ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«АЛЧЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 7»
| | «Согласовано» Заместитель директора по ВР ________ Торшина Ю.А. «____» _____20____ года _______________________ | | «Утверждаю» Директор ГОУ ЛНР «АСШ №7» _________Минка И.В. «___» ____ 20___ года |
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа
гуманитарной направленности
кружка журналистики « Мастера слова»
для 5-9 классов
5 часов в неделю (всего 180 часов)
на 2023 - 2024 учебный год
Срок реализации: 1 год
Уровень программы: общекультурный (базовый)
Возраст обучающихся: 11-15 лет
Составитель:
Юдина Елена Александровна
г. Алчевск
2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа кружка журналистики « Мастера слова» составлена на основе программы дополнительного образования «Журналистика в школе» (Журналистика в школе. 5-9 классы: программа, материалы к занятиям/ авт.-сост. Н.А.Спирина. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2013г. -207с.). Пособия издательства «Учитель» допущены к использованию в образовательном процессе Приказом Министерства образования и науки РФ № 16 от 166.01.2012г.
Нормативно-правовые основы осуществления программы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный закон от 26 мая 2021 г. № 144-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Концепция развития дополнительного образования детей (от 4 сентября 2014 г. № 1726);
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических и креативных качеств личности человека. Программа ориентирована на то, чтобы обучающиеся попробовали себя в роли журналистов. Занятия по данной программе предполагают личностно-ориентированный подход, который учитывает особенности учащихся и учит их свободно и творчески мыслить.
Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, мобильные телефонные сети. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём. Необходимо одновременно помогать обучающимся в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе «Основы журналистики». Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку. Программа сможет привлечь внимание обучающихся к различным социальным проблемам.
Актуальность деятельности по программе связана и с тем, что она:
- способствует реализации прав и свобод детей, закрепленных в Конвенции ООН о правах ребенка (в частности — права на обмен информацией, выражение собственного мнения, отвечает потребностям учащихся в получении информации и обмене ею;
удовлетворяет потребность в общении, обсуждении волнующих тем со сверстниками и взрослыми, в результате чего они могут более обоснованно определить собственную позицию по определенным вопросам;
Цели программы: формирование медиакультуры обучающихся посредством их знакомства с деятельностью современных средств массовой коммуникации и создания собственной медиапродукции.
Задачи программы:
образовательные:
- расширить представления обучающихся в области теории, терминологии, языка и форм средств массовой коммуникации;
- научить создавать социально значимую информационную продукцию в различных форматах: текст, фото, графика, видео, аудио;
- научить ориентированию в современном информационном и культурно-образовательном пространстве;
- сформировать навыки анализа печатных и электронных СМИ;
- совершенствовать умения исследовательской деятельности, сопряженной со сферой масс-медиа;
- научить приемам коммуникации в «реальном» и «виртуальном» мире;
развивающие:
- развить творческий потенциал обучающихся, индивидуальное и критическое мышление, способности к анализу различных медиатекстов;
- активизировать стремление обучающихся к самообразованию в сфере журналистики;
- привить обучающимся навыки сознательного и рационального использования ПК в работе;
- развить умение принимать нестандартные решения в процессе поиска интересной темы;
воспитательные:
- пробудить интерес к культурным событиям, происходящим в стране, республике, городе, школе;
- содействовать формированию гуманистических ценностей и эстетического вкуса;
- воспитывать чувство личной ответственности за выполненную работу;
- содействовать обогащению опыта межличностного общения;
- стимулировать социальную активность обучающихся.
Формы организации занятий:
Предусматриваются формы проведения занятий как групповые (10-12 человек) для освещения общих теоретических и других вопросов, передачи фронтальных знаний, так и индивидуально-групповые (по 2-3 человека) для индивидуального усвоения полученных знаний и приобретения практических навыков. Это позволяет объединить такие противоположности, как массовость обучения и его индивидуализацию. Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть обеспечена всеми необходимыми для работы материалами и иллюстрациями. Теоретическая часть занятий при работе максимально компактна и включает в себя необходимую информацию о теме и предмете знания.
Методы обучения: При реализации программы используются как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии:
репродуктивный метод (педагог, объясняя материал, опирается на полученные ранее знания);
объяснительно-иллюстративный метод (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала)
проблемно - поисковый (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения);
Так же используются методы воспитания: убеждение, личный пример, поощрение.
Все методы обучения реализуются различными средствами:
- предметными - для полноты восприятия работа проводится с использованием наглядных пособий и технических средств;
- практическими - тренинг, проблемная ситуация, игра, творческое задание; -
- интеллектуальными - логика, воображение, интуиция, мышечная память, внимание;
- эмоциональными - переживание, представление, интерес.
Посредством применения форм и методов присущих разнообразным педагогическим технологиям, в условиях максимального психологического комфорта обучающимся в доступной форме даются знания, умения и навыки. Теоретический блок тесно переплетается с практическим, что способствует лучшему освоению программы, а также приобретению и отработке практических навыков на основе полученных знаний.
В процессе освоения содержания программы стимулируется творческая и социальная активность личности обучающегося, развивается способность к саморазвитию и самообразованию. Формирование общей культуры подростка в рамках воспитательной деятельности идет целенаправленно, при этом в каждом выбранном направлении формулируются конкретные задачи, которые реализуются различными формами, в основе которых лежит системно-деятельностный подход.
Программа «Журналистика» носит междисциплинарный характер и связана с такими дисциплинами, как: русский язык, литература, информатика, статистика, логика,
обществознание, социология, изобразительное искусство, мировая художественная культура, история.
Планируемые результаты реализации программы:
Личностные результаты:
самоопределение обучающихся (внутренняя позиция, самооценка, самоуважение, основы гражданской идентичности);
смыслообразование (мотивы учения, познавательный интерес, учебная самостоятельность, профессиональная ориентация, индивидуальная образовательная траектория);
морально-этическая ориентация обучающихся (нравственные нормы, этические чувства, ценностно-смысловые установки, моральная децентрация, социальные компетенции, опыт межличностных отношений, правосознание);
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД (умение управлять своей деятельностью, осуществлять контроль и ее коррекцию, проявлять инициативность и самостоятельность);
коммуникативные УУД (анализ уровня развития коммуникативных способностей, анализ достигнутого уровня навыков сотрудничества);
познавательные УУД (анализ умений работать с информацией, использовать знако-символические средства, диагностика уровня развития логического мышления).
Предметные результаты:
- искать, находить, запрашивать, проверять и преобразовывать информацию;
- взаимодействовать друг с другом в команде (мини-редакции) в условиях ограниченного времени;
- планировать командную (редакционную) деятельность для достижения необходимого результата;
- создавать и редактировать презентации;
-работать с файлами на внешних носителях;
- навык создания материалов по техническому заданию к определенным срокам;
- базовые навыки разработки концепции и формата издания в соответствии с техническими требованиями;
- навыки сбора и проверки информации;
- базовые навыки интервьюирования.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа кружка журналистики « Мастера слова» предусматривает работу с обучающимися по различным модулям, каждый из которых решает определённые задачи формирования медиакультуры обучающихся.
Модуль 1. «Средства массовой информации в современном мире» призван познакомить учащихся с основными понятиями журналистики, профессии журналист, раскрывает значение СМИ в жизни общества, знакомит с историей развития СМИ в России. Занятия ориентированы на формирование представлений у обучающихся о феномене СМИ в информационном обществе, о многообразии современных средств массовой коммуникации, позитивных и негативных аспектах, их деятельности, способах и формах их работы, значении в общественной жизни и влиянии на массовое сознание.
Модуль 2. «Основы газетного дизайна» призван познакомить учащихся с такими понятиями, как: формат и объем газеты, работа с текстом, иллюстрация и инфографика; заголовок; пробелы, линейки, украшения.
Модуль 3. «Жанры журналистики» знакомит обучающихся с жанрами журналистики, раскрывает жанрообразующие признаки. Проводится работа над проектом учебной газеты. Готовят выпуск газеты. Изучают понятия «Репортаж: основные техники работы», «Интервью: тактика журналиста и уловки собеседника».
Модуль 4. «В творческой лаборатории журналиста» призван раскрыть все тонкости языка журналистики. Изучается устная и письменная речь как инструмент деятельности журналиста. Этот направление позволяет обучающимся познакомиться со спецификой работы журналиста и теорией журналистики, а также с обширными творческими возможностями, предоставляемыми современными коммуникационными технологиями.
Модуль 5. «Фотожурналистика: по ту сторону объектива». Введение в фотожурналистику. Даёт возможность ребятам попробовать себя в роли фотожурналиста, знакомит с работой в фоторедакторе.
Модуль 6. «Внимание, эфир!» - краткий экскурс в тележурналистику». Это направление работы предусматривает активную деятельность в процессе исследования СМИ и наработки личностного опыта обучающихся в интерпретации и осмыслении содержания медиа-изданий, а также умения ориентироваться в медиасреде.
Модуль 7. «Грани профессии» включает в себя освоение обучающимися основ журналистской деятельности в различных средствах массовой информации, теории и терминологии масс-медиа, языка средств массовой информации, а также знакомство с социальным предназначением журналистики, технологиями, этикой и психологией журналисткой деятельности.
Карьера журналиста и психология журналистской работы. Правовые основы журналистской деятельности. Методы работы журналиста.
Модуль 8. Проектная деятельность заключается в предоставлении возможности обучающимся приобрести практические навыки самостоятельного создания медиапродуктов в различных формах, а также в развитии их способности медиавосприятия, критического мышления, умения ориентироваться в потоке информации и оценивать качество и достоверность информационных сообщений.
Тематическое планирование
№ п/п | Название модулей | Количество часов | |
Всего | Теоретичес-кие занятия | Практичес-кие занятия | Формы контроля |
1 | Вводное занятие. Знакомство с планом работы. Инструктаж по ТБ. | 2 | 2 | - | |
2 | Средства массовой информации в современном мире | 12 | 6 | 6 | Групповой опрос |
3 | Основы газетного дизайна | 10 | 4 | 6 | Выполнение творческих заданий |
4 | Жанры журналистики | 56 | 24 | 32 | Педагогичес-кое наблюдение |
5 | «В творческой лаборатории журналиста» | 36 | 16 | 20 | Выполнение творческих заданий |
6 | Фотожурналистика: по ту сторону объектива. | 18 | 7 | 11 | Выполнение творческих заданий |
7 | «Внимание, эфир!» - краткий экскурс в тележурналистику | 24 | 9 | 15 | Групповой опрос |
8 | Грани профессии | 10 | 4 | 6 | Педагогическое наблюдение |
9 | Проектная деятельность | 10 | 4 | 6 | Работа над проектом, защита |
10 | Итоговое занятие | 2 | - | 2 | Выполнение творческих заданий |
| ИТОГО | 180 | 76 | 104 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Литература:
Галкин С. И. Художественное конструирование газеты и журнала / С.И. Галкин. – М., 2008. – 215 с.
Колесниченко А.В. Практическая журналистика: Учебное пособие / А.В. Колесниченко. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. – 192 с.
Медиаобразование: от теории – к практике: сб. материалов II Всеросс. науч.-практ. конф. «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой коммуникации». Томск, 4-5 декабря 2008 / Сост. И. В. Жилавская; ред. кол: И. В. Жилавская, Ю. Н. Кириленко (1 часть), Н. А. Тельцова (2 часть). – Томск: НОУ ВПО ТИИТ, 2008. – 340с.
Мурюкина Е.В. Логика построения медиаобразовательных занятий, базирующихся на основных видах анализа // Медиаобразование. – 2008. – № 4. – С. 46-53 .
Сборник программ преподавания дисциплин «Медиаобразование в школе». – М.: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2009. – 116 с.
Калмыков А.А. Интернет-журналистика: Учебное пособие / А.А.Калмыков, Л.А. Коханова – М.: Юнити, 2005. – 383 с.
Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения / М.Н. Ким – СПб.: Изд-во Михайлова В.А. – 2001. – 319 с.
Корконосенко С.Г. Преподаем журналистику. Профессиональное и массовое медиаобразование: Учеб. Пособие / С.Г. Корконосенко. – СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, –2004. – 82 с.
Лукина М. М. Технология интервью Учебное пособие / М.М. Лукина. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 191 с.
Фатеева, И.А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации: монография / И.А. Фатеева. – Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2007. – 270 с.
Челышева И.В. Теория и история российского медиаобразования / И.В. Челышева. – Таганрог: Изд-во Кучма, 2006. – 206 с.
Челышева И.В. Проблемы и перспективы развития детской журналистики в постсоветском пространстве // Информационное поле современной России: практики и эффекты / Под ред. В.З. Гарифуллина. – Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2008 – С.235-239.
Электронные ресурсы:
Лаборатория ТСО и медиаобразования ИСМО РАО //http://mediaeducation.ru/
Портал «Информационная грамотность и медиаобразование» // http://www.mediagram.ru/
Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики «Медиаобразование» // http://edu.of.ru/mediaeducation/default.asp?ob_no=6096
Человек и информационное общество (Образовательный центр) // http://www.phis.org.ru/education
ЮНПРЕСС: Агентство медиаобразовательных проектов для детей и молодежи на материале прессы (Москва) // http://www.ynpress.ru
Информационная грамотность и медиаобразование // http://www.mediagram.ru/
Информационный портал для молодых журналистов // http://yojo.ru/
Мультипортал ЮНПРЕСС // http://www.ynpress.com/