Целью тиражирования эффективных практик в области сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста среди воспитателей и специалистов ДОУ
«Коррекционная работа с использованием здоровьесберегающей технологии во взаимодействии учителя-логопеда и инструктора по физической культуре»
Каков психологический портрет ребёнка, имеющего речевую патологию? Правильно, это ребёнок с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью, с несформированной произвольностью психических процессов, вдобавок ещё и часто болеющий.
Дети с ОНР имеют нарушения всех видов моторики: общей, мелкой, артикуляционной. При педагогической диагностике, мы отмечаем:
- однообразие, неритмичность, бедность, скованность, неточность и замедленность движений;
- нарушение координации движений обеих рук;
- нарушения зрительно-двигательной координации, темпа, ритма;
- снижение «двигательной» памяти;
- трудности в овладении интонационной и двигательной выразительностью;
- неспособность осуществлять двигательное поведение в воображаемой ситуации;
- соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются;
- отставание в возрастных показаниях физических качеств: силы, скорости, ловкости, координации;
- точность выполнения артикуляционных упражнений;
- снижение усидчивости и работоспособности.
Диагностика показала:
- у детей нарушены все виды моторики, преобладает повышенный мышечный тонус, моторная напряженность
- нарушена координация движений (не могут согласовывать движения рук и ног при ходьбе, не могут согласовывать слова и движения в играх и упражнениях)
- не всегда воспринимают и запоминают речевые инструкции
- дыхание поверхностное и слабое (следствие этого - сложность звукообразования, односложность и стандартность построения фраз)
- низкий уровень произвольного слухового внимания и памяти
Цель: совершенствование системы взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОУ в коррекционной работе с детьми, имеющими ОВЗ.
Задачами проведения совместной коррекционной работы учителя – логопеда и инструктора по физической культуре являются: 1 развитие общей, мимической, мелкой и артикуляционной моторики; 2 пространственной ориентации; 3 физиологического и речевого дыхания; 4 формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи и двигательной сферы; 5 координации речи с движением; 6 рече - двигательной памяти; 7 нормализация мышечного тонуса, снятие моторной напряжённости, 8 развитие связной речи у детей, 9 Повышение работоспособности, 10 формирование самоконтроля.
Формы взаимодействия:
- Взаимообмен данными диагностики
- Координированное планирование совместной деятельности
- Взаимопосещения занятий
- Совместное проведение интегрированной НОД
- Досуги, развлечения, праздники
- Родительские собрания и консультации
- Оформление документации по взаимодействию
- Итоговая аналитическая отчётность
виды деятельности:
- Рече-двигательные, оздоровительно-развивающие игры
- Речевые эстафеты
- Звуко-слоговые игры с фитболами
- Логоритмическая гимнастика, фонетическая ритмика
- Общеразвивающие упражнения с речевым сопровождением
- Динамические паузы, пятиминутки
- Упражнения на релаксацию
- Массаж и самомассаж с проговариванием потешек, речёвок
- Чистоговорки с пальчиковой гимнастикой
- Артикуляционная, дыхательная, мимическая гимнастика
- Включение в занятия по физическому воспитанию загадок, считалок, чистоговорок, пословиц и поговорок, стихотворений, сказок и рассказов на автоматизацию и дифференциацию звуков речи
- Включение в логопедическую НОД упражнений на развитие общей, мелкой моторики и координации движений, ловкости и ориентировки в пространстве.
Физкультурно-логопедическое занятие в старшей комбинированной группе на тему: «Путешествие в космос».
Цель: интегрировать коррекционно – речевые задачи в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности.
Задачи:
- Развивать артикуляционный аппарат, фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память, моторику;
- Активизировать лексику по теме «Космос»;
- Закреплять навыки слогового анализа одно-, двух-, трехсложных слов;
- Упражнять в образовании относительных прилагательных;
- Совершенствовать координацию движений и речи;
- Упражнять в перестроении в две колонны, ходьбе по ограниченной поверхности, прыжках на двух ногах из обруча в обруч, беге с ускорением;
- Развивать внимание, память, ловкость, быстроту реакции;
- Воспитывать сплоченность.
Использование Здоровьесберегающей технологии
- Артикуляционная гимнастика
На индивидуальных, групповых и подгрупповых занятиях. Регулярное выполнение помогает: - улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость)
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- уменьшить напряжённость артикуляционных органов.
С целью развития лицевых мышц рекомендуется имитация мимических движений с использованием картинок.
Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, что способствует развитию внимания, мышления, памяти, благотворно влияет на развитие речи и готовит руку к письму. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Александра Николаевна Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому – и болезнь отступит».
Дифференцированное носовое и ротовое дыхание, нижнедиафрагмальное дыхание, силу и направление выдоха.
Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5 -10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Я использую их как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как его часть.
Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био – человек, энергия – сила, пластика - движение. Биоэнергопастика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь.
Рук и лицевых мышц, ушных раковин.
Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.
«Су-Джок» – терапия оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.
Релаксация детей дошкольного возраста требует особого взгляда и подхода. Умение расслабиться поможет детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Если «Релаксационные паузы» включить в режим дня детского сада, то это благоприятно скажется на нервной системе ребенка.
«Руки на столе лежат», «Посмотрите – мы олени…», «Реснички опускаются, глазки закрываются…»
- Кинезеологическая гимнастика
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. В своей работе я применяю упражнения Аллы Леонидовны Сиротюк такие как: "Колечко", "Кулак-ребро-кулак", "Ухо-нос" и т.д.
Упражнение:
«Кулак-ребро-ладонь»
«Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.
Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок-
И зажали в кулачок.
Ещё одно задание:
«Зеркальное рисование». Это рисование двумя руками одновременно, при выполнении этого задания расслабляются руки и глаза, способствует синхронизации работы полушарий головного мозга, что позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии речи детей.
Упражнения для профилактики нарушений зрения и активизации работы мышц глаз. Использую в работе яркие игрушки.
- Динамические паузы, пятиминутки
Это небольшие активные занятия, проводимые в течение дня, удовлетворяющие естественную потребность каждого ребенка в движении. Малышу жизненно необходимо бегать, прыгать, скакать на одной ножке, копировать окружающих, изображать птиц и зверей. Плановых спортивных занятий и прогулок на свежем воздухе для удовлетворения данной потребности, как правило, не хватает. Современные дети часто загружены полезными, но сидячими делами. Такие занятия обязательно должны чередоваться с подвижными.
Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:
- улучшение памяти, внимания, мышления;
- повышение способности к произвольному контролю;
- улучшение общего эмоционального состояния;
- повышается работоспособность, уверенность в себе;
- стимулируются двигательные функции;
- снижает утомляемость;
- улучшаются пространственные представления;
- развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;
- стимулируется речевая функция;
- улучшается соматическое состояние.
ВЫВОД: Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре позволяет
- вовлекать в сферу коррекционной работы более широкий круг детей,
- полнее использовать резервы коррекционно-педагогического воздействия,
- повысить эффективность работы логопедического пункта,
- увеличить процент детей, выпущенных с грамотной речью и правильным произношением,
- повысить качество образовательного процесса.
Просмотр содержимого документа
««Эффективные практики, технологии, программы, способствующие укреплению и сохранению здоровья воспитанников ДОУ»»