СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительное задание для самостоятельного закрепления пройденного программного материала по русскому языку 9класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

эта подборка поможет тем, кто пропустил занятия

Просмотр содержимого документа
«Дополнительное задание для самостоятельного закрепления пройденного программного материала по русскому языку 9класс»

График занятий 9 класс


Темы и Материалы для повторения и изучения



Задание

Дополнительные ресурсы / теория

Результат выполнения

Дата проведения консультации

Устное собеседование. Пересказ

УПРАЖНЕНИЯ

https://4ege.ru/trening-gia-russkiy/55869-trenirovka-k-itogovomu-sobesedovaniyu-v-9-klasse.html

РЭШ https://ruso-oge.sdamgia.ru/


01.12

Слитное и раздельное написание НЕ  с разными частями речи

Карточки приложение 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1956/start/


06.12

Сжатое изложение

ТЕКСТЫ https://gdzotvet.ru/oge-ege/russkij/225-teksty-izlozhenij-oge-audiozapis-fipi

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2241/start/


08.12

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний

Тест https://onlinetestpad.com/ru/testview/87384-8-klass-slovosochetanie

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1618/start/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2564/start/


13.12

Типы связи в словосочетании (согласование, управление, примыкание)

Тест

https://onlinetestpad.com/ru/testview/538496-test-dlya-uchashhikhsya-8-klassa-po-teme-tipy-svyazi-slov-v-slovosochetaniy

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2703/start/


15.12

Синтаксический анализ словосочетаний

Приложение 2

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2703/start/


20.12

Простое предложение и его грамматическая основа

Приложение 3

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2242/start/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2614/start/


22.12

Подготовка к ОГЭ

https://onlinetestpad.com/ru/testview/65732-7-11-klass-podgotovka-k-oge-i-ege-orfograficheskaya-i-punktuacionnaya-gramo

СДАМ ГИА. РЕШУ ВПР

https://rus8-vpr.sdamgia.ru/ ВПР 8 кл

https://rus7-vpr.sdamgia.ru/ ВП 7 кл

https://rus-oge.sdamgia.ru/ ОГЭ


10.01.24

Сочинение - рассуждение

Сборник ОГЭ русский язык

тексты для сочинения(варианты на выбор)

Комментарии по написанию https://4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/55754-instrukciya-po-napisaniyu-sochineniya-rassuzhdeniya-153.html


17.01

Виды сложносочинённых предложений

Тест https://onlinetestpad.com/ru/testview/5876-slozhnosochinennoe-predlozhenie

пар. 7, 8 учебник

упражнения по параграфам

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2237/start/



19.01

Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения

Тест

https://onlinetestpad.com/ru/testview/603092-slozhnosochinennye-predlozheniya-smyslovye-otnosheniya-v-ssp-punktuaciya-v

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2236/start/


24.01

Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения

Тест https://onlinetestpad.com/ru/testview/87214-9-klass-slozhnosochinennye-predlozheniya

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2235/start/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2234/start/


26.01

Знаки препинания в простых и сложносочинённых предложениях

Приложение 3

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3091/start/


31.01

Синтаксический и пунктуационный анализ сложносочинённого предложения

Приложение 3

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2233/start/


02.02

Понятие о сложноподчиненном предложении

Пар 9 учебник

Упражнения по учебнику

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2613/start/


09.02

Подготовка к ОГЭ

Решение вариантов сборника ОГЭ на выбор



Еженедельно

Приложение 1

Карточка 1. Перепишите. Объясните слитное или раздельное написание НЕ. 1) Она была далеко (не) красавица. 2) Даша сказала твёрдо: «Мне кажется, нам (не) о чем говорить». 3) Поджав губы, Иван Ильич кивнул. Ему (не) чем было дышать. 4) Направо жёлтая, (не) мигающая звезда стояла (не) высоко над лесистыми холмами. 5) Без тени робости он (не) торопливой походкой вошёл в кабинет начальника. 6) (Не) слыша ответа, Печорин сделал (не) сколько шагов к двери. 7) Только Григорий Александрович, (не) смотря на дождь и усталость, (не) хотел воротиться. 8) Обломов (не) тупая апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего­то ищущий в своей жизни, о чём­то думающий. 9) (Не) бурная,   порывистая   сила,   а   напротив,   мягкая   и   какая­то   поэтическая   умеренность   служат характеристическими чертами его таланта. 10) С Филофеем пришло двое его братьев, нисколько на него (не) похожих. _________ Карточка 2. Перепишите. Объясните слитное или раздельное написание НЕ. 1)   Большов  –   вовсе   (не)   сильная   натура.   2)   Павел   Петрович   –   человек   очень   (не)   глупый.   3)   В   (не) обыкновенной тишине зарождается рассвет. 4) Это (не) настоящий, это сказочный лес. 5) Матросы с трудом справлялись   с   (не)   знакомыми   для   них   механизмами.   6)   Мы   поднимаем   сеть   и   вместо   дорогой   сёмги вытаскиваем   морскую   свинку,   совсем   (не)     нужную.   7)   Из   экипажа   «Светлана»   (не)   досчитали   ста шестидесяти семи человек. 8) Она (не) дослушала, отошла прочь. 9) Это человек опытный, себе на уме, (не) злой и (не) добрый, а более расчётливый. 10) Только (не) ожиданное выпадение снегов может принудить лететь дальше, (не) взирая на ветер и стужу. _____________________________________________________________________________________________ Карточка 3. Перепишите. Объясните слитное или раздельное написание НЕ.  1) Вот луна: она (не) тускла, (не) бледна, (не) задумчива, (не) туманна, как у нас, а чиста, прозрачна, как хрусталь. 2) Печорин был долго (не) здоров, исхудал, бедняжка. 3) Анатоль был (не) находчив, (не) быстр и (не)   красноречив,   но   у   него   зато   была   драгоценная   для   света   способность   спокойствия   и   ничем   (не) изменяемой уверенности. 4) Я (не) богат, (не) чиновен, да и оп летам ему совсем (не) пара. 5) Выражение этого взора было очень (не) определённо, но (не) насмешливо. 6) Она запела: голос её (не) дурён. 7) Она была (не) тороплива, (не) холодна, (не) говорлива, без взора наглого для всех, без притязаний на успех …  _____________________________________________________________________________________________ Карточка 4. Перепишите. Объясните слитное или раздельное написание НЕ.  1)С утра я чувствовал себя (не) хорошо, хотя ещё (не) мог ясно определить, в чём заключалось моё (не) здоровье. 2) Мы вели между собой (не) торопливый разговор. 3) Солнце было (не) мутное, как вечером, а светлое, отдохнувшее за ночь. 4) На глазах у неё были слёзы, (не) робкие, (не) горькие, а гордые, сердитые слёзы. 5) (Не) старая ещё и довольно красивая женщина внесла (не) большой самоварчик. 6) (Не) знакомец, когда его разглядели, оказался человеком лет тридцати, (не) красивым собой и ничем (не) замечательным. 7) Лицо у него было такое, как всегда, ­ (не) умное и (не) глупое. 8) За окном горел, никак (не) мог погаснуть (не) яркий свет.9) В характере его(Давыдова) появилась никогда ранее (не) свойственная раздражительность. 10) Всякая, даже малейшая, грубость, (не) деликатно сказанное слово волнует меня. 11) Соловей уже (не) (по) вечернему, отрывисто и (не) решительно, а (по) ночному, (не) торопливо, спокойно заливался на весь сад.  _____________________________________________________________________________________________ Карточка 5. Перепишите. Объясните правописание НЕ с причастиями. 1) Вверху (не) погасшим костром тлели Стожары. 2) Все матросы, (не) занятые вахтой, вышли на верхнюю палубу. 3) Воспоминания – это (не) пожелтевшие письма, (не) старость, (не) засохшие цветы и реликвии, а живой, трепещущий, полный поэзии мир. 4) Только (не) сжата полоска одна. 5) В (не) видимую, завешенную ковром дверь кто­то постучал. 6) Поднималось солнце. Ещё (не) видимое глазом, оно раскинуло по небу прозрачный вечер розовых лучей… 7) Занятие себе Савка выбрал особое, ни от кого (не) зависящее, ­ охоту. 8) Телегин сложил (не) дочитанное письмо. 9) Мать с  (не) покрытой головой выбежала из сеней. 10) Солнце, яркое, но (не) греющее, холодно смотрело с высоты неба. 11) Павел поднял голову, посмотрел на Сухарько взглядом, (не) обещающим ничего хорошего.  ________________________________________________________________________________________КАРТОЧКА 6. Перепишите. Объясните слитное или раздельное написание НЕ. 1) Всё было полно грустного и сладостного, (не)  объяснимого весеннего очарования. 2) Культурный рост рабочего и крестьянина – факт (не) оспоримый. 3) Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа (не) разделим и вечен. 4) Левин, (не) замечаемый народом, продолжал лежать на копне, и смотреть, и слушать, и думать. 5) Все его поступки, большие и малые, (не) объяснимы. 6) Обе подруги были одних лет, но между ними была (не) измеримая разница во всём. 7) Тишина, (не) нарушаемая ни движением, ни звуком, особенно поразительна. 8) Князь Андрей мог думать, совершенно (не) зависимом от общих вопросов предмете – о своём полке. 9) Свечи, (не) зажигаемые по другим дням, разливали яркий свет по комнате.  _________________________________________________КАРТОЧКА 7. Перепишите. Объясните слитное или раздельное написание НЕ. 1) Разговор Ефима Андреевича был важен, (не) тороплив и насыщен содержанием. 2) Я всё более убеждался, что это далеко (не) заурядный артист. 3) Иногда он представлял себя известным путешественником… Он открыл (не) изведанные ещё земли 4) Странные, ему самому (не) ясные ощущения волновали его. 5) Вихрь, (не) холодный, а тёплый, ударил по деревьям, по стенам, по улице. 6) Особенно хорош сад, (не) большой, но густой и приятно запутанный. 7) Старая барская стояла на (не) высокой, но заметной горушке. 8) Райский считал себя (не) новейшим, то есть (не) молодым, но отнюдь (не) отсталым человеком. 9) За курганами на востоке лежала желтоватая мгла, (не) похожая ни на дым, ни на пыль. _____________________________________________________________________________________________ КАРТОЧКА   8.   Перепишите.   Объясните   написание   слов,   в   которых   нужно   было   вставить пропущенные буквы или раскрыть скобки.  ­ О прошлом вспом..нать (не) (за) чем, ­ возр..зил Базаров, а что к..сается до буд..щего, то о нём то (же) (не) стоит голову ломать, (по) тому что я намерен (не) медленно ул..знуть. Дайте я вам перев..жу теперь ногу, рана ваша (не) опасная, я всё лучше ост..новить кровь. Павел Петрович ср..рался (не) глядеть на Базарова, пом..ри..ся с ним он всё (таки) (не) хотел: он стыдился своей заносчивости, совей (не) удачи, стыдился всего зате..ного им дела. Молчание длилось, тяжёлое и (не) ловкое. Обоим было (не) хорошо. Каждый из них созн..вал, что другой его пон..мает. Друзьям это сознание пр..ятно, и весьма (не) пр..ятно (не) другам.   ­ (Не) туго (ли) я зав..зал вам ногу? – спросил, наконец, Базаров. _____________________________________________________________________________________________ КАРТОЧКА 9. Перепишите, расставляя знаки препинания.  Я   (н..)б..русь   опис..вать   сп..ктакли   чеховских   пьес   так   как   это   (н..)возможно.   Их   прелесть   в   том   что (н..)передаё..ся словами а скрыто под ними или в паузах или во взглядах актёров в излучени.. их внутр..него чувства. (При) этом ож..вают и мёртвые предметы на сцен.. и звуки и дек..рации и образы созд..ваемые артистами   и   самое   настроение   пьесы   и   всего   сп..ктакля.   Всё   дело   здесь   в   творческой   интуиц..   и артистическои чу..ств... _____________________________________________________________________________________________ КАРТОЧКА 10. Перепишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте состав выделенных слов.  Недолго думая я высмотрел место в тени пр..тащил туда новую ц..новку вид которой кажется подал мне первую мысль спать здесь и с громадным удовольствием  ра..тянулся  на ней. Закрыть глаза  ут..млённые солнечным светом было очень пр..ятно. Пришлось однако полуоткрыть их чтобы  ра..стегнуть  шт..блеты ра..пустить пояс и пол..жить что (нибудь) под голову. Я увид..л что туземцыстали полукругом в некотором отд..лении  от меня вероянто уд..вляясь и делая предпол..жения с том что будет дальше. _____________________________________________________________________________________________ КАРТОЧКА 11. Перепишите, расставляя знаки препинания. Выделенные слова разберите по частям речи. Море см..ялось. Под лёгк..м дуновением знойного ветра оно вздраг..вало и покрываясь мелкой рябью ярко отр..жавшей солнце улыбалось голубому небу тысячами серебр..ных улыбок. В глубок.. пространстве между морем и небом носился весёлый плеск волн  взбегавших  одна за другою на пологий берег песч..ной косы. Этот звук и блеск солнца тысяч..кратно отр..жённого рябью моря  гармонично  сл..вались в непр..рывное движение полное живой радости. Солнце было  счастливо  тем что св..тило море тем что отр..жало его л..кующий свет.   

КАРТОЧКА 12. Перепишите, расставляя знаки препинания.  Так   р..суждая   Селифан   забрался   наконец   в   самые   отд..лённые   отвлеч..ности.   Если   (бы)   Чичиков пр..слушивался то узнал (бы) много подробностей относившихся лично к нему но мысли его так были заняты своим предметом что один только сильный удар грома заставил его очну..ся и посмотреть вокруг себя всё небо было соверш..но обдож..но тучами и пыльная почтовая дорога опрыскалась каплями дождя. Громовой удар   раздался   в   другой   раз   громче   и   ближе   и   дождь   хлынул   как   из   ведра.   (С)начал..   пр..нявши   косое направление   хлестал   он   а   одну   сторону   кузова   кибктки   (по)том   в   другую   (по)том   изм..нивши   образ нап..дения и сделавшись совершенно прямым барабанил прямо (в) верх кузова. _____________________________________________________________________________________________ КАРТОЧКА 13. Перепишите, расставляя знаки препинания.  В п..лате было уже темно. Доктор поднялся и стоя начал рассказывать что пишут (за) границей и в Росси.. и какое замечается теперь направление мысли. Читая и (по) том ложась спать он всё время думал об Иван.. Дмитрич.. а проснувшись на другой день утром вспомнил что вчера посн..комился с умным и интересным человеком и решил сходить к нему ещё раз при первой возможност.. . Иван Дмитрич лежал в такой (же) позе как вчера обхв..тив голову руками и поджав ноги. Лица его не было видно. Здравствуйте мой друг сказал Андрей Ефимыч. Вы не спите (Во) первых я вам (не) друг проговорил  Иван Дмитрич в подушку а (во) вторых вы напрасно хлопоч..те не добьётесь от меня (н..) одного слова. Странно пробормотал Андрей Ефимыч в смущении. Вчера мы бесед..вали так мирно но вдруг вы почему (то) обид..лист… Вероятно я выр..зился как (н..будь) (н..) ловко или может быть высказал мысль несогласн.. с вашими убеждениями… Да так я вам и поверю! сказал Иван Дмитрич пр..подн..маясь и глядя на доктора насмешливо и с тревогой. Я ешё вчера понял зачем вы приходили.     _____________________________________________________________________________________________ КАРТОЧКА 6. Перепишите. Объясните слитное или раздельное написание НЕ. 1) Всё было полно грустного и сладостного, (не)  объяснимого весеннего очарования. 2) Культурный рост рабочего и крестьянина – факт (не) оспоримый. 3) Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа (не) разделим и вечен. 4) Левин, (не) замечаемый народом, продолжал лежать на копне, и смотреть, и слушать, и думать. 5) Все его поступки, большие и малые, (не) объяснимы. 6) Обе подруги были одних лет, но между ними была (не) измеримая разница во всём. 7) Тишина, (не) нарушаемая ни движением, ни звуком, особенно поразительна. 8) Князь Андрей мог думать, совершенно (не) зависимом от общих вопросов предмете – о своём полке. 9) Свечи, (не) зажигаемые по другим дням, разливали яркий свет по комнате.  _____________________________________________________________________________________________ КАРТОЧКА 7. Перепишите. Объясните слитное или раздельное написание НЕ. 1) Разговор Ефима Андреевича был важен, (не) тороплив и насыщен содержанием. 2) Я всё более убеждался, что это далеко (не) заурядный артист. 3) Иногда он представлял себя известным путешественником… Он открыл (не) изведанные ещё земли 4) Странные, ему самому (не) ясные ощущения волновали его. 5) Вихрь, (не) холодный, а тёплый, ударил по деревьям, по стенам, по улице. 6) Особенно хорош сад, (не) большой, но густой и приятно запутанный. 7) Старая барская стояла на (не) высокой, но заметной горушке. 8) Райский считал себя (не) новейшим, то есть (не) молодым, но отнюдь (не) отсталым человеком. 9) За курганами на востоке лежала желтоватая мгла, (не) похожая ни на дым, ни на пыль. _____________________________________________________________________________________________ КАРТОЧКА 11. Перепишите, расставляя знаки препинания. Выделенные слова разберите по частям речи. Море см..ялось. Под лёгк..м дуновением знойного ветра оно вздраг..вало и покрываясь мелкой рябью ярко отр..жавшей солнце улыбалось голубому небу тысячами серебр..ных улыбок. В глубок.. пространстве между морем и небом носился весёлый плеск волн  взбегавших  одна за другою на пологий берег песч..ной косы. Этот звук и блеск солнца тысяч..кратно отр..жённого рябью моря  гармонично  сл..вались в непр..рывное движение полное живой радости. Солнце было  счастливо  тем что св..тило море тем что отр..жало его л..кующий свет.   


Приложение 2

Карточка № 1

Разобрать словосочетания :

Дорожить временем, багряная листва, вязкое болото, сесть на стул, смешно говорить, правильно писать.



Карточка № 10

Разобрать словосочетания :

Сделать стол, идти к другу, отвечать правильно, модная одежда, главное дело, смотреть вправо.

Карточка № 19

Разобрать словосочетания :

Взять газету, встретиться завтра, музыкальный киоск, старый календарь, спускаться с гор, обидеть нечаянно.

Карточка № 2

Разобрать словосочетания :

Услышать звонок, новогодняя ёлка, боевой корабль, весело напевать, налить в кружку, жадно глядеть.


Карточка № 11

Разобрать словосочетания :

Есть рыбу, высокий камыш, писать вверху, сладкая конфета, ждать у дороги, долго размышлять.

Карточка № 20

Разобрать словосочетания :

Носить воду, часто дышать, горячий чай, мамино платье, положить в сумку, подпрыгнуть высоко.

Карточка № 3

Разобрать словосочетания :

Строить дом, чёрная рябина, слушать внимательно, школьный звонок, выложить из сумки, положить недалеко.


Карточка № 12

Разобрать словосочетания :

Написать письмо, счастливая жизнь, ходить за хлебом, зелёная ивушка, ярко светить, списать сегодня.

Карточка № 21

Разобрать словосочетания :

Передать книгу, громко возмущаться, красный платок, дальние края, говорить с отцом, учить всегда.

Карточка № 4

Разобрать словосочетания :

Читать без очков, увидеть впереди, весёлая песенка, солнечный луч, пить молоко, долго уговаривать.


Карточка № 13

Разобрать словосочетания :

Колоть дрова, влажная земля, копать неглубоко, ждать внизу, детская улыбка, опустить в воду.

Карточка № 22

Разобрать словосочетания :

Стирать бельё, медленно запоминать, тонкая нить, полевая мышь, идти к лесу, сделать вчера.

Карточка № 5

Разобрать словосочетания :

Тянуть за руку, отступить назад, главный вопрос, сыграть вальс, робкий взгляд, купить дёшево.


Карточка № 14

Разобрать словосочетания :

Приехать на станцию, тихо убаюкивать, смелый поступок, школьный двор, принять гостя, повернуть направо.

Карточка № 23

Разобрать словосочетания :

Нести с товарищем, весело рассмеяться, белый лист, кошкина миска, умывать лицо, лететь низко.

Карточка № 6

Разобрать словосочетания :

Выйти из школы, быстрая ходьба, городской парк, перевозить мебель, жить дружно, спрыгнуть сверху.



Карточка № 15

Разобрать словосочетания :

Помнить друзей, короткий путь, больно укусить, синий карандаш, тронуть за волосы, быстро замолчать.

Карточка № 24

Разобрать словосочетания :

Кивать головой, смотреть в окно, громкий крик, ласково говорить, правильный ответ, прилететь издалека.

Карточка № 7

Разобрать словосочетания :

Вылить из ведра, читать правильно, приоткрыть окно, школьный учебник, кухонный стол, уйти сегодня.



Карточка № 16

Разобрать словосочетания :

Заслонить экран, короткая надпись, спокойно ответить, правильный ответ, вложить в руку, упасть сверху.

Карточка № 25

Разобрать словосочетания :

Смотреть фильм, длинная коса, отрезать коротко, верный друг, играть с собакой, бросить далеко.

Карточка № 8

Разобрать словосочетания :

Получить посылку, смотреть из окна, зимняя дорога, нежно посмотреть, детская картина, стараться всегда.

Карточка № 17

Разобрать словосочетания :

Рисовать на доске, белая акация, плохо запомнить, волчья нора, мыть руки, умчаться вдаль.



Карточка № 26

Разобрать словосочетания :

Пить из стакана, гречневая каша, медленно говорить, рыжие волосы, шить платье, вымыть начисто.

Карточка № 9

Разобрать словосочетания :

Есть с хлебом, мирное небо, широко расставить, деревянный дом, плести косу, нырнуть вглубь.


Карточка № 18

Разобрать словосочетания :

Говорить с врачом, петь романс, пляжный костюм, неудачно пошутить, детский голос, увидеть вблизи.

Карточка № 27

Разобрать словосочетания :

Танцевать с партнёром, интересное задание, посмотреть гордо, серый кот, жечь бумагу, уехать внезапно.



Приложение 3

Дидактический материал. Карточки  по теме

«Простые и сложные предложения»

для учащихся 9 класса (Ю.П. Казаков «Тихое утро»)

Карточка 1.

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

   Он сел на постели долго таращил глаза на голубоватые потные окошки на смутно белеющую печь.
  Сладок предрассветный сон и голова валится на подушку и глаза слипаются но Яшка переборол себя.

   Всё исчезло притаилось сейчас и центром маленького замкнутого мира оказалась Яшкина изба.

  Кто-то проснулся раньше Яшки стучал возле кузницы молотком; чистые металлические звуки прорываясь сквозь пелену тумана долетали до большого невидимого амбара и возвращались оттуда уже ослабленными.

   Яшка соскочил с крыльца замахнулся удочками на подвернувшегося под ноги петуха и весело затрусил к риге. (Рига – крытое строение с печью для сушки льна или хлеба в снопах; иногда ригой называют обычный сарай).

   

Карточка 2.

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

   Подсыпав червякам свежей земли он побежал вниз по тропинке перевалился через плетень и задами пробрался к сараю где на сеновале спал его новый приятель – Володя.

   Володя зашевелился на сене долго возился и шуршал там наконец неловко слез наступая на незавязанные шнурки.

   Лицо его измятое после сна было бессмысленно и неподвижно а в волосы набилась сенная труха она же видимо попала ему и за рубашку потому что стоя уже внизу он всё дергал тонкой шеей поводил плечами и почёсывал спину.

   Володя выглянул на улицу лицо его оживилось глаза заблестели он начал торопливо зашнурывать ботинки.

   Володя промолчал покраснел и принялся за другой ботинок.

 

Карточка 2.

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

   Володя наконец справился с ботинками и подпрыгивая от обиды ноздрями и глядя прямо перед собой невидящим взглядом вышел из сарая.

   Он готов был отказаться от этой рыбалки и тут же разреветься но он так же ждал этого утра!

   За ним нехотя вышел Яшка и ребята молча не глядя друг на друга пошли по улице.

   Он подошёл к колодцу загремел цепью и вытащив тяжёлую бадью с водой жадно приник к ней.

   Пить ему не хотелось но он считал что лучше этой воды нигде нет, и поэтому каждый раз проходя мимо колодца пил её с огромным наслаждением.

Карточка 3.

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

   Вода переливаясь через край бадьи плескала ему на босые ноги он поджимал их но всё пил и пил изредка отрываясь и шумно дыша.

   Володе тоже не хотелось пить но чтобы ещё больше не рассердить Яшку он послушно припал к бадье и стал тянуть воду мелкими глоточками пока от холода у него не заломило в затылке.

   Володя ничего не ответил только втянул сквозь сжатые зубы воздух и примиряющее улыбнулся.

   Володе стало необыкновенно весело и он только теперь почувствовал как хорошо выйти утром из дому.

   Володя посмотрел в ту сторону откуда слышался гул трактора.

   Карточка 4.

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

   Бесконечно потянулся низкорослый овёс впереди еле проглядывала тёмная полоса леса.

   Вышли на бугор свернули вправо лощиной спустились вниз перешли тропкой через льняное поле и тут совсем неожиданно перед ними открылась река.

   Она была небольшая густо поросла ракитником ветлой по берегам ясно звенела на перекатах и часто разливалась глубокими, мрачными омутами.

   Солнце наконец взошло; тонко заржала в лугах лошадь и как-то необыкновенно быстро посветлело порозовело всё вокруг; ещё отчётливее стала видна седая роса на ёлках и кустах а туман пришёл в движение поредел и стал неохотно открывать стога сена тёмные на дымчатом фоне близкого теперь лета.

   В омутах раздавались редкие тяжкие всплески вода волновалась прибрежная куга тихонько покачивалась.

   Карточка 5.

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

   Володя готов был хоть сейчас начать ловить но Яшка шёл всё дальше берегом реки.

  Нечаянно он оступился влажные комья земли посыпались из-под его ног и тотчас же закрякали утки заплескали крыльями взлетели и потянулись над рекой пропадая в тумане.

   Володя облизнул пересохшие губы и спрыгнул вслед за Яшкой вниз.

   Оглядевшись он поразился мрачности которая царила в этом омуте.

   Пахло сыростью глиной и тиной вода была чёрная вётлы в буйном росте почти закрыли всё небо.

   Володя немного отодвинулся от воды и вздрогнул когда у противоположного берега гулко ударила рыба.

   Карточка 6.

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

   Володя приободрился а Яшка уже забыв про осьминогов нетерпеливо поглядывая на воду и каждый раз когда шумно всплёскивала рыба лицо его принимало напряжённо-страдальческое выражение.

   Размотав удочки он передал одну из них Володе отсыпал ему в спичечную коробку червей и глазами показал место где ловить.

   Почти сейчас же закинул свою насадку и Володя но зацепил при этом удилищем за ветлу.

   Яшка страшно взглянул на Володю выругался шёпотом а когда перевёл взгляд опять на поплавок то вместо него увидел только лёгкие расходящиеся круги.

   Яшка тотчас с силой подсёк плавно повёл рукой вправо с наслаждением почувствовал как в глубине упруго заходила рыба но напряжение лески вдруг ослабло и из воды чмокнув выскочил пустой крючок.

   

Карточка 7.

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

   Рука у Яшки устала и он осторожно воткнул удилище в мягкий берег.

   Володя посмотрел на Яшку и тоже воткнул своё удилище.

   Вода сразу ослепительно засверкала и загорелись капли росы на листьях на траве и на цветах.

   Яшке немного стыдно было что он упустил рыбу но вину свою он склнен был приписать Володе.

   Он хотел чем-нибудь уколоть Володю но вдруг схватился за удочку: поплавок чуть шевельнулся.

   Поплавок снова качнулся лёг набок чуть подержался в таком положении и опять выпрямился.

Карточка 8.

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

   Яшка мягко подсёк и сразу подался вперёд, стараясь выпрямить удилище.

   Леска с дрожащим на ней поплавком вычертила кривую Яшка привстал перехватил удочку другой рукой и чувствуя сильные и частые рывки опять плавно повёл руками вправо.

   Но мгновение рыба вырвалась из воды показала свой сверкающий широкий бок туго ударила хвостом подняла фонтан розовых брызг и опять ринулась в холодную глубину.

   Наконец он подвёл упирающуюся рыбу к берегу рывком выбросил её на траву и сейчас же упал на неё животом.

   У Володи пересохло горло сердце неистово колотилось.

   Он осторожно вытащил из-под живота большого холодного леща повернул к Володе своё счастливое широкое лицо сипло засмеялся было но улыбка его внезапно пропала глаза испуганно уставились на что-то за спиной Володи он съёжился.

Карточка 9.

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

   Володя обернулся и увидел что его удочка отвалив ком земли медленно сползает в воду.

   Он вскочил споткнулся и на коленях подтянувшись к удочке успел её схватить.

   Он вскочил схватил ком земли с травой готовясь швырнуть в лицо Володе как только он вынырнет.

   Но взглянув в оду он замер и у него появилось то томительное чувство которое испытываешь во сне когда вялое тело не подчиняется сознанию.

   Володя в трёх метрах от берега бил шлёпал по воде руками запрокидывая к небу белое лицо с выпученными глазами захлёбывался и окунаясь в воду всё силился что-то крикнуть.

   На ум ему сразу пришёл рассказ Мишки о громадных осьминогах на дне бочага в груди и животе стало холодно от ужаса: он понял что Володю схватил осьминог…

   

Карточка 10.

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

   Володя теперь уже не бился он почти весь скрылся под водой только макушка с торчащими волосами была ещё видна…

   Яшка не отрывая взгляда от этой макушки начал расстёгивать штаны потом вскрикнул и скатился вниз.

   Володя сразу же вцепился в Яшку стал быстро-быстро перебирать руками цепляясь за рубашку и сумку наваливаться на него по-прежнему выдавливая из себя нечеловеческие, страшные звуки.

   Чувствуя у себя на шее мёртвую хватку он попытался выставить из воды своё лицо но Володя дрожа мелкой дрожью всё карабкался на него наваливался всей тяжестью старался влезть на плечи.

   

Карточка 11.

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

   Он понял что Володя утопит его что пришла его смерть дёрнулся из последних сил забарахтался закричал так же нечеловечески страшно как кричал Володя минуту назад.

   Чувствуя ещё на себе тяжесть Володи он оторвал сбросил его с себя замолотил по воде руками и ногами и поднимая буруны пены в ужасе бросился к берегу.

   Взбаламученная вода в омуте успокаивалась и никого уже не было на её поверхности.

   Из глубины весело выскочило несколько пузырьков воздуха и у Яшки застучали зубы.

   Он оглянулся: ярко светило солнце и листья кустов и вётлы блестели радужно светилась паутина между цветами и трясогузка сидела вверху покачивала хвостом и блестящим глазом смотрела на Яшку.

Карточка 12.

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

   Яшка моргнул отпустил осоку повёл плечами под мокрой рубашкой глубоко вздохнул воздух и нырнул.

   Открыв под водой глаза он не мог сначала ничего разобрать: кругом дрожали неясные желтоватые и зеленоватые блики и какие-то  травы освещённые солнцем.

   Володя держался на боку одна нога его запуталась в траве а сам он медленно поворачивался покачиваясь подставляя солнечному свету круглое бледное лицо и шевеля левой рукой словно пробуя на ощупь воду.

   Яшке показалось что Володя притворяется и нарочно покачивает рукой что он следит за ним чтобы схватить как только он дотронется до него.

Карточка 13.

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

   Чувствуя что сейчас задохнётся Яшка рванулся к Володе схватил его за рубашку зажмурился торопливо дёрнул тело Володи вверх и удивился как легко и послушно Володя последовал за ним.

   Он запыхался и ослабел а Володя был всё такой же белый и холодный.

   Убежать бы куда-нибудь спрятаться чтобы только не видеть этого равнодушного, холодного лица!

   Голова Володи билась по земле волосы свалялись от грязи.

   Яшка выпустил Володины ноги закрыл глаза и сел на землю.

   Тогда Яшка вдруг сморщился зажмурился из глаз у него брызнули слёзы и он заревел.

Карточка 14.

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

   Глаза Володи потемнели рот приоткрылся и с испугом и недоумением смотрел он на Яшку.

   Володя заморгал покривился посмотрел опять на воду сердце его дрогнуло он всё вспомнил…

   Вода в омуте давно успокоилась рыба с Володиной удочки сорвалась удочка прибилась к берегу…

   Светило солнце пылали кусты обрызганные росой и только вода в омуте оставалась всё такой же чёрной.

   Воздух нагрелся и горизонт дрожал в его тёплых струях.

   




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!