ГБОУ Бирская коррекционная школа - интернат для обучающихся с ТНР
Выступление
Дыхание – это энергетическая основа звучащей речи.
Учитель: Юрьева Н.Л.
Дыхание – это энергетическая основа звучащей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит то, как будет говорить ребенок: правильность его звукопроизношения, способность поддерживать плавность, нормальную громкость и интонационную выразительность речи.
Упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, присутствуют практически во всех логопедических занятиях. Объясняется это тем, что умение контролировать процесс вдоха и выдоха во время проговаривания слов является очень важным навыком. Звуки – это не что иное, как результат движения струи воздуха, которую выдыхают наши легкие. И от того, насколько правильно производится вдох и выдох, зависит качество нашей речи.
Уделяя должное внимание постановке правильного речевого дыхания можно избежать многих речевых нарушений.
Общие правила проведения дыхательных упражнений
Дыхательные упражнения являются очень важной и эффективной частью работы с детьми . Результат будет намного лучше, если они проводятся не только в кабинете с логопедом, но и с родителями дома.
Нужно понимать, что дыхательные упражнения – это нагрузка для ребенка, поэтому важно учитывать ряд рекомендаций:
упражнения лучше всего проводить до приема пищи (если после еды, то нужно подождать 1,5-2 часа);
комната, где вы занимаетесь, должна хорошо проветриваться;
занятия не должны быть слишком долгими – для достижения результата хватает 3-5 минут (но упражнения нужно проводить каждый день);
важно контролировать правильность дыхания (в процессе не должны напрягаться мышцы лица, живота, подниматься плечи и т.д.).
вдох – через нос, выдох – длинный и плавный.
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц. Эта цель достигается при помощи следующих игр:
Тренажёры
1.«Вертушка» (любимая детская забава. Чуть подует ветерок и она завертится, переливаясь яркими цветами)
2. «Забей мяч в ворота» (Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - мяч должен оказаться в воротах)
3.«Воздушный тренажёр Ветерок» (Дуй и шевели)
4. «Аэробол» (Чтобы начать игру «удержи мячик в воздухе» с помощью дыхательного тренажера «Аэробол», положите шарик в отверстие и плавно подуйте в трубочку так, чтобы шарик парил в воздухе)
5. «Кораблики». В тазик с водой запускаются бумажные кораблики. Нужно продемонстрировать ребенку, что ими можно двигать выдыхаемой струей воздуха. Можно посоревноваться с ним, кто задует корабль дальше. Одно условие - «двигать» корабль нужно на одном выдохе.
6. «Буря в стакане». Готовим заранее мыльную воду. В стакан с ней опускаем соломинку и начинаем дуть в нее – чем сильнее и дольше малыш дует в нее, тем выше получается пенная шапка. Очень полезное упражнение, потому что
7. Хорошо помогают игры с музыкальными инструментами – губными гармошками, дудочками. Эти занятия помогают детям контролировать вдох и выдох.
8. Из других подручных средств можно воспользоваться мыльными пузырями и воздушными шариками. Смысл этих игр, в целом, аналогичен, т.к. вы учите ребенка длительному и плавному выдоху (при этом происходит тренировка мышц губ). Воздушные шарики можно надувать, либо играть с уже надутыми, подбрасывая их вверх и дуя снизу, чтобы они не опускались.