Владимир Дубровский –офицер, учитель и благородный разбойник
ЦЕЛИ
- выявление причин неспособности героя, наделенного лучшими личностными качествами, изменить несправедливые законы, признанные обществом
Конкурс на лучшее название глав V-XI и их анализ
Владимиру Дубровскому судьбой было уготовано сыграть несколько ролей: доблестного гвардейского офицера, необыкновенного учителя и благородного разбойника.
Меняется ли характер героя на протяжении романа? Назовите моральные качества, присущие Владимиру Дубровскому.
Благородство, мужество, выдержка, чуткость.
Мотивы поступков героя
- Чем чаще всего руководствуется в своих поступках Дубровский – чувствами или трезвым расчётом? Почему Дубровский не подал апелляцию и окончательно потерял права на владение имением?
Владимир тяжело переживает болезнь отца. Поглощённый своими чувствами, он бездействует. Это и приводит к катастрофе – потере имения .
- Почему во время похорон отца Владимир не плакал и не молился, первый подошёл проститься с телом и «поспешно удалился, всех опередил и скрылся в Кистенёвскую рощу»?
Горе Владимир переживает глубоко. Он опасается, что не сможет дольше сохранять самообладание и обнаружит свои чувства при всех .
- Чтение отрывка из V главы от слов «Между тем Владимир углублялся…» до слов «…прямо к воротам его дома».
- Пытается ли герой найти выход из сложившейся ситуации?
Герой полностью предаётся своему горю. Он не в силах думать о поисках выхода, проявляет неспособность трезво оценивать обстоятельства.
В своих поступках герой руководствуется чувствами, приводящими его к катастрофе : он не сумел спасти имение, помочь отцу.
Чтение от слов «Ах, батюшка Владимир Андреевич» до конца V главы.
- Какие «странные» чувства волновали героя, когда он увидел крестьян. Готовых к бунту?
- Почему дворовые решились на бунт?
- Чем объясняется приказ Дубровского разойтись по домам?
Проверка цитатного плана главы VI
- В какой момент Дубровский твёрдо решил не покоряться обстоятельствам? Что подтолкнуло его к решительным действиям?
После бунта Владимир уже не может освободиться от чувства протеста. Герой не может допустить, чтобы дорогие его сердцу воспоминания о матери и отце были осквернены прикосновением чужих равнодушных рук .
- Что укрепило Владимира в решении сжечь дом?
Разговор с Архипом подсказал, как можно действовать. Мысли Архипа вполне созвучны настроению молодого Дубровского.
- Разделяет ли он намерение кузнеца «всех бы разом, так и концы в воду»?
Дубровский хорошо понимает, что «не приказные виноваты» и убивать их – бессмысленная жестокость.
- Какой приказ отдаёт Дубровский и как исполняет его Архип?
- Каково значение эпизода спасения кошки?
Архип не понимает, что причина бедствий не беззаконные действия подневольных приказных. А несправедливый социальный закон . Его поступками движет злость и отчаяние. Однако злоба не единственное выражение его натуры. Он жалеет беспомощную «тварь Божию», и в этом поступке проявляется многоплановость народного характера. Представляющего собой сплетение покорности и мятежности, доброты и суровости.
Эпизоды с Дубровским в роли разбойника
- Почему Дубровский решил стать разбойником?
Решение стать разбойником для Дубровского – форма самозащиты , самоутверждения, проявление нежелания стать одним из многочисленных приспешников Троекурова . Мир внутренний оказывается для героя более властным, чем законы общества. Герой чаще руководствуется чувствами, чем соображениями пользы.
- Какие черты характера Дубровского остались неизменными?
Дубровский остаётся верен идеи чести. Защиты прав человеческой личности . Даже сделавшись разбойником, он остаётся служителем справедливости: «Начальник шайки славился умом, отважностью и каким-то великодушием». Внутренний склад героя не меняется.
- Каким Дубровский предстаёт в рассказе Анны Савины Глобовой (приятельница Троекурова) и Антона Пафнутьича Спицына (приятель Троекурова)? Перескажите (IX глава).
Рассказ Глобовой свидетельствует о благородстве, смелости, чувстве собственного достоинства, самообладании героя. Спицын признаёт, что Дубровский «малый не промах» и не рассчитывает на пощаду.
- Почему по-разному характеризует героя Анна Савишна Глобова и Антона Пафнутьич Спицын?
Анна Савишна Глобова , «всеми любимая за добрый и весёлый нрав», благодарна герою за то, что тот помог восстановить справедливость . Она не боится, что рассказ о благородном разбойнике может вызвать недовольство окружающих, искренна в проявлении своих чувств. Спицын знает, что его совесть нечиста и боится Дубровского.
- Какое качество характера Дубровского особо подчёркивает Пушкин в VIII главе и почему?
«Спокойно стоящего над ним и спокойно с нею разговаривающего». Двукратным повторением слова спокойно автор подчёркивает благородство Дубровского, отсутствие самовлюблённости или коварства.
- Почему Дубровский разоблачил себя перед Спицыным? Можно ли сразу догадаться, кто на самом деле Дефорж?
Чувство вновь одерживает верх. Теперь оно лишает героя безопасности. Владимир не может простить подлость и стремится наказать Спицына за ложь и предательство .
- Почему в романе нарушена хронологическая последовательность событий?
Дубровский играет разные роли, протестуя против беззакония. Герой пытается найти выход, и в какой-то момент ему кажется, что цель близка. Нарушая естественный порядок событий, Пушкин создаёт иллюзию найденного героем выхода.
- Можно ли считать, что герой нашёл выход?
Роль Дефоржа не может ничего изменить. Прежний порядок жизни нее нарушен . Любовь не в состоянии соединить людей, стоящих на разных ступенях социальной лестницы. Владимир Дубровский и Маша Троекурова не могут быть вместе, несмотря на то, что любят друг друга. Пушкин, напоминая реальный ход событий, возвращает героя к действительности. Роль Дефоржа – это лишь попытка найти выход.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
- Способен ли герой, наделённый лучшими личностными качествами, изменить законы, признанные обществом?
Владимир Дубровский наделён благородством, самообладанием, мужеством, способностью к перевоплощению. Однако в каждой своей роли он остаётся прежним – сыном бедного, но гордого дворянина (благородный разбойник, гордый слуга). Человечность в Дубровском побеждает враждебность. Он так же, как и его отец, не в силах изменить законы, признанные обществом.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Перечитать главы XII – XIX и дать им названия.
2. Обратить внимание на сравнение образов князя Верейского и Владимира Дубровского (портрет, поведение в доме Троекуровых, ключевые эпизоды, отношение к Маше).