень небольшое количество. Именно поэтому я мечтаю стать цветоводом, чтобы раскрасить яркими красками этот мир. Я хочу посвятить свою жизнь искусству, и поэтому выбираю профессию цветовод.
Цель: выявить свои личностные качества и особенности профессии цветовода.
Задачи:
ознакомиться с интересующей меня профессией и её характеристиками;
выявить способности и качества, необходимые цветоводу;
узнать, где можно получить данную профессию, и какие перспективы открываются в будущем.
Объект исследования: профессия цветовода.
Методы исследования:
Изучение и анализ теоретической и экспериментальной литературы по теме исследования.
Анкетирование.
Анализ, обобщение.
Гипотеза: участвуя в проекте, я смогу проверить себя в правильности выбора профессии. Ведь от удачного выбора профессии зависит многое-то, с каким настроем будешь работать, и развиваться как специалист.
Практическая ценность: результаты данного исследования могут быть использованы при формирования устойчивых профессиональных интересов школьников, а также возможность поверить и развить способности, помогающие впоследствии сознательно выбрать профессию.
Ожидаемые результаты и способы оценки результативности
В своей карьере я выделила несколько этапов, которые включают: образование, работу в выбранной сфере.
Опираясь на психологический портрет цветовода, я выделила все области, над которыми мне необходимо потрудиться для достижения успеха. Я составила план развития лидерских качеств. Получение качественного образования: окончание колледжа, наработка стажа работы, постоянное повышение квалификации.
В ходе реализации данного проекта я сама изменюсь как личность: стану более уверенной в себе, организованной, коммуникабельной, научусь эффективно решать возникающие проблемы и с достоинством выходить из конфликтных ситуаций, стану более образованной, умной и эрудированной.
Работая над проектом, я увидела, что для осуществления моей мечты нужно много работать. Но, меня не пугают трудности. Все в моих руках и я обязательно реализую свою мечту!
Глава 1. Цветовод. Историческая справка
Цветы человек разводит с глубокой древности Первые сведения о декоративных растениях относятся к 5-6 тысячелетию до нашей эры: по археологическим данным, начиная с глубокой древности люди использовали цветы для украшения. Найдены вазы для цветов, относящиеся к бронзовому веку. Археологи считают, что первые искусственные сады были разбиты вокруг зиккурата в г. Уре в XX веке до н.э., задолго до знаменитых вавилонских садов. В странах Древнего Востока было много дикорастущих цветов именно их использовали для букетов и венков, высаживали у храмов и дворцов. О размахе использования цветов в храмах Египта можно судить по записям в одном из папирусов фараона Рамсеса 3, где указано, что он подарил храму 19 130 032 букета. На острове Крит найдены изображения роз датированные 3000 г. до н. э. В древней Иудее особенно любили розы и белую лилию (известно, что в окрестностях Иерусалима Соломон имел долину Роз), а нарцисс служил эмблемой мира. Человек не только любовался цветами, взятыми из природы, но и пытался отбирать лучшие из них. Разводя растения с самыми крупными, махровыми и красивыми цветами, еще в глубокой древности люди получили много интересных форм. Первое упоминание о розе с 60 лепестками находят у древнегреческого историка Геродота (V век до н.э.).
Цветочно-декоративное строительство древнего мира с геометрически правильными планировками садов и парков внесло большой вклад в сокровищницу мировой культуры. Оно оказало влияние на развитие садово-паркового искусства во всей Европе.
Заниматься выращиванием декоративных растений люди начали уже очень давно. Древнегреческие садовники круглый год выращивали розы, ландыши, маки. Любимыми цветами египтян, судя по записям в древних папирусах, были лилия, мирта, резеда и лотос. В Древней Руси своими цветниками славились монастырские сады, сады князей и бояр. Их называли «райгородами». В саду Московского Кремля в XVI-XVII веках выращивали пионы, лилии, ирисы, тюльпаны и нарциссы. Цветы и семена в Россию тех времен поставляли в основном иностранные фирмы.
Глава 2. Суть профессии цветовода
Цветоводство – это выращивание цветочных культур, отрасль растениеводства. Цветоводы занимаются выведением и выращиванием красивоцветущих и других растений в целях создания букетов, оранжерей, зеленых насаждений открытого грунта и для украшения жилых и производственных помещений. Они стараются создавать растения, цветки которых имеют более привлекательный внешний вид и лучше сохраняются после того, как их срежут. Цветоводы отбирают ценные в декоративном отношении сорта, разрабатывают техники размножения и выращивания травянистых цветочных и декоративно-лиственных растений.
Цветоводы-селекционеры работают в основном в лабораториях, а специалисты по промышленному цветоводству больше времени проводят в теплицах и на открытом грунте.
Цветовод должен приступать к выращиванию определенных культур по строгому графику, потому что большинство из цветов требуется к определенным срокам. В этом ему пригодятся знания в области агрономии. Он разрабатывает способы профилактики и борьбы с вредителями растений, болезнями и другими бедствиями. Цветоводы создают всё новые и новые виды растений: теневыносливые, засухоустойчивые и др. Все декоративные комнатные растения были выведены на основе дикорастущих благодаря стараниям цветоводов.
Цветовод подготавливает почву и посадочный материал к посеву. Причем он применяет разные способы в зависимости от сорта растения. Цветовод знает разные способы полива и прополки декоративных растений, правила выкапывания и погрузки цветов. Он регулярно проводит инспекцию своих цветов и растений с целью выявления признаков заболеваний.
2.1 Содержание деятельности
Цветовод ведет работу по озеленению территорий и помещений. Начинается его деятельность с обработки семян, клубней, луковиц к посадке. Он сортирует их и готовит грунт к посадке. Если растения высаживаются в декоративную клумбу, то цветовод должен соблюдать план их высадки, чтобы создать задуманный рисунок.
Когда растения посажены, их необходимо полить и внести удобрения. Цветовод регулярно опрыскивает цветы дезинфицирующими средствами, удаляет сорняки, окучивает, пропалывает и, при необходимости, опыляет. По мере надобности, этот специалист подвязывает растения и занимается формированием крон декоративный кустарников.
В зависимости от сорта растений, цветовод в определенный срок должен собрать их и выкопать посадочный материал. Созревшие луковицы и клубни нужно рассортировать и подготовить к пересадке или хранению.
2.2 Требования профессии к человеку
Цветоводу необходимо удерживать в памяти большой объем информации: названия многочисленных сортов растений (в том числе, на латинском языке), способы ухода за ними, особенности размножения, специфические болезни и многое другое. Цветочные растения обычно очень хрупкие и нежные, поэтому обращаться с ними (высаживать, собирать, ухаживать) нужно очень аккуратно. Внимательность и острое зрение помогут цветоводу вовремя распознать заболевания растений на ранней стадии, разглядеть вредителей. Кроме того, эти качества вместе с хорошим цветоощущением помогут увидеть малейшие различия между сортами.
Работа в теплице или на открытом грунте потребует физической выносливости и трудолюбия.
Цветовод со специализацией декоратора должен обладать хорошим вкусом и знаниями в области ландшафтного дизайна.
Цветовод должен любить природу. Познания в таких науках, как ботаника, химия, биология будут только помогать ему в повседневной деятельности. А вот аллергия, например, на цветочную пыльцу будет очень мешать этому специалисту.
2.3 Области применения профессии
Профессия цветовода, рабочего – озеленителя предусматривает возделыванию и выращиванию цветочно-декоративных растений, а также оформлению интерьера дома и прилегающей к нему территории.
Цветоводы работают в сфере озеленения и тепличного хозяйства. В их обязанности входит выращивание и посадка растений, уход за ними, выполнение вспомогательных работ при озеленении, подготовка почвы и семян. Не стоит путать цветоводов с флористами, так как последние, в основном, занимаются оформлением цветочных композиций.
Медицинские ограничения: Аллергия на рабочие материалы. Артриты. Частые простудные заболевания. Болезни опорно-двигательного аппарата. Низкая энергичность, апатичность. Заболевания костно-мышечной и сердечно - сосудистой систем. Гипертония. Кожные и аллергические заболевания, не допускающие долгого пребывания на солнце.
Цветовод должен знать:
- ботанику; - биологические особенности используемых растений; - виды удобрений и способы внесения их в почву; агротехнические мероприятия по уходу за растениями; - правила прививания; - болезни растений и меры борьбы с ними; - устройство приборов и орудий, применяемых в декоративном садоводстве; - устройство и оборудование теплиц разного назначения.
Цветовод должен обладать следующими качествами:
любить природу;
быть спокойным и уравновешенным;
дисциплинированным и физически выносливым;
иметь хорошую зрительную память;
иметь хороший глазомер, ориентироваться в пространстве;
иметь развитый эстетический вкус.
В обязанности цветовода входит:
Выполнение вспомогательных работ по выращиванию и уходу за декоративными растениями
Выполнение вспомогательных работ при использовании декоративных растений в озеленении
Подготовка почвы и семенного материала для выращивания цветочных растений
Выращивание и уход за декоративными цветочными, древесно-кустарниковыми растениями
Защита декоративных цветочных, древесно-кустарниковых растений от неблагоприятных метеорологических условий, вредителей и болезней
Устройство и формирование газонов, цветников, посадка декоративных древесно-кустарниковых растений.
2.4 Перспективы роста
Возможные пути развития цветовода:
Цветоводы могут специализироваться в конкретных сферах своей практики: работают в теплицах, на улице, в помещениях выращивая там цветы, растения и прочие саженцы, выращивают декоративные растения. Дальнейший рост по профессии цветовода связан с получением дополнительного образования.
Также человек с профессией цветовода может осваивать смежные специализации, такие как: флорист, ландшафтный дизайнер, дизайнер, агроном и т.п.
В данном случае цветовод может начать заниматься собственным делом, в случае данного направления карьерного роста рекомендуется развивать предпринимательские умения, осваивать такие профессии, как: менеджер, предприниматель.
2.5 Пути получения профессии
Получить образование цветовода можно в учреждениях начального и среднего профессионального образования или на специализированных курсах, где научат всем премудростям профессии: как ухаживать за цветами, продлить им жизнь, сочетать растения, правильно использовать аксессуары. Самыми полезными с точки зрения полученного опыта являются зарубежные курсы. Профессия цветовода хороша тем, что освоить ее можно практически в любом возрасте, если есть творческая натура, и нет медицинских ограничений. Информацию об учебных заведениях можно получить в Интернет-ресурсах.
2.6. Моя профессиональная проба
В исследовании проекта я выяснила, что выбрать профессию не так-то просто. В своем проекте я хочу составить свой план выбора профессии для выпускника используя данные опроса учеников школы. Для этого я составила и провел опрос. (приложение 1 )
Вывод по проведенному опросу:
1. Большинство выпускников определились с выбором профессии, что является хорошим показателем в выпускных классах.
2. Если посмотреть на ответы вопроса, « Каким образом ты определился с выбором профессии» больше половины учеников выбрали профессию самостоятельно.
3. Помогли советы родителей.
4. Для того чтобы осуществить данный выбор профессии большая часть ориентирована на учебу.
Заключение
Участвуя в проекте, я изучила основные особенности профессии цветовода. И это не изменило моего решения в выборе профессии, а наоборот определило направление моего дальнейшего развития. Теперь я точно знаю личностные требования к цветоводу.
«Человек-природа». Представителей этих профессий объединяет одно очень важное качество — любовь к природе.
Но любовь не созерцательная. Которой обладают практически все люди, считая природу наиболее благоприятной средой для отдыха, а деятельная связанная с познанием ее законов и применением их. Одно дело — любить животных и растения, играть с ними, радоваться им. И совсем другое — регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами. Специалист должен не просто все знать о живых организмах, но и прогнозировать возможные изменения в них и принимать меры. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных задач, заботливость, терпение и дальновидность. Человек, работающий в сфере «человек-природа», должен быть спокойным и уравновешенным.
Уже сейчас я думаю о своей дальнейшей судьбе, поэтому я стараюсь учиться и хочу успешно сдать экзамены, ведь именно в это время я покажу всё своё умение!
Список литературы
1. Соколова, Т. А. Декоративное растениеводство. Цветоводство / Т. А. Соколова, И. Ю. Бочкова. – М.: Академия, 4-е изд., 2010. – 432 с.
2. Агишева Т. А. Современный дизайн участка. – М.:ООО ИКТЦ «Лада», 2008 ISBN 978-5-94832-281-0
3. Вольк Р. Занимательная энциклопедия. – М.: Мир книги,1999
4. Хаберер М. Атлас многолетников /Пер. с нем. И. А. Забелиной – РИПОЛ КЛАССИК, 2003. ISBN 5-7905-1773-0
5. Штырлина О. В., Румянцев Ю. А. Краткий определитель растений для любителей природы. – Н. Новгород: Изд-во ООО «Вектор - Т и С», 2001. ISBN 5-93126-007-2
6. В. В. Чуб, К. Д. Лезина Уход за комнатными растениями, – М.: Мир книги,2008г.
7. Спутник садовода /Сост. О. Н. Мятовский. – Тула: изд-во «Пересвет», 2010г.
Приложение №1
Анкета «Твой выбор профессии»
Вопросы анкеты:
1. Ты выбрал профессию?
2. Каким образом ты определился с выбором профессии?
3. Что тебе помогло определиться с выбором профессии?
4. Что ты делаешь, для того чтобы осуществить данный выбор профессии?
1 ответ на вопрос | 2 ответ на вопрос | 3 ответ на вопрос | 4 ответ на вопрос |
Да 80% | Сам (сама) 70% | Родители 40% | Учусь 50% |
Нет 20% | Никак-20% | Ничто 30% | Ничего 40% |
| Родители 10% | Вкусы 30% | Развиваюсь 10% |