СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовная культура общества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обществознание 10 класс, 2 раздел "Общество кк мир культуры", тема урока "Духовная культура общества".

Просмотр содержимого документа
«Духовная культура общества»

Духовая культура общества.  Решетова Л Н  Приморский край

Духовая культура общества. Решетова Л Н Приморский край

План урока Понятие «Духовная культура» Культурные ценности и нормы Институты культуры Многообразие культур

План урока

  • Понятие «Духовная культура»
  • Культурные ценности и нормы
  • Институты культуры
  • Многообразие культур
Понятия, термины культура; культура народная; культура массовая; культура элитарная; традиции и новаторство

Понятия, термины

  • культура;
  • культура народная;
  • культура массовая;
  • культура элитарная;
  • традиции и новаторство
Духовная культура – сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. Духовная культура включает в себя формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности .
  • Духовная культурасфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. Духовная культура включает в себя формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности .
Проявление духовной культуры Духовная культура проявляется через различные формы общественного сознания (политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, науку и философию) и воплощается в искусстве, литературных, архитектурных и других памятниках человеческой деятельности.

Проявление духовной культуры

  • Духовная культура проявляется через различные формы общественного сознания (политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, науку и философию) и воплощается в искусстве, литературных, архитектурных и других памятниках человеческой деятельности.
Слово «Культура» ( от лат. Cultura- возделывание почвы, воспитание, образование) в наиболее широком смысле означает все созданное человеком- это сотворенная человеком «вторая природа» .«Культура»- все виды преобразовательной деятельности человека, а также ее результаты - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком

Слово «Культура» ( от лат. Cultura- возделывание почвы, воспитание, образование) в наиболее широком смысле означает все созданное человеком- это сотворенная человеком «вторая природа» .«Культура»- все виды преобразовательной деятельности человека, а также ее результаты - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком

ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ МНОЖЕСТВОМ ВЕЩЕЙ, ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН БЫТЬ… В ВЫСОКОЙ СТЕПЕНИ КУЛЬТУРНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ… К. Маркс
  • ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ МНОЖЕСТВОМ ВЕЩЕЙ, ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН БЫТЬ… В ВЫСОКОЙ СТЕПЕНИ КУЛЬТУРНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ…
  • К. Маркс
Духовная жизнь общества Духовная жизнь – сфера деятельности человека, которая охватывает человеческие чувства, накопление духовных ценностей и творческое созидание, различные сферы жизни. К духовной жизни личности относят: знания, веру, потребности, способности и стремление людей

Духовная жизнь общества

  • Духовная жизнь – сфера деятельности человека, которая охватывает человеческие чувства, накопление духовных ценностей и творческое созидание, различные сферы жизни.
  • К духовной жизни личности относят: знания, веру, потребности, способности и стремление людей
Структура культуры 1. Материальная культура связана с практической деятельностью общества и человека; продуктом являются материальные блага 2 Духовная культура – это совокупность духовных ценностей (то, что не имеет материального воплощения) и творческая деятельность по их производству

Структура культуры

  • 1. Материальная культура связана с практической деятельностью общества и человека; продуктом являются материальные блага
  • 2 Духовная культура – это совокупность духовных ценностей (то, что не имеет материального воплощения) и творческая деятельность по их производству
Культура и духовная жизнь общества НАУКА НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ РЕЛИГИЯ ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ИСКУССТВО НРАВСТВЕН НОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ

Культура и духовная жизнь общества

НАУКА

НАУЧНЫЕ

УЧРЕЖДЕНИЯ

РЕЛИГИЯ

ДУХОВНАЯ

ЖИЗНЬ

ИСКУССТВО

НРАВСТВЕН

НОСТЬ

УЧРЕЖДЕНИЯ

КУЛЬТУРЫ

К духовной культуре относятся: религия, наука, образование, искусство, язык, письменность и т.д . Её составляют правила, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, язык. Духовная культура является результатом деятельности людей, но творением не рук, а разума.
  • К духовной культуре относятся: религия, наука, образование, искусство, язык, письменность и т.д . Её составляют правила, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, язык. Духовная культура является результатом деятельности людей, но творением не рук, а разума.
Культурные ценности и нормы Духовную культуру можно рассматривать как совокупность духовных ценностей , идеальных представлений об истине, справедливости,  добре, человечности, красоте, о миропорядке в целом. Система духовных ценностей - ядро любой культуры любого общества

Культурные ценности и нормы

  • Духовную культуру можно рассматривать как совокупность духовных ценностей , идеальных представлений об истине, справедливости,
  • добре,
  • человечности,
  • красоте,
  • о миропорядке в целом.
  • Система духовных ценностей - ядро любой культуры любого общества
 «Вечные» ценности культуры являются ориентиром для человека и человечества. Основные духовные ценности: Мировоззренческо -философские , или смысложизненные, ценности  основы человеческого бытия,  соотносящие человека с миром: жизнь, смерть.

«Вечные» ценности культуры являются ориентиром для человека и человечества.

  • Основные духовные ценности:
  • Мировоззренческо -философские , или
  • смысложизненные, ценности
  • основы человеческого бытия,
  • соотносящие человека с миром: жизнь, смерть.
Мировоззренческие ценности определяют отношение к человеку , представление о его месте в мире.  В этот ряд ценностей входят гуманизм, индивидуальность, творчество, свобода . Они лежат на границе с ценностями нравственными.
  • Мировоззренческие ценности определяют отношение к человеку ,
  • представление о его месте в мире.
  • В этот ряд ценностей входят гуманизм, индивидуальность, творчество, свобода .
  • Они лежат на границе с ценностями нравственными.
Нравственные ценности регулируют отношения между людьми с позиции противостояния должного и предписанного. Они связаны с утверждением достаточно жёстких неписаных законов — принципов, предписаний, заповедей, табу, запретов и норм. Эти ценности являются предметом изучения этики. Основные категории морали — добро и зло .  Представление о добре и зле определяет трактовку таких нравственных ценностей, как человечность, милосердие, справедливость, достоинство.
  • Нравственные ценности регулируют отношения между людьми с позиции противостояния должного и предписанного. Они связаны с утверждением достаточно жёстких неписаных законов — принципов, предписаний, заповедей, табу, запретов и норм. Эти ценности являются предметом изучения этики. Основные категории морали — добро и зло .
  • Представление о добре и зле определяет трактовку таких нравственных ценностей, как
  • человечность, милосердие, справедливость, достоинство.
Функции культуры ФУНКЦИЯ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ ФУНКЦИЯ НАКОПЛЕНИЯ , ХРАНЕНИЯ И ПЕРЕДАЧИ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ФУНКЦИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ФУНКЦИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ

Функции культуры

  • ФУНКЦИЯ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ
  • ФУНКЦИЯ НАКОПЛЕНИЯ , ХРАНЕНИЯ И ПЕРЕДАЧИ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
  • ФУНКЦИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
  • ФУНКЦИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ
  • КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ
Институциональная система культуры Подвиды коммуникационных институтов: библиотеки, музеи, школы и университеты, телевидение, газеты, книгопечатание, радио, кино. Совокупность всех технических устройств, включая здания и фонды библиотек, музеев и школ, составляет инфраструктуру институциональной системы культуры . СМИ-средства создания, распространения и тиражирования информации- воздействуют на сознание людей и управляют их поведением-ЧЕТВЕРТАЯ ВЛАСТЬ.

Институциональная система культуры

  • Подвиды коммуникационных институтов: библиотеки, музеи, школы и университеты, телевидение, газеты, книгопечатание, радио, кино. Совокупность всех технических устройств, включая здания и фонды библиотек, музеев и школ, составляет инфраструктуру институциональной системы культуры .
  • СМИ-средства создания, распространения и тиражирования информации- воздействуют на сознание людей и управляют их поведением-ЧЕТВЕРТАЯ ВЛАСТЬ.
Разновидности культуры   По мнению большинства исследователей разновидностей три: Доминирующая культура- культура, которую разделяют большинство членов того или иного общества Субкультура (от лат. Sub- под) – присуща конкретным социальным группам (молодежная, солдатская, детская и др.) Контркультура ( от лат. Contra- против) – культура, выработанная каким-либо сообществом в противовес общепринятым нормам и ценностям, является оппозиционной по отношению к господствующей (доминирующей) культуре

Разновидности культуры

  • По мнению большинства исследователей разновидностей три:
  • Доминирующая культура- культура, которую разделяют большинство членов того или иного общества
  • Субкультура (от лат. Sub- под) – присуща конкретным социальным группам (молодежная, солдатская, детская и др.)
  • Контркультура ( от лат. Contra- против) – культура, выработанная каким-либо сообществом в противовес общепринятым нормам и ценностям, является оппозиционной по отношению к господствующей (доминирующей) культуре
ПРОБЛЕМА МНОГООБРАЗИЯ КУЛЬТУР 1. ТОЧКА ЗРЕНИЯ: ЛОКАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ РАЗВИВАЮТСЯ ПО СВОИМ ЗАКОНАМ, ПОЭТОМУ ГОВОР ИТЬ О ПЛАНЕТАРНОМ ЕДИНСТВЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА НЕЛЬЗЯ. 2.ТОЧКА ЗРЕНИЯ: УНИКАЛЬНОСТЬ КУЛЬТУР НЕ ИСКЛЮЧАЕТ ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. ТРАНСЛЯЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ ПУТЕМ: КОЛОНИЗАЦИИ, ПРИВИВКИ ЧЕРЕНКА НА ЧУЖОЕ ДЕРЕВО, РАВНОПРАВНЫЙ ДИАЛОГ

ПРОБЛЕМА МНОГООБРАЗИЯ КУЛЬТУР

  • 1. ТОЧКА ЗРЕНИЯ: ЛОКАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ РАЗВИВАЮТСЯ ПО СВОИМ ЗАКОНАМ, ПОЭТОМУ ГОВОР ИТЬ О ПЛАНЕТАРНОМ ЕДИНСТВЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА НЕЛЬЗЯ.
  • 2.ТОЧКА ЗРЕНИЯ: УНИКАЛЬНОСТЬ КУЛЬТУР НЕ ИСКЛЮЧАЕТ ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
  • ТРАНСЛЯЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ ПУТЕМ:
  • КОЛОНИЗАЦИИ,
  • ПРИВИВКИ ЧЕРЕНКА НА ЧУЖОЕ ДЕРЕВО,
  • РАВНОПРАВНЫЙ ДИАЛОГ
КУЛЬТУРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ-КУЛЬТУРА МНОГОЛИКА И МНОГООБРАЗНА .   НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА- ЦЕННОСТИ СОЗДАВАЕМЫЕ НАРОДОМ СУЩЕСТВОВАЛИ ВСЕГДА. В СЕРЕДИНЕ 19 ВЕКА ДЖ. ТОМПСОН – ФОЛЬКЛОР- УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, СКАЗКИ, ТАНЦЫ, ПЕСНИ, ЧАСТУШКИ. ИГРУШКИ. В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ ОТРАЖАЮТСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ «ПРОСТЫХ « ЛЮДЕЙ, СКЛАДЫВАЮЩИХСЯ ВЕКАМИ. В НИХ: ПРИМЕТЫ ВРЕМЕНИ, ИДЕАЛЫ ДОБРА , КРАСОТЫ, СПРАВЕДЛИВОСТИ. ЭТО ИСКУССТВО НА ПРАЗДНИКАХ, ОБРЯДАХ. В НЕМ НЕТ СОЗДАТЕЛЕЙ И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ. НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА НЕСЕТ В СЕБЕ СВОЕБРАЗИЕ НАРОДА, ЕГО МЕНТАЛИТЕТ, ТРАДИЦИИ.

КУЛЬТУРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ-КУЛЬТУРА МНОГОЛИКА И МНОГООБРАЗНА .

  • НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА- ЦЕННОСТИ СОЗДАВАЕМЫЕ НАРОДОМ СУЩЕСТВОВАЛИ ВСЕГДА. В СЕРЕДИНЕ 19 ВЕКА ДЖ. ТОМПСОН – ФОЛЬКЛОР- УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, СКАЗКИ, ТАНЦЫ, ПЕСНИ, ЧАСТУШКИ. ИГРУШКИ.
  • В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ ОТРАЖАЮТСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ «ПРОСТЫХ « ЛЮДЕЙ, СКЛАДЫВАЮЩИХСЯ ВЕКАМИ. В НИХ:
  • ПРИМЕТЫ ВРЕМЕНИ,
  • ИДЕАЛЫ ДОБРА , КРАСОТЫ, СПРАВЕДЛИВОСТИ.
  • ЭТО ИСКУССТВО НА ПРАЗДНИКАХ, ОБРЯДАХ. В НЕМ НЕТ СОЗДАТЕЛЕЙ И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ.
  • НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА НЕСЕТ В СЕБЕ СВОЕБРАЗИЕ НАРОДА, ЕГО МЕНТАЛИТЕТ, ТРАДИЦИИ.
Элитарная культура ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА ПОЛУЧИЛА РАСПРОСТРАНЕНИЕ В ГОРОДАХ, СРЕДИ ОБРАЗОВАННОЙ ЧАСТИ НАСЕЛЕНИЯ И СОЗДАВАЛАСЬ ПО ЗАКАЗУ ХУДОЖНИКАМИ, ПИСАТЕЛЯМИ. ДО ПОЯВЛЕНИЯ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ СЧИТАЛОСЬ , ЧТО ОТЧУЖДЕНИЕ НАРОДА ОТ ЭЛИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ СВЯЗАНО С НИЗКИМ МАТЕРИАЛЬНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ И НЕГРАМОТНОСТЬЮ. ОДНАКО В ДАЛЬНЕЙШЕМ ВОСТРЕБОВАННОЙ МАССАМИ ОКЕЗАЛОСЬ НЕ ВЫСОКАЯ КУЛЬТУРА А ТА КТОРУЮ В ДАЛЬНЕШЕМ НАЗОВУТ МАССОВОЙ. ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА АДРЕСОВАНА НАИБОЛЕЕ ПОДГОТОВЛЕННОЙ ЧАСТИ НАСЕЛЕНИЯ.

Элитарная культура

  • ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА ПОЛУЧИЛА РАСПРОСТРАНЕНИЕ В ГОРОДАХ, СРЕДИ ОБРАЗОВАННОЙ ЧАСТИ НАСЕЛЕНИЯ И СОЗДАВАЛАСЬ ПО ЗАКАЗУ ХУДОЖНИКАМИ, ПИСАТЕЛЯМИ. ДО ПОЯВЛЕНИЯ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ СЧИТАЛОСЬ , ЧТО ОТЧУЖДЕНИЕ НАРОДА ОТ ЭЛИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ СВЯЗАНО С НИЗКИМ МАТЕРИАЛЬНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ И НЕГРАМОТНОСТЬЮ.
  • ОДНАКО В ДАЛЬНЕЙШЕМ ВОСТРЕБОВАННОЙ МАССАМИ ОКЕЗАЛОСЬ НЕ ВЫСОКАЯ КУЛЬТУРА А ТА КТОРУЮ В ДАЛЬНЕШЕМ НАЗОВУТ МАССОВОЙ.
  • ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА АДРЕСОВАНА НАИБОЛЕЕ ПОДГОТОВЛЕННОЙ ЧАСТИ НАСЕЛЕНИЯ.
Массовая культура ТЕРМИНОМ «МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ» НАЗЫВАЮТ РАЗЛИЧНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ПРОДУКТЫ И СИСТЕМЫ ИХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ И СОЗДАНИЯ. ЭТО КОМИКСЫ, ПОП- МУЗЫКА, ТРИЛЛЕРЫ, БЛОКБАСТЕРЫ. КРОМЕ ЭТОГО, СЮДА ОТНОСЯТСЯ- ОБРАЗЦЫ ПОВСЕДНЕВНОГО ПОВЕДЕНИЯ, ВНЕШНЕГО ВИДА И Т.Д. ВСЕ ЭТО ПРИХОДИТ ЧЕРЕЗ СМИ, РЕКЛАМУ, МОДУ. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ: ОБЩЕДОСТУПНОСТЬ. (ЛЕГКОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ, РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ) ОДНАКО ЭТО НЕЛЬЗЯ СЧИТАТЬ НИЗКИМ УРОВНЕМ КУЛЬТУРЫ. 2.ЗАНИМАТЕЛЬНОСТЬ. ТЕМЫ, КОТОРЫЕ ИНТЕРЕСНЫ, ГЕРОИ ПОНЯТНЫ. 3.СЕРИЙНОСТЬ, ТИРАЖИРУЕМОСТЬ - ОЧЕНЬ БОЛЬШОЙ ТИРАЖ, МЫЛЬНЫЕ ОПЕРЫ. 4.ПАССИВНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ- НИКАКИХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ УСИЛИЙ. 5. КОММЕРЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР.

Массовая культура

  • ТЕРМИНОМ «МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ» НАЗЫВАЮТ РАЗЛИЧНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ПРОДУКТЫ И СИСТЕМЫ ИХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ И СОЗДАНИЯ. ЭТО КОМИКСЫ, ПОП- МУЗЫКА, ТРИЛЛЕРЫ, БЛОКБАСТЕРЫ. КРОМЕ ЭТОГО, СЮДА ОТНОСЯТСЯ- ОБРАЗЦЫ ПОВСЕДНЕВНОГО ПОВЕДЕНИЯ, ВНЕШНЕГО ВИДА И Т.Д. ВСЕ ЭТО ПРИХОДИТ ЧЕРЕЗ СМИ, РЕКЛАМУ, МОДУ.
  • ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ:
  • ОБЩЕДОСТУПНОСТЬ.
  • (ЛЕГКОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ, РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ) ОДНАКО ЭТО НЕЛЬЗЯ СЧИТАТЬ НИЗКИМ УРОВНЕМ КУЛЬТУРЫ.
  • 2.ЗАНИМАТЕЛЬНОСТЬ. ТЕМЫ, КОТОРЫЕ ИНТЕРЕСНЫ, ГЕРОИ ПОНЯТНЫ.
  • 3.СЕРИЙНОСТЬ, ТИРАЖИРУЕМОСТЬ - ОЧЕНЬ БОЛЬШОЙ ТИРАЖ, МЫЛЬНЫЕ ОПЕРЫ.
  • 4.ПАССИВНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ- НИКАКИХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ УСИЛИЙ.
  • 5. КОММЕРЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР.
Спасибо за внимание
  • Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!