Духовно – нравственное воспитание через уроки ОРКСЭ
Учитель начальных классов МБОУ «Баргузинская сош» Шелковникова Т.Г.
В жизни по-разному можно жить. В горе можно. И в радости. Вовремя есть. Вовремя пить. Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать И, помышляя о чуде, Рукой обожженною солнце достать И подарить его людям.
!
- Духовность Нравственность
- Духовность
- Нравственность
!
- Инициативность Предприимчивость
- Инициативность
- Предприимчивость
!
- Самостоятельность
- Самостоятельность
- Толерантность Мобильность
- Толерантность
- Мобильность
Основные качества
выпускника начальной
школы по ФГОС
Много факторов влияющих на мировоззрение личности
АКТУАЛЬНОСТЬ, ПРИЧИНЫ ВВЕДЕНИЯ КУРСА ОРКСЭ
- Падение нравственности.
- Сокращение рождаемости.
- Распространение сектантства.
в 2015 году несовершеннолетними
совершено 1200 убийств,
более 3000 разбойных
нападений, 18 000 грабежей;
на учёте состоит 100 000
несовершеннолетних
алкоголиков , около 4 млн
наркоманов от 11 лет и старше
3
Структура учебного курса ОРКСЭ
Курс включает 6 модулей:
- «Основы православной культуры»,
- «Основы исламской культуры»,
- «Основы буддийской культуры»,
- «Основы иудейской культуры»,
- «Основы мировых религиозных культур»,
- «Основы светской этики» .
Учебно-методический комплект издательства «Просвещение»
Цель учебного курса ОРКСЭ –
формирование у младшего подростка мотиваций
к осознанному нравственному поведению,
основанному на знании и уважении культурных
и религиозных традиций многонационального народа России,
а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений .
Предмет Основы Религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ) поможет развиваться личности школьника многосторонне и способствует укреплению нравственности
Данный предмет носит:
- патриотический,
- нравственный,
- эстетический,
- культурологический оттенки.
Модуль 2 (в Баргузинской сош).
Основы светской этики
Урок 1. "Россия - наша Родина"
Урок 2. "Что такое светская этика"
Урок 3. «Культура и мораль"
Урок 4. «Особенности морали»
Урок 5-6. "Добро и зло"
Урок 7-8. "Добродетель и порок"
Урок 9. "Свобода и моральный выбор человека "
Урок 10. «Свобода и ответственность»
Урок 11. «Моральный долг»
Урок 12. «Справедливость»
Урок 13. «Альтруизм и эгоизм»
Урок 14. «Дружба»
Урок 15. «Что значит быть моральным»
Урок …………
Темы говорят сами за себя о высоком воспитательном значении!
Формы, методы, варианты проведения уроков ОРКСЭ
- эвристические беседы;
- различные виды дискуссий (дебаты, диспуты);
- учебные и социальные проекты;
- уроки-экскурсии;
- деловые и ролевые игры;
- практикумы;
- различные викторины и другие конкурсные события;
- творческие мастерские.
Диалоговое обучение
Групповая работа
Диалоговые технологии
(притчи)
Тексты российского писателя, поэта
и драматурга монаха
Варнавы (Евгения Савина)
«Маленькие притчи для детей и взрослых».
ПРИТЧА
Ведро яблок
Панов Игорь. Белый храм. 2007
Один хороший человек купил дом в деревне. Красивый, большой, с большим садом, с цветами и фруктовыми деревьями. Он всю жизнь работал, чтобы заработать и купить такой дом, и теперь, когда мечта эта сбылась, ничто не могло испортить ему настроение.
Старый дом. Ефремов А.В. 2006
Изображение с сайта http://victorbabochiev.ucoz.ru/
Рядом, на этой же улице, в старом доме жил другой человек, который страшно завидовал первому и оттого постоянно пытался ему «нагадить»: то мусор свой выбросит соседу в сад, то еще чем-нибудь постарается «насолить»…
Старый дом Виктор Бабочиев. 2007
Изображение с сайта http://www.topnews.ru/
Но хороший человек всегда воспринимал это с улыбкой и никак не реагировал на выходки соседа. Однажды утром он проснулся в хорошем настроении, но, выйдя на крыльцо, увидел ведро, полное «нечистот»…
Хороший человек, догадавшись, что это очередная выходка соседа, всё так же пребывая в хорошем настроении, взял это ведро, вылил помои, выдраил его до блеска и собрал в него самых больших, самых вкусных и спелых яблок.
Изображение с сайта http://img-2006-09.photosight.ru/
Затем направился к соседу.
Сосед, заметив хорошего человека около своей калитки, злорадно заулыбался: «Наконец-то я его достал». Открывает калитку в надежде на скандал, а хороший человек протянул ему ведро, полное яблок, и сказал:
— Кто чем богат, тот тем и делится!
Изображение с сайта http://img0.liveinternet.ru/
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся – это общенациональная задача, решить которую возможно только при поддержке родителей учеников.
Курс ОРКСЭ предполагает тесную связь семьи и школы.
Родители активно помогают своим детям готовить домашние задания, создают вместе с детьми небольшие презентации, проекты к урокам, немаловажную роль играют совместные мероприятия.
Проект «Дружба в нашем классе»
Проект «Игры бабушки моей»
игры « Шагай наадан » , « В бабки »
Проект «Кто в куклы не играл, тот счастье потерял»
Проект «Из истории меценатства В Баргузине»
Проект «Успеть сказать «Спасибо!»»
Проект «Дедушкина медаль»
Творчество детей
3
Воскресная школа при Храме Преображения Господня для детей
Уроки - экскурсии
Итог Освоение курса должно обеспечить:
- Понимание духовности, нравственности, морально ответственного поведения для жизни человека, семьи, общества.
- Знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения для жизни человека, семьи, общества.
- Формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям.
- Формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции, как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
- Знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия;
- Укрепление веры в Россию;
- Укрепление духовной преемственности поколений.
3
«Важно, чтобы этот предмет в будущем не превратился в формальный ликбез …» -
сказал В.В. Путин на встрече с представителями традиционных конфессий России .
Уважаемые коллеги!
Будем помнить замечательные слова В.А.Жуковского — слова, актуальные во все времена:
«Образование —
это воспитание для доброделания»
«Торопитесь делать добро!»
Спасибо
за внимание