СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ по обществознанию»

1. Приведены характеристики. Все они, кроме двух, относятся к формам познания. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда 

1) умозаключение

2) ощущение

3) представление

4) суждение

5) планирование

6) описание

 

2. Выберите верные суждения об истине и её критериях

1) Только относительная истина выявляет существенные признаки, связи, закономерности, законы.

2) Истина- любое новое знание, полученное в результате процесса познания.

3) Относительная истина – это достоверное знание о предмете познания, которое может со временем быть уточнено или дополнено.

4) Истина – это соответствие полученного знания действительности.

5) Абсолютная истина представляет собой полное, исчерпывающее знание об объекте познания.


3. Установите соответствие между социальными фактами и формами культуры

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ

ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ

A) премьера телесериала

Б) конкурс фольклорных коллективов

B) празднование дня Ивана Купалы

Г) скандал с участием поп-звезды

Д) переиздание детектива-бестселлера

1) массовая

2) народная

 

4. Члены «Клуба любителей древностей», посетив раскопки ряда древних городищ, выдвинули собственную версию их возникновения. Но профессиональное сообщество историков признало данную версию ненаучной.Какие из оснований могли стать основой такой оценки ученых? 

1) версия опровергала положения, принятые в науке

2) выводы членов клуба не имели логических обоснований

3) предположения любителей древностей не получили практического подтверждения, но они были обоснованы теоретически

4) версия содержала положения, опирающиеся на веру и не имеющие доказательств

5) участники раскопок, археологи и историки, не являются членами клуба

6) разработчики версии признают вмешательство внеземного разума


5. Выберите верные суждения об инфляции

1) Эмиссия денег является наиболее эффективным методом снижения инфляции.

2) Инфляцией называют резкое снижение цен на все товары.

3) Одна из причин инфляции связана с сокращением производства и сохранением прежнего объема денежной массы в стране.

4) В зависимости от причин различают инфляцию спроса и инфляцию затрат 5) Опасность инфляции состоит в том, что обесцениваются сбережения, снижается уровень жизни населения.


6. Установите соответствие между примерами и видами налогов в РФ:

ПРИМЕР

ВИД НАЛОГА

А) налог на имущество физических лиц

Б) земельный налог

В) налог на доходы физических лиц

Г) водный налог

Д) транспортный налог

1) местный

2) региональный

3) федеральный


7. СМИ опубликовали статистические данные о росте реального ВВП страны Z. Найдите факторы, которые учитывались при подсчёте реального ВВП

1) цены базисного года

2) стоимость товаров, произведённых соотечественниками, временно проживающими за пределами страны Z

3) стоимость товаров, произведённых ранее, но проданных в истекшем году

4) количество научных разработок, внедрённых в производство

5) стоимость услуг, оказанных населению страны Z в соответствующий период

6) стоимость конечных продуктов


8. Выберите верные суждения о социальных нормах

1) Этические нормы закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей на производстве и в быту.

2) Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.

3) Традиции — это ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки, отражающие представления людей о добре и зле.

4) Политические нормы — правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и государством.

5) По степени обязательности исполнения нормы могут быть побуждающими, запрещающими, рекомендательными.


9. ВЦИОМ провёл серию социологических опросов. Респондентам (участникам опросов) было предложено ответить на вопрос: «По какой системе времени Вам лично и Вашей семье было бы удобнее жить?» Найдите выводы, которые можно сделать на основании таблицы

 

1) Доля опрошенных, для которых предпочтительной является система перехода от летнего к зимнему времени и обратно каждый год, была минимальной в сентябре 2012 г.

2) В августе 2010 г. большинство опрошенных высказалось за переход от летнего к зимнему времени и обратно каждый год.

3) В феврале 2013 г. большинство опрошенных высказалось за установление постоянного зимнего времени.

4) Доля опрошенных, для которых предпочтительным является установление постоянного летнего времени, к сентябрю 2012 г. существенно снизилась по сравнению с предыдущим периодом.

5) К февралю 2013 г. снизилась доля опрошенных, затруднившихся ответить на данный вопрос.


10. Выберите верные суждения о конфедерации

1) На территории конфедерации действует единая правовая и судебная система.

2) Субъекты конфедерации сохраняют свой государственный суверенитет.

3) Участники конфедерации имеют право свободного выхода из её состава.

4) Участники конфедерации не могут иметь собственные вооружённые силы.

5) В конфедерации существует единое гражданство.


11. Государство Z возглавляет харизматический лидер. Какие черты свойственны данному типу политического лидерства?

1) лидерство основывается на традициях

2) лидерство осуществляется на основе законов, принятых современным демократическим обществом

3) лидера отличают риторические и коммуникативные способности, артистизм

4) граждане наделяют лидера исключительными, выдающимися качествами вождя

5) лидер заряжает своей энергией окружающих

6) лидерство основывается на привычке граждан к подчинению


12. Что относится к социально−экономическим правам гражданина РФ?

1) право на неприкосновенность личности

2) право на труд

3) право на жилище

4) право на судебную защиту

5) право на неприкосновенность жилища


13. Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют:

ФУНКЦИЯ

СУБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ РФ

А) выдвижение обвинения против главы государства для отрешения его от должности

Б) управление федеральной собственностью

В) одобрение или отклонение федеральных законов

Г) принятие решения о роспуске нижней палаты парламента в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией

Д) назначение выборов в нижнюю палату парламента

1) Президент РФ

2) Совет Федерации

3) Государственная Дума

4) Правительство РФ

 

14. Выберите верные суждения о трудовом договоре

1) Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.

2) Дата начала работы является обязательным элементом содержания трудового договора.

3) Трудовые договоры могут заключаться только на срок не более пяти лет.

4) По общему правилу заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими четырнадцати лет.

5) В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством.


15. Установите соответствие между примерами правонарушений и видами юридической ответственности:

правонарушение

Вид юридической ответственности

А) невозвращение кредита

Б) прогул

В) неисполнение распоряжения руководителя

Г) неуплата алиментов

Д) неправомерный отказ в страховой

выплате

1) гражданско-правовая

2) дисциплинарная

16. Марине 13 лет. Найдите права, отражающие её правовой статус 

1) быть заслушанной в ходе судебного разбирательства по определению места жительства при разводе родителей

2) самостоятельно вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими

3) самостоятельно зарегистрировать на своё имя юридическое лицо

4) самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами

5) самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки

6) заключать трудовой договор (работа курьера) с согласия родителей



Для анализа молодёжи как возрастной группы, на наш взгляд, целесообразно остановиться на нескольких взаимосвязанных между собой аспектах.

Во-первых, это образ жизни, специфика социального статуса молодёжи, а также места и функций в современной общественной системе. Во-вторых, это анализ историко-социальных предпосылок возникновения молодёжной группы и их трансформация в современной социокультурной ситуации. И в-третьих, это достижение взрослости как ключевая задача данного жизненного этапа и её актуальные характеристики.

Специфика социального статуса молодёжи как социальной группы проявляется в том, что эта группа «неполного» вхождения в общество, характеризующаяся промежуточным положением «между детством и взрослостью». Молодой человек не играет больше роли ребёнка и в то же время не является полноправным носителем ролей взрослых людей.

Середина и последняя четверть XX в. принесли значительные изменения в социальный контекст и социальную организацию молодёжи как переходного периода от детства к взрослой жизни. 1960-80-е гг. были охарактеризованы как время возникновения и расцвета молодёжной субкультуры. В течение этого времени многими учёными самых различных направлений было отмечено, что возраст постепенно превращается в одну из доминирующих координат социальной дифференциации и социальной дискриминации. Возраст стал заменой классу как главному основанию социальной стратификации.

В частности, анализ европейской молодёжной среды показывает, что активизация молодёжных субкультур в середине XX в. была связана, прежде всего, с резким увеличением реального дохода молодых людей. Расходы молодых людей в сфере потребления, услуг и культуры стали существенной частью от общего количества потребляемых товаров. Молодой человек стал важным потребителем сфер обслуживания и досуга. Это являлось весьма заметным социальным признаком молодёжи и представляло новую и отличительную форму молодёжного поведения. Как потребительская группа, молодёжь формировала другой рыночный спрос, и именно это стало одним из слагаемых новой подростковой субкультуры.

Для обнаружения официальных характеристик взросления, а также их учёта большое значение приобретают своеобразные социально-нормативные события, выступающие критериями — социальными маркерами — взрослой жизни. В течение многих десятилетий вхождение во взрослость обусловливалось набором определённых жизненных событий — своеобразных социально-биографических маркеров. Например, для европейского молодого человека такими событиями выступали окончание школы, уход из родительского дома, начало профессиональной карьеры, бракосочетание и рождение собственных детей. Однако за последние десятилетия процент молодёжи, следовавшей такому расписанию, существенно уменьшился. В контексте новой взрослой жизни молодые люди всё больше идентифицируют себя посредством индивидуальных маркеров зрелости, не имеющих социального значения. Например, таким индивидуальным маркером может быть способность самостоятельно принимать решения и т. д. Социально заданные маркеры утрачивают своё значение и становятся менее важными. В связи с этим всё чаще высказываются мнения о превращении молодости в новую фазу жизни, во время которой происходит достижение психологической взрослой жизни через индивидуальные стремления и ожидания.

(по О.В. Курышевой)

17. В чём, с точки зрения автора, проявляется специфика социального статуса молодёжи? Назовите три аспекта, которые выделяет автор для осуществления анализа молодёжи как возрастной группы. Какой основной критерий социальной стратификации в современном мире выделяет автор?

18. Опираясь на знания курса, объясните смысл понятия «социальная стратификация

19. Автор пишет, что «как потребительская группа, молодёжь формировала другой рыночный спрос». Назовите две сферы потребления, указанные в тексте, в которых сформировался особый молодёжный спрос. Приведите по два примера, иллюстрирующих молодёжный спрос в каждой из них. (Сначала указывайте сферу, затем приводите примеры, которые её иллюстрируют. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

20. Автор пишет, что поведение современных молодых людей, которое связано с переходом в состояние «взрослости», серьёзно отличается от поведения в обстоятельствах середины XX в. Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите и кратко поясните любые три возможных отличия.


21.

На графике изображено изменение ситуации на потребительском рынке бытовой химии в стране Z. Кривая спроса переместилась из положения D в положение D1 при неизменном предложении S. (На графике P – цена товара; Q – количество товара). Как изменилась равновесная цена? Что могло вызвать изменение спроса? Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на спрос. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.) Как изменятся предложение и равновесная цена продукции бытовой химии на рынке государства Z после массового внедрения более экономичной технологии производства данной продукции при прочих равных условиях?

22. В стране Z правительство формируется политической партией или блоком партий, победивших на выборах. Депутатские места (мандаты) в Народном Собрании распределяются между политическими партиями в зависимости от набранных ими голосов при условии, что эти партии преодолели 9%-ный избирательный барьер.

Укажите любой принцип демократического избирательного права. К какому типу относится избирательная система страны Z? Как называется другой тип избирательной системы? Укажите одно различие между двумя избирательными системами.

23. Конституция РФ провозглашает, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. На основе положений Конституции приведите три подтверждения этой характеристики.

24. Используя знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Демократия как форма политической организации общества». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

25. Обоснуйте необходимость активного политического участия граждан в демократическом обществе. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.) Какие общественные организации существуют в России? (Назовите любые три организации.) Для каждой из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой формы политического участия в жизни общества и государства. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различных формы.)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!