СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективные приемы, используемые на уроках в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В сообщении приводятся примеры использования различных приемов работы  на уроках в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«Эффективные приемы, используемые на уроках в начальной школе.»

Эффективные приемы, используемые на уроках в начальной школе.


Слайд 1. Эффективные приемы, используемые на уроках в начальной школе. Целостность и продуктивность урока достигается посредством применения разнообразных методических приемов. Они представляют собой специальным образом спланированные и организованные действия педагога, ориентированные на получение конкретного результата, решение конкретной задачи или проблемы Несовершенство приемов и форм организации учебного процесса, ограниченные возможности для творчества могут привести к потере интереса, активности и мотивации к учению. На стимулирование познавательной заинтересованности и активности учащихся и нацелены эффективные приемы организации урока.

Слайд 2. Современные приемы обучения - это направленность на достижение предметных и метапредметных результатов; активизация учебно-познавательной деятельности учащихся; развитие интереса к учебной деятельности; интерактивность, развитие творческой личности; формирование активной, самостоятельной, инициативной позиции. Целью моего выступления является представление практического опыта использования современных приемов обучения на уровне начального общего образования.

Слайд 3. Начало урока. Организационный момент требует творческого подхода, поиска своеобразной формы, вариации различных приёмов.  Включить учащихся в активную мыслительную деятельность с первых минут урока помогают различные универсальные приемы.

Слайд 4. Приемы “Удивляй” и «Нестандартный вход» – это рассмотрение уже известного явления под другим углом или предъявление противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний. При изучении темы “Три состояния воды” легко заставить учеников удивляться, если рассказать, что каждый из нас умеет ходить по воде. Мы так привыкли к тому, что нас окружает, что не замечаем удивительные свойства воды. А ведь снег, лед – это тоже вода, только в другом состоянии. Рассказ о засохшем лесе, в котором вырубили все кустарники, чтобы росли одни деревья, было чисто и просторно, можно предложить учащимся в начале урока по окружающему миру по теме «Невидимые нити». Противоречивый факт  нацелит учащихся на активную мыслительную деятельность с самого начала урока.

Слайд 5. Прием «Отсроченная отгадка». Можно предложить загадку, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом. Ученики легко выделяют корень в словах час, часики, часовой. Ставим проблему: в словах свет, свеча, освещение будет корень свет-, свеч-, свещ- или све-?.. Если нет интересной загадки или факта, можно перенести учебную ситуацию на фантастическую планету; рассмотреть явление с необычной точки зрения, например, глазами инопланетянина; изменить значение любо­го параметра (прием «Фантастическая добавка»). Например, мы в классе отправлялись в Древнюю Русь, «помогали» там взрослым в их делах, а на уроках чтения встречались с литературными героями, задавали им вопросы.

Слайд 6.    На этапе актуализации знаний активно использую приемы «Корзина идей», «Да – нет», «Толстые и тонкие вопросы»

Слайд 7. Прием «Корзина идей» предполагает проведение беседы с учениками и выяснение тех знаний, которыми они обладают по данной теме. Предложения и идеи не критикуются и не оцениваются, но во время высказывания необходимо требовать полных ответов. Так прием будет работать и для развития устной речи и навыков логического изложения. Например, при изучении темы «Почва» в корзину могут попасть такие предположения учащихся: это земля, это вещество, место обитания животных и растений, покрытие планеты, мир невидимых существ и т.д.

Слайд 8. Прием «Да – нет» позволяет сузить поиск посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да-нет». Примеры вопросов. Это служебная часть речи? Обозначает предмет? Изменяется по числам? Отвечает на вопросы  какой? чей? … Или: число многозначное? Меньше 1000?. Четное? Делится на 3; 5?.. Это животное? Травоядное? Домашнее? Перья есть? Живет в воде?..

Применяется с 1-го класса, по всем предметам. Можно загадать число, понятие, литературного героя и т. д. Развивает умения выделять различные признаки объектов, производить группировку по выявленным характеристикам. Просто по сути, но при этом формируются навыки логического мышления.

«Толстые и тонкие вопросы» — это способ организации взаимоопроса учащихся по теме, при котором «тонкий» вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний

Слайд 9. На этапах изучения нового материала, решения учебных задач применяю приемы «Чтение с пометками», «Паспорт», «Кластер» и другие. Цель работы – устранение возникшего затруднения и построение плана достижения цели. С учетом конкретных образовательных задач выбираются средства обучения: модели, алгоритмы, таблицы, тексты, видео.

Слайд 10. Чтение с пометками – это один из приемов технологии развития критического мышления, который позволяет научиться самостоятельно добывать важную для ученика информацию и вырабатывать собственную позицию относительно нее. В начальной школе учащиеся работают с небольшими текстами, применяя специальные знаки: «V» – это та информация в тексте, которая ученику уже знакома; «+» - тезисы и мысли, которые являются для читающего новыми; «-» - противоречия той информации, которую учащийся уже знал ранее; «?» –моменты в тексте, непонятные читающему и требующие дополнительных объяснений для него.

Слайд 11. Прием кластеров универсален, может применяться на всех уроках, на любом этапе. «Кластер» - это графический способ организации информации, способствует систематизации и обобщению учебного материала, позволяет охватить значительный объем изученного. Всегда вызывает интерес и активность учащихся.

Слайд 12. Приём «Паспорт» можно использовать на уроках литературного чтения, чтобы дать характеристику какому-либо герою.

Пример паспорта по произведению В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница». Ф.И.О: Лягушка. 2.Прописка: сказка «Лягушка путешественница». 3.Место жительства: болото. 4.Вид деятельности: путешественница. 5.Положительные качества: изобретательная, неунывающая, решительная. 6.Отрицательные качества: хвастливая, болтливая. 7.Фото/рисунок.

Слайд 13. На этапах контроля знаний и рефлексии использую приемы «Ромашка Блума», СМС, «Синквейн».

Слайд 14. Ромашка Блума. Критическое мышление – это важная способность, которая должна быть сформирована у каждого ребенка. На его развитие влияет умение задавать вопросы, анализируя полученную информацию. Американский психолог Б. Блум создал классификацию уровней познавательной деятельности. Каждому из этих уровней соответствует свой тип вопросов. Шесть вопросов - это шесть лепестков ромашки. Такая игровая форма работы делает процесс интересным и увлекательным

Вот какие вопросы получились у детей на основе прочитанного текста «Музыкант» В. Бианки. Простые. Кто рассказал охотнику про медведя? Где происходит действие рассказа? Уточняющие. Правильно ли я понял, что старый медвежатник любил музыку и хотел научиться играть? Объясняющие. Почему старик не стал стрелять в медведя? Творческие. Как вы думаете, что произошло, если бы медвежатник стал играть на скрипке одновременно с медведем? Практические. Как бы вы поступили на месте охотника? Чтобы сказали ему при встрече? Оценочные. Какой урок можно вынести, послушав такую историю?

Прием имеет практическое применение: самые интересные вопросы используются при обобщении, включаются в тесты.

Слайд 15. Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения. Сочинение синквейна – процесс творческий, помогает пополнить словарный запас, учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль, развивает речь и мышление. Формой напоминает елочку, составляется по определенным правилам: 1 строчка – тема, выраженная именем существительным;

2 строчка – описание темы двумя прилагательными; 3 строчка – описание действия темы тремя глаголами; 4 строчка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение к данной теме; 5 строчка – синоним к первому слову, передающий суть темы. Прием используется на всех предметах.

Прием «СМС» - это приём актуализации субъективного опыта, очень краткая запись. На уроках писали пожелание соседу по парте с точки зрения изученного или обращались с просьбой, составляли смс-сообщения больному товарищу о самом главном на уроке.

Слайд 16. Использование описанных и многих других приемов педагогической техники в классе  формирует способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, умения учиться.

Пирамида обучения показывает уровень вовлеченности в процесс обучения. Проценты на схеме условны, но это не противоречит выводу: в процессе обучения важно не только воспринимать информацию, но и анализировать ее, обсуждать, подвергать критике, сопоставлять со своим опытом и имеющимися знаниями, передавать другим и т.д. В этом и помогают эффективные приемы работы учителя на уроке.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!