СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Древнейший Рим"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

открытый урок  по теме "Древнейший Рим"

Просмотр содержимого документа
«"Древнейший Рим"»

Конспект урока на тему: «Древнейший Рим»


Цель урока:

-способствовать формированию представлений о местоположении и природных условиях Италии, образе жизни римлян;

- создать условия для ознакомления с устройством римского общества, управлением в древнем Риме;

-содействовать развитию умения работать с картой, текстом учебника.

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок-исследование (изучение и первичное закрепление новых знаний)

Планируемые результаты:

Предметные:

- Сравнивать природные условия Греции и Рима, общественный строй, установившийся с возникновением Рима.

- Сформировать историко-географический образ, включая представление о территории и границах Древнего Рима, его географических особенностях.

Метапредметные:

Познавательные

- Сравнивать природные условия Греции и Рима, анализировать и обобщать факты. Характеризовать общественный строй, занятия. Раскрывать значение понятий патриций, плебс, республика.

- Выделять главное. Владеть смысловым чтением – вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию.

- Анализировать, обобщать, доказывать, делать выводы.

- Выявлять причинно-следственные связи.

Регулятивные

- Планирование последовательности действий

- Определять цель – проблему. Выдвигать версии. Планировать деятельность. - Работать по плану. Оценивать степень и способы достижения цели

Коммуникативные

- Участие в обсуждении проблем и сотрудничество со сверстниками

- Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения задачи

Личностные:

- Формирование уважительного отношения к другому народу, его культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям;

- Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.

- Выступать перед одноклассниками, представляя результаты своей познавательной и творческой деятельности


Основные понятия, термины: Местоположение и природа Апеннинского полуострова, население Древней Италии. Легенда об основании Рима. Патриции, плебеи, сенат, народное собрание, царь. Нумитор, Амулий, Рея Сильвия, Ромул, Рем, Тарквиний Гордый.

Понятия:

Плебеи – переселенцы из завоёванных Римом латинских поселений.
Патриции – потомки основателей Рима.

Дата: 753 год до н. э. – основание Рима

Образовательные ресурсы:

Карта «Древний Рим». Схема «Управление в Древнем Риме царского периода».


Ход урока:

Настрой на урок.

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Перед вами лежат смайлики. Выберите тот, который соответствует вашему настроению и поместите его на доску.

Я хочу, чтобы ваше настроение улучшилось к концу урока.


На уроках истории в этом году мы с вами познакомились с историей разных стран.

И сегодня мы продолжим с вами  путешествовать по странам древнего мира. Посетим станции нашего урока, выполним задания, и изучим новый материал.

У вас на столе лежат листы оценивания. Свою работу мы свами будем оценивать и ставить баллы. И в конце урока поставим оценки.


Но прежде чтобы изучить новую тему мы проверим домашнее задание.

Проверка домашнего задания . (3 мин)

Тест. 6 задании. (Самопроверка)

 1. Древняя Греция располагалась на:

                а) полуострове Малая Азия

                б) Апеннинском полуострове

                в) Балканском полуострове

                г)  Аравийском полуостове

2. Основное занятие древних греков :

                а) земледелие

                б) скотоводство

                в) ремесло и торговля

                г) захватнические войны

3. В Афинах зародилась форма власти:

                а) олигархия

                б) автократия

                в) демократия

4. Во время каких войн была Марафонская битва

                а) греко - персидских

                б) Пелопоннесской

                в) македонских завоеваний

5. Как звали руководителя Афинского государства, возглавившего борьбу Афин против персов:

                 а) Фемистокл

                б) Алкивиад

                в) Филипп

                г) Демосфен

6. В каком году были первые Олимпийские игры:

               а) 525 г. до н.э.

                б) 776 г. до н.э.

                в) 490 г. до н.э.


Проверка теста

Давайте вспомним страны, которые мы изучили по Древнему миру.

- Греция, Египет, Спарта, Китай, Междуречье, Финикия, Македония, Апеннины.

Я предлагаю вам найти картинки. Соответствующие странам. (5 мин)

Египет

Вавилон

Индия

Китай

Греция

Египет

Междуречье

Финикия

Ребята посмотрите, у нас с вами осталось одна картинка. А как вы думайте, к какой стране она относится? А чтобы узнать, как эта страна называется вы должны пройти испытания - на столе лежат, буквы попробуйте собрать тему урока.

Древний Рим

Верно молодцы.

Прослушайте стихотворение Аполлона

Древний Рим

Я видел древний мир: в развалине печальной

И храмы, и дворцы, поросшие травой,

И плиты гладкие старинной мостовой,

И колесниц следы под аркой триумфальной,

И в лунном сумраке, с гирляндою аркад,

Полуразбитые громады Колизея... 


Тема нашего урока «Древнейший Рим». (2сл)


Сегодня мы отправляемся в Древнейший Рим. Это 1 урок нашей большой темы.

-Попробуем с вами определить цель нашего урока.

-Ответы детей

-Молодцы, ребята!

Посмотрите на слайд план урока.

План. (3 сл)

1. Местоположение и природные условия Древнейшего Рима. Занятия населения.

2. Легенда об основании Рима.

3. Город на семи холмах и его обитатели.

4. Управление в Древнейшем Риме.

Перед нами стоит проблемный вопрос: Чем отличается Рим от Греции? Может вы сейчас можете дать ответ на этот вопрос. (на доску)

У нас свами первая станция.

1.Первая станция. Местоположение Рима

Ребята, задание на данной станции, заполнить таблицу, используя атлас и материал учебника на стр. 224-226. Обратите внимание, что в таблице есть заполненный столбец о Греции. Нам нужно заполнить Древнейший Рим. Мы сейчас с вами заполняем характеристики красного цвета.

Работаем парами. Время выполнения - 10минут



Характеристики

Италия

Греция

1

Столица

Рим

Афины, Спарта

2

Местоположение

Апеннинский п-ов

На Балканском пол-ове

3

Горы

Альпы

Олимп

4

Климат

теплый, благоприятный для жизни

жаркий

5

Моря

омывается Адриатическим, Тиренским и Ионическим морями

Омывается Эгейским и Ионическим морями

6

Реки

полноводный Тибр

-

7

Занятия населения

Виноградорство, садоводство, земледелие (пшеница, рожь), скотоводство

Выращивали виноград и оливки, коз и овец, занимались ремеслом, торговлей.

8

Год образования

753 г.до. н.э

508 г. до.н.э

9

Система управления

Народное собрание

Совет старейшин

Проверяем выполненную работу.

Считаете количество баллов и выставляете в оценочный лист.



Запись в тетрадь.

МЫ СПРАВИЛИСЬ с первой станцией и давайте попробуем дать определение.

Древний Рим – это страна,  расположенная на Апеннинском полуострове, близ от устья реки Тибр.



Молодцы.


2. Вторая станция. Легенда образования Рима.

Древний Рим – это государство, которое было одним из величайших империй древности. Ее культура и традиции распространились на все захваченные территории, величественная римская архитектура и скульптура до сих пор поражает своим великолепием и теперь узнаем как же все начиналось. 

Ребята, кто изображен на слайде? (волчица)

Молодцы.

Правильно это волчица, а как вы думаете почему?

-Ответы детей.

Ребята, посмотрите название нашей станции «Легенда образования Рима».

У нас свами и в учебнике есть картинка волчицы. Может она, что-то символизирует?

Вот это мы свами и узнаем.

Смысловое чтение и ответы на вопросы.

Задание: прочитайте легенду об основании Рим, стр. 226 – 228, п.1 и ответьте на вопросы.

Вопросы (Слайд)

1. Как звали мальчиков, которых родила Рея Сильвия? (Ромул и Рем)

2. Кто спас малышей от гибели? (волчица и пастух)

3. Из-за чего  поссорились братья, став взрослыми? (Рем в насмешку перепрыгнул через стену, служившую границей города Ромула)

4. В честь кого получил название город Рим? (В честь Ромула, т.к. Рим-по латински Рома)

Молодцы.

3.Третья станция. Город на семи холмах.(3мин)

(рассказ ученика)

Римляне верили в легенду о братьях-близнецах и гордились тем, что основателем их города был сын бога войны Марса. Однако Ромул едва ли существовал на самом деле. В наше время археологи провели раскопки в Риме и доказали, что этот город возник не сразу. Задолго до легендарной даты его основания – в 753 году до н.э. – на холмах левобережья Тибра недалеко от моря существовало несколько поселений. Археологические раскопки говорят о том, что в X – VIII вв. до н.э. Апеннинский п-ов был заселен разными народами. Это были племена латинов, этрусков и греков. Самые древние находки были найдены на Капитолийском холме, датированные VIII в. до н.э., на Виминалийском холме (IX век до н.э.), на Палатинском холме (X век до н.э.). Они постепенно объединялись: их жители осушали болотистые низины между холмами, строили общие укрепления и храмы богам, выбирали общих правителей. Так из этих поселений на Палатинском, Капитолийском и других холмах возник город Рим.

Воюя с другими латинскими городами, римляне угоняли у соседей скот, захватывали оружие и рабов, а главное – пастбища и пашни. Владения Рима неуклонно росли. В 6 веке до н.э. Рим превратился в многолюдный город, расположенный на семи холмах.

Молодец.

Благодаря археологии, по данным раскопок, мы узнали, что на левом берегу Тибра был основан Рим.

753 году до н.э. – дата образования Рима (запись в тетрадь)

Вписываем в таблицу характеристики синего цвета - 753 году до н.э. 

Физкультминутка.

Стороны света надо знать,
Чтобы карту уметь прочитать.
И чтобы каждый назвать их смог:
Север (хлопок руками над головой)
Юг (хлопок)
Запад (хлопок с поворотом корпуса налево)
Восток (хлопок с поворотом корпуса направо) (повторить 2 раза)
Закройте глаза и не спешите
Носом стороны вы покажите (наклоны и повороты головы по сторонам света, повтор 2 раза)

4.Четвертая станция. Управления в Риме.

Так же, как и в Афинах, социальная структура римского общества была неоднородной

Все население древнего Рима делилось на две группы:

Сейчас мы с вами узнаем, на какие группы делалось население и кто же правил в Риме?

Открыли стр. 229-230, п.3

Найдите словарные слова (патриции, плебей, Народное собрание, сенат)

Выполним свами задания на соответствие.

1. патриции А) переселенцы из других областей

2. плебеи Б) высший орган власти

3. Народное собрание В) совет старейшин

4. сенат Г) потомки древнейших жителей Рима


Ответ: 1- г, 2 - а, 3 - б, 4- в.

Считайте количество баллов и выставляете в оценочный лист.


Молодцы.

Высший орган власти в Риме – это Народное собрание

Вписываем в таблицу где характеристики- зелёного цвета

Молодцы.

По легендам Римом правило семь царей. Первым был Ромул, а последнего царя звали Тарквиний по прозвищу Гордый. Это царь не был избран, он сам захватил власть, Многим была не по душе власть царя-тирана, поэтому римляне восстали и изгнали Тарквиния из города вместе с его семьей. Больше царей они решили не выбирать. Произошло это в 509 году до н.э. Но об этом событии вы узнаете на следующем уроке.


-Наше сегодняшнее путешествие подходит к концу. Сейчас у нас есть вся необходимая информация, чтобы ответить на проблемный вопрос.

Проблемный вопрос: Чем отличается Рим от Греции? Давайте посмотрим в таблицу и ответим на этот вопрос.

Ответ: географическое расположение, климат, основание города, год основания Рима, управление в древнем Рим.

Молодцы.

Закрепление.


Вставьте пропущенные слова, используя опорные:

Город Рим возник на берегу реки_______ в Италии. Италия располагалась на____________ полуострове. В Италии ________ климат, много ________ и земель, в стране развивалось хлебопашество.

Вдоль  Апеннинского полуострова тянулись невысокие горы _____________.

Потомки знатных жителей Рима называли себя _____________. Высшая власть принадлежала ___________________, состоящему из мужчин патрициев.


Опорные слова (патриции, Народное собрание, Апеннинский, Тибр, теплый, пастбищ, Альпы)

Проверяем работу самопроверкой и выставляем баллы в оценочные листы.

Молодцы.



Рефлексия

Закончи предложение…..




Сейчас мы с вами подсчитаем баллы в ваших оценочных листы и узнаем итоговую оценку за урок.













Оценочный лист ____________________________


Станции

Количество баллов

Проверка домашнего задания

6

Местоположение Рима

7

Система управления


4

Закрепление


7

Итого



Критерии: 24-21баллов – 5 (на доску написать )

20-16 баллов – 4

15-11баллов - 3

меньше 10 - 2



Домашнее задание.

Прочитать п. 44, выучить словарные слова,

Решите задачу: Нарисуйте ленту времени, отметьте даты основания Рима и этот год 2024. Посчитайте сколько лет Риму?







































ПРИЛОЖЕНИЕ


Италия

Греция

Столица


Афины, Спарта

Местоположение


На Балканском пол-ове

Горы


Олимп

Климат


жаркий

Моря


Омывается Эгейским и Ионическим морями

Реки


-

Занятия населения


Выращивали виноград и оливки, коз и овец, занимались ремеслом, торговлей.

Год образования


508 г. до.н.э

Система управления


Совет старейшин



Древний Рим – это страна,  расположенная на Апеннинском полуострове, близ от устья реки Тибр.


Каточка. Работа с вопросами .

- Кто участвовал в управлении Римом?

-Кому принадлежала высшая власть?

-Назовите функции Народного собрания.

- Как звали последнего из царей Рима?



Египет

Вавилон

Индия

Китай

Греция

Египет

Междуречье

Финикия






(рассказ ученика)

Римляне верили в легенду о братьях-близнецах и гордились тем, что основателем их города был сын бога войны Марса. Однако Ромул едва ли существовал на самом деле. В наше время археологи провели раскопки в Риме и доказали, что этот город возник не сразу. Задолго до легендарной даты его основания – в 753 году до н.э. – на холмах левобережья Тибра недалеко от моря существовало несколько поселений. Археологические раскопки говорят о том, что в X – VIII вв. до н.э. Апеннинский п-ов был заселен разными народами. Это были племена латинов, этрусков и греков. Самые древние находки были найдены на Капитолийском холме, датированные VIII в. до н.э., на Виминалийском холме (IX век до н.э.), на Палатинском холме (X век до н.э.). Они постепенно объединялись: их жители осушали болотистые низины между холмами, строили общие укрепления и храмы богам, выбирали общих правителей. Так из этих поселений на Палатинском, Капитолийском и других холмах возник город Рим.

Воюя с другими латинскими городами, римляне угоняли у соседей скот, захватывали оружие и рабов, а главное – пастбища и пашни. Владения Рима неуклонно росли. В 6 веке до н.э. Рим превратился в многолюдный город, расположенный на семи холмах.



Прочитайте текст на стр.230, найти в тексте абзац который начинается со слов.

-- В управлении древнейшем Риме принимали участие только патриции.

Прочитать и ответить на вопросы.

Каточка

- Кто участвовал в управлении Римом? _______________________

- Кому принадлежала высшая власть? _________________________

- Назовите функции Народного собрания ___________________________________


- Как звали последнего из царей Рима? _____________________________


Закрепление.


Вставьте пропущенные слова, используя опорные:

Город Рим возник на берегу реки_______ в Италии. Италия располагалась на____________ полуострове. В Италии ________ климат, много ________ и земель, в стране развивалось хлебопашество.

Вдоль  Апеннинского полуострова тянулись невысокие горы _____________.

Потомки знатных жителей Рима называли себя _____________. Высшая власть принадлежала ___________________, состоящему из мужчин патрициев.


Опорные слова (патриции, Народное собрание, Апеннинский, Тибр, теплый, пастбищ, Альпы)


Домашнее задание.

Прочитать п. 44, выучить словарные слова,

Решите задачу: Нарисуйте ленту времени, отметьте даты основания Рима и этот год 2024. Посчитайте сколько лет Риму?


Выполним свами задания на соответствие.

1. патриции А) переселенцы из других областей

2. плебеи Б) высший орган власти

3. Народное собрание В) совет старейшин

4. сенат Г) потомки древнейших жителей Рима





Прочитайте текст на стр.230, найти в тексте абзац который начинается со слов.

-- В управлении древнейшем Риме принимали участие только патриции.

Каждый индивидуально отвечает на вопросы.

Каточка.

- Кто участвовал в управлении Римом? (патриции)

- Кому принадлежала высшая власть? (Народному собранию)

- Назовите функции Народного собрания (объявляло войну, заключало мир, выбирало царя правившего пожизненно)

- Как звали последнего из царей Рима? (ТАРКВИНИИ )



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!