СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ. Русский язык. Тренировочный вариант 15.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЕГЭ. Русский язык. Тренировочный вариант 15.

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ. Русский язык. Тренировочный вариант 15.»

«ЕГЭ 100БАЛЛОВ»


Прочитайте текст и выполните задания 1-3

Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Есенину, душой нации и пользующихся безграничной любовью народа. Есенина любят разные слои общества: молодёжь и старики, рабочие и профессора.

Чем же объяснить такую любовь русского народа к творчеству Есенина? Ведь это очень сложный поэт, и нет человека, который бы его до конца понял, нет пока и критика, который смог бы объяснить и прокомментировать всё богатство содержания есенинской поэзии. Его простота и доступность подчас как бы скрывают от глаз те огромные духовные глубины, которые в нём подспудно содержатся.

Есенин – это национальный мыслитель, и этим прежде всего определяется любовь к поэту. Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит, причём он мыслит по самым существенным проблемам мира, которые так волнуют человека: о жизни и смерти, о крестьянстве, о русской истории, о судьбе отдельной личности и всего народа.

Есенин – великий художник интуиции, и это тоже определяет особое отношение народа к творчеству поэта. Мысли Есенина рождаются вместе со взрывом эмоций – они подобны ослепительным вспышкам, это чаще всего глубочайшие духовные прозрения. Недаром он предположил: «Зато в глазах моих прозрений дивных свет». Всей своей великой интуицией художника он безошибочно угадывал правду, писал только правду, ничего, кроме правды, и поэтому написанное им с каждым годом звучит громче и громче.

Есенин – певец любви. (…) тема тоже близка каждому человеку. Поэт рыцарски стоял за высокое духовное понимание любви, за предельную одухотворённость чувства, не примирялся с компромиссом, требовал максимального любовного напряжения, максимального переживания.

(По Е. Винокурову)


1. Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в последнем абзаце текста. Запишите это местоимение.


2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.


1) МИР. Соглашение воюющих сторон о прекращении войны. Заключить мир.

2) СЛОЙ. Группа людей, населения, общества, однородная по социальным, культурным и т. п. признакам. Низший слой маленького общества на станции живет несколько иначе, чем аристократия.

3) ИСТОРИЯ. Совокупность фактов и событий, относящихся к прошлой жизни; прошлое, сохраняющееся в памяти людей. Знать историю своей страны.

4) СВЕТ. Место, откуда исходит освещение, освещенное место, пространство, где светло. Встать спиной к свету.

5) ГОД. Промежуток времени, в течение которого происходит обращение какой-л. планеты вокруг Солнца. Год Марса.


3. Укажите варианты, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

1) Для того чтобы подчеркнуть величие Есенина как поэта, автор использует анафору, новое предложение третьего, четвёртого и пятого абзацев начинается с фамилии поэта.

2) В рассуждение добавлена цитата самого поэта, чтобы придать достоверности и усилить глубину воздействия на читателя.

3) Текст принадлежит к художественному стилю, потому что в нём рассказывается о поэте.

4) Чтобы усилить эмоциональное воздействие на читателя, автор применяет лексический повтор (безошибочно угадывал правду, писал только правду, ничего, кроме правды, и поэтому написанное им с каждым годом звучит громче и громче).

5) В синтаксисе текста важно отметить ряды однородных членов, сложные предложения с различными видами связи.


4. Укажите варианты, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) тортЫ 2) вернА 3) полОжить 4) создалА 5) сливОвый


5. В одном из предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.


ВЕЧНОЙ красотою удивляет природа Крайнего Севера.

У идеального правосудия три ключевых признака: законность, справедливость и ГУМАННОСТЬ.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ процесс – это совокупность всех действий людей и орудий труда, необходимых на данном предприятии для изготовления продукции.

Ефремов с трудом расшнуровал ЛЕДЯНЫМИ пальцами коньки.

Дедушка по-прежнему оставался таким же словоохотливым, ПАМЯТНЫМ и энергичным.


6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное вами слово.


Пришедший хотел было спросить вопрос, однако был остановлен повелительным жестом вахтёра.


7. В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

с ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ двумя тетрадями

БОГАЧЕ всех

ДЕВЯТИСОТ девяноста девяти экземпляров

более ДВЕ тысяч человек

несколько ПЛАТЬЕВ


8. Установите соответствие между ошибками и предложениями.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением В) ошибка в построении предложения с однородными членами

Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Д) неправильное построение предложения с косвенной речью

ПРЕДЛОЖЕНИЯ


1) Природа словно позаботилась о том, чтобы этот прекрасный камень не противился рукам человека, оценившего его красоту.

2) Не следует забывать о «полном» комментировании поэтических текстов, выявляющим связь любого элемента с целым через постижение авторского замысла и идеи стихотворения.

3) Рассказ «О любви», как известно, входит в «маленькую трилогию» А.П. Чехова вместе с рассказами «Человек в футляре» и «Крыжовник».

4) Юный А.П. Чехов должен был не только содержать себя самого и оплачивать своё учение в гимназии, но и помогать семье, бедствовавшей в Москве.

5) Ещё жидкий янтарь по окончанию плавки выпускают из печи на специальную жестяную площадку, где он затвердевает.

6) Каждое произведение литературы должно воздействовать на читателя не только своим содержанием, а также и формой.

7) С 1986 года в музейное объединение «Государственную Третьяковскую галерею» в качестве подразделения входит Дом-музей В.М. Васнецова, открытый ещё в 1953 году.

8) А.С. Пушкин писал в своём дневнике, что его «Пиковая дама» в большой моде.

9) В.М. Васнецов объяснял В.В. Стасову, что, «как я стал из жанриста историком, ответить не сумею».


9. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) г..ризонт, к..мпьютер, п..левая мышь

2) т..рминология, д..легированный, возн..кновение

3) п..лисадник, восхв..лять, делик..тес

4) н..жнейший, тр..вожиться, р..кламировать

5) з..рница, попл..вок, заг..релый


10. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..говор, пр..долгий, пр..оритет

2) от..гнуть, з..месить, зан..вес

3) по..стегнул, по..откнул, по..толкнул

4) пр..звонкий, пр..мудрость, пр..ступление

5) от..езд, из..являть, ад..ютант


11. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) вскармл..вать, цел..вой

2) раскашл..ться, эмал..вый

3) бедн..нький, продл..вать

4) привередл..вый, пристра..вать

5) ключ..вой, тюл..вый


12. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) роза кол..тся, исчезн..шь

2) лесорубы пил..т, полки стро..тся

3) слабо вид..щий, муч..мый совестью

4) пропущ..нный звонок, неприемл..мые условия

5) он бел..т потолок, исчезн..шь


13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.


Маленькие трагедии отдельного человека остаются никем (НЕ)ЗАМЕЧЕННЫМИ.

Блестят, как губы, (НЕ)УТЁРТЫЕ рукою, и лозы ив, и листья дуба.

Картошка на огородах до сих пор (НЕ)ВЫКОПАНА.

(НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А.П. Чехова часто проживают свой век бессмысленно.

Мы так и остались в (НЕ)ДОУМЕНИИ, когда странный гость внезапно удалился.


14. В каком предложении оба выделенных слова пишутся СЛИТНО? Раскройте скобки и выпишите эти два слова.


(В)ТЕЧЕНИЕ некоторого времени Вера получает пылкие и страстные любовные письма от неизвестного ей лица, но (ПО)ПРЕЖНЕМУ не придаёт им значения.

Онегин, ТАК(ЖЕ) как и герой Б. Констана, умён, но подчёркнуто равнодушен к окружающим его людям и (ПРИ)ТОМ не видит в жизни ничего достойного своих душевных усилий.

Я (ТОТ)ЧАС направился к Беловым с таким расчётом, ЧТО(БЫ) не застать Николая Антоновича.

(ЗА)ТЕМ он повернул линейку компаса (В)ТОМ направлении, в котором скрылся мальчик.

ТО(ЖЕ) выражение готовности к решительным действиям появилось на лице Артёма, что и при первой нашей встрече, (ПРИ)ЧЁМ даже его глаза выражали ту же уверенность.


15. Укажите цифры, на месте которых пишется НН. Запишите цифры в порядке возрастания.

Стра(1)ой пеленой покрылось всё вокруг, словно тума(2)ой скатертью накрыли обеде(3)ый стол.


16. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Проникновенная любовь к родным заснеженным просторам манит к себе рождает раздумья о горечи утрат и тревогу за будущее.

2) В самом языке заключены и образы и ритм и рифмы и аллитерации.

3) Язык многообразен многозвучен и разнотонен.

4) Воздух лёгок и чист и замёрзла река.

5) Не то мысли не то воспоминания не то мечты бродили в его голове.


17. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Перепрыгнув через (1) сплетённый из прутиков (2) забор (3) Иванушка оказался перед избушкою (4) стоящею на курьих ножках.


18. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Вот что:

Жизнь прекрасна (1) товарищи (2)

И она удивительна,

И она коротка.

Это самое-самое главное.

Этого

В фильме прямо не сказано.

Может (3) вы (4) не заметили

И решили, что не было

Самого-самого главного?

Может быть (5)

В самом деле и не было,

Было только желание.

Значит (6)

Значит это для вас

Будет в следующий раз.

(В. Высоцкий)


19. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Почтовое отделение (1) идти в (2) которое (3) предстояло для получения посылки от бабушки (4) находилось в четырёх километрах (5) поэтому мне всё время что-то мешало.


20. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Блинчики получились вкусными (1) и (2) когда мёд закончился (3) Саша решила открыть старые запасы (4) и достала из погреба банку варенья.


21. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Вспахано поле; всё оно покрылось большими глыбами земли. (2)Но этого ещё мало: новому полю или жирной землю земля с навоза не надобно; но если на ниве что-нибудь уже было сеяно и она истощилась, то её надобно удобрить навозом. (3)Навоз вывозят крестьяне на поле осенью или весною и разбрасывают кучками. (4)Но в кучках навоз мало принесёт пользы: надобно его запахать сохою в землю.

(5)Выезжают крестьяне на поле с зубчатыми боронами: боронят, пока все комья разобьются, и тогда только начинают сеять. (6)Осенью сеют озимый хлеб: рожь и озимую пшеницу. (7)Весною сеют яровой хлеб: ячмень, овёс, просо, гречиху и яровую пшеницу.

(8)Озимь всходит ещё с осени, и когда на лугах трава уже давно пожелтела, тогда озимые поля покрываются всходами, словно зелёным бархатом. (9)Жалко смотреть, как падает снег на такое бархатное поле.

(По К.Д. Ушинскому)


Прочитайте текст и выполните задания 22-27.


(1)Зимой, когда дни были короче, сумерки спускались прежде, чем мы успевали пообедать. (2)Когда мы выходили на улицу, дома уже были тёмные. (3)Кусок неба над нами был все сгущавшегося фиолетового цвета, и фонари на улице поднимали к нему свое тусклое пламя. (4)Холодный воздух пощипывал кожу, и мы играли до тех пор, пока все тело не начинало гореть. (5)Наши крики гулко отдавались в тишине улицы. (6)Игра приводила нас на грязные задворки, где мы попадали под обстрел обитавших в лачугах диких туземцев; к задним калиткам темных, сырых огородов, где вонь поднималась от мусорных вёдер; к грязным, вонючим стойлам, где кучер чистил и скрёб лошадей или мелодично позванивал украшенной пряжками сбруей. (7)Когда мы возвращались на улицу, темноту уже пронизывал свет кухонных окон. (8)Если из-за угла показывался мой дядя, мы прятались в тень и ждали, когда он благополучно скроется в доме. (9)Или если сестра Мэнгана выходила на крыльцо звать брата к чаю, мы смотрели, притаившись в тени, как она оглядывается по сторонам. (10)Мы хотели знать, останется она на крыльце или уйдет в дом, и, если она оставалась, мы выходили из своего угла и покорно шли к крыльцу Мэнгана. (11)Она стояла там, ожидая нас, и её фигура чернела в светлом прямоугольнике полуотворённой двери. (12)Брат всегда поддразнивал её, прежде чем послушаться, а я стоял у самых перил и смотрел на неё. (13)Её платье колебалось, когда она поворачивалась, и мягкий жгут косы подрагивал у неё за плечами.

(14)Каждое утро я ложился на пол в гостиной и следил за её дверью. (15)Спущенная штора всего на один дюйм не доходила до подоконника, так что с улицы меня не было видно. (16)Когда она показывалась на крыльце, у меня вздрагивало сердце. (17)Я мчался в переднюю, хватал свои книги и шёл за ней следом. (18)Я ни на минуту не терял из виду коричневую фигурку впереди, и уже у самого поворота, где наши дороги расходились, я ускорял шаг и обгонял её. (19)Так повторялось изо дня в день. (20)Я ни разу не заговорил с ней, если не считать нескольких случайных слов, но её имя было точно призыв, глупо будораживший мою кровь.

(21)Её образ не оставлял меня даже в таких местах, которые меньше всего располагали к романтике. (22)В субботу вечером, когда тётя отправлялась за покупками в лавки, я всегда нёс за ней сумку. (23)Мы шли ярко освещёнными улицами, в толкотне торговок и пьяниц, среди ругани крестьян, пронзительных возгласов мальчишек, охранявших бочки с требухой у лавок, гнусавых завываний уличных певцов, тянувших песню или балладу о горестях родной нашей страны. (24)Все эти шумы сливались для меня в едином ощущении жизни; я воображал, что бережно несу свою чашу сквозь скопище врагов. (25)Временами её имя срывалось с моих губ в странных молитвах и гимнах, которых я сам не понимал. (26)Часто мои глаза наполнялись слезами (я не знал почему), и мне иногда казалось, что из сердца у меня поднимается волна и заливает всю грудь. (27)Я думал о том, что будет дальше. (28)Не знал, придётся ли мне когда-нибудь заговорить с ней и если придётся, как я скажу ей о своем несмелом поклонении. (29)Но моё тело было точно арфа, а её слова – точно пальцы, пробегающие по струнам.

(30)Как-то вечером я вошел в маленькую гостиную. (31)Вечер был тёмный и дождливый, и во всем доме не раздавалось ни звука. (32)Через разбитое стекло мне было слышно, как дождь падает на землю, бесчисленными водяными иглами прыгая по мокрым грядкам. (33)Где-то внизу светился фонарь или лампа в окне. (34)Я был рад, что вижу так немного. (35)Я был словно в тумане, и в ту минуту, когда, казалось, все чувства вот-вот покинут меня, я до боли стиснул руки, без конца повторяя: «Любимая! Любимая!»

(Джеймс Джойс)

*Джеймс Огастин Алоишес Джойс (1882-1941) – ирландский писатель, журналист и учитель, поэт, представитель модернизма



22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Имя возлюбленной временами срывалось с губ рассказчика.

2) Когда мальчик наблюдал за девочкой из окна, его было очень хорошо видно с улицы.

3) Мэнган всегда поддразнивал сестру, когда она его звала.

4) Имя возлюбленной было точно призывом для рассказчика.

5) Часто мальчик плакал, и причина слёз была ему хорошо известна.


23. Какие из утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 27-28 представлено рассуждение.

2) Предложение 25 содержит основную мысль текста.

3) В предложениях 16-18 представлено повествование.

4) В предложении 4 содержится причина того, о чём говорится в предложении 3.

5) В предложении 13 представлено повествование с элементами описания.

24. Из предложений 17 - 20 выпишите один фразеологизм.

25. Среди предложений 26-33 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи противительного союза. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

26. «Первая любовь способна приносить и радость, и боль, и счастье, и горе. Джеймс Джойс, описывая чувство мальчика, применяет лексическое средство (А)______(«вздрагивало сердце» в предложении 16, «из сердца у меня поднимается волна и заливает всю грудь» в предложении 26), троп (Б)________(«несмелое поклонение» в предложении 28, «странные молитвы» в предложении 25). Переживания молодого влюблённого умело переданы автором при помощи синтаксиса (В)______(предложения 29, 35) и (Г) _______(предложения 17, 18, 20)».

Список терминов:

1) ряды однородных членов предложения

2) риторический вопрос

3) контекстные синонимы

4) сравнение

5) эпитет

6) метафора

7) диалог

8) анафора

9) восклицательные предложения


27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Дайте пояснение к каждому примеру - иллюстрации.

Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями. Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!