СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективность и актуальность проектной деятельности на уроках изобразительного искусства

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот материал будет полезен учителям изобразительного искусства, которым предстоит выступить с докладом на педагогическом совете, педагогической конференции, РМО предметной области "Искусство".

Просмотр содержимого документа
«Эффективность и актуальность проектной деятельности на уроках изобразительного искусства»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Избердеевская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза В. В. Кораблина











Эффективность и актуальность проектной деятельности на уроках изобразительного искусства













Миронов Владимир Васильевич,

учитель изобразительного искусства












Петровское


Содержание


  1. Введение…………………………………………………………3

  2. Основная часть…………………………………………………..5

  3. Заключение………………………………………………………8

  4. Список использованных источников…………………………..9





































Введение


В подростковом возрасте часто, в силу возрастных особенностей, интерес к изобразительной деятельности падает. На первый план выходят другие интересы. В связи с этим, считаю верным направлением через свой предмет делать акцент на развитие общеучебных навыков, универсальных учебных действий. Правильность выбранного направления моей педагогической деятельности находит подтверждение в тенденции современного образования к перемещению акцента с методов, обеспечивающих репродуктивное усвоение знаний, на методы, позволяющие "добывать" знания самостоятельно, формировать ряд компетентностей, а также на технологии, позволяющие обеспечить общее развитие личности ребёнка. На первый план выступает ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, принимать решения. К числу таких методов можно отнести метод проектов, в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, создавать творческие продукты познания. Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует, как учёных-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. В психолого-педагогической литературе всё больше внимания уделяется поискам методов и методических приёмов образовательной деятельности, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности учащихся. Считаю, что проектная технология в этом случае является универсальной. Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач. Проведение занятий с применением технологии проектной деятельности помогает формированию готовности и способности к сотрудничеству, совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, закладываются основы нравственного поведения, определяющего в дальнейшем отношение личности с обществом и окружающими людьми. В процессе творчества, коллективной работы создаются условия для развития коммуникативных навыков. Ребята в такие моменты раскрепощены, захвачены идеями, которые у одного приходят в образах, у другого рождаются целые истории, и если учащиеся объединяются, то складываются творческие коллективы, где им интересно выражать себя. Есть возможность проявить свои способности в новых условиях.

Актуальность возникновения работы над проектной деятельностью, определяется необходимостью реализации метода проекта в процессе преподавания предмета изобразительного искусства, для достижения нового результата образования. Обоснование актуальности и новизна педагогического опыта определяются имеющимися противоречиями образования между необходимостью творческого использования классно-урочной системы и её преимуществ и недостаточной разработанностью технологии проектирования современного урока изобразительного искусства на основе проектного метода.

Цель использования проектного метода на уроках изобразительного искусства: развитие познавательных навыков, художественно-творческих способностей   способствующих воспитанию личности, подготовленной к жизни в современном обществе.

Задачи:

- воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала;

- овладение практическими умениями и навыками в проектной художественно творческой деятельности;

- формирование устойчивого интереса к достижениям мировой культуры, к искусству народов России, художественным традициям своего края;

- воспитание духовности, нравственности, патриотизма и гражданственности.

Идея проектного обучения, разработанная Джоном Дьюи, привлекала внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Проектный метод использовали в своей практике педагоги С. Т Шацкий, А. С. Макаренко. После 1931 года, метод проектов был осужден, как чуждый советской школе, и далее в школьной практике не применялся. Дидакты, педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проекта положена прагматическая направленность на результат. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. (Цитата) «Метод проектов – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления». (Цитата) «Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути». Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение. Новизной моей работы является адаптация структуры общих подходов в проектном методе к урокам изобразительного искусства в классах основного уровня образования.








Основная часть

В данной работе представляю опыт применения проектной технологии на уроках изобразительного искусства. Активно использовать проектный метод обучения начал с 2015 года в связи с введением ФГОС в основной школе, где проектная деятельность является одним из основных видов учебной деятельности. Проектный метод постепенно начинаю вводить в условиях урочной системы с 5 класса. На уроках использую пока индивидуальные проекты. В этом году планирую попробовать групповые проекты. Возникает вопрос: почему и зачем? Я думаю, что групповые проекты развивают терпимость и уважение к мнению партнёров, умение отстаивать свою точку зрения, что в целом благотворно влияет на сплочение коллектива класса. Кроме того, формируются коммуникативные, организационно-управленческие, рефлексивные умения и навыки работы в команде. Результатами художественно-коммуникативных действий в процессе обучения являются умение понимать намерения и интересы взаимодействующих с ним людей, умение понимать и вести свою роль в общей работе, соблюдать правила общения, умение отстаивать свои позиции без подавления прав окружающих. Длительность проектов в рамках урочной системы рассчитываю, начиная от двух уроков. Возможно выполнение проекта и в один урок, но в проектной деятельности на уроках изобразительного искусства важна презентация продукта, а на выполнение работы и последующую защиту обычно не хватает одного урока.

В своей работе буду использовать следующие подходы к структурированию проекта:

  1. Выбор темы, типа проекта, количества участников.

  2. Формулировка возможных вариантов проблем (проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем)).

  3. Распределение задач по группам, обсуждение творческих решений.

  4. Самостоятельная работа участников проекта по творческим задачам.

  5. Промежуточные обсуждения полученных данных.

  6. Защита проектов.

  7. Коллективное обсуждение, результаты внешней оценки, выводы.

Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства предполагает подготовку докладов о творчестве художников, создание презентаций о художественных течениях (индивидуальные проекты), плакатов, макетов, театральных инсценировок (групповые проекты). Дидактической целью проекта может быть:

- ознакомление обучающихся с технологией проектной деятельности; - обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения;

- поддержка мотивации в обучении;

- реализация потенциала личности.

Так в 5 классе, при изучении роли декора в жизни человека, учащиеся будут создавать коллективную работу, в которой постараются отразить стиль эпохи барокко в проектной работе «Бал во дворце». Предварительно будет идти работа в группах по самостоятельному изучению нового материала, а затем каждая группа обсудит идеи, композицию, распределят обязанности и время выполнения работы.

Изучая литературу по данной теме, я выяснил, что ребята с энтузиазмом работают над созданием коллективной работы, и надолго запоминают новый материал. При оценивании, другие группы высказываются, хвалят, вносят предложения. Критериями оценки является достижение и цели проекта, и достижение надпредметных целей (что представляется более важным), которые обеспечивают проектное обучение. Поэтому озвучиваю важность и критерии правильного общения в группе в процессе работы.

В 7 классе при изучении изображения человека в движении, ребята выполнят групповые проекты «Танец». Здесь принцип работы похож, но у обучающихся есть широкий выбор тем: «дискотека», «балет», «танцы на льду» и т.д. Творческие идеи, которые возникают у учащихся гораздо шире, чем предложенные мною. По теме «Искусство авангарда» предлагаю ребятам выполнить индивидуальные проекты. Они включают в себя самостоятельное углубленное изучение одного из направлений авангардизма, создание презентации и представление её перед классом, а затем создание творческих работ в любом из понравившихся направлений. В единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей. Глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счёт универсального их использования в разных ситуациях.

Проектная деятельность развивает творческое мышление, фантазию и воображение, любознательность, способность импровизировать в процессе и при защите проекта. Она также позволяет развивать абстрактно-логическое мышление, память, способность к анализу и синтезу. При защите проектов вырабатываются навыки публичной речи.

Ожидаемыми результатами являются:

- самоопределение учащегося в различных видах и формах проектной деятельности;

- самооценка и рефлексия процесса и результата собственной художественной деятельности.

При оценке успешности обучающегося в проекте необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося.

Оценивается:

- степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;

- степень включенности в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

- практическое использование предметных ЗУН;

- степень осмысления использованной информации;

- оригинальность идеи, способа решения проблемы;

- осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта;

- уровень организации и проведения презентации: устное сообщение, письменный отчёт, обеспечение объектами наглядности;

- творческий подход в подготовке объектов наглядности;

- социальное и прикладное значение полученных результатов.

При защите проектов представляю детям критерии, по которым обучающиеся могут оценить работу своей и другой группы. Как показал опыт моей работы, учащиеся доброжелательны даже к очень слабым работам и отдают должное восхищение успешным проектам. Приобретая опыт коллективной творческой деятельности, они стремятся и дальше участвовать в подобных проектах.

Если цели проекта достигнуты, то мы можем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей ученика и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

Диагностику эффективности и актуальности применения проектного метода на уроках изобразительного искусства, можно проводить по следующим критериям:

- способность аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства (метапредметные результаты);

- преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных алгоритмов, самостоятельно выполнять творческие задания (регулятивные результаты);

- учиться согласованно работать, планировать работу в группе, распределять работу между участниками проекта, понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы, уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя) (коммуникативные результаты);

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (познавательные результаты).

С применением в практической деятельности методов проекта позиция учителя, как носителя знаний меняется на роль организатора. (Цитата) «Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания, подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат». То, на что раньше у меня затрачивались значительные усилия: мотивация, генерирование идей, распределение обязанностей - в проектном методе становится задачей самих учащихся. Обучающиеся воспринимая задачу, как свою, а не учителя проявляют самостоятельность в работе, больше ответственности берут на себя. Со своей стороны, они сами вносят предложения, чувствуют себя партнёрами в отношении с учителем.





































Заключение


В ходе работы с применением метода проектов были установлены этапы работы над проектом для организации ученического коллектива. Проведены наблюдения, опрос, сравнение, анализ полученных результатов. Отмечено значение проектного метода для развития творческого процесса на уроке. Считаю, что практика применения проектной технологии


Применение метода проекта позволяет создать условия, при которых учащиеся:

- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

- учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения практических задач;

- приобретают коммуникативные умения, работая в группах;

- развивают у себя исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации, наблюдения, обобщение);

- развивают системное мышление, дух соревнования, единения, активность.

Ввиду приведённых выводов можно заключить, что организация проектного метода на уроках изобразительного искусства является значительным фактором, влияющим на формирование учебных навыков обучающихся средней школы.


Учителю следует обратить внимание на условия организации проекта:

- проекты должны соответствовать возрасту и возможностям обучающихся;

- необходимо педагогическое сопровождение, как в отношении выбора темы, так и в отношении работы над проектом;

- использование листа самоконтроля, где отражаются элементы самоанализа в ходе работы, и который используется при составлении отчётов;

- наличие критериев оценки результатов работы по проекту;

- результаты проектной деятельности должны быть презентованы.














Список использованных источников


1.    Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996. 2.    Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000. 3.    Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180. 4.     Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 1995, № 6, с.34-47. 5.    Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-М.: Народное образование,1998.-256 с. 6.    Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.

7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров под ред. Е. С. Полат – М.: Издательский центр «Академия»,1999-2005.





























10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!