СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ .Русский язык . Задание 3 . ФИПИ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) Загадочное существо тринадцати лет, невероятная красавица с улыбкою до ушей, с золотыми глазами, с тонюсенькой талией.

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ .Русский язык . Задание 3 . ФИПИ»

1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) Загадочное существо тринадцати лет, невероятная красавица с улыбкою до ушей, с золотыми глазами, с тонюсенькой талией.

2) Верочка наблюдает за ним сурово, как тренер.

3) Верочка снисходительно наблюдает, как мальчишки возятся с ракетой, как бережно кладут её на ступеньки подъезда, а сами отправляются за рюкзаками.

4) И Гоша теперь сердит и почти свысока разговаривает с Верочкой: «На, смотри, если хочется...»


2. В каком ва­ри­ан­те от­ве­та сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся срав­не­ние?

 1) Я была са­мо­лю­би­ва, и мне ка­за­лось, что «ста­ту­эт­ка» – этo лишь вещь, укра­ше­ние, а не че­ло­век, тем более что ста­ту­эт­ка­ми на­зы­ва­ли и трёх фар­фо­ро­вых собак, оце­пе­нев­ших на нашем бу­фе­те.

2) Вос­пи­та­тель­ни­ца в дет­ском саду, слов­но ста­ра­ясь под­черк­нуть мою хлип­кость, вы­стро­и­ла нас всех по росту, на­чи­ная с самых вы­со­ких и кон­чая мною.

3) Цар­ство иг­ру­шек по-сво­е­му от­ра­жа­ло ре­аль­ный мир, ни­ко­го не уни­жая, а меня воз­вы­шая.

4) Но вдруг, когда мне ис­пол­ни­лось шесть лет, по­яви­лась огром­ная кукла с нерус­ским лицом и рус­ским, хотя и не­обыч­ным для иг­руш­ки, име­нем Ла­ри­са.


3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. 1) И вдруг раздался громкий треск, будто взорвалась хлопушка или лопнула автомобильная шина. 2) Глебов жил в своём двухэтажном подворье рядом с серым, громадным, наподобие целого города или даже целой страны, домом в тысячу окон. 3) Серая громада висла над переулочком, по утрам застила солнце, а вечерами сверху летели звуки музыки. 4) Тут все пятеро кинулись в стороны, Лёвка поднялся на ноги, а в руке он держал пугач, который стрелял особыми пистонами.


4. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Надежда кричала, что она потратила неделю на приготовление праздничного стола и всю прошлую жизнь на воспитание Оксаны и не намерена сидеть на кухне, как прислуга.

2) А осложнения, как он понимал, неизбежны.

3) Оксану как ветром сдуло вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её голос – тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором.

4) Впереди праздник, и жизнь – как праздник.


5. Укажите, какое средство выразительности речи используется в предложении 18: «Проводив маму с отцом в очередную командировку, мы с бабушкой тут же, как заговорщики, собирались на экстренный совет».

1) гипербола 2) сравнительный оборот 3) противопоставление 4) просторечные слова


6. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1)Частенько отец просит меня напомнить ему содержание кинокартины или книги, которую мы оба читали.

2)– Какая диковинная память, а! – радостно говорит он.

3)Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять.

4)Позднего ребёнка ждут не дождутся и, когда наконец дожидаются, начинают проявлять к нему такую любовь, такое внимание, что ему хочется сбежать на край света.


7. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

1) Толя осени не любил. Не любил за то, что опадали листья и «реже солнышко блистало», а больше всего за то, что осенью часто шли дожди и мама не пускала его на улицу.

2) А она, заметив, что Толя обернулся, спряталась за углом старого двухэтажного дома.

3) Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то в крышу...

4) Она стояла, держа в руках сложенный зонтик, не обращая внимания на дождь, который стекал с плаща, и медленно водила глазами по окнам школы: мама, наверно, хотела угадать, в каком классе сидит её Толя


8. Укажите, какое средство выразительности речи используется в предложении 16: «У нас роскошная библиотека, большая, с редкими книгами, но она ничегошеньки не хочет».

1) сравнительный оборот 2) метафора 3) слово разговорного стиля 4) фразеологизм


9. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Люсю Катунину она называла на французский манер: Люси «Как в доме Ростовых! – поясняла Оленька. – Или Болконских».

2) Несмотря на сопротивление Оленьки, она таскала за ней огромную папку с рисунками, даже готовила краски и мыла кисточки.

3) А она обиделась... И на что?! Академик живописи рисует гораздо лучше, чем говорит.

4) – Не нашла места в зале? – задумчиво произнесла я. – Если бы ты нашла его у себя в сердце...


10. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься.

2) Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.

3) Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом.

4) А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.



11. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнительный оборот.

1) Лицо её было подвижным, как у клоуна: она и им распоряжалась без натуги.

2) Разочарование, восторг, изумление – все эти чувства сменяли друг друга, не оставляя места неопределённости.

3) Во всём, кроме женственности и красоты: тут первой считалась Ляля.

4) Ляля восхищённых взоров не замечала, и они от этого становились ещё восхищённее.


12. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

1) Пластинки слушали, играли моей железной дорогой, болтали о том о сём, но ни о чём серьёзном.

2)И ещё ребята любили, когда я пускал с балкона бумажных голубей.

3) Я пустил голубка с балкона, и ветер схватил и унёс его за тополя.

4) И я подумал: вот найдёт кто-нибудь, догадается, придёт ко мне...


13. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Короче, профессия грузчика как перспективная мною никогда не рассматривалась.

2) Родители сами понимали, что по их стопам я не пойду, и даже не намекали на это.

3) Конечно, меня отлавливали, не пускали, но несколько чертежей я всё же испортил, какие-то циркули сломал.

4) Слушал и смотрел выступления студенческого хора, концерты студентов эстрадного отделения, спектакли, поставленные и сыгранные студентами.


14. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

1) Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка: бабушка постоянно что-нибудь напевала.

2) В отличие от бабушки, отец хотел, чтобы Олег стал в будущем толковым инженером.

3) Смычок – вот что он будет держать в руках всю жизнь!

4) «Может быть, это новые методы музыкального воспитания?» – рассуждала бабушка.


15. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Пашка хочет быть как Циолковский и всегда что-нибудь изобретает.

2) Нельзя же заново изобретать самолёт, если его давно изобрели, или открывать новые страны, если всё уже пройдено вдоль и поперёк!

3) Я выпросил у отца большую конторскую книгу, вывел на обложке…

4) История Тыжи осталась ненаписанной, но в деревне меня теперь зовут не иначе как Колька-летописец...


16. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) В первый год моей жизни, в день какого-то праздника, по старому поверью, родители мои устроили гадание: они разложили крест, детскую саблю, рюмку и книжку.

2) Рассказывая мне впоследствии об этой сценке, отец смеялся…

3) Рассказы отца, прошедшего тернистый путь от солдата до капитана, детские игры – всё это настраивало на определённый лад.

4) По мере перехода в высшие классы свободного времени, конечно, становилось меньше, появились другие интересы, и воинские упражнения мои почти прекратились.


17. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) В детстве я очень, очень старалась полюбить театр, как мне велели: ведь это Большое Искусство, Храм.

2) И я, как положено, должна испытывать священный трепет, но помнить при этом, что в театре есть театральные условности.

3) А между тем в театре было тепло, в зале приятно и сложно пахло, в фойе гуляли нарядные люди, окна были укутаны шторами из парашютного шёлка, будто кучевыми облаками.

4) От кино я именно и жду полного преображения, окончательного обмана – «чтоб не думать зачем, чтоб не помнить когда».


18. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным шарфом.

2) Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета.

3) Иоська смолк и вопросительно и насторожённо смотрел на непрошеную гостью.

4) Яков кивнул сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам...


19. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является просторечная лексика. 1) – Ты бы, Лёня, рассказал чего-нибудь повеселей. 2) Встревает тут Федосья, баба из Пстыни… 3) Эти доски и пригодятся. 4) Особенно портрет Пугачёва – глядеть долго нельзя: кажется, с ним самим разговариваешь.


20. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Он эту музыку прямо на ходу сочиняет.

2) Я люблю джаз, как дядя Женя.

3) Кит, съев варёную колбасу из холодильника, шагал в чудесном настроении.

4) Сколько песен в нас с ним бушевало, сколько надежд!


21.В каком ва­ри­ан­те от­ве­та сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся фра­зео­ло­гизм?

 1) Я решил съез­дить на дачу, ко­то­рая была прак­ти­че­ски за­бро­ше­на, и отыс­кать на чер­да­ках-под­ва­лах мед­ве­жон­ка среди ба­рах­ла.

2) Пе­ре­рыв там всё вверх дном, я в самом даль­нем углу в пыль­ном мешке из-под кар­тош­ки нашёл иг­руш­ку.

3) Из всех иг­ру­шек ясель­но­го воз­рас­та мед­ведь был забыт самым по­след­ним.

4) Я отвёз мед­ве­дя домой и са­мо­лич­но его по­чи­нил, хотя на­вы­ка та­ко­го у меня, ко­неч­но, не было.


22. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Эти пуговицы бросились мне в глаза прежде всего: у всех были железные пуговицы со звёздочкой, а у Витьки Борецкого – с якорями.

2) Был он развязный, невоспитанный, и у него даже, казалось, глазки хищно щурились, когда он смотрел на Витьку.

3) И вот однажды Анна Николаевна сказала, что школе дали много денег для оборудования, и мы отправились в магазин наглядных пособий.

4) Решительным шагом я подошёл к Борецкому, придвинул его к скелету, взял костлявую кисть и положил Витьке на плечо.


23. В каком ва­ри­ан­те от­ве­та сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся фра­зео­ло­гизм?

 1) В конце кон­цов дети легли в свои кро­ват­ки и за­кры­ли глаза.

2) Дети были по­слуш­ны­ми, но очень не лю­би­ли ло­жить­ся спать.

3) Дети при­тво­ри­лись спя­щи­ми, чтобы иг­рать даль­ше, когда ро­ди­те­ли лягут спать.

4) Вот было бы здо­ро­во, если бы вы все­гда были жи­вы­ми!


24. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Он сидел всё в одном и том же месте, около ножки кровати, и, когда кто-нибудь наклонялся над ним, он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню.

2) На третий день около усов показалась пена, но, когда Зыбин к нему притронулся, краб пребольно, до крови, заклешнил ему палец.

3) Какая-то мелкая рыбёшка приплыла, сверкнула голубой искрой и сгорела в луче фонаря, исчезла.

4) Он пошёл неуклюже, кряжисто, как танк.


25. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) В третью военную осень после уроков Анна Николаевна не отпустила нас по домам, а раздала узкие полоски бумаги, на которых под жирной фиолетовой печатью – всё честь по чести! – было написано, что такой-то или такая-то действительно учится во втором классе девятой начальной школы.


2) Детское ликование не остановить. Да и не нужно его останавливать, потому что это ведь стихия.

3) – Теперь вы понимаете свою ответственность? – спросила она уже обыкновенным, спокойным голосом.

4) Но мы жили, как живут люди всегда, только с детства знали: там-то и там-то есть строгая черта, и Анна Николаевна просто предупреждала об этой черте.


26. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Иногда то, что ей кажется абсолютно ясным и правильным, к школьной Венькиной жизни абсолютно неприменимо.

2) В сентябре на общешкольном собрании директор предложила родителям приобрести сыновьям пиджаки.

3) «Как денди лондонский…» – радостно приговаривала мама, оглядывая Веньку.   

4) – Тётя Нина отдала. Витальке стал маловат, а тебе будет в самый раз.


27. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) А Веня – это ещё хуже: Веня, племя, бремя, семя… Кошмар какой-то!

2) Одноклассники часто говорили ему обидные слова, но Венька в общем-то не обижался.

3) – Ну, дают! – разозлился Пашка. – Венька, скажи Антуану, что всё обойдётся: заберут они своё заявление как миленькие!

4) Винт здорово обрадовался Веньке и долго представлял его ребятам в палате…


28.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект.

2) До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.

3) Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки – Нюра и Рая Ивановы.

4) Впереди было ещё почти два года блокады...


29. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) Мы были полны восторга, ещё не умея выразить то, что переполняет нас до самого края, а только слушая себя, своё сердце, слушая, как замирает оно, когда возносит вдруг душу какая-то волна, и как обрывается всё внутри, когда волна эта бросает вниз, словно испытывая нашу прочность.

2)Мы ещё не знали, что стихи Пушкина обладают этим волшебным умением, что волнуют нас образы и видения, слагаемые из слов, и что мы переживаем одно из самых счастливых мгновений, которые даруются человеку.

3)Наши били фрицев, флажки двигались каждый день, расширяя фронт атак, и в тот день скакнули далеко вперёд.

4)После небольшой паузы она сказала:

– Ребята, а давайте проведём в классе конкурс на лучшего исполнителя стихотворений Пушкина!


30. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является гипербола.

1) Все мамы разные: молодые, красивые, седые и уставшие, добрые и строгие.

2) Ведь сердце матери способно простить тебе всё на свете.

3) К сожалению, многие слишком поздно понимают, что забыли сказать много хороших слов своим мамам.

4) Она будет переживать за твою судьбу независимо от того, сколько тебе лет.


31. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией.

2) Все двинулись к дверям, в классе оставался только Петруха Васильев, который спокойно, ни на кого не обращая внимания, что-то писáл в тетради.

3) Петруха беспокойно посмотрел на хмуро насупившегося Носкова, но ничего не ответил.

4) Он сел на своё место, рядом с Петрухой, и стал доставать из портфеля учебники.


32. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

1) Один, только один раз земля не уберегла меня...

2) Меня мать приучала к земле, как птица приучает своего птенца к небу.

3) Я сгорал от жажды.

4) И вдруг я подумал, что единственный человек, который может меня спасти, – мама.


33. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является противопоставление.

1) Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир.

2) Сергеева – артистка театра, молодая и красивая женщина.

3) – Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.

4) Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности. А когда спасают, то долго не думают…


34. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант.

2) Ему казалось, что любые удачи приходят к людям как бы за его счёт.

3) Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани.

4) Голубкин не простил благородства, как не прощал он грамотности тем, кто ему же помогал находить ошибки.


35. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1)Я неплохо знал немецкий, домашних заданий никогда по этому предмету не готовил, но однажды настал и мой черёд, когда Елена Францевна ни с того ни с сего вызвала меня к доске, будто самого рядового ученика, и велела читать стихотворение.

2)У дворовых и у школьных ребят навсегда засело в памяти, что в нашей паре я был ведущим, а Павлик – ведомым.

3)Я оглянулся: он сидел через проход позади меня, и у него были холодные, пустые глаза.

4)Она стала листать классный журнал.


36. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Всё вызывало у одноклассников зависть и отвращение: курточка на молнии, девичьи ресницы, раздражающая миловидность лица и полотняные салфетки, в которые был завёрнут домашний бутерброд.

2) Входя в класс, Илья сунул котёнка подвернувшемуся Сане, и тот спрятал его в свой портфель.

3) Первый раз Миху поколотили уже первого сентября – несильно и назидательно – на большой перемене.

4) Крючок впивается в самое сердце, и нить, связывающая людей детской дружбой, не прерывается всю жизнь


37. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) Как-то в начале июня зашёл к Поликарповне человек и попросил сдать комнату на лето.

2) Начиная с воскресенья в деревню стали приезжать всё новые и новые дачники.

3) – Спасибо, родимый, – сказала Поликарповна, – только чуднό мне что-то: пришёл, снял комнату, даже не поторговался, а теперь ты крыльцом моим занимаешься, будто и не чужие мы люди.

4) Он был какой-то уютный, весёлый и простой человек, и хозяйка с первого же дня привыкла к нему, как к своему.


38. В каком ва­ри­ан­те от­ве­та сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся ме­та­фо­ра?

 

1) И я тоже решил стать самым силь­ным че­ло­ве­ком во дворе.

2) То у меня раз­го­рал­ся ап­пе­тит вы­учить­ся на та­ко­го ху­дож­ни­ка, ко­то­рый ри­су­ет на улич­ном ас­фаль­те белые по­лос­ки для мча­щих­ся машин.

3) А мама сразу же за­ме­ти­ла, что я оби­дел­ся, и по­ста­ра­лась мне по­мочь.

4) И я устро­ил Мишку по­удоб­нее на ди­ва­не, чтобы мне спод­руч­ней было тре­ни­ро­вать­ся и раз­ви­вать силу удара.


39. Укажите предложение, в котором нет фразеологизма.

1) Я от нечего делать зашёл к Шалимовым.

2) Всё равно не дам, пока не дочитаю! – отчаянно сказал я, потому что расстаться с повестью о Севастополе было, казалось, выше моих сил.

3) Впрочем, Лёшкины дразнилки были беззлобные, а по-настоящему злился он, если к нему лезли под руку во время важной работы.

4) Я непослушными пальцами расстегнул на животе оловянные пуговки, запихал книгу и боком скользнул на кухню.


40. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Снежинки вдруг закружились в таком танце, что через несколько минут началась настоящая пурга, вскоре перешедшая в большой буран.

2) А утром, пробив дыру на свободу, мы отправились домой.

3) Но я даже не подал виду.

4) А она погладила меня по голове и ушла, чтобы лечь.


41. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) Стиснув до побеления губы, зыркая исподлобья, Жека пытался отнять портреты, а их перебрасывали с парты на парту, передавали по кругу – началась детская игра «А ну-ка, отними!»...

2) Тот сидел сгорбясь – локти в парту, кулаки под закаменевшим подбородком...

3) Я видела на почтамте, как Жека отправлял толстые конверты!

4) Лисапета вдруг явственно увидела, как толстые Жекины конверты, обклеенные марками, цепочкой движутся на север, к городу Норильску.


42. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) На столе в комнатушке лежали драные-передраные книги, и мне надлежало, пользуясь клеем, пачкой папиросной бумаги, газетами и цветными карандашами, склеивать рваные страницы, прикреплять к серединке оторванные, укреплять корешок и обложку, а потом обёртывать книгу газетой, на которую следовало приклеить кусок чистой бумаги с красиво, печатными буквами, написанными названием и фамилией автора.

2) А я улыбался и въявь, и в своём воображении и, как маленький Филипок, утирал мокрый от волнения лоб большой шапкой, нарисованной на картинке.

3) Или я представлял себя Гаврошем и свистел, издеваясь над солдатами, на самом верху баррикады.

4) Потом я ехал в родной город и оказывался здесь, в библиотечном закутке, и от меня ещё пахло порохом парижских сражений.


43. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Мне никогда до войны не приходилось возвращаться домой после долгой разлуки.

2) Разве в мирное время понимает человек, что такое чистые простыни?

3) Я ложусь на свою царскую кровать, пахнущую сеном и свежим бельём, и проваливаюсь, как в пух.

4) И лезут в голову мысли о ребятах, оставшихся на плацдарме.


44. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Ни разу в моём присутствии её глаза не увлажнялись, ни разу она не пожаловалась мне на жизнь, на боль.

2) И вот уже нет прекрасной дамы и маленького рыцаря, а если он и есть, то у него другая прекрасная дама – с косичками, с капризно надутыми губами, с кляксой на платье...

3) Я шумно ходил по комнате, грохотал стульями, а мама всё стояла у окна.

4) Во мне накопилось много слов. Они распирают мне грудь, стучат в висок. Они рвутся наружу, на свет, на бумагу.


45. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) Раньше она жила себе и жила, её вполне удовлетворял молодёжный сериал «Школьники» и девчачьи глянцевые журналы, из которых можно было вырезать картонных кукол и одевать в платья для принцесс.

2) Но пришёл день, и Нина выгребла из всех ящичков картонных кукол, заколочки в виде бабочек и сердечек, фенечки, подвески из стекляшек, пластиковые серьги и отправила это богатство в мусоропровод.

3) Нина как-то ещё мирилась с такой скудной жизнью, пока её лучшая подруга Иришка вдруг в одночасье не влюбилась в Валерку Селиванова…

4) Биографию виртуальному Мите она придумала без труда, а фотографию взяла из маминого альбома: молодой человек сидит верхом на какой-то ограде и красиво улыбается.


46. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу.

2) Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт:

– Жучка, Жучка!

3) Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх.

4) Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул...


47. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики…

2) …я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.

3) Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив голову, смотрела мне вслед.

4) Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.


48. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

1) А Вовка от стыда готов был провалиться сквозь землю.

2) Там стояла бывшая барская контора, которая смотрела на прохожих пугающе чёрными пустыми окнами.

3) Солнце уже клонилось к закату, и было совсем по-вечернему.

4) Он глянул в самый тёмный угол – прямо на него смотрели жуткие золотые глаза.


49. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности.

2) И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у них дома.

3) Это моего отца убили... – закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он.

4) Он был рад, что мать не видит его слёз.


50. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) – Вы, девчонки, совсем помешались на Антуане, – рассмеялась Оля Авласович. – Антуан сказал, Антуан посмотрел… Как ненормальные, честное слово, будто на нём свет клином сошёлся!

2) Мама предлагает дочери постричься, чтобы ей было легче и голова выглядела аккуратней, но Тане не хочется.

3) Если снять с волос резинку, то они очень красиво рассыпаются по плечам и блестят.

4) Таня вытащила из ящика письменного стола толстую тетрадь с

Ди Каприо на обложке и на первом чистом листе вывела красивыми буквами: «Таня Осокина. 7 „А”».


51. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Прежде чем увидеть Наилю, я услышал её голос.

2) У неё действительно были тёмные глаза и, когда Наиля щурилась, становились совсем чёрными.

3) Глаза её блестели, как от слёз, хотя она не плакала.

4) И таблица умножения превращалась в стихи.


52. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) Это был светлячок – маленькая букашечка, и пел он свою незатейливую песенку о том, что видел...

2) Птицы замолчали, уступив место нашему герою.

3) Время шло, безжалостно пожирая минуты, часы, дни, годы; светлячок постарел, потускнел, друзей больше у него не было, в гости его не приглашали, им не восхищались.

4) Мне так нравится слушать, как ты красиво описываешь природу, небо, солнце, траву.


53. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Катя им твердила, что их наверняка отчислят, если они не займутся учёбой, но подруги только смеялись ей в ответ.

2) Ночью, когда их новая хозяйка заснула, Лена и Софья стали обсуждать свою новую жизнь.

3) Катя никогда и не была такой, как мы.

4) Машенька сопит в обнимку с куклой, часы неутомимо режут вечность на ломтики.


54. Укажите предложение, в котором нет сравнения.

1) – А ещё, когда Иванова заплакала, он обозвал её мокрой цаплей, а извиняться не стал, – сказал мальчик.

2) Вся встреча с Алкой Ивановой пронеслась в смятенной душе Андрейки, словно вихрь.

3) Уже перед самой дверью он рванулся было, чтобы котёнком прыснуть вниз.

4) Алка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, словно они впрямь были изо льда и могли разбиться, и вдруг астры отразились в её милых от удивления девчоночьих глазах.


55. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Когда Юра начал вытаскивать из массивного письменного стола огромные и почему-то пыльные альбомы, прямо над головами мальчишек раздался протяжный и жалобный вой...

2) Мой папа говорит: если не умеешь ухаживать, не заводи собак...

3) Выбежав на улицу, перевёл дух и нашёл на фасаде дома Юркины окна.

4) Пришло время удивляться Валерке.


56.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) Цветы были такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день!

2) А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя уже чувствовал недоброе, Валерка стал кривляться, глядя на него.

3) Здорóво, юный жених!

4) Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные...


57. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Потом отправили по распределению в среднюю школу посёлка Калиново Вологодской области преподавать русский язык и литературу.

2) Какое это было счастье – полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом...

3) Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чинёные платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу?

4) Обучить грамоте и поскорее отпустить домой – работать.


58. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.

2) Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки, пролистал страницы, и странная восторженная улыбка появилась на его лице.

3) А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.

4) И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.


59. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Я хочу поведать вам историю, которая во многом определила моё отношение к миру.

2) Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу.

3) Книга исчезла между двойными окнами вагона.

4) Я был на седьмом небе от счастья и засыпáл с книгой в руках.


60. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Вот почему, когда наш учитель по рисованию, Эдмунд Антонович, почти перед самым окончанием второй четверти объявил, что на следующем уроке у нас будет рисунок на оценку, я понял бесповоротно, что столицы не видать как своих ушей.

2) И тогда я от полной безысходности решился на дикий поступок.

3) Урок рисования был один раз в неделю, и я просто не знаю, как дожил до следующего урока.

4) А потом пятёрка появилась и в классном журнале!


61. В каком ва­ри­ан­те от­ве­та нет фра­зео­ло­гиз­ма?

 1) И я сна­ча­ла в са­ди­ке, а потом в школе несла тяж­кий крест от­цов­ской не­су­раз­но­сти.

2) Я го­то­ва была про­ва­лить­ся сквозь землю от стыда и вела себя подчёрк­ну­то хо­лод­но, по­ка­зы­вая своим видом, что этот не­ле­пый че­ло­век с крас­ным носом не имеет ко мне ни­ка­ко­го от­но­ше­ния.

3) Шёпотом он рас­ска­зал маме, что дошёл до рай­цен­тра, под­нял всех на ноги и вер­нул­ся с вез­де­хо­дом.

4) Не знаю, сколь­ко про­шло вре­ме­ни, но вне­зап­но ночь оза­ри­лась ярким све­том фар, и длин­ная тень ка­ко­го-то ве­ли­ка­на легла на моё лицо.


62. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?

1) Всё дальше уходили они по высокой некошеной траве, по весёлым цветам.

2) Но Васятка не слышал, он отмахивался от пчёл и кричал во весь голос.

3) Ты не бойся: поболит – перестанет!

4) Правильно, сынок: сам пропадай, а друга выручай.


63. В каком варианте ответа средством выразительности речи являются эпитеты?

1) А там уроки да перемены. И Сашка Кочетков, первый не то что в классе, а в школе шалопай, заводила и непоседа.

2) Вроде бы не было в нём ничего необычного – худенький, светло-русый, нос с горбинкой, а взгляд такой твёрдый, решительный…

3) Даже за одной партой сидел с ней, Олькой, которую по фамилии только и знал и никогда, кроме домашнего задания по русскому, ни о чём не спрашивал.

4) Уткнулась Оля мокрыми щеками в ладони и тихонько всхлипывала, боясь привлечь к себе внимание.


64. В каком варианте ответа средством выразительности речи является олицетворение?

1) Казалось, дома тоже дышали, жадно и глубоко.

2) Я не успел посторониться, и шершавые мягкие листья коснулись лица.

3) На миг я ощутил полузабытый запах – такой свежий, холодящий, словно от сосульки, положенной на язык.

4) Я представил себе тех, кто живёт на этой улице, и подумал: как удалось им сохранить черёмуху?


65. В каком варианте ответа нет фразеологизма?

1) Жене изо всех сил хотелось убедить друга, что он не виноват.

2) Стоит только одному заболеть, другой тут как тут: книжку почитает, историю расскажет, уроки разъяснит, а если одного из них родители накажут, кто как не друг поймёт и утешит?

3) Ну, подумать только, какой же у него хороший друг Саша.

4) Надо ведь успеть, пока друг не вернулся из школы.


66. В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?

1) Но мальчик был защищён от ругательств невидимой бронёй своего смятения.

2) Когда работаешь на «скорой помощи», готов ко всему, но такого оборота дела он не ожидал.

3) И, присев на задние колёса, как конь перед скачками, «скорая помощь» устремилась вперёд.

4) А что, если эта почти крылатая машина с красным крестом промчится мимо?


67. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) Двухэтажный деревянный дом, в котором я прожила первые десять лет своей жизни.

2) Деревья стояли стеклянные от мороза, и нежный голубоватый печной дым поднимался из труб.

3) Один, впрочем, раз её не оказалось, и я уже приготовилась зарыдать, но сразу же успокоилась: дед никуда не ушёл.

4)Зима была долгой, холодной и снежной.


68. В каком ва­ри­ан­те от­ве­та сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся ги­пер­бо­ла?

 1) Ин­те­рес­но, от­че­го эти не­за­мыс­ло­ва­тые, но такие милые серд­цу кар­тин­ки до сих пор так проч­но оста­ют­ся в его па­мя­ти?

2) Ли­мо­над и сок ма­лень­ко­му Ан­дрюш­ке по­ку­па­ли лишь из­ред­ка, а дома пили в ос­нов­ном чай.

3) А вот ба­буш­ка, ма­ми­на мама, та не могла жить без кофе, и свя­щен­ный ба­буш­кин ко­фей­ный ри­ту­ал, когда в её квар­ти­ру все­лял­ся дух кофе, за­во­ра­жи­вал Ан­дрю­шу.

4) Ба­буш­ка кор­ми­ла его тем, что он любит, под­со­вы­ва­ла луч­шие ку­соч­ки, раз­ре­ша­ла гу­лять до позд­не­го ве­че­ра, а укла­ды­вая спать, все­гда рас­ска­зы­ва­ла что-ни­будь.


69. В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?

1) Он стал выпускать приручённых птиц, но не так, как всегда: брал каждого голубя, гладил по головке и бросал кверху.

2) Повисли плотные сумерки, и во мраке, возле пляшущих языков огня, метались молчаливыми тенями обезумевшие голуби.

3) Птицы носились в прозрачном осеннем небе, а Фёдор медленно и деловито собирал стружку.

4) Фёдор подбежал к голубятне, объятой высоким пламенем.


70. В каком варианте ответа средством выразительности речи является эпитет?

1) Асю можно было испугать, сделав ей страшные глаза; она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей.

2) Аня запротивилась: «Что ты, что ты, Вова! Над нами будет хохотать вся школа...»

3) Увидев страшилище, Ася побледнела и тут же перебежала на другую парту.

4) Однажды Аня поранила гвоздём ногу, да так сильно, что не могла приходить в школу: ни башмак нельзя надеть, ни валенок.


71. В каком варианте ответа средством выразительности речи является эпитет?

1) Потом, когда появятся у вас семьи, заботы, личные интересы, а времени свободного будет оставаться всё меньше и меньше, тогда и проверится ваша дружба.

2) Я очень люблю читать Диккенса, но в собрании сочинений, которое стоит вон на той книжной полке, не хватало только одного тома – двадцать шестого.

3) Как-то раз я попросила друзей купить мне этот том, если он им попадётся в букинистическом магазине.

4) Хватит ли у вас привязанности друг к другу, чтобы хотя бы в самую тяжёлую минуту прийти на помощь, или вы будете успокаивать себя рассуждениями о собственной занятости?


72. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?

1) Гнетущие и безрадостные события в её жизни отдавались постоянной болью в сердце, окрасили мрачными тонами всё её существование.

2) Она ходила в театры, и там почти в каждой опере, в каждом балете была жизненная драма.

3) Музыка звёзд, музыка вечной жизни, она, как свет, возникла где-то в глубинах мироздания.

4) Музыка уже разлилась по всему небу, она достигла самой далёкой звезды и грянула на весь необъятный поднебесный мир.


73. В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?

1) Имена детей она словно выпевала, тонко и болезненно, и слёзы, слёзы подкатывали.

2) Сердце мальчика облилось жалостью и болью.

3) Гриша глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, приказать, и бабушка перестанет плакать, и даже ногу поднял – топнуть.

4) И когда, наконец, из комнаты бабушки донеслось ещё невнятное бормотание, он поднялся и пошёл.


74. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?

1) Прислушиваясь к ночным звукам, он часто думал, что вот проходит жизнь, а ничего ещё толком не сделано.

2) Но Феня стряхнула капли, всё кончилось, и он понял, что никакой музыкой не сможет передать прелесть этих мимолетных капель.

3) Он работал, работал, как подёнщик, как вол, и вдохновение рождалось в работе.

4) Ещё это напоминало оркестр перед увертюрой, когда оркестранты настраивают инструменты.


75. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?

1) Прославится сразу на весь лагерь!

2) Она, наверное, думает, что она такая неотразимая, – хихикали девчонки, – выйдет на сцену и всех покорит своей красотой!

3) Бесхитростный радостный Герка преподнёс мне новость, как пирожное на блюдечке.

4) Понятно, что от ребят мы помощи не дождёмся – они будут всячески ей вредить.

76. В каком варианте ответа нет фразеологизма как средства выразительности речи?

1) Они всегда смотрели так, если били кого-то, до кого другим не было никакого дела.

2) Но волосы она обстригла и перекрасила в первую же неделю, а со второй она уже записалась в какие-то секции, и теперь язык не поворачивался назвать её «хрупкой».

3) Школьники смотрели на избиение совершенно спокойно.

4) Больше не ожидалось ничего интересного, и все стали расходиться кто куда.


77. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?

1) По поведению росомахи служители зоопарка с первого взгляда поняли, что у неё, наверно, скоро должны родиться детёныши и она ищет место для логова.

2) Особенно волновалась росомаха, когда они подходили к соседней клетке, в которой сидели два злющих волка.

3) Днём волков отгонял служитель.

4) Неизвестно, чем бы кончился этот неравный бой, если бы на шум не прибежал сторож.


78. В каком варианте ответа средством выразительности речи является олицетворение?

1) Хлудов достигал временами значительных результатов, соединяя скупую, выдержанную гамму с чётким рисунком.

2) Или яснее и проще: я люблю и понимаю его так, как дети любят и понимают чудесные поздравительные открытки, блестящие переводные картинки, детские книги с яркими лакированными обложками.

3) Всё, что он видел, он видел либо при свете солнца, либо при полной луне.

4) И именно поэтому каждое его полотно ликует и смеётся от радости.


79. В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?

1) Кажется, чуть дохни на неё – и разом обрушится.

2) Всюду, куда ни приди, слышалось:– Ну как там наша Нина? Спасут ли... вот горе!

3) Чуянов приехал. Воронин ещё издали крикнул ему:– Не подходи близко! Стена вот-вот рухнет...

4) Тогда это качество было ещё живо, и оно не раз согревало людские души...


80. Укажите предложение, в котором средством выразительности является сравнение.

1) Сама по себе природа вечна и почти неизменна.

2) Пройдёт сто лет, люди придумают новые машины, побывают на Марсе, а леса будут такими же, и так же будет пригоршнями разбрасывать ветер золотой берёзовый лист.

3) Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие берёзки, тронутые желтизной.

4) И целый час все вместе пели они эту песню, по нескольку раз повторяя одни и те же строчки, а баржа катила себе вниз по Ветлуге, по лесной дикой реке.


81. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?

1) Телефон затих, зелёный экранчик погас, будто он взял руками чьё-то тёплое сердце и, сдавив его, заставил остановиться.

2) Ему казалось, что телефон дрожит в конвульсиях, словно по мёртвому телу пробегает последняя судорога.

3) Эту растяпу в розовом теперь днём с огнём не сыщешь.

4) Он вздохнул, вновь отключил телефон, положил его в карман и, чтобы отвлечься от дурных мыслей, стал методично складывать цифры в номерах проезжавших мимо машин.


82. В каком варианте ответа средством выразительности речи является эпитет?

1) От модели атома с серебристым ядром и укреплёнными на проволочных орбитах электронами веяло космосом, электронной музыкой и фантастическими романами.

2) Это подтвердилось, когда в класс вошла Галя Вишнякова, по всеобщему мнению, самая красивая девочка школы.

3) У меня, кажется, грипп начинается, а завтра контрольная по алгебре, – сказала она и чихнула.

4) – Лёшка – золотой мальчик, а вы все трусы.


83. В каком ва­ри­ан­те от­ве­та сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся оли­це­тво­ре­ние?

 1) Что сулит мне этот дол­го­ждан­ный вос­крес­ный день?

2) На даче, в двух шагах от за­стеклённой ве­ран­ды, висит удоб­ный, глу­бо­кий гамак, в ко­то­рый так хо­чет­ся по­ско­рее за­лезть, что он мне снит­ся по ночам—в виде ска­зоч­ной ладьи, плы­ву­щей над сос­но­вым лесом.

3) А ещё на даче име­ет­ся сер­ди­тый мед­ный са­мо­вар. Он кор­мит­ся шиш­ка­ми и очень не­до­во­лен, когда их мало.

4) И у нас на­чи­на­ет­ся раз­весёлая возня, бе­гот­ня по ком­на­те и швы­ря­ние по­ду­шек до тех пор, пока мама ре­ши­тель­но не пре­кра­ща­ет этот шум, ко­то­рый может по­тре­во­жить со­се­дей.


84. В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?

1) Модель атома с серебристым ядром и укреплёнными на проволочных орбитах электронами стояла на покосившейся полке, которую поддерживала Зиночка Крючкова, очень маленькая и очень гордая девочка с острым личиком.

2) Молоток перехватил стройный гигант в тренировочных брюках – Вахтанг.

3) И вдруг в луче света, падавшего из окна, Лёша увидел новенькую.

4) Постепенно Лёша понял, что оркестр исполняет не такую уж трудную мелодию, что в ней возможны некоторые вольности и что он, Лёша, тоже вполне на уровне.


85. В каком ва­ри­ан­те от­ве­та сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся фра­зео­ло­гизм?

1) Когда нас оде­ли­ли мо­ро­же­ным и фрук­та­ми, де­лать на ковре было не­че­го, и мы, не­смот­ря на косые, па­ля­щие лучи солн­ца, вста­ли и от­пра­ви­лись иг­рать.

2) Право, не хо­чет­ся — скуч­но! — ска­зал Во­ло­дя, по­тя­ги­ва­ясь и вме­сте с тем са­мо­до­воль­но улы­ба­ясь.

3) А если игры не будет, что же тогда остаётся?

4) Я сам знаю, что из палки не толь­ко что убить птицу, да и вы­стре­лить нель­зя.


86. В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?

1) Потом ягодка начнёт увеличиваться, багроветь, затем синеть и, наконец, сделается чёрной с седоватым налётом.

2) Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда не видел.

3) Я потрогал одно яйцо пальцем – оно было тёплое, почти горячее.

4) И все весело побежали от капалухиного гнезда. Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею.


87. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?

1) Слёзы подступили к горлу, стали душить, но он сдержался – не заплакал.

2) Размазывая грязными ладонями слёзы, утёр лицо, сложил щенят обратно и решительно направился в деревню.

3) Сельпо открыли, и тётя Маша деловито направилась к дверям.

4) Окрылённый, мчался Вадимка к дому охотника...


88. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?

1) Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным.

2) Собрав первый урожай, бабушка на радостях испекла два коржа величиной с подсолнух.

3) Коржи были пахучие, румяные. Они светились, как два маленьких посоленных солнца.

4) А второй корж, румяный, целёхонький, лежал на столе и призывно улыбался всей своей рожицей.


89. В каком ва­ри­ан­те от­ве­та сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся срав­не­ние?

 

1) Это была обык­но­вен­ная школь­ная тет­рад­ка для ри­со­ва­ния, най­ден­ная мною в куче му­со­ра.

2) Дым пру­жи­ной под­ни­мал­ся к небу, и птич­ки, как отчёрк­ну­тые га­лоч­ки, вид­не­лись в синем звёздном небе.

3) Я перевёрты­вал хруп­кую на мо­ро­зе бу­ма­гу, за­ин­де­ве­лые яркие и хо­лод­ные на­ив­ные листы.

4) Же­лез­ные нити казённого об­раз­ца по­кры­ва­ли все за­бо­ры в дет­ской тет­рад­ке.


90. Ука­жи­те, какое сред­ство ре­че­вой вы­ра­зи­тель­но­сти ис­поль­зу­ет­ся в пред­ло­же­нии: «Фа­ши­сты окру­жи­ли, бло­ки­ро­ва­ли Ле­нин­град, и на­ча­лись страш­ные дни го­ро­да на Неве…»

1) оли­це­тво­ре­ние 2) фра­зео­ло­гизм 3) эпи­тет 4) срав­ни­тель­ный обо­рот


91. Ука­жи­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром вы­де­лен­ное сред­ство вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся фра­зео­ло­гиз­мом.

 1) Мне хо­те­лось по­пасть туда, по­то­му что СТРА­НА ДЕТ­СТВА лежит в не­обык­но­вен­но звон­кой и тихой мест­но­сти.

2) Я видел, что он узнал меня, но не хотел узна­вать че­ло­ве­ка, ко­то­ро­го счи­тал луч­шим дру­гом, ко­то­рый пре­дал его, бро­сив НА ПРО­ИЗ­ВОЛ СУДЬ­БЫ.

3) Он рас­ска­зал мне, что Шарик ОЧЕНЬ СКУ­ЧАЛ после моего отъ­ез­да, всё искал меня, бегал на до­ро­гу, выл по ночам…

4) Глаза его сразу по­туск­не­ли, слов­но в них бро­си­ли горсть золы, но он пе­ре­си­лил себя, по­ни­ма­ю­ще виль­нул ПО­НИК­ШИМ ХВО­СТОМ, слов­но хотел улыб­нуть­ся, но улыб­ки не по­лу­чи­лось


92. Ука­жи­те, какое сред­ство вы­ра­зи­тель­но­сти ис­поль­зо­ва­но в пред­ло­же­нии:

 Она уже не лас­ка­лась уни­жен­но, она про­сто ждала, не сводя с жен­щи­ны глаз.

 1) срав­ни­тель­ный обо­рот 2) ме­та­фо­ра 3) фра­зео­ло­гизм 4) оли­це­тво­ре­ние


93. Ука­жи­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся срав­ни­тель­ный обо­рот.

 1) Маль­чиш­ки ве­се­ли­лись, пу­ля­ли в стену снеж­ка­ми, а белка пе­ре­би­ра­лась сме­лы­ми ко­рот­ки­ми рыв­ка­ми всё выше и выше, к самой крыше, цеп­ля­ясь не­из­вест­но за что.

2) Снеж­ные сна­ря­ды, слов­но пу­шеч­ные ядра, с глу­хим фыр­ка­ньем раз­ры­ва­лись рядом с бел­кой, она вздра­ги­ва­ла всем ма­лень­ким телом, пу­ши­стый хвост при­жи­ма­ла к стене, как бы по­мо­гая себе даже им.

3) В дру­гой раз я бы сошёл с ума от этих не­при­ят­ных слов, опять бы что-ни­будь вы­ки­нул, может быть, а тут едва услы­шал.

4) Маль­чиш­ки не­на­дол­го опе­ши­ли, потом я ощу­тил лицом ко­лю­чий снег и стал за­ды­хать­ся в су­гро­бе.


94. Ука­жи­те, как на­зы­ва­ет­ся вы­де­лен­ное сред­ство вы­ра­зи­тель­но­сти, ис­поль­зо­ван­ное в пред­ло­же­нии:

Глав­ное, что жизнь у неё в школе была ясная, по­то­му что за от­мет­ка­ми На­та­лья не го­ня­лась, они сами к ней липли, КАК МУХИ НА СЛАД­КОЕ.

 1) оли­це­тво­ре­ние 2) ме­та­фо­ра 3) срав­не­ние 4) раз­го­вор­ная лек­си­ка


95. Ука­жи­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся эпи­тет.

 1) Его хвост давно от­сут­ство­вал, остал­ся толь­ко ма­лень­кий огры­зок, ко­то­рый по­сто­ян­но дёргал­ся…

2) Если бы не мно­же­ство бо­ля­чек, его, на­вер­ное, можно было бы на­звать тёмно-серым по­ло­са­тым котом со двора.

3) Он кос­нул­ся го­ло­вой ла­до­ни моей руки, его зо­ло­той глаз по­вер­нул­ся в мою сто­ро­ну, и я услы­шал мур­лы­ка­ние.

4) Он лежал, свер­нув­шись в клу­бок, сме­жив един­ствен­ный глаз, и след от слезы пе­ре­се­кал его нос


96. Ука­жи­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся срав­не­ние.

 1) Такое пред­ска­за­ние в дет­стве она услы­ша­ла от вол­шеб­ни­ка Эгля.

2) Когда для че­ло­ве­ка глав­ное — по­лу­чать дра­жай­ший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пла­мен­но­го рас­те­ния — чуда, сде­лай ему это чудо, если ты в со­сто­я­нии.

3) Не было ни­ка­ких со­мне­ний в звон­кой душе Грэя — ни глу­хих уда­ров тре­во­ги, ни шума мел­ких забот.

4) Спо­кой­но, как парус, рвал­ся он к вос­хи­ти­тель­ной цели, пол­ный тех мыс­лей, ко­то­рые опе­ре­жа­ют слова.


97. Ука­жи­те ва­ри­ант от­ве­та, в ко­то­ром сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся эпи­тет.

 1) Мечта как вера. Есть она у тебя — куда хо­чешь иди, всё будет в ра­дость.

2) Без Мечты за­сох­нет Душа, как ро­сток в пу­сты­не.

3) Когда-то давно его юно­ше­ское серд­це от­клик­ну­лось на древ­нюю муд­рость, но хо­лод­ный ум по-сво­е­му ис­тол­ко­вал её смысл.

4) Он стал Ма­сте­ром и ука­зал своим уче­ни­кам путь к сча­стью, чего не до­стиг стар­ший брат, по­се­ял се­ме­на и взрас­тил плоды, от чего укло­нил­ся сред­ний, и при­кос­нул­ся к Со­вер­шен­ству, о чём сам меч­тал когда-то.


98. Ука­жи­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся фра­зео­ло­гизм.

 1) На под­мост­ки вы­хо­дит вы­со­кий, строй­ный че­ло­век с сим­па­тич­ным лицом.

2) Я смот­рю на маму умо­ля­ю­щи­ми гла­за­ми.

3) Это были му­же­ствен­ные слова му­же­ствен­но­го че­ло­ве­ка.

4) Он не рас­те­рял­ся, не пал духом, он не про­сил ми­ло­сты­ню, как про­сят ка­ле­ки, он ра­бо­тал как мог


99. Ука­жи­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся срав­не­ние.

 1) Ночью на мок­рые де­ре­вья упал снег, со­гнул ветви своей рых­лой сырой тя­же­стью, а потом его схва­ти­ло мо­роз­цем, и снег те­перь дер­жал­ся на вет­ках креп­ко, будто за­са­ха­рен­ная вата.

2) А она, всё ещё робея и тре­вож­но за­гля­ды­вая в глу­би­ну фор­точ­ки, сан­ти­метр за сан­ти­мет­ром при­бли­жа­лась по ли­ней­ке, на ко­то­рой была от­ме­ре­на её судь­ба.

3) Где ты взял ку­со­чек солн­ца?

4) Объ­яс­нить это ма­лень­кой глу­пой си­нич­ке было очень труд­но.


100. Ука­жи­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся оли­це­тво­ре­ние.

 1) Ста­рик крот­ко улыб­нул­ся, по­гла­дил го­лов­ку внука и по­смот­рел на него как на цве­ток, рас­ту­щий на земле.

2) Ста­рый Тит испил квасу, взял Афоню за руку, и они пошли из избы на­ру­жу.

3) Он сам, как цве­ток, тоже за­хо­тел те­перь де­лать из смер­ти жизнь, он думал о том, как рож­да­ют­ся из сы­пу­че­го скуч­но­го песка го­лу­бые, крас­ные, жёлтые счаст­ли­вые цветы, под­няв­шие к небу свои доб­рые лица и ды­ша­щие чи­стым духом в белый свет.

4) Он не­ви­ди­мо улыб­нул­ся сво­е­му доб­ро­му внуку и пошёл спать в избу на печку.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!