СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока «Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта» для 10-11 класса.

Просмотр содержимого документа
««Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта».»

План-конспект урока № 2



Тема урока: «Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта».

Цель: формирование читательской культуры школьников.

Задачи: расширить представление учащихся о героях романа; добиться понимания, что мир, в котором живут герои Достоевского, — мир «погибших и погибающих», вызвать у школьников чувство сострадания к «униженным и оскорбленным»; раскрыть причины зарождения теории Раскольникова, ее социальные и философские истоки; показать, какую власть над человеком может иметь теория и какой опасности подвергается герой, пытаясь ее осуществить.

Тип урока: комбинированный.

Методы: эвристический метод; репродуктивный метод.

Приемы: беседа; фронтальная беседа; слово учителя; составление таблицы; составление сравнительной таблицы.

Оборудование: текст романа «Преступление и наказание», раздаточный материал, опорный конспект.



ХОД УРОКА



Этапы

Речь учителя

Речь ученика

Примечание

I.


1.

Организационный этап.

Приветствие. Проверка отсутствующих и дежурных.

П.: беседа.



Добрый день. Присаживайтесь. Итак, кто сегодня отсутствует? Кто сегодня дежурит в классе?



II.

1.































2.














3.













4.



























































5.



















6.



















































Основной этап.

Актуализация опорных знаний.

П.: фронтальная беседа.




























Сообщение темы и цели урока.

П.: слово учителя.












Работа над темой урока.

П.: слово учителя.











Беседа с учащимися по теме «Преступление Раскольникова».

П.: беседа.























































Работа над причиной убийства старухи-процентщицы.

П.: составление таблицы.















Исследовательская работа с текстом.

П.: составление сравнительной таблицы.























































  1. Кто такой Родион Раскольников? Что означает его фамилия? Как она помогает понять характер главного героя?

  2. Где живет герой Достоевского? С какой целью автор так подробно описывает жилище Раскольникова.

















































В центре урока — духовные искания Родиона Раскольникова и способы их выявления. Теория Раскольникова — это индивидуалистический бунт героя. Необходимо исследовать истоки его теории, внешние и внутренние причины ее возникновения и этапы формирования, выявить мотив «горя от ума» в идеях Раскольникова. Тема урока: «Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта».



Раскольников совершает преступление. Может быть, он преступник по своей сути? Попытаемся доказать, что это не так. Для этого нужно изучить поступки Раскольникова до преступления (он помогает Мармеладовым, отдает последние деньги на похороны; сострадает пьяной девочке, дает деньги, чтобы ее довели до дома; переживает за мать и Дуню). Следовательно, гуманный, сострадающий человек решается на убийство. Почему?



Автор скрупулезно прослеживает, как развивается в душе Раскольникова мысль об убийстве старухи-процентщицы. Достоевский подмечает «малейшие движения его души, все оттенки ее состояний... Мысль крепнет, набирает силу, идет по восходящей линии своего развития, готовясь к реализации».

  1. Каковы же истинные причины преступления Родиона Раскольникова? Какую из них можно считать основной?

  2. Проследите путь героя Достоевского к преступлению.

  3. Вспомните статью Раскольникова «О преступлении». В чем суть теории Раскольникова о «двух разрядах»? К какой группе людей принадлежит сам герой?

  4. Почему Раскольников совершает два убийства?

  5. Что недооценил в себе Раскольников? Почему он терзается и страдает после преступления?

































































Поделите тетрадь на две колонки, запишите: ВНЕШНИЕ ПРИЧИНЫ и ВНУТРЕННИЕ ПРИЧИНЫ.

































На доске записана таблица «Развитие идеи Раскольникова» и «Состояние Раскольникова». Вам нужно ее дополнить.







































































  1. Родион Романович Раскольников — бывший студент Петербургского юридического факультета. Исследователи творчества Достоевского обратили внимание на двойственность толкования фамилии героя. Одно происходит от слова раскол, что означает «раздвоение», другое связано со словом раскольничество, т. е. это одержимость одной мыслью, идеей. Фамилия героя свидетельствует о глубоком расколе, происходящем в душе бывшего бедного студента Раскольникова «характеризуют горячая любовь к людям, стремление помочь всем страждущим... и совершенно дикий фанатизм в отстаивании своей античеловеческой идеи.

  2. Автор подробно описывает жилище Раскольникова: «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру... Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями... Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крошечный стол в углу... неуклюжая старая софа... когда-то обитая ситцем, но теперь вся в лохмотьях...». Раскольников — сложный, противоречивый; в нем, по мнению его друга Разумихина, «два противоположные характера поочередно сменяются». Великодушный, добрый, остро воспринимающий чужую боль, Родион Раскольников вместе с тем и угрюмый, мнительный, непомерно гордый, надменный.

























































  1. В. Я. Кирпотин: «Мотивы преступления Раскольникова сложны и многослойны. Прежде всего, это бедность... Во-вторых, Раскольников хочет решить для себя вопрос: кто он — тварь дрожащая или Наполеон? И наконец, в-третьих, Раскольников хочет решить проблему, можно ли, преступив законы враждебного человеку общества, прийти к счастью... Стремясь художественно доказать свою концепцию, Достоевский и выдвигает тройственный характер мотивировки преступления Раскольникова».

  2. Путь Раскольникова к преступлению:

а) душевные муки и поиски выхода из тупиковой ситуации;

б) безмерная гордость и уверенность в своей исключительности;

в) разговор студента и офицера в распивочной;

г) теория о «двух разрядах»;

д) случайности, подталкивающие на убийство (страшная история жизни Мармеладовых, письмо от матери, опозоренная девочка на бульваре, случайно услышанный разговор мещан с Лизаветой);

е) мысль героя — решиться хоть на что-нибудь;

ж) Раскольников идет на преступление, разрешает себе кровь по совести». Он убивает процентщицу и Лизавету.

  1. Вынашивая свою идею, Раскольников находит оправдание в исторических примерах, в необходимости спасти близких людей; сделать добро на деньги процентщицы. Соне он раскрывает свою душу: «Не для того, чтобы матери помочь, я убил, — вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил... мне надо было узнать тогда и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право имею». Раскольников убежден, что люди по природе своей «делятся на два разряда: «обыкновенные», т. е. живущие «в послушании», безропотно принимающие любой порядок вещей, и «необыкновенные», т. е. имеющие «дар или талант сказать... новое слово». Это сильные люди, Наполеоны. Все они «преступают закон», имеют право на преступление, могут разрешить себе «кровь по совести». Раскольников весь «погружен» в свою идею. Его разум поражен духом «наполеонизма». И кто-то невидимый, неизвестный ведет его к роковой черте.

  2. Человек, совершивший однажды преступление, способен его повторить.

  1. Его мучает совесть. Его преступление оборачивается и духовным самоубийством. «Разве я старушонку убил? Я себя бил, а не старушонку!» Преступление, совершенное Раскольниковым, это предельное испытание идеи. Он думал убить и остаться спокойным. Но натура человека сложна, и, по выражению В. Г. Белинского, это «лабиринт неизвестности». Переступить-то Раскольников переступил, да на «этой стороне и остался». К нему приходит сознание своей ничтожности, что он, как все, — вошь, «тварь дрожащая».



1. Внешние — идеи, витающие в воздухе:

— взгляды революционных демократов, критикующих несправедливость и жестокость окружающего мира, проповедующие идеи насильственного свержения власти;

— идеи бонапартизма;

— тяжелая, душная атмосфера города, в котором люди задыхаются; тесная комната, похожая на шкаф;

— судьбы обездоленных людей (Мармеладовы, Дуня, девочка на бульваре, женщина-утопленница).

2. Внутренние — идеи, порожденные самим героем:

— состояние Раскольникова (он унижен, задавлен бедностью, страдает за других, в нем есть стремление действовать);

— характер героя (сумрачный, замкнутый, одинокий, болезненно самолюбивый и восприимчивый).



Развитие идеи

Состояние Раскольникова

Первая встреча с Аленой Ивановной

Отвращение

Случайно подслушанный в трактире разговор студента и офицера

Мысли, которые были нечеткими и пугающими, совпали со словами студента, указав Раскольникову путь действия

Месяц мучительных раздумий в тесной комнатенке, похожей на гроб; сидя в углу, как паук

«Вся эта теперешняя тоска нарастала, накоплялась и в последнее время созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя решения»

Детальный анализ, проба, новая встреча со старухой, ее облик

Отвращение к старухе и «предприятию». «Неужели такой ужас мог прийти мне в голову?»

Внешние впечатления: рассказ Мармеладова о людях, которым «уже некуда больше идти», письмо матери, встреча с пьяной девочкой на бульваре

Ужас. «Да разве то будет?»

Сон, в котором сконцентрировалось все вселенское горе

Отвращение к убийству. «Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчетах, будь это все, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо, как арифметика... Я ведь не вытерплю, не вытерплю!»; «Я отрекаюсь от этой проклятой мечты моей». Кажущаяся свобода от идеи

Но идея сильнее. Случайная встреча с Лизаветой на Сенной

Час пробил






































































































III.


1.














2.

Заключительный этап.

Подведение итогов урока.

П.: слово учителя.












Домашнее задание.



Подробно разбирая теорию Раскольникова, прослеживая, как она формируется, Достоевский показывает, насколько опасна идея, которая может подчинить себе человека. Он начинает развенчивать теорию с самого начала, подчеркивая ее антигуманную сущность. Насилие не способствует утверждению человечности, нельзя спасать одних людей ценой жизни других. Человек не имеет права распоряжаться жизнью другого, вообразив себя Богом.


Запишите вопросы на дом:

1. Как расценить рассуждения Раскольникова относительно «твари дрожащей» и «право имеющих»? Убедительны ли его идеи?

2. Как в теории трансформируется идея нового Мессии, Спасителя человечества?

3. Через что переступает Раскольников, совершая преступление?

4. Символом чего является старуха-процентщица? Лизавета?

5. Если преступление — это попытка доказать что-то прежде всего себе, то каков смысл этого преступления?

6. Как сразу же в момент убийства развенчивается «гуманная» сущность теории Раскольникова?

7. Почему все происходит как будто случайно?







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!