СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Другого гимна нам не надо"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расширение исторических знаний и представлений об истории возникновения гимна Севастополя.

Просмотр содержимого документа
«"Другого гимна нам не надо"»

Технологическая карта урока

Предмет Севастополеведение

Класс 3

Тема «Другого гимна нам не надо».

Место урока в системе уроков по данной теме: Тема 8: «Возрожденный Севастополь» (5 часов). Занятие №4.

Цель: расширение исторических знаний и представлений обучающихся об истории возникновения гимна Севастополя.

Задачи:

  1. Обобщить знания обучающихся об истории создания гимна Севастополя.

  2. Формировать основы политической грамотности, чувства ответственности и любви к большой и малой родине.

  3. Создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине, родному городу.

  4. Расширять знания обучающихся, обогащать словарный запас детей.


Тип занятия: открытие новых знаний.

Планируемые образовательные результаты.

Личностные:

- расширение исторических знаний и представлений обучающихся об истории появления гимна Севастополя;

- формирование личностного отношения к понятиям “Родина”, “Отечество”;

- воспитание основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою малую родину.

Метапредметные:

Познавательные:

- владение навыками в постановке учебной задачи;

- расширение объёма знаний о гимне Севастополя;

- сбор, анализ и систематизация информации, выполнение логических операций.

Регулятивные:

- умение самостоятельно осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

-адекватное восприятие и понимание оценки учителя.

Коммуникативные:

-умение формулировать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.

- аргументирование собственной точки зрения, понимание собеседника, передача чувств с помощью вербальных и невербальных средств общения.

Предметные: усвоение понятий «Родина», «малая родина», «символ», «государственная символика», «гимн».

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический, деятельностный методы; формы обучения - индивидуальная, фронтальная, работа в группах и парах.

Учебное пособие: «Мой любимый город Севастополь» пособие по курсу «Севастополеведение» 3-й класс в 2-х частях. Авторы О.Самойлова, Е.Алтабаева.2018.

Оборудование: мультимедийная установка, ноутбук, раздаточный материал для работы в группах и в парах, корзинка.

Наглядно-демонстрационный материал: мультимедийная презентация.

Предварительная подготовка к занятию внеурочной деятельности: поиск информации экспертом класса, подготовка сценки-диалога.

Опорные понятия, термины: Родина, малая родина, символ, государственная символика, гимн.



Организационная структура занятия внеурочной деятельности

Этапы
занятия

внеурочной деятельности

Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма органи-зации
взаимо-дейст-вия

Формирование универсальных
учебных действий



Промежу-точный контроль

I. Мотивация к учебной деятельно-сти.


Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.

Желаю вам хорошего настроения.


Слушают учителя

Фронта-льная

Личностные:

самоопределение.

Коммуникативные: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости по отношению друг к другу.


II. Актуализа-ция опорных знаний.





























Прослушива-ние стихотво-рения















Пословицы













Начать урок мне бы хотелось со стихотворения, написанного выпускником начальной школы – Романом Мазурком (слайд)

Россия, милая Россия,

Люблю тебя я всей душой!

И за тебя переживаю,

Хоть и годами небольшой.

Россия, гордая Россия!

Моя родная сторона.

А я – твой сын, а ты – как мама,

На целом свете лишь одна.

Россия, сильная Россия,

Ты можешь дать отпор врагу!

И, став защитником, чуть позже,

Тебе я в этом помогу.


- О чем это стихотворение?





- А что такое Родина?

Ребята, нет на свете такого человека, который не любил бы свою родную землю. Не зря говорят: «Одна у человека мать, одна у него и Родина». Какие еще пословицы о Родине вы помните?

- Ребята, у каждого человека есть большая и малая родина. Большая Родина – это наша страна Россия, а малая - наш славный город Севастополь.

Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гор­дости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и ее прошлое. А олицетворяют родную землю ее символы.



Слушают

стихотворение
















-О России, о любви к Родине, о патриотизме и т.д.).


Ответы детей.




Ответы детей.(Родина-мать, умей за нее постоять. Человек без Родины, как птица без гнезда.

Жить –Родине служить.)




Фронта-льная
























Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные:

учет разных мнений.


Регулятивные: проявление познавательной инициативы в сотрудничестве.























































Устный опрос

III.Определение темы и целей урока.

Определение понятия «символ»

Разгадывание ребуса

















Определение целей урока

- Сегодня на уроке мы более подробно остановимся на одном из символов нашей малой родины, нашего славного города.

Для начала, давайте вспомним, что такое символ?

(слайд) Символ (греч.) — это знак, изображение какой-нибудь вещи или животного для обозначения качества предмета, условный знак каких-либо понятий, идей, явлений.

О каком символе города пойдет речь вы узнаете, разгадав ребус.

-Верно, о гимне.

(слайд) Тема нашего урока

«Другого гимна нам не надо»

(слайд) Корзинка «идей»

-Каждый из вас записывает: какие цели поставим на уроке (или Что бы хотели узнать?). Затем вы группе обсуждаете все идеи и выбираете одну, затем отдаете идеи мне. (Учитель зачитывает, кладет их в корзинку, в конце урока к корзинке идей возвращаются).




Ответы детей.










ГИМН







- вспомнить, что такое Гимн.
- вспомнить автора и композитора гимна, повторить его слова, спеть.

- расширить знания о гимне Севастополя, об истории его возникновения.


Фронта-льная





















Группо-вая


Познавательные:

устанавливать причинно-следственные связи.



Коммуникативные:

владеть устной и письменной речью.


Регулятивные:

ставить перед собой цель;

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать работу.









Устный опрос

IV.

1.Изучение нового материала.






Выбрать верное определение




















Выступление эксперта





























Задача



Свой герб и флаг есть у любого города страны. А вот похвастаться наличием «своего» гимна могут немногие.

-Что такое гимн? Выберите верное определение(слайд):

1) Музыкальное произведение, которое включает в себя слова, музыку, пение (хоровое, одиночное), сценическое действие и декорации;

2) Торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства;

3)  Музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография.

- Эксперт нашего класса подготовил небольшой материал о том, откуда появились гимны.

1) (слайд) Рассказ эксперта. У гимнов глубокие исторические корни. Когда-то в странах Древнего Востока - Египте, Вавилоне, Индии - гимны были частью религиозных ритуалов восхваления богов. Гимнические песнопения исполнялись в Древней Греции. Но в качестве государственного символа гимн в Европе широко распространяется лишь во второй половине XVIII века. Музыкальную основу таких гимнов составляли мо­литвенные мелодии, военные марши, народные мотивы.

Гимны чрезвычайно разнообразны — государственные, военные, религиозные, в честь исторического события или героя.


- А какая песня является гимном нашего города?



- Кто является композитором и автором гимна? (слайд)





В 2019 году у Гимна Севастополя юбилейная дата. А вот сколько ему лет исполняется, вы узнаете, решив задачу. (слайд)

Задача

Узнайте, сколько исполнится лет гимну Севастополя в 2019 году, если он был написан к 100-летию Первой обороны Севастополя 1854-1855годов по просьбе моряков-черноморцев и к 10-летию освобождения Севастополя от немецко-фашистских захватчиков.


17 октября 1954 год- День рождения гимна Севастополя.







Верное определение – второе.










Слушание эксперта класса.





















-Гимном нашего города является песня «Легендарный Севастополь».

- П.М. Градов – автор текста и В.И.Мурадели – автор музыки к гимну Севастополя.






Решение: дата написания -1954 год, значит 2019-1954= 65лет







Фронтальная















































Индиви-дуаль-ная




Коммуникативные: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.

Регулятивные: выдвигать версии, выбирать средства для достижения цели. Личностные: осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать эмоции окружающих. Познавательные:

сосредоточивание, рассмотрение, создание обобщений, самостоятельный выбор ответа, установление аналогий, определение понятий.











































Устный опрос

2. ФИЗМИНУТКА

Выполнение упражнений

(слайд) Мой город Севастополь

Люблю по городу шагать, (шагают на месте)
Люблю смотреть, (изобразить «бинокль»)
Люблю считать. (шевелят пальчиками)
Площадь Нахимова – раз, (загибают пальцы по — одному, начиная с большого)
А площадь Суворова — два,
Три – центральный фонтан-удалец,
Четыре – Детства Юности дворец.
Пять – по Приморскому гуляю,
Всякий уголок в нем знаю.
Шесть – на Черное море хожу,
Там с дельфинами дружу.
Семь – конечно, «Лукоморье»,
Здесь аттракционов море.
Восемь –наш район родной,
Бегаем мы здесь гурьбой.
Девять – центр «Апельсин» ,
Много ярких там витрин.
Десять – это школа, дети!
УзнАешь там про все на свете!
Очень любим мы наш город (поочередно переставляем кулачки)
Он, красив и очень молод! (хлопки)


По порядку выполняют упражнения.

Фронта-льная

Регулятивные:

формировать умение соотносить свои действия с действиями учителя.

Личностные:

умение включаться в общую деятельность.









3.Продолже-ние работы по изучению нового материала.




Рассказ учителя























Инсценировка диалога

































Продолжение рассказа учителя

































Слушание и пение гимна Севастополя

(видео 1 )








Просмотр видео 2



Просмотр видео 3



Просмотр видео 4













Прослушивание мелодии 5 (куранты Матросского клуба)




Просмотр видео 6

Из истории создания песни

В 1954  году  в Севастополе  широко отмечалось 100-летие героической обороны города.  Перед этим моряки-черноморцы обратились к композитору Вано Мурадели с просьбой написать для города песню, посвящен­ную предстоящему памят­ному событию.

Для  песни нужны были слова. Сначала В. Мурадели обратился к поэту Александру Жарову, автору слов  «Заветного камня». Жаров стихи написал, они были положены на музыку,  но они  показались Вано Ильичу не очень выразительными. Однако делать новый вариант поэт отказался.

Тогда композитор обратился к другому поэту  Петру Градову.  Он согласился, тема была   ему   очень   близка. Прочел все, что было под рукой  о  защитниках города в Крымскую войну и в дни Великой Отечественной.

Разыгрывание сценки-диалога (или чтение подготовленными детьми):

(автор, Мураделли и Градов разговаривают по телефону)

Автор: А  Мураделли торопился, он нетерпеливо звонил каждый день, и, как вспоминает поэт, у них произошел  примерно такой разговор :

Мураделли (М):  Ну   что?
Градов (Гр.): Пока ничего.
 М. : То   есть  как   «ничего»?! Вы же вчера  мне сказали, что есть три наброска.
Гр.: Да, есть. Теперь уже четыре. Но все  не то.
М. :   Прочтите мне хотя бы один.
Гр.: Вано Ильич, подождите еще день-два.
М. : Дорогой  мой   Градов, я-то   могу   подождать,  дата ждать  не  будет.  А  вы  не  водите меня за нос?
Гр.: Ну   что вы...
М.: Значит,  песня будет?
Гр.: Обязательно.

И песня состоялась. Она впервые прозвучала 25 июля 1954 года в преддверии Дня ВМФ в Доме офицеров флота в исполнении Ансамбля песни и пляски ЧФ, а уже 17 октября 1954 года — в день начала осады Севастополя во время Крымской войны — пятитысячный хор всех творческих коллективов города и флота исполнил «Легендарный Севастополь», который с этого момента стал фактически гимном города. Официальный статус гимна песня получила спустя целых 40 лет. Гимн утверждён решением городского совета от 29 июля 1994года.

Если герб и флаг - символы «внешние», то государственный гимн всегда с тобой. Ведь если знаешь мелодию и слова, то его можно спеть в любое время.

- Какие правила нужно соблюдать при прослушивании гимна?






- Когда включают гимн Севастополя?



В 2015 году, спустя год после воссоединения Севастополя с Россией депутаты Законодательного Собрания утвердили в качестве гимна песню "Легендарный Севастополь" композитора Вано Мурадели.

видео 2 Митинг-концерт на Красной площади в честь воссоединения Крыма и Севастополя с Россией)

(видео 3 – Фестиваль военных оркестров)

Песня "Легендарный Севастополь" стала гимном городской футбольной команды. Каждый домашний матч ФК "Севастополь" стартует с исполнения песни всем стадионом. Учитывая, что вместимость трибун составляет 5569 мест, то начало каждого матча – своего рода, повторение 1954-го года.

Звучит     песня  постоянно и в репертуаре Ансамбля песни и  пляски 

Краснознаменного    Черноморского флота   как   его   визитная  карточка.

  Установленные в Севастополе на  здании Матросского   клуба куранты каждый час (и днем, и ночью)   исполняют    мелодию   припева      «Легендарного  Севастополя». 

- Ребята, есть и неформальный гимн города – молодежный. Его написал Саша Чейз весной 2014 года, начинается он так же - с «Легендарного Севастополя».








Учащиеся слушают, анализируют информацию.




















Просмотр сценки.


























Учащиеся слушают, анализируют информацию.


















При исполнении гимна люди, слушаю­щие его, встают, мужчины снимают головные уборы, военные отдают честь.

На всех торжественных мероприятиях в городе – линейки, церемонии открытия и награждения различных соревнований и конкурсов.


Фронта-льная

Коммуникативные: участвовать в коллективных обсуждениях, уметь инициативно сотрудничать, формулировать ответы на вопросы, соблюдать требования речевого этикета.

Регулятивные: принимать
и сохранять учебную задачу.

Личностные: проявлять интерес к культуре и истории своего города.

Познавательные: извлекать информацию из прослушанного, анализировать ее.
















































































Устный опрос

V. Подведение итогов занятия.





Ответы на вопросы






Работа в группе – «синквейн»













Кластер

- Давайте вернемся к нашей Корзине идей и проверим, на все ли вопросы мы нашли ответы?

-Что такое гимн?

- В каком году был написан?

- К какому празднику была приурочена песня? Назовите автора и композитора гимна.

- Открыли новые знания?

Составьте синквейн – «ГИМН Севастополя»

1 строчка — тема синквейна, выраженная в 1 слове (название объекта, про который и пойдет далее речь);

2 строчка — 2 прилагательных, описывающий объект.

3 строчка — 3 глагола, описывающие действия, совершаемые объектом;

4 строчка — 4 слова, составляющих фразу, семантика которой должна отображать авторское отношение к объекту;

5–1 слово, характеристика описываемого объекта.

(слайд)

Составить кластер. Ключевое слово «ГИМН» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

– не бояться записывать все, что приходит на ум. Давать волю воображению и интуиции;

– продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;

– постараться построить как можно больше связей.

(Слайд )







Пример: 1. Гимн Севастополя

2. Величественная, торжественная

3. Прославляет, возвышает, призывает

4.Севастопльцы гордятся родным городом

5.Патриотизм















Составляют кластер на листочках.

Фронта-

льная.





Груп-повая



















Груп-повая

Личностные: учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.


Коммуникативные : участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль.


Регулятивные :

способность к преодолению препятствий, оценивать результаты своей и чужой деятельности,

самоконтроль, самооценка.

Устный опрос

Наблюде-ние

VI. Рефлексия.


- А теперь положите перед собой лист цветной бумаги и аккуратно обведите свою ладонь. Теперь вырежьте и приклейте на этот лист, на котором написано «Мы голосуем за мир и дружбу!». А ведь именно так и поется в «Молодежном гимне Севастополя»: «Всем мирного неба над головой»!

– Каждый из нас – частичка нашей малой родины - Севастополя. И от всех нас зависит будущее нашего города, нашей страны. Пройдет немного времени, вы станете взрослыми, будете работать, преумножая величие и могущество не только Севастополя, но и нашей страны, защищая ее от возможных невзгод и неприятностей, заботясь о ней, как о матери. Возможно, кто-то из вас станет крупным руководителем или даже президентом страны. А пока вы маленькие граждане большой страны, ее будущее. Званием «Севастополец», «гражданин России» следует гордиться.

Дети обводят свои ладошки, вырезают и по очереди приклеивают на ватман

Индивидуаль-ная

Личностные: стремление к созидательной деятельности.


VII. Домашнее задание.


Все: Повторить слова гимна Севастополя с. 21 тетради. Прочитать статью в тетради по Севастополеведению.

На выбор: 1) Подумать и написать небольшое сочинение на тему «Зачем городу и государству нужна символика?»

2) Придумать кроссворд для одноклассников по теме урока (Пример -Приложение 2).


Индивидуаль-ная






Источники:

1.     Алтабаева Е.Б. Методика проведения уроков по курсу «На черноморском перекрёстке» в 5 классе

 // Севастополеведение: содержание формы и методы работы. – Севастополь, 2007.

     2.  Коваленко В., Алтабаева Е. Из прошлого Крыма и Севастополя. Выпуск 1. – Севастополь, 1996.

3.  Коваленко В., Алтабаева Е. Из прошлого Крыма и Севастополя. Выпуск 3.– Севастополь, 1997.



Электронные ресурсы:

1. http://ncrim.ru/news/view/17-10-2016-shest-interesnyh-faktov-pro-gimn-sevastopolya

2. https://sevastopol.su/news/legendarnyy-sevastopol-drugogo-gimna-nam-ne-nado

3. https://www.liveinternet.ru/users/sanur/post341132473/


15




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!