СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Достижение предметных результатов на уроках математики с помощью ментальных карт

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке идёт речь о применении ментальных карт в обучении математике, при итоговом повторении, подготовка к ЕГЭ и ОГЭ

Просмотр содержимого документа
«Достижение предметных результатов на уроках математики с помощью ментальных карт»

Кириенко Наталья Васильевна, учитель математики, Муниципальное казенное образовательное учреждение «Порогская средняя общеобразовательная школа, nataly-kirienko@yandex.ru

Тема «Достижение предметных результатов на уроках математики с помощью ментальных карт»

Когда мы говорим о качестве предметных результатов обучения математике, то по умолчанию полагаем, что говорим о хорошем качестве. Мы понимаем, что качество может быть и плохим, но достижение такого качества никто не считает своей целью. Оно может получиться при стечении некоторых неблагоприятных обстоятельств, которых лучше избегать. Изложения нового материала учителем, как правило, сочетаются с применением средств наглядности: демонстрация картин, схем, рисунков, применение карточек с дозированной помощью, с образцами решения задач; управление самостоятельной работой учащихся и т.д.

Поэтому возникает вопрос, а как же лучше записывать информацию, для того, чтобы она легко запоминалась, а сам процесс ее восприятия не утомлял. В восьмидесятые годы прошлого столетия не было учителя, который не знал бы о методике «опорных конспектов»,  связанной с именем Виктора Федоровича Шаталова. В своей работе я применяла элементы методики Шаталова. Работа по методике Шаталова-это колоссальный труд, она требует очень большой подготовки к уроку. Я 40 лет проработала в сельской школе. Нагрузка-27-30 часов, параллелей нет. Всегда думала о том: как хорошо бы было найти готовые опорные сигналы. Несколько лет назад я наткнулась на очень эффективный метод запоминания материала – составление ментальных карт, о котором я и хочу рассказать подробнее. В настоящее время появилась возможность приобрести готовые ментальные карты. Я стала применять к работе с опорными конспектами (ОК) Шаталова  не только алгоритм, разработанный автором, но и технологию ментальных карт–майндмэппинг). Их также называют интеллект-карты (ИК).

Важным признаком опорного конспекта должен стать его привлекательный внешний вид, соответствующий требованиям современного дизайна. Существующие компьютерные программы, текстовые и графические редакторы позволяют успешно решать эту задачу. В работе с ментальными картами я стараюсь использовать алгоритм действий, составленных В.Ф. Шаталовым.

Этап/Действия
1. Преподнесение детальных знаний/Педагог читает обширные лекции по теме или предмету.
2. Преобразование обширных знаний в сжатые/Учитель повторяет лекции, опираясь на плакат с опорными символами.
3. Повторная детализация знаний/Ученики в домашних условиях проводят анализ материала, пользуясь учебниками и обязательно опорными схемами.
4. Сжатая проверка опорного конспекта/Учитель не расспрашивает тему в деталях, а предлагает написать ранее изученную схему всего на 1 лист. По времени этот вид работы займет 12 минут. Учитель после беглой проверки сортирует ответы стопками, в соответствии с отметками «5», «4», «3», не исправляя ошибок.
5. Подробная проверка знаний/Ученики, используя свои схемы, выходят к доске и отвечают.
6. Оценка/К концу урока каждый ребенок может получить минимум одну отметку. Тем, кто не понял или не ответил, «2» не ставится, а возле его фамилии остается «пробел», который обязательно должен быть заполнен позже, когда ученик улучшит успеваемость.
7. Многократное повторение материала/На последующих уроках учитель многократно повторяет пройденный материал, закрепляя и углубляя понимание. В итоге нет заучивания и страха что-либо забыть.

Этот алгоритм не является однозначным для учащихся всех возрастов. Я уже много лет преподаю математику в 7-11 классах. В 7 класс ко мне приходят учащиеся от другого учителя. В 7-8 классах не даю материал большими блоками. В этом учебном году столкнулась с учеником 7 класса, который не смог бегло прочитать текст на ментальной карте. (алгоритм решения линейного уравнения). Пришлось читать 3-4 раза. После нескольких прочтений дома он читал текст бегло. При решении уравнений у доски брал с собой карту, хотя я и не требовала этого. Таким образом, помимо математической грамотности формируется и читательская. Самые слабые ученики принимают активное участие в работе на уроке. Часто ученик отвечает теоретический материал по ментальной карте своему соседу по парте. Осуществляется работа в паре. Важным в своей работе я считаю создание ситуации успеха у слабоуспевающего ученика.

Ментальные карты – это особая техника визуализации мышления, построенная на создании эффективных альтернативных записей. В принципе, этот метод позволяет отобразить процесс общего системного мышления. Ментальные карты были приобретены мной с целью подготовки учащихся к ОГЭ. Поскольку при подготовке к итоговой аттестации используется система повторения, эти же ментальные карты можно использовать с 5 по 9 класс. Методика ментальных карт была разработана психологом Тони Бьюзеном в конце 50 г. XX века. Советы по созданию ментальных карт Тони Бьюзена можно найти в интернете. В основном я использую готовые ментальные карты. В старших классах иногда даю задание в группах по составлению ментальной карты по советам Тони Бъюзена. Вот тогда они выглядят очень интересно. Одну из карт я предлагаю в приложении 1. Имеющиеся у меня в наличии ментальные карты, не соответствуют советам Тони Бъюзена. Я бы их всё-таки, назвала опорными сигналами. Но их создатели называют их ментальными картами. Пример такой карты в приложении 2.

Приёмы использования ментальных карт на различных этапах урока.

  1. Актуализация знаний.

На данном этапе использую один из приёмов:

    1. Сжатая проверка опорного конспекта. Учитель предлагает воспроизвести изученную схему всего на 1 лист (для сильных учащихся).

    2. Устный ответ по ментальной карте (для средних и слабых учащихся).

Карта дается учащемуся в «полу готовом» виде: на ней указывают все связи, логические цепочки, но не отражены некоторые элементы, которые и должны восполнить учащиеся. Это получается карта-тест. У нее двойное назначение:

а). Проверка знаний учащихся по изученной теме;

б). Фиксация в памяти важнейших связей между элементами знаний, отображение в сознании структуры знания, которая изначально в карте задается учителем.

В данном случае очевидно преимущество интеллект- карт перед обычным тестом. Отвечая на вопросы обычного теста, в сознании учащегося вопросы теста не предстают в виде некоторой целостной системы, он не фиксирует связи между ними, воспринимает каждый вопрос как изолированный элемент теста.

  1. Первичное усвоение новых знаний.

    1. Учитель подробно объясняет материал.

    2. Преобразование обширных знаний в сжатые. Учитель повторяет тему, опираясь на плакат с опорными символами. Ко многим ментальным картам прилагаются ссылки на видеоуроки, на которых идёт объяснение материала конкретно по ментальным картам. Изучение нового материала или систематизация знаний в ходе урока может сопровождаться совместным составлением интеллект- карты учителем (на доске) и учащимися (у себя в тетрадях). При этом уделяется большое внимание ассоциативным и логическим связям между элементами карты. Таким образом, при совместном составлении карты развивается логические мышление учащихся

  2. Первичная проверка понимания. Первичное закрепление.

    1. Выполнение заданий и решение задач при помощи алгоритма или теоретического материала, содержащегося на карте.

  3. Информация о домашнем задании.

    1. Ученики в домашних условиях проводят анализ материала, пользуясь учебниками и обязательно опорными схемами.

    2. Самостоятельное составление ментальной карты.

При самостоятельном составлении интеллект-карты развивается не только логическое, но и творческое мышление учащихся. Составление карты - творческий процесс. Цель такой работы - зафиксировать, сделать более сильными связи между элементами знаний ученика, структурировать знания и опыт учебной деятельности, усовершенствовать «сетевую» структуру знаний. Выполняя интеллект-карту, учащийся совершенствует, развивает вербальную сеть, ментальное пространство. В чём же преимущество использования ментальных карт перед другими видами деятельности?

  1. Ментальные карты улучшают память. Карты используют такие возбудители памяти, как цвета и изображения. Мозг запоминает их легче, чем простой текст. Кроме того, ментальные карты помогают ученикам связать новые элементы информации с существующими знаниями.

  2. Ментальные карты развивают креативность. Существует очень мало техник, настолько способствующих развитию творческих способностей, как ментальные карты. Они используют изображения и ключевые слова для создания новых ассоциаций в человеческом мозгу.

  3. Ментальные карты помогают повысить запоминание информации.

Человеческому мозгу такая подача информации «ближе». Именно так устроено наше сознание: в нем каждое понятие связано с одним или несколькими другими; поток человеческой мысли не имеет линейную структуру (как текст), он многомерен (диаграммы связей ближе к понятию многомерности, чем текст, таблицы, иллюстрации). Запомнить информацию становится проще. Эффективность запоминания повышается на 32%.

  1. Ментальные карты задействуют оба полушария мозга. Карта памяти вынуждает задействовать оба полушария (включается наглядно-образноемышление, раскрывается творческая жилка, развивается логика). Это помогает мыслить яснее, нагляднее, рождать новые мысли, идеи, ассоциации, помогает посмотреть на ситуацию с другой точки зрения, увидеть полную картину. В начале своего доклада я говорила о качестве предметных результатов. В 2021-22 году качество ОГЭ по математике составило 50%, ЕГЭ-100%. Но это не главное моё достижение. Главное то, что ученики перестали бояться математики. Математика как предмет перестала быть «скучной» для учеников с ярко выраженным гуманитарным складом мышления (или тех, кто думает о себе в духе «цифры и формулы — это не моё…»).

Список литературы:

  1. Блох А. Я. Методика преподавания математики в средней школе: Частная методика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по физ.-мат. спец. – М.: Просвещение, 1987.— 416 с.

  2. Бьюзен Тони. Карты памяти. Используй свою память на 100%. М., 2007 г.

  3. Интернет ресурс:http://www.shatalovschools.ru

















Приложение 1











Приложение 2

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!