СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы через развитие критического мышления

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на семинаре

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы через развитие критического мышления»

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы и русского языка через развитие критического мышления. Глушак Анна Сергеевна Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №2 г. Томари Сахалинской области 1

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы и русского языка через развитие критического мышления.

Глушак Анна Сергеевна

Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №2 г. Томари Сахалинской области

1

      Как важно вовремя успеть  Сказать кому-то слово доброе,  Чтоб от волненья сердце дрогнуло!  Андрей Дементьев  1

Как важно вовремя успеть

Сказать кому-то слово доброе,

Чтоб от волненья сердце дрогнуло!

Андрей Дементьев

1

воспитание духовно-развитой личности, формирование духовного мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
  • воспитание духовно-развитой личности, формирование духовного мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

«Технология развития критического мышления» (РКМЧП).  Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.

«Технология развития критического мышления» (РКМЧП).

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.

Технологическая цепочка урока: ВЫЗОВ   ОСМЫСЛЕНИЕ   РЕФЛЕКСИЯ Принципы РКМ:  - сотрудничество;  - взаимная ответственность; - отказ от обладания истиной; - активное общение;  -рефлексия.

Технологическая цепочка урока:

ВЫЗОВ

ОСМЫСЛЕНИЕ

РЕФЛЕКСИЯ

Принципы РКМ: - сотрудничество;

- взаимная ответственность;

- отказ от обладания истиной;

- активное общение;

-рефлексия.

Приём «Чтение с остановками».  Очень эффективен при работе над чтением текста проблемного содержания. Он помогает прорабатывать материал детально. Кроме того, учащиеся имеют возможность пофантазировать, оценить факт или событие критически, высказать свое мнение. Здесь происходит обучение как критическому мышлению, так сказать рефлексивному, на стадии осмысления материала, так и творческому, на стадии прогнозирования событий. 1

Приём «Чтение с остановками».

  • Очень эффективен при работе над чтением текста проблемного содержания. Он помогает прорабатывать материал детально. Кроме того, учащиеся имеют возможность пофантазировать, оценить факт или событие критически, высказать свое мнение. Здесь происходит обучение как критическому мышлению, так сказать рефлексивному, на стадии осмысления материала, так и творческому, на стадии прогнозирования событий.

1

Стадия вызова Стадия рефлексии.  Организовать дискуссию или обсуждение. Как вы думаете, о чем этот рассказ? ▪ Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным? По названию предположите, о чем будет рассказ? ▪ Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы закончили его? Стадия осмысления (постановка вопросов разного типа). ▪ Что будет с героем после событий рассказа?  - Этого ли мы ожидали?  - Почему так...?  Написание творческой работы (эссе).  - Сбылись ли ваши предположения...?  - Как, по-вашему, сложится жизнь...?  - Что тронуло меня больше всего...?  - Что нужно сделать, чтобы...?  - Как связываются события произведения с сегодняшним днем...? ▪ Какие события могут произойти в описанной обстановке? ▪ Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? ▪ Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли?  - Что изменилось бы, если бы Жилин уехал без Костылина?  - Как вы думаете, что могло бы произойти, если бы отец узнал, что Дина помогает Жилину?  - Как бы вы поступили на месте Жилина, а Костылина?  - В современной жизни можно наблюдать подобное?

Стадия вызова

Стадия рефлексии. Организовать дискуссию или обсуждение.

Как вы думаете, о чем этот рассказ?

▪ Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?

По названию предположите, о чем будет рассказ?

▪ Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы закончили его?

Стадия осмысления (постановка вопросов разного типа).

▪ Что будет с героем после событий рассказа? - Этого ли мы ожидали? - Почему так...? Написание творческой работы (эссе). - Сбылись ли ваши предположения...? - Как, по-вашему, сложится жизнь...? - Что тронуло меня больше всего...? - Что нужно сделать, чтобы...? - Как связываются события произведения с сегодняшним днем...?

▪ Какие события могут произойти в описанной обстановке?

▪ Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?

▪ Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли? - Что изменилось бы, если бы Жилин уехал без Костылина? - Как вы думаете, что могло бы произойти, если бы отец узнал, что Дина помогает Жилину? - Как бы вы поступили на месте Жилина, а Костылина? - В современной жизни можно наблюдать подобное?

5 класс. Тема: ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ На стадии вызова для стимулирования мыслительной деятельности Метод КЛАСТЕРА Кластер – графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. предмет Кто? Что? Род Имя существительное подлежащее Число падеж Часть речи

5 класс. Тема: ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

  • На стадии вызова для стимулирования мыслительной деятельности
  • Метод КЛАСТЕРА
  • Кластер – графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия.

предмет

Кто?

Что?

Род

Имя существительное

подлежащее

Число

падеж

Часть речи

5 класс. Тема: Фонетический анализ слова. звуки согласные гласные Прием кластера на стадии осмысления материала для его структурирования. звнкие мягкие глухие твердые ударные безударные парные непарные

5 класс. Тема: Фонетический анализ слова.

звуки

согласные

гласные

  • Прием кластера на стадии осмысления материала для его структурирования.

звнкие

мягкие

глухие

твердые

ударные

безударные

парные

непарные

Урок внеклассного чтения 6 класс  А.П. Платонова

Урок внеклассного чтения 6 класс А.П. Платонова "Юшка". (с использованием метода "шести шляп мышления")

Инструкция к групповой работе.

Белая шляпа: Выпишите фразы, характеризующие Юшку (Составьте портретную характеристику). Попробуйте охарактеризовать Юшку одним определением.

Красная шляпа. Проанализируйте эпизод истязания Юшки детьми. Какие чувства вызвал эпизод?

Черная шляпа. Выпишите цитаты, характеризующие отношение взрослых к Юшке, и ответьте на вопрос: «Почему взрослые жестоки к Юшке

Желтая шляпа. Отношение Юшки к людям. Почему Юшка не обижался на людей, как это его характеризует?

Синяя шляпа. Почему без Юшки жить людям стало хуже? Напишите свои предположения.

Литература 7 класс  тема: Остап и Андрий: два сына одного отца. Метод синквейна   Синквейн – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, размышлений.

Литература 7 класс тема: Остап и Андрий: два сына одного отца.

  • Метод синквейна

  • Синквейн – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, размышлений.
            Приём « Синквейн »   Правила написания синквейна:   Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь.  Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета.  Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.  Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту.  Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.

Приём « Синквейн » Правила написания синквейна: Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь. Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета. Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия. Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту. Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.

Сравнительная характеристика героев Остап  «добрый казак» (воин) Вспыльчивый отважный Сражается бьется мыслит Товарищ мужество преданность герой  Сын Андрий «мазунчик» (балованный ребенок) Мечтательный влюбленный Предает чувствует убивает Предатель достоен смерти отступник«…я тебя и убью»  враг

Сравнительная характеристика героев

Остап

«добрый казак»

(воин)

Вспыльчивый отважный

Сражается бьется мыслит

Товарищ мужество преданность герой

Сын

Андрий

«мазунчик» (балованный ребенок)

Мечтательный влюбленный

Предает чувствует убивает

Предатель достоен смерти отступник«…я тебя и убью»

враг

«Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств». В.А. Сухомлинский
  • «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств».
  • В.А. Сухомлинский
Умеющие мыслить умеют  задавать вопросы.      Э. Кинг

Умеющие мыслить умеют

задавать вопросы.

Э. Кинг

  СПАСИБО ЗА  ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА

ВНИМАНИЕ!

Источники: https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2013/09/14/prezentatsiya-primenenie-tekhnologii  https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/04/07/priyomy-ispolzuemye-v-tekhnologii http://volna.org/pedagogika/tiekhnologhiia_razvitiia_kritichieskogho_myshlieniia.html http://www.myshared.ru/slide/260156/ https://ppt4web.ru/pedagogika/tekhnologija-razvitie-kriticheskogo-myshlenija.html 1

Источники:

https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2013/09/14/prezentatsiya-primenenie-tekhnologii

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/04/07/priyomy-ispolzuemye-v-tekhnologii

http://volna.org/pedagogika/tiekhnologhiia_razvitiia_kritichieskogho_myshlieniia.html

http://www.myshared.ru/slide/260156/

https://ppt4web.ru/pedagogika/tekhnologija-razvitie-kriticheskogo-myshlenija.html

1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!