СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологический проект «Поможем зимующим птицам»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Название проекта: «Поможем зимующим птицам»

Тип проекта: творческий, информационный

 Цели проекта:

  1. Формирование экологической культуры (совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности).
  2. Формирование у детей стремления относиться к птицам соответственно нравственно-этическим нормам поведения.
  3. Распространение знаний о природе и её защите.
  4. Совершенствование знаний школьников о птицах.
  5. Привлечения внимания к проблеме зимующих птиц, их выживанию и увеличению численности, что будет способствовать повышению биологической защиты зелёных насаждений  от  болезней.
  6. Повышение уровня интеллектуального и творческого потенциала личности ребёнка.
  7.  
  1. Собрать, изучить, обобщить, систематизировать материал экологической направленности, оформить его.
  2. Создать птичьи «столовые» и отдельные кормушки для птиц.
  3. Организовать регулярную работу птичьей «столовой» на школьной территории.
  4. Обеспечить постоянное дежурство и подкормку птиц.
  5. Подготовить материал для практического оказания помощи птицам .
  6. Провести комплекс мероприятий, направленных на решение данной проблемы.
  7. Формировать наблюдательность и внимание.
  8. Воспитывать любознательность, доброе и бережное отношение к птицам, любовь к природе.

Просмотр содержимого документа
«Экологический проект «Поможем зимующим птицам»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Алексеевская средняя общеобразовательная школа





Экологический проект

«Поможем зимующим птицам»



Руководитель проекта

учитель начальных классов

Кавалерист Нина Алексеевна







с. Алексеевка

Паспорт коллективной проектной работы «Поможем зимующим птицам»

Руководитель проекта: Кавалерист Н.А.

Участники проекта: 4 класс

Название проекта: «Поможем зимующим птицам»

Тип проекта: творческий, информационный

Цели проекта:

  1. Формирование экологической культуры (совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности).

  2. Формирование у детей стремления относиться к птицам соответственно нравственно-этическим нормам поведения.

  3. Распространение знаний о природе и её защите.

  4. Совершенствование знаний школьников о птицах.

  5. Привлечения внимания к проблеме зимующих птиц, их выживанию и увеличению численности, что будет способствовать повышению биологической защиты зелёных насаждений от болезней.

  6. Повышение уровня интеллектуального и творческого потенциала личности ребёнка.

Задачи

  1. Собрать, изучить, обобщить, систематизировать материал экологической направленности, оформить его.

  2. Создать птичьи «столовые» и отдельные кормушки для птиц.

  3. Организовать регулярную работу птичьей «столовой» на школьной территории.

  4. Обеспечить постоянное дежурство и подкормку птиц.

  5. Подготовить материал для практического оказания помощи птицам .

  6. Провести комплекс мероприятий, направленных на решение данной проблемы.

  7. Формировать наблюдательность и внимание.

  8. Воспитывать любознательность, доброе и бережное отношение к птицам, любовь к природе.

Предполагаемый продукт проекта:

  1. Листовка «Охраняй птиц!»;

  2. кормушки;

  3. скворечники;

  4. фотоотчёт.

Срок действия проекта:

Осень 2011г. – весна 2012 г.





















Проект

«Поможем зимующим птицам»

Пояснительная записка

Данная проблема посвящена экологическому воспитанию детей младшего школьного возраста.

В проекте «Помоги зимующим птицам» предлагается творческое решение задачи подготовки детей к пониманию экологических проблем на основе духовно-нравственного отношения к природе.

Практическое использование данного проекта позволит сформировать у учащихся чувство ответственности за судьбу природы.

Процесс познания природы способствует формированию гуманного отношения ко всему живому, творчески воспитывает и развивает. Ученик становится активным, заинтересованным, равноправным участником проекта. Это позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению.

Тема выбранного проекта соответствует методической теме, над которой работает МБОУ Алексеевская сош, главными целями которой являются: развитие личности обучающихся, их творческих способностей, интереса к учёбе, формирование желания и умения учиться, сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, воспитание нравственных и этических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.

Введение

Покормите птиц зимой!

Приручите их в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

А. Яшин.

Зима – особенно трудный период в жизни птиц, которые остаются зимовать в наших краях.

В это время они особенно нуждаются в нашей заботе – подкормке. И помочь им должен каждый, ведь из 10 синиц до весны доживает только 1-2, а остальные гибнут от голода.

Проблема. Как помочь птицам зимой?

Цели проекта

1.Формирование экологической культуры (совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности).

2.Формирование у детей стремления относиться к птицам соответственно нравственно-этическим нормам поведения.

3. Распространение знаний о природе и её защите.

4. Совершенствование знаний школьников о птицах.

5. Привлечения внимания к проблеме зимующих птиц, их выживанию и увеличению численности, что будет способствовать повышению биологической защиты зелёных насаждений от болезней.

6.Повышение уровня интеллектуального и творческого потенциала личности ребёнка.

Задачи

1.Собрать, изучить, обобщить, систематизировать материал экологической направленности, оформить его.

2.Создать птичьи «столовые» и отдельные кормушки для птиц.

3.Организовать регулярную работу птичьей «столовой» на школьной территории.

4.Обеспечить постоянное дежурство и подкормку птиц.

5.Подготовить материал для практического оказания помощи птицам .

6.Провести комплекс мероприятий, направленных на решение данной проблемы.

7.Формировать наблюдательность и внимание.

8.Воспитывать любознательность, доброе и бережное отношение к птицам, любовь к природе.

Актуальность.

Пусть зима будет доброй для пернатых друзей!

Скорей на помощь, дети!

Вот в этот самый трудный час

Спасения птицы ждут от вас!

Кормите их! Согрейте!

По мнению орнитологов, наибольшую опасность для зимующих птиц представляет не холод, а недостаток пищи. Поэтому особое значение имеют такие меры, как развешивание кормушек, подкормка птиц.

Так кто же, как не мы, позаботится о братьях наших меньших – о зимующих птицах?

Учитывая особенности возраста, при организации работы используются разнообразные формы: экскурсии, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, акции.

Основная часть. Описание проекта.

  1. Формы и методы работы:

  • экологические беседы;

  • экологические экскурсии;

  • экологические конкурсы;

  • экологические акции;

  • викторины;

  • трудовой десант;

  • зелёный патруль.

  1. Мотивация детей.

Я



Любовь

Терпенье

Добро



  1. Этапы реализации:

  • наблюдение за жизнью зимующих птиц на прогулках, во время экскурсий (Кавалерист Н.А.);

  • рассматривание альбома «Птицы – наши друзья» (Королецки Е.Н.);

  • рассматривание иллюстраций в книгах о зимующих птицах;

  • чтение научных и художественных текстов о зимующих птицах;

  • решение детьми проблемных ситуаций: «Чем можно помочь птицам зимой?», «Как помочь птицам дождаться весны?»;

  • аукцион загадок и пословиц (вожатая Сагайдачная Е.С.);

  • выпуск детских листовок с целью защиты и помощи зимующим птицам (Ерохина О.П.);

  • совместное изготовление кормушек с родителями и развешивание их в школьном дворе (Ерохина О.П.);

  • акция «Поможем зимующим птицам»(Кавалерист Н.А.);

  • конкурс кроссвордов (Ерохина О.П., Королецки Е.Н., Кавалерист Н.А., Сагайдачная Е.С.);

  • акция «Не жалейте для птиц ни зерна, ни крошек» (Кавалерист Н.А., Сагайдачная Е.С.)

  • фотоотчёт (учитель начальных классов Кавалерист Н.А.);

  • итоговая презентация (учителя Ерохина О.П., Королецки Е.Н., Кавалерист Н.А.).

  1. Организация работы с детьми.

В середине осени учитель Кавалерист Н.А. приносит в класс письмо и сообщает, что она его нашла по пути в школу. Письмо упало прямо под ноги. Кто же мог его написать? Письмо зачитывается.

Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут вам зимующие в вашей местности птицы. Мы знаем, что вы, юные экологи, всё знаете, всё умеете, у вас доброе сердце.

Очень просим вас разрешить наши сомнения: Куда нам лететь, когда наступят холода? – Поможете ли вы пережить нам эту холодную зиму?»



Так у ребят возникает интерес к зимующим птицам. Обсуждение письма подводит детей к цели: надо помочь птицам, зимующим в нашей местности.

Для осуществления поставленной цели создаётся команда спасателей «Друзья птиц».

Девиз спасателей: «Пусть зима будет доброй для пернатых друзей!» А затем продумывают план деятельности:

  • узнать как можно больше сведений о зимующих птицах у взрослых, из энциклопедий, справочников, художественной литературы, Интернета, из копилки народной мудрости (пословицы, приметы, загадки, сказки);

  • изготовить кормушки и развесить их в школьном дворе, возле своих домов. Для этого нужно выяснить, какие кормушки нужны для зимующих птиц, как изготовить, какие материалы для этого использовать;

  • подобрать корм, любимый зимующими птицами. Собрать его как можно больше.

Организуется акция «Хлебные крошки». Полученные сведения обсуждаются и оформляются в альбом.

В назначенный день проводится акция «Поможем зимующим птицам».

Смастерили 20 разнообразных кормушек, что позволило создать птичьи столовые. Составили график подкормки птиц.

При помощи наблюдения смогли узнать, какие птицы чаще прилетают к кормушкам, как разнообразен мир птиц, которые нуждаются в помощи человека.

ВЫВОД: при соблюдении основных правил оказания помощи зимующим птицам, увеличивается численность птиц, прилетающих к кормушке.

Команда спасателей постоянно ведёт активную деятельность, наблюдая за питомцами в птичьих столовых, проводя эксперименты.

Эксперимент №1.

Проблема: Как часто нужно добавлять корм в кормушки?

Результат:

  1. птицы привыкают к постоянному месту подкормки, поэтому желательно ежегодно вывешивать кормушки на прежние места;

  2. ежедневно пополнять кормушки кормом, чтобы птицы, проделав долгий путь, не улетали без корма. Иначе можно погубить привыкших к подкормке птиц. Корм должен быть укрыт от дождя и снега.

Эксперимент №2.

Проблема: Чем любят лакомиться синички?

Результат:

  1. подтвердился тот факт, что синички любят лакомиться несолёным салом;

  2. чтобы синички постоянно прилетали к кормушке, необходимо сыпать корм для синичек, не смешивая его с другим кормом(нежареные семечки подсолнечника, тыквы, крошки хлеба .



Весной, 1 апреля, в праздник «День птиц» (Международный день птиц») – своеобразный отчёт детей перед взрослыми о том, что они сделали для того, чтобы птицы пережили зиму, что получилось, какие возникли проблемы, что они хотели бы осуществить в дальнейшем. В завершение праздника проводится конкурс «Лучший домик для птиц». Все скворечники развешивают в школьном дворе.







Заключение.

В процессе работы над проектом большое внимание уделяется проведению наблюдений, предусматривающих активное и посильное участие детей в охране зимующих птиц.

Тема бережного отношения к природе проходит красной нитью на всех этапах.

Работая над проектом, учащиеся приобрели знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Это стало возможным, потому что дети сами делали свой выбор и проявляли инициативу.

На рефлексивно-оценочном этапе проекта ребятам предложена такая “мишень”, которая является личной оценкой успешности. Каждый ученик должен “выстрелить” в мишень 4 раза (в каждую четверть мишени), поставив оценку за тот или иной показатель. Учащиеся с удовольствием используют её для оценки своей работы.



Проект имеет практическую ценность, предполагает возможность решения актуальной проблемы. Самое главное – это большое количество зимующих птиц, которые переживут эту зиму благодаря нашей заботе и вниманию.

Практическое использование завершенного проекта «Поможем зимующим птицам» позволит вести работу по формированию у детей чувства ответственности за судьбу природы сёл Алексеевка, Александровка, Надежда, Авило-Фёдоровка – маленькой частицы великой России.





ПРИЛОЖЕНИЕ

Листовка «Охраняй птиц!»

  • Не подходи близко к гнёздам птиц! По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься около гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы – родители могут навсегда покинуть гнездо.

  • Не разоряй птичьи гнёзда! Не уноси из гнёзд яйца!

  • Если у тебя дома есть собака, не пускай её гулять в лесу или парке весной или в начале лета. Она может легко поймать плохо летающих птенцов.

  • Не лови здоровых птиц и не уноси их домой!

  • Весной приготовь домики для птиц и привяжи их верёвкой к дереву!

  • Зимой сделай и развесь кормушки для птиц! Не забывай регулярно добавлять корм!



Загадки о птицах.

  • В серой шубке перовой
    И в морозы он герой,
    Скачет, на лету резвится,
    Не орел, а все же птица.

(Воробей)

  • Без рук, без топоренка
    Построена избенка.

(Гнездо)

  • Носит серенький жилет,
    Но у крыльев – черный цвет.
    Видишь, кружат двадцать пар
    И кричат:
    - Карр! Карр! Карр!

(Ворона)

  • Я по дереву стучу, червячка добыть хочу,
    Хоть и скрылся под корой —

Все равно он будет мой!
(Дятел)

  • Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
    Птица говорливая, самая болтливая.
    Вещунья белобока, а зовут ее…
    (Cорока)

  • Чернокрылый,
    Красногрудый
    И зимой найдет приют:
    Не боится он простуды
    — С первым снегом
    Тут как тут!
    (Снегирь)

  • Днем спит, ночью летает.
    (Сова)

  • Чик-чирик! К зернышкам прыг!
    Клюй, не робей! Кто это?
    (Воробей)

  • В лесу, под щебет, звон и свист,
    Стучит лесной телеграфист:
    «Здорово, дрозд, приятель!»
    И ставит подпись…
    (Дятел)

  • Я весь день ловлю жуков,
    Ем букашек, червяков,
    Зимовать не улетаю,
    Под карнизом обитаю.
    Прыг-скок! Не робей!
    Я бывалый ….
    (Воробей)



Викторина «Знаете ли вы птиц?»


1. Какая птица рождается на свет сразу со специальностью. (Секретарь)


2. Птица, живущая на южном полюсе. ( Пингвин)


3. Задние конечности у уток превращены в (ласты)


4. Птицы произошли от (пресмыкающихся)


5. Самый большой отряд по числу видов (воробьинообразные 5000в.)


6. Рябчик относится к отряду (куриных)


7. Передние конечности у птиц превращены в (крылья)


8. Единственная кожная железа у птиц (копчиковая)


9. Есть ли у птиц зубы (нет)


10. Птица- санитар леса (Дятел)


11. У какой лесной птицы глаза сдвигаются к затылку (Вальдшнеп)


12. Голос этой птицы похож на шипение змеи (Вертишейка)


13. У этой певчей птицы поют самки и самцы (снегирь)


14. Птица, которая может питаться жалящими насекомыми (щурка)


15. Страна – зимний рай для птиц (Египет)


16. Наука, занимающаяся изучением птиц (орнитология)


17. Другое название чёрного дятла (желна)


18. Птица, поющая ночью (соловей)


19. Птица, не имеющая голоса (аист)


20. Эту птицу называют пернатой кошкой (сова)


21. У каких птиц крылья не покрыты перьями, а чешуёй (пингвин)


22. Когда температура тела у воробья высокое – летом или зимой (одинаковое)


23. Самая маленькая птица (колибри)


24. У какой птицы все четыре пальца обращены вперёд (стриж)


25. У какой птицы самцы жёлтые, а самки зелёные (иволга)

26. Из всех перечисленных птиц назовите ЗИМУЮЩИХ.



Сценарий праздника «День птиц»

Зал празднично украшен цветами, шарами. Оформлена выставка рисунков «Наши пернатые друзья».

Звучит песня "Аист на крыше"

Ведущий:

На нашей планете живут

Чудесные созданья.

Они летают и поют

И землю свято берегут.

Скажите, дети,

Можно жить без птиц на свете?

Что случится, если птицы

На земле вдруг пропадут?

Букашки, жучки, червячки

На деревья нападут

И съедят кору, листочки,

Обглодают ветки, почки -

Вот что будет,

Если птицы, если птицы,

Все исчезнут - пропадут!

И не будет щебетанья,

Дивных трелей соловья,

И сороки стрекотанья,

Чик - чирика воробья...

Скучно будет, знают дети,

Жить без птиц на белом свете!


Сегодня мы с вами собрались, чтобы отметить праздник - День птиц. Надеюсь, вы узнаете много нового. А ещё проводился конкурс рисунков, в конце мы объявим победителей и вручим им дипломы и памятные призы.

А сейчас мы с вами послушаем рассказ о птице, которая селится на крышах домов и, по преданию, приносит счастье. Что это за птица? (аист)

(Детям, желающим принять участие в проведении мероприятия, заранее даётся задание, подготовить рассказ о птице.)

Рассказ об аисте.

Ведущий:

А сейчас проверим, много ли вы знаете о птицах? За каждый правильный ответ я буду вам давать вот таких птичек, (Силуэты птичек из картона.) в конце праздника мы определим победителя - лучшего знатока птиц.

Конкурс "Блиц - турнир"

1. У какой птицы длинный язык? (у дятла - 15 см.)

2. Какая птица не садится ни на землю, ни на воду, ни на дерево? (стриж)

3. Какие птицы не высиживают яиц? (кукушки)

4. У какой птицы самый крепкий клюв? (дятел)

5. Какая птица стала символом мира на земле? (голубь)

6. Где птица поёт громче? (В полёте или на ветке?) (в полёте)

7. Почему нельзя трогать руками яйца и гнёзда птиц? (потому что птицы тогда бросают свои гнёзда)

8. Есть ли у скворца своя песня? (нет, он подражает пению других птиц и разным звукам)

9. Какая птица хорошо видит в темноте? (сова)

10. Какая птица не видит в темноте вообще? (курица)

11. Куда кукушка откладывает яйца? (в гнёзда других птиц)

12. Самая знаменитая ворона? (Каркуша)

А сейчас мы с вами послушаем рассказ о птице, которая умеет точно находить дорогу домой. Что это за птица? (голубь)

Рассказ про голубя.

Конкурс "Узнай птицу"

Ведущий:

А вы можете узнать птицу по её силуэту? Сейчас мы это и проверим.

А)Показываются силуэты птиц - нужно угадать, что это за птица.

Б)Узнай птицу по описанию.

1. Верх головки серенький, будто серая шапочка надета. Грудка и брюшко тоже серые, а спинка и крылья потемнее: они коричневые, пёстренькие. Вверху, на крыльях, - белая полоска. Под шейкой большое чёрное пятно. Совсем как бант или широкий галстук. Ишь, какой франт! (воробей)

2. Головка у неё в чёрной шапочке, на шее и на груди длинный чёрный галстук, спинка, крылья и хвост - тёмные, а грудка ярко-жёлтая, будто она в жёлтый жилетик нарядилась. (синица)

3. Сверху они все чёрные, только над самым хвостом белое пятнышко. Грудка и брюшко белые. Хвост короткий, немного раздвоенный, будто рогатинка. (ласточка)

4. Какой он нарядный! Головка и спинка чёрные, на затылке - красное пятно, а на чёрных крыльях - белые пятнышки и полоски. Весь пёстрый. Летает за ним много пернатых нахлебников. (дятел)

А сейчас мы с вами послушаем рассказ о птице, которая с древних времён служит символом красоты и нежности. Что это за птица? (лебедь)

Рассказ о лебеде.

Конкурс "Барометр природы"

Ведущий:

Люди всегда наблюдали за птицами и по их поведению определяли, какая будет погода. А вы знаете какие - нибудь приметы?

1. Ласточки задевают крыльями поверхность воды (к дождю).

2. Ласточки летают то вверх, то вниз (жди бурю).

3. Стрижи летают низко и с криком (к дождю).

4. Воробьи прячутся под крышу (к буре)

5. Снегирь под окнами чирикает (к оттепели).

6. Голуби воркуют, кукушки кукуют (к тёплой погоде).

7. Воробьи купаются в песке (будет дождь).

8.Вороны садятся на верхушки деревьев (перед морозом).

9. Вороны садятся на снег (к оттепели).

10. Чайки ходят по песку,

Моряку сулят тоску,

Села чайка на воду,

Жди ...(хорошую погоду).

А сейчас мы с вами послушаем рассказ о птице, которая всё время ходит с мешком. Что это за птица? (пеликан)

Рассказ о пеликане.

Ведущий:

Ну вот и пришла пора подвести итоги нашей встречи.

Награждение победителей в конкурсе рисунков и победителя по итогам игры.

Развешивание скворечников.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!