СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Друзья природы"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Владыкинская сельсккая библиотека.1 5 апреля Владыкинская сельская  библиотека  провела  День экологических знаний в рамках Всероссийской библиотечной акции. Дети 5-6 классов приняли участие в экологической игре "Друзья природы". Участники игры ответили на вопросы по экологии разных разделов, таких как  «Экология твоего дома», «Экология нашего села», «Экология леса», «Птицы-экологи», «Растения – экологи», «Красная книга природы и её чёрные страницы». В ходе игры ребята обобщили и закрепили знания  по экологии.

Просмотр содержимого документа
«"Друзья природы"»


Муниципальное учреждение культуры

Ртищевская межпоселенческая центральная библиотека

Владыкинская сельская библиотека





Экологическая игра







Цель игры: 

обобщение и закрепление знаний пользователей – детей по экологии.

Задачи игры: 

- формирование у читателей знаний о теоретическом и практическом значении экологических знаний для человека;

- развитие интереса к науке экологии и желание изучать ее закономерности в дальнейшем;

- развитие мышления, памяти, внимания, познавательного интереса;

- воспитание экологической культуры;

Техническое оснащение: 

- компьютер;

Методическое обеспечение:

- компьютерная презентация;

- вопросы игры с ответами для ведущего;

- участники игры выбираются заранее по желанию. Всего 6 игроков (3 команды по 2 человека). Для проведения игры необходимы 2 ведущих, один из которых

управляет компьютерной презентацией, другой задаёт вопросы, жюри-2 человека

для подсчёта баллов игроков.


Организация подготовки к игре:

- необходимо подготовить по 4 вопроса по каждому разделу: «Экология дома», «Экология нашего села», «Экология леса», «Птицы-экологи», «Красная книга

природы и её чёрные страницы». За каждый правильный ответ игроки получают 5 баллов;


Возраст участников: 10-11 лет.


Ведущий:

-Здравствуйте, дорогие ребята! Мы рады приветствовать тех, кто любит и изучает природу. Ежечасно, ежесекундно в окружающем нас мире животных и растений происходят удивительные события, возникают проблемы, которые требуют нашего внимания, изучения и исследования.

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда.

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живётся с нами рядом!

Сегодня мы проводим экологическую игру «Друзья природы».

Цель игры – обобщение и закрепление знаний по экологии. Сегодня мы проверим ваши знания по экологии.


Правила игры.

В ходе игры участник выбирает раздел  (это «Экология твоего дома», «Экология нашего села», «Экология леса», «Птицы-экологи», «Растения – экологи», «Красная книга природы и её чёрные страницы») и номер вопроса: 1, 2, 3 или 4. За каждый правильный ответ, игрок получает  5 очков. Игрок выбирает раздел игры, номер вопроса и отвечает на него. Если игрок затрудняется ответить, право ответа передаётся тому игроку, который первым поднимет сигнал. При правильном ответе количество баллов игрока увеличивается. Отвечать надо быстро, можно аргументировать, пояснять свой ответ.





Жюри будет считать баллы, подводить  промежуточные итоги игры и в конце назовёт победителей. Начинаем игру! 

Первый вопрос для всех команд (кто первым поднимет руку)

-Что такое экология?

Правильный ответ:

Экология – наука о нашем общем доме, наука, изучающая жизнь растений и

животных в окружающей среде.

Все вопросы в ходе игры будут посвящены науке – экологии.

В результате жеребьёвки первым начинает игрок___________.


  1.  Вопросы раздела «Экология твоего дома»


  1. Что является главным источником очищения воздуха в доме.

Правильный ответ: Главным источником очищения воздуха являются комнатные цветы.

  1. Как человек может помочь сохранить окружающую  среду, находясь

дома?

Правильный ответ:

- выключить компьютер, телевизор и другие бытовые приборы, когда они не используются, тем самым уменьшится расход электроэнергии, и затраты топлива (а следовательно и количество вредных выбросов);

- закрывать краны на кухне и в ванной, - не дать воде течь впустую;

- не использовать одноразовую посуду и упаковки. Они делаются из бумаги или пластика, таким образом, сократится вырубка лесов и потребление нефти.

  1. Как можно сохранить экологически чистую  атмосферу в квартире, дома.

Правильный ответ:

- делать влажную уборку помещения не реже 2-х раз в неделю;

- проветривать помещение каждый день.

-  избегать использование паласов и ковров;

- не курить в квартире, дома;

- книги или газеты должны находиться в застеклённых шкафах.

  1. В какое время лучше проветривать помещение?

Правильный ответ: Рано утром или поздно вечером, когда меньше поток машин.

       

  1. Вопросы раздела «Экология нашего села»

  1. Все вещи рано или поздно приходят в негодность, их приходится выбрасывать. Но есть люди, которые придумывают новое применение старым, ненужным вещам. Попробуйте найти не менее 20 новых применений отслужившим своё предметам:

-пустой консервной банке;

- дырявому носку;

- лопнувшему воздушному шарику;

- перегоревшей лампочке;

- пустому стержню от ручки.

2. «Мусорная» проблема уже не первый год остро стоит в наших городах и селах. Предложите свои пути решения данной проблемы.

Правильный ответ:

- строительство мусороперерабатывающего предприятия;

- использовать экологические пакеты, перерабатываемые бутылки;

- сортировать мусор.

  1.  Одним из основных источников загрязнения воздуха выступает автомобильный транспорт. Предложите свои пути решения данной

проблемы.

 Правильный ответ:

- переход на экологический вид топлива;



- если возможно, воздержаться от поездки на автомобилях.


Вопросы раздела «Экология леса»

Ведущий: Возьмемся за руки, друзья,

И по тропе лесной

Отправимся туда, где лес

Манит своей листвой!

Принимай-ка лес, гостей,

Доброй песней нас согрей!

  1. Какую пользу приносит лес людям?

Правильный ответ:

лес — настоящий фильтр, очищающий воздух от пыли, копоти. Пыль оседает на листья, а потом дождями смывается на землю. Кроме того, листья многих деревьев выделяют в воздух особые вещества — фитонциды.  От них погибают

болезнетворные микробы.

Кроме того лес даёт древесину. В лесу живут промысловые звери и птицы, растут грибы и ягоды, плодовые деревья. Он помогает сохранить влагу в почве, охраняет почву от разрушений, украшает землю.

  1.  Почему нельзя шуметь и слушать громкую музыку в лесу, особенно весной и в начале лета?

Правильный ответ:

дело в том, что из-за громкого шума потревоженные звери и птицы могут покидать

свои места, оставляя своих детенышей одних. Те, в свою очередь, тоже могут разбежаться по сторонам, оставшись без родительской поддержки. В таком случае

они зачастую гибнут.

  1. Почему необходимо воздержаться от разведения костров в лесу?

Правильный ответ:

разведение костров в лесу может привести к пожару, в результате чего погибнут не только деревья, но и животные, приспособленные к жизни в данной среде.

  1. Почему нельзя топтать мухоморы?

Правильный ответ:

красный  мухомор для оленей, лосей служит лекарством, которое помогает им избавиться от паразитов.  


3.Вопросы раздела «Птицы - экологи»

  1. Какую пользу приносят птицы?

Правильный ответ:

поедают насекомых, которые наносят вред растениям, распространяют семена растений, своим пением они оживляют леса, парки, люди наслаждаются их пением;

  1. Угадайте птицу.

Она съедает за ночь 7-8 мышей. Только одна семья таких птиц  уничтожает за год 10тысяч мышей и полёвок и этим спасает 10 тонн зерна.

Правильный ответ:

 сова

  1. Какую птицу называют лесным доктором, которая с помощью клюва-долота добывает из-под коры деревьев вредителей и поедает их в большом количестве?

Правильный ответ:

дятел

  1. Какая известная птица за сутки съедает столько насекомых, сколько

весит сама?

Правильный ответ:

Синица






4.Вопросы раздела «Растения - экологи»

  1. Назовите роль сосны в природе.

Правильный ответ:

Вдоль железных дорог сосны задерживают снег, на берегах водоёмов и в пустынях - движущиеся пески.  Сосны – хранители вод: под их сенью не мелеют реки. В сосновом лесу легко дышится. Хвоя выделяет в воздух большое количество фитонцидов- веществ, убивающих бактерии.

  1. Об этом дереве пели в старину как о дереве “об четыре дела”.

Первое дело – мир освещать,
Второе дело – крик утешать,
Третье дело – больных исцелять,
Четвертое дело – чистоту соблюдать.

Правильный ответ:

на Руси бедные крестьянские избы освещали березовой лучиной. Из березы делали деготь. Она лечила больных. Своими лечебными почками, соком. Банный веник из ее веток до сих пор является традиционным средством профилактики заболеваний.

Ведущий 2 (добавляет):

Береза – это фанера, мебель, лыжи, посуда.

Береза – это метиловый спирт, уксус, ацетон, желтые и зеленые краски для тканей.

А береста! Это природная бумага, на ней писали наши предки. Сегодня из бересты делают красивые туеса.

  1. К чему приведёт  вымирание  растений на планете Земля?

Правильный ответ:

погибнет всё живое на Земле: рыбы, животные, птицы, насекомые и, возможно, человек.

  1. Есть такая легенда. Когда белые люди заселяли Америку, то на подошвах своей обуви они занесли семена растения. И заселилось это растение вдоль дорог, а индейцы, увидев его, говорили – след белого человека, а позже узнали о его целебных свойствах.

Правильный ответ:

подорожник.


Ведущий: Скажите как называется Книга, в которой записаны виды исчезающих или находящихся под угрозой исчезновения растения и животные?

Правильный ответ:

Красная книга


  1. Вопросы раздела «Красная книга и её чёрные страницы»

  1. Что символизирует красный цвет книги?  

Правильный ответ:

это сигнал опасности, тревоги.

  1. Назовите не менее 5 видов растений и животных, занесённых в Красную книгу Саратовской области?

Правильный ответ:

кричащая выхухоль, обитающий в степях сурок, вечерница, поражающая своими гигантскими размерами. К птичьему отряду относятся авдотка, суровый беркут, интересный балобан, кричащая дрофа, тювик, журавль (красавка), змееяд, казарка краснозобая, кречетка, колпица, хохлатый пеликан, белохвостый орлан.

Древесные и кустарниковые виды представлены березой пушистой, ракитником австрийским, кизильником черноплодным. Особый интерес представляют лекарственные растения Красной книги: адонис волжский, дягиль, считающийся лекарственным, цикута ядовитая. В число редких вошли многие декоративные виды: борец северный, 11 видов астрагалов, васильки (их насчитывется не менее четырех разнообразных подвидов), а также все орхидеи региона, признанные дикорастущими, пальчатокоренник и уникальное растение степи – ежовник.


3. Что значит чёрные страницы Красной книги?

Правильный ответ:

на этих страницах описываются  животные и растения, которые навсегда исчезли с лица Земли за время существования  цивилизованного  человечества.

В исчезновении большинства видов непосредственно виноват человек.



4.Назовите вымершее животное.


Их видели своими глазами древние люди, они же в большинстве случаев и

приложили руку к их  скорейшему вымиранию.


Правильный ответ:

мамонты


Заключительная часть

Жюри подсчитывает баллы.

Библиотекарь: Я, ребята, искренне надеюсь, что в будущем вы останетесь такими же добрыми, отзывчивыми, любящими природу. И сегодня вы доказали, что являетесь настоящими знатоками природы.


И я хочу, чтоб всегда в моей стране

…Птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась,

И была на ягодах роса.

Я хочу, чтоб солнце грело,

И берёзка зеленела,

И под ёлкой жил смешной колючий ёж,

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом шёл весенний дождь!


Я хочу поблагодарить всех вас за понимание важности охраны природы, экологического равновесия во всем и за участие в конкурсе (Жюри сообщает итоги конкурса, определяет 1,2,3 место)


Составитель: библиотекарь С.А.Макунина




Литература:

1. Методические материалы для проведения Недели экологии. Панькова Т. А.

2. Путешествие Экоколобка (экологическая сказка). Машко О. Г.

3. Внеклассное мероприятие "Чудесные творения природы» Афанасова Л. К.

4. Занятие экологической тематики "В гости к Хозяйке леса" Черепанова Ю. А.

5. Экологический турнир "В лесном царстве", 3–4-й классы Путилова О. А.

6. Красная книга Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

7. Внеклассное занятие  по экологии  Земля — наш общий дом.  

8. Конспект внеклассного занятия на тему «Экология». Регина

9. Экологические игры и конкурсы. Методические рекомендации.- Ханты-Мансийск, 2002.

10. Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники. Н. А. Рыжова.-М., 2002.

11. Алексеев В. 300 вопросов и ответов о животных.- Ярославль, 2003.

12. Птицы. Окно в мир.- М.: Лазурь, 2004.



Участники экологической игры «Друзья природы»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!