СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ - 2023. Русский язык. Пробный вариант №28 с ответами

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всероссийский волонтёрский проект «ЕГЭ 100БАЛЛОВ»  https://vk.com/ege100ballov

Составитель: Анастасия Пёсик

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ - 2023. Русский язык. Пробный вариант №28 с ответами»

ВАРИАНТ 28

Часть 1

Сегодня мы поговорим о систематическом изучении физики и первом её разделе – механике. Физика изучает разные виды изменений или процессов, происходящих в природе, а какие процессы в первую очередь интересовали наших предков? Конечно, это процессы, связанные с движением. Например, древним людям было интересно, долетит ли копьё, которое (…) бросили, и попадёт ли оно в мамонта; им было интересно, успеет ли гонец с важной вестью

добежать до заката к соседней пещере. Все эти виды движения и вообще механическое движение как раз и изучает раздел, который называется механика.

Куда бы мы ни посмотрели – вокруг нас масса примеров механического движения: что-то вращается, что-то прыгает вверх-вниз, что-то движется вперед-назад, а другие тела могут находиться в состоянии покоя, которое тоже является примером механического движения, скорость которого равна нулю.

Механическим движением называется изменение положения тел в пространстве относительно других тел с течением времени (рис. 1).

Как физика делится на несколько разделов, так и механика имеет свои разделы. Первый из них называется кинематика.

Раздел механики кинематика отвечает на вопрос, как движется тело. Прежде чем начать работать над изучением механического движения, необходимо определить и выучить основные понятия, так называемую азбуку кинематики. На уроке мы научимся:

- выбирать систему отсчета для изучения движения тела;

- упрощать задачи, мысленно заменяя тело материальной точкой;

- определять траекторию движения, находить путь;

- различать виды движений

1. Самостоятельно подберите личное местоимение, которое должно стоять на месте

пропуска в первом абзаце текста. Запишите это местоимение.

Ответ: __________________________.

2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое

значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

Запишите номера ответов.

1) ВИД. То, что открывается взгляду; зрелище, картина. Комната с видом на

море.

2) ВАЖНЫЙ. Исполненный достоинства; величавый, гордый. Важным

жестом он пригласил в кабинет.

3) РАЗДЕЛ. Специальная область какой-л. науки. Раздел психологии.

4) МАССА. Тестообразное, бесформенное вещество; густая или полужидкая

смесь чего-л. Расплавленная масса.

5) ТЕЛО. Материя, вещество, заполняющие определенную часть пространства;

отдельный предмет в пространстве. Твердые тела. Жидкие тела.

Ответ: __________________________.

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента

текста. Запишите номера ответов.

1) Текст относится к официально-деловому стилю речи, что подтверждается сухостью изложения материала, отсутствием средств выразительности речи.

2) Последний абзац текста подводит итог авторским размышлениям.

3) Присутствие терминов (механическое движение, кинематика, материальная точка и др.) и профессионализмов указывает на принадлежность текста к научному стилю.

4) Основной функционально-смысловой тип речи текста – рассуждение, что помогает автору сделать мысль более ясной и чёткой.

5) Синтаксис текста представлен и простыми, и сложными предложениями, рядами однородных членов, вводными словами.

Ответ: __________________________.

4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая

ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) обострИть 2) рвАла 3) докУмент 4) согнУтый 5) закУпорить

Ответ: __________________________.

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Начальник цеха взял на себя ответственность, выдвигая ДЕЛЬНОЕ предложение по организации производства.

В старом заброшенном парке ВЕЧНЫЕ дубы и ели перемежались молодой берёзовой порослью.

НАДЕВ на палец кольцо, ставшее талисманом, она выашла из комнаты.

В СТАРИННОМ особняке, расположенном в историческом центре города, теперь будут проводить лектории выдающиеся деятели культуры.

Руководитель серьёзного проекта, в котором принимают участие сотни людей, должен быть глубокой и ЦЕЛЬНОЙ личностью.

Ответ: __________________________.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив

лишнее слово. Выпишите это слово.

Печальная новость о гибели отряда полностью уничтожила старика: ни на кого не глядя, он

вышел из кабинета.

Ответ: __________________________.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы

слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

самый НЕЛЕПЕЙШИЙ костюм

за СЕМЬЮ замками

пачка МАКАРОН

в ДВУХТЫСЯЧНОМ году

этот торт более ВКУСНЫЙ

Ответ: __________________________.

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым


Б) неправильное построение предложения с причастным оборотом


В) ошибка в построении предложения с однородными членами


Г) неправильное построение предложения с

деепричастным оборотом


Д) неправильное употребление падежной


формы существительного с предлогом


1) Книги имеют как познавательную ценность, но и большое воспитательное значение.


2) Те, кто присутствовал на собрании, в ходе обсуждения вопроса внесли много ценных

предложений.

3) Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны.


4) Смотря фильм, мы переживаем чувства героев.


5) Благодаря своевременного прибытия в город с туристам удалось посетить местную картинную галерею.

6) Читая стихи, все слушали с интересом.


7) Все, кто пришёл на концерт, получил автограф исполнителя.


8) По уходе из дома брата все вздохнули с облегчением.


9) На скамейке лежали как кленовые, так и каштановые листья.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д







9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена

одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) выг..реть, р..сточек, к..рзина

2) оф..церский, ум..ротворённый, пров..нциальный

3) ре..листично, упр..вляющий, ..ккорд

4) м..гкотелый, неисс..каемый, оч..ртить

5) приг..реть, прик..сновение, предл..жение

Ответ: __________________________.

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) бе..связный, ра..катать, и..пепелить

2) пр..брежный, пр..вык, пр..говорить к казни

3) по..шивка, о..дышался, по..поясался

4) пред..юньский, роз..ск, с..змала

5) суб..ективность, непод..ёмный, ин..екция

Ответ: __________________________.

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) вкрадч..вый, худ..нький

2) переноч..вать, врач..вать

3) алюмини..вый, солдат..к

4) марл..вый, тюлен..вый

5) трущ..бы, дириж..р

Ответ: __________________________.

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) брод..шь, выуч..шь

2) охвач..нный, увид..шься

3) наве..нный, расстро..нный

4) провер..шь, он выстрел..т

5) разочару..шься, повторя..мый

Ответ: __________________________.


13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется

СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Даже в испепеляющую жару в (НЕ)БОЛЬШОМ, а маленьком дубовом лесочке

чувствуешь живительную прохладу.

(НЕ)ЗАЧЕМ думать о плохом: всё будет хорошо.

Меня огорчило вовсе (НЕ)ВЕЖЛИВОЕ замечание приятеля.

Дожди зарядили надолго, а я к сырой погоде был (НЕ)ПОДГОТОВЛЕН и промок

до нитки.

(НЕ)ОТПРАВЛЕННОЕ вовремя письмо всё ещё лежало на подоконнике.

Ответ: __________________________.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.

Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

И(ТАК), лирический герой Б. Пастернака чувствует, что любовь помогает ему преодолеть суету и пошлость мира, и (ПО)ТОМУ вспоминает о погасшей когда-то искре любви с большим сожалением.

(НЕ)СМОТРЯ на то что внешне Раскольников походил на терпящего сильную физическую боль человека: брови его были сдвинуты, губы сжаты, взгляд КАК(БУДТО) воспалённый, он был очень сильным человеком.

Вечная тема поэзии – любовь – в стихах Ф. Тютчева, ТАК(ЖЕ) как и в стихах А. Фета, нашла своё новое оригинальное преломление и зазвучала несколько (ПО)НОВОМУ.

(ТАК)КАК мы вышли из дома поздно и (В)СКОРЕ начался дождь, было принято решение поход отложить и вернуться домой.

(НЕ)СМОТРЯ на то что большинство стихотворений В. Жуковского являются переводными, в них ВСЁ(ТАКИ) прослеживается русская поэтическая традиция.

Ответ: __________________________.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Клюкве(1)ый морс, приготовле(2)ый мамой по стари(3)ому рецепту, был

настолько вкусен, что мы немедле(4)о выпили его и попросили добавки.

Ответ: __________________________.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Братья всё-таки выпросили у медсестры хозяйственную авоську и на одинокой сосне соорудили баскетбольное кольцо.

2) Дом к празднику убрали ветками берёзы и ромашками и повесили весёлые разноцветные фонарики.

3) На роль собирательницы русских земель в ХIV веке претендовали Литва Тверь и Москва.

4) На утренней морозной заре или в золотистых летних сумерках город был похож на ожившую сказку.

5) На Байкале уникален как животный так и растительный мир.

Ответ: __________________________.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Рыбаки (1) окончательно выбившиись из сил (2) возились около резиновой лодки (3) вымокшей после сильного дождя (4) и (5) наполовину сдувшейся.

Ответ: __________________________.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

Раннюю поэзию С. Маршака (1) пожалуй (2) можно назвать импрессионистской: она (3) кажется (4) призрачной и каждый образ оставляет впечатление тайны.

Ответ: __________________________.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

А.С. Пушкин (1) осуждает ложное понимание чести у героя (2) на совести (3) которого (4) множество загубленных жизней (5) и не может ничем оправдать это.

Ответ: __________________________.

20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

Море постепенно успокоилось (1) и (2) если всматриваться вдаль (3) то можно увидеть очертания берега (4) к которому мы приближались.

Ответ: ___________________________.

21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же

правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Победа, полная победа солнца – света его и тепла – над стужей и мраком зимы. (2)Зорька вечерняя утренней зорьке руки подаёт – у нас на севере начинаются белые ночи. (3)Отвоевав землю и воду, жизнь поднимается во весь рост. (4)Сияющей зеленью новорождённых листьев одеваются высокие деревья. (5)Мириады легкокрылых насекомых поднимаются в воздух; в сумерках на охоту за ними вылетают полуночники-козодои и вёрткие летучие мыши. (6)Днём

реют в воздухе ласточки и стрижи, висят-парят над пашнями, над лесом орлы, коршуны. (7)Как на ниточке подвешенные к облакам, трепещут над полями пустельги и жаворонки.

(8)Отворились двери без петелек, залетали жильцы златокрылые – труженицы-пчёлки. (9)Всё поёт и играет, и пляшет: косачи – на земле, селезни – на воде, дятлы – на деревьях, бекасики – небесные барашки – в воздухе над лесом. (По В. Бианки)

Ответ: ___________________________.

Прочитайте текст и выполните задания 22-27.


(1)Это был первый настоящий бой Кати. (2)Артиллерийская подготовка началась перед рассветом, под её прикрытием заняли исходные позиции. (3)Накануне вечером писали письма. (4)Только Кате писать было некуда: все родные погибли. (5)Так что терять в бою ей, по сути, было нечего – кроме собственной жизни. (6)Но её она, молодая девчонка, после перенесённых страданий, к сожалению, уже мало ценила.

(7)И вот он, бой. (8)Танк, в котором они находились, мотало из стороны в сторону, трясло так, что Катя едва удерживалась на сиденье. (9)«Если так будет дальше, как же стрелять?» – думала она. (10)Хотя её дело было не наводить пушку, а подавать снаряды. (11)Тужливо рыча, машины настырно карабкались вверх, от моторов, пущенных на полные обороты, жара стояла несусветная, ещё пахло соляркой, забивало отработанными газами, свежим воздухом тянуло только через технические зазоры и смотровую щель.

(12)Тут по раскалённой от боя броне танка что-то застрекотало, однако Катя не сразу осознала, что их обстреливают. (13)Всё дальнейшее слилось для неё в сплошной грохот, дым, крики в переговорном устройстве. (14)Лупили то подкалиберными, то бронебойно-зажигательными, то осколочными снарядами. (15)Катя не понимала, что происходит снаружи, не могла ещё по видам снарядов, подаваемых ею, определить обстановку. (16)Она только слышала грохот; её,

такую хрупкую и маленькую девушку, дёргало вместе с огромной машиной. (17)Страха, как ни странно, Катя вовсе не испытывала: она плохо соображала, что к чему, только слышала команды и выполняла их. (18)Бой шёл как бы сам по себе, а она была сама по себе.

(19)И тут вдруг случилось нечто неожиданное и дикое: машина как бы провалилась, после чего Катю подкинуло, ударило больно сверху, внутренность танка наполнило теперь вовсе нестерпимым жаром и тяжёлыми угарными запахами, а после в один миг погасли плафоны освещения.

(20)Командир открыл крышку башенного люка, Катя протиснулась вслед за ним.

(21)Оказалось, танк ухнулся в бомбовую воронку, без посторонней помощи было не выбраться. (22)Катя вспомнила, сколько раз им напоминали, твердили, требовали повторять вслух железный закон: если танк подбит, но не горит, экипаж обязан защищать боевую технику до конца. (23)И Катя приготовилась биться до конца, ведь это был её воинский долг. (24)В этот

момент она видела немцев: они были так близко, как никогда, почти рядом, бежали, строчили из шмайсеров. (25)«Всё, – подумала Катя, – сейчас конец».

(26) Но, как ни странно, даже сейчас она страха не ощутила: слишком невероятно было всё происходящее вокруг этой молодой женщины, у которой война отняла юность, семью, мечты о счастливой жизни... (27)Катя дёрнула цепочку револьверной заглушки, высунула в отверстие рыльце автомата и начала лупить, не видя немцев, наугад, и ждала: сейчас, вот-вот... (28)Она почему-то увидела: часы на щитке приборов остановились – было девять часов двадцать минут.

(29) Они с командиром отбились-таки и сохранили танк, вот только механик Генка погиб. (30)В сентябре сорок четвёртого сержант Екатерина Мушкина, отмеченная орденом, стала командиром танка. (31)Не женой, не матерью, не хранительницей семейного очага командиром танка. (по В.П. Ерашову*)

*Валентин Петрович Ерашов (1927-1999) – русский писатель, автор многочисленных произведений о войне.

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера

ответов.

1) Катя прекрасно понимала, что происходит снаружи танка.

2) Катя приготовилась биться до конца, потому что таков был её долг.

3) Катя очень испугалась, когда поняла, что наступил конец.

4) Война отняла у героини юность, семью, мечты о счастливой жизни.

5) Девушка не сразу поняла, что их обстреливают, когда что-то застрекотало по

броне танка.

Ответ: __________________________.

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера

ответов.

1) В предложениях 22-23 представлено повествование.

2) В предложении 10 содержится ответ на вопрос, заданный в предложении 9.

3) В предложения 17-18 представлено рассуждение.

4) Предложение 31 дополняет, уточняем смысл предложения 30.

5) В предложении 27 представлно повествование.

Ответ: __________________________.

24. Из предложений 16-17 выпишите контекстные синонимы.

Ответ: __________________________.

25. Среди предложений 20-27 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы)

с предыдущим при помощи сочинительного союза и лексического повтора.

Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Ответ: __________________________.

26. «Рассказывая о героизме и мужестве хрупкой девушки, В.П. Ерашов особенно подробно описывает состояние Кати и её чувства, искусно применяя троп (А)_____(«нестерпимым жаром» в предложении 19, «железный закон» в предложении 22) и лексическое средство речевой выразительности (Б)_____(«машины настырно карабкались вверх» в предложении 11, «война отняла юность, семью, мечты о счастливой жизни» в предложении 26). Синтаксические средства – (В)______(предложения 5, 26) и (Г)_____(предложения 13, 22, 31) помогают автору описать сцены боя и поведение Кати».

Список терминов:

1) однородные члены предложения

2) вводные слова и конструкции

3) контекстные синонимы

4) метафора

5) эпитет

6) просторечная и разговорная лексика

7) парцелляция

8) олицетворение

9) восклицательные предложения



А

Б

В

Г






Часть 2

Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ №2.

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации.

Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по

проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


ОТВЕТЫ

1

они

2

35

3

345

4

15

5

вековые

6

полностью

7

нелепый

8

73165

9

1235

10

1245

11

24

12

145

13

незачем

14

итакпотому

15

1234

16

35

17

123

18

12

19

25

20

134

21

189

22

245

23

345

24

маленькуюхрупкую

25

23

26

5821






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!