СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Живая планета» 2 года обучения

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа дополнительного образования предусматривает постепенное повышение знаний ,умений и навыков у детей, проявляющих интерес к жизни животных. 

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Живая планета» 2 года обучения»


Управление образования муниципального образования Лабинский район

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Эколого-биологический центр» г. Лабинска муниципального образования Лабинский район



Принята на заседании

педагогического совета

от «___»__________20__ г

Протокол №___________


УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБУ ДО "ЭБЦ"

г. Лабинска

_____________Н.Г. Герасимова

«__»________________ 20___ г.





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА


ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ


«Живая планета»

(наименование программы)

Уровень программы: базовый

(краткосрочная ,ознакомительный, базовый или углублённый)

Срок реализации программы: 2 года ( 1г.-72ч. 2год-144 часа)


Возрастная категория: от 7 до 12 лет


Вид программы: модифицированная

(количество лет, общее количество часов)

Программа реализуется ______________


ID-номер Программы в Навигаторе:



Составитель:

Смольникова Любовь Михайловна

Педагог дополнительного образования




г. Лабинск

2022 год.


Содержание


Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты» ……………………….......................

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающих формы аттестации» …………………………………………….

Список использованной литературы…………………………………….……

Приложение 1…………………………………………………………………..

Приложение 2…………………………………………………………………..








































Раздел 1

«Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемый результаты»

Дополнительная образовательная программа «Живая планета» естественнонаучной направленности, так как расширяет и углубляет знания о взаимосвязи с окружающей средой, основами распределения животных с условиями их обитания. Содержание соответствует современным образовательным технологиям, практической направленности обучения, анализе результатов деятельности детей, диагностике экологической воспитанности.

Программа предусматривает последовательное расширение знаний, умений и навыков у детей, проявляющих интерес к изучению жизни животных. Учащиеся знакомятся с внешним видом и физиологическими особенностями животных, их образом жизни, индивидуальным развитием, распространением, ролью и биологическом комплексе, практическим значением в жизни человека, узнают о необходимости охраны отдельных видов и целых сообществ живых организмов.

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача педагога состоит в том, чтобы помочь обучающимся самостоятельно найти ответы на эти вопросы.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть обучающихся любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.

Создание в учреждениях дополнительного образования специальных программ, формирование эколого-ориентированного сознания у детей среднего школьного возраста целесообразно и актуально в современных условиях по нескольким причинам: данный возраст характеризуется сензитивностью в развитии, в том числе в формирование ценностного отношения к окружающему миру, природе; система дополнительного образования позволяет гибко учитывать индивидуальные особенности и социальную ситуацию развития ребенка, что дает возможность выстраивать индивидуальную траекторию обучения, используя адекватные педагогические методы и формы работы.

Необходимо учить детей вести себя в соответствии с законами природы. Они должны знать, что все в этом мире взаимосвязано. Вредишь природе - наносишь ущерб себе. Воспитание экологической культуры невозможно без системы знаний, понимания закономерностей, существующих в живой природе, взаимосвязи и взаимозависимости, существующей между живой и неживой природой, практических умений, потребности в экологически оправданном поведении.

Из всего мира живой природы наиболее ярко и эмоционально человек воспринимает именно животных. Контакт с животными очень важен для детей, которые в настоящее время практически оторваны от природы, но зато погружены в виртуальную действительность.

В процессе изучения животных, у обучающихся имеется возможность наблюдать за ними в эколого- биологическом центре и принимать участие в работе по уходу за животными зооуголка.

Образовательная программа «Живая планета» разработана на основании нормативно правовых документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об образовании в Российской Федерации»

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  3. Приказ Минпросвещения России от 30.09.2020 N 533«О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

  4. Приказ Министерство просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

  5. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2017 г., регистрационный № 48226).

  6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СП 2.4 3646-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».

  7. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 г «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию допол­нительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);

  8. Федеральный проект "Успех каждого ребенка" от 07 декабря 2018 г.

  9. Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года.

  10. Краевые методические рекомендации по организации образовательного процесса в организациях реализующих дополнительные общеобразовательные программы, с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в период режима «повышенной готовности», Краснодар, 2020 г.

  11. Краевые методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, 2020 г.

Актуальность

Одна из задач дополнительного образования воспитание личности, для которой жизнь была бы ценностью. На уроках в школе дети знакомятся с природой, причем знания даются в обобщенном виде, изучаются общие законы природы, но при этом теряется самое главное. Дети часто не знают ничего о тех животных и птицах, которые их окружают. И потому зачастую воспитывается абстрактная любовь к природе вообще, а она должна быть конкретной и возникать в результате непосредственного эмоционального контакта с объектами природы. В городских условиях непросто это сделать. На занятиях по программе «Живая планета» обучающиеся будут знакомиться с животными своего края, декоративными животными, учиться любить их, знать о них как можно больше, делать маленькие открытия.

Новизна первого года обучения заключается в том, что после изучения каждого раздела программы, обучающиеся изготавливают лэпбук. Лэпбук – это интерактивная тематическая папка, которая помогает детям узнавать, упорядочивать и запоминать информацию. В этой книжке хранятся бессчётные кармашки, картинки, поделки, головоломки. А главное – сделать такой лэпбук можно своими руками. На второй год обучения новизна программы заключается :

  1. в профориентационной работе. Во время занятий дети знакомятся со многими профессиями, что дает им возможность еще в начальной школе выбрать свой путь в жизни.


  1. в углубление знаний обучающихся об истории развития Земли и об животных, их появлении на планете и развитии.

Данная программа педагогически целесообразна, ее реализация способствует формированию навыков исследовательской деятельности обучающихся.

Отличительная особенность программы – универсальность. Возможность её реализации, как в очной, так и в заочной форме с использованием технологий дистанционного обучения. Данная программа подходит и для занятий с детьми ОВЗ.

Данная программа способствует формированию экологической культуры обучающихся, их духовно-нравственному, социальному, личностному и интеллектуальному развитию. Выполнение программы обеспечивает социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование.

Адресат программы.

Программа "Живая планета" разработана для детей 7-12 лет. Условиями отбора детей в объединение является желание общаться с природой и окружающим миром. Программа учитывает психофизические и возрастные особенности обучающихся и предназначена для обучающихся общеобразовательных школ, детей с ОВЗ.

Формирование учебных групп объединения осуществляется на добровольной основе. Количество обучающихся в группе определяется в соответствии с Уставом учреждения, санитарно-гигиеническими требованиями. Наполняемость в группах до 15 человек.

Допуск к занятиям производится только после обязательного проведения и закрепления инструктажа по технике безопасности по соответствующим инструкциям.

При проведении занятий строго соблюдаются санитарно-гигиенические нормы.

Уровень программы, объём и сроки реализации образовательной программы:

.Формы обучения: очная, очно-заочная, дистанционная.

Режим занятий:

Программа «Живая планета» рассчитана на 2 года обучения.

Общее количество учебных часов, запланированных на весь период

обучения – 216 часов (72 ч+144ч.).

1год обучения-1 раз в неделю по 2 часа;

2 год обучения -2 раза в неделю по 2 часа.

Условия приема детей в коллектив: заявление от родителей, опекунов или

законных представителей, копия свидетельства о рождении ребенка, регистрация на сайте «Навигатор» дополнительного образования Краснодарского края.

В случае перехода на дистанционное обучение по дополнительной

общеобразовательной программе подтверждается документально (наличие

письменного заявления родителя(ей) (законного представителя).

Данная программа предусматривает

Формы проведения занятий:

  • семинар, лабораторная работа, практическая работа;

  • познавательная, обобщающая игра;

  • экскурсия

  • конференции- защита творческих работ;

  • выставки

  • виртуальные экскурсии в будущее

Особенности организации образовательного процесса.

Программа «Живая планета» рассчитана на 2 года обучения и построена на принципе постепенное усложнение материала от простого к сложному с учетом возрастающей детской компетентности. Развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, предоставление самостоятельности и самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями и интересами, рациональное сочетание разных видов деятельности (интеллектуальные, двигательные, эмоциональные нагрузки), обеспечение психологического комфорта, повышенного внимания к здоровью детей, отношение к ребенку как к личности, ориентация на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферу, сотрудничество между детьми и педагогами.

Принципы, лежащие в основе программы:

- доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).

-демократичность и гуманизма (взаимодействие педагога и обучающегося в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, обучающийся применять свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Цель программы:

Воспитать сознательное отношение к природе, к животному миру, к своему краю и планете в целом, сформировать экологическое сознание и научить экологически грамотному поведению в повседневной жизни, создание условий для развития творческого потенциала учащихся, выявление их.

Задачи программы:

Образовательные:

-познакомить обучающихся с разнообразными видами и жизнью животных, особенностями внутривидовых и межвидовых отношений;

- обучить практическим умениям исследовательской деятельности;

- привлечь внимание к проблемам исчезновения популяций животных;

- формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры);

- формирование интереса к изучению природы родного края, расширение собственного культурного опыта, формирование основ эстетического самосознания школьника.

Личностные:

-воспитывать умение общаться в коллективе;

-воспитывать чувство толерантности;

- воспитывать любовь и интерес к животным;

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы;

-прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.

Метапредметные:

-способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение);

-развивать творческое воображение, познавательные возможности детей

- формировать умение анализировать, сравнивать и делать выводы;

-формирование у учащихся исследовательских навыков в области естественных наук.


Методы:

- наглядно- действенный (практический показ с объяснением);

- наглядный (демонстрация карточек);

- словесный (рассказ, инструктаж, беседа);

- практический (работа по заданию педагога и по замыслу);

- индивидуальность –дифференциальный подход (учитывает возможности, способности обучающихся);

- метод проектирования (от планирования до контроля);

- проблемный (метод проб и ошибок).

Приемы:

- наглядно- действенный (показ: частичный, полный);

- наглядный (демонстрация образа, шаблона, иллюстрации, фотографии);

- совестный (совет, пояснение, указание, объяснение);

- индивидуальная работа.

Занятия с обучающимися проводится по следующий схеме:

1.Организационный момент

2.Актуализация занятий обучающихся

3.Сообщение темы и цели занятий

4. Подготовка к самостоятельной работе

5. Практическая работа

6. Итог занятия


Планируемые результаты:

Образовательные (предметные) результаты:

- обучающиеся должны уметь определить вид животного, среду его обитания, особенности и значение в природе данного животного.

- видеть особенности внутривидовых и межвидовых отношений;

- уметь проводить исследования, наблюдение, уметь готовить проекты и защищать их ;

- знать причины исчезновения популяций животных, пути решения данной проблемы;

- иметь правильное отношения к объектам природы, находящимся рядом; (

- иметь устойчивый интерес к изучению природы родного края, расширеный собственный культурный опыт , сформированные основы эстетического самосознания .

Личностные:

- умение общаться в коллективе с другими участниками объединения, работать в группе, учитывать мнение других людей;

- толерантно относится к окружающим людям;

- относится к животному миру с интересом, любовью;

- бережно относится к окружающей среде, к компонентам неживой природы;

-иметь желание заботиться о природе.

Метапредметные:

-иметь развитые основные процессы мышления (анализ, синтез, сравнение);

-уметь мыслить творчески, иметь познавательный интерес к изучаемому;

- уметь анализировать, сравнивать и делать выводы;

-иметь исследовательские навыки в области естественных наук.



1 год обучения

Содержание программы

Содержание программы 1 года обучения (72 часа)


Характеристика реализации программы первого года обучения:


За первый год обучения детям необходимо привить интерес к животному миру, научить распознавать животных по видам, классам, среде обитания.

Научить умению рассуждать, наблюдать и

находить взаимосвязь между животными разных видов и классов, а также развивать сообразительность, смекалку, элементарные знания и навыки, которые будут развиваться при изучении более сложного материала.

Учащиеся, за первый год обучения, знакомятся:

- с животными разных природных зон;

- с животными разных континентов;

- с животными, которые проживают рядом с человеком;

-с охраной животных.

Данная программа знакомит детей с элементами таких наук как

география, биология, зоология, а также дает возможность развивать наблюдательность, логику, способствующей умению рассуждать и делать нужные выводы.


Цель программы – создать активную мотивирующую образовательную среду для формирования познавательного интереса учащегося и обеспечения им овладения элементарной компонентной грамотностью, что позволит сделать в дальнейшем осознанный выбор в направлении своего дополнительного образования.

Задачи:

Образовательные задачи:

- учить детей использовать имеющиеся знания о фауне в повседневной жизни;

- формировать у детей систему представлений о социальной ценности животных, их биологических и экологических особенностях;

- осваивать опыт практического применения знаний и умений при содержании домашних животных, птиц, аквариумных рыбок т.д.

Личностные задачи:

- развивать природные задатки и способности детей;

- учить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;

Метапредметные задачи:

- воспитывать гуманное отношение к каждому животному, потребности в активной личной поддержке мероприятий, направленных на заботу о животных;

- внедрять эффективные формы организации отдыха, оздоровления и занятости детей;

- улучшать психологическую и социальную комфортность в едином воспитательном пространстве;

- укреплять здоровье обучающихся;

- развивать творческую активность каждого ребёнка;



Учебный план


п/п

Названия темы

Всего часов

Количество часов

Форма контроля

Теория

Практика

Экскурсия

1.

Вводное занятие.

2

2



тестирование

2.

Животные рядом с человеком.


8


4


4




наблюдение

3.

Многообразие животных в природе.


14



8



4



2


викторина

4.

Животные природных зон России.

12

12



творческая книжка

5.

Животные континентов.

22

16

6


проектная работа

6.

Охрана животных.


6


4


2



творческая работа

7.

Загадочный мир насекомых.

4

2

2



тематический кроссворд

8.

Итоговое занятие.

2

2



конференция, тестирование


Итого:

72

48

22

2




Содержание общеобразовательной общеразвивающей программы «Живая планета»

1. Тема «Вводное занятия»

Теория:

Вводное занятие. Игра безопасность.

2. Тема «Животные рядом с человеком»

Теория:

Самые верные друзья кошки, собаки…

Практика:

Изготовление лэпбука «Кошки»

Теория:

Экзотические домашние питомцы: попугаи, грызуны, рептилии.

Практика:

Изготовление лэпбук «Айболит»

3. Тема «Многообразие животных в природе»

Теория:

Многообразие рыб. Многообразие земноводных. Многообразие рептилий. Многообразие птиц.

Практика:

Изготовление лэпбук «Интересные факты о совах». Игра «В мире животных»

Экскурсия:

Экскурсия в «Эколого-биологический центр».

4. Тема «Животные природных зон России.»

Теория:

Животные тундры. Животные тайги. Животные леса. Животные гор. Животные степи. Животные пустыни.

5.Тема «Животные континентов»

Теория:

Животный мир Европы. Животный мир Азии. Животный мир Африки. Животный мир Австралии. Животный мир Северной Америки. Животный мир Южной Америки. Животный мир Антарктики и Арктики.

Практика:

Изготовление лэпбук «Артика». Изготовление лэпбук «Мои открытия о пингвинах».

Теория:

Обитатели морей и океанов.

Практика:

Изготовление лэпбук «Морские жители»

6. Тема «Охрана животных.»

Теория:

Млекопитающие и птицы Красной книги Краснодарского края. Охрана животных в нашей стране. Звери, которых больше нет.

Практика:

Изготовление лэпбук «О животном».

7. Тема «Загадочный мир насекомых»

Теория:

Кто такие насекомые? Многообразие и значение насекомых. Редкие и исчезающие виды насекомых.

Практика:

Изготовление лэпбук «Насекомые»

8. Тема «Итоговое занятие»

Конференция. Подведение итогов, вручение грамот и благодарностей.


Планируемые результаты первого года обучения:

Предметные результаты:

-характерные признаки животных;

-значение домашних питомцев в жизни человека,

-основные сведения о домашних животных,

-правила ухода за домашними животными,

-породы и виды животных;

-правила оказания первой помощи животным.

-обучающиеся должны уметь:

-ухаживать за домашними животными,

-выполнять практические работы,

- изготавливать лэпбуки,

-составлять рассказ и оформлять книжки – малышки;

-описывать внешние признаки животных,

-правильно оформлять проекты и исследовательские работы;

-работать с атласами-определителями;

Личностные результаты:

-развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;

-воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости сохранения окружающей среды;

-формирование мотивации дальнейшего изучения природы.

Метапредметные результаты:

-овладение навыка самостоятельного поиска информации в предоставленном перечне информационных онлай-платформ, контентах, сайтах, блогах и т. д;

-развитие умения работать дистанционно в команде и индивидуально, выполнять задания самостоятельно и коллективно бесконтактно.


Календарный учебный график к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Живая планета» 1 год обучения (72 часа)

№п/п

Дата:

Месяц ,число

Тема

Кол-во часов

Время проведения занятия

Форма занятия

Место проведения

Форма контроля


1.



«Вводное занятия»

2


беседа


тестирование

1.1


Вводное занятие. Игра безопасность.

2





2.


«Животные рядом с человеком»

8


беседа


наблюдения

2.1


Самые верные друзья кошки, собаки…

2




беседа



Практика:








Изготовление лэпбука «Кошка»

2





2.2


Экзотические домашние питомцы: попугаи, грызуны, рептилии.

2


беседа


наблюдение



Практика:








Изготовления лэпбука «Айболит»

2


практика



3.


«Многообразие животных в природе»

14





3.1


Многообразие рыб.

2





3.2


Многообразие земноводных

2



беседа



3.3


Многообразие рептилий.

2





3.4


Многообразие птиц.

2







Практика:









Изготовление лэпбука «Интересные факты о совах»

2


практика





Игра « В мире животных»

2




викторина



Экскурсия:








Экскурсия в «Эколого-биологический центр»

2





4.


«Животные природных зон России»

12





4.1


Животные тундры.

2





4.2


Животные тайги.

2






4.3


Животные леса.

2


беседа



4.4


Животные гор.

2





4.5


Животные степи.

2





4.6


Животные пустыни.

2


беседа



5.


«Животные континентов»

22





5.1


Животный мир Европы.

2





5.2


Животный мир Азии.

2





5.3


Животный мир Африки

2


беседа



5.4


Животный мир Австралии.

2





5.5


Животный мир Северной Америки.

2





5.6


Животный мир Южной Америки.

2





5.7


Животный мир Антарктики и Артики.

2


беседа





Практика:





беседа



Изготовление лэпбука «Артика»

2







Изготовление лэпбука «Мои открытия о пингвинах»

2


практика


наблюдение

5.8


Обитатели морей и океанов.

2







Практика:









Изготовление лэпбука «Морские жители»

2


практика



6.


«Охрана животных»

6





6.1


Млекопитающие и птицы Красной книги Краснодарского края.

2


беседа


тематический кроссворд

6.2


Охрана животных в нашей стране. Звери, которых больше нет.

2







Практика :









Изготовление лэпбука «О животном»

2


практика


наблюдение

7.


«Загадочный мир насекомых»

4





7.1


Кто такие насекомые? Многообразие и значение насекомых. Редкие и исчезающие виды насекомых.

2


беседа





Практика:








Изготовление лэпбука «Насекомые»

2


практика


наблюдение

8.


«Итоговое занятие»

2







Конференция. Подведение итогов, вручение грамот и благодарностей.

2


беседа


конференция, тестирование



Итого:

72















Содержание программы 2 года обучения (144 часа)

Характеристика реализации программы второго года обучения:

Предлагаемая программа 2 года обучения направлена на формирование и усвоение детьми системы знаний о жизни животных. Данная программа ориентирует желающих детей, на профессию зоолога, орнитолога, палеонтолога и другие. Программа «Живая планета» направлена на углубление и развитие интересов детей не только в зоологии, но и таких дисципли , как географии, истории, биологии, ветеринарии. В процессе занятий дети обучаются наблюдательно-исследовательской, проектной деятельности.

Цель: формирование у детей системы элементарных естественно - научных знаний и представлений о живой природе, отражающих важнейшие зависимости и закономерности в области живой и неживой природы, развития планеты и ее истории.


В процессе достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

Образовательные (предметные):

- дать базовые знания по развитию животного мира от первых живых организмов до современной цивилизации;

-научить детей правильному содержанию домашних животных и оказанию им первой, доврачебной помощи;

- познакомить с методами наблюдений и исследований животного мира;

-научить использовать полученные знания в описании и оформлении проектной деятельности;

- формирование и развитию и способностей к профессиональному самоопределению.


Метапредметные (развивающие):

-развить способности самостоятельно планировать и осуществлять свои действия;

-сформировать навыки самостоятельного получения новых знаний;

-развивать навыки анализа и синтеза;

-развивать навыки саморегуляции;

-сформировать устойчивую мотивацию к изучению и исследованию животного мира;

- развить чувство ответственности за свои поступки, умение связывать свои действия в природе с последствиями этих действий.



Воспитательные (личностные):

- воспитать гуманное отношение к живой природе, желание защищать вымирающие растения, животных, сохранять заповедные места;

- формировать ценностные ориентации;

- воспитать чувство коллективизма и ответственности за свою деятельность;

- воспитать уважение к труду людей разных профессий.



Учебный план


п/п

Названия темы

Всего часов

Количество часов

Форма контроля

Теория

Практика

Экскурсия

1.

Вводное занятие.

2


2


Тестирование

2.

История живой планеты

26

2

24



Индивидуальные карточки

Защита проекта

Наблюдение

Выставка

Опрос

Тестирование

3.

Особенные животные планеты

18


2

16



Наблюдение

Карточки

Опрос

Защита проекта

4.

Царство пернатых

10

2

6

2

Наблюдение

Кроссворд

Карточки

Дневник наблюдения

5.

Таинственный мир насекомых и пауков

22

4

18


Наблюдение

Ребус

Кроссворд

Устный опрос

Защита проекта

Выставка

Выполнение практических заданий

Наблюдение

Выставка коллекции

6.

Обитатели морей и океанов.

26

10

16



Викторина

Выполнение практических заданий

Наблюдение

Защита проектов

Кроссворд

Тестирование

Ребус

Карточки

Викторина

7.

Ветеринария

16

2

12

2


Опрос

Наблюдение

Тестирование

Карточки

Викторина

8.

Разнообразие микроорганизмов

10

4

6


Карточки

Наблюдение

Защита творческих проектов

Кроссворд

9.

Взаимоотношения между живыми организмами

12

6

6


Карточки

Наблюдение

Опрос

Тестирование

9.

«Итоговое занятие»

2


2


Конференция

Тестирование


Итого:

144

32

108

4













Содержание общеобразовательной общеразвивающей программы

«Живая планета» 2 год обучения (144 ч.)

1. «Вводное занятия»

Практика (2ч.)

Инструктаж по технике безопасности. Игра

«Красный-зеленый»

2. « История живой планеты »

Практика (2ч.)

Архейская и протерозойская эра. Профессия историк.

Практика (2ч.)

Столкновение земли с небесным телом. Первичный бульон.

Практика (2ч.)

Палеозойская эра.

Теория(2 ч.)

Жизнь выходит на сушу! Первые растения и животные на поверхности земли.

Практика (2ч.)

Гигантские насекомые. Стрекоза размером с вертолёт? Конец Палеозоя.

Практика (2ч.)

Мезозойская эра.

Практика (2ч.)

Хищные ящеры. Появление динозавров.

Практика (2ч.)

Динозавры – короли земли.

Практика (2ч.)

Огромный метеорит. Конец эры динозавров.

Практика (2ч.)

Кайнозойская эра.

Практика (2ч.)

Птицы – новые господа суши.

Практика (2ч.)

Многообразие приматов. Начало развития человека.

Практика (2ч.)

Профессия археолог.

Практика (2ч.)

Земля во льдах. Ледниковый период.

3 «Особенные животные планеты»

Практика (2ч.)

Необыкновенные рептилии:Агама Мванза, резиновая змея, гадюка-носорог…

Практика (2ч.)

Экзотические птицы. Разнообразие и значение клюва.

Практика (2ч.)

Кальмары и осьминоги.

Практика (2ч.)

Необыкновенные земноводные: заботливая лягушка, исполинская саламандра, червяги..

Практика (2ч.)

Царство приматов.

Практика (2ч.)

Фантастические морские обитатели: рыба-лев, краб- паук, гигантский изопод…

Теория(2 ч.)

Удивительные млекопитающие: ремнезуб, трубкозуб, древесный кенгуру…

Практика (2ч.)

Животные –супермены.

Практика (2ч.)

Игра –викторина « Крылья, ноги и хвосты».

Профессия зоолог.

4. «Царство пернатых»

Теория(2 ч.)

Значение птиц в природе и в жизни человека, экологические факторы, влияющие на жизнь птиц.

Практика (2ч.)

Гнездовая жизнь птиц.

Практика (2ч.)

Особенности внешнего строения связанные со средой обитания.

Экскурсия (2ч.)

Птицы нашего города. Правила наблюдений за птицами в городе, в лесу.

Практика (2ч.)

Акция: «Покорми птиц» Изготовление и размещение кормушек. Организация регулярной подкормки.

5. «Таинственный мир насекомых и пауков»

Теория(2ч.)

Насекомые-помощники и насекомые-вредители.

Практика (2ч.)

Богомолово царство.

Практика (2ч.)

Насекомые-приведения.

Практика (2ч.)

Насекомые гиганты.

Практика (2ч.)

Тутовый шелкопряд.

Практика (2ч.)

Крылатая радуга

Практика (2ч.)

В стране «муравьиного льва».

Практика (2ч.)

Дурнопахнущие насекомые. Изучение клопов по коллекциям насекомых.

Теория(2)

Сокровища священного скарабея.

Практика (2ч.)

Их стихия – вода.

Практика (2ч.)

Создание и оформление коллекции насекомых.

Профессия энтомолог.

6. «Обитатели морей и океанов».

Теория(2ч.)

Экология и обитатели океанов, морей, рек.

Теория(2ч.)

Китообразные: усатые и зубатые киты. Дельфины.

Практика (2ч.)

Сирены. Мифология и реальность .

Практика (2ч.)

Величайший хищник Мирового океана. Акулы.

Теория(2ч.)

Морские рыбы:

рыба-телескоп, рыба-ангел, рыба-клоун, рыба-попугай.

Теория(2ч.)

Ластоногие.

Тюлени и моржи.

Практика (2ч.)

Семейства: ламантины и дюгони.

Практика (2ч.)

Обобщающее повторение. Викторина «Лучший ихтиолог».

Теория (2 ч.)

Морские рептилии.

Практика (2ч.)

Такие необычные рыбы. Почему рыбы покрыты чешуёй. Профессия ихтипотолог.

Практика (2ч.)

Суперспособности морских обитателей.

Практика (2ч.)

Проектная деятельность

« Загадки подводного царства».

Практика (2ч.)

Викторина « По морям и океанам».

7. « Ветеринария»

Экскурсия(2ч.)

Экскурсия по живому уголку эколого-биологического центра. Домашние животные. Условия содержания.

Практика (2ч.)

Физиология животных. Зоогигиена. Кормление.

Практика (2ч.)

Клиническая диагностика животных и птицы. Встреча с врачом-ветеринаром.

Практика (2ч.)

Доврачебная помощь домашних и сельскохозяйственных животных.

Практика (2ч.)

Паразитология животных.

Теория(2ч)

Ветеринарно-санитарная экспертиза продуктов животноводства.

Практика (2ч.)

Зооволонтерство. Акция «Добрый шаг».

Практика (2ч.)

Викторина « Что? Где? Когда?»

8. «Разнообразие микроорганизмов»

Теория(2)

Микроорганизмы, их открытие и роль в природе.

Практика (2ч.)

Бактерии и вирусы. Схожесть и различие.

Практика (2ч.)

Полезные и вредные бактерии.

Теория(2ч.)

Одноклеточные растения и животные.

Практика (2ч.)

Работа с микроскопом: наблюдение за микроорганизмами.

Практика (2ч.)

Разнообразие микроорганизмов (обсуждение результатов наблюдений за

микроорганизмами под микроскопом и их зарисовка).

9. «Взаимоотношения между живыми организмами»

Теория(2ч.)

Биоценоз. Связь и круговорот жизни в природе.

Теория(2ч.)

Паразитизм и квартиранство. Схожесть и различия.

Практика (2ч.)

Симбионты. Существо одно из двух( партугальский кораблик, лишайник).

Практика (2ч.)

Хищничество . Охотник и жертва.

Теория(2)

Пищевые цепочки в природе. Решение экологических задач.

Практика (2ч.)

Игра « Что? Где? Когда?»

10 Итоговое занятие

Практика(2ч.)

Конференция. Подведение итогов, вручение грамот и благодарностей.


Планируемые результаты.

Предметные результаты:
- иметь знания по развитию животного мира от первых живых организмов до современной цивилизации;

-знать правила содержания домашних животных и уметь оказывать им первую, доврачебную помощь;

- знать методы наблюдений и исследований животного мира;

-уметь использовать полученные знания в описании и оформлении проектной деятельности.


Метапредметные (развивающие):

-уметь самостоятельно планировать и осуществлять свои действия;

-сформировать навыки самостоятельного получения новых знаний;

-иметь навыки анализа и синтеза;

-иметь навыки саморегуляции;

-иметь устойчивую мотивацию к изучению и исследованию животного мира;

- иметь чувство ответственности за свои поступки, уметь связывать свои действия в природе с последствиями этих действий.

Воспитательные (личностные):

- иметь гуманное отношение к живой природе, желание защищать вымирающие растения, животных, сохранять заповедные места;

- иметь правильные ценностные ориентации;

- уметь работать в коллективе и быть ответственным за свою деятельность;

- уважительно относится к труду людей разных профессий.




Календарный учебный график

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«Живая планета» 2 год обучения (144часа)

№п/п

Дата:

Месяц ,число

Тема

Кол-во часов

Время проведения занятия

Форма занятия

Место проведения

Форма контроля


1.



«Вводное занятия»

2





1.1


Инструктаж по технике безопасности. Игра

«Красный-зеленый»

2


Беседа

Игра


Тестирование

2.


История живой планеты

26





2.1


Архейская и протерозойская эра. Профессия историк.

2


Интерактивная презентация


Индивидуальные карточки

2.2


Столкновение земли с небесным телом. Первичный бульон.

2


Проектная деятельность


Защита проекта

2.3


Палеозойская эра

2


Интерактивная презентация


Индивидуальные карточки

2.4


Жизнь выходит на сушу! Первые растения и животные на поверхности земли

2


Беседа


Наблюдение

2.5


Гигантские насекомые. Стрекоза размером с вертолёт? Конец Палеозоя

2


Экскурсия в прошлое


Наблюдение

2.6


Мезозойская эра

2


Интерактивная презентация


Индивидуальные карточки

2.7


Хищные ящеры. Появление динозавров.

2


Экскурсия в прошлое


Наблюдение



2.8


Динозавры – короли земли.

2


Творческая мастерская


Выставка

2.9


Огромный метеорит. Конец эры динозавров.

2


Проектная деятельность


Защита проекта

2.10


Кайнозойская эра

2


Интерактивная презентация


Индивидуальные карточки

2.11


Птицы – новые господа суши.

2


Интерактивная презентация


Опрос

2.12


Многообразие приматов. Начало развития человека.

Профессия археолог.

2


Интерактивная презентация


Индивидуальные карточки

2.13


Земля во льдах. Ледниковый период.

2


Игра-путешествие


Тестирование

3.


Особенные животные планеты

18





3.1

Необыкновенные рептилии:Агама Мванза, резиновая змея, гадюка-носорог…

2


Просмотр фильма.


Наблюдение

3.2


Экзотические птицы. Разнообразие и значение клюва.

2


Занятие-игра


Наблюдение

3.3


Кальмары и осьминоги

2


Интерактивная презентация


Карточки

3.4


Необыкновенные земноводные: заботливая лягушка, исполинская саламандра, червяги..

2


Интерактивная презентация


Опрос

3.5


Царство приматов

2


Просмотр фильма.


Наблюдение

3.6


Фантастические морские обитатели: рыба-лев, краб- паук, гигантский изопод…

2


Проектная деятельность


Защита проекта

3.7


Удивительные млекопитающие: ремнезуб, трубкозуб, древесный кенгуру…

2


Беседа


Карточки

3.8


Животные -супермены

2


Проектная деятельность


Защита проекта

3.9


Игра –викторина « Крылья, ноги и хвосты».

Профессия зоолог.

2


Игра-викторина


Наблюдение

4


Царство пернатых

10



4.1


Значение птиц в природе и в жизни человека, экологические факторы, влияющие на жизнь птиц.

2


Круглый стол


Наблюдение

4.2


Гнездовая жизнь птиц.

2


Игра-занятие


Карточки

4.3


Особенности внешнего строения связанные со средой обитания.

2


Лабораторная работа


Кроссворд

4.4


Птицы нашего города. Правила наблюдений за птицами в городе, в лесу.

2


Экскурсия


Дневник наблюдения

4.5


Акция: «Покорми птиц» Изготовление и размещение кормушек. Организация регулярной подкормки.

2


Акция


Наблюдение

5.


Таинственный мир насекомых и пауков

22



5.1


Насекомые-помощники и насекомые-вредители

2


Диспут


Наблюдение

5.2


Богомолово царство

2


Интерактивная презентация


Ребус

5.3


Насекомые-приведения

2


Беседа Интерактивная презентация


Кроссворд

5.4


Насекомые гиганты

2


Просмотр фильма


Устный опрос

5.5


Тутовый шелкопряд

14


Проектная деятельность


Защита проекта

5.6


Крылатая радуга

2


Творческая мастерская


Выставка

5.7


В стране «муравьиного льва»

2


Интерактивная презентация


Выполнение практических заданий

5.8


Дурнопахнущие насе-комые. Изучение клопов по коллекциям насекомых


2


Беседа

Исследование


Опрос

5.9


Сокровища священного скарабея

2


Просмотр фильма


Наблюдение

5.10


Их стихия – вода

2


Интерактивная презентация


Выполнение практических заданий

5.11


Создание и оформление коллекции насекомых.

Профессия энтомолог.

2


Практическая работа


Выставка коллекции

6


Обитатели морей и океанов.

26



6.1


Экология и обитатели океанов, морей , рек



Беседа -диспут


Наблюдение

6.2


Китообразные: усатые и зубатые киты. Дельфины.

2


Просмотр фильма


Выполнение практических заданий

6.3


Сирены. Мифология и реальность .

2


Интерактивная презентация


Наблюдение

6.4


Величайший хищник Мирового океана.

Акулы.

2


Проектная деятельность


Защита проектов

6.5


Морские рыбы:

рыба-телескоп, рыба-ангел, рыба-клоун, рыба-попугай

.

2



Беседа


Кроссворд

6.6


Ластоногие.

Тюлени и моржи.

2


Беседа



Тестирование

6.7


Семейства: ламантины и дюгони.

2


Интерактивная презентация


Ребус

6.8


Обобщающее повторение. Викторина «Лучший ихтиолог».

2


Игра-викторина


Наблюдение

6.9


Морские рептилии.

2


Беседа


Ребусы

6.10


Такие необычные рыбы. Почему рыбы покрыты чешуёй. Профессия ихтипотолог.

2


Занятие-поиск



Наблюдение

6.11


Суперспособности морских обитателей.

2


Просмотр фильма


Карточки

6.12


Проектная деятельность

« Загадки подводного царства».

2


Проектная деятельность


Защита проектов

6.13


Викторина « По морям и океанам».

2


Викторина


Викторина

7.


Ветеринария

16



7.1


Экскурсия по живому уголку эколого-биологического центра. Домашние животные. Условия содержания.

2


Экскурсия


Опрос

7.2


Физиология животных.

Зоогигиена. Кормление.


2


Практические занятия


Наблюдение

7.3


Клиническая диагностика животных и птицы. Встреча с врачом-ветеринаром.


2


Встреча с интересными людьми


Наблюдение

7.4


Доврачебная

помощь домашних

и сельскохозяйственных животных.

2


Встреча с интересными людьми


Наблюдение

7.5


Паразитология животных.


2


Интерактивная презентация


Тестирование

7.6


Ветеринарно-санитарная экспертиза продуктов животноводства.

2


Беседа


Карточки

7.7


Зооволонтерство. Акция «Добрый шаг».

2


Акция


Наблюдение

7.8


Викторина « Что? Где? Когда?»


2


Викторина


Викторина

8.


Взаимоотношения между живыми организмами

12





8.1


Биоценоз. Связь и круговорот жизни в природе.

2


Беседа


Карточки

8.2


Паразитизм и квартиранство. Схожесть и различия.

2


Беседа


Наблюдение

8.3


Симбионты. Существо одно из двух.( партугальский кораблик, лишайник)

2


Исследование


Опрос

8.4


Хищничество . Охотник и жертва.

2.


Занятие-игра


Наблюдение

8.5


Пищевые цепочки в природе. Решение экологических задач.

2


Мозговой штурм


Тестирование

8.6


Игра « Что? Где? Когда?»

2


Игра


Наблюдение

9.


Итоговое занятие

2





9.1


Конференция. Подведение итогов, вручение грамот и благодарностей.

2


Практика


Конференция, Тестирование



Итого:

144 ч.






Раздел №2

«Комплекс организационно- педагогических условий, включающих формы аттестации»


Условия реализации программы.

Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:

1.Организационое обеспечение:

Кабинет, содержащий ученические столы;

Классная доска;

Выставочный комплект дидактического материала.

Общие требования к обстановке в кабинете:

- надлежащие санитарное состояние помещения: (освещенность, проветриваемость помещения.),

- компьютерное оборудование, наличие интернет браузера, подключение к сети интернет.

2.Кадровое обеспечение:

Педагог объединения, реализующий данную программу, должен обладать следующими личностными и профессиональными качествами: умение вызывать интерес к себе и преподаваемому предмету, умение создавать комфортные условия для усвоения новой информации, и успешного развития личности обучающегося;

Умение увидеть и раскрыть творческие способности учащихся;

Постоянно совершенствование педагогического мастерства и повышения уровня квалификации по специальности.

Методическое обеспечение программы:

Методические разработки: «Обитатели морей и океанов», «Царство животных», «Красная книга», «Многообразие животных», викторины про животных.

Пословицы и поговорки, загадки о животных

Презентации.

Оборудование и материалы:

1. -тематические папки,

-наглядные пособия, изготовленные педагогами и детьми, а также готовые

наглядные пособия,

-методические разработки занятий.

-компьютер, фотоаппарат, микроскопы, микропрепараты, коллекции, наборы

таблиц и др.

-канцелярские принадлежности (ручки, карандаши, клей, тетради).

-справочная литература (определители, атласы, пособия).

-видеофильмы по направлению деятельности.

Формы аттестации.

Для отслеживания результативности программы «Удивительный мир животных» образовательного процесса проводится на различных этапах усвоения материала. Диагностируются два аспекта: уровень обученности и уровень воспитанности учащихся.

Диагностика обученности - это оценка уровня сформированности знаний, умений и навыков, учащихся на момент диагностирования, включающая в себя:

1. начальный контроль (сентябрь);

2.промежуточный (декабрь)

3. итоговый контроль (май).

В ходе реализации программы успешность ее освоения выявляется с помощью форм диагностик. Диагностика и контроль знаний и умений, приобретенных при реализации программы, осуществляется с помощью графических тестов в начале (входящая диагностика) и в конце года (итоговая диагностика). После каждого раздела программы предполагается проверка полученных знаний в игровой форме – викторина или итоговая игра, которые предполагают ряд вопросов, на который воспитанник должен ответить в свободной форме.

Приобретенные практические навыки диагностируются методом наблюдения за поведением ребенка в Живом уголке или с конкретным животным.

Важной составляющей реализации программы является комплекс досуговых мероприятий. В их числе можно назвать: викторины, конкурсы (рисунков, поделок), выходы на природу, экскурсии в живой уголок Эколого-биологического центра, экологические акции («Покормите птиц зимой», «Здравствуй весенняя птица»).







Формы проведения итогов реализации образовательной программы

Формы проведения итогов работы по теме, разделу: выставка, игра, тест, презентаций, рефератов, проектная работа.



Виды контроля

Вид контроля.

Содержание

Месяц

Методы


Вводный

Определение уровня развития детей.


Сентябрь


Тестирование, наблюдение.

Промежуточный

Определение степени усвоения учебного материала. Определение степени готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения.


Декабрь

Наблюдение, проектные задания, практические работы, тестирование.

Итоговый

Определение степени усвоения учебного материала. Определение результатов обучения.


Май

Творческая работа, выставка, презентация, ролевая игра, практикум, тестирование, анкетирование.


Способы организации контроля:

- индивидуальный;

-групповой;

-коллективный;

-фронтальный.

Оценка результативного процесса обучения по программе осуществляется по следующим направлениям:

1.Коммуникабельность;

2. Социальная активность;

3.Эмоциально- психическое развитие.



Аттестация учащихся

Объединение______________________________________________________

Группы, год обучения_______________________________________________

Ф.И.О. руководителя________________________________________________

№ п\п, кол-во уч-ся

Фамилия, имя

Начальная


Промежуточная

Итоговая

Форма аттестации

Оценка уровня выполнения

Форма аттестации

Оценка уровня выполнения

Форма аттестации

Оценка уровня выполнения

1








2








3








4








5









Анализ начальной аттестации

Всего аттестовано____________учащихся;

Высокий уровень______________чел;

Средний уровень_____________чел;

Низкийуровень_______________чел;

Причины низкого уровня аттестации______________________________________________


Анализ промежуточной аттестации

Всего аттестовано____________учащихся;

Высокий уровень______________чел;

Средний уровень_____________чел;

Низкийуровень_______________чел;

Причины низкого уровня аттестации______________________________________________


Анализ итоговой аттестации

Всего аттестовано____________учащихся;

Высокий уровень______________чел;

Средний уровень_____________чел;

Низкий уровень_______________чел;

Причины низкого уровня аттестации______________________________________________


____________________ ________________

Ф.И.О. ПДО подпись




Оценочные материалы.


Тест к программе промежуточный «Живая планета»


1 год обучения

1.Назови группу животных:

а) Животные, которые имеют три части тела, 6 ножек - это_____________________________


б) Животные, у которых тело покрыто чешуёй, дышат жабрами - это____________________


в) Животные, которые часть жизни проводят на суше, а часть – в воде это______________________


г) Животные, у которых тело покрыто шерстью, кормят детенышей молоком - это_________

д) Животные, у которых тело покрыто перьями, имеют пару крыльев – это________________


е) Животные, которые ползают по земле, тело покрыто сухой чешуёй или панцирем – это__________________________


2. Зачеркни в каждой группе «лишнее» животное:

Воробей, кузнечик, синица, свиристель, дятел, снегирь.

Карась, лещ, щука, сом, жаба, окунь.

Белка, лиса, волк, гадюка, заяц, мышь.


3. Кто чем защищается? Соотнеси стрелочками.

Оса рога

Черепаха панцирь

Бык иголки

Ёж жало


4. Запиши названия животных в два столбика.

Лиса, собака, ёж, овца, мышь, волк, сова, паук, корова, курица, белка


5. Укажи номера птиц, которые не могут летать:


1. 2. 3.


4. 5. 6.



Ответ:___________________________


6.Почему некоторых животных заносят в Красную книгу?

а) Они не умеют защищать себя.

б) Они редкие и исчезающие.

в) Они очень красивые.

7. Рыбы дышат:

а) лёгкими б) жабрами в) лёгкими и жабрами

8. Соедини правильно стрелками:

1. 2.


3. 4.



9.Как называют животных, которые сами добывают себе пищу, устраивают жильё, выводят потомство?


а) самостоятельные

б) дикие

в) лесные



10.Укажи царства живой природы.


__________________________________________________________________


Тест к программе итоговый «Живая планета»

1 год обучения

1.  Какие животные держатся за лапки во сне? 

Выдры

Панды

Пингвины

2. Кто закапывает орехи в землю, а потом забывает о месте "тайника"?

Бобры

Белки

Зайцы

3. Какое животное обладает уникальным отпечатком носа, как и человек - отпечатками пальцев?

Кошка

Собака

Черепаха

4. А кто чувствует вкус еды при помощи... задних лапок? 

Божья коровка

Бабочка

Пчела

5. Кто является самым шумным млекопитающим, производящим низкочастотные звуковые волны, которые можно воспринимать на расстоянии 805 км? 

Слон

Синий кит

Горилла

6. А какой хищник может разогнаться до 96 км/ч всего за 3 секунды?

Ягуар

Красная лиса

Гепард

7. А кто из них моногамен на протяжении всей жизни? 

Медузы

Морские звезды

Морские коньки

8. А кто съедает 9 килограмм мяса в день? 

Гиена

Волк

Пантера

9. Теперь выберите существо голубых кровей. В буквальном смысле. 

Креветка

Китовая акула

Осьминог

10. Кто может спать на протяжении четырех лет? 

Коала

Ленивец

Улитка

Оценка результатов тестирования:

-Высокий уровень – (10-8 баллов)

-Средний уровень – (7-5 баллов)

-Низкий уровень – (4-1 баллов)











Тест к программе промежуточный «Живая планета»


2 год обучения



1. Кто из перечисленных животных является домашним грызуном?

а) кошка б) хомяк в) крыса



2. Какое любимое лакомство у домашней сухопутной черепахи?

а) хлеб б) огурцы в) капуста



3. Что не входит в рацион питания домашних морских свинок?

а) рыба б) капуста в) зерно


4. П Подпишите название континентов, где проживают животные.



5. Кто из домашних животных предсказывают погоду? Катастрофы?

а) кошка б) черепаха в) морские свинки


6. Что обязательно нужно включать в рацион питания каждому домашнему животному?

а) витамины б) орехи в) хлеб


7. Для чего заводят домашних животных?

а) красоты б) дружбы в) развлечений


8.



9. Природая зона арктических пустынь расположена


а) на островах Тихого океана

б) на островах Индийского океана

в) на островах Северного Ледовитого океана

е) на островах Атлантического океана




10.

.




Тест к программе итоговый «Живая планета»


2 год обучения




1.Как называют учёного, изучающего погоду?


а) геолог

в) ботаник

г) зоолог

е) метеоролог


2. Это насекомоядное животное часто встречается на опушках лиственных и смешанных лесов, поросших кустарником ,фруктовых садах. Ноги короткие, спина с острыми иглами. Специальные мышцы позволяют ему сворачиваться в клубок и поднимать иглы.

Оно питается различными мелкими животными: дождевыми червями,

насекомыми, слизнями, лягушками, мышками.

На какой картинке изображено это животное?




3. Найди нужную эру. Соедини стрелочкой.


-самая короткая, но значимая, так как в эту эру появился человек. Здесь формируются современные природные сообщества, к которым мы привыкли.



Протерозойская эра

-выход растений и животных на сушу


-одна из самых длительных. Массовое размножение водорослей позволило накопить кислород. Возникли черви и моллюски.


Палеозойская эра

-расцвет пресмыкающихся (эту эру еще называют эрой динозавров), здесь же появляются первые птицы и млекопитающие.

Архейская эра


Мезозойская эра



4.




5. В каком виде дают картофель свиньям?


а) вареным

б) сырым

в) тертым


6. Что обязательно нужно давать дворовым животным?


а) воду

б) фрукты

в) хлеб


7.Приведи примеры представителей:

Царства «Бактерии»________________________________________________.

Царства «Животные»________________________________________________


8. Какое любимое лакомство у черепахи?


а) хлеб

б) огурцы

в) капуста


9. Что нужно подстилать мышам и крысам в клетки?


а) опилки

б) вату

в) газету


10. Врач, который лечит животных


а) хирург

б) ветеринар

в) терапевт









Материально-техническое и методическое обеспечение программы

Таблица методического обеспечения дополнительной общеобразовательной программы

1 год обучения


Раздел программы

Формы занятий

Приемы и методы организации и учебно-воспитательного (образовательного процесса)

Дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов

1

Вводное занятие

Теория


Инструкции ,памятки


Тестирование

2

Животные рядом с человеком.

Теория, практика.

Наглядный практический, иллюстративный

Набор карточек

Мультимедийный проектор


3

Многообразие животных в природе.

Теория, практика, экскурсия

Объяснительно иллюстративный

Набор карточек

Мультимедийный проектор

Наблюдение

4

Животные природных зон России.

Теория, практика.

Наглядный практический, иллюстративный

Набор карточек

Мультимедийный проектор

Взаимозачет

5

Животные континентов.

Теория, практика.

Наглядный практический, иллюстративный

Набор карточек

Мультимедийный проектор

Практическая работа

6

Охрана животных.

Теория, практика.

Наглядный практический, иллюстративный

Набор карточек

Мультимедийный проектор

Практическая работа

7

Загадочный мир насекомых.

Теория, практика.

Наглядный практический, иллюстративный

Набор карточек

Мультимедийный проектор

Практическая работа

8

Итоговое занятие

Теория


Набор карточек

Мультимедийный проектор

Тестирование



Таблица методического обеспечения дополнительной общеобразовательной программы

2 год обучения




Раздел программы

Формы занятий

Приемы и методы организации и учебно-воспитательного (образовательного процесса)

Дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов

1

Вводное занятие

Практика


Инструкции ,памятки


Тестирование

2

История живой планеты

Теория, практика.

Наглядный практический, иллюстративный

Набор карточек

Мультимедийный проектор


3

Особенные животные планеты

Теория, практика.

Объяснительно иллюстративный

Набор карточек

Мультимедийный проектор

Наблюдение

4

Царство пернатых

Теория, практика.

Наглядный практический, иллюстративный

Набор карточек

Мультимедийный проектор

Взаимозачет

5

Таинственный мир насекомых и пауков

Теория, практика.

Наглядный практический, иллюстративный

Набор карточек

Мультимедийный проектор

Практическая работа

6

Обитатели морей и океанов.

Теория, практика.

Наглядный практический, иллюстративный

Набор карточек

Мультимедийный проектор

Практическая работа

7

Ветеринария

Теория, практика.

Наглядный практический, иллюстративный

Набор карточек

Мультимедийный проектор

Практическая работа

8

Разнообразие микроорганизмов

Теория, практика.

Наглядный практический, иллюстративный

Набор карточек

Мультимедийный проектор

Тестирование

9

Взаимоотношения между живыми организмами

Теория, практика.

Наглядный практический, иллюстративный

Набор карточек

Мультимедийный проектор

Практическая работа

10

«Итоговое занятие»

Практика

Наглядный практический, иллюстративный

Набор карточек

Мультимедийный проектор

Практическая работа




Список использованной литературы для педагога

Основная литература

  • Закон РФ «Об образовании» и примерными требованиями к образовательным программам (Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844), внесены изменения в соответствии с приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008

Список литературу для педагога

1.Э.Г. Самусенко « Друзья нашего дома» Полымия 1993 год

2. А.А. Быстров, Ю.К. Круберг « Школьный определитель» 1980 год

3.Кэрин О`Каллагэн, Кейт Лондсборо « Борьба за выживания» Москва 1994год

4. Игорь Акимушкин «Мир животных» Москва 1988 год

5.А.А. Яхонтов «Зоология для учителей» Москва 1970 год

6. И. Коссов «Акватеррариум» Москва 2000 год

7. Серия « Смотри и изучай животных» животные морских заливов и океанских глубин составитель Муза Иосифовна Тучкова

8.И.Акимушкин – «Мир животных» 1-5т., «Молодая гвардия», 1972г.

9.В.А. Алексеев – «300 вопросов и ответов о животных», Ярославль: «Академия развития», 2005г.

10.Р. Моррис – «Тайны живой природы», М., «РОСМЕИ», 2005г.

11.О. Молис – «Книга для чтения по зоологии», 1981г.

12.С.В. Сабунаев – Энциклопедия для детей «Удивительные животные» М.А. с Ги «Астрель», 2003г.

13.Т.С. Нога – «Наблюдения и опыты по зоологии», М., Просвещение, 1976г.

14.Л.И. Коваленко – «Изучение разнообразия природы России на уроках природоведения в средней школе», дидактический материал для учителей. Саратов, «Лицей», 2003г.


Список литературу для детей

1. Серия « Смотри и изучай животных» животные Азии состовитель Рустам Шукурова

2.Серия « Смотри и изучай животных» животные Южной Америки состовитель Муза Иосифовна Тучкова

3. Г.К. Плотников «Животный мир Краснодарского края»

4. Рик Моррис «Тайна живой природа»

5.Журналы – «Свирель», «В мире животных», «Отчего и почему?».

6.В.В. Иванецкий «Я познаю мир. Млекопитающие». Детская энциклопедия. М., АСТ, Астрель, 2005г.

7.Сэнтон Томпсон – «Животные герои», М., 1985г.

8.С.В. Сабунаев – «Занимательная зоология», М., «Детская литература», 1976г.

9.В.В. Иванецкий «Я познаю мир. Птицы». Детская энциклопедия. М., Астрель, 2004г.

О. Молис – «Книга для чтения по зоологии», 1981г

Плешаков А.А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст/А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2011.

Гуржий А. Н. Аквариумные, наземные и древесные земно­водные / А. Н. Гуржий. – М., 1999.

Дрийверова М. У. У нас дома животные / М. У. Дрийверова. – М., 1995.

Дурова Н.Ю. Мой дом на колёсах: рассказы / Н. Ю. Дуро­ва. – М., 1993.

Жердев Э. С. Пернатая радуга: справочное пособие для лю­бителей птиц / Э. С. Жердев. – М., 1988.

Животные в доме: энциклопедия. – М., 1994.

Круковер В. 500 практических советов владельцам собак / В. Круковер. – М., 1998.

Круковер В. Всё о собаках / В. Круковер. – М., 1999.

Махлин М. С. Аквариум в школе / М. Д. Махлин, Л. П. Солоницина. – М., 1984.

Махлин М. Д. Путешествие по аквариуму / М. Д. Махлин. – М., 1993.

Мередит С Хомячки / С Мередит. – М,, 1999. Пайере X. Кошка/X. Пайерс. – М., 1997. Полонский В. Д. Мир аквариума: большая иллюстрирован­ная энциклопедия / В. Д. Полонский. – М., 2000.

Романова Н. Дайте кошке слово / Н. Романова. – М., 1996.

Старк К. Кошки и котята / К. Старк. – М., 1999.

Старк К. Собаки и щенки / К. Старк. – М., 1999.

Фрей Г. Твой аквариум / Г. Фрей. – М., 1991.

Хэрриот Дж. О всех созданиях – больших и малых / Дж. Хэрриот. – М., 1995.

Ясвин В. А. Азбука содержания животных / В. А. Ясвин, М. Ф. Пупинын. – М

Интернет ресурсы

Nsportal. Ru, Infourok.Ru, https://www.maam.ru/.






Приложение 1



План воспитательной работы объединения «Живая планета»

1 год обучения

Пояснительная записка

В современных условиях, когда происходит разностороннее воздействие общества на ребёнка, всё большее значение приобретает духовно- нравственное и военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Только через системный подход к организации воспитательного процесса , возможно, обеспечить целостность становления личности обучающегося. Важнейшим условием формирования коллектива выступает организация совместной деятельности. Воспитание в системе дополнительного образования, должно пронизывать все сферы жизнедеятельности ребенка, т.к. основной задачей дополнительного образования считается создание условий для приобретения обучающимся позитивного социального опыта и оказание помощи ребенку в овладении естественными процессами своего развития, следовательно, в овладении приемами и способами поведения.

Цель: Создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей; воспитание личности, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за свое будущее.

Задачи:

-Воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремление к миру, потребности в труде на благо общества.

-Формирование нравственных понятий, стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, поступках, делах, внешнем виде. Помочь каждому ребенку определить ценностные основания собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества.

-Привить детям любовь, интерес к окружающему миру. Сохранение природы как одно из важнейших факторов культурно-этического развития.

Мероприятие

Сроки

1.

Беседа «Беслан- мы не забудем»

сентябрь

2.

Беседа по ПДД «Дорога в школу и домой»

октябрь

3.

Конкурс рисунков посвященных «Всемирному дню животных»

октябрь

4.

Устный журнал « День народного единства»

ноябрь

5.

Беседа «Что ты знаешь о своих правах и обязанностях? «Конвенция о правах ребенка»

декабрь

6.

Урок мужества «Герои России»

декабрь

7.

Мероприятие « Рождественские посиделки»

январь

8.

Урок мужества «Воинская слава России»

февраль

9.

Пятиминутка «Крым-Россия – вместе навсегда»

март

10.

Конкурс рисунков , посвященных

«Дню Земли»

март

11.

Акция « Покорми птиц» , приуроченная к

Международному дню птиц

апрель

12..

Конкурс рисунков , посвященных Дню космонавтики «Космические фантазии»

апрель

13.

Конкурс стихов « Спасибо ветераны»

май

14.

Конкурс рисунков «Никогда не забудем»








\






План воспитательной работы объединения «Живая планета»

2 год обучения

Воспитательные мероприятия


Мероприятие

Сроки

1.

Конкурс художественных работ «Животные Красной книги»

Сентябрь

2.

Акция «Внимание, дети!» Профилактика ДДТТ

Октябрь

3.

Мероприятие, посвящённое Дню народного единства

Ноябрь

4.

Акция «Синичкина столовая»

Декабрь

5.

«Ленинград. Блокада. Память» — патриотический час и книжная выставка

Январь

6.

Беседа «Осторожно, тонкий лёд!»

Февраль

7.

Акция «Сдай макулатуру – спаси дерево!»

Март

8.

День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах

Апрель

9.

Акция «Георгивская лента»

Май

























Приложение 2

1 год обучения




















































2 год обучения



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!