СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Эффективные практики, технологии, программы, способствующие укреплению и сохранению здоровья воспитанников ДОУ»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью тиражирования эффективных практик в области сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста среди воспитателей и специалистов ДОУ

 «Коррекционная работа с использованием здоровьесберегающей технологии во взаимодействии учителя-логопеда и инструктора по физической культуре»

Каков психологический портрет ребёнка, имеющего речевую патологию? Правильно, это ребёнок с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью, с несформированной произвольностью психических процессов, вдобавок ещё и часто болеющий.

Дети с ОНР имеют нарушения всех видов моторики: общей, мелкой, артикуляционной. При педагогической диагностике, мы отмечаем:

  • однообразие, неритмичность, бедность, скованность, неточность и замедленность движений;
  • нарушение координации движений обеих рук;
  • нарушения зрительно-двигательной координации, темпа, ритма;
  • снижение «двигательной» памяти;
  • трудности в овладении интонационной и двигательной выразительностью;
  • неспособность осуществлять двигательное поведение в воображаемой ситуации;
  • соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются;
  • отставание в возрастных показаниях физических качеств: силы, скорости, ловкости, координации;
  • точность выполнения артикуляционных упражнений;
  • снижение усидчивости и работоспособности.

Диагностика показала:

  • у детей нарушены все виды моторики, преобладает повышенный мышечный тонус, моторная напряженность
  • нарушена координация движений (не могут согласовывать движения рук и ног при ходьбе, не могут согласовывать слова и движения в играх и упражнениях)
  • не всегда воспринимают и запоминают речевые инструкции
  • дыхание поверхностное и слабое (следствие этого - сложность звукообразования, односложность и стандартность построения фраз)
  • низкий уровень произвольного слухового внимания и памяти

 

Цель: совершенствование системы взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОУ в коррекционной работе с детьми, имеющими ОВЗ.

Задачами проведения совместной коррекционной работы учителя – логопеда и инструктора по физической культуре являются: 1 развитие общей, мимической, мелкой и артикуляционной моторики; 2 пространственной ориентации; 3 физиологического и речевого дыхания; 4 формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи и двигательной сферы; 5 координации речи с движением; 6 рече - двигательной памяти; 7 нормализация мышечного тонуса, снятие моторной напряжённости, 8 развитие связной речи у детей, 9 Повышение работоспособности, 10 формирование самоконтроля.

 

Формы взаимодействия:

  • Взаимообмен данными диагностики
  • Координированное планирование совместной деятельности
  • Взаимопосещения занятий
  • Совместное проведение интегрированной НОД
  • Досуги, развлечения, праздники
  • Родительские собрания и консультации
  • Оформление документации по взаимодействию
  • Итоговая аналитическая отчётность

виды деятельности:

  • Рече-двигательные, оздоровительно-развивающие игры
  • Речевые эстафеты
  • Звуко-слоговые игры с фитболами
  • Логоритмическая гимнастика, фонетическая ритмика
  • Общеразвивающие упражнения с речевым сопровождением
  • Динамические паузы, пятиминутки
  • Упражнения на релаксацию
  • Массаж и самомассаж с проговариванием потешек, речёвок
  • Чистоговорки с пальчиковой гимнастикой
  • Артикуляционная, дыхательная, мимическая гимнастика
  • Включение в занятия по физическому воспитанию загадок, считалок, чистоговорок, пословиц и поговорок, стихотворений, сказок и рассказов на автоматизацию и дифференциацию звуков речи
  • Включение в логопедическую НОД упражнений на развитие общей, мелкой моторики и координации движений, ловкости и ориентировки в пространстве.

Физкультурно-логопедическое занятие в старшей комбинированной группе на тему: «Путешествие в космос».

 

Цель: интегрировать коррекционно – речевые задачи в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности.

Задачи:

  1. Развивать артикуляционный аппарат, фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память, моторику;
  2. Активизировать лексику по теме «Космос»;
  3. Закреплять навыки слогового анализа одно-, двух-, трехсложных слов;
  4. Упражнять в образовании относительных прилагательных;
  5. Совершенствовать координацию движений и речи;
  6. Упражнять в перестроении в две колонны, ходьбе по ограниченной поверхности, прыжках на двух ногах из обруча в обруч, беге с ускорением;
  7. Развивать внимание, память, ловкость, быстроту реакции;
  8. Воспитывать сплоченность.

Использование Здоровьесберегающей технологии

  • Артикуляционная гимнастика

На индивидуальных, групповых и подгрупповых занятиях. Регулярное выполнение помогает:   - улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость)

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; 

- уменьшить напряжённость артикуляционных органов.

  • Мимическая гимнастика

С целью развития лицевых мышц рекомендуется имитация мимических движений с использованием картинок.

  • Пальчиковая гимнастика

Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, что способствует развитию внимания, мышления, памяти, благотворно влияет на развитие речи и готовит руку к письму. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

  • Дыхательная гимнастика

Александра Николаевна Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому – и болезнь отступит».

Дифференцированное носовое и ротовое дыхание, нижнедиафрагмальное дыхание, силу и направление выдоха.

Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5 -10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Я использую их как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как его часть. 

  • Биоэнергопластика

Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био – человек, энергия – сила, пластика - движение. Биоэнергопастика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь.

  • Массаж и самомассаж

Рук и лицевых мышц, ушных раковин.

Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

«Су-Джок» – терапия оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.

 

  • Упражнения на релаксацию

Релаксация детей дошкольного возраста требует особого взгляда и подхода. Умение расслабиться поможет детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Если «Релаксационные паузы» включить в режим дня детского сада, то это благоприятно скажется на нервной  системе ребенка.

«Руки на столе лежат», «Посмотрите – мы олени…», «Реснички опускаются, глазки закрываются…»

  • Кинезеологическая гимнастика

 Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. В своей работе я применяю упражнения Аллы Леонидовны Сиротюк такие как: "Колечко", "Кулак-ребро-кулак", "Ухо-нос" и т.д.

 Упражнение:

«Кулак-ребро-ладонь»

«Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.

Ладошки вверх, 

Ладошки вниз, 

А теперь их на бочок- 

И зажали в кулачок.

Ещё одно задание:

«Зеркальное рисование». Это рисование двумя руками одновременно, при выполнении этого задания расслабляются руки и глаза, способствует синхронизации работы полушарий головного мозга, что позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии речи детей.

  • Гимнастика для глаз

Упражнения для профилактики нарушений зрения и активизации работы мышц глаз. Использую в работе яркие игрушки.

  • Динамические паузы, пятиминутки

Это небольшие активные занятия, проводимые в течение дня, удовлетворяющие естественную потребность каждого ребенка в движении. Малышу жизненно необходимо бегать, прыгать, скакать на одной ножке, копировать окружающих, изображать птиц и зверей. Плановых спортивных занятий и прогулок на свежем воздухе для удовлетворения данной потребности, как правило, не хватает. Современные дети часто загружены полезными, но сидячими делами. Такие занятия обязательно должны чередоваться с подвижными.

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:

  • улучшение памяти, внимания, мышления;
  • повышение способности к произвольному контролю;
  • улучшение общего эмоционального состояния;
  • повышается работоспособность, уверенность в себе;
  • стимулируются двигательные функции;
  • снижает утомляемость;
  • улучшаются пространственные представления; 
  • развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;
  • стимулируется речевая функция;
  • улучшается соматическое состояние.

 

ВЫВОД: Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре позволяет

  • вовлекать в сферу коррекционной работы более широкий круг детей,
  • полнее использовать резервы коррекционно-педагогического воздействия,
  • повысить эффективность работы логопедического пункта,
  • увеличить процент детей, выпущенных с грамотной речью и правильным произношением,
  • повысить качество образовательного процесса.

Просмотр содержимого документа
««Эффективные практики, технологии, программы, способствующие укреплению и сохранению здоровья воспитанников ДОУ»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №24 «Колосок» г. Назарово Красноярского края Юридический адрес: 662200, Красноярский край, г. Назарово, ул. К. Маркса, д.22а Тел. (39155) 7-02-33, 7-22-27 e-mail: kolosok_24@nazarovo.krskcit.ru «Коррекционная работа с использованием здоровьесберегающей технологии во взаимодействии учителя-логопеда и инструктора по физической культуре» Выполнила:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №24 «Колосок» г. Назарово Красноярского края Юридический адрес: 662200, Красноярский край, г. Назарово, ул. К. Маркса, д.22а

Тел. (39155) 7-02-33, 7-22-27 e-mail: [email protected]

«Коррекционная работа с использованием здоровьесберегающей технологии во взаимодействии учителя-логопеда и инструктора по физической культуре»

Выполнила:

Каков психологический портрет ребёнка, имеющего речевую патологию?

Каков психологический портрет ребёнка, имеющего речевую патологию?

Цель: совершенствование системы взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОУ в коррекционной работе с детьми, имеющими ОВЗ.   Задачи:  развитие общей, мимической, мелкой и артикуляционной моторики;  пространственной ориентации;  физиологического и речевого дыхания;  формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи и двигательной сферы;  координации речи с движением;  рече-двигательной памяти;  нормализация мышечного тонуса, снятие моторной напряжённости, развитие связной речи у детей,  повышение работоспособности, формирование самоконтроля.

Цель: совершенствование системы взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОУ в коррекционной работе с детьми, имеющими ОВЗ.

Задачи:

  • развитие общей, мимической, мелкой и артикуляционной моторики;
  • пространственной ориентации;
  • физиологического и речевого дыхания;
  • формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи и двигательной сферы;
  • координации речи с движением;
  • рече-двигательной памяти;
  • нормализация мышечного тонуса, снятие моторной напряжённости, развитие связной речи у детей,
  • повышение работоспособности, формирование самоконтроля.
Формы взаимодействия:  Взаимообмен данными диагностики  Координированное планирование совместной деятельности  Взаимопосещения занятий  Совместное проведение интегрированной НОД  Досуги, развлечения, праздники  Родительские собрания и консультации  Оформление документации по взаимодействию  Итоговая аналитическая отчётность

Формы взаимодействия:

  • Взаимообмен данными диагностики
  • Координированное планирование совместной деятельности
  • Взаимопосещения занятий
  • Совместное проведение интегрированной НОД
  • Досуги, развлечения, праздники
  • Родительские собрания и консультации
  • Оформление документации по взаимодействию
  • Итоговая аналитическая отчётность
Виды деятельности: Рече-двигательные, оздоровительно-развивающие игры Речевые эстафеты Логоритмическая гимнастика, фонетическая ритмика Общеразвивающие упражнения с речевым сопровождением Динамические паузы, пятиминутки Массаж и самомассаж с проговариванием потешек, речёвок Чистоговорки с пальчиковой гимнастикой Артикуляционная, дыхательная, мимическая гимнастика Включение в занятия по физическому воспитанию загадок, считалок, чистоговорок, пословиц и поговорок, стихотворений, сказок и рассказов на автоматизацию и дифференциацию звуков речи Включение в логопедическую НОД упражнений на развитие общей, мелкой моторики и координации движений, ловкости и ориентировки в пространстве.

Виды деятельности:

  • Рече-двигательные, оздоровительно-развивающие игры
  • Речевые эстафеты
  • Логоритмическая гимнастика, фонетическая ритмика
  • Общеразвивающие упражнения с речевым сопровождением
  • Динамические паузы, пятиминутки
  • Массаж и самомассаж с проговариванием потешек, речёвок
  • Чистоговорки с пальчиковой гимнастикой
  • Артикуляционная, дыхательная, мимическая гимнастика
  • Включение в занятия по физическому воспитанию загадок, считалок, чистоговорок, пословиц и поговорок, стихотворений, сказок и рассказов на автоматизацию и дифференциацию звуков речи
  • Включение в логопедическую НОД упражнений на развитие общей, мелкой моторики и координации движений, ловкости и ориентировки в пространстве.
Физкультурно-логопедическое занятие в старшей комбинированной группе на тему:  «Путешествие в космос».

Физкультурно-логопедическое занятие в старшей комбинированной группе на тему: «Путешествие в космос».

Цель:  интегрировать коррекционно – речевые задачи в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности.   Задачи: Развивать артикуляционный аппарат, фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память, моторику; Активизировать лексику по теме «Космос»; Закреплять навыки слогового анализа одно-, двух-, трехсложных слов; Совершенствовать координацию движений и речи; Упражнять в перестроении в две колонны, ходьбе по ограниченной поверхности, прыжках на двух ногах из обруча в обруч, беге с ускорением; Развивать внимание, память, ловкость, быстроту реакции; Воспитывать сплоченность.

Цель:  интегрировать коррекционно – речевые задачи в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности.

Задачи:

  • Развивать артикуляционный аппарат, фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память, моторику;
  • Активизировать лексику по теме «Космос»;
  • Закреплять навыки слогового анализа одно-, двух-, трехсложных слов;
  • Совершенствовать координацию движений и речи;
  • Упражнять в перестроении в две колонны, ходьбе по ограниченной поверхности, прыжках на двух ногах из обруча в обруч, беге с ускорением;
  • Развивать внимание, память, ловкость, быстроту реакции;
  • Воспитывать сплоченность.
Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

ЭСТАФЕТА «ПОСТРОЙ РАКЕТУ»

ЭСТАФЕТА «ПОСТРОЙ РАКЕТУ»

Упражнение «Космонавт»

Упражнение «Космонавт»

 ЭСТАФЕТА:  «ТРЕНИРОВКА НА БАТУТЕ»

ЭСТАФЕТА: «ТРЕНИРОВКА НА БАТУТЕ»

 ЭСТАФЕТА  «КОСМИЧЕСКАЯ ПИЩА»

ЭСТАФЕТА «КОСМИЧЕСКАЯ ПИЩА»

 ЭСТАФЕТА «ПРОГУЛКА ПО ЛУНЕ»

ЭСТАФЕТА «ПРОГУЛКА ПО ЛУНЕ»

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит: улучшение памяти, внимания, мышления; повышение способности к произвольному контролю; улучшение общего эмоционального состояния; повышается работоспособность, уверенность в себе; стимулируются двигательные функции; снижает утомляемость; улучшаются пространственные представления;  развивается дыхательный и артикуляционный аппарат; стимулируется речевая функция.

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:

  • улучшение памяти, внимания, мышления;
  • повышение способности к произвольному контролю;
  • улучшение общего эмоционального состояния;
  • повышается работоспособность, уверенность в себе;
  • стимулируются двигательные функции;
  • снижает утомляемость;
  • улучшаются пространственные представления; 
  • развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;
  • стимулируется речевая функция.
рефлексия:     Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре позволяет вовлекать в сферу коррекционной работы более широкий круг детей, полнее использовать резервы коррекционно-педагогического воздействия, повысить эффективность работы логопедического пункта, увеличить процент детей, выпущенных с грамотной речью и правильным произношением, повысить качество образовательного процесса.

рефлексия: 

  •   Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре позволяет вовлекать в сферу коррекционной работы более широкий круг детей, полнее использовать резервы коррекционно-педагогического воздействия, повысить эффективность работы логопедического пункта, увеличить процент детей, выпущенных с грамотной речью и правильным произношением, повысить качество образовательного процесса.
Спасибо за внимание!
  • Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!