СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ -2024. Русский язык. Пробный вариант №11

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЕГЭ -2024. Русский язык. Пробный вариант №11

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ -2024. Русский язык. Пробный вариант №11»

Единый государственный экзамен, 2023 г.

РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс.

Тренировочный вариант №1 от 11.09.2023

3 / 11


Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Инструкция по выполнению работы


Экзаменационная работа состоит из двух частей, содержащих 27 заданий. Часть 1 содержит 26 заданий, часть 2 содержит 1 задание.

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 30 минут (210 минут).

Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число), или слово (несколько слов), или последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите по приведённым ниже образцам в бланк ответов № 1.

Задание 27 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

После завершения работы проверьте, что ответ на каждое задание в бланках ответов №1 и №2 записан под правильным номером.



Желаем успеха!

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-3




ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911

Было в России, в русской жизни понятие «мнение общества».

Действовало мнение общества в деревенской жизни, где общество издревле определяло все важнейшие хозяйственные решения, да и не только хозяйственные, в обществе складывались суждения, оценки, требования к поведению односельчан. Общественное мнение в том или ином виде достаточно чётко существовало в научной среде, в купеческой, у дворянства. Общественное мнение вырабатывало свои требования к честности, порядочности, требовало соблюдения норм поведения, приличия, по-своему карало нарушителей. Кодекс чести действует в «Анне Карениной», это показал и Островский в своих пьесах. Справедливо или несправедливо – другой вопрос, речь идёт о неписаных кодексах чести, приличия, которых обязан был придерживаться член общества.

Сословные общественные мнения, как мне кажется, поддерживали нравственные критерии. При всех своих предрассудках, недостатках они старались повысить моральные требования.

Замечательный физик Пётр Леонидович Капи́ца, как никто другой, понимал, например, значение общественного мнения в научной среде. Он понимал, как важно для этого создать здоровую передовую научную общественность. Именно общественность – как некую особую сферу, котёл, в котором выплавляется общественное мнение. Его знаменитые семинары-

«капичники» практически способствовали созданию научной общественности. Он писал, что это труднее, чем постройка больших институтов: «Создание здоровой научной общественности включает в себя воспитание широких слоёв людей, связанных с научной работой».

(По Д.А. Гранину)


Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите этот союз.


Ответ: .

2

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.


  1. ОЦЕНКА. То же, что отметка: принятое в учебной системе цифровое обозначение степени усвоения учащимися знаний. О. по пятибалльной системе.

  2. СРЕДА. ед. Окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий. Социальная с. Из рабочей с. В нашей среде. С. заела кого-н. (о невозможности расти, развиваться, из-за неблагоприятного окружения; разг. и шутл.).

  3. ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ. чего. Следовать чему-нибудь; иметь склонность к чему-нибудь. П. твёрдых убеждений. П. другого мнения

  4. ПОВЫСИТЬ. кого (что). Перевести на более высокую, более ответственную должность. П. по службе, в должности

  5. ЗНАЧЕНИЕ. Важность, роль, значительность. Придавать чему-нибудь большое з. Не имеет значения что-нибудь (не существенно, не важно).


Ответ: .

3





  1. Текст написан в официально-деловом стиле; цель автора – дать инструкции, как нужно соблюдать кодекс чести.

  2. В тексте используется книжная лексика (издревле, кодекс, институтов) и лексика высокого стиля (например, карать).

  3. Эмоциональность художественного текста достигается использованием риторических восклицаний и обращений.

  4. С помощью метафоры (котёл, в котором выплавляется общественное мнение) автор подчёркивает важность здоровой передовой научной общественности в формировании общественного мнения.

  5. Последнее предложение текста содержит высказывание П.Л. Капи́цы, которое иллюстрирует тезис, сформулированный в предыдущем предложении.


Ответ: .

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

4

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911

1) надОлго 2) катАлог

3) зАгнутый 4) дОсуг

5) вернА


Ответ: .


В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Природа оказывает на человека БЛАГОТВОРНОЕ влияние и способствует восстановлению сил.

Для одного художника путь в искусство – это лишь средство преуспеть или прославиться, для другого – ЖИЗНЕННАЯ миссия.

Рыбаки ОДЕНУТ червяка на крючок, закинут удочку и замрут в ожидании клёва.

Лампа освещала старинные картины на белых стенах, шкатулки из ЛАКИРОВАННЫХ морских ракушек и сухие букеты из полевых цветов.

Форвард забросил две шайбы и сделал одну результативную ПЕРЕДАЧУ. Ответ: .

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, Заменив неверно употребленное слово. Замените это слово и выпишите правильное.


Автор трактата поднимает сложную философскую дилемму: в чём смысл и цель существования человека?


Ответ: .


В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.


ПОПРОБУЕМ решить ПОЛОЖИ на стол ТРЁХСТАМИ экземплярами много СВАДЕБ

голос более ЗВУЧНЫЙ


Ответ: .

8

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ОШИБКИ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. 9

    ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911

    п..рламент, св..литься (со стола), разг..раться

  2. ч..стота (колебаний), ч..рующий, пр..вовой

  3. зам..рев (от страха), ф..дерация, кард..нальный

А) нарушение видо-временной

соотнесённости глагольных форм

Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В) ошибка в построении предложения с однородными членами

Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Д) неправильное построение предложения с косвенной речью

  1. После окончания школы Фролов поступает работать на завод и за короткое время приобрёл там квалификацию токаря.

  2. Всех писателей в ходе интервью обычно спрашивают, над чем вы сейчас работаете.

  3. Посетители хвалили и удивлялись изобретательности мастера.

  4. М.Ю. Лермонтов не закончил любимое детище – поэму «Демона».

  5. Северо-восточнее села располагаются образованные болота путём оседания песков.

  6. Управляющий, живший в правой части этого помещения, позволил осмотреть не только парк, но и дом А.А. Фета.

  7. Все, кто видел море лунными южными вечерами, часто вспоминают о нём.

  8. В повести ХVII века «Начало царствующего великого града» можно найти одну из гипотез происхождения слова «Москва».

  9. Посмотрев фильм А.Звягинцева

«Возвращение», мы решили написать об этой картине статью.

    1. в..ртуоз, бл..стеть, з..ркальный

    2. возр..ждение, непром..каемый, г..лосистый Ответ: .

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. пр..успел (в жизни), пр..уныть, пр..ступление

  2. бе..душный, и..воротливый, бе..молвие

  3. раз..рвал, пр..честь, пр..росиийский

  4. вз..скать, про..грал, супер..гра

  5. по..цепил, о..гонять, пре..стать Ответ: .

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.


  1. затм..вать, оранж..вый

  2. гуттаперч..вый, гречн..вый

  3. милост..вый, повел..вать

  4. продл..вать, фасол..вый

  5. дешёв..нький, ореш..к


Ответ: .


Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда

А

Б

В

Г

Д







Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.



Ответ:

пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.


  1. встреч..нный, закруч..нный

  2. исчезн..шь, неотъемл..мый

  3. довер..вший, увид..шь

  4. бор..шься, затрат..вший

  5. нездоров..тся, колебл..мый


Ответ: .

13

Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется

РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.


  1. Вместо исчезнувших слов язык (НЕ)ПРЕМЕННО создаёт новые.

  2. В экспозиции музея представлены как всемирно известные шедевры, так и (НЕ)ЗАВЕРШЁННЫЕ автором работы.

  3. Недолгое знакомство нисколько (НЕ)МЕШАЛО нам разговаривать по-дружески.

  4. В Мещёрском крае можно встретить никогда (НЕ)КОШЕННЫЕ луга.

  5. Всю ночь отряд пробирался по (НЕ)ИСХОЖЕННОМУ насту.


Ответ: .



14

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся

ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Запишите номера ответов.


  1. Культура речи – это, (ВО)ПЕРВЫХ, целесообразное применение языка в общении и, (ВО)ВТОРЫХ, – раздел лингвистики.

  2. В роще чувствовалась КАКАЯ(ТО) необыкновенная свежесть, и КАК(ТО) по-особенному светило осеннее солнце.

  3. (С)НАЧАЛА людям следует научиться смотреть вокруг себя, видеть большое в ЧЁМ(ТО) малом.

  4. Дом В.М. Васнецова сделан из дерева, (С)ВЕРХУ возвышается сказочный терем, часть стен первого этажа (С)НАРУЖИ оштукатурена.

  5. (В)НАЧАЛЕ года заказов было мало, а (В)КОНЦЕ весеннего сезона поступили выгодные предложения о сотрудничестве.


Ответ: .



15

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.


Обстановка комнаты скромная: деревя(1)ая кровать; у окна – письме(2)ый стол для занятий; огромный кожа(3)ый сундук, обитый кова(4)ым железом, и удивительный ларчик, оклее(5)ый резной костью.


Ответ: .

Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.


  1. 16

    ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911

    Стук ставни и завывание ветра в трубе заставили побледнеть и женщин и детей.

  2. Он смотрел на освещённые луной сад и крышу и вдыхал живительный воздух.

  3. По вечерам мы гуляли по берегу залива либо по липовой аллее.

  4. Небо стало заволакиваться лиловыми тяжёлыми тучами.

  5. Стоят на деревенской улице избы-красавицы и друг с другом соперничают они в изяществе и богатстве наряда.


Ответ: .


Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.


В праздники женщины (1) собравшись кружками (2) сидели в белых платках (3) повязанных на голову (4) на земле и завалинках хат, в тени от косых лучей солнца, и степенно разговаривали.


Ответ: .


Расставьте недостающие знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.


Антонимы (1) как известно (2) оказываются необходимыми при подчёркивании контраста. Есть (3) кроме того (4) стилистический приём, называемый антитезой.


Ответ: .


Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.


Когда свежий ветерок дохнул с реки Москвы (1) мост (2) через которую
  1. примыкал к другой стороне площади (4) встрепенулась первая весенняя зелень.


Ответ: .

20

Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.




Ответ: .


21

Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.


    1. Те, кто хотя бы раз побывал в Петербурге, не могли не обратить внимания на чугунные ограды дворцов и парков этого удивительного города.

    2. По воле замечательных русских умельцев, занимавшихся литьём и ковкой металла, в самый сильный мороз здесь словно распускаются цветы на решётке Михайловского сада, порывы осеннего ветра как бы прижимают твёрдые листья лавра к копьям на воротах Русского музея и заставляют звенеть колокольчики на ограде Шереметьевского дворца. (3)А как музыкальна ограда Смольного собора! (4)Волны металлических линий то поднимаются, то опускаются, то приближаются, то уходят вдаль, будто в такт вальсу изгибаются скрипичные ключи. (5)Любуясь игрой причудливых узоров, невольно удивляешься искусству мастеров, которые сумели из тяжёлого и хрупкого чугуна отлить тончайшие прожилки листьев на перилах Певческого или Демидова моста. (6)Петербург будто бы специально создан для романтиков и влюблённых.


Ответ: .

Прочитайте текст и выполните задания 22-27.




      1. Лишь совсем недавно человек узнал, что Земля – это шар. (2)Думали, стоит Земля на трёх слонах, а ночью звёздный мир укрывает Землю. (3)Теперь вокруг шара человек пролетает менее чем за два часа. (4)Землю можно увидеть со стороны. (5)Вот снимок, сделанный из космоса. (6)Да, Земля – это шар, на нём видны материки, моря, облака, восходы и заходы Солнца. (7)Подробности земной жизни издалека не видны, но они есть, их много…

(8)Два десятка лет назад американцы провели опрос учёных: что дали человечеству полёты в космос? (9)Ответы были интересные. (10)Мне запомнился этот: «Во Вселенной мы одни, и непохоже, что

где-нибудь нас ждут. (11)Надо беречь свой дом – родную Землю». (12)Хороший ответ.

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911

(13)Сегодня с высоты своих знаний человек может сказать:

«Замечательная нам досталась планета». (14)В самом деле, есть на планете вода, без которой жизнь была бы невозможной. (15)Близость Солнца даёт не иссякающее от времени тепло. (16)Вращение Земли обеспечивает чередование дней и ночей на планете, смену времён года. (17)Зелёные растения наполняют атмосферу кислородом, накапливают углерод и выделяют в верхние слои атмосферы животворный кислород и озон, прикрывающий всё живое от губительных лучей Солнца.

(18)Конечно, зародившейся жизни миллионы лет приходилось приспосабливаться к изначальным условиям на планете. (19)Живые организмы уступали место на Земле более совершенным. (20)От многих животных уцелели лишь кости. (21)Но некоторые виды дожили до наших времён. (22)Живут в океанской воде на грани истребления человеком громадные киты – самые большие существа, когда-либо жившие на Земле. (23)Самые маленькие из млекопитающих – крохотная мышь-малютка и землеройка, весящая всего два грамма.

(24)Между китами и мышами – огромное число животных, которым Земля стала родным домом. (25)И во главе всего сущего стоит человек. (26)Он часто решает, кому жить, а кому в жизни отказано.

(27)Миллионы лет отбирала природа животных, определяя места, где они могут жить, чем могут кормиться. (28)Человек давно изучил эти места и первым тянется к добыче, разрушает среду, где привычно и благополучно живут звери, птицы, рыбы. (29)Так разрушаются основы нашего общего Дома.

(30)Некоторые виды животных исчезли или стали исключительно редкими. (31)Уже давно мы не видим пролетающих журавлей, мало кто слышит токующих глухарей, крик перепёлок. (32)И так везде на Земле. (33)Двести лет назад американцы варварски истребили миллионы бизонов, а в середине прошлого века химия подкосила в Америке культовую птицу – белоголового орлана. (34)В Африке на больших пространствах уничтожили тысячи носорогов – нужна была земля для посевов зерна. (35)Растут площади жарких пустынь и пустошей, истощаются плодородные земли, высыхают озёра, исчезают на равнинах малые реки.

(36)Вот что имел в виду учёный, ответивший на вопрос о космосе. (37)Планету Земля нам надо беречь. (38)Никто не ждёт нашей высадки на другие планеты. (39)А Земля по-прежнему нас кормит, даёт нам дышать, снабжает водой, теплом и радостью жизни, идущей от наших соседей: зверей, птиц, рыб, насекомых, образующих сложный узор жизни на нашей планете.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25.

B этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведенными в бланке образцами.

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911

(40)Вот как выглядит Земля, если взглянуть на неё со стороны. (41)Очертания материков. (42)Следы деятельности вулканов. (43)Огни больших городов и маленьких деревень. (44)Озёра на суше. (45)Острова в океане. (46)Земля, изрытая шахтами и лисьими норами. (47)Земля, покрытая следами зверей, хлебными полями и кудрями лесов… (48)Такой общий наш Дом.

(По В.М. Пескову*)

* Василий Михайлович Песков (1930–2013) – советский и российский писатель, журналист, путешественник.


22

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.


  1. Землеройка весит всего три грамма.

  2. Человек сегодня может облететь вокруг земного шара почти за два часа.

  3. Во Вселенной, кроме нашей, существуют и другие цивилизации, которые с нетерпением ждут землян.

  4. На нашей планете не всё приспособлено для жизни.

  5. Земля – это наш общий Дом.


Ответ: .


23

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.


  1. В предложениях 10, 11 представлено описание.

  2. Предложения 14–17 подтверждают содержание предложения 13.

  3. В предложениях 36–39 представлено рассуждение.

  4. В предложениях 40–45 содержится описание.

  5. Предложение 48 противопоставлено по содержанию предложению 47.


Ответ: .


24

Из предложений 14–16 выпишите антонимы (антонимическую пару). Ответ: .

25

Среди предложений 18–26 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).


Ответ: .


«Описывая многообразие жизни на Земле, В.М. Песков использует различные средства выразительности, в том числе синтаксические: (А) (предложения 6, 39) и (Б) (предложения 41– 43). Тропы – (В) животворный кислород»,

«губительных лучей» в предложении 17) и (Г) (предложение 27) – помогают автору показать, какое значение планета Земля имеет для человека».


Список терминов:

  1. эпитеты

  2. метафора

  3. назывные предложения

  4. антитеза

  5. цитирование

  6. литота

  7. анафора

  8. синонимы

  9. ряды однородных членов предложения



А

Б

В

Г






Ответ:


Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.





ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911

КОРРЕКТОР ВАРИАНТА:




Часть 2

27

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий пояснения к двум примерам-иллюстрациям из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Проанализируйте указанную смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опирающийся на жизненный, читательский или историко-культурный опыт. Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

О проекте «Пробный ЕГЭ каждую неделю»

Данный ким составлен командой всероссийского волонтёрского проекта

«ЕГЭ 100БАЛЛОВ» vk.com/ege100ballov | t.me/egeoge100ballov и безвозмездно распространяется для любых некоммерческих образовательных целей.

Нашли ошибку в варианте?

Напишите нам, пожалуйста, и мы обязательно её исправим!

Для замечаний и пожеланий: https://vk.com/topic-10175642_50324613

(также доступны другие варианты для скачивания)

Сочинение пишите аккуратно и разборчиво.












СОСТАВИТЕЛЬ ВАРИАНТА

ФИО:

Пёсик Анастасия

Предмет:

русский язык

Стаж:

14 лет

Регалии:

эксперт ЕГЭ

Аккаунт ВК:

https://vk.com/anastasiapesik

Сайт и доп. информация:


Система оценивания экзаменационной работы по русскому языку Часть 1

Оценивание правильности выполнения заданий, предусматривающих краткий ответ, осуществляется с использованием специальных аппаратно- программных средств.

Правильное выполнение каждого из заданий 1–7, 9–25 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа. В ответах на задания 2–4, 9–23 порядок записи символов значения не имеет.

Правильное выполнение задания 8 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. За ответ на задание 8 выставляется 1 балл, если на любых одной или двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.

Правильное выполнение задания 26 оценивается 3 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. За ответ на задание 26 выставляются 2 балла, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. Выставляется 1 балл, если на любых двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.


10

23

11

1245

12

123

13

234

14

12

15

125

16

15

17

1234

18

1234

19

14

20

235

21

15 или 24

22

25

23

234

24

ДНЕЙНОЧЕЙ

25

26

26

9312


ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911

Часть 2

Примерный круг проблем

Авторская позиция

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4..



Критерии оценивания ответа на задание 27

Баллы

I

Содержание сочинения

К1

Формулировка проблем исходного текста


Одна из проблем исходного текста (в той или иной форме

1

в любой из частей сочинения) сформулирована верно


Проблемы исходного текста не сформулирована или

0

сформулирована неверно.


Указание к оцениванию. Если экзаменуемый


не сформулировал или сформулировал неверно той


или иной форме в любой из частей сочинения) одну


из проблем исходного текста, то такая работа


по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов.



Критерии оценивания выполнения задания с развёрнутым ответом

задания

Правильный ответ

1

НО/ОДНАКО

2

235

3

245

4

135

5

НАДЕНУТ

6

ПРОБЛЕМУ

7

ТРЕМЯСТАМИ

8

14352

9

25

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911

К2

Комментарий к проблеме исходного текста


Проблема прокомментирована с опорой на исходный

3

текст.


Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из


прочитанного текста, важных для понимания проблемы


исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров-


иллюстраций.


Проанализирована указанная смысловая связь между


примерами-иллюстрациями.


Проблема прокомментирована с опорой на исходный

2

текст.


Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из


прочитанного текста, важных для понимания проблемы


исходного текста. Дано пояснение к одному из примеров-


иллюстраций.


Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не


проанализирована (или проанализирована неверно).


Проблема прокомментирована с опорой на исходный

1

текст.


Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного


текста, важный для понимания проблемы исходного


текста. Дано пояснение к этому примеру-иллюстрации


Проблема прокомментирована без опоры на исходный

0

текст.


ИЛИ


Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные


для понимания проблемы исходного текста, не приведены


или приведены с фактическими ошибками, связанными с


пониманием проблемы исходного текста.


ИЛИ


Вместо комментария дан простой пересказ исходного


текста.


ИЛИ


Вместо комментария цитируется большой фрагмент


исходного текста.


ИЛИ


Проблема исходного текста не прокомментирована.


Указания к оцениванию.


1. Если экзаменуемый при комментировании


проблемы исходного текста привёл пример-


иллюстрацию, но не пояснил его, то такой пример-


иллюстрация не засчитывается.




  1. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста только указал, но не проанализировал смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями, то анализ смысловой связи не засчитывается.

  2. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста допустил фактическую ошибку, связанную с пониманием проблемы исходного текста,

то пояснение к примеру-иллюстрации, в котором допущена подобная ошибка, не засчитывается.

  1. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста допустил фактическую ошибку,

не связанную с пониманием проблемы исходного текста, то данная ошибка учитывается при оценивании работы по критерию «Соблюдение фактологической точности» (К12)


К3

Отражение позиции автора по проблеме исходного текста


Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста сформулирована верно

1

Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста сформулирована неверно.

ИЛИ

Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста не сформулирована

Указание к оцениванию. Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно позицию автора (рассказчика) по проблеме исходного текста,

то такая работа по критериям К3 и К4 оценивается 0 баллов

0

К4

Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста


Отношение к позиции автора (рассказчика) исходного текста сформулировано и обосновано

1

Отношение к позиции автора (рассказчика) исходного текста не сформулировано и не обосновано

ИЛИ

Формулировка и обоснование отношения к позиции автора (рассказчика) исходного текста не соответствуют проблеме исходного текста.

ИЛИ

0



ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911


Отношение экзаменуемого заявлено лишь формально (например, «Я согласен / не согласен с автором»).

Указание к оцениванию. Обоснование должно включать пример-аргумент, источником для которого служит жизненный, читательский или историко- культурный опыт экзаменуемого


II

Речевое оформление сочинения

К5

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения


Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Логические ошибки отсутствуют.

2

Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью

и последовательностью изложения.

В работе нет нарушений абзацного членения текста. Допущена одна логическая ошибка.

ИЛИ

Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью

и последовательностью изложения.

Логических ошибок нет. Имеется одно нарушение абзацного членения текста.

ИЛИ

Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью

и последовательностью изложения.

Имеется одно нарушение абзацного членения текста. Допущена одна логическая ошибка.

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Нарушений абзацного членения нет. Допущено две и более логические ошибки.

ИЛИ

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Логических ошибок нет. Имеется два и более случая нарушения абзацного членения текста.

ИЛИ

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Имеется два и более случая

0



нарушения абзацного членения текста. Допущено две и более логических ошибки.


К6

Богатство речи


Работа характеризуется богатством словаря, разнообразием грамматического строя речи

1

Работа характеризуется бедностью словаря и/или однообразием грамматического строя речи

0

III

Грамотность

К7

Соблюдение орфографических норм


Орфографических ошибок нет

3

Допущены одна-две ошибки

2

Допущены три-четыре ошибки

1

Допущено пять или более ошибок

0

К8

Соблюдение пунктуационных норм


Пунктуационных ошибок нет

3

Допущены одна-две ошибки

2

Допущены три-четыре ошибки

1

Допущено пять или более ошибок

0

К9

Соблюдение грамматических норм


Грамматических ошибок нет

2

Допущены одна-две ошибки

1

Допущено три или более ошибки

0

К10

Соблюдение речевых норм


Допущено не более одной ошибки

2

Допущены две-три ошибки

1

Допущено четыре и более ошибки

0

К11

Соблюдение этических норм


Этические ошибки в работе отсутствуют

1

Допущена одна этическая ошибка и более

0

К12

Соблюдение фактологической точности


Фактические ошибки в работе отсутствуют

1

Допущена одна фактическая ошибка или более

0

Максимальное количество баллов за выполнения задания 27 (К1–К12)

21



При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения1. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом в 150 и более слов.2

Если в сочинении 69 и менее слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.

При оценке сочинения объёмом от 70 до 149 слов количество допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается. Два балла по этим критериям ставится в следующих случаях:

К7 – орфографических ошибок нет; К8 – пунктуационных ошибок нет.

Один балл по этим критериям ставится в следующих случаях:

К7 – допущено не более двух ошибок; К8 – допущено не более двух ошибок; К9 – грамматических ошибок нет;

К10 – допущено не более одной речевой ошибки.

Высший балл по критериям К7–К12 за работу объёмом от 70 до 149 слов не ставится.

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1-К12) оценивается 0 баллов. Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста экзаменуемого, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 04.04.2023

№ 233/552, зарегистрирован Минюстом России 15.05.2023 № 73314)

«81. Проверка экзаменационных работ включает в себя:

1) проверку и оценивание предметными комиссиями ответов на задания КИМ для проведения ЕГЭ с развёрнутым ответом , в том числе устных ответов, в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, разработка которых организуется Рособрнадзором3




1 При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).

По результатам первой и второй проверок эксперты независимо друг от друга выставляют первичные баллы за каждый ответ на задания КИМ для проведения ЕГЭ с развернутым ответом.

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911

В случае существенного расхождения в первичных баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в первичных баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету, разработка которых организуется Рособрнадзором.

Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о первичных баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу».

Существенными считаются следующие расхождения:

  1. Расхождение между суммами баллов, выставленных первым и вторым экспертами за выполнение задания 27 (по всем 12 позициям оценивания), составляет 8 или более первичных баллов. В этом случае третий эксперт должен выставить баллы только по тем позициям оценивания, по которым баллы, выставленные первым и вторым экспертами, различаются.

  2. Расхождение между баллами, выставленными первым и вторым экспертами по позиции оценивания К7, составляет 2 или более первичных балла. В этом случае третий эксперт выставляет баллы только по позиции оценивания К7.

  3. Расхождение между баллами, выставленными первым и вторым экспертами по позиции оценивания К8, составляет 2 или более первичных балла. В этом случае третий эксперт выставляет баллы только по позиции оценивания К8.

  4. Расхождение в результатах оценивании двумя экспертами заключается в том, что один эксперт указал на отсутствие в экзаменационной работе ответа на задание 27, а другой эксперт выставил ненулевой балл по любому критерию оценивания выполнения этого задания. В этом случае третий эксперт проверяет ответ на задание 27 по всем критериям. Ситуации, в которых один эксперт указал на отсутствие ответа в экзаменационной работе, а второй эксперт выставил нулевой балл за выполнение этого задания, не являются ситуациями существенного расхождения в оценивании.




2 Если сочинение содержит частично или полностью переписанный экзаменуемым текст рецензии задания 26 и/или информации об авторе текста, то объём такой работы определяется без учёта текста рецензии и/или информации об авторе текста.


3 Часть 14 статьи 59 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

© 2023 Всероссийский проект «ЕГЭ 100БАЛЛОВ» vk.com/ege100ballov | t.me/egeoge100ballov Составитель: Анастасия Пёсик

Обсуждение заданий: https://vk.com/topic-40390849_49462297 Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!