СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительный материал

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительный материал»

Тема внеклассного мероприятия: «Я – гражданин России»

Цель: ознакомление обучающихся с понятием «Гражданин России».

Задачи:

Воспитательная: способствовать формированию у обучающихся гражданских качеств личности;

Развивающая: способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления, умения сравнивать, обобщать и делать выводы в процессе выполнения практических заданий;

Дидактическая: организовать деятельность по ознакомлению обучающихся с понятием «Гражданин России».

Форма воспитательного мероприятия: круглый стол.

Методы и средства воспитания: методы убеждения


Ход внеклассного мероприятия

Название этапа

Деятельность классного руководителя

Деятельность обучающихся

Подготовительный этап

- Приветствие. Учитель просит посмотреть обучающихся друг на друга и улыбнуться.

- Рассказывает о том, как необходимо вести себя во время мероприятия.

- Приветствуют учителя.


Основной этап

- Прочитывает стихотворение Феликса Фокина «Я – гражданин России» и просит ответить на вопрос: какие чувства у вас вызывает стихотворение?

Страна моя, любимая Отчизна,

В твои просторы вглядываюсь я.

Ты - свет моих очей, вершина жизни,

Ты - наше знамя мира и труда!

Твои леса, озёра и равнины

Куда не глянешь – русская земля.

Я – гражданин Великой всей России,

Мне нет дороже и милей тебя.

Многострадальная моя Россия,

Ты вынесла все тяготы войны.

В суровых тех боях ты победила,

Весь мир спасла и честь своей страны!

Люблю тебя я всей своей душою,

Ты мне как мать – приветлива, добра.

Тобой рождаются народные герои

И их мы помним вечно имена.

За новую Россию, за свободу,

Пусть крепнет мощь моей страны всегда!

Я – Родины солдат, служу народу!

С тобою моя связана судьба.

И с гимном просыпается Россия -

Огромная, Великая страна.

Пусть дружба будет вечно нерушима,

Я – гражданин твой, славься, Русь моя!

- Предлагает назвать тему мероприятия, с помощью букв, но буквы перепутали местами, их необходимо расшифровать.

ЛРГРАЖДАНИННЬРОССИИДОЛЭТОРРАЕДПГА ВПЯОРПОВ

- Задает вопрос, какова цель нашего мероприятия?

-Просит обратить внимание на слайд, на нем представлено четыре проблемы для обсуждения, необходимо прочитать их и выбрать одну из них, показать свой выбор с помощью сигнальных карточек, материалы по данным проблемам готовили ваши одноклассники.

- «Гражданином быть обязан каждый»

- «Права и обязанности гражданина»

- «Гражданские поступки»

- «Гражданином быть обязан»

- Предлагает задавать вопросы своему однокласснику по данной проблеме.

- Предлагает прочитать фразу русского поэта Н.А. Некрасова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!»

- Задает вопросы: как вы понимаете эти слова? Так кто же такой гражданин?

- Учитель просит обратить внимание, на столах лежат карточки с определениями понятия  гражданин, необходимо прочитать их. Каждый из учащихся должен подумать и выбрать какое-либо из данных определений.

Гражданин – это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии с этими правами и обязанностями.

Гражданин - это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии со здравым смыслом.

Гражданин – это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее по своему усмотрению.

- Задает вопросы: какой вариант вы выбрали? Почему? Почему - 3 вариант ответа не подходит под понятие гражданин? Кто же такой гражданин сегодня в нашей стране?

- Рассказывает о том, что быть гражданином своей страны всегда было большой честью для любого человека, имеющего честь и собственное достоинство. Гражданство роднит человека с государством, присоединяет его к семье, имя которой Родина, налагает на него права и обязанности, делая удачи и неудачи государства в какой-то мере удачами и неудачами гражданина.

- Просит прочитать определение слова «гражданин», которое представлено из толкового словаря Сергея Ивановича Ожегова

- Задает вопрос: сколько толкований имеет это слово?

- Рассказывает о толковании этого слова.

Гражданин:

1) Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое правами и обязанностями.

Гражданин:

2) Взрослый человек.

- Гражданин – это человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки. Каждый человек нашего общества должен иметь свою гражданскую позицию. Гражданская позиция невозможна без политической, нравственной и правовой культуры.

- Предлагает поработать с планшетами, выполнить задание: «Прочитать слова справа и дополнить до фразы, пользуясь словами для справок.»

- Просит назвать правила работы в парах и с планшетами.

- Задает вопрос: что нас объединяет и делает гражданами одной страны?

«Права и обязанности гражданина»

- Просит рассказать одного ученика про данную проблему, подготовленный материал.

- Предлагает задать вопросы ученикам своему однокласснику по данной проблеме.

- Рассказывает о том, что права и обязанности определяются основным законом: Конституцией Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года. В ней записаны права наших граждан.

- Задает вопросы: что же такое право? В каком документе более подробно отражены права детей?

- Рассказывает о том, что конвенция о правах ребенка была единогласно принята в 1989г. Генеральной Ассамблеей ООН. Конвенция – это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал. В конвенции идет речь о том, что у всех детей Земли были одинаковые права. Парламенты и правительства должны издавать такие законы, по которым все дети их страны должны иметь равные и широкие возможности для развития личности. Конвенция – это достаточно большой документ. В ней 54 статьи.

- Организует игру «Герои мультфильмов имеют право»:

1. Отрывок из мультфильма «Чиполино», где Чиполино вытаскивают из его домика (право на имущество)

-Какое право Чиполино нарушено?

2. Отрывок из мультфильма «Летучий корабль», где царевна поёт песню и бьёт посуду (право свободы выбора)

-Какое право отстаивала царевна?

3.Каким правом воспользовался князь Гвидон, превратившийся в комара? (право на свободное перемещение)

4. Отрывок из мультфильма «Буратино», где Буратино идёт в школу.

-Каким правом воспользовался Буратино?

5. Отрывок из телефильма «Буратино», где кот Базилио и лиса Алиса пытаются отобрать у Буратино монеты.

- Какое право нарушили кот Базилио и лиса Алиса?

- Рассказывает о том, что кроме прав и обязанностей, существует еще и ответственность за совершенные поступки. Существует ответственность – административная и уголовная, за то, что нам часто кажется совсем безобидной шалостью. Это все прописано в гражданском и уголовном кодексе нашей страны. На территории РФ уголовная ответственность за многие правонарушения наступает с 14 лет (ст. 20 УК), законом предусмотрены различные наказания, в том числе и штрафы.

«Гражданские поступки»

- Просит рассказать одного ученика про данную проблему, подготовленный материал.

- Предлагает задать вопросы ученикам своему однокласснику по данной проблеме.

- Задает вопрос: что такое гражданские(й) поступки(к)?

- Учитель просит обратить внимание на слайд и ответить на вопрос: с каким определением гражданский поступок вы согласитесь?

- Гражданский поступок - это поступок, дающий человеку, который его сделал неоспоримый титул гражданина.

- Гражданский поступок - это бескорыстное действие, совершенное на пользу государства, с учетом того, как совершающий себе эту пользу представляет.

- Просит высказать мнение учащихся по вопросу, можно ли назвать следующие действия гражданскими поступками?

«Ученики провели субботник по очистке рощи и подготовили обращение к жителям бережнее относиться к зеленым «островкам» своего города».

«Жители одного из микрорайонов города собрались на митинг по поводу сноса детской площадки».

«Молодые люди участвуют в восстановлении храма».

- Гражданские поступки люди могут совершать и не в чрезвычайных обстоятельствах. Все зависит от самого человека, его гражданской позиции, стремления направить свои способности, чувства не только на собственное благо, но и на благо других людей.

- Внимательно слушают учителя.


- Слушают стихотворение Феликса Фокина «Я - гражданин России».


- Данное стихотворение вызывает чувство гордости за свою Родину, чувство любви к своей Родине и малой Родине.














- «Гражданин России – это я»

- Цель нашего мероприятия - это узнать кто такой граждан, его права и обязанности как гражданина.

- Читают проблемы и показывают свой выбор в пользу одной из проблем с помощью сигнальной карточки.


- Ответственный ученик за эту проблему выходит и рассказывает одноклассникам свою личную позицию и информацию, которую он нашел по данной проблеме.

«Гражданин – это индивид, принадлежащее на политико-правовой основе к определенному государству. Каждый гражданин по отношению к остальным гражданам и обществу имеет права, свободы и обязанности. По своему правовому положению граждане конкретного государства отличаются от иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории этого государства.»

Для меня гражданство это не только принадлежность к стране, в которой я живу, но также взаимоотношение с обществом, с теми людьми, с которыми мне приходиться каждый день общаться, это гражданская позиция по широкому спектру вопросов повседневной и общественной жизни: от самого простого, как например, выкинуть бумажку в мусорное ведро, до участия в общественной жизни школы, будь то конкурсы или какие другие мероприятия. Такова моя гражданская позиция.»

- Класс внимательно слушают и задают вопросы своему однокласснику.

- Как ты считаешь, гражданином можно назвать любого человека?

- На твой взгляд кто такой гражданин?

- В чем проявляется обязанность быть гражданином?

- Я считаю, что можно не быть каким-то знаменитым поэтом, кузнецом, ученным, но гражданином быть обязан всегда.

- Гражданин – это человек, проживающий на территории России или своей страны, и наделен особыми правами и обязанностями, которые он должен исполнять и соблюдать.

- Я выбрал второй вариант, так как думаю, что данное определение более точно и ясно раскрывает понятие гражданин.

- Я не выбрал 3 вариант потому, что гражданин поступает по своему усмотрению, в зависимости от предписанных норм, правил и обязанностей.

- Я считаю, что гражданин в нашей страны - это прежде всего человек проживающий на территории России и соблюдает, и придерживается предписанных правил и обязанностей в государстве.

- Читают определение «гражданин».

- Данное слово имеет два толкования понятия.

- Читают понятие.

- Внимательно слушают, задают вопросы.


- Читают слова справа, дополняют до фразы, пользуясь словами для справок.


- Общая территория, единый язык, культура, законы.


- Выполняют задание на планшетах.


- Называют правила работы с планшетами: обращаться аккуратно, использовать планшет в защитном чехле.

Задание:

знать (права)

выполнять (обязанности)

любить (свою Родину)

охранять (территорию)

беречь (природу)

гордиться (культурой, языком)

приумножать (богатства)

- Ответственный ученик за эту проблему выходит и рассказывает одноклассникам свою личную позицию и информацию, которую он нашел по данной проблеме.

«Права гражданина — это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение потребностей и интересов человека, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством. 

К основным обязанностям человека Конституция относит:

-соблюдение Конституции и законов РФ;

-сохранение окружающей среды;

-защита Отечества, несение военной службы;

-забота о детях;

-получение основного общего образования;

-сохранение исторического и культурного наследия и многое другое».

-Класс внимательно слушают и задают вопросы своему однокласснику.

- Какими правами наделен каждый гражданин России?

- Какие обязанности предусмотрены для граждан России?


- Внимательно слушают учителя.

- Нас объединяет территория, единый язык, традиции.

- Право – это специальная возможность на что-либо.

- Конвенция о правах ребенка.

- Что такое конвенция?

- Сколько статей в конвенции?


- Организуют работу в игре «Герои мультфильма имеют право».

- Право на имущество.

- Право свободы выбора.

- Право на свободное перемещение.

- Право на образование.

- Право на имущество.

- Что такое ответственность?


- Ответственный ученик за эту проблему выходит и рассказывает одноклассникам свою личную позицию и информацию, которую он нашел по данной проблеме.

«Гражданский поступок  - это действия, которые совершаются на благо Отечества, приносят пользу людям, стране, обществу».

Класс внимательно слушают и задают вопросы своему однокласснику.



- Гражданский поступок – это поступок, дающий человеку, который его сделал неоспоримый титул гражданина.


- Читают определение на слайде.


- Я соглашусь со вторым определением.


- Гражданский поступок.


- Негражданский поступок.


- Гражданский поступок.

Заключительный этап

- Просит сделать определенные выводы по сегодняшней теме.

- Кто такой гражданин? Какими правами и обязанностями гражданин обладает? Любого ли человека можно назвать гражданином? Что такое гражданский поступок?

- С помощью дерева идей подводят итог мероприятия на столах листочки, необходимо написать свои мысли по занятию и приклеить их на дерево.

- Учитель благодарит за работу обучающихся.

- Гражданин – это человек, проживающий на территории России или своей страны, и наделен особыми правами и обязанностями, которые он должен исполнять и соблюдать.

- Права на имущество, свободы выбора,

на свободное перемещение, на образование, на имущество.

- Не всех.

- Гражданский поступок – это поступок, дающий человеку, который его сделал неоспоримый титул гражданина.

- С помощью дерева идей, подводят итог урока.




Скачать

© 2023, 73 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!