СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности для обучающихся начальных классов

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Мироновская средняя общеобразовательная школа

Баганского района Новосибирской области



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ


«Я - исследователь»

Базовый уровень

Возраст обучающихся: 9 - 12 лет

Срок обучения: 2 года
















Автор-составитель:

Воронина Ирина Юрьевна,

педагог дополнительного образования










с. Мироновка, 2022

1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.



Пояснительная записка

Содержание дополнительной общеобразовательной программы разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения и опирается на следующие правовые акты и документы:

      1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

      2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09. 2014 № 1726-р).

      3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утверждена приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 № 196).

      4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р).

      5. Распоряжение правительства Новосибирской области от 31.10. 2018 г.№ 404-рп (с изменениями на 2 июля 2019 года) «О реализации Федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» в Новосибирской области.

      6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых".

      7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».

8. График внеурочных занятий, обучающихся МКОУ Мироновской СОШ.


Методические рекомендации

• Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».


Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить обучающегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере и одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я – исследователь» – модифицированная, естественнонаучной направленности. Она опирается на методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова.

Ценность программы заключается в том, что обучающиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.


Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.


Отличительные особенности программы «Я-исследователь» от других программ заключается в том, что приоритетным направлением системы обучения и воспитания по данной программе является формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Проведение занятия рассматривается как особое направление внеклассной и внешкольной работы, тесно связанное с учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков по предметам гуманитарного цикла.

Приобщение школьников к исследовательской деятельности позволит сформировать устойчивый интерес к определенной области знаний.

Данный элективный курс имеет большие возможности для повышения самообразовательной деятельности школьников. Программа «Я- исследователь» существенно повлияет на научную организацию труда школьников, научит структурно и лаконично представлять информацию, четко и доказательно излагать свои мысли, окажет существенную помощь в дальнейшем самоопределении старшеклассника.

Данная программа показывает значимость развития исследовательских умений школьников, но не исчерпывает содержания изучаемой проблемы. Дальнейшее изучение вопроса может проводиться в следующих направлениях:

1. Выявление детей с творческим потенциалом путем психологопедагогических исследований.

2. Развитие творческих способностей детей.

3.Исследование влияния развития творческих способностей на нравственные качества личности.

4. Дальнейшее совершенствование программы «Одаренные дети».

5. Дальнейшее внедрение методик исследовательской деятельности в учебные занятия по предметам


Направленность. Дополнительная общеобразовательная программа «Я-исследователь» имеет естественнонаучную направленность. Реализуется в очной форме с элементами дистанционного обучения на базе МКОУ Мироновская СОШ Баганского района, предназначена для обучающихся 9 -12 лет. Программа включает в себя теоретические и практические занятия.


Адресат программы: данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 9-12 лет без гендерных различий. Обучающиеся в этом возрастеимеют способность к взятию на себя новых обязанностей, которые лежат в основе учебной мотивации.В этом возрасте необходимо поддерживать сохранение исследовательского поведения, служащего«средством развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности».

Этот период является наиболее важным для развития творчества и формирования учебно-познавательных компетенций.В этот период можно выделить ведущую деятельность, которая включает приобретение опыта практической деятельности, новых знаний, умение решать различные задачи, работать в группе.


Объем программы: 272 часа.

Срок реализации: 2 года.


Форма обучения: очная, с применением дистанционных технологий.

Особенности организации образовательного процесса.Занятия организуются в форме партнерской деятельности с педагогом, где он демонстрирует инструменты исследовательской деятельности с помощью инструктивной карты, а обучающиеся получают инструмент решения самых разных задач. Программа «Я-исследователь» позволяет использовать методики самостоятельного открытия и групповой работы с минимальным сопровождением со стороны педагога, известные как сопровождаемое исследовательское обучение и открытое исследовательское обучение.

Формы организации деятельности детей в образовательном процессе:

- практикумы;

- дискуссии (обсуждения результатов исследования);

- семинары;

- экскурсии.

Оптимальная наполняемость групп: 5 -8 человек.

1-й год обучения – 5-8 человек;

2-й год обучения – 8 человек. Уменьшение численности связано с применением инновационного оборудования и усилением контроля техники безопасности.


Режим занятий:

- 1 год обучения - 136 часа в год, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

- 2 год обучения - 136 часа в год, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

Продолжительность занятия 45 минут, перемена между занятиями 10 минут.


Цель дополнительной общеобразовательной программы «Я-исследователь»: формирование и развитие исследовательского поведения и навыков учащихся, расширение и интегрирование знаний, вовлечение учащихся в активную проектно-исследовательскую деятельность.

Задачи программы:

Личностные

  • Развивать умение ставить проблему, формулировать тему и цель исследования,

  • Развивать ответственность за результаты собственной деятельности.

  • Воспитывать готовность и способность к саморазвитию и самообразованию.

  • Воспитывать уважительное отношение к иному мнению.

  • Формировать компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора.

Метапредметные:

  • Учить анализировать собственную творческую деятельность.

  • Учить проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения исследовательскими навыками.

  • Учить применять полученные знания для решения творческих задач.

  • Учить анализировать собственную деятельность, вносить необходимые коррективы.

  • Учить владению основами самоконтроля, самооценки, принятию решений и осуществлению осознанного выбора в практической деятельности.

  • Формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ.

Предметные:

  • Формировать умение вести исследовательскую деятельность.

  • Добывать новые знания.

  • Объяснять приобретенные знания и описывать их.

  • Формировать разработку предложения по применению добытых знаний, в том числе и в новых областях практики.

  • Формировать навыки презентации результатов своего труда.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ


1-й год обучения, 136 ч.


п/п

Название разделов, тем

Количество часов

Формы аттестации/контроля

всего

теория

практика

1.

Введение.

2

1

1

 

2.      2.

Что такое исследование? Что можно исследовать?

4

1

3

опрос

3.      3.

Как выбрать тему исследования? Как задавать вопросы?

3

1

2

беседа

4.      4.

Тема, предмет, объект исследования. Цели и задачи исследования.

3

1

2

беседа

5.      5

Что такое гипотеза? Учимся выделять гипотезы.

2

1

1

опрос

6.      6

Организация исследования. Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем.

7

1

6

беседа

7.      7

 Эксперимент. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях.

7

2

5

тест

8.      8

Сбор материала для исследования. Обобщение полученных данных.

6

2

4

беседа

9.      9

Как подготовить результат исследования. Как подготовить сообщение.

5

2

3

опрос

10

 Проект.  Научные исследования и наша жизнь.

4

2

2

беседа

11

Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования.

6

2

4

беседа

12

Какими могут быть  проекты?

7

3

4

беседа

13

Формулирование цели, задач исследования, гипотез.

8

4

4

опрос

14

Планирование работы.

7

3

4

опрос

15

Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии.

9

3

6

тест

16

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

6

2

4

тест

17

Работа по составлению списка литературы. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

4

2

2

беседа

18

Анализ прочитанной литературы.

4

2

2

беседа

19

Исследование объектов.

8

3

5

опрос

20

Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.

6

2

4

тест

21

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.

6

3

3

тест

22

Как сделать сообщение о результатах исследования

4

2

2

опрос

23

Оформление работы.

6

2

4

беседа

24

Работа на компьютере. Оформление презентации.

6

2

4

тест

25

Мини конференция по итогам собственных исследований

2

-

2

беседа

26

Анализ исследовательской деятельности.

2

-

2

беседа

27

Итоговое занятие

2

-

2

тест

Итого

136

47

89

 



Содержание дополнительной общеобразовательной программы первого года обучения

Тема 1. Вводное занятие.


Теория: Введение в программу. Знакомство с детьми. Правила техники безопасности на занятиях. Правила поведения в объединении, во время занятий, режим занятий, игры на знакомство. Необходимые инструменты, правила работы, организация рабочего места.


Практика: Игра на знакомство. Инструктаж по ТБ.


Тема 2. Что такое исследование? Что можно исследовать?


Теория: Исследование, выбор направления исследования. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске.

Практика: Задания на развитие аналитического мышления. Игра на развитие наблюдательности

  1. Знать исследовательские способности, пути их развития.

  2. Уметь находить значимые личностные качества исследователя.


Тема 3. Как выбрать тему исследования? Как задавать вопросы?


Теория: Понятие «тема исследования». Задания на развитие умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. Как задавать вопросы, подбирать вопросы по теме исследования.


Практика: Задания на развитие речи, аналитического мышления. Игра на развитие наблюдательности. Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей».


Тема 4. Тема, предмет, объект исследования. Цели и задачи исследования.


Теория: Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования. Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.


Практика: Тема, предмет, объект исследования. Цели и задачи исследования.


Тема 5. Выдвижение гипотезы.


Теория: Понятия: гипотеза, провокационная идея.

Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если…


Практика: Построение гипотезы. «Давайте вместе подумаем», «Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?», «Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей» и др.


Тема 6. Организация исследования. Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем.


Теория: Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).


Практика: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.), «Назови все особенности предмета», «Нарисуй в точности предмет», «Парные картинки, содержащие различие», «Найди ошибки художника».


Тема 7. Эксперимент. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях.


Теория: Понятия: эксперимент, экспериментирование.

способ Самый главный получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента. Проведение эксперимента на моделях.


Практика: Практическая работа. Эксперимент «Вообразилия».


Тема 8.Сбор материала для исследования. Обобщение полученных данных.


Теория: Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования. Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.). Анализ, обобщение, главное, второстепенное. Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.


Практика: Практические задания: «Учимся анализировать», «Учимся выделять главное», «Расположи материал в определенной последовательности».


Тема 9. Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите.


Теория: Составление плана подготовки к защите проекта. Сообщение, доклад. Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.


Практика: Подготовка сообщения по выбранной теме. Составление рассказов по заданному алгоритму.


Тема 10. Проект. Научные исследования и наша жизнь.


Теория: Что такое проект, чем проект отличается от исследования. Беседа о роли научных исследований в нашей жизни.


Практика: Подготовка проекта. Отличие проекта от исследования.


Тема 11. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования.


Теория: Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования.


Практика: Памятка «Как выбрать тему».


Тема 12. Какими могут быть проекты?


Теория: Знакомство с видами проектов.


Практика: Изучение различных видов проекта.


Тема 13. Формулирование цели, задач исследования, гипотез.


Теория: Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.


Практика: Определение цели, задач по выбранной теме.


Тема 14. Планирование работы.


Теория: Составление плана работы над проектом.


Практика: Игра «По местам».


Тема 15. Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии.


Теория: Познакомить с методами и предметами исследования. Эксперимент как форма познания мира.


Практика: Определить предмет исследования в своём проекте.


Тема 16. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.


Теория: Составление анкет, опросов.


Практика: Проведение интервью в паре.


Тема 17. Список литературы. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.


Теория: Работа по составлению списка литературы. Выбор необходимой литературы по теме проекта.


Практика: Составление списка литературы.


Тема 18. Анализ прочитанной литературы.


Теория: Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Требования к оформлению списка литературы.


Практика: Оформление списка литературы по требованиям.


Тема 19. Исследование объектов.


Теория: Исследование объектов


Практика: Практическое задание, направленное на исследование объектов в проектах обучающихся.


Тема 20. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.


Теория: Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?»


Практика: Составить рассказ по готовой концовке.


Тема 21. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.


Теория: Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы


Практика: Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.


Тема 22. Как сделать сообщение о результатах исследования.


Теория: Составление плана работы. Требования к сообщению.


Практика: Составление плана работы.


Тема 23. Оформление работы.


Теория: Оформление работы


Практика: Выполнение рисунков, поделок и т.п.


Тема 24. Работа на компьютере. Оформление презентации.


Теория: Работа на компьютере – создание презентации.


Практика: Оформление презентации.


Тема 25. Мини конференция по итогам собственных исследований.


Практика: Выступления учащихся с презентацией своих проектов.


Тема 26 Анализ исследовательской деятельности.


Теория: Анализ своей проектной деятельности.


Тема 27. Итоговое занятие.

Подведение итогов работы группы обучающихся по освоению дополнительной образовательной программы. Проверка теоретических знаний и практических умений обучающихся. Реализация полученных знаний, умений и навыков в новых ситуациях.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

2- год обучения, 136 ч.


п/п

Название разделов, тем

Количество часов

Формы аттестации/контроля

всего

теория

практика

 

Введение

2

1

1

беседа

1.

Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской и проектной работе. Культура мышления.

6

2

4

опрос

2.

Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.

11

3

8

беседа

3.

Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.

15

5

10

опрос

4.

Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.

15

5

10

беседа

5.

Предмет и объект исследования.

12

4

8

опрос

6.

Ознакомление  с литературой по данной проблематике, анализ материала.

13

5

8

тест

7.

Наблюдение и экспериментирование. Техника экспериментирования. Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования.

13

5

8

тест

8.

Правильное мышление и логика.

12

4

8

опрос

9.

Что такое парадоксы

8

2

6

тест

10.

Обработка и анализ всех полученных данных.

9

3

6

опрос

11.

Работа на компьютере. Оформление презентации.

10

-

10

беседа

12.

Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите.

8

2

6

опрос

13.

Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности.

2

1

1

тест

 

Итого

136

42

94

 


Содержание дополнительной общеобразовательной программы второго года обучения

Вводное занятие.


Теория: Введение в общеразвивающую программу. Правила техники безопасности на занятиях.

Практика: Правила поведения в объединении, во время занятий, режим занятий, игры на знакомство. Необходимые инструменты, правила работы, организация рабочего места.


Тема 1. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской и проектной работе. Культура мышления.


Теория: Виды тем. Практическая работа «Неоконченный рассказ».


Практика: Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами».


Тема 2. Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.


Теория: Ассоциации и аналогии. Задания на развитие умения выявлять проблему.


Практика: Работа над учебно-исследовательской работой «Мои любимые питомцы».


Тема 3. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.


Теория: Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Работа над актуальностью выбранной проблемы.


Практика: Работа над учебно-исследовательской работой «Мои любимые питомцы».


Тема 4. Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.


Теория: Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования.


Практика: Работа над учебно-исследовательской работой «Мои любимые питомцы».


Тема 5. Предмет и объект исследования.


Теория: Предмет и объект исследования.


Практика: Определение предмета и объекта исследования и их формулирование.


Тема 6. Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала.


Теория: Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы.


Практика: Работа над проектом «Открытки в технике квиллинга».


Тема 7. Наблюдение и экспериментирование. Техника экспериментирования. Наблюдение и наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования.


Теория: Наблюдение и экспериментирование.


Практика: Эксперимент с микроскопом, лупой. Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем». Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента. Работа над проектом.


Тема 8. Правильное мышление и логика.


Теория: Мышление. Логика. Задания на развитие мышления и логики.


Практика: Работа над проектом «Открытки в технике квиллинга» .


Тема 9. Обработка и анализ всех полученных данных.


Теория: Выборочное чтение. Подбор необходимых высказываний по теме проекта.


Практика: Работа над проектом «Открытки в технике квиллинга» .


Тема 10. Что такое парадоксы.


Теория: Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах.


Практика: Работа над проектом «Открытки в технике квиллинга».


Тема 11. Работа на компьютере. Оформление презентации.


Теория: Выполнение презентации к проекту. Подбор необходимых картинок.


Практика: Составление альбома иллюстраций. Выполнение поделок.


Тема 12. Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите.


Теория: Публичное выступление. Защита проекта.


Практика: Составление плана выступления.


Тема 13. Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности.


Подведение итогов работы за год. Анализ исследовательской и проектной деятельности. Выводы.


Планируемые результаты изучения дополнительной общеобразовательной программы «Я - исследователь».

Личностные:

  • формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательно- исследовательской деятельности;

  • осознавать возможность постижения окружающего мира, его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;

  • постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;

  • осознавать потребность и готовность к самообразованию в рамках самостоятельной деятельности;

  • оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Предметные:

  • освоение способов экспериментальной деятельности;

  • анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

  • самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений;

  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством педагога;

  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Метапредметные:

  • формирование навыков учебно-исследовательской и проектной деятельности;

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель эксперимента, выбирать тему проекта;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта или исследовательской работы).













II. Комплекс организационно-педагогических условий:

Календарный учебный график


Год реализации программы





Начало учебного года

I учебный период

I каникулярный период

II учебный период

II каникулярный период

III учебный период

III каникулярный период

IV учебный период

Летние каникулы

1 год

1 сентября

8 недель

01.11-08.11.

7 недель

29.12.-08.01.2023

11 недель

27.03.-03.04.2023

8 недель

25.05.23

Условные обозначения:

34 недель

Ведение занятий по расписанию

3 недели

Каникулярный период (каникулы - онлайн)


Календарный учебный график 1 и 2 года обучения представлен в Приложении 1.


Условия реализации программы


Занятия по программе проводятся в кабинете начальных классов в котором есть:

- удобная мебель и она правильно расставлена;

- соблюдается воздушно-тепловой режим 19-210, кабинет регулярно проветривается;

- хорошая освещённость;

- в кабинете ежедневно проводится влажная уборка;

- наличие инструкций по технике безопасности и правилам поведения.

Для реализации программы имеются:

- ноутбук;

- проектор;

- интерактивная доска;

-принтер, сканер;

-документ-камера.


Кадровое обеспечение. Программу реализует педагог с высшей квалификационной категорией (учитель начальных классов) своевременно проходящий курсы повышения квалификации. Осуществляет уход за техникой электрик, за растениями и чистотой в помещении- техничка.



Формы аттестации

Вводный контроль – в начале учебного года.

В качестве контрольных мероприятий используются следующие формы аттестации: устный опрос, проверочные задания, практическая работа, наблюдение.

В течение года-текущий контроль.

Формы фиксации результатов:

  • ведение журнала учёта работы кружка, грамоты и т.д

Итоговая аттестация проводится по окончании обучения по программе в форме открытого занятия, защиты проекто- исследовательских работ. Результаты итоговой аттестации обучающихся определяют: насколько достигнуты планируемые результаты дополнительной образовательной программы каждым обучающимся; полноту выполнения дополнительной общеобразовательнойпрограммы.

Оценочные материалыпредставлены в Приложении № 2


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, соревнования и другие.


Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:


- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);


- наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);


- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);


Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:


- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;


- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;


Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:


- фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;


- индивидуально-фронтальный- чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;


- групповой - организация работы в группах;


- индивидуальный- индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

и другие.


Методы и приемы: беседы, наблюдения, игры-практикумы, проблемные ситуации, конкурсы, викторины, коллективно-творческие дела, исследовательская деятельность.


Формы организации учебных занятий: групповая (с элементами дистанционных занятий).

Особенности организации образовательного процесса –группа разных возрастных категорий. Состав группы постоянный.

  • Индивидуальные занятия;

  • коллективно-групповые занятия (эксперименты, практикумы, конференции);

индивидуально-коллективные системы занятий (проекты, исследовательские работы, творческие недели)

Методы обучения–экспериментально-исследовательское обучение,проектно-исследовательское обучение,коучинг, консалтинг, участие в официальных мероприятиях, ИКТ

Исследовательский метод-решение обучающимися творческой, исследовательской задач с заранее неизвестным решением и предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике.подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы;

Метод проектирования - это создание новых, прежде не существующих объектов и явлений, предполагающее заранее запланированного продукта.

Коучинг- индивидуальное или коллективное управление более опытных учащихся менее опытными.

Консалтинг-консультирование, при котором обучающийся обращается за информацией или практической помощью к более опытному человеку по вопросам, касающимся области его исследования.

Участие в официальных мероприятиях – посещение обучающимися выставок, конференций, конкурсов.

Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ,

выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

Технологии, методики:

• уровневая дифференциация;

• проблемное обучение;

• моделирующая деятельность;

• поисковая деятельность;

• информационно-коммуникационные технологии;

• здоровьесберегающие технологии.



Рабочая программа воспитания на 2022-2023 уч. год

Цель воспитания – создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Задачи:

1. Сформировать общественные и нравственные качества обучающихся путем создания творческой атмосферы через совместную исследовательскую деятельность, проведение досуговых и культурно-массовых мероприятий педагогов, детей, родителей.

2. Сформировать у обучающихся гражданско-патриотическое сознание и экологическую культуру.

3. Прививать навыки здорового образа жизни и совершенствовать навыки безопасного поведения у обучающихся.

4. Развивать функциональную грамотность.


Приоритетные направления в организации воспитательной работы:

    • гражданско-патриотическое и экологическое воспитание;

    • социальное воспитание;

    • здоровьесбережение;

    • духовно-нравственное воспитание;

    • профориентация;

    • развитие коллектива.


Планируемые результаты.

1. Сформированы общественные и нравственные качества обучающихся, через совместную творческую деятельность педагогов, обучающихся и родителей;

2. У обучающихся сформировано гражданско-патриотическое сознание и духовно-нравственные ценности;

3. Обучающиеся мотивированы к творческой активности в различных сферах социально-значимой деятельности;

4. Привиты навыки здорового образа жизни и совершенствованы навыки безопасного поведения

5. Налажен контакт, позитивное общение и совместная творческая деятельность между обучающимися, родителями и педагогами, через проведение досуговых и культурно-массовых мероприятий.






Календарный план воспитательной работы на 2022-2023 уч. год


п/п

месяц

Направление

Мероприятие

Ответственные



Сентябрь


Профориентация.

Экскурсия в школьную лабораторию

Воронина И.Ю.



Гражданско-патриотическое и экологи ческое воспитание.


Игра «Юные экологи»

Воронина И.Ю.


Октябрь

Профориентация.


Квест естественнонаучной направленности «Тайны науки»

Воронина И.Ю.



Развитие функциональной грамотности

Игра «Деньги счёт любят»

Воронина И.Ю.


Ноябрь

Социальное воспитание.

Здоровье сбережение.

«Ура каникулы» спортивно развлекательные программы

Педагоги школы



Развитие функциональной грамотности

Игра «Дорогами открытий»

Воронина И.Ю.



Гражданско- патриотическое.


День народного единства. Викторина «Край родной на век любимый, милый край!».

Воронина И.Ю.



Духовно-нравственное воспитание.

Концертная программа ко Дню матери «Мамочка моя»

Педагоги школы


Декабрь


Социальное воспитание.

«Новогоднее окно» Конкурс на лучшее оформление кабинета

Воронина И.Ю.



Социализация.


Новогодние карнавал. Конкурс на лучший Новогодний костюм

Педагоги школы


Январь

Здоровьесбережение.


Занятие по антитеррористической безопасности «Осторожно-незнакомец!»

Педагоги школы


Февраль

Развитие коллектива.


Спортивно-игровая программа «Мой папа-герой!» ко Дню защитника Отечества.

Педагоги школы


Март

Развитие коллектива. Социализация.

Конкурсная программа «А ну ка девочки!»

Воронина И.Ю.



Развитие функциональной грамотности

Квест «По страницам детских книг»

Воронина И.Ю.


Апрель

Социальное воспитание.


Первые шаги в науку. Научная конференция

Воронина И.Ю.


Май

Гражданско-патриотическое и экологическое воспитание.

«Неделя добра» (совместно с РДШ)

Вахта памяти

Педагоги школы




Акция. Окно Победы.

Педагоги школы.





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА


1. Нормативно-правовые документы:

1. Конституция РФ.

2. Конвенция ООН «О правах ребенка». – М., 2012.

3. Федеральный Закон «Об образовании в РФ» - М., 2012 (Редакция от 13.07.2015 N 238-ФЗ с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)

4. Республиканский Закон «Об образовании в РБ». – Уфа, 2013 (№696-з от 1.07.2013 года, ред. от 01.07.2015)

5. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)

6. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным об-щеобразовательным программам (Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 года №1008.

7. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих про-грамм (включая разноуровневые программы). Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. п. 09-3242.

8. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

9. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 года № 613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»».

10. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172 – 14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организа-ций дополнительного образования детей».

11. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации, департамента молодеж-ной политики, воспитания и социальной защиты детей от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

12. Целевая программа «Развитие образования Республики Башкортостан на 2012- 2017 гг.».

13. Устав МАУ ДО Дворец творчества.

2. Основной список:

1.Ахмерова С.Г. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: монография. – М.: Арсенал образования, 2011. – 159 с.

2.Железная Т.С., Елягина Л.Н. Программа воспитания и социализация обучающихся детей в кон-тексте ФГОС нового поколения: Методические рекомендации по разработке программы. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2011. – 44с.

3.Педагогика. /Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Пед. наследие России, 2012. - 608 с.

4.Подласый И.П. Педагогика. - М.: Просвещение, 2014. - 465 с.

5.Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. - М.: Народное образование, 2012. - 856 с.

6.Сластенин В.А. И др. Общая педагогики. в 2 частях. – М: Академия, 2013. – 571 с.

7.Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Юристъ-Гардарика, 2012. - 519 с.

3.Дополнительный список:

1. Быстрицкая А. “Бумажная филигрань”.-"Просвещение", Москва, 2011.

2. Воронцов А.Б., Заславский В.М. Егоркина С.В. Проектные задачи в начальной школе: посо-бие для учителя. Москва «Просвещение»,2011.

3. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011.

4. Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”.-"Просвещение", Москва, 2012.

5. Ковалько В.И. «Здоровье - сберегающие технологии в начальной школе» М.:ВАКО, 2004

6. К здоровью через движение: рекомендации, развивающие игры, комплексы упражнений / авт.-сост. В.Ф.Феоктистова, Л.В. Плиева – Волгоград: Учитель, 2010. – 154 с.

7. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми.- Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2011 г.

8. Москаленко О. Физкультминутки в начальной школе. – М.: Граф-пресс, 2004

9. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение,2011.

10. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.

11. Уроки окружающего мира с применением информационных технологий. 3-4 классы. Мето-дическое пособие (+ CD-ROM) Составитель Е. Галанжина. Издательство: Планета, 2013 год.

4. Интернет – ресурсы:

1. http://ped-kopilka.ru/ - Учебно – методический кабинет

2. http://festival.1september.ru/- Открытый урок Первое сентября

3. http://standart.edu.ru/ - «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова

4. http://pedsovet.org - Педсовет

5. https://infourok.ru- Проект Инфоурок

6. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola - Социальная сеть работников образования

7. http://pedsovet.su/- Сообщество взаимопомощи учителей

8. https://open-lesson.net – Сайт для учителей и воспитателей.





























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  1. Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru/catalog/ext-search/?text=&title=&desc=&author=&id=&subject%5B%5D=29&class%5B%5D=50&res_type%5B%5D=&res_role%5B%5D=&full_text=&morph=1&cond=and-(Биология, 8 класс)(дата обращения: 19.04.21)

  2. Шестернинов Е.Е., Ярцев М.Н. Спутник исследователя – Москва : 2019.

  3. Горячев А.В., Иглина Н.И. Всё узнаю, всё смогу. // Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы). – М.: Баласс, 2014

  4. Савенков А.И. «Я - исследователь». //Рабочая тетрадь для младших школьников. Самара, Издательский дом «Федоров», 2014г.




















Приложение 1

Календарно-тематическое планирование-136 часов

(первый год обучения)

Дата

Время

проведения

занятий

Форма

занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Тема 1. Вводное занятие- 2 ч.

1,2


14:00-

16:00

Лекция.

Практическое занятие.

2

Введение в программу.

Игра на знакомство. Инструктаж по ТБ.


Оформляем рабочую тетрадь исследователя

Тема 2. Что такое исследование? Что можно исследовать?-4 ч.

3,4


14:00-

16:00

Практическое занятие.

2

Что такое исследование. Выбор направления исследования.


Оформляем рабочую тетрадь исследователя

5,6


14:00-

16:00

Практическое занятие.

2

Задания на развитие аналитического мышления.

Игра на развитие наблюдатель-ности.


Оформляем рабочую тетрадь исследователя

Тема 3. Как выбрать тему исследования? Как задавать вопросы?-3 ч.

7,


14:00-

16:00

Теоретическое занятие.

1

Понятие «тема исследования».


Оформляем рабочую тетрадь исследователя

8,9



14:00-

16:00

Практическое занятие.


2

Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей»


Оформляем рабочую тетрадь исследователя

Тема 4. Тема, предмет, объект исследования. Цели и задачи исследования- 3ч.

10,

11


14:00-

16:00

Практическое занятие.

2

Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования.


Оформляем рабочую тетрадь исследователя

12


14:00-

16:00

Теоретическое занятие

1

Тема, предмет, объект. Цели и задачи исследования.


Оформляем рабочую тетрадь исследователя

Тема 5.Выдвижение гипотезы-2 ч.

13,

14


14:00-

16:00

Практическое занятие

2

Понятия: гипотеза, провокационная идея.


Оформляем рабочую тетрадь исследователя

Тема 6. Организация исследования. Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем- 7 ч.

15,



14:00-

16:00

Беседа.

Теоретическое занятие

1

Метод исследования как путь решения задач исследователя.


Оформляем рабочую тетрадь исследователя

16,

17


14:00-

16:00

Практическое занятие

2

Знакомство с основными доступными методами исследования.



Отчет о проделанной работе

18,

19


14:00-

16:00

Беседа.

Практическое занятие

2

Тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.),


Отчет о проделанной работе


20,

21


14:00-

16:00

Беседа.

Практическое занятие

2

Игры «Назови все особенности предмета», «Нарисуй в точности предмет».


Участие в конкурсе.

Тема 7. Эксперимент. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях- 7 ч.

22,



14:00-

16:00

Лекция.Теоретическое занятие

1

Понятия: эксперимент, экспериментирование.


Отчет о практической работе.

23,

24


14:00-

16:00

Практическое занятие

2

Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов.


Отчет о практической работе

25,

26


14:00-

16:00

Практическое занятие

2

Проведение эксперимента на моделях.


Отчет о практической работе.

27,

28


14:00-

16:00

Практическое занятие

2

Практическая работа. Эксперимент «Вообразилия».


Отчет о практической работе

Тема 8. Сбор материала для исследования. Обобщение полученных данных- 6 ч.

29,

30


14:00-

16:00

Теоретическое занятие.

2

Что такое исследовательский поиск.


Отчет о практической работе.

31,

32


14:00-

16:00

Практическое занятие

2

Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).


Отчет о практической работе

33.

34


14:00-

16:00

Практическое занятие

2

Практические задания: «Учимся анализировать».


Отчет о практической работе.

Тема 9. Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите- 5 ч.

35,

36


14:00-

16:00

Практическое занятие

2

Составление плана подготовки к защите проекта.


Отчет о практической работе

37,

38


14:00-

16:00

Практическое занятие

2

Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании.


Отчет о практической работе.

39,



14:00-

16:00

Практическое занятие

1

Подготовка сообщения по выбранной теме. Составление рассказов по заданному алгоритму.


Отчет о практической работе

Тема 10. Проект. Научные исследования и наша жизнь- 4 ч.

40,

41


14:00-

16:00

Теоретическое занятие

2

Что такое проект, чем проект отличается от исследования.


Отчет о практической работе.

42,

43


14:00-

16:00

Практическое занятие

2

Подготовка проекта. Отличие проекта от исследования.



Тема 11. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования- 6 ч.

44,

45


14:00-

16:00

Теоретическое занятие

2

Беседа «Что мне интересно?».


Отчет о практической работе

46,

47


14:00-

16:00

Практическое занятие

2

Обсуждение выбранной темы для исследования.


Отчет о практической работе.

48,

49


14:00-

16:00

Практическое занятие

2

Памятка «Как выбрать тему».


Отчет о практической работе

Тема 12. Какими могут быть проекты?-7 ч.

50,

51


14:00-

16:00

Теоретическое занятие

2

Знакомство с видами проектов.


Отчет о практической работе.

52


14:00-

16:00

Теоретическое занятие

1

Знакомство с видами проектов. Обсуждение выбранной темы.


Отчет о практической работе

53,

54


14:00-

16:00

Практическое занятие

2

Изучение различных видов проекта.


Отчет о практической работе.

55,

56


14:00-

16:00

Практическое занятие

2

Изучение различных видов проекта. Правила оформления проектов.


Отчет о практической работе

Тема 13. Формулирование цели, задач исследования, гипотез- 8 ч.

57,

58


14:00-

16:00

Теоретическое занятие

2

Постановка цели исследования по выбранной теме.


Отчет о практической работе.

59,

60


14:00-

16:00

Практическое занятие


2

Определение задач для достижения поставленной цели.


Отчет о практической работе.

61,

62


14:00-

16:00

Теоретическое занятие

2

Выдвижение гипотез.


Отчет о практической работе.


63,

64


14:00-16:00

Практическое занятие

2

Определение цели, задач по выбранной теме.


Отчет о практической работе.

Тема 14. Планирование работы – 7 ч.

65,

66


14:00-

16:00

Теоретическое занятие

2

Составление плана работы над проектом.


Отчет о практической работе.

67,

68


14:00-16:00

Практическое занятие

2

Поиск информации в разных источниках.


Отчет о практической работе.

69,

70


14:00

16:00

Практическое занятие

2

Экскурсия в библиотеку. Поиск информации.


Отчет о практической работе.

71,



14:00-16:00

Теоретическое занятие

1

Игра «По местам».


Отчет о практической работе.

Тема 15. Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии- 9 ч.

72,

73


14:00

16:00

Практическое занятие

2

Познакомить с методами и предметами исследования.


Отчет о практической работе.

74



14:00-16:00

Теоретическое занятие

1

Эксперимент как форма познания мира.


Отчет о практической работе.

75,

76


14:00-16:00

Практическое занятие

2

Определить предмет исследования в своём проекте.


Отчет о практической работе.

77,

78


14:00-16:00

Теоретическое занятие

2

Экспериментальная работа над проектом.


Отчет о практической работе.

79,

80


14:00-16:00

Практическое занятие

2

Опрос, как один из способов исследования.


Отчет о практической работе.

Тема 16. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию -6 ч.

81,

82


14:00-16:00

Теоретическое занятие

2

Составление анкет.


Отчет о практической работе.

83,

84


14:00-16:00

Практическое занятие

2

Составление опросов.


Отчет о практической работе.

85,

86


14:00-16:00

Практическое занятие

2

Проведение интервью в паре.


Отчет о практической работе.

Тема 17. Список литературы. Отбор и составление списка литературы по теме исследования- 4 ч.

87,

88


14:00-16:00

Практическое занятие

2

Работа по составлению списка литературы. Выбор необходимой литературы по теме проекта.


Отчет о практической работе.

89,

90


14:00-16:00

Теоретическое занятие

2

Составление списка литературы.


Отчет о практической работе.

Тема 18. Анализ прочитанной литературы – 4 ч.

91,

92


14:00-16:00

Теоретическое занятие

2

Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Требования к оформлению списка литературы.


Отчет о практической работе.

93,

94


14:00-16:00

Практическое занятие

2

Оформление списка литературы по требованиям.


Отчет о практической работе.

Тема 19. Исследование объектов- 8 ч.

95,

96


14:00-16:00

Теоретическое занятие

2

Подготовка проектов на Конкурс проектов. 


Участие в конкурсе

97,

98


14:00-16:00

Теоретическое занятие

2

Исследование объектов.


Участие в конкурсе

99,

100


14:00-16:00

Практическое занятие

2

Практическое задание, направленное на исследование объектов в проектах обучающихся.


Отчет о практической работе.

101,

102


14:00-16:00

Практическое занятие

2

Методика проведения исследования



Отчет о практической работе.

Тема 20. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное -6 ч.

103

104


14:00-16:00

Практическое занятие

2

Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?»


Отчет о практической работе.

105,

106


14:00-16:00

Теоретическое занятие

2

Оформляем исследовательскую работу. Обработка данных.


Отчет о практической работе.

107,

108


14:00-16:00

Практическое занятие

2

Составить рассказ по готовой концовке



Отчет о практической работе.

Тема 21. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы- 6 ч.

109,

110


14:00-16:00

Практическое занятие

2

Анализ и синтез.


Отчет о практической работе.

111,

112


14:00-16:00

Теоретическое занятие

2

Суждения, умозаключения, выводы. Обработка данных.


Отчет о практической работе.

113,

114


14:00-16:00

Практическое занятие

2

Практическое задание направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.


Отчет о практической работе.

Тема 22. Как сделать сообщение о результатах исследования- 4 ч.

115,

116


14:00-16:00

Практическое занятие

2

Составление плана работы. Требования к сообщению


Отчет о практической работе.

117,

118


14:00-16:00

Теоретическое занятие

2

Требования к сообщению. Методика проведения исследования.


Отчет о практической работе.

Тема 23. Оформление работы- 6 ч.

119,

120


14:00-16:00

Практическое занятие

2

Обработка данных.Оформление работы.


Отчет о практической работе.

121,

122


14:00-16:00

Теоретическое занятие

2

Оформляем исследовательскую работу.


Отчет о практической работе.

123,

124


14:00-16:00

Практическое занятие

2

Выполнение рисунков, поделок и т.п. к исследовательской работе.


Отчет о практической работе.

Тема 24. Работа на компьютере. Оформление презентации – 6 ч.

125,

126


14:00-16:00

Практическое занятие

2

Работа на компьютере – создание презентации.


Отчет о практической работе.

127,

128


14:00-16:00

Теоретическое занятие

2

Обработка данных.


Отчет о практической работе.

129,

130


14:00-16:00

Практическое занятие


2

Оформляем исследовательскую работу.


Отчет о практической работе.

Тема 25. Мини конференция по итогам собственных исследований – 2 ч.

131,

132


14:00-16:00

Практическое занятие

2

Выступления учащихся с презентацией своих проектов.


Исследовательские работы

Тема 26. Анализ исследовательской деятельности- 2 ч.

133-134


14:00-16:00

Практическое занятие

2

Анализ своей проектной деятельности.



Тема 27. Итоговое занятие- 2 ч.

135-136


14:00-16:00

Практическое занятие

2

Подведение итогов занятия за год.
























Календарно-тематическое планирование-136 часов

(второй год обучения)

Дата

Время

проведения

занятий

Форма

занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Тема 1. Вводное занятие- 2 ч.

1,2


14:00-

16:00

Лекция.

Практическое занятие.

2

Введение в программу.

Игра на знакомство. Инструктаж по ТБ.


Оформляем рабочую тетрадь исследователя

Тема 1. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской и проектной работе. Культура мышления.-6 ч.

3,4


14:00-

16:00

Теоретическое занятие.

2

Виды тем.


Оформляем рабочую тетрадь исследователя

5,6


14:00-

16:00

Практическое занятие.

2

Виды тем. «Неоконченный рассказ».


Оформляем рабочую тетрадь исследователя

7,8


14:00-

16:00

Практическое занятие.

2

Виды тем. «Посмотри на мир другими глазами».



Тема 2. Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии - 11 ч.

9,10,

11


14:00-

16:00

Теоретическое занятие.

3

Ассоциации и аналогии. Задания на развитие умения выявлять проблему.


Оформляем рабочую тетрадь исследователя

12,13


14:00-

16:00

Практическое занятие.


2

Задания на развитие умения выявлять проблему.


Оформляем рабочую тетрадь исследователя

14,15


14:00-

16:00

Практическое занятие.

2

Работа над учебно-исследовательской работой «Мои любимые питомцы».


Оформляем рабочую тетрадь исследователя

16,17


14:00-

16:00

Практическое занятие.

2

Исследовательская работа «Мои любимые питомцы».



18,19


14:00-

16:00

Практическое занятие

2

Исследовательская работа «Мои любимые питомцы».



Тема 3. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.- 15 ч.

20,21,22


14:00-

16:00

Теоретическое занятие

3

Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем.


Оформляем рабочую тетрадь исследователя

23,24


14:00-

16:00

Практическое занятие.

2

Работа над актуальностью выбранной проблемы.


Оформляем рабочую тетрадь исследователя

25,26


14:00-

16:00

Практическое занятие.

2

Работа над учебно-исследовательской работой.



27,28


14:00-

16:00

Практическое занятие.

2

Работа над учебно-исследовательской работой «Мои любимые питомцы».


Оформляем рабочую тетрадь исследователя

29,30


14:00-

16:00

Практическое занятие.

2

Работа над учебно-исследовательской работой «Мои любимые питомцы».


Отчет о проделанной работе

31,32


14:00-

16:00

Практическое занятие.

2

Работа над учебно-исследовательской работой «Мои любимые питомцы».



33,34


14:00-

16:00

Практическое занятие.

2

Работа над учебно-исследовательской работой «Мои любимые питомцы».



Тема 4. Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.-15 ч.

35,36


14:00-

16:00

Теоретическое занятие

2

Постановка цели.


Оформляем рабочую тетрадь исследователя

37,38,39


14:00-

16:00

Теоретическое занятие

3

Определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования.


Отчет о проделанной работе

40,41


14:00-

16:00

Беседа.

Практическое занятие

2

Работа над учебно-исследовательской работой «Гордо реет флаг державный».


Отчет о проделанной работе


42,43


14:00-

16:00

Беседа.

Практическое занятие

2

Работа над учебно-исследовательской работой «Гордо реет флаг державный».


Участие в конкурсе.

44,45


14:00-

16:00

Практическое занятие

2

Работа над учебно-исследовательской работой «Гордо реет флаг державный».


Отчет о практической работе

46,47


14:00-

16:00

Практическое занятие

2

Работа над учебно-исследовательской работой «Гордо реет флаг державный».


Отчет о практической работе.

48,49


14:00-

16:00

Практическое занятие

2

Работа над учебно-исследовательской работой «Гордо реет флаг державный».


Отчет о практической работе

Тема 5. Предмет и объект исследования. - 12 ч.

50,51


14:00-

16:00

Теоретическое занятие.

2

Что такое исследовательский поиск.


Отчет о практической работе.

52,53


14:00-

16:00

Теоретическое занятие

2

Предмет и объект исследования.


Отчет о практической работе

54,55


14:00-

16:00

Практическое занятие

2

Определение предмета и объекта исследования.


Отчет о практической работе.

56,57


14:00-

16:00

Практическое занятие

2

Определение предмета и объекта исследования и их формулирование.


Отчет о практической работе

58,59


14:00-

16:00

Практическое занятие

2

Определение объекта исследования.


Отчет о практической работе.

60,61


14:00-

16:00

Практическое занятие

2

Определение предмета и объекта исследования и их формулирование.


Отчет о практической работе

Тема 6. Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала.- 13ч.

62,63


14:00-

16:00

Теоретическое занятие

2

Работа с литературой по выбранной теме.


Отчет о практической работе.

64,65,66


14:00-

16:00

Теоретическое занятие

3

Выборка необходимого материала для работы.



67,68


14:00-

16:00

Практическое занятие

2

Работа над проектом «Открытки в технике квиллинга».



69,70


14:00-

16:00

Практическое занятие

2

Работа над проектом «Открытки в технике квиллинга».


Отчет о практической работе

71,72


14:00-

16:00

Практическое занятие

2

Обсуждение выбранной темы для исследования.


Отчет о практической работе.

73,74


14:00-

16:00

Практическое занятие

2

Памятка «Как выбрать тему».


Отчет о практической работе

Тема 7. Наблюдение и экспериментирование. Техника экспериментирования. Наблюдение и наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования.- 13 ч.

75,76


14:00-

16:00

Теоретическое занятие

2

Наблюдение и экспериментирование


Отчет о практической работе.

77,78,79


14:00-

16:00

Теоретическое занятие

3

Наблюдение и экспериментирование. Знакомство с видами проектов.


Отчет о практической работе

80,81


14:00-

16:00

Практическое занятие

2

Изучение различных видов проекта.



Отчет о практической работе.

82,83


14:00-

16:00

Практическое занятие

2

Изучение различных видов проекта. Правила оформления проектов.



Отчет о практической работе

84,85


14:00-

16:00

Практическое занятие

2

Постановка цели исследования по выбранной теме.



Отчет о практической работе.

86,87


14:00-

16:00

Практическое занятие


2

Определение задач для достижения поставленной цели.


Отчет о практической работе.

Тема 8. Правильное мышление и логика – 12 ч.

88,89


14:00-

16:00

Теоретическое занятие

2

Мышление. Логика.


Отчет о практической работе.

90,91


14:00-16:00

Теоретическое занятие

2

Задания на развитие мышления и логики.


Отчет о практической работе.

92,93


14:00

16:00

Практическое занятие

2

Экскурсия в библиотеку. Поиск информации.


Отчет о практической работе.

94,95


14:00-16:00

Теоретическое занятие

2

Работа над проектом «Занимательная бумага» .


Отчет о практической работе.

96,97


14:00-16:00

Практическое занятие

2

Работа над проектом «Занимательная бумага» .


Отчет о практической работе.

98,99


14:00-16:00

Практическое занятие

2

Работа над проектом «Занимательная бумага» .


Отчет о практической работе.

Тема 9. Что такое парадоксы.-8 ч.

100,

101


14:00-16:00

Теоретическое занятие

2

Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах.


Отчет о практической работе.

102,

103


14:00-16:00

Практическое занятие

2

Работа над проектом «Занимательная бумага».


Отчет о практической работе.

104,

105


14:00-16:00

Практическое занятие

2

Работа над проектом «Занимательная бумага».


Отчет о практической работе.

106,

107


14:00-16:00

Практическое занятие

2

Работа над проектом «Занимательная бумага».


Отчет о практической работе.

Тема 10. Обработка и анализ всех полученных данных.– 9 ч.

108,

109,

110


14:00-16:00

Теоретическое занятие

3

Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Требования к оформлению списка литературы.


Отчет о практической работе.

111,

112


14:00-16:00

Практическое занятие

2

Работа над проектом «Занимательная бумага».


Отчет о практической работе.

113,

114


14:00-16:00

Практическое занятие

2

Работа над проектом «Занимательная бумага».


Отчет о практической работе.

115,

116


14:00-16:00

Практическое занятие

2

Работа над проектом «Занимательная бумага».


Отчет о практической работе.

Тема 11. Работа на компьютере. Оформление презентации.- 10 ч.

117,

118


14:00-16:00

Практическое занятие

2

Выполнение презентации к проекту.


Отчет о практической работе.

119,

120


14:00-16:00

Практическое занятие

2

Подбор необходимых картинок. Поиск в интернете.


Отчет о практической работе.

121,

122


14:00-16:00

Практическое занятие

2

Подбор необходимых картинок.


Отчет о практической работе.

123,

124


14:00-16:00

Практическое занятие

2

Составление альбома иллюстраций.


Отчет о практической работе.

125,

126


14:00-16:00

Практическое занятие

2

Выполнение поделок по теме.


Отчет о практической работе.

Тема 12. Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите.– 8 ч.

127,

128,

129,

130


14:00-16:00

Практическое занятие

4

Работа на компьютере – создание презентации.


Отчет о практической работе.

131,

132


14:00-16:00

Практическое занятие

2

Оформляем исследовательскую работу.


Отчет о практической работе.

133,

134


14:00-16:00

Теоретическое занятие

2

Публичное выступление. Защита проекта.


Отчет о практической работе.

Тема 13. Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности.– 2 ч.

135,

136


14:00-16:00

Практическое занятие

2

Подведение итогов работы за год. Анализ исследовательской и проектной деятельности. Выводы.


Исследовательские работы

Приложение 2

Оценочный лист индивидуального проекта

Критерии

Параметры

Фактический показатель

(от 1 до 3 баллов)1

Тема проекта

Тема проекта актуальна для учащегося и отражает его индивидуальные потребности и интересы


Тема отражает ключевую идею проекта и ожидаемый продукт проектной деятельности


Тема сформулирована творчески, вызывает интерес аудитории


Разработанность проекта

Структура проекта соответствует его теме


Разделы проекта отражают основные этапы работы над проектом


Перечень задач проектной деятельности отвечает направлен на достижение конечного результата проекта


Ход проекта по решению поставленных задач представлен в тексте проектной работы


Выводы по результатам проектной деятельности зафиксированы в тексте проектной работы


Приложения, иллюстрирующие достижение результатов проекта, включены в текст проектной работы


Значимость проекта для учащегося

Содержание проекта отражает индивидуальный познавательный стиль учащегося, его склонности и интересы


Идея проекта значима для учащегося с позиций предпрофильной ориентации и (или) увлечений и интересов в системе дополнительного образования


В тексте проектной работы и (или) в ходе презентации проекта учащийся демонстрирует меру своего интереса к результатам проекта, уверенно аргументирует самостоятельность его выполнения, показывает возможные перспективы использования результатов проекта


Оформление текста проектной работы

Текст проектной работы (включая приложения) оформлен в соответствии с принятыми в ОО требованиями


В оформлении текста проектной работы использованы оригинальные решения, способствующие ее положительному восприятию


Презентация проекта

Проектная работа сопровождается компьютерной презентацией


Компьютерная презентация выполнена качественно; ее достаточно для понимания концепции проекта без чтения текста проектной работы


Дизайн компьютерной презентации способствует положительному восприятию содержания проекта


Защита проекта

Защита проекта сопровождается компьютерной презентацией


В ходе защиты проекта учащийся демонстрирует развитые речевые навыки и не испытывает коммуникативных барьеров


Учащийся уверенно отвечает на вопросы по содержанию проектной деятельности


Учащийся демонстрирует осведомленность в вопросах, связанных с содержанием проекта; способен дать развернутые комментарии по отдельным этапам проектной деятельности


ИТОГО:


Максимальный бал – 63





Приложение 3


Рабочая тетрадь

КАК ВЫБРАТЬ ТЕМУ ИССЛЕДОВАНИЯ

Начало любого исследования – это тема работы. Выбрать тему несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент.

Если не можешь сразу определить тему, задай себе следующие вопросы (ответы можешь дать либо устно, либо письменно):

  • Что мне интересно больше всего? ______________________________________________

  • Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией или историей, спортом, искусством, музыкой и т.д.)? _______________________________________

______________________________________________________________________________

  • Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?__________________________________

______________________________________________________________________________

  • По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки? __________________________

_______________________________________________________________________________

  • Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко? ______________________

_______________________________________________________________________________

  • Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь? ____________________________________

_______________________________________________________________________________

Если эти вопросы не помогли, обратись к учителям, спроси родителей, поговори об этом с одноклассниками. Может быть, кто-то подскажет тебе интересную идею, тему твоего будущего исследования.

КАКИМИ МОГУТ БЫТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Все возможные темы можно условно распределить на три группы:

  • Фантастические – темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

  • Экспериментальные – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов;

  • Теоретические – темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных книгах, фильмах и других подобных источниках.

Кто зажигает звёзды? Кто построил пирамиды? Почему надуваются мыльные пузыри?

Запиши тему своего исследования:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Ты сформулировал тему своего исследования. Теперь надо подумать над целями и задачами твоей работы. Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь.

Запиши цель своего исследования:

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Узнать, что делает под водой водолаз… Выяснить, почему репейник колючий… Расследовать, зачем зебре полоски…

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ УТОЧНЯЮТ ЦЕЛЬ. ЦЕЛЬ УКАЗЫВАЕТ ОБЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ, А ЗАДАЧИ ОПИСЫВАЮТ ОСНОВНЫЕ ШАГИ.

Запиши задачи собственного исследования: _________________________________________

_________________________________________________________________________________

Итак, старт твоей исследовательской работы дан. Вперёд! К поставленным целям и задачам!

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ

Гипотеза – это предложение, рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого hupothesis– основание, предположение, суждение, которое выдвигается для объяснения какого-либо явления. Обычно гипотезы начинаются словами:

  • Предположим…

  • Допустим…

  • Возможно…

  • Что, если…

Почему самолёт оставляет в небе след?

Допустим, потому, что он разрезает небо…

Возможно, чтобы не заблудиться…

Что, если это послание инопланетянам…

Что такое хлебное дерево?

Предположим, оно вырастает из сухарей…

Почему цыплята жёлтые?

?????

Тебе для решения проблемы потребуется гипотеза или даже несколько гипотез-предположений по теме твоего исследования.

Запиши свою гипотезу. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную, на твой взгляд, поставь на первое место, менее важную – на второе и так далее._____________________________________________________________

____________________________________________________________________

Предположим, _______________________________________________________

____________________________________________________________________

Допустим, ___________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Возможно, ___________________________________________________________

Что, если ____________________________________________________________




Приложение 4

Руководство по подсчету баллов при оценивании

проекта/исследовательской работы или научного исследования


Критерий

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

Формулирование вопроса или гипотезы

Работа репродуктивного характера – присутствует лишь информация из других источников, нет обобщений, нет содержательных выводов

Работа в целом репродуктивна, но сделаны неплохие самостоятельные обобщения

Работа частично поисковая – в работе есть проблемы, которые имеют частный характер (не отражающий тему в целом, а касающиеся только каких-то её аспектов)

 

 

Работа исследовательская, полностью посвящена решению одной научной проблемы, пусть не глобального плана, но сформулированной самостоятельно.

Актуальность и оригинальность темы

Тема всем известная, изучена подробно, в литературе освещена полно. При этом автор не сумел показать, чем обусловлен его выбор кроме субъективного интереса, связного с решением личных проблем или любопытством.

Тема изученная, но в ней появились «белые пятна» вследствие новых данных, либо тема относительно малоизвестная, но проблема «искусственная». Не представляющая истинного интереса для науки.

 

Тема с достаточным количеством «белых пятен», либо проблема поставлена достаточно оригинально, вследствие чего тема открывается с неожиданной стороны.

Тема малоизученная, практически не имеющая описания, для раскрытия которой требуется самостоятельно делать многие выводы, сопоставляя точки зрения из соседних областей исследования.

Логичность доказательства

(рассуждения)

Работа представляет собой бессистемное изложение того, что известно автору по данной теме.

Работе можно заметить некоторую логичность в выстраивании информации, но целостности нет.

В работе либо упущены некоторые важные аргументы, либо есть «лишняя» информация. Перегружающая текст ненужными подробностями, но в целом логика есть.

 

 

Цель реализована последовательно, сделаны необходимые выкладки, нет «лишней2 информации, перегружающей текст ненужными подробностями.

Корректность в использовании литературных источников

В работе практически нет ссылок на авторов тех или иных точек зрения, которые местами могут противоречить друг другу и использоваться не к месту.

Противоречий нет, но ссылок либо практически нет, либо они делаются редко, далеко не во всех необходимых случаях.

Текст содержит наиболее необходимые ссылки на авторов в тех случаях, когда делается информация  принципиального содержания (определения, обобщения, описания, характеристика, мнение, оценка и т.д.)

Текст содержит все необходимые ссылки на авторов в тех случаях, когда даётся информация принципиального содержания (определения, описания, обобщения, характеристика, мнение, оценка т.д.), при этом автор умело использует чужое мнение при аргументации своей точки зрения, обращаясь к авторитетному источнику.

Количество источников

Нет списка литературы

1 – 2 источника

Список имеет несколько источников, но упущены некоторые важные аспекты рассматриваемой проблемы.

 

Список охватывает все основные источники по данной теме, доступные ученику.

Глубина исследования

Работа поверхностна, иллюстративна, источники в основном имеют популярный характер.

Работа строится на основе одного серьёзного источника, остальные – популярная литература, используемая как иллюстрация.

Рассмотрение проблемы строится на содержательном уровне, но глубина рассмотрения относительна.

Рассмотрение проблемы строится на достаточно глубоком содержательном уровне.

Оформление

Оформление носит абсолютно случайный характер, обусловленный собственной логикой автора.

Работа имеет какую-то структуру, но нестрогую.

Работа в общем соответствует требованиям, изложенным в следующей графе, но имеет некоторые недочёты, либо одно из требований не выполняется.

Работа имеет чёткую структуру, обусловленную логикой темы, правильно оформленный список литературы, корректно сделанные ссылки и содержание (оглавление).


1 Шкала оценивания может быть другой, например, от 1 до 10; соответственно, изменяется максимальный балл.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!