СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Егэ по русскому

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Егэ по русскому»

ЕГЭ по русскому языку. 2021 год. Вариант №44

Начало формы

Часть 1

Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Одним из способов получения эфирных масел является анфлераж, который основан на использовании очищенного жира, позволяющего впитывать эфирные масла. (2) процесс хорош тем, что можно извлечь эфирное масло, не подвергая сами растения или предметы, содержащие пахучие вещества, термической обработке. (3)Однако в настоящее время анфлераж в парфюмерии не используется, так как он требует больших затрат времени и сырья.

1Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Анфлераж – один из способов получения эфирных масел.

2) История парфюмерии уходит корнями в глубокую древность, и одним из старейших способов добычи ароматических веществ является анфлераж.

3) Такой способ получения эфирных масел, как анфлераж, несмотря на плюсы, сегодня не используется, так как экономически невыгоден.

4) Несмотря на плюсы анфлеража, этот способ получения эфирных масел сегодня не используется, поскольку он требует большого количества времени и сырья.

5) Анфлераж хорош тем, что растения или предметы, из которых получают аромат, не нужно подвергать термической обработке.

2Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в втором (2) предложении текста. Запишите это местоимение.

3Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРОЦЕСС. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ПРОЦЕСС,-а; м.

1) Последовательная смена состояний в развитии чего-л.; ход, развитие какого-л. явления. П. деления клетки. Мировой исторический п.

2) Совокупность последовательных действий, направленных на достижение определённого результата. Производственный п. Технологический п. Учебно-воспитательный п. П. добычи нефти.

3) Юрид. Порядок разбирательства судебных дел; судопроизводство. Гражданский п. Уголовный п.

4В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

нОгтя

чЕлюстей

ловкА

обнЯлась

кровоточАщий

5В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

От банкротства фирму может спасти ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ банком кредита.

Бухгалтерия оплатила КОМАНДИРОВАННЫЕ расходы.

Всё началось с БУДНИЧНОГО телефонного звонка.

- Мы предупреждали вас: ещё одно происшествие, и ДИСЦИПЛИНАРНЫМ взысканием не отделаетесь.

ОТЧЁТЛИВЫЕ звуки колокола хорошо слышны даже на большом расстоянии.

6Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Всем интернет-пользователям особое значение следует уделять вопросам, касающимся компьютерной безопасности.

7В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

БОГАТЕЙШИЙ край

потеряна пара САПОГ

о ПЯТИСТАХ цветах

не видно СЕЛЕНЬЕВ

тихо СМЕЯСЬ

8Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

  1. нарушение в построении предложения с причастным оборотом

  2. ошибка в построении сложного предложения

  3. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

  4. нарушение связи между подлежащим и сказуемым

  5. нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. В романе «Капитанской дочке» многие эпизоды Пугачёвского бунта отражены исторически достоверно.

  2. Согласно условиям договора расходы на коммунальные платежи уже включены в арендную плату.

  3. Только пчелы жужжали да стрекочут кузнечики.

  4. Девочка не только рассказала о жизни и творчестве поэта, но и прочитала наизусть одно из его стихотворений.

  5. Залп тяжёлых орудий, донёсшихся с моря, разорвал тишину.

  6. Отец забыл про газеты, что которые каждый день читал с большим пристрастием.

  7. Отец, позвонивший вчера поздно вечером, сообщил, что заболел.

  8. Узнав о новой книге, мы захотели её приобрести.

  9. Все, кто изучал процесс развития языка, знает о различных исторических изменениях на уровне фонетики, грамматики.



9Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержатся две безударные непроверяемые гласные корня. Запишите номера ответов.

1) элемент, губернатор, торопливый

2) карьерист, интеллектуальный, горизонтальный

3) парадоксальный, альманах, винегрет

4) дилетант, ветеран, семинар

5) театральный, кардинальный, институт

10Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) з..рисовка, не..тправленное, от..рвать

2) и..балованный, в..рыхлить, мирово..зрение

3) пр..остановить, пр..вкусный, Пр..морье

4) вз..скать, раз..грать, без..скусный

5) суб..ект, в..ездной, зав..южило

11Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) опрометч..вость, обескров..ть (врага)

2) вежл..вый, магни..вый

3) сердц..вина, дымч..тый

4) воодуш..вить, вышаг..вать

5) (свернуть) влев.., бесед..вать

12Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов

1) сия..шь, закле..вший

2) потян..шься, воспева..мый

3) онеме..шь, ожида..мый

4) выстро..шь, сброш..нный

5) беспоко..щаяся, (кулинары) замес..т (тесто)

13Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Розовато-сизая дымка уплывает, (НЕ)ХОТЯ отрываясь от согревающейся земли.

На самом же деле была обычная артиллерийская перестрелка, (НЕ)СЛИШКОМ даже сильная.

Солнце, ещё (НЕ)СКРЫТОЕ облаками, освещает мрачную жёлто-лиловую тучу.

Свое нынешнее настроение он называл (НЕ)ПЛОХИМ, а лирическим.

А. Н. Толстой умер, (НЕ)УСПЕВ дописать роман «Пётр I».

14Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова

Воспитательное значение художественной литературы огромно, (ПО)ТОМУ что она действует на мысль ТАК(ЖЕ) сильно, как и на чувство.

Заплакала она (ОТ)ТОГО, что Саша уже не казался ей таким новым, интеллигентным, интересным, каким представлялся (В)ТЕЧЕНИЕ прошлого года.

Фаина, по-старушечьи строго поджав губы, следила (ЗА)ТЕМ, как Степан шумно и грузно передвигался по избе, ЧТО(БЫ) выпить воды и подбросить дрова в печь.

На разрезе волнушки выделяется горький белый сок, (ПО)ЭТОМУ эти грибы нужно сначала подержать в холодной воде, ЧТО(БЫ) вся горечь из них вышла.

Гуров не спал (В)ТЕЧЕНИЕ целой ночи и ЗА(ТЕМ) весь день провёл с головной болью.

15Укажите цифры, на месте которых пишется НН.

Утомлё(1)ый путешестве(2)ик сосредоточе(3)о осматривал окрестности, отряхивая пыль с рва(4)ых башмаков.

16Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) У Андреича никогда не было семьи и весь богатый запас своей доброты он отдавал домашним животным.

2) И лес и степи полны ожиданий великого начала полны скрытых жизненных сил.

3) По лицу командира прошла не то улыбка не то усмешка.

4) Было грустно и в весеннем воздухе и на темневшем небе и в вагоне.

5) Изредка срывался ветер и тогда листья летели шумным дождем щекотали лицо.

17Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В прошлом многим был (1) конечно (2) хорошо известен дом Аксаковых, где всё дышало творчеством, семейным счастьем и довольством. Друзьям семьи, многочисленным гостям (3) вероятно (4) не раз доводилось отдыхать в этом доме душой и телом от житейских дрязг и треволнений.

18Расставьте в знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Через сто лет (1) Петербург стал пышным городом (2) перед красотой (3) которого (4) померкла старая столица.

19Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В мире не счесть мастеров-виртуозов (1) артистично владеющих (2) рисунком, живописью, композицией и (3) создающих (4) великолепные полотна.

20Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Через несколько часов (1) Иван обессилел (2) и (3) когда понял (4) что с бумагами ему не совладать (5) тихо и горько заплакал.

21Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Аккемское озеро в Алтайских горах — настоящий памятник природы с уникальной историей. (2)В период оледенения мощный древний ледник при отступлении прорыл котловину, заполнив её водой. (3)Поэтому озеро имеет вытянутую форму: в длину — более одной тысячи трёхсот пятидесяти метров, а в ширину — всего шестьсот десять метров. (4)Его глубина — восемь метров. (5)Проходили эпохи, менялись геологические эры и климат, а с ними и живая природа, но в районе Аккемского озера время будто вернулось назад. (6)Здесь до сих пор можно наблюдать деятельность ледников. (7)Ледник на северном склоне горы Белуха ежегодно отступает, меняя всё на своём пути. (8)Он крошит скалы, бороздит горные породы, оставляя за собой россыпь чудесных озёр. (9)Аккемское озеро — один из самых удивительных памятников алтайской природы: на дне водоёма сохранился ледниковый ил, который придаёт воде молочный оттенок.

Прочитайте текст и выполните задания 22–27.

(1)Он служил гранатомётчиком, она - в полевой пекарне.

(2)У него в прошлом было много чего разного, в основном неприятного, что сейчас, на войне, казалось несущественным: работа, жена, семейные дрязги.

(3)У неё где-то в Армавире, говорили ребята, осталась старушка-мать, которую не на что было лечить, потому и поступила она в армию хлебопёком. (4)Восемьсот рублей в день «боевых» - где их, такие деньги, в России заработаешь?

(5)Они не обмолвились ни единым словом друг с другом: она нарезала хлеб, он подходил к раздаче в очереди таких же, как сам, грязных, пропотевших солдат, и молодых безусых «срочников», и угрюмых в основном «контрактников», у которых у каждого была в жизни какая-нибудь трагедия (от хорошей жизни на войну не вербуются), подходил, молча брал свою пайку. (6)Любил он с поджаристой корочкой, даже чтобы чуть-чуть хлеб был подгорелый, и она в последнее время стала оставлять ему именно такой.

(7)Она молча клала в его огрубелую ладонь пышущий жаром пышный пахучий хлеб, пальцы их соприкасались, они вскидывали друг на друга глаза. (8)У него они были серые, стального, немного зеленоватого цвета, у нее - карие, но в последнее время глаза у нее сделались отчего-то золотистые и с янтарным оттенком. (9)Вот и всё было их общение.

(10)Он знал, что зовут её Оксана, редкое по нынешним временам имя. (11)Она, конечно же, имени его не знала. (12)Да и зачем ей, молодой и красивой, имя какого-то гранатомётчика в потертом бушлате и с проседью, «дикого гуся», «пса войны», сбежавшего на эту непонятную необъявленную войну от нужды, беспросветности и тоски.

(13)Нет, кажется, раза два он сказал ей: «Спасибо!», а она ответила: «Пожалуйста!» (14)Вот теперь уж точно - всё!

(15) Да, несколько последних лет он не жил - существовал. (16)В тоске и беспросветности. (17)Он не верил больше никому. (18)В прошлом служил он в милиции участковым и насмотрелся такого, что даже не рисковал никому рассказывать - не поверят. (19)Он любил свою жену-пианистку - она же считала его не ровней себе, не парой и потому, наверное, ушла от него к настройщику роялей. (20)Квартиру, которую он заработал, жена разделила, и досталась ему после разъезда конура - в прямом смысле, без всяких кавычек. (21)Ах, как тоскливо и горестно бывало ему в той конуре, особенно вечерами!..

(22)А тут началась война. (23)И ноги как-то сами собой принесли его к казачьему атаману, а потом в военкомат. (24)И взяли его на войну, и направили в отдельный казачий полк по армейской специальности и с армейским званием - гранатомётчиком и младшим сержантом.

(25)Так и служил он уже второй год, бывший старший лейтенант милиции, младшим сержантом. (26)За это время он сделался настоящим «псом войны». (27)Уже не являлись ему во сне убитые им «звери», уже не дрожали в бою руки.

(28)Вот такая теперь была у него жизнь. (29)Но в последнее время суровая его жизнь стала скрашиваться присутствием Оксаны в их полевой походной пекарне.

(30)Оксана как-то выступала на День Победы перед солдатами. (31)Среди прочей самодеятельности она плясала чечётку, или, как называют специалисты, степ. (32)Когда-то в прошлом она занималась в танцевальном кружке при Доме пионеров и в тот день, в святой для всякого русского День Победы, решила, видать, тряхнуть стариной. (33)На ней были блестящие хромом сапожки, которые полковые умельцы подбили так, что они и звенели медными подковками, и скрипели вложенной между стелек берестой.

(34)Как она танцевала! (35)Все, раскрыв от восхищения рты, сидели и смотрели на это чудо!

(36)Да, она была настоящая королева их полка. (37)Многие вздыхали, некоторые даже пытались чего-то там предпринимать, да только без толку. (38)Поэтому он даже и не пытался...

(39)И вот сейчас её внесли на носилках двое дюжих измазанных глиной десантников. (40)Внесли в подвал-бомбоубежище, где когда-то выращивали шампиньоны (ими до сих пор ещё тут кисловато пахло), а теперь оборудован был полевой госпиталь и где он получал индивидуальные аптечки на весь взвод.

(41)Она была по самый подбородок укрыта окровавленным то ли пледом, то ли ковром, то ли одеялом. (42)Среди раненых и медобслуги пополз шумок: «звери» обстреляли хлебовозку.

(43)Её положили возле печки-буржуйки, в которой гудело замурованное пламя и наносило тополевым горьковатым дымком, который будил в памяти осенние субботники и запах сжигавшейся листвы.

(44)Глаза её горели каким-то странным, лихорадочным, янтарным огнём. (45)В них прямо-таки плескался непонятный и потому страшный пожар. (46) Он подошёл к ней. (47)Она узнала его и улыбнулась, превозмогая боль.

- (48)А-а, Роман! Здравствуй!

(49)Он удивился: откуда знает его имя? (50)Ведь они не знакомились. (51)Они даже ни разу не поговорили. (52)«Спасибо» - «Пожалуйста» - вот и всё! (53)Она пекла хлеб для всего полка. (54)Он был одним из трёх тысяч солдат. (55)Все солдаты на одно лицо. (56)Но на душе сделалось так тепло и так легко, хоть пой, хоть скачи козлёнком.

- (57)Видишь, как меня? - продолжала говорить она. – (58)Ну ничего, это ведь не страшно. (59)И не надолго, и мы ещё потанцуем. (60)Ведь правда, Рома?

- (61)Конечно, конечно. (62)Ты только не говори много. (63)Береги силы. (64)Потом мы с тобой наговоримся. (65)И натанцуемся. (66)Ты ещё покажешь класс - в своих скрипучих сапожках-то...

- (67)Сапог, сапог! - вскрикнула вдруг Оксана.

(68)Она схватила его за руку, притянула к себе, приложила ладонь к своей щеке - щека горела огнём! - зашептала свистящим полушёпотом, с перехватом дыхания:

- (69)Слушай, будь другом... (70)Я стеснялась этих ребят-санитаров, чужие люди, а тебя попрошу, будь другом, сними с меня левый сапог: жмёт, вражина, сил нет! (71)Или разрежь его, что ли, а?

(72)Он кивнул и приподнял край задубевшего от крови одеяла. (73)Ног у неё не было по самые колена. (74)Его бросило в жар. (75)Он еле сдержался, чтоб не отшатнуться. (76)Стоящая у бетонного столба молоденькая медсестра, помогавшая размещать раненых, чуть слышно вскрикнула, увидев это, и заткнула рот воротом халата, испачканного кровью, грязью, зелёнкой.

(77)Он медленно опустил край одеяла (или ковра?), поправил его и приблизился к её лицу. (78)В глазах Оксаны прочитал облегчение, будто сапог и в самом деле перестал мучить.

(79)В подвале сразу же отчего-то сделалось тихо. (80)Так тихо, что слышен стал лязг и звон инструментов за ширмой, где готовили стол для операции.

- (81)Знаешь что, Оксана дорогая? - сказал он хрипловато, но твердо. – (82)А выходи-ка ты за меня замуж, - докончил он и словно груз сбросил.

(83)Она широко распахнула глаза, в них были слёзы.

- (84)Замуж?

(85)В глазах её заплескалась радость. (86)Золотая. (87)Неподдельная.

- (88)Я знала, что ты рано или поздно заговоришь со мной. (89)Я знала... (90)Но замуж?! (91)Но почему именно сегодня, именно сейчас?

- (92)Боюсь, что завтра... я не осмелюсь. (93)Так что сейчас решай.

(94)Она коснулась его тёмной загорелой руки. (95)Закрыла янтарные свои прекрасные от счастья глаза и прошептала:

- (96)Ведь правда, все у нас с тобой будет хорошо? (97)Меня сейчас перевяжут, и мы с тобой еще станцуем на нашей свадьбе... (98)Как я счастлива, Ромка!

(99)У бетонного столба стояла молоденькая медсестра и беззвучно плакала.

(100)В подвале висела звонкая, чистая, прямо-таки стерильная тишина, запах грибов куда-то пропал, и лишь горьковато припахивало от печки тополевыми поленьями...

(По В.И. Дёгтеву*)

Вячеслав Иванович Дёгтев (1959–2005) – советский и российский писатель.

22Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Оксана поступила в армию хлебопёком, потому что ей нужны были деньги на лечение матери.

2) Оксана и Роман были знакомы до службы в армии.

3) Роман пошёл служить по контракту и оказался на непонятной необъявленной войне от нужды, беспросветности и тоски.

4) Роман попал в полевой госпиталь после ранения и здесь узнал о том, что Оксане ампутировали обе ноги.

5) Роман сделал предложение Оксане после того, как узнал, что девушка после обстрела полевой пекарни осталась без ног.

23Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1-3 представлено рассуждение.

2) Предложение 33 содержит элементы описания.

3) В предложениях 34-38 представлено повествование.

4) В предложении 68 перечислены последовательные действия персонажа.

5) Предложение 73 указывает на причину того, о чём говорится в предложениях 74-76.

24Из предложений 62–68 выпишите фразеологизм.




25Среди предложений 77–81 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного наречия и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите последовательность цифр без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

26 «Вячеслав Дёгтев, рассказывая невероятную историю любви, использует разнообразные средства выразительности. В начале повествования восхищение героиней автор передаёт с помощью синтаксического средства - (А)__________ (предложения 34-35). Передать состояние шока, отчаяние и боль героини после тяжелейшего ранения автору помогает такой троп, как (Б)__________ (предложения 44, 45). Заглушившие боль сильные эмоции девушки, вызванные неожиданным предложением героя, автор сумел изобразить при помощи синтаксического средства - (В)__________ (предложения 85-87). Чистота помыслов и чувств героев особенно подчёркнута в конце рассказа: писатель использует здесь троп - (Г)__________ («звонкая, чистая, прямо-таки стерильная тишина» в предложении 100)».

Список терминов:

1) вопросительные предложения

2) парцелляция

3) контекстные антонимы

4) метафора

5) синтаксический параллелизм

6) восклицательные предложения

7) диалог

8) эпитеты

9) гипербола

Часть 2

27 Напишите сочинение по прочитанному тексту
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Конец формы













































ЕГЭ по русскому языку. 2021 год. Вариант №43

Начало формы

Часть 1

Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Наполеон очень любил читать, что было довольно необычно для военного. (2)Он пристрастился к чтению ещё в детстве, в военном училище: отношения со сверстниками у него не сложились, и книги позволяли забыть о сильном чувстве одиночества и житейских неприятностях. (3)Позже в каждой резиденции имелась библиотека, составленная из одних и тех же книг, и поэтому император мог продолжать чтение любой книги, переехав с места на место.

1Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) В резиденциях Наполеона, с детства пристрастившегося к чтению, всегда была библиотека, составленная из одних и тех же книг, чтобы после переезда император мог продолжить чтение любой книги.

2) В каждой резиденции у Наполеона имелась библиотека, составленная из разных книг.

3) Наполеон, с детства любивший читать, имел в библиотеках своих резиденций одинаковые книги, чтобы продолжать чтение в случае переезда с места на место.

4) Наполеон любил читать одни и те же книги, из которых была составлена его библиотека.

5) Наполеон часто проводил время за книгами в одной из своих резиденций.

2Самостоятельно подберите притяжательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это местоимение.

3Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СИЛЬНЫЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
СИЛЬНЫЙ, 
-ая, -ое.

1) Очень основательный, убедительный. Сильные доводы. Сильная речь.

2) Сведущий, талантливый. С. специалист. С. ученик. Силён в математике кто-н.

3) Значительный (по величине, степени). С. ветер. Сильная боль. Сильное впечатление. Сильное горе.

4) полн. ф. О сорте пшеницы: с высоким содержанием клейковины. Сильные сорта. Сильные пшеницы.

5) Обладающий твёрдой волей, стойкий. С. характер. Сильная натура.

6) Обладающий большой физической силой, мощный. С. человек. С. удар. Сильная машина. Сильная армия.

4В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

мЕстностей

аэропОрты

досУг

молЯщий

квАртал

5В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

У населённого пункта Крюково расположился ВРАЖДЕБНЫЙ полк.

Японский мультипликатор стал ЗАЧИНАТЕЛЕМ нового анимационного жанра.

В результате Сталинградской битвы произошёл КОРЕННОЙ перелом в Великой Отечественной войне.

На ЗРИТЕЛЬСКИХ конференциях актёры рассказывают о своих ролях, о спектаклях, в которых играют.

Ответчик долго УКЛОНЯЛСЯ от погашения долга, ссылаясь на отсутствие средств.

6Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Увидев впереди конницу без артиллерии, Карпов понял, что это передовой авангард пехотной дивизии.

7В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

самый МОЛОДОЙ сотрудник

нет ЗАМОРОЗКОВ

много спелых ВИШЕН

следы на СНЕГУ

он более УГРЮМЕЕ

8Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

  1. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

  2. ошибка в построении предложения с однородными членами

  3. нарушение в построении предложения с причастным оборотом

  4. нарушение видо-временно́й соотнесённости глагольных форм

  5. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. По окончанию школы ребята намерены поступать в лучшие высшие учебные заведения страны.

  2. Пожелтевшие листья от осенних холодов мы находили в карманах своих плащей, в кепках – всюду.

  3. Русский язык очень богат: он обладает большим набором художественных средств для выражения самых тонких переживаний.

  4. Когда Фролов начинает работать на заводе, он вскоре приобрёл квалификацию токаря.

  5. В трудные дни он проводил время с нами, стараясь не отлучаться надолго.

  6. При виде озера, покрытого плавающими растениями, туристы обычно поворачивают обратно.

  7. Получив дотации от государства, у жителей появилась надежда добиться разрешения на строительство дома.

  8. Мы познакомимся с последними публикациями на эту тему по приезде домой.

  9. А.С. Пушкин не отказался и остался верным декабристским идеалам.

9Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) раздираемый (противоречиями), улетучиться, кредит

2) олицетворение, преобразовать, выросли

3) сетевой (шнур), умалять (значение), пятнистый

4) соберёт, абитуриент, поседеть (от горя)

5) отряхнуть, навевать (воспоминания), приласкать (щенка)

10Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..землиться, пр..обретение, пр..открывшийся

2) р..зобщённо, п..переменно, пр..верка

3) с..митировать, без..сходный, под..грать

4) ра..мешать, бе..граничный, бе..численный

5) роз..грыш, без..скусный, за..граться

11Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) претерп..вая, вывеш..вать

2) кокетл..во, молод..нький

3) ноздр..ватый, ослаб..вать

4) застра..вать, завистл..вый

5) сладк..ватый, (сдвинуть) вправ..

12Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов

1) леле..шь, несгиба..мый

2) помн..шь, вид..мый

3) верт..шься, потрат..вший

4) расскаж..шь, увенч..нный

5) самокле..щиеся (обои), (зёрна) перемел..тся

13Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ)ИСПРАВЛЕННЫЕ вовремя ошибки могут повториться.

Лирическая поэзия далеко (НЕ)ВСЕГДА прямой разговор поэта о себе и своих чувствах.

Маша смотрела на происходившее, как смотрит замечтавшийся человек на отдалённый предмет: (НЕ)ВОЗМОЖНО оторвать взгляд.

(НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А.П. Чехова часто проживают свой век бессмысленно.

Воздух, ещё (НЕ)СТАВШИЙ знойным, приятно освежает.

14Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова

(В)ДАЛИ на солнце жёлтый лист сверкает, (КАК)БУДТО ярким золотом пылающий костёр.

ТАК(ЖЕ), как и вчера, Алексей при виде соперника почувствовал жгучую обиду и (ПО)ЭТОМУ, круто развернувшись, пошёл в другую сторону.

Вопреки ожиданиям нам ВСЁ(ТАКИ) разрешили осмотреть приусадебное хозяйство, пострадавшее (В)СЛЕДСТВИЕ наводнения.

Баснописец И.А. Крылов увлекался математикой, ТО(ЖЕ) самое увлечение разделял и Л.Н. Толстой, ТАК(КАК) считал математику средством развития умственных способностей.

Хочется, ЧТО(БЫ) счастье пришло как заслуга, (ПО)ЭТОМУ и стараешься быть честным и справедливым.

15Укажите цифры, на месте которых пишется НН.

В приотворё(1)ую дверь виднелось всё хозяйство Тараса: ружьё на стене, несколько горшков на печке, сундучок под некраше(2)ой лавкой, развеша(3)ые снасти.

16Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Мелкие поселения в Древней Руси называли иногда «городцами» да «городищами».

2) Кувшинки плавали и справа и слева от лодки.

3) Обломов был расстроен письмом старосты и предстоящим переездом на квартиру и утомлён трескотнёй Тарантьева.

4) Россия соседствует со многими странами и имеет как сухопутные так и морские границы.

5) Символисты и их последователи называли Ф.И. Тютчева своим предтечей и считали себя продолжателями тютчевской поэтической традиции.

17Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Классицизм (1) зародившийся во Франции в условиях абсолютистского режима (2) нашёл отражение в архитектуре большинства европейских стран (3) отличаясь в (4) каждой стране (5) своими особенностями.

18Расставьте в знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Какое (1) однако (2) разнообразие форм, цветов, размеров у живых богатств Чёрного моря! У скумбрии (3) например (4) прямое и гладкое, как веретено, тело, и окрашено оно нежнейшими тонами: от светло-голубого до тёмно-синего.

19Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Разве всенародный порыв (1) свидетелем которого (2) вы были (3) не имеет совершенно явственного сходства с осенним отлётом птиц на юг?

20Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

На первых порах отец был очень озабочен своим вступлением в должность полного хозяина (1) чего непременно требовала бабушка (2) и (3) что он сам считал своей обязанностью (4) так как это определялось семейными традициями.

21Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)К северо-востоку от Петербурга, на старинном Архангельском тракте, проложенном в достопамятные времена вдоль левого берега реки Свири, раскинулся небольшой городок с названием Лодейное Поле. (2)Когда-то, задолго до Петровской эпохи, эти земли принадлежали Великому Новгороду и входили в состав Обонежской пятины. (3)Здесь, по берегу Свири, проходил оживлённый торговый путь, а близ маленького селения Канома была устроена пристань. (4)Река, невзирая на её строптивый характер и опасные для судоходства пороги, использовалась как транспортная артерия. (5)Возле упомянутой пристани появилось некое подобие верфи: там строились лёгкие и вместительные суда. (6)Именно здесь, на берегу Свири, 1 сентября 1702 года побывал Пётр I. (7)Он распорядился, чтобы местные судостроители и привезённые сюда мастера «корабельного дела» начали возведение кораблей для создававшегося Балтийского флота.

Прочитайте текст и выполните задания 22–27.

(1)Вы не раз, вероятно, читали и слышали о массовом героизме в Красной Армии. (2)Это истина, это святые слова. (3)Но знайте: массового героизма не бывает, если нет вожака, если нет того, кто идёт первым. (4)Нелегко поднять людей в атаку, и никто не поднимется, если нет первого, если не встанет один, не пойдёт впереди, увлекая всех.

(5)Бурнашев поднялся, оторвав себя от земли, исполняя приказ – не только мой, но вместе с тем приказ Родины сыну, – Бурнашев прокричал во всё поле:
– За Родину! (6)Вперёд!

(7)И вдруг голос прервался; будто споткнувшись о натянутую под ногами проволоку, Бурнашев с разбегу, с размаху упал. (8)Показалось: он сейчас вскочит, побежит дальше, и все, вынося перед собой штыки, побегут на врага вместе с ними. (9)Но он лежал, раскинув руки, лежал, не поднимаясь. (10)Все смотрели на него, на распластанного в снегу лейтенанта, подкошенного с первых шагов, все чего-то ждали.

(11)Опять прошла напряжённая секунда. (12)Цепь не поднялась.

(13)Снова кто-то вскочил, и в пулемётной трескотне взмыли над полем те же слова, тот же призыв. (14)Голос был неестественно высокий, по узенькой малорослой фигуре все узнали красноармейца Букеева. (15)Однако и он, едва ринувшись вперёд, рухнул.

(16)У меня напружинилось тело, пальцы сгребли снег. (17)Опять истекла секунда. (18)Цепь не поднялась.

(19)Наши товарищи, сорок–пятьдесят красноармейцев, сумевшие выбрать момент для удара в спину врага, приближались к немцам с другой стороны, которые и там уже открыли пальбу, а мы лежали, по-прежнему пришитые к земле, лежали, обрекая на погибель горстку братьев-смельчаков.

(20)Каждый из нас, как и я, напружинился, каждый стремился рвануться, вскочить, и никто не вскакивал.

(21)Да что же это? (22)Неужели мы так и пролежим, так и окажемся трусами, предателями братьев? (23)Неужели не найдётся никого, кто в третий раз стремительно двинулся бы вперёд, увлекая роту?

(24)И я вдруг ощутил, что взгляды всех устремлены на меня, ощутил, что ко мне, к старшему командиру, к комбату, словно к центральной точке боя, притянуто обострённое внимание: все, чудилось, ждали, что скажет, как поступит комбат. (25)И, отчётливо сознавая, что совершаю безумие, я рванулся вперёд, чтобы подать заразительный пример.

(26)Но меня тотчас с силой схватил за плечи, вдавил в снег старший политрук Толстунов:
– Не дури, не смей, комбат!

(27)Его приятно-грубоватое лицо в один миг переменилось: лицевые мышцы напряглись, окаменели. (28)Он оттолкнулся, чтобы резким движением встать, но теперь я схватил его за руку.

(29)Командиру надобно знать, что в бою каждое его слово, движение, выражение лица улавливается всеми, действует на всех; надобно знать, что управление боем есть не только управление огнём или передвижениями солдат, но и управление психикой. (30)Конечно, не дело комбата водить роту врукопашную. (31)Я вспомнил всё, чему мы обучались, вспомнил завет Панфилова: «Нельзя воевать грудью пехоты... (32)Береги солдата. (33)Береги действием, огнём...»

(34)Я крикнул:
– Частый огонь по пулемётчикам! (35)Прижмите их к земле!

(36)Бойцы поняли. (37)Теперь наши пули засвистали над головами стреляющих немцев.

(38)Ага, немецкие пулемётчики исчезли, пропали за щитками. (39)Ага, кого-то мы там подстрелили. (40)Один пулемёт запнулся, перестало выскакивать длинное острое пламя. (41)Я ловил момент, чтобы скомандовать. (42)Но не успел.

(43)Над цепью разнёсся яростный крик Толстунова:
– За Родину! (44)Ура-а-а!

(45)Мы увидели: Толстунов поднялся вместе с пулемётом и побежал, уперев приклад в грудь, стреляя и крича на бегу. (46)Голос Толстунова пропал в рёве других голосов. (47)Бойцы вскакивали. (48)С криком они рванулись на врага, они обгоняли Толстунова. (49)Выпустив патроны, Толстунов взялся за горячий ствол пулемёта и поднял над собой тяжёлый приклад, как дубину.

(50)Немцы не приняли нашего вызова на рукопашный бой, не приняли штыкового удара, их боевой порядок смешался, они бежали от нас. (51)Преследуя врага, мы – наша вторая рота и взвод бойцов, начавший нападением с тыла эту славную контратаку, – мы с разных сторон ворвались в село Новлянское.

(По А.А. Беку*)

* Александр Альфредович Бек (1902−1972) − русский советский писатель.

22Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) В самый ответственный момент боя Панфилов обратился с призывом к роте пройтись частым огнём по немецким пулемётчикам.

2) Рассказчик рванулся вперёд, чтобы подать пример бойцам, но был остановлен старшим политруком Толстуновым.

3) После того как Толстунов повёл роту в атаку, немцы приняли вызов на рукопашный бой.

4) В атаке всегда должен быть тот, кто будет первым, пойдёт впереди, увлекая других.

5) Бурнашев и Букеев своими действиями должны были поднять цепь в атаку, но этого не произошло.

23Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 4 поясняет содержание предложения 3.

2) В предложениях 5–7 представлено описание.

3) Предложение 25 называет причину того, о чём говорится в предложении 24.

4) В предложениях 25 и 26 содержится повествование.

5) В предложениях 29–33 представлено рассуждение.

24Из предложений 34-41 выпишите синонимы.

25Среди предложений 24–28 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите последовательность цифр без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

26«Напряжённость атмосферы перед атакой А.А. Беку помогают передать приёмы: (А)_______ («ощутил» в предложении 24, «надобно знать» в предложении 29) и (Б)________ (предложения 22 и 23). Радость же, испытываемую рассказчиком в момент атаки, передают тропы: (В)________ («пулемёт запнулся» в предложении 40) и (Г)_________ («как дубину» в предложении 49)».

Список терминов:

1) сравнение

2) противопоставление

3) анафора

4) парцелляция

5) ирония

6) вводные конструкции

7) литота

8) метафора

9) лексический повтор

Часть 2

27 Напишите сочинение по прочитанному тексту
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Конец формы





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!