СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Движение крови по сосудам. Регуляция кровообращения

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Движение крови по сосудам. Регуляция кровообращения»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ.

ТЕМА УРОКА «Движение крови по сосудам. Регуляция кровообращения»

Организационная информация

Тема урока

Движение крови по сосудам. Регуляция кровообращения

Предмет

Биология

Класс

8А- 8В-

8Б- 8Г-

Автор урока (ФИО)

Могушкова Илона Багаудиновна

Образовательное учреждение

ГБОУ «Центр образования г. Магас»

Учебник соответствует ФГОС

8 класса «Биология. Человек. Культура здоровья» авторов Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко



Методическая информация

Тип урока

Открытие новых знаний

Цель урока

Развитие познавательной активности учащихся, умение реализовать имеющие знания путем активизации логического мышления в различных ситуациях.

Задачи урока

_раскрыть особенности движения крови по артериям, венам, капиллярам;

— сформировать умения подсчитывать пульс, измерять артериальноедавление;

— реализовать возможности гигиенического воспитания.

Планируемый результат

называть показатели скорости кровотока в разных сосудах, основные заболевания сердечно-сосудистой системы, характеризовать их причины и меры по профилактике; определять понятия по теме урока;

Основные понятия

Артериальное давление (АД) – это давление которое оказывает кровь на стенки кровеносных сосудов(превышение давления над атмосферным жидкости в кровеносной системе).

Гипотония – это снижение артериального давления на 20% от исходных значений или ниже 60 мм ртутного столба среднего артериального давления.

Гипертония – это стойкое повышение артериального давления (выше 90 мм ртутного столба среднего АД).

Пульс – это толчкообразные колебания стенок артерий, которые связаны с сердечными циклами.

Необходимое оборудование и материалы

Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор. Раздаточные карточки.



Этапы урока,

время

Основное содержание деятельности учителя

Виды деятельности ученика

1.Организационный момент

Приветствие.

Проверка готовности к уроку. Доброжелательный настрой на урок.

Осуществляют самопроверку готовности к уроку.

2. Актуализация знаний

1) Из скольких слоев состоит стенка сердца? Назовите эти слои. (3. Наружный - соединительная ткань, средний – миокард -мышечный слой, внутренний -эпителиальная ткань).

2) Какая камера сердца имеет самую мощную мышечную стенку? (Левый желудочек).

3) Какие функции выполняет околосердечная мышца? (жидкость, которая находится в околосердечной сумке, снижает трение сердца).

Отвечает на поставленные вопросы, пользуясь ранее полученными навыками и знаниями.

3. Мотивационный этап

Сегодня наш урок посвящен проблемам сохранения здоровья.

Послушайте отрывок из сказки Кэрола Доннера “Тайны анатомии” и скажите, о каком процессе, происходящем в нашем организме, идет речь. Герои сказки Вольняшка, Макс и Молли.






Учащиеся называют тему урока, ставят цель и задачи урока.


4.

Изучение новой темы

В данном отрывке речь идет о процессе кровообращения.

Что такое кровообращение?

Кровообращение – это процесс непрерывного движения крови в организме.

Кровь движется от предсердий к желудочкам по артериям, капиллярам, венам и опять к предсердиям. Что заставляет кровь двигаться именно в этом направлении? Какие существуют законы, по которым осуществляется её одностороннее непрерывное движение?

-Обратите внимание на слова, которые написаны после темы урока: «Сейчас нельзя обойтись без знаний физики, если ты хочешь достигнуть ясности относительно физиологических вопросов...».

Жидкость двигается из мест с большим давлением в места с меньшим давлением. Скорость течения жидкости зависит от суммарного поперечного сечения сосудов. Чем меньше суммарное поперечное движение сосудов, тем больше скорость течения жидкости.

Сердце ритмически сокращается, выбрасывая кровь в сосуды, но кровь течет непрерывно и всегда в одном направлении. Таким образом, в нашем организме есть механизмы, позволяющие крови непрерывно течь по сосудам.

Биофизика – наука, которая изучает физиологические процессы нашего организма.

Гемодинамика – наука, которая изучает движение крови по сосудам, так как оно подчиняется законам гидродинамики.

Основные причины движения крови в организме:

- Сокращение сердца - Особенности строения кровеносных сосудов (эластичность артерий, клапаны вен) - Разница давлений между артериями и венами

Артериальное давление

Максимальное давление в артериях достигает 120 – 130 мм. рт. ст. В капиллярах это значение снижается до 30 – 40. А в венах может достигать отрицательных величин (-5 мм. рт. ст.).

Таким образом, согласно законам гемодинамики, кровь движется из области с высоким давлением в область с низким давлением.

Максимальное артериальное давление – давление крови в момент сокращения желудочков. Еще его называют систолическим или верхним давлением.

Минимальное давление – давление крови в момент диастолы желудочков. Еще его называют диастолическим или нижним давлением.

Показатели давления человека практически не зависят от пола, но меняются с возрастом.

Гипертония – заболевание, при котором давление постоянно находится за верхней границей нормы.

Гипотония – заболевание, при котором давление постоянно находится за нижней границей нормы.

Люди младше 20 лет могут самостоятельно рассчитать свое давление по следующей формуле

систолическое давление = 109 + (0,5 × возраст) + (0,1 × вес); диастолическое давление = 63 + (0,1 × возраст) + (0,15 × вес).

Пульс

Пульс – это ритмичное колебание стенок артерий. Пульс измеряется в ударах в минуту.

В организме взрослого человека около 5 литров крови, но по организму циркулирует около 55% всей крови. Остальная располагается в депо крови и распределена в коже, печени и селезенке. Во время физической нагрузки кровь выходит из депо и пополняет количество циркулирующей крови.

Кровь по сосудам распределена неравномерно и направляется к тому органу, который в данный момент наиболее интенсивно работает. 

Нервная и гуморальная регуляция

Нервная система влияет на сердечный ритм, но не способна регулировать порядок сокращения частей сердца. Так, при физических нагрузках сердце работает чаще, а во время отдыха ЧСС снижается.

Это связано с тем, что к сердцу подходят 2 нерва: симпатической НС и парасимпатической НС (блуждающий нерв), симпатический нерв ускоряет работу сердца, а парасимпатический ее замедляет.

Работа сердца зависит не только от физической нагрузки, но и от эмоционального состояния человека.

На работу сердца влияют 2 гормона: адреналин и ацетилхолин.

Адреналин увеличивает ЧСС, расширяет крупные кровеносные сосуды и сужает мелкие.

Ацетилхолин снижает ЧСС и расширяет протоки кровеносных сосудов.

Таким образом, можно сделать вывод, что работа сердца совместно регулируется нервной и гуморальной системой.

5.Закрепление изученного материала

Тест с электронного приложения по теме.

Отвечает на поставленные вопросы, пользуясь ранее полученными навыками и знаниями.

6. Рефлексия

«Лестница успеха» сегодня я узнал…

я понял, что…

было трудно…


5.Домашнее задание.

Комментирует домашнее задание

Осмысливают объем задания.

Кэрол Доннер “Тайны анатомии”

“…Они влетели в левое предсердие, а оттуда сквозь двустворчатый клапан – в огромный левый желудочек. Его бугристые стенки мощно сжались, и их выкинуло в широченный кровеносный сосуд.

Аорта! – взвизгнул Вольняшка, едва вновь собрался. Аорта чуть растянулась, напряглась и выбросила их в одно из многочисленных своих разветвлений.

Это артерия, ведущая к голове, - объяснил им эритроцит, на котором ехал Молли.

Артерия несет кровь от сердца к клеткам, - поспешил добавить Вольняшка. – Кровь в них находится под большим давлением, а потому артериям нужны большие стенки, чтобы не разорваться.

Позади них гремело сердце, и после каждого удара они ощущали мощь, которая гнала их вперед… Они повернули раз, другой, третий и поплыли все медленнее.

А вот и капилляры начинаются! – возвестил Вольняшка, когда ответвляющиеся сосуды стали совсем узкими. – Сделаем еще кружок?…”



Практическая работа 

Измерение кровяного давления.

Цель работы: научиться измерять давление с помощью тонометрарассчитывать значение артериального давления по формулам, проводить сравнение и анализ данных.

Оборудование: тонометр

Ход работы:

Манжетку тонометра оборачивают вокруг левого плеча испытуемого (предварительно обнажив левую руку). В области локтевой ямки устанавливают фонендоскоп. Левая рука испытуемого разогнута и под локоть подставляется ладонь правой руки. Экспериментатор нагнетает воздух в манжетку до отметки 150 — 170 мм рт. ст. Затем воздух из манжетки медленно выпускается и прослушиваются тоны. В момент первого звукового сигнала шкала прибора показывает величину систолического давления (так как в этот момент только во время систолы левого желудочка кровь проталкивается через сдавленный участок артерии). Экспериментатор записывает величину давления. Постепенно звуковой сигнал будет ослабевать и исчезнет. В этот момент на шкале можно видеть величину диастолическогодавления. Экспериментатор фиксирует и эту величину. Для получения более точных результатов опыт следует повторить несколько раз. 

1. Сравните данные, полученные в эксперименте со среднестатистическими табличнымиданными по артериальному давлению для вашего возраста. Сделайте вывод. 

2. Рассчитайте значения пульсового (ПД), среднего артериального (АДср) и собственного артериального давлений (АДсист и АДдиаст). Известно, что в норме у здорового человека пульсовое давление составляет примерно 45 мм рт. ст. 

Артериальное (АД): 
АД сист. = 1,7 х возраст + 83 
АД диаст. = 1,6 х возраст + 42 

Пульсовое (ПД): 
ПД = АД сист. — АД диаст. 

Среднее артериальное (АДср): 
Адср. = (АД сист. — АД диаст.) /3 + АД диаст. 


Оценка результатов.
Сравните расчетные данные, полученные в эксперименте, с данными, представленными в таблице. 
Таблица.

Средние показатели максимального и минимального давления крови для учащихся 



Вывод: Какую опасность для человека представляет постоянно высокое давление? В какихсосудах нашего организма максимально низкое давление и почему?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!