СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по русскому языку на тему «Качественные имена прилагательные»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке урока представлена подробная, структурная технологическая карта урока с указание планируемых УУД и формируемых умений в соответсвии с ФГОС НОО.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку на тему «Качественные имена прилагательные»»

Технологическая карта урока по русскому языку на тему «Качественные имена прилагательные» по УМК «Начальная школа XXI века»


Учитель начальных классов: Самойлова Анна Сергеевна

Класс: 3

Тема урока: «Качественные имена прилагательные»

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: сформировать представления у учащихся о качественных именах прилагательных.

Задачи:

Образовательные:

- ввести понятие «качественные имена прилагательные», изучить признаки этих прилагательных;

- закрепить знание об имени  прилагательном, как части речи;

- формировать умение образовывать форму качественных прилагательных;

- формировать умение находить качественные прилагательные, использовать их в тексте.

Развивающие:

- развивать самостоятельные навыки учащихся;

- развивать письменную речь, умения применять правила на письме;

- развивать орфографическую зоркость, внимание, память.

Воспитательные:

- воспитывать культуру поведения на уроке и интерес к родному языку;

- прививать внимание, аккуратность.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

- проявляют доброжелательность, готовность и способность к саморазвитию;

- формирование мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий;

- умение высказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Познавательные:

- умение ориентироваться в своей системе знаний;

- умение ориентироваться в учебнике;

- умение находить ответы на вопросы в учебном тексте, таблице, схеме;

- использовать приобретенные знания при выполнении заданий;

- умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные:

- умение слушать и понимать речь других;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- умение аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- умение строить монологические высказывания.

Регулятивные:

- умение концентрировать своё внимание;

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- умение оценивать правильность выполнения своей работы, вносить необходимые коррективы в свою работу;

- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

- умение определять и формулировать тему цель на уроке;

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и ещё не известно учащимся;

- принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- умение оценивать учебные действия по эталону;

- умение осуществлять оценку результатов деятельности.

Предметные результаты:

- умение читать и записывать словарные слова;

- умение определять значение качественных прилагательных и особенностями их словообразования;

- умение распознавать качественные прилагательные.

Дидактические средства: учебник для учащихся 3 класс, часть 2 (УМК «Начальная школа 21 века»), проектор, ноутбук, слайдовая презентация на тему «Качественные имена прилагательные», раздаточный материал.















Ход урока



Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые

УУД

Планируемые результаты

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Наглядно-иллюстративный метод - оценивание настроения на уроке.

- Здравствуйте, дети!

- Звенит, заливается школьный звонок,

Вас ждёт интересный, полезный урок.

Чудесным пусть будет у вас настроение,

Легко и прелестно даётся учение!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Мы умны, бодры, здоровы,

И к работе мы готовы! (слайд 2)

- У вас на партах лежат три значка: солнышко, солнышко с тучкой, тучка.

- Покажите ту картинку, которая соответствует вашему настроению.

- Итак, чтобы наш урок не прошёл зря, что мы должны с вами делать?

- Молодцы! Приступим к работе!

Приветствуют учителя.


Дети слушают, настраиваются на работу.











Оценивают свое настроение с помощью значков.



Думать, рассуждать, сравнивать, делать выводы.

Коммуникативные:

- умение слушать и понимать речь других.



Регулятивные:

-  умение концентрировать своё внимание.

Личностные:  - проявляют доброжелательность, готовность и способность к саморазвитию.

4. Чистописание

Пальчиковая гимнастика, чистописание, загадки, проверка по эталону, работа с презентацией (ИКТ-технологии).

- Для того, чтобы красиво написать, давайте разбудим свои пальчики.

- Этот пальчик маленький,

Этот пальчик слабенький,

Этот пальчик длинный,

Этот пальчик сильный,

Этот пальчик большачок,

А все вместе – кулачок! (слайд 3)

- Ребята, откройте тетради, запишите число, классная работа.

Минутка чистописания:

За // од // да // ту // уп (прописывают верхнее и нижнее соединение в словах). (слайд 4)

Словарная работа.

- Ребята, сейчас проведем словарную работу. Ваша задача внимательно слушать и записать отгадку, которой будет являться словарное слово.

Горох, дорога, земляника, картофель, лестница, малина, месяцы, метро.

Загадки (слайд 5- 7)

1. Десять мальчиков живут в зелёном чуланчике.

(Горох)

2. Шагаешь — впереди лежит. Оглянешься — домой бежит. (Дорога)

3. Орехи в земле, листья на земле. (Картофель)

4. Растет в траве

Алёнка в красной рубашонке.

Кто ни пройдёт — всяк поклон кладет.

(Земляника)

5. Деревянная дорога, вверх идёт она отлого, что ни шаг, то овраг. (Лестница)

6. Красненькая Матрёшка, беленькое сердечко.

(Малина)

7. Двенадцать братьев друг за другом ходят, друг друга не обходят.

(Месяцы)

8. Где бывает: человек стоит, лестница шагает?

(Метро)

(Самопроверка по эталону - на слайде презентации).

Выполняют пальчиковую гимнастику.







Дети записывают число, классную работу.

Выполняют письмо по образцу.













Отгадывают слова и записывают их в тетрадь.





























Проверяют правильное написание слов по слайду презентации.

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.


Коммуникативные:

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.


Регулятивные:

- умение оценивать правильность выполнения своей работы, вносить необходимые коррективы в свою работу.


Познавательные:

- умение ориентироваться в своей системе знаний.



Личностные:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.














Предметные:

- умение читать и записывать словарные слова.

3. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Работа по таблице, игровая технология - Игра «Кто быстрее всех прочтёт, слово лишнее найдёт?», технология проблемного обучения.

- Ребята, устно составьте из слогов однокоренные слова.

по

тра

кать

трак

зав


- Обратите внимание.

Завтрак – это словарное слово.

- Написание буквы а, обозначающей непроверяемый безударный гласный, надо запомнить.

Написание буквы а сохраняется и в однокоренных словах.

Определим значение этого слова.

- Внимание на экран! (слайд 8)

Игра «Кто быстрее всех прочтёт, слово лишнее найдёт?»

Солнце, солнышко, солнечный.

Весна, весенняя, веснушка.

Снежное, подснежник, снег.

Лес, лесок, лесные.

- Назовите лишнее слово в каждой строке.

Проверка по слайду презентации.

- Назовите, к какой части речи относятся эти слова?

- Как вы определили, что это имена прилагательные?

- Что обозначают имена прилагательные?



- Завтрак - завтракать - позавтракать





- Завтрак – это утренняя еда; пища, предназначенная для утренней еды.








Лишние слова: солнечный, весенняя, снежное, лесные.







- Имена прилагательные.

- По вопросам какой? какая? какое? чьи?

- Называют признаки предмета.



Познавательные:

- умение ориентироваться в своей системе знаний.


Коммуникативные:

- умение слушать и понимать других;


- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.


























Личностные:

- формирование мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

4. Подведение к постановке темы урока

Поисково-исследовательский приём

- Ребята, я называю вам некое существо: иностранцевия. Можете это представить? Почему?

(слайд 9)

- А теперь я называю: огромный, темно–серый, толстокожий, толстоногий, хоботоносный.

- Догадались, кто это?

- Видите, перечисления постоянных свойств оказалось достаточно, чтобы узнать предмет. Такие слова характеризуют признаки имен существительных.

- Чтобы мы не делали, мы постоянно стремимся назвать не только предмет, но и оценить его.

- Раз мы оцениваем, значит, что мы описываем?

- Назван сам предмет, но не названы его свойства.



- Слон.









- Его качества.

Коммуникативные:

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.






Регулятивные:

- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Личностные:

- осознавать смысл приобретаемого умения, понимать, где ещё может пригодиться данное умение.











5. Постановка темы и цели урока

Здоровьесберегающая технология - физкультминутка, подводящий диалог

- Итак, ребята, какие прилагательные мы прочитали? Что обозначают эти прилагательные?

- Посмотрите внимательно и скажите, с какими прилагательными мы сегодня будем работать, кто догадался?

- Давайте попробуем определить тему нашего урока. (слайд 10)

- Над какой целью мы будем работать? Давайте определим учебные задачи?

- Задачи урока (слайд 11):

- Будем учиться выделять среди всех имён прилагательных качественные имена прилагательные.

- Будем изучать признак …. (каких?) качественных прилагательных.

- Будем учиться образовывать форму …. (каких?) качественных прилагательных, находить и использовать в тексте ….качественные прилагательные.

Физкультминутка (слайд 12)

Ча-ча-ча (Хлопки по бедрам)

Печка очень горяча (Прыжки вверх)

Чи-чи-чи (Хлопки над головой)

Печёт печка калачи (Приседания)
Чe-чу-чу (Хлопки сзади)

Будет всем по калачу (Прыжки вверх)

Чо-чо-чо (хлопки перед собой)

Осторожно, горячо (Топаем ногами).



Качество предмета



Качественными.



Тема нашего урока: «Качественные имена прилагательные»


Определяют цель и задачи урока.












Выполняют физкультминутку.

Регулятивные:

- умение определять и формулировать тему цель на уроке;

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и ещё не известно учащимся.


Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.




















Личностные:

- проявляют доброжелательность, готовность и способность к саморазвитию.

6. Открытие новых знаний

Работа в парах/группах, работа на доске - запись слов, беседа, наглядно-иллюстративный метод

- Ребята, посмотрите на слайд и скажите, на какие разряды по значению делятся имена прилагательные? (слайд 13)

- Значит, имена прилагательные не все одинаковые. Они делятся на три разряда.

- Но с вами сегодня будем работать только с качественными именами прилагательными.

На слайде помещены картинки по признаку высоты, ширины предметов. (слайд 14-15)

- Если вы хотите сравнить два дома по признаку высоты, что вы скажете?

- Можно ли сравнить эти прилагательные?

- Сравните два шарфа по признаку ширины. Что получится?

- Что мы сейчас делали с именами прилагательными?

- Так вот, ребята, если мы смогли это сделать - сравнить, значит перед нами КАЧЕСТВЕННЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ. (слайд 16)

- Скажите, может кто – то обратил внимание на то,  какие слова нам помогали сравнивать эти предметы?

- Значит,  мы можем эти слова  называть помощниками, и мы можем подставить их к качественным именам прилагательным?

- Ребята, значит, признак предмета может проявляться в большей или меньшей степени?

РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ. ЗНАКОМСТВО С ПРАВИЛОМ.

- Давайте сравним наши ответы с правилом в учебнике.

- Посмотрите, какие главные слова выделены в нашем правиле, давайте прочтём хором.

Прочитайте правило шепотом друг другу.

- Значит, какие слова – помощники мы можем подставить к качественным именам прилагательным?

- Прочтите приведённые примеры (под правилом) (мягкий-мягче…)

- НО! НЕЛЬЗЯ сказать: самый каменный, более железный, вишнёвейший! Значит, это – не качественные прилагательные!

Запись на доске:

(пирог) вкусный – более вкусный – вкуснейший

(пирог) яблочный – сливовый – клубничный

(голос) громкий – громче, чем – самый громкий

(голос) звонкий – красивый – нежный

– В каких группах слов сравнивается один и тот же признак предмета?

Задание: запишите эти группы слов.

Работа в парах по выполнению упражнения 3 (учебник).

– Какие имена прилагательные вы выписали?

– Прочитайте о том, какой признак предмета называют качественные прилагательные (учебник).

- Качественные, относительные и притяжательные.










- Первый дом высокий, повыше, а второй – самый высокий.

Да

- Первый шарф широкий, а второй – более широкий.

Сравнивали их.







Более, менее, самый, самая.


Да.





Да.








Читают правило хором, а затем шепотом друг другу.



Ответы детей.


















Ответы детей.


Записывают группы слов.



Выполняют упражнение.

Коммуникативные:

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.










































Познавательные:

- умение ориентироваться в учебнике;


- умение находить ответы на вопросы в учебном тексте, таблице, схеме.





Коммуникативные:

- умение аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Предметные:

- умение определять значение качественных прилагательных и особенностями их словообразования;


- умение распознавать качественные прилагательные.



7. Первичное осмысление и закрепление темы урока

Работа в паре по карточкам, игровая технология - игра «Самый внимательный»

Работа по карточкам в паре.

- Ребята, у вас на партах лежат карточки. Работая в паре, выберите качественные  прилагательные  и запишите.

Зеленый, тонкий, берёзовый, любимый, птичий, деревянный.

- А в это время один из вас поработает у доски. Нужно из данных слов выбрать качественные прилагательные.

- Кто желает?…

- Аргументируй свой ответ. Какие слова не подошли? Почему?

- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру Игра «Самый внимательный». (слайд 17)

- Качественные прилагательные - хлопок в ладоши, не качественные – приседаем. Не забывайте про слова – помощники!

Светлый - хлопаем, молодые - хлопаем, тополиный - приседаем, львиный - приседаем, нарядный - хлопок.

- Какой признак могут иметь качественные прилагательные?


Работа детей в паре по карточкам.





Работа одного учащегося у доски.




Ответы детей.





Слушают правила и выполняют действия.




Признак, который может проявляться в большей или меньшей степени

Регулятивные:

- принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.


Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные:

- умение определять значение качественных прилагательных и особенностями их словообразования.

8. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Самостоятельная работа по карточкам/самопроверка.

- Перед вами на столах лежит карточка – таблица (слайд 18).

Ваша задача: правильно самостоятельно вписать пропущенные слова, а затем проверить по слайду презентации.

Проверка по эталону. (слайд 19)

Имя прилагательное

Формы сравнения

больше

самый

добрый



тонкий



лёгкий



строгий



смелый



удобный




Имя прилагательное

Формы сравнения

больше

самый

добрый

добрее

добрейший

тонкий

тоньше

тончайший

лёгкий

легче

легчайший

строгий

строже

строжайший

смелый

смелее

смелейший

удобный

удобнее

удобнейший




Самостоятельно работают по карточкам-таблицам:

Вписывают качественные прилагательные, используя разные степени сравнения.






Осуществляют самопроверку по эталону.




Регулятивные:

- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Познавательные:

- использовать приобретенные знания при выполнении заданий.


Регулятивные:

- умение оценивать учебные действия по эталону.

Предметные:

- умение распознавать качественные прилагательные.

9. Подведение итогов и рефлексия учебной деятельности

Беседа, прием рефлексии «Пятерочка»

– Что нового вы узнали об имени прилагательном?

- С какими прилагательными мы познакомились сегодня?

- Какие слова являются помощниками качественных прилагательных?

- Ребята, вы всё правильно сказали, а на следующем уроке вы узнаете, как ещё могут изменяться имена прилагательные.

- А сейчас давайте оценим свою работу на уроке.

ОЦЕНКА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

- Как вы считаете, мы достигли цели?

- Какие шаги мы сделали для этого?

Прием рефлексии «Пятерочка»
Учащимся предлагается на листе обвести свою руку.

Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.
Большой палец – для меня важно и интересно;
Указательный палец - мне было трудно (не понравилось);

Средний – для меня было недостаточно;
Безымянный палец – мое настроение;
Мизинец – мои предложения.

Отвечают на вопросы. Качественными.


Ответы детей.











Ответы детей.





Осуществляют оценку своей работы на уроке.

Аргументируют свои записи.



Коммуникативные:

- умение строить монологические высказывания.
















Регулятивные:

- умение осуществлять оценку результатов деятельности.

Личностные:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

10. Домашнее задание

Дифференцированное домашнее задание, наглядно-иллюстративный метод

- Для домашней работы вы можете выбрать любой кораблик (по выбору) (слайд 20):

1. На кораблике с синей рамочкой:

- Вставить в текст прилагательные. Докажи, что вставленные прилагательные являются качественными.

 И стоит берёза  в _________тишине,

И горят снежинки  в _________огне.

На ________ветках __________ каймой

 Распустились кисти ____________бахромой.

(слова для справок: снежная, белая, сонная, пушистая, золотая).

2. На кораблике с красной рамочкой:

- Нужно вставить качественные прилагательные в текст.

Был …  день.  Дул …  ветер. По … небу плыли … облака. Погода была ... .  И настроение было …

По желанию: составить карточку секретов качественных имен прилагательных.

- Благодарю за урок! (слайд 21)

Слушают объяснения учителя.

Делают соответствующие записи.

Регулятивные:

- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.


Познавательные:

- умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Личностные:

- проявляют доброжелательность, готовность и способность к саморазвитию;

- умение высказывать  своё  отношение к происходящему, выражать свои эмоции.



































РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

МЕТОД «СОЛНЫШКО И ТУЧКА» ДЛЯ ОЦЕНКИ НАСТРОЕНИЯ

ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ:

(Пирог) вкусный – более вкусный – вкуснейший

(Пирог) яблочный – сливовый – клубничный

(Голос) громкий – громче, чем – самый громкий

(Голос) звонкий – красивый – нежный

КАРТОЧКИ ДЛЯ РАБОТЫ В ПАРЕ

Выберите качественные прилагательные и запишите.

Зеленый, тонкий, берёзовый, любимый, птичий, деревянный.

КАРТОЧКА – ТАБЛИЦА.

Ваша задача: правильно самостоятельно вписать пропущенные слова, а затем проверить по слайду презентации.


Имя прилагательное

Формы сравнения

больше

самый

добрый



тонкий



лёгкий



строгий



смелый



удобный















ПРИЕМ РЕФЛЕКСИИ «ПЯТЕРОЧКА»


Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.
Большой палец – для меня важно и интересно;
Указательный палец - мне было трудно (не понравилось);

С редний – для меня было недостаточно;
Безымянный палец – мое настроение;
Мизинец – мои предложения.














КОРАБЛИКИ ДЛЯ СООБЩЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!