Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения через театрализацию спектаклей о войне
Театр учит, а не развлекает
Много можно говорить о значении театра в жизни человека. Благодаря театру мы обретаем искренних себя, вытаскиваем из себя обман, ложь и лицемерие, познаём жизнь. С развитием актёров, развивается и сам театр.
Театр – живое искусство. Здесь и сейчас актеры разыгрывают перед зрителями эпизоды из другой жизни, не такой, на первый взгляд, как настоящая, но потом приходит понимание того, что это про тебя, про твоих близких и врагов, про твою страну, про мир вообще. Что это про то, чем надо дорожить, что надо хранить, о чём надо помнить.
В Солонцовской СОШ им. Генерала С.Б.Корякова с 2016 года, театральная студия начала свою активную работу. Это новая для школы студия - «Живая маска», руководителем которой является Карнаухова Алена Витальевна.
В настоящее время актуальным является разнообразное использование творчества школьников. Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива, повышение культуры поведения – все это, возможно, осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе.
Особое место в репертуаре студии занимают спектакли, посвященные Великой Отечественной войне: «Василий Тёркин», «А зори здесь тихие», художественное слово о подвигах Зои Космодемьянской, спектакль «Не покидай меня». Именно эти спектакли с особой теплотой ставятся и ребятами и режиссёром. Проживание спектаклей и подготовка к ним всегда на высокой ноте эмоциональности, проходит через тонкое восприятие всех сюжетных линий спектакля, погружение в историю реальных событий, прототипом которых и стал сюжет постановки.
Военные спектакли ребята предпочитают остальным из-за той ответственности и важности миссии, которую они в себе несут. Это правильная передача целой эпохи, правильная передача характеров совсем других людей и судеб, это возможность ощутить себя хоть немного частью великих событий, прикоснуться к истории и понять поступки и характеры, далеко ушедших, предков.
Военные спектакли раскрывают истинный характер ребят и воспитывают те нравственные качества, которые порой не проявляются за годы учёбы. Во многом это зависит от отношения к своей роли. Как правило – это высокая планка, которую они сами себе задают. Изначально большую роль играет именно подготовка к спектаклю. Первые репетиции проходят уже осознанно, юный актер понимает кого он играет, что с ним будет, какова судьба этого персонажа. Выходя на сцену, он это уже не он, а герой, которого нужно воссоздать. В этой работе два финала: либо полный провал, либо победа.
Прочитав на занятии сценарий спектакля «А зори здесь тихие» Бориса Васильева, историю о 5 девушках-зенитчицах, погибших безжалостно от рук фашистов в годы Великой Отечественной войны, учащиеся рыдали навзрыд. Рассказав немного об ужасах войны, показав экранизацию этого произведения, я дала детям задание: подумать о том, как, по их мнению, должны выглядеть герои этой пьесы. Вечером в нашей группе в соц. сетях стали появляться фотографии девушек с комментариями детей о том, что они еще раз и еще пересматривали этот фильм, и каждый раз он воспринимался с ужасом и слезами. А на следующем занятии учащиеся сказали, что мы обязательно должны поставить этот спектакль и показать всем ученикам школы, ветеранам, жителям посёлка. На мой вопрос: «Почему?» – дети ответили, что об этом никогда нельзя забывать, нужно сделать все, чтобы больше этого не повторилось. Мы приступили к постановке пьесы.
После спектакля ребята признались, что были очень рады, когда увидели плачущих зрителей. «Значит, мы смогли достучаться до их сердец», – сказали они.
При подготовке к спектаклю были собраны все виды работ по раскрытию и раскрепощению детей. Акценты расставлены на работу со сложными психологическими характерами, комплексами, зажатостью, неуверенностью, повышенной тревожностью.
Прошло достаточное приличное время после постановки спектакля, который не забывается и тревожит до сих пор сердца ребят. Спросив их: «Почему вы предпочитаете военную театрализацию?» - я получила несколько ответов, вот некоторые из них:
Доротюк Дарья
Это даёт нам возможность почувствовать всё то, что чувствовали те люди в тот страшный период…
Степаненко София
Это самые искренние эмоции, это высокая степень психологического напряжения, это страх и боль, но это точно не игра…Это жизнь.
Шагарина Алина
То, что проживаешь во время военного спектакля - это непередаваемые чувства. Переживая те моменты, когда людям было страшно, вживаясь в роль, ты понимаешь, как в то время было трудно. Вся подготовка к спектаклю, от строевого шага до расстрела, прожито и осмысленно мною до глубины души. Каждая фраза, каждый звук будоражил сознание.
Главное в театре – это его образовательная ценность. Пьеса должна воспитывать зрителя и актёра, подавать хорошие примеры, привлекать к достойной цели, показывать как в зеркале самого себя, демонстрировать образ истинного героя.