СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная предпрофессиональная программа "Русский танец"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная предпрофессиональная программа "Русский танец",для отделения хореографии ,школы искусств

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная предпрофессиональная программа "Русский танец"»

1. Пояснительная записка

Фольклор – это ценнейшее культурное достояние народов, которое необходимо осваивать, любить, беречь. Непонимание же молодежью искусства, созданного гением народа, происходит от серьезных пробелов в художественном ее воспитании, упущении в культурной работе в целом и почти полного отсутствия до недавнего времени пропаганды народного искусства в частности.

Утратить все эти богатства - значит нанести большой ущерб не только национальным культурам нашей страны, но и общему культурному фонду человечества.

В настоящее время возрос интерес к проблеме национального самосознания, к изучению традиционной народной культуры. В связи с этим актуальным и своевременным становится взгляд на фольклор как основу гуманитарного образования молодёжи.

Ориентация общества на возрождение национальной культуры русского народа предполагает обращение к его духовным традициям, обычаям, обрядам и более активное использование их воспитательного потенциала.

Решению задач воспитания подрастающего поколения на традициях отечественной культуры, приобщению детей к отечественным ценностям во многом способствуют занятия русским народным танцем.

Изучение русского народного танца способствует знакомству детей с богатейшим хореографическим фольклором нашей страны, воспитанию любви к Родине, к своей нации. Занятия русским народным танцем направлены на физическое развитие детей, равномерно укрепляет тело, развивает силу, ловкость, изящество.

Русский народный танец является одним из важных условий формирования разносторонне развитой личности, способной к преобразованию, самопознанию, профессиональному самоопределению, к творческой деятельности. Интерес к прошлому своего народа, к формированию обычаев, традиций, к региональным особенностям – непременное условие на занятиях русским народным танцем. Именно на этих занятиях создаётся прочный фундамент танцевальной культуры ребёнка, как части его общей духовной культуры в целом, и в конечном итоге обеспечивается решение важнейшей воспитательной задачи – формирование и воспитание гражданина России.

Понимая огромное значение русского народного танца в жизни ребенка, возникла необходимость в разработке данной программы.

Программа направлена на изучение подлинного фольклорного музыкально-хореографического материала, на знакомство с историей и бытом народа, на формирование творческих способностей детей.

Программа главной целью ставит личностное развитие ребенка через теоретическое и практическое изучение основ и тенденций русского народного танца, его языка, содержания и форм, региональных отличительных признаков. В ней уделяется особое внимание взаимосвязи различных элементов русской народной культуры с танцем.

Цель достигается через решение следующих задач:

  • воспитать у ребёнка моральные качества, такие как любовь к Родине, чувство коллективизма, чувство товарищества; приобщить детей к искусству танца, к богатству танцевального и музыкального народного творчества;

  • способствовать развитию художественного воображения, ассоциативной памяти, творческих способностей;

  • способствовать формированию танцевальных знаний, умений и навыков на основе овладения и освоения программного материала;

  • научить детей владеть основными движениями русского народного танца, включёнными в программу;



Программа по учебному предмету «Русский народный танец» рассчитана на 4 года обучения для детей от 10 до 14 лет (1х-4х классов) и может входить в вариативную часть учебного плана дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество». Объём часов по предмету составляет 33 часа в год. Занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью 1 академический час. Общий объем аудиторной нагрузки за весь период обучения составляет 132 часа.

Содержание программы дано по годам обучения и включает следующие разделы:

1. Раздел «История русского народного танца» помогает обучающимся, в овладении знаниями об истоках русского народного танца, его роли в развитии хореографии. Знакомит с этнографическими зонами русского населения, с областными особенностями исполнения движений русского танца. Его цель – дать широкое представление о русском народном танце, одном из наиболее распространённых и давних видов творчества русского народа.

2.Раздел «Хоровод – древнейший вид русского народного творчества» предполагает изучение игровых, орнаментальных хороводов, хороводных плясок учитывая областные особенности и манеру исполнения движений в различных регионах России. Целями раздела являются: знакомство с видами хоровода, с манерой исполнения движений в отдельных регионах России; изучение основных ходов и движений хоровода.

3.Раздел «Русская кадриль» знакомит детей с формами построения кадрили. Существуют линейные, квадратные, круговые кадрили. В разделе изучаются движения, характерные для кадрилей. Движения строятся, учитывая региональные особенности.

4.Раздел «Импровизированная пляска» - включает, изучение различных форм пляски: сольной, парной, групповой, массовой; перепляса. В этом разделе изучаются технически сложные группы движений, трюковые элементы, вращения. Пляски также строятся с учётом региональных особенностей исполнения.

Для успешной организации учебно-воспитательного процесса используются следующие методы работы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический.

В программе используются различные формы работы: индивидуальные, групповые, фронтальные.

Результатом реализации программы являются:

  • создание перспективы для будущего развития личности, получение возможности ее самоутверждения;

  • эстетическое воспитание детей, повышение их творческой активности;

  • выявление новых талантливых, одаренных детей;

  • выступления на концертах, массовых мероприятиях;

  • участие в конкурсах, музыкальных олимпиадах;

  • обмен творческим опытом с другими творческими коллективами.

Условиями для реализации данной программы является создание необходимой материально-технической базы: наличие танцевального зала с зеркалами и станками, музыкальных инструментов (фортепиано), CD – проигрывателя, DVD – проигрывателя, атрибутов танца, сценических костюмов, а также аудио- , видео- и электронных ресурсов.

Программа может быть использована педагогами учреждений дополнительного образования.













































2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

на 4 года реализации

I ГОД ОБУЧЕНИЯ

п/п

Темы, разделы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Введение в программу

1

1

2

2

История русского народного танца

1

1

2

3

Жанры русского народного танца

1

2

3

4

Хоровод – древнейший вид русского народного танца

1

2

3

5

Особенности танцевальных традиций Вологодской, Орловской областей

1

2

3

6

Основные положения рук, ног в русском народном танце

1

2

3

7

Основные шаги и ходы в русском народном танце

1

4

5

8

Основные движения в русском народном танце

1

4

5

9

Постановочная работа

1

6

7


ИТОГО:

9

24

33





II ГОД ОБУЧЕНИЯ

п/п

Темы, разделы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

История русского народного танца

1

2

3

2.

Русская кадриль

1

2

3

3.

Особенности танцевальных традиций Курской, Рязанской областей

1

2

3

4.

Положения рук в русском народном танце

1

2

3

5.

Упражнения у станка

1

4

6

6.

Основные движения в русском народном танце

1

5

6

7.

Постановочная работа

1

8

9


ИТОГО:

8

25

33





III ГОД ОБУЧЕНИЯ

п/п

Темы, разделы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

История русского народного танца

1

2

3

2.

Импровизированная пляска

1

2

3

3.

Особенности танцевальных традиций Воронежской, Владимирской областей

1

2

3

4.

Положения рук в русском народном танце

1

2

3

5.

Упражнения у станка

1

4

5

6.

Основные движения в русском народном танце

1

5

6

7.

Постановочная работа

1

8

9


ИТОГО:

8

25

33







IV ГОД ОБУЧЕНИЯ

п/п

Темы, разделы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

История русского народного танца

1

2

11

2.

Фигуры в русской народной пляске

1

2

10

3.

Особенности танцевальных традиций народов Белгородской области

1

2

14

4.

Упражнения у станка

1

6

31

5.

Основные движения в русском народном танце

1

6

32

6.

Постановочная работа

1

8

44


ИТОГО:

7

26

33









3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

І год обучения

Тема 1: Введение в предмет. Знакомство с хореографическим классом. Беседа «Приглашение в мир русского народного танца». Инструктаж по технике безопасности и «Правилам поведения в танцевальном зале». Требования к форме одежды.

Практическая часть: Разучить поклоны русского народного танца: простой поклон на месте; простой поклон с шагами вперёд и отходной назад; праздничный – обрядовый хороводный поклон (мужской и женский).

Тема 2: История русского народного танца. Истоки русского народного танца его роль в развитии хореографии. Скоморохи – первые профессионалы пляски.

Практическая часть: Выполнить проученные ранее прыжки, подскоки галоп под заданную музыку, подражая пляске скоморохов.

Тема 3: Жанры русского народного танца. Хороводы (орнаментальные, игровые). Кадрили (линейные, квадратные, круговые). Пляски (сольные, парные, групповые, массовые, переплясы). Отличительные особенности одного жанра от другого. Прослушивание музыкального материала характерного каждому жанру.

Практическая часть: Определить какой музыкальный материал, к какому жанру русского народного танца относится. Выполнить импровизацию на заданную музыкальную тему.

Тема 4: Хоровод – древнейший вид русского народного танца. Характеристика и определение хоровода. Виды хороводов (игровые, орнаментальные). Примеры орнаментальных хороводов. Примеры игровых хороводов. Примеры исполнения хороводов. Фигуры хороводов.

Практическая часть: Проучить основные фигуры хоровода: «Круг», «Два круга рядом», «Круг в круге», «Корзиночка», «Восьмёрка», «Улитка», «Змейка», «Колонна», «Стенка», «Воротики», «Гребень». Выполнить переходы из одной фигуры в другую.

Тема 5: Особенности танцевальных традиций Московской, Орловской областей. Знакомство с местными обычаями, традициями, обрядами, культурой, бытом, природными условиями народов Московской, Орловской областей. Характерные особенности исполнения русского народного танца в Тульской, Орловской областях. Отличительные черты исполнения движений.

Практическая часть: Проучить основные ходы из танцев народов Вологодской области: «Сударушка» - переменный ход с каблука; Комбинированный ход с приставкой; Мужской переменный шаг с ударами по голенищу; Женский переменный ход с каблука с круговым движением рук из танца «Орловская мотаня»; Переменный шаг назад.

Тема 6: Основные положения рук, ног в русском народном танце. Отличие положений рук и ног в русском народном танце от позиций рук и ног в классическом танце.

Практическая часть: Проучить основные положения рук: Подготовительное положение; 1-е основное положение; 2-е основное положение; Положения рук с платочком;

Проучить основные положения ног: 5 прямых положений; 5 свободных положений; 2 закрытых положения.

Тема 7: Основные шаги и ходы в русском народном танце.

Знакомство с основными шагами и ходами русского народного танца. Отличие от шагов и ходов классического танца.

Практическая часть: Проучить основные шаги и ходы: Простой; Простой шаг с притопом; Простой шаг с выносом ноги на каблук; Шаркающий шаг; Переменный ход вперёд; Переменный ход с притопом; Переменный ход с каблука; Переменный ход назад; Боковые, приставные шаги; Дробная дорожка

Тема 8: Основные движения в русском народном танце. Специфика исполнения движений в русском народном танце. Отличие от исполнения движений в танцах других народов.

Практическая часть: Проучить основные движения русского народного танца: «Ёлочка»; «Гармошка»; «Ковырялочка»; «Моталочка»; «Маятник» «Упадание»; «Припадание»; Одинарная дробь; Двойная дробь; Простая хлопушка; Хлопушка с переступанием;

Тема 9: Постановочная работа. Знакомство с музыкальным материалом предлагаемого хореографического произведения, с действующими героями будущего номера. Обсуждение костюмов.

Практическая часть: Проучить отдельные элементы, движения, ходы танца; Проучить танцевальные комбинации; Выучить заданное хореографическое произведение.





II год обучения

Тема 1: История русского народного танца. Взаимосвязь русского народного танца с другими видами творчества (музыкой, песней, устным народным творчеством и т. д.).

Практическая часть: Выучить игровой хоровод с использованием песен, потешек, прибауток.

Тема 2: Русская кадриль. Возникновение кадрили. Формы построения кадрили. Манера исполнения.

Практическая часть: Развести и выучить учебную, квадратную кадриль на основе движений программного материала.

Тема 3: Особенности танцевальных традиций Курской, Рязанской областей. Знакомство с местными обычаями, традициями, обрядами, культурой, бытом, природными условиями народов Курской, Рязанской областей. Характерные особенности исполнения русского народного танца в Курской, Рязанской областях. Отличительные черты исполнения движений.

Практическая часть: Проучить основные ходы из танцев народов Курской области: Девичий двойной шаг с приставкой из танца «Тимоня»; Ход назад с подъёмом на полупальцы по VI позиции; Мужской ход – мелкие переборы, на каждую шестнадцатую долю такта.

Рязанской области: Основной ход танца «Секиринская плясовая»; Подскоки и притопы; Основной ход танца «Рязанская змейка»

Тема 4: Положения рук в парах. Показ презентации с использованием положений рук в парах и видеопоказ парных танцев в мультимедийном классе.

Практическая часть: Проучить положения рук в парах: «За руку»; «Под руку»; «Крест – накрест»; «Свечка»; «Берёзка»; «Блинчики»; «Лодочка»; «Замок».

Тема 5: Упражнения у станка. Понятие экзерсиса у станка в русском народном танце. Отличие от экзерсиса в классическом танце.

Практическая часть: Подготовительное движение рук; Деми и гранд плие (перевод из позиции в позицию приемом батман тандю) в народном танце; Батман тандю с выносом ноги на каблук Батман тандю с выносом ноги в сторону и с поворотом стопы внутрь; Батман тандю с ударом пятки опорной ноги об пол; Батман тандю жете с работой стопы; Упражнение для бедра; Подготовка к “веревочке”; «Верёвочка»; Выстукивание по 6-ой и 3-ей позиции.Лицом к станку: Подготовительные движения к присядкам и полуприсядкам; Присядка с открыванием оги в сторону на каблук; На полуприседании и полном приседании; Подскоки на полном приседании (мячик); Присядка – «Разножка» на каблуки в стороны «Голубцы»: низкий, высокий, одинарный и двойной по 6-й позиции.

Тема 6: Основные движения в русском народном танце. Движения из танцев народов Курской и Рязанской областей. Областные особенности исполнения. Переход к более сложным движениям.

Практическая часть: Проучить движения русского народного танца: «Моталочка» с подскоком и притопом из танцев Рязанской области; Дробь с подскоком и разворотом колена из выворотного в не выворотное положение; Сдвоенная дробь с притопом; Двойная дробь с переступанием ноги накрест вперёд; Мелкая двойная дробь на одной ноге с переступанием и продвижением вперёд из танцев Курской области; Двойная дробь на одной ноге с тремя переступаниями и притопом; Дробный шаг с выносом ноги на каблук и притопом; Двойная дробь с притопом; Простая верёвочка; «Ковырялочка» с подскоком на опорной ноге; «Ковырялочка» в сочетании с моталочкой; «Ковырялочка» в сочетании с «Гармошкой», «Ёлочкой»; «Голубцы» на середине класса; Присядка с выносом ноги на каблук; Присядка с выносом ноги на воздух; Присядка – «Разножка»; «Мяч»; «Мяч» с «Разножкой»; Хлопушка с поворотом; Удары по голенищу сапога – «К себе» и «От себя»; Удары по носку сапога; Одинарные удары ладонями по подошве сапога.

Тема 7: Постановочная работа. Знакомство с музыкальным материалом предлагаемого хореографического произведения, с действующими героями будущего номера. Обсуждение костюмов.

Практическая часть: Проучить отдельные элементы, движения, ходы танца; Проучить танцевальные комбинации; Выучить заданное хореографическое произведение.





III год обучения

Тема 1: История русского народного танца. Место и роль русского народного танца в народных обрядах и праздниках. Современные формы развития русского народного танца.

Практическая часть: Ознакомиться со свадебным обрядом. Выполнить все действа свадебного обряда через движения, заданные руководителем. Просмотреть и обсудить видеофильм о современных коллективах русского народного танца.

Тема 2:Импровизированная пляска. История возникновения пляски. Обрядовый, культовый характер пляски. Отличительные особенности пляски. Виды русской народной пляски (одиночная, парная, групповая, массовая, перепляс). Частушка в импровизированной пляске.

Практическая часть: Проучить учебный массовый пляс на основе программного материала, в котором принимают участие все без исключения участники группы.

Тема 3: Особенности танцевальных традиций Воронежской, Владимирской областей. Знакомство с местными обычаями, традициями, обрядами, культурой, бытом, природными условиями народов Воронежской, Владимирской областей. Характерные особенности исполнения русского народного танца в Воронежской, Владимирской областях. Отличительные черты исполнения движений.

Практическая часть: Проучить основные ходы из танцев народов Воронежской области: Девичий плавный ход; «Дорожка» с подскоком из танца «Воронежские гуляния». Владимирской области: Тройной притоп с поднятием колен из танца «Топотуха»; «Упадание» со сгибанием ноги назад из танца «Топотуха»;

Тема 4: Положения рук в русском народном танце. Показ презентации с использованием положений рук в массовых танцах и видеопоказ групповых и массовых плясок в мультимедийном классе.

Практическая часть: Проучить положения рук в массовых танцах: «Звёздочка»; «Карусель»; «Корзиночка; «Цепочка»; «Ручеёк».

Тема 5: Упражнения у станка. Подготовка к более сложным упражнениям у станка, объяснение их необходимости.

Практическая часть: Деми и гранд плие (исполняется по выворотным позициям, переход из позиции в позицию через развороты одной или 2-х стоп.); Батман тандю с поворотом бедра и стопы внутрь; Каблучный батман; Батман тандю жете с работой пятки опорной ноги; Характерный ронд де жамб партер; Па тортье; Характерный батман фондю. Подготовка к “веревочке” с подъемом на полупальцы; Упражнение для бедра (поворот бедра внутрь и наружу) на полной стопе, на полупальцах; Подготовка к флик фляку. Упражнение на выстукивание по 6-ой позиции: чередование ударов полупальцами; чередование ударов каблуками; чередование ударов полупальцами и каблуками. Батман девелопэ (плавный и отрывистый). Гранд батман жете (исполняется как в классическом танце). Одинарное и двойное заключение; Голубцы с двойным ударом в прыжке по 6-ой позиции.

Тема 6: Основные движения в русском народном танце. Движения из танцев народов Воронежской и Владимирской областей. Областные особенности исполнения. Переход к более сложным движениям.

Практическая часть: Проучить движения русского народного танца: Синкопированная дробь; Дробное шассе; Дробный «Ключ»; Дробный «Ключ» в повороте; Дробь с подскоком в повороте; Дробная дорожка в повороте; «Молоточки»; «Молоточки» с поворотом; «Ковырялочка» с поворотом; «Ковырялочка» с выниманием ноги вперёд на каблук; «Верёвочка» с переступанием; «Верёвочка» с продвижением; Двойная «Верёвочка»; Присядка с «Ковырялочкой»; Присядка со сгибанием ноги в колене; «Ползунок» с вытягиванием вперёд прямой ноги; Хлопушка с концовкой; Комбинированные удары ладонями по бедру, голенищу сапога и подошвам ног; Хлопушечные танцевальные комбинации; Трюки

Тема 7: Постановочная работа. Знакомство с музыкальным материалом предлагаемого хореографического произведения, с действующими героями будущего номера. Обсуждение костюмов.

Практическая часть: Проучить отдельные элементы, движения, ходы танца; Проучить танцевальные комбинации; Выучить заданное хореографическое произведение.



IV год обучения

Тема 1: История русского народного танца. Фольклорные песенно-танцевальные источники. Связь песни и танца в русском народном творчестве. Ведущие коллективы русского народного танца.

Практическая часть: Разучить слова русской народной песни «Веретёнце». Разучить и исполнить вокально-хореографическое произведение «Веретёнце» с элементами игровых сценок.

Тема 2: Фигуры в русской народной пляске

Практическая часть: Разучить основные фигуры русской народной пляски и выполнить перестроение из одного рисунка в другой используя ходы и движения программного материала: «Круг»; «Круг в круге»; «Два круга рядом»; «Звёздочка»; «Карусель»; «Корзиночка»; «Цепочка»; «Ручеёк»; «Шен»

Тема 3: Особенности танцевальных традиций народов Белгородской области. Знакомство с местными обычаями, традициями, обрядами, культурой, бытом, природными условиями народов Белгородской области. Характерные особенности исполнения русского народного танца в Белгородской области. Отличительные черты исполнения движений.

Практическая часть: Проучить основные ходы из танцев народов Белгородской области: Шаг с подскоком и дробной дорожкой из танца «Белгородские трындырлюкалки»; Простые шаги с соскоком по VI позиции и «Упаданием»

Тема 4: Упражнения у станка. Подготовка к более сложным упражнениям у станка, объяснение их необходимости.

Практическая часть: Деми плие (отрывистое); Батман тандю с поворотом бедра; Каблучный батман на 90 градусов; Ронд де пье; Проучивание па тортье с поворотами и ударами стопой; Подготовка к «Веревочке» с прыжком; «Веревочка»; Флик фляк с переступанием, с ударом пятки опорной ноги; Упражнение для бедра с прыжком; Батман девелопе на деми плие и полупальцах опорной ноги ; Гранд батман жете с увеличенным размахом.

Тема 5: Основные движения в русском народном танце. Движения из танцев народов Белгородской области. Областные особенности исполнения. Переход к более сложным движениям.

Практическая часть: «Ковырялочка» с упаданием из танцев Белгородской области; Подбивка подряд в одну сторону; Подбивка в разные стороны; Подбивка с переступаниями; Подбивка в повороте вокруг себя; Комбинированные вращения (с дробью, с хлопушкой, с присядкой, с моталочкой); «Верёвочка» с переборами – тройная; «Косичка»; «Ключи» - смешанные, комбинированные; «Закладка» на месте; Дробь разговорная с продвижением вперёд; Дробь мужская, комбинированная с хлопушками.

Тема 6: Постановочная работа. Знакомство с музыкальным материалом предлагаемого хореографического произведения, с действующими героями будущего номера. Обсуждение костюмов.

Практическая часть: Проучить отдельные элементы, движения, ходы танца; Проучить танцевальные комбинации; Выучить заданное хореографическое произведение к зачетному занятию.

























4. Требования к знаниям и умениям обучающихся

I год обучения

Предполагаемые знания:

  • знать истоки русского народного танца;

  • знать роль русского народного танца в развитии хореографии;

  • знать жанры русского народного танца;

  • знать методику исполнения поклонов в русском народном танце;

  • знать основные положения ног и рук в русском народном танце;

  • знать основные фигуры хоровода;

  • знать положения рук с платком;

  • знать областные особенности исполнения движений русского танца.

Предполагаемые умения:

  • уметь выполнять основные шаги и ходы русского танца;

  • уметь выполнять простые движения русского народного танца: «Ёлочка», «Гармошка», «Упадание», «Припадание», «Ковырялочка», «Моталочка»;

  • уметь выполнять основные ходы и шаги народов Вологодской, Орловской областей;

  • уметь переводить руки из одного положения в другое;

  • уметь выполнять движения: одинарные и двойные притопы, боковые приставные шаги, тройные хлопки.

II год обучения

Предполагаемые знания:

  • знать о взаимосвязи русского народного танца с другими видами творчества;

  • знать об отличительных областных особенностях исполнения дробей и переборов;

  • знать положения рук в парах;

  • знать формы построения русской кадрили;

  • знать о характерных особенностях исполнения русской кадрили в Курской, Рязанской областях.

Предполагаемые умения:

  • уметь выполнять переборы и простые дроби;

  • уметь выполнять комбинации у станка на основе областных отличительных особенностей исполнения русских движений;

  • уметь выполнять простые вращения и трюки;

  • уметь самостоятельно танцевать этюды на основе программного материала.



III год обучения

Предполагаемые знания:

  • знать о месте и роли русского танца в народных обрядах и праздниках;

  • знать виды русской пляски;

  • знать областные особенности исполнения русской народной пляски в Воронежской, Владимирской областях;

  • знать о современных формах развития русского народного танца.

Предполагаемые умения:

  • уметь выполнять основные движения в плясках народов Воронежской, Владимирской областей;

  • уметь выполнять комбинации на середине на основе областных отличительных особенностей исполнения русских движений;

  • уметь выполнять сложные танцевальные движения, комбинации, трюки;

  • уметь самостоятельно выполнять этюды на танцевальную лексику различных областей России.



IV год обучения

Предполагаемые знания:

  • знать фольклорные песенно-танцевальные источники;

  • знать о ведущих коллективах русского народного танца;

  • знать основные положения и движения ног, рук, корпуса, головы в танцах народов Белгородской области;

  • знать основные фигуры русской народной пляски.

Предполагаемые умения:

  • уметь выполнять движения и комбинации на основе областных отличительных особенностей исполнения русских движений;

  • уметь выполнять технически сложные элементы русского народного танца;

  • уметь выполнять основные шаги и движения характерные танцам народов Белгородской области;

  • уметь выполнять этюды, построенные на основе программного материала.



Для оценивания и отслеживания результатов облученности детей в школе разработаны следующие критерии и показатели:



п/п

Критерии

Упражнения

Показатели критерий

1 уровень

2 уровень

3 уровень

1




























2























3

МУЗЫКАЛЬ-НОСТЬ

- характер музыки;

- темп музыки;

- ритмический рисунок
























КООРДИНАЦИЯ

- ориентация в зале (по линии танца, против линии танца, диагональ),

- координация движений (сочетание движений рук, ног, головы, корпуса)












ТАНЦЕВАЛЬНОСТЬ

- логичность движения;


- совпадение точки опор и центра тяжести при переносе корпуса с одной ноги на другую;


- эмоциональность исполнения.





«Матрёшки» - определение характера музыки, темпа.

«Веселые ложкари»- разнообразный ритмический рисунок.



















«Утушка луговая» - дети под музыку идут по линии танца, по команде педагога разворачиваются против линии танца, в круг, по диагонали.

Танец-игра «Во кузне» - сочетание движений ног, рук, головы, корпуса.









«А я по лугу» - дети под песню выполняют образные движения, в соответствии словам и музыки песни.


Определение характера и темпа музыки неточное. Прохлопываниеритмического рисунка несогласован с ритмическим рисунком музыки.











Неточное определение направлений. Нет согласованности в исполнении движений разными частями тела.













Средний танцевальный шаг. Вращения средние. Исполнение движений не эмоциональное.


Точное определение характера музыки. Затруднения в смене темпа музыки. Неполная согласованность воспроизведения ритмического рисунка хлопками с ритмическим рисунком музыкального материала.

Знание направлений не совсем точное.

Расхождение в движениях рук, ног, головы, корпуса. Не совсем точное воспроизведение движений разными частями тела.






Исполнение простых связок движений. Вращения средние. Не эмоциональное исполнение движений


Точное определение характера и темпа музыки. Воспроизведение ритмического рисунка в соответствии с ритмом музыки.

















Точное определение направлений, ориентация в зале – движение на слова «по линии танца», «против линии танца», по диагонали. Умение точно воспроизводить движения, в соответствии с музыкальным материалом








Точное, образное исполнение движений. Танцевальный шаг, вращения точно под музыку. Эмоциональное исполнение движений.



5. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Обязательным атрибутом учебной практики остаются аттестационные мероприятия во всем разнообразии их форм, которые позволяют объективно оценивать успешность образовательного процесса. Но необходимость продемонстрировать результат своих занятий является для ребенка стимулом в работе лишь в том случае, когда форма промежуточной аттестации (просмотр, контрольный урок, открытый урок для родителей, концерты, экзамен) психологически доступна ребенку.

Начнем с того, что оценка и отметка – не одно и тоже понятие.

Оценка – устный комментарий педагога (улыбка учителя или словесное ободрение) – это совершенно необходимая «обратная связь» в учебном процессе. А главное, что оценка нужна для того, чтобы у учеников сложились умения самооценки. Отметка – это формализованная система оценок (балл от 1 до 5). Она считается пятибалльной, хотя на самом деле она четырехбальная – 2, 3, 4, 5.

Кроме того, отметка, по мнению психологов – «стрессогенный фактор». Позиция педагогического коллектива формируется кратко: максимум оценок – минимум отметок. Текущие отметки если нужны, то только положительные (причем дифференциальные). Не допуская неоправданного завышения оценок, педагог в текущей классной работе должен всячески поощрять усердие детей, что в свою очередь стимулирует их работу. Критерий оценок успеваемости и продвижения учащегося условен, (оценки 4 и 5 могут быть в разной мере выставлены учащимся с отличными данными и учащимся с удовлетворительными данными, но сделавшему, в пределах своих возможностей, большие успехи).

Критерии оценок:

Оценка 5 («отлично») - методически правильное исполнение учебно-танцевальной комбинации, музыкально грамотное и эмоционально-выразительное исполнение пройденного материала, владение индивидуальной техникой вращений, трюков.

Оценка 4 («хорошо») - возможное допущение незначительных ошибок в сложных движениях, исполнение выразительное, грамотное, музыкальное, техническое.

Оценка 3 («удовлетворительно») - исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученные движения, слабая техническая подготовка, малохудожественное исполнение, невыразительное исполнение экзерсиса у станка, на середине зала, не владение трюковой и вращательной техникой.

Оценка 2 («неудовлетворительно») - комплекс недостатков, являющийся следствием плохой посещаемости аудиторных занятий и нежеланием работать над собой.

«Зачет» (без отметки) - отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

Успеваемость учащегося учитывается на различных выступлениях: экзаменах, контрольных уроках, просмотрах, открытых уроках для родителей, конкурсах, концертах.

Основными видами контроля успеваемости по учебному предмету «Русский народный танец» являются:

  • текущий контроль успеваемости учащегося;

  • промежуточная аттестация.

Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи, формы.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:

  • отношение ребёнка к занятиям, его старание и прилежность;

  • качество выполнения предложенных заданий;

  • инициативность и проявление самостоятельности;

  • темпы продвижения.

На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные отметки.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе. Формами промежуточной аттестации являются зачёты, экзамены, творческие просмотры, контрольные уроки и т.д.

Обязательным является методическое обсуждение, которое должно носить рекомендательный аналитический характер, отмечать степень усвоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития ученик. При выставлении оценок необходимо руководствоваться следующими соображениями:

- использование оценок как стимул к дальнейшей работе;

-от непосредственно воспринимаемого исполнения учащегося.


График проведения промежуточной аттестации

  • контрольные уроки проводятся в полугодиях: 6, 8, 10, то есть в конце первого полугодия для учащихся 3 - 5 классов;

  • зачет (дифференцированный) проводится в 12 полугодии для учащихся 6 класса;

Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий, т.е. по окончании проведения учебных занятий в учебном году, в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации, время проведения которой устанавливается графиком учебного процесса.

6. Список литературы для педагога

  • Бочкарёва, Н.И. Ритмика и хореография [Текст]: учебно-методический комплекс для хореографических отделений общеобразовательных школ, гимназий, ДМШ, школ искусств, детских садов / Н.И. Бондаренко. - Кемерово, 2000. – 101 с.

  • Бочкарёва, Н.И., Смирнова, Н.Г. Уроки хореографии в образовательных учреждениях [Текст]: учебно-методическое пособие /Н.И. Бочкарева. – Кемерово, 1996. – 33 с.

  • Бочкарева, Н.И. Русский народный танец [Текст]: Теория и методика: учебное пособие /Н.И. Бочкарева, федер.агентство по культуре и кинематографии КГУКиИ – Кемерово, 2006. – 180 с.

  • Богданов, Г.Ф. Самобытность русского танца [Текст]: учеб. пособие / Г.Ф. Богданов. – М.: МГУКИ, 2001. – 224 с.

  • Голейзовский, К.Я. Образы русской народной хореографии [Текст] / К.Я. Голейзовский. - М.: Искусство, 1964. – 367 с.: ил.

  • Гусев, Г.П. Методика преподавания народного танца [Текст]: танцевальные движения и комбинации на середине зала / Г.П. Гусев. – М.: ГИЦ «Владос», 2003. – 208 с.: ил., ноты.

  • Гусев, Г.П. Методика преподавания народного танца [Текст с нотами]: учеб. пособие для ВУЗОВ. Упражнения у станка /Г.П. Гусев. – М.: ГИЦ «Владос», 2002. – 208 с.: ил.

  • Гусев, Г.П. Методика преподавания народного танца (этюды) [Текст с нотами]: учеб. пособие для ВУЗОВ /Г.П. Гусев. – М.: ГИЦ «Владос», 2004. – 230 с.: ил.

  • Заикин, Н.Н. Областные особенности русского народного танца [Текст с нотами]: учеб. пособие / Н.И. Заикин, Н.А. Заикина; Орловский государственный. институт искусств и культуры. – Ч. 1. – 1999. – 551 с.: ил.; Ч. 2. – 2004. – 207 с.

  • Захаров, В.М. Радуга русского танца [Текст и ноты] / В.М. Захаров. – М.: Сов. Россия, 1986. – 128 с.: ил. – (В помощь худож. самодеятельности; № 5)

  • Климов, А.А. Основы русского народного танца [Текст]: учебник для студентов / А.А. Климов. – М.: Искусство, 1981. – 270 с.: ил.

  • Матвеев, В.Ф. Теория и методика преподавания русского народного танца [Текст]: учеб. пособие / В.Ф. Матвеев – СПб.: Изд-во ГУП, 1999. – 272 с.

  • Народные – сюжетные танцы / Сост. Степанова, Л.Г..- М.: Сов. Россия, 1967.- 135с.

  • Палилей, А.В. Сибирский русский народный танец [Текст]: метод. рек. по изучению спецкурса для студентов хореографической специализации / А.В. Палилей; Кем.Гик. – Кемерово, 1991. – 39 с.

  • Роот, З.Я. Танцевальный калейдоскоп [Текст].- М.: АРКТИ, 2004.-48с.

  • Руднева, А.В. Курские танки и карагоды [Текст] / А.В. Руднева. – М.: Сов. композитор, 1975. – 299 с.: ил.

  • Русские народные танцы [Текст]: сборник материалов Всесоюзного Дома народ. тв-ва им. Крупской.- М.: Искусство, 1957.- 182с.

  • Русские кадрили [Текст]. – М.: Сов. Россия, 1956. – 314 с.: ил. – (В помощь худож. самодеятельности)

  • Русский фольклор в современных образовательных структурах [Текст]: Сборник статей и метод. материалов / сост. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996. – 102 с.

  • Сборник образовательных технологий. Хореография [Текст].- Кемерово: ОЦДО, 2002.- 85с.

  • Сборник программ педагогов образовательных учреждений Кемеровской области – участников областных программ Центра [Текст].- Кемерово: ОЦДО, 1999.- 62с.

  • Соболева, Г.Г. Современный русский народный хор [Текст] / Г.Г. Соболева. – М.: Знание, 1978. – 87 с. – (Народный ун-т. Ф-т литературы и искусства)

  • Ткаченко, Т.С. Народный танец [Текст]: учеб. пособие для театральных, хореографических учебных заведений / Т.С. Ткаченко. – М.: Искусство, 1967. – 656 с.: ил.

  • Уральская, В.И. Рождение танца [Текст] / В.И. Уральская. –М.: Сов. Россия, 1982. -144 с.: ил. – (В помощь худож. самодеятельности; № 18)

  • Устинова, Т.А. Избранные русские народные танцы [Текст] / Т.А. Устинова. – М.: Искусство, 1996. – 593 с.:











Приложение 1



План занятия по русскому народному танцу



ТЕМАЗАНЯТИЯ: «Основные положения рук с платочком».

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Формирование и совершенствование основных навыков исполнения русского народного танца.

ЗАДАЧИ:

1. Образовательные:

А) закрепить знания и умения обучающихся в исполнении отдельных элементов русского народного танца;

Б) обучить детей правильному обращению с платочком;

В) сформировать представление о жизни и быте русского народа

Г) закрепить умение исполнять движения русского народного танца в соответствии с характером музыки.

2. Развивающие:

А) способствовать развитию образного мышления, формированию специальных навыков исполнения русского народного танца;

Б) развивать музыкальный слух, чувство ритма;

В) развивать артистические способности обучающихся.

3. Воспитательные:

А) способствовать созданию условий для воспитания патриотизма, приобщения к культуре русского народа, любви к русскому народному танцу.

Б) воспитывать эстетическое восприятие музыки, эмоциональную отзывчивость, нравственность.

ТИП ЗАНЯТИЯ: открытое занятие



ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ: индивидуальная, групповая.



МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: рассказ, объяснение, показ.



МЕЖПРЕДМЕТНАЯ СВЯЗЬ: классический танец, музыка, история хореографии, история костюма.



ОБОРУДОВАНИЕ: фортепиано, CD - проигрыватель, CD - диски, наглядные пособия, платочки.





ХОД ЗАНЯТИЯ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

В классе на столе разложены платочки в определенном порядке.

Обучающиеся под музыкальное сопровождение заходят в класс хороводным шагом и выстраиваются в шахматном порядке на середине класса.

ПОКЛОН.

Объявление обучающимся темы и постановка перед ними цели и задач занятия. Представление независимых экспертов из числа обучающихся РАЗМИНКА ПО КРУГУ (дети поочередно сами проводят разминку, добавляя при этом новый ход, который они придумали дома):

  • Шаг с носка на всю стопу;

  • Переменный шаг;

  • Припадание;

  • Шаг с пике;

  • Шаг с выносом ноги на каблук;

  • Шаг с притопом;

  • Шаркающий шаг;

  • Тройной шаркающий шаг;

  • Шаг с соскоком на две ноги;

  • Дробная дорожка;

  • Бег с захлестыванием голени;

  • Галоп поочередно одним и другим боком;

  • Подскоки;

  • Легкий бег;

  • Ходьба с восстановлением дыхания.



Во время ходьбы обучающиеся переходят на свои места у станка.



РАЗМИНКА У СТАНКА (дети поочередно сами проводят разминку комментируя првильность исполнения каждого движения):



  • Релеве по 6 позиции;

  • Релеве по 2 позиции;

  • Деми плие по 6 позиции;

  • Деми плие по 6 позиции на полупальцах;

  • Гранд плие по 6 позиции с подъемом на полупальцы;

  • Гранд плие по 6 позиции с прыжком вверх - ноги вместе;

  • Гранд плие по 6 позиции с прыжком вверх – ноги врозь;

  • Оттяжка с разворотом корпуса;

  • Работа стоп на месте;

  • Работа стоп с отходом назад;

  • Релеве на двух ногах;

  • Релеве поочередно на правой, затем на левой ноге;

  • Работа стоп с продвижением к станку;

  • «Винт» на месте;

Обучающиеся от станка перестраиваются на середину класса в шахматном порядке.



ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Педагог: на прошлом занятии вы проучили лирическую комбинацию в русском характере. Сейчас я предлагаю ее вспомнить и закрепить, так как она будет необходима в изучении нового материала (дети рассказывают и показывают методику позиций и положений рук в комбинации, затем обучающиеся вместе с педагогом закрепляют пройденный материал, прорабатывая положения рук и основные ходы и движения лирической комбинации).



ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ЛИРИЧЕСКОЙ КОМБИНАЦИИ:



  • переменный шаг;

  • припадание;

  • ковырялочка с тройным притопом;

  • упадание;

  • упадание;

  • гармошка;

  • трилистник;

  • выстукивания;

  • положения и позиции рук.



Педагог: а сейчас я предлагаю взять платочки со стола и вновь занять свои места

Педагог: русский танец всегда красив, особую выразительность танцу придают различные атрибуты: венки, ленты, а сегодня у нас речь пойдет о том, какую роль играет в танце платочек.

Педагог спрашивает детей, что они знают об этом атрибуте русского народного танца, затем предлагает свой рассказ о платочке.

Педагог: а теперь и вам предстоит овладеть мастерством искусного обращения с платочком.

Педагог рассказывает и показывает, как правильно держать платочек, используя несколько положений, показывает наглядное пособие. Затем учитель и дети работают над переводом рук с платочком в положения, ранее проученные. Чтобы лучше усвоить эти положения, учитель предлагает в ранее проученную лирическую комбинацию ввести платочек и исполнить танцевальный этюд в законченном виде. Для того, чтобы проверить, насколько дети свободно владеют платочком и как прочно они усвоили новый материал, учитель предлагает провести игру: «Игровая».

ИГРА: дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий.

Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

У дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Семеро дочерей,

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели,

Разом делали, как я!

На последних словах все начинают повторять жесты ведущего. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.

ПРАВИЛА ИГРЫ: при повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону (ведущий в кругу должен использовать положения рук с платочком).

По окончании игры обучающиеся становятся на свои места на середине класса. Педагог предоставляет слово независимым экспертам (обучающиеся делают анализ занятия).



ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

Педагог подводит итоги урока, оценивает каждого ребенка, ставит отметки, задает домашнее задание.



ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: сочинить танцевальную комбинацию с платочком, используя пройденный материал.



ПОКЛОН

Обучающиеся под музыкальное сопровождение выходят из класса.











Приложение 2

Фрагмент открытого занятия по русскому народному танцу



Тема: «Элементы русского народного танца в различных соединениях и комбинациях».

Цель: Приобщение учащихся к культуре и традициям русского народа,



Задачи:

1.Образовательные:

А) Закрепить знания и умения учащихся в исполнении отдельных элементов русского народного танца;

Б) Сформировать представление о жизни и быте русского народа;

С) Закрепить умение исполнять движения русского народного танца в соответствии с характером музыки.

2.Развивающие:

А) Развивать музыкальный слух, чувство ритма;

Б) Развивать артистические способности учащихся.

3.Воспитательные:

А) Воспитывать эстетическое восприятие музыки;

Б) Воспитывать эмоциональную отзывчивость;

С) Воспитывать нравственность, любовь к русской музыке, русскому танцу.



Тип занятия: Занятие- концерт.



Форма занятия: Нетрадиционная.







Ход занятия

На сцену выходит участница коллектива одетая в русский народный костюм (читает стихи):

Чем дальше в будущее смотрим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.



Русские народные ходы по кругу:

  • Простой хороводный шаг с носка.

  • Переменный шаг.

  • Шаг с притопом.

  • Шаг с мазком каблука.

  • Тройной шаг с притопом.

  • Тройной шаг с соскоком.

  • Тройной комбинированный шаг,

  • Дробный шаг.

  • Русский бег с захлестыванием голени.

  • Дробный бег.

  • Простой хороводный шаг с носка, выстраиваясь на поклон.



Поклон.



  • Начинаем мы плясать,

Просим, не смеяться,

Тут народу очень много,

Можем растеряться.

  • Выйду, выйду я плясать,

В новеньких ботинках.

Все ребята говорят,

Что я как картинка.

  • Разрешите поплясать,

Разрешите топнуть.

Неужели в этом доме

Половицы лопнут?

А юргинские ребята

Невелики - удалы.

Нашу курочку рябую

На веревочке вели.



Русские народные проходки. Мужская русская проходка.

Женская русская проходка.

Общая (парная) русская проходка.



  • За околицей со мной Милый целовался.

  • На свиданьице пришел Тьмы не побоялся.

  • Лирическая композиция.



Русские плясовые комбинации.

Женская плясовая комбинация.

Мужская плясовая комбинация.



  • Что с ногами не пойму,

Вправо, влево носятся

Не стоят они на месте,

Так в кадриль и просятся







Кадриль («Сударушка»)

  • У КОГО там хмурый вид

Снова музыка звучит.

Собирайся, детвора,

Ждет вас русская игра

Русские народные игры;

- «Золотое колечко»

- «Плетень»:



  • В хороводе мы пойдём

дружно спляшем и споем

Девичья хороводная часть.

Первая часть под музыкальное сопровождение баяна.

Пауза.



  • Что за славный денек

Становись в хоровод,

Будем кругом ходить,

Да ребят веселить,

Вторая часть исполняется под фонограмму



  • Эх, ТОПНУ НОГОЙ

Да притопну другой

устоять не могу,

Вот характер, какой

  • Раздайся, народ

Меня пляска берет

Пойду, попляшу,

Себя людям покажу

Русская народная пляска «Четыре двора».

Простой русский шаг с носка, выстраиваясь на поклон.



  • Мы гордимся стариною

Стала нам она родною

Вечно радуют кого-то

Наших прадедов работа.

Поклон









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!