СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическая экскурсия:«Зимующие птицы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

воспитание любви к природе,знания о многообразии зимующих птиц

Просмотр содержимого документа
«Экологическая экскурсия:«Зимующие птицы»»

Экологическая экскурсия

Тема: «Зимующие птицы»



Цели экскурсии:

- уточнить знания учащихся о многообразии зимующих птиц и их значении для природы:

- познакомить учащихся с видами кормушек и подготовкой корма, используемого для подкормки зимующих птиц;

- развивать память, логическое мышление, устную речь уча­щихся;

- воспитывать любовь к природе, доброе и бережное отно­шение ко всему живому.

Место проведения: Парк Победы ,г. Севастополь.


  1. Организационный момент

Ознакомление с правилами поведения во время экскурсии


  1. Мотивация учащихся

Сегодня во время экскурсии по зимнему парку вы, ребята, сможете проверить свои знания, полученные на уроках «Окру­жающего мира», провести небольшую исследовательскую рабо­ту, а если будете внимательны, сумеете разгадать те загадки, ко­торыми так богата природа родного края. Вот одна из них.

Птица тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит девица-

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом -

Все покрылось серебром.

(Зима.)

Расскажите, какие изменения произошли в парке с наступле­нием зимы.

(Учитель заслушивает и уточняет ответы учащихся)

Действительно сейчас в парке не услышишь веселого щебета птиц. Многие из них улетели в теплые края. Неужели им страшна теплая крымская зима?

Да и снег в наших краях выпадает редко, быстро тает. Вспомните, какие птицы улетают в теплые края и чем они пита­ются?

Вывод. Осенью исчезают насекомые: одни погибают, другие прячутся. Значит, насекомоядные птицам, то есть таким, для ко­торых насекомые — основная пища, зимой прокормиться невоз­можно.

Давайте поговорим о птицах, которые проводят с нами зи­му. Как называют таких птиц? (Зимующие.) Почему они нуж­даются в нашей помощи?

III. Закрепление изученного материала по теме: «Птицы, ко­торые зимуют с нами»

Какие загадки о зимующих птицах вы приготовили?

(Ученики загадывают загадки. Учитель проверяет, что они знают по теме: «Птицы, которые зимуют с нами» и дополняет ответы ребят)


  1. Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой,

Все равно ты будешь мой. (Дятел)


Чем питается дятел зимой? Что вы узнали из рассказа М. Пришвина о дятловой «кузнице»? Почему дятел так ловко может лазить по деревьям?

Конечно, дятел - очень полезная птица. Кроме него нет птиц, которые могли бы уничтожить столько живущих в коре деревь­ев насекомых.

При этом он долбит только пораженные вредителем деревья. А знаете ли вы, что дятел не только в лесу врач, но еще и плот­ник. За свою жизнь он выдалбливает десятки дупел, в которых летом поселяются скворцы, мухоловки, горехвостки и многие другие полезные птицы.


  1. Маленький мальчик в сером армячишке

По дворам шныряет, крохи собирает (Воробей)


Почему летом они кувыркаются в лужах, пыли, а зимой в снегу? Чем питаются воробьи зимой?

За лето воробьи выводят птенцов до трех раз, которых выкармливают гусеницами бабочек, личинками мух и жуков, чем приносят большую пользу природе.


  1. Как сажа, черна,

Как сметана бела.

Люблю всем в лесу

Рассказать, где была. (Сорока)


Как сорока предупреждает жителей леса, парка об опасно­сти? Как выводит и чем кормит своих птенцов?


  1. Ей на месте не сидится;

Все летает целый день,

Суетится, суетится,

Целый день звенит: «Тень - тень»

Угадай-ка, что за птица?

То веселая... ( Синица)


С какими видами синиц вы познакомились на уроке «Окру­жающего мира»? Назовите любимое лакомство синиц в зимнее время.

Знаете ли вы, что во время вскармливания птенцов, синица больше трехсот раз в день прилетает к гнезду с кормом. Каждая синица уничтожает столько насекомых, сколько весит сама.

  1. Всю зиму живем бок о бок

И рады уже, как другу:

Не испугалась сугробов, не улетела к югу.

А когда прогорланит в марте: «Кар-кар, прошла зима!»

Крику вещуньи, поверьте:, рада весна сама. (Ворона.)


Что вы знаете о воронах? Любопытно, что по поведению во­рон зимой, можно определить изменения в погоде.

Например: вороны каркают в стае - к снегопаду, садятся на снег - к оттепели, садятся на вершины деревьев - к морозу. А кто из вас знает народные приметы, связанные с птицами? (Учитель заслушивает ответы учащихся)


  1. Вот опять гнездо себе мастерит в печной трубе.

И туда, на крышу дома

Тащит ветки и солому.

Натаскает ваты, пуха –

Хорошо птенцам и сухо.

И в колодец-дымоход

Ни за что не влезет кот!

Вот смекалка, так смекалка!

Это что за птица? ... (Галка)


Сравните ворону и галку по внешнему виду. (Величина, опе­рение, строение ног и клюва)

Действительно, галки любят гнездиться на окраине города, под карнизами зданий, в печных трубах, дуплистых деревьях. Гнездо используют несколько лет подряд. Галка всеядна - охотно есть зерна, молодые овощи, дождевых червей, улиток, уничтожает много вредных насекомых.

  1. Оценивание предварительной работы по изготовлению кормушек и сбору корма для зимующих птиц.

Готовясь к сегодняшней экскурсии, многие из ребят изготовили кормушки. Давайте их рассмотрим. Какая из кормушек наиболее удачная, удобная для птиц?

(Обмен мнениями.)


Демонстрация кормушки в виде домика, которая была зара­нее изготовлена, одним из родителей класса.


Обратите внимание, что здесь два кормовых столика: верх­ний для птиц покрупнее, нижний (банка) - для более мелких. На верхний столик можно положить гроздья сушеной рябины, ело­вой и сосновой шишки, корочки хлеба и другие остатки со сто­ла. Банку же, расположенную под верхним столиком, удобнее использовать под зерновой корм — просо, различные семечки и семена.


А какой корм вы приготовили для зимующих птиц в нашем парке? (Игра «Определи корм». С завязанными глазами ученик должен определить корм и вспомнить, кто им питается.)


Советую, семена крапивы, репейника, конского щавеля, лебеды, собирать в августе – в сентябре, пока они еще не осыпались. Для заготовки семян срезают все растение и хранят в виде венчиков. А на следующую зиму вы можете эти венчики повесить рядом с кормушками.

А где надо развешивать кормушки?

  1. Практическая работа


Ребята разбиваются на группы, развешивают кормушки и проводят наблюдения по следующему плану:

  1. Обследуйте данный участок, установите какими семена­ми, плодами могут здесь питаться зимующие птицы, постарай­тесь обнаружить признаки поклева плодов и семян.

  2. Понаблюдайте за птицами, рассмотрите внешний вид, определите название.

  3. Подсчитайте количество птиц, прилетевших к кор­мушке. Выясните, какие птицы какой корм поедают.

Старайтесь работать тихо и осторожно, чтобы не вспугнуть птиц и не навредить им.


  1. Подведение итогов экскурсий, обобщение результатов наблюдений, оценка активности учащихся во время проведения




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!