Дополнительная общеразвивающая программа
«НА ПУТИ К ОГЭ»
Разработана в 2017 году
Возраст обучающихся: 14-15 лет
Срок реализации:
2017-2018 учебный год
Автор-составитель:
Маркова Наталья Радиловна,
учитель математики высшей квалификационной категории
П. Арамиль
2017
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
Полное наименование | Математический кружок «На пути к ОГЭ» |
Цель программы | целенаправленная подготовка учащихся к успешной сдаче промежуточной аттестации и государственной итоговой аттестации за курс основной школы, в т.ч. - развитие математических, интеллектуальных способностей учащихся, обобщенных умственных умений; - привитие у учащихся практических навыков решать нестандартные задачи; - углубление и расширение знаний учащихся по предмету. |
Сроки реализации программы | 2017-2018 учебный год (70 часов) По 2 часа в неделю |
Направления деятельности | естественно - научное |
Краткое содержание программы | задания на преобразование информации, извлеченной из таблицы; задания на преобразование информации, извлеченной из графика; текстовые задачи на проценты; практические задачи на применение подобия треугольников; диаграммы. чтение и преобразование данных по диаграмме; задачи на нахождение вероятности события; задачи на вычисление значения величины по формуле; задачи на выражение и вычисление значения величины по формуле. задачи на составление систем уравнений; задачи на движение по воде; задачи на проценты, сплавы, смеси; задачи на совместную работу; задачи на движение по прямой. |
Ожидаемые результаты | Итогом реализации программы являются: успешная сдача экзамена форме ОГЭ в 9 классе. уметь решать планиметрические задачи на нахождение площадей.. уметь преобразовывать информацию, извлеченную из таблицы значений; уметь преобразовывать информацию, извлеченную из графика; уметь решать текстовые задачи на проценты; уметь решать практические задачи с применением подобия треугольников; уметь преобразовывать информацию, извлеченную из диаграммы; уметь находить вероятности случайных событий в простейших случаях; уметь выражать величину из формулы. уметь решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений исходя из формулировки задачи: на движение, проценты, работу, смеси и сплавы, на составление систем уравнений. |
Название организации | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» |
Ф.И.О. руководителя | Маркова Наталья Радиловна, учитель математики |
Дата создания программы | 31 августа 2017 г. |
СОДЕРЖАНИЕ
I | Пояснительная записка |
II | Цель, задачи |
III | Учебно-тематический план |
IV | Содержание программы |
V | Годовой календарный учебный график |
VI | Организационно - педагогические условия реализации программы |
VII | Планируемые результаты |
VIII | Оценочные и методические материалы
|
I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность введения кружка по математике в школьную программу:
кружок позволяет планомерно вести внеурочную деятельность по предмету;
позволяет доработать, углубить и расширить учебный материал, вызывающий трудности, что способствует более успешному выполнению срезовых и итоговых контрольных работ;
различные формы проведения кружка, способствуют повышению интереса к предмету;
рассмотрение более сложных заданий способствует развитию логического мышления обучающихся.
Внеклассная работа - одна из эффективных форм математического развития учащихся. Учитель математики не может ограничиться рамками своей работы только обучению детей на уроке. Успех учителя в работе определяется не только высоким уровнем учебной деятельности учащихся на уроке, но и кропотливой «черновой» работой в различных видах внеурочных занятий. В классах обычно имеются учащиеся, которые хотели бы узнать больше того, что они получают на уроке, есть дети, которых интересуют задачи «потруднее», задачи повышенной сложности, задачи на смекалку. Правильно поставленная и систематически проводимая внеклассная работа, особенно кружковая работа, помогают решить задачи кружковой работы:
Привитие интереса к математическим знаниям;
Развитие математического кругозора;
Привитие навыков самостоятельной работы;
Развитие математического мышления, смекалки, эрудиции;
Показать связь математики с жизнью.
В настоящее время основной и самой важной задачей курса математики в основной школе является освоение учащимися системы математических знаний, формирование базовых умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования на третьей ступени обучения или в среднеспециальных учебных заведениях.
Современный курс математики за 9 класс рассчитан на 5 часов в неделю, где 3 часа – изучение алгебры, а 2 часа – изучение геометрии. Однако этого количества времени недостаточно для основательной подготовки среднего ученика к итоговой аттестации по новой форме за курс основной школы. В связи с этим возникает необходимость для ведения кружка «На пути к ОГЭ», где на решение заданий типа «Реальная математика» отводится большое время. Как отдельный модуль раздел «Реальная математика» исключен из КИМов 2018 года, задания содержатся в КИМах ОГЭ в разделах «Алгебра» и «Геометрия», но отдельно в рамках школьной программы он не изучается, поэтому программа кружка поможет познакомиться с различными типами задач и отработать навык их решения, что положительно скажется на результатах сдачи экзамена.
Также необходимо для решения заданий раздела «Геометрия» знать все формулы нахождения площадей фигур, в т.ч. не стандартные и отработать их на практике, на что рассчитана работа в рамках кружка.
В рамках раздела «Алгебра» в кружок включены задачи на составление систем уравнений, на движение по воде, на сплавы, смеси, совместную работу, задачи на движение по прямой, которые включены в часть 2 ОГЭ, на отработку которых в школьном курсе математики отводится не достаточное время.
II ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ.
Цели программы:
- целенаправленная подготовка учащихся к успешной сдаче промежуточной аттестации и государственной итоговой аттестации за курс основной школы, в т.ч.
- развитие математических, интеллектуальных способностей учащихся, обобщенных умственных умений;
- развитие у учащихся практических навыков решать нестандартные задачи;
- углубление и расширение знаний учащихся.
Задачи программы кружка:
- формировать у учащихся навык решения базовых задач;
- познакомить учащихся с типами заданий и способами их решения;
- расширить сферу математических знаний учащихся;
- подготовить учащихся к прохождению итоговой аттестации в новой форме;
- приобщить учащихся к работе с математической литературой и интернет ресурсами;
- создать положительную мотивацию обучения математике.
III УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тематика занятий | Кол-во часов |
теория | практика |
1 | Вводное занятие. О структуре ОГЭ по математике. Демо-вариант ОГЭ2016. Спецификация. Типы заданий. | 1 | 1 |
2 | Задания на преобразование информации, извлеченной из таблицы | 1 | 3 |
3 | Задания на преобразование информации, извлеченной из графика | 1 | 3 |
4 | Текстовые задачи на проценты | 1 | 3 |
5 | Практические задачи на применение подобия треугольников | 1 | 3 |
6 | Диаграммы. Чтение и преобразование данных по диаграмме | 1 | 3 |
7 | Задачи на нахождение вероятности события | 1 | 3 |
8 | Задачи на вычисление значения величины по формуле | 1 | 3 |
9 | Задачи на выражение и вычисление значения величины по формуле | 1 | 3 |
10 | Теорема Пика | 1 | 3 |
11 | Площадь треугольника | 1 | 3 |
12 | Площадь ромба, параллелограмма | 1 | 3 |
13 | Площадь трапеции | 1 | 3 |
14 | Планиметрические задачи на нахождение площадей | 1 | 3 |
14 | Задачи на составление систем уравнений | 1 | 3 |
15 | Задачи на движение по воде | 1 | 3 |
16 | Задачи на проценты, сплавы, смеси | 1 | 3 |
17 | Задачи на совместную работу | 1 | 3 |
18 | Задачи на движение по прямой | 1 | 3 |
| ИТОГО | 18 | 52 |
IV CОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа кружка включает отработку заданий на преобразование информации, извлеченной из таблицы или графика, текстовых задач на проценты, практических задач на применение подобия треугольников, заданий на чтение и преобразование данных по диаграмме, задач на нахождение вероятности события, задач на выражение и вычисление значения величины по формуле. Задачи на вычисления площадей фигур, в т.ч. по нестандартным формулам. Задачи на составление систем уравнений, на движение по воде, на сплавы, смеси, совместную работу, задачи на движение по прямой.
V КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ кружка «НА ПУТИ К ОГЭ»
№ п/п | Тематика занятий | Кол-во часов | Дата |
теория | практика | План | Факт |
неделя |
1 | Вводное занятие. О структуре ОГЭ по математике. Демо-вариант ОГЭ2016. Спецификация. Типы заданий. | 1 | 1 | 1 | |
2 | Задания на преобразование информации, извлеченной из таблицы | 1 | 3 | 2,3 | |
3 | Задания на преобразование информации, извлеченной из графика | 1 | 3 | 4,5 | |
4 | Текстовые задачи на проценты | 1 | 3 | 6,7 | |
5 | Практические задачи на применение подобия треугольников | 1 | 3 | 8,9 | |
6 | Диаграммы. Чтение и преобразование данных по диаграмме | 1 | 3 | 10,11 | |
7 | Задачи на нахождение вероятности события | 1 | 3 | 12,13 | |
8 | Задачи на вычисление значения величины по формуле | 1 | 3 | 14,15 | |
9 | Задачи на выражение и вычисление значения величины по формуле | 1 | 3 | 16,17 | |
10 | Теорема Пика | 1 | 3 | 18,19 | |
11 | Площадь треугольника | 1 | 3 | 20,21 | |
12 | Площадь ромба, параллелограмма | 1 | 3 | 22,23 | |
13 | Площадь трапеции | 1 | 3 | 24,25 | |
14 | Планиметрические задачи на нахождение площадей | 0,5 | 1,5 | 26 | |
14 | Задачи на составление систем уравнений | 1 | 3 | 27,28 | |
15 | Задачи на движение по воде | 0,5 | 1,5 | 29 | |
16 | Задачи на проценты, сплавы, смеси | 1 | 3 | 30,31 | |
17 | Задачи на совместную работу | 1 | 3 | 32,33 | |
18 | Задачи на движение по прямой | 1 | 3 | 34,35 | |
| ИТОГО | 18 | 52 | | |
VI. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Занятия кружка «На пути к ОГЭ» проводятся для 9«а» и 9 «б» классов, в количестве 23 и 21 обучающийся соответственно, по 2 часу в неделю, всего 70 часов. Данная программа кружка естественно - научного направления рассчитана на один год обучения учащихся 14-15 летнего возраста, поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.
Помещение для проведения занятий светлое, соответствует санитарно – гигиеническим требованиям. До начало занятий и после их окончания осуществляется сквозное проветривание помещения.
Кабинет оснащен техническими средства обучения: проектор, компьютер, интерактивная доска. В процессе обучения учащиеся и педагог соблюдают правила техники безопасности.
VII ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
• навыки решения разных типов заданий по рассматриваемым темам;
• самостоятельный поиск методов решения заданий по данным темам;
• навыки к выполнению работы исследовательского характера;
• навыки решения задач ОГЭ разных типов;
• личностный рост обучающегося, его самореализация.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Выполнение практических занятий имеет целью закрепить у учащихся теоретические знания и развить практические навыки и умения в области математики и успешной сдачи ОГЭ по математике.
уметь преобразовывать информацию, извлеченную из таблицы значений;
уметь преобразовывать информацию, извлеченную из графика;
уметь решать текстовые задачи на проценты;
уметь решать практические задачи с применением подобия треугольников;
уметь преобразовывать информацию, извлеченную из диаграммы;
уметь находить вероятности случайных событий в простейших случаях;
уметь выражать величину из формулы.
уметь решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений исходя из формулировки задачи:
VIII ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;
Итоговый контроль в формах:
Критерии отслеживания усвоения программы.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно.
Критерии оценки результатов тестов.
80 – 100% - высокий уровень освоения программы;
60-80% - уровень выше среднего;
50-60% - средний уровень;
30-50% - уровень ниже среднего;
меньше 30% - низкий уровень.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Материально-технические условия:
Занятия кружка проводятся в учебном кабинете, с использованием:
Мотивационные условия:
Важнейшей особенностью дополнительного образования детей является добровольный выбор ребёнком вида деятельности по интересам, углубление и расширение знаний по предмету для успешной сдачи ОГЭ по математике. Соответственно, занятия кружка позволяют удовлетворять разнообразные познавательные интересы личности, создают равные «стартовые» возможности каждому ребёнку, оказывает помощь и поддержку одарённым и талантливым обучающимся, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития, что создаёт возможность личностного роста для каждого ребенка с учетом его способностей и мотивации.
Развитие потребностей, мотивов и целей ребенка, в том числе мотивов учения, мотивов к познанию и творчеству, побуждает детей к овладению способами познания, творчества, активности в творческой и учебной деятельности.
Научно-методические условия:
На занятиях кружка создается «атмосфера» свободного обмена мнениями и активной дискуссии. При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков практикуется самостоятельная работа школьников.
На занятиях используется наглядный материал: видео-фрагменты, дидактический, счетный, демонстрационный материал, модели фигур.
Формы проведения занятий:
практикум по решению задач;
решение задач, повышенной трудности;
работа с научно – популярной литературой;
разбор задач, заданных домой;
занятия организованы по принципу: теория – практика.
Основные методы и технологии:
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения.
ЛИТЕРАТУРА:
Литература для учителя:
Сборники тестовых заданий ОГЭ 2015-2016 Изд. МНЦМО, Экзамен, Легион-М, АСТ-Астрель и др. Видео-репетиторы по математике ОГЭ. CD Интернет ресурсы: http://www.alleng.ru/edu/math.htm; http://fipi.ru/ http://reshuege.ru/ http://alexlarin.net/ http://neznaika.pro/oge/ http://semenova-klass.moy.su/index/podgotovka_k_ogeh/0-154 |
|
Литература для учащихся:
1. Печатные материалы с интернет ресурсов:
1) http://www.alleng.ru/edu/math.htm;
2) http://reshuege.ru/;
3) http://alexlarin.net/;
4) http://neznaika.pro/oge/.