Панкратова Ж.А.
учитель истории
МОУ «СОШ № 4 г. Ртищево
Саратовской области».
Духовно – нравственное воспитание на уроках истории и обществознания.
Сластями, печеньями и конфетами нельзя вырастить из детей хороших людей. Подобно телесной пище, духовная тоже должна быть простой и питательной.
Роберт Шуман
Горшок лепят из глины,
Но именно пустота в нем составляет суть горшка.
Дом строится из стен с окнами и дверями,
Но именно пустота в нем составляет суть дома.
Общий принцип:
Материальное — полезно,
Нематериальное — суть бытия.
Лао-цзы
Человек – часть общества и часть его истории. Не сохраняя в себе самом память прошлого, он губит часть своей личности. В настоящее время подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безнравственности, безверии, агрессивности, непатриотичности. Видя эти негативные проявления в обществе, государство поставило задачу духовного возрождения нации. Естественное начало возрождения духовности упирается в семью и школу. Задача морально – нравственного воспитания молодых родителей и их детей, стоящая перед сегодняшним учителем, является государственным и социальным заказом. Школа всегда являлась не только источником знаний, но и центром культуры и духовности, в том числе и в советское время, когда религия была под запретом. Современный педагог должен не только дать необходимые знания и умения ученику, но и помочь формированию его как духовно-нравственного и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов России.
В толковом словаре русского языка мы находим следующее описание духовности: «Свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными».
В другом словаре духовность определяется как «деятельность сознания, связанная с поиском смысла жизни и своего места в ней, определением критериев добра и зла, оценки по ним людей и событий, формированием мотивов поведения в согласии или противоречии и общечеловеческими принципами нравственности»
В словаре Ожегова духовность – «свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными».
Подытожив все эти определения, можно сделать следующий вывод: духовность – противоположность материального, т.е. не зависящее от внешних материальных условий или факторов, понятие позволяющее разделять добро и зло, плохое и хорошее, иметь совесть, внутренние регуляторы своих и чужих поступков.
В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития.
Наибольшими возможностями в плане воспитания духовно-нравственной личности обладают гуманитарные предметы, прежде всего история и литература. Именно эти учебные дисциплины привлекают внимание учащихся к важным вопросам самоопределения личности, к проблемам нравственного выбора, поведения в различных ситуациях. Многие темы в курсе истории содержат богатый «ценностный пласт». Восстанавливая контакт с сознанием людей прошлых эпох, учащиеся одновременно проходят своеобразную школу отзывчивости, милосердия, сострадания, любви. Урок истории обладает возможностями влиять на становление духовно-нравственных качеств личности.
Многие темы по истории России непосредственно связаны с формирование духовности у подрастающего поколения. Например, при изучении культуры, развитие которой изначально связано с православием, можно использовать наглядность для рассказа и показа архитектурных ансамблей, храмов и соборов, иконописи, создание летописей. Особенно тесная связь с православием характерна для истории допетровской России.
Обязательное так же обсуждение, высказывание учащимися собственного мнения по поводу роли какой-либо личности в истории, своё отношение к каким-либо историческим фактам, событиям, явлениям.
На уроках обществознания часто сами темы подталкивают к обсуждению морально – нравственного выбора. Для примера можно использовать как православные притчи и Ветхий Завет, такие как «Изгнание Адама и Евы из рая», «Каин и Авель», притча о двух ангелах и др., так и восточные притчи. Так, например, притча о сеятеле через аллегорию учит детей тому, что успех обучения зависит не только и не столько от прилагаемых усилий учителя, но и от желания, трудолюбия, прилежания самих обучающихся. Другая притча о трёх строителях учит через аллегорию тому, что цель и итог деятельности любого человека зависит от вкладываемого им смысла в то, что человек делает. Отношение к одному и тому же виду деятельности может быть совершенно различным, но не место красит человека, а человек место.
Таким образом, через образы, аллегории, аналогии, изучение культуры, учитель истории и обществознания может влиять на формирование духовно – нравственных качеств обучающихся.
Список используемых источников и литературы
Ворсунова Ирина Николаевна, учитель истории МОУ СОШ № 12 г. Балашова Саратовской области. Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках истории.// http://wiki.soiro.ru/%D0%A
Толковый словарь русского языка.// http://www.vedu.ru/expdic/7826/
Энциклопедия трезвого образа жизни. 2012//http://slovar.cc/kulinar/trezviy/2212761.html
Ожегов. Словарь русского языка Ожегова. 2012// http://slovar.cc/rus/ojegov/590152.html