г.Нефтеюганск
Департамент образования
МДОУ «Детский сад №2»
Экологический проект
« Огород на окне»
Руководители проекта
воспитатели средней группы: Котенко Г.В, Пакулева Л.Н.
Объяснительная записка
В своей группе мы уделяем много внимания воспитанию бережного отношения к природе, развиваем интерес к познанию природы, поощряем любознательность и стремление к получению новых знаний. Во время проведения эксперимента над луком, в котором мы вместе с детьми старались обобщить и сформулировать условия, необходимые растениям для роста, у детей возник вопрос: «А смогут ли в группе, на подоконнике вырасти кроме лука другие овощи и цветы?». Оказалось, что дошкольники не только ни разу не наблюдали цветения и созревания на подоконнике огурца, роста картофеля и других овощных культур, но и вообще имеют слабое представление об особенностях их выращивания на огороде. У детей сразу возникло множество вопросов: почему эти растения цветут и созревают, не смотря на то, что за окном ещё лежит снег и холодно? Не страдают ли они от недостатка тепла и влаги? и т. п. Ответы на эти вопросы дошкольники получили в процессе работы над проектом «Огород на окне».
Реализация проекта осуществлялась через игровую, трудовую, познавательную, художественно – продуктивную, экспериментальную деятельность. Принимали участие и родители (приносили семена для посадки, интересные факты об овощах).
Вначале были проведены беседы о растениях, которые возможно вырастить на подоконнике. Эти беседы позволили уточнить знания о строении овощных культур (огурец, картофель, лук, редис, кабачок), об условиях необходимых для роста и развития. Затем произвели посадку семян в кашпо с землёй. Далее проводились наблюдения за проращиванием семян и клубней, ростом растений, осуществлялось трудовое воспитание, где закрепились правила ухода за растениями.
В группе был заведён альбом «Огород на окне», куда впоследствии заносились результаты наблюдений. На страницах альбома дети размещали фотографии изучаемых растений. В родительском уголке был вывешен стенд, где были помещены фотографии, объединённые темой «Мы сажали огород».
Проводились дидактические игры «Где растут овощи», лото «Овощи», игровые обучающие ситуации с Чиполлино.
Ежедневно дети видели результат своего труда. Особенно переживали, когда приходили утром в группу и видели вялые растения, самостоятельно решали, что растениям необходимо питание водой. Для этого проводили игру «Напоим растения».
Итогом работы по проекту стал мастер – класс «Салат из огурцов», где дети не только выполняли трудовые действия, но и занимались дегустацией блюда. А когда в приемной появился стенд «Наш огород» с фотографиями, дети с гордостью рассказывали родителям, чему они научились за время реализации проекта.
Цели и задачи проекта «Огород на окне»
Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растений(почва, влага, тепло, свет).
Развивать наблюдательность детей, умение замечать изменения в состоянии растений.
На примере картофеля формировать у детей обобщённое представление о комплексе условий, необходимых растению для роста.
Учить детей делать простые опыты с растениями.
Развивать понимание: лишение растения даже одного из условий не позволяет правильно и быстро ему расти.
Воспитывать бережное отношение ко всему живому; объяснить , что для живых существ необходимы хорошие условия жизни.
Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей.
Мероприятия по реализации проекта
Познавательно – речевое развитие. 1. Тематические занятия: «Овощи для здоровья», «Огородники», «Труд в огороде и в саду». 2. Беседы на темы: « Что нужно для роста растений на окне», «Чем полезны овощи». 3. Чтение: Н. Сладков «Весенние радости», Э. Шим « Солнечная капля», Н.Носов «Огурцы», Н.Павлова «Под кустом».
Художественно – творческая деятельность. 1. Аппликация: «Овощи на тарелке», «Одуванчики». 2. Рисование: «Весна пришла». 3. Рассматривание картин из серии «Весна». 4. Создание фотовыставки «Наш огород».
Игровая деятельность.
1. Игровая обучающая ситуация «Карлсон выращивает зелёный лук».
2. Игровая обучающая ситуация с Чиполлино « Огород на окне».
3. Лото «Овощи».
4. Дидактическая игра «Где растут овощи»
5. Сюжетно – ролевая игра «В магазин за овощами», «Огородники».
Работа в огороде на окне.
Наблюдение за ростом растений, развитием почек.
Поливка рассады, рыхление почвы.
Мы сажали огород, поливали дружно. Много счастья принесли огород и дружба!
Вот у нас серьезный вид – Опыты проводим. Лук растили мы в земле, И в стаканчике в воде.
гипотеза
- Мы предполагаем, что овощи и зелень можно вырастить не только на грядке, в теплице но и на подоконнике в группе.
Посадили огурцы, ждали, когда вырастут… Поливали, удобряли, и, конечно, измеряли .
Наконец плодов дождались,
Огурцы на славу!
Зеленые, мясистые, спелые, душистые!
Методическое обеспечение
1. Подбор методической и художественной литературы.
2. Составление таблицы – наблюдений за посадкой и ростом растений.
Презентация проекта
«Высадка рассады на участок» «Приготовление огуречного салата»
Действующие лица: дети средней группы.
Материал: рассада овощных и цветочных
культур, огурцы.
Мы растили, потом мыли, На салат порезали, и, Казались огурцы Нам вкуснее персиков!