СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Два вектора русской жизни в романе И.Гончарова «Обломов». Обломов и Штольц»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по литературе  на тему «Два вектора русской жизни в романе И.Гончарова «Обломов». Обломов и Штольц»

Просмотр содержимого документа
««Два вектора русской жизни в романе И.Гончарова «Обломов». Обломов и Штольц»»

План-конспект урока

по литературе


в 10 классе

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Николаевская школа» Симферопольского района Республики Крым


на тему «Два вектора русской жизни в романе И.Гончарова «Обломов». Обломов и Штольц»



Разработал: Кузьмина Юлия Владимировна



пгт Николаевка, 2018




Тема урока «Два вектора русской жизни в романе И.Гончарова «Обломов». Обломов и Штольц

Дата проведения 22.11.2017

Цели урока:

выявить особенности авторской позиции через сопоставление героев (Обломова и Штольца);

развивать навыки характеристики литературных персонажей, исследовательские навыки, логическое мышление;

воспитывать вдумчивого читателя, обогащать речь учащихся.


Оборудование урока:

портрет И.А. Гончарова,

текст романа «Обломов»,

словари,

тетради для работ по литературе,

иллюстрации.

Учащиеся должны знать:

содержание романа И.А. Гончарова «Обломов»;
основную мысль произведения;

главные образы.

Учащиеся должны уметь:

правильно отвечать на поставленные учителем вопросы;
выразительно читать указанные учителем эпизоды и цитаты из текста;
обобщать и систематизировать учебный материал;
совершенствовать навыки работы с текстом;

делать выводы и связывать их в монологическое высказывание.


Ход урока.


  1. Оргмомент.

  2. Проверка д.з.( И.А. Гончаров «Обломов», образ Штольца в романе: семья, воспитание, образование, портретные особенности, образ жизни, ценностные ориентиры (ч.2, гл 1-4. Сопоставить характер Штольца с характером Обломова)

  3. Сообщение темы и цели урока.

  4. Подготовка к восприятию произведение. Работа по плану урока.

1.Вступительно слово.

План работы:

  1. Образ Штольца в романе: семья, воспитание, образование, портретные особенности, И.А. Гончарова «Обломов» (ч.2, гл 1-4.)

  2. Выстроить и записать цепочку ключевых слов, раскрывающих характер Штольца, Обломова (проверка д.з.)

  3. Сопоставить характер Штольца с характером Обломова: Вам необходимо сравнить этих герое, выяснить, чем они похожи и чем отличаются друг от друга.


Мы сегодня с Вами рассмотрим один из проблемных вопросов произведения :

Илья Обломов и Андрей Штольц… кто же они - двойники или антиподы?

Давайте определим лексическое значение слов антипод и двойник.


2. Словарная работа.


Антипод- (греч. обращенные ногами к ногам).1.только мн. Обитатели двух противоположных пунктов земли, двух противоположных концов одного из диаметров земного шара (геогр). 2. кому-чему или кого- чего . Человек противоположных свойств, вкусов или убеждений (книжн.) Он – совершенный антипод или он совершенный антипод ему.

Двойник – человек, имеющий полное сходство с другим ( и о мужчине и о женщине).


Вопрос учителя. Каково ваше восприятие об Обломове и Штольце?

Наше знакомство с Обломовым уже состоялось на предыдущих уроках. Мы выяснили, что наш герой… …… ответ учащихся медлителен, ленив, не сосредоточен.

Вопрос учителя.

А как нас знакомит автор с Андреем Штольцом? Так же как с Обломовым или иначе

Ответ учащихся: О Штольце мы узнаем еще в первой части романа, до его появления перед читателями, т.е.заочно:

- в связи с гостями Обломова, которые Илье Ильичу «не по сердцу», в отличие от друга детства – Андрея Ивановича Штольца, которого «любил искренне»;

- в связи с мечтами главного героя, где Штольц, знавший и ценивший лучшие качества Ильи Ильича, был неотъемлимой частью картин счастливой жизни в имении, полной любви, поэзии, дружественных чувств и покоя;

- Штольц появляется и во «Сне Обломова»


  1. Рассмотрим все особенности героев:


Характеристика

Илья Обломов

Андрей Штольц

Внешность

«… лет тридцать двух- трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи,… во всем теплился ровный свет беспечности».

Имеет лишний вес.

…ровесник Обломову, «худощав, щек у него вовсе нет, цвет лица ровный, кожа смуглая и никакого румянца; глаза хоть немного зеленоватые, но выразительные». «Он был сложен из костей, нервов и мускулов, напоминал английскую лошадь». От него исходит мужественность и здоровье.

Происхождение

..из богатого дворянского рода с патриархальными традициями, его родители как и деды, ничего не делали: за них работали крепостные. Истинно русский человек, дворянин

…выходец из мещанской семьи. Блестяще кончает университет, с успехом служит, выходит в отставку, что бы заниматься собственным дело; наживает дом и деньги. Он член торговой компании, отправляющий товары за границу; как агент кампании он ездит в Бельгию, Англию, по всей России. Образ строится на идеи равновесия, гармонического соответствия физического и духовного, разума и чувства, страдания и наслаждения. Идеал Штольца- мера и гармония в труде, жизни , отдыхе и любви.

( или из небогатой семьи, наполовину русский, не дворянин)

Воспитание

Родителям хотелось преподнести Илюше все блага «как нибудь по –дешевле, с разными хитростями». Приучили к праздности и покою ( не давали поднять уроненную вещь, одеваться, налить самому себе воды) труд в Обломовке был наказанием, считалось, что на нем стоит клеймо рабства, в семье был куль еды, а после еды- крепкий сон. Обломова даже не пускали на улицу. «А слуги на что?» Вскоре Илья сам понял, что приказывать спокойнее и удобнее. Ловкий и подвижный ребенок постоянно останавливается родителями и нянькой из-за боязни, что мальчик «упадет, расшибется или простудиться, его лелеяли».Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая»

Отец (обрусевший немец, управляющий богатого имения) дал ему воспитание, которое получил от своего отца: обучил всем практически наукам, рано заставил работать и отослал от себя закончившего университет сына. Отец научил его, что главное в жизни это деньги, строгость и аккуратность.


Слово учителя: Назовите эпизоды, сцены, наглядно иллюстрирующие как проходило детство Штольца, как шел процесс его воспитания.

Чтение эпизода (Прощание с отцом) по ролям

-Какое впечатление производит на вас эта сцена?

-Как можно прокомментировать это?

- Чему научил его отец? Что чувствовал Штольц?

Автор создает Штольца, невольно отталкиваясь от Обломова, как антипод главному герою; у Штольца все иначе. Его воспитание- трудовое, практическое, его воспитывала сама жизнь.

Штольц- Stolz «гордый». Оправдывает ли он свою фамилию?

Образование

… обучались в небольшом пансионе, находившемся в пяти верстах от Обломовки, в селе Верхлеве. Оба закончили в Москве университет.


С 8 лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердер, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричным, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова и разбирал по складам же Телемака»

Заложенная программа

Мечта. Прозябание и сон- пассивное начало находил утешение в своих любимых «примирительных и успокоительных» словах «авось», «может быть», и «как- нибудь»,и ограждал себя ими от несчастий. Он готов был переложить дело на кого угодно, не заботясь о его исходе и порядочности выбранного человека (так он доверился мошенникам, обобравшим его имение).»Лежанье у Ильи Ильича не было необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием».


см. в 8-й главе первой части

- Чего же больше боялся Штольц?

Мечты, воображение («оптический обман», как говорил Штольц, были его врагами. Он управлял своей жизнью и имел «настоящий взгляд на жизнь». Штольц боялся мечтать, его счастье было в постоянстве, энергия и бурная деятельность – активное начало. «Он беспрестанно в движении: понадобится обществу послать его в Бельгию или Англию агента- посылают его; нужно написать какой – нибудь проект или приспособить новую идею к делу- выбирают его. Между тем он ездит и в свет и читает: когда он успевает- бог весть».

Что значит жизнь и какого назначение человека по Штольцу?

-«Прожить четыре времени года, т.е. четыре возраста, без скачков и донести сосуд жизни до последнего дня, ни пролив ни одной капли напрасно…»

Слово учителя: 3-4 главы второй части. Роль этих глав в романе. Разговор- спор, где столкнулись взгляды, позиции герое. Суть спора – как жить?!

- Как возникает спор? (недовольство Обломова пустой жизнью общества)

-Это не жизнь!

-Когда наступает перелом в споре? (трудовая тропинка: несогласие Штольца с идеалом друга, ведь это «обломовщина»; идеал утраченного рая, рисуемый Обломовым, и труд как «образ, содержание, стихия и цель жизни»)


Слово учителя о смысле жизни.


Взгляды на жизнь

«Жизнь: хороша жизнь!»- говорит Обломов,- «Что там искать? Интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается все это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!... Разве не спят всю жизнь сидя? Чем я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами?

Штольц познает жизнь, спрашивает у нее: «Что делать? Куда идти дальше?» И идет! Без Обломова…

Цель жизни

Прижить жизнь счастливо; так, чтоб она «не трогала»

«Труд- образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере, моей»

Восприятие жизни

Обломов хочет делать, что душа и сердце пожелает, даже если разум против; никогла не утруждаться.

Жизнь- счастье в труде; жизнь без работы - не жизнь; «… жизнь трогает!» «И, слава богу!»- сказал Штольц.

Штольц хочет иметь «простой, тоесть прямой, настоящий взгляд на жизнь- вот что было его постоянною задачею…», «выше всего он ставил настойчивость в достижении целей…».

Вопрос учителя

-С кем из героев, и на каком этапе спора вы готовы согласиться?

- Есть ли один ответ на этот вопрос?

Ответ учащихся, что оба принципа имеют право на существование

В разговорах (спорах) часто последнее слово автор дает Штольцу, но создается ощущение, что он не может переспорить Обломова. Почему? Не может даже тогда, когда последнее слово за ним. Внутренне мы чувствуем, понимаем, что Штольц не может сломить сопротивления Обломова (вспомним эпизод ночного обеда, когда Штольц сдаётся и садиться с Обломовым и Захаром).

Вопрос учителя Чья философия позитивна и конструктивна?

(сопоставить характер Штольца с характером Обломова) .

Обломов: покой. Штольц- постоянно в движении

Обломов- сон, бездействие. Штольц – равновесие

Обломов- мета – «скорлупа, обман» Штольц- он боялся всякой мечты, идеал бытия

Обломов- страх перед обстоятельствами. Штольц- причину всякого сострадания

приписывал себе

Обломов- бесцельность существования. Штольц- настойчивость в достижение цели

Обломов- труд- наказание Штольц- труд- образ жизни, стихия, содержание,

цель.

Вопрос учителя:

-Не слишком ли положителен в своих воззрениях Штольц?

А может быть Обломов прав: люди ищущие смысл в светской жизни- мертвецы, такая жизнь- бесполезная суета. Чем он, лежащий на диване, хуже?!

Поэтическое восприятие жизни Обломова – это утонченность души героя, «тонкая поэтическая натура» или способ спрятаться от реальности?

Сила и слабость характеров Обломова и Штольца: герой и обстоятельства, ложный и позитивный смысл существования?

Итог:

Оцените критически жизненное восприятие Обломова и Штольца.

-Чью позицию вы считаете приемлемой для себя?

Какие ценностные установки (кого из героев) вы возьмете в свой жизненный багаж?)

Испытание любовью.

Какими оказались наши герои в любви? Выдержали испытание любовью или нет?

Обломов отказался от любви. Он выбрал покой. «Жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать её». Испугался, ему нужна любовь не равноправная, а материнская (такую, какую ему подарила Агафья Пшеницына)

Штольц любил не сердцем, а разумом «выработал себе убеждение, что любовь, с силою Архимедова рычага, движет миром; что в ней лежит столько всеобщей, неопровержимой истины и блага, сколько лжи и безобразия в ее непонимании и злоупотреблении». Ему необходима равная по взглядам и силе женщина (Ольга Ильинская). Рад, что встретил ее за границей, рад, что она его слушает и даже замечает, что иногда не понимает Ольгину грусть.

Дружба.


-Какими мы наблюдаем наших герое в дружбе и в отношениях с окружающими?

Есть знакомые, но нет ни одного друга, кроме Штольца.

Друзей у Штольца всегда и везде было много – люди тянулись к нему. Но он чувствовал близость только к людям- личностям, искренним и порядочным.

Характеристика героев


Добрый, ленивый, больше всего беспокоит собственный покой. Для него счастье- это полный покой и хорошая еда. Он провидит жизнь на диване, не снимая халата, ничего не делает, ничем не интересуется, любит уходить в себя и жить в созданном им мере снов и мечтаний, поразительная детская чистота его души и самосозерцательность, достойная философа воплощение мягкости и кротости.

Сильный и умный, он находится в постоянной деятельности и не гнушается самой черной работой, благодаря своему упорному труду, силе воли, терпению и предприимчивости стал богатым и известным человеком. Сформировался настоящий «железный» характер, но чем-то он напоминает машину, робота, настолько четко запрограммирована, выверена и просчитана вся его жизнь. Перед нами суховатый рационалист.


Вопрос: Обломов и Штольц- двойники или антиподы?


  1. Подведение итогов.

Слово учителя:

Да, автор романа Гончаров хотел противопоставить бездеятельному Обломову практичного и делового Штольца, который по его мнению, должен был сломить «обломовщину» и возродить героя. Но в романе другой финал. Именно в конце произведения проявляется отношение автора к герою.


Ответы учеников:

Давайте вспомним, к чему приходят герои романа?

- Обломов умирает, оставив сына

- Пшеницына готова сделать все ради Обломова и даже сына отдает на воспитание ьрату, считая это благом для сына.

- Ольге очень плохо (не хватает Обломова) нет любви, а без нее жизнь лигена смысла.

- Андрей Штольц тоже опустошен, ему плохо без друга. Обломов был для него «золотым сердцем».

Все герои в результате пришли к той же самой «обломовщине»!


Слово учителя: я предлагаю вам уже сейчас готовить себя к дальнейшей взрослой самостоятельной жизни. Возьмите в свой жизненный багаж от Андрея Штольца энергичность, ум, целеустремленность, твердость характера, благоразумность, волю, но не забудьте и о душе, взяв у Ильи Обломова- доброту, честность, нежность, романтичность.



  1. Домашнее задание ( индивидуально)

  1. Рассказ об Ольге Ильинской (гл5)

  2. Развитие отношений Ольги и Обломова (гл.6-12)

  3. Образ Пшеницыной (ч.3)


  1. Оценивание




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!