Основной этап | - Прочитывает стихотворение Феликса Фокина «Я – гражданин России» и просит ответить на вопрос: какие чувства у вас вызывает стихотворение? Страна моя, любимая Отчизна, В твои просторы вглядываюсь я. Ты - свет моих очей, вершина жизни, Ты - наше знамя мира и труда! Твои леса, озёра и равнины Куда не глянешь – русская земля. Я – гражданин Великой всей России, Мне нет дороже и милей тебя. Многострадальная моя Россия, Ты вынесла все тяготы войны. В суровых тех боях ты победила, Весь мир спасла и честь своей страны! Люблю тебя я всей своей душою, Ты мне как мать – приветлива, добра. Тобой рождаются народные герои И их мы помним вечно имена. За новую Россию, за свободу, Пусть крепнет мощь моей страны всегда! Я – Родины солдат, служу народу! С тобою моя связана судьба. И с гимном просыпается Россия - Огромная, Великая страна. Пусть дружба будет вечно нерушима, Я – гражданин твой, славься, Русь моя! - Предлагает назвать тему мероприятия, с помощью букв, но буквы перепутали местами, их необходимо расшифровать. ЛРГРАЖДАНИННЬРОССИИДОЛЭТОРРАЕДПГА ВПЯОРПОВ - Задает вопрос, какова цель нашего мероприятия? -Просит обратить внимание на слайд, на нем представлено четыре проблемы для обсуждения, необходимо прочитать их и выбрать одну из них, показать свой выбор с помощью сигнальных карточек, материалы по данным проблемам готовили ваши одноклассники. - «Гражданином быть обязан каждый» - «Права и обязанности гражданина» - «Гражданские поступки» - «Гражданином быть обязан» - Предлагает задавать вопросы своему однокласснику по данной проблеме. - Предлагает прочитать фразу русского поэта Н.А. Некрасова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!» - Задает вопросы: как вы понимаете эти слова? Так кто же такой гражданин? - Учитель просит обратить внимание, на столах лежат карточки с определениями понятия гражданин, необходимо прочитать их. Каждый из учащихся должен подумать и выбрать какое-либо из данных определений. Гражданин – это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии с этими правами и обязанностями. Гражданин - это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии со здравым смыслом. Гражданин – это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее по своему усмотрению. - Задает вопросы: какой вариант вы выбрали? Почему? Почему - 3 вариант ответа не подходит под понятие гражданин? Кто же такой гражданин сегодня в нашей стране? - Рассказывает о том, что быть гражданином своей страны всегда было большой честью для любого человека, имеющего честь и собственное достоинство. Гражданство роднит человека с государством, присоединяет его к семье, имя которой Родина, налагает на него права и обязанности, делая удачи и неудачи государства в какой-то мере удачами и неудачами гражданина. - Просит прочитать определение слова «гражданин», которое представлено из толкового словаря Сергея Ивановича Ожегова - Задает вопрос: сколько толкований имеет это слово? - Рассказывает о толковании этого слова. Гражданин: 1) Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое правами и обязанностями. Гражданин: 2) Взрослый человек. - Гражданин – это человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки. Каждый человек нашего общества должен иметь свою гражданскую позицию. Гражданская позиция невозможна без политической, нравственной и правовой культуры. - Предлагает поработать с планшетами, выполнить задание: «Прочитать слова справа и дополнить до фразы, пользуясь словами для справок.» - Просит назвать правила работы в парах и с планшетами. - Задает вопрос: что нас объединяет и делает гражданами одной страны? «Права и обязанности гражданина» - Просит рассказать одного ученика про данную проблему, подготовленный материал. - Предлагает задать вопросы ученикам своему однокласснику по данной проблеме. - Рассказывает о том, что права и обязанности определяются основным законом: Конституцией Российской Федерации. Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года. В ней записаны права наших граждан. - Задает вопросы: что же такое право? В каком документе более подробно отражены права детей? - Рассказывает о том, что конвенция о правах ребенка была единогласно принята в 1989г. Генеральной Ассамблеей ООН. Конвенция – это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал. В конвенции идет речь о том, что у всех детей Земли были одинаковые права. Парламенты и правительства должны издавать такие законы, по которым все дети их страны должны иметь равные и широкие возможности для развития личности. Конвенция – это достаточно большой документ. В ней 54 статьи. - Организует игру «Герои мультфильмов имеют право»: 1. Отрывок из мультфильма «Чиполино», где Чиполино вытаскивают из его домика (право на имущество) -Какое право Чиполино нарушено? 2. Отрывок из мультфильма «Летучий корабль», где царевна поёт песню и бьёт посуду (право свободы выбора) -Какое право отстаивала царевна? 3.Каким правом воспользовался князь Гвидон, превратившийся в комара? (право на свободное перемещение) 4. Отрывок из мультфильма «Буратино», где Буратино идёт в школу. -Каким правом воспользовался Буратино? 5. Отрывок из телефильма «Буратино», где кот Базилио и лиса Алиса пытаются отобрать у Буратино монеты. - Какое право нарушили кот Базилио и лиса Алиса? - Рассказывает о том, что кроме прав и обязанностей, существует еще и ответственность за совершенные поступки. Существует ответственность – административная и уголовная, за то, что нам часто кажется совсем безобидной шалостью. Это все прописано в гражданском и уголовном кодексе нашей страны. На территории РФ уголовная ответственность за многие правонарушения наступает с 14 лет (ст. 20 УК), законом предусмотрены различные наказания, в том числе и штрафы. «Гражданские поступки» - Просит рассказать одного ученика про данную проблему, подготовленный материал. - Предлагает задать вопросы ученикам своему однокласснику по данной проблеме. - Задает вопрос: что такое гражданские(й) поступки(к)? - Учитель просит обратить внимание на слайд и ответить на вопрос: с каким определением гражданский поступок вы согласитесь? - Гражданский поступок - это поступок, дающий человеку, который его сделал неоспоримый титул гражданина. - Гражданский поступок - это бескорыстное действие, совершенное на пользу государства, с учетом того, как совершающий себе эту пользу представляет. - Просит высказать мнение учащихся по вопросу, можно ли назвать следующие действия гражданскими поступками? «Ученики провели субботник по очистке рощи и подготовили обращение к жителям бережнее относиться к зеленым «островкам» своего города». «Жители одного из микрорайонов города собрались на митинг по поводу сноса детской площадки». «Молодые люди участвуют в восстановлении храма». - Гражданские поступки люди могут совершать и не в чрезвычайных обстоятельствах. Все зависит от самого человека, его гражданской позиции, стремления направить свои способности, чувства не только на собственное благо, но и на благо других людей. | - Внимательно слушают учителя. - Слушают стихотворение Феликса Фокина «Я - гражданин России». - Данное стихотворение вызывает чувство гордости за свою Родину, чувство любви к своей Родине и малой Родине. - «Гражданин России – это я» - Цель нашего мероприятия - это узнать кто такой граждан, его права и обязанности как гражданина. - Читают проблемы и показывают свой выбор в пользу одной из проблем с помощью сигнальной карточки. - Ответственный ученик за эту проблему выходит и рассказывает одноклассникам свою личную позицию и информацию, которую он нашел по данной проблеме. «Гражданин – это индивид, принадлежащее на политико-правовой основе к определенному государству. Каждый гражданин по отношению к остальным гражданам и обществу имеет права, свободы и обязанности. По своему правовому положению граждане конкретного государства отличаются от иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории этого государства.» Для меня гражданство это не только принадлежность к стране, в которой я живу, но также взаимоотношение с обществом, с теми людьми, с которыми мне приходиться каждый день общаться, это гражданская позиция по широкому спектру вопросов повседневной и общественной жизни: от самого простого, как например, выкинуть бумажку в мусорное ведро, до участия в общественной жизни школы, будь то конкурсы или какие другие мероприятия. Такова моя гражданская позиция.» - Класс внимательно слушают и задают вопросы своему однокласснику. - Как ты считаешь, гражданином можно назвать любого человека? - На твой взгляд кто такой гражданин? - В чем проявляется обязанность быть гражданином? - Я считаю, что можно не быть каким-то знаменитым поэтом, кузнецом, ученным, но гражданином быть обязан всегда. - Гражданин – это человек, проживающий на территории России или своей страны, и наделен особыми правами и обязанностями, которые он должен исполнять и соблюдать. - Я выбрал второй вариант, так как думаю, что данное определение более точно и ясно раскрывает понятие гражданин. - Я не выбрал 3 вариант потому, что гражданин поступает по своему усмотрению, в зависимости от предписанных норм, правил и обязанностей. - Я считаю, что гражданин в нашей страны - это прежде всего человек проживающий на территории России и соблюдает, и придерживается предписанных правил и обязанностей в государстве. - Читают определение «гражданин». - Данное слово имеет два толкования понятия. - Читают понятие. - Внимательно слушают, задают вопросы. - Читают слова справа, дополняют до фразы, пользуясь словами для справок. - Общая территория, единый язык, культура, законы. - Выполняют задание на планшетах. - Называют правила работы с планшетами: обращаться аккуратно, использовать планшет в защитном чехле. Задание: знать (права) выполнять (обязанности) любить (свою Родину) охранять (территорию) беречь (природу) гордиться (культурой, языком) приумножать (богатства) - Ответственный ученик за эту проблему выходит и рассказывает одноклассникам свою личную позицию и информацию, которую он нашел по данной проблеме. «Права гражданина — это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение потребностей и интересов человека, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством. К основным обязанностям человека Конституция относит: -соблюдение Конституции и законов РФ; -сохранение окружающей среды; -защита Отечества, несение военной службы; -забота о детях; -получение основного общего образования; -сохранение исторического и культурного наследия и многое другое». -Класс внимательно слушают и задают вопросы своему однокласснику. - Какими правами наделен каждый гражданин России? - Какие обязанности предусмотрены для граждан России? - Внимательно слушают учителя. - Нас объединяет территория, единый язык, традиции. - Право – это специальная возможность на что-либо. - Конвенция о правах ребенка. - Что такое конвенция? - Сколько статей в конвенции? - Организуют работу в игре «Герои мультфильма имеют право». - Право на имущество. - Право свободы выбора. - Право на свободное перемещение. - Право на образование. - Право на имущество. - Что такое ответственность? - Ответственный ученик за эту проблему выходит и рассказывает одноклассникам свою личную позицию и информацию, которую он нашел по данной проблеме. «Гражданский поступок - это действия, которые совершаются на благо Отечества, приносят пользу людям, стране, обществу». Класс внимательно слушают и задают вопросы своему однокласснику. - Гражданский поступок – это поступок, дающий человеку, который его сделал неоспоримый титул гражданина. - Читают определение на слайде. - Я соглашусь со вторым определением. - Гражданский поступок. - Негражданский поступок. - Гражданский поступок. |