СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа интенсивной школы «анимашки»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анимация – один из любимых жанров у детей и подростков. Для ребят младшего школьного возраста мультипликация является не только впечатляющим зрелищем,  но и элементом их «новой грамотности». Именно в анимации максимально раскрываются интересы детей. С её помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для школьников. Постигая азы  анимации и мультипликации дети знакомятся с профессиями сценариста, художника–мультипликатора, оператора съемки, монтажера, диктора и звукооператора. Мультипликация совмещает в себе несколько видов искусств: рисование, конструирование, лепка, музыкальное и литературно–художественное сопровождение, позволяющие развивать художественные навыки, актерское мастерство, литературные и режиссерские способности.

Анимация способствуют развитию мышления, воображения, умению  выражать свои чувства и мысли. Развивает  творческий потенциал и коммуникативные навыки.   Занятия по основам  анимации поднимают общий уровень культуры обучающихся,  помогают вырабатывать ценностные ориентиры, обеспечивают социально–нравственную адаптацию детей.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа интенсивной школы «анимашки»»

16

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Детско–юношеский центр»


Рассмотрена на заседании

педагогического совета МАУ ДО ДЮЦ

протокол №4

от 03 июня 2021 года


Согласована на заседании

совета учреждения

МАУ ДО ДЮЦ

протокол №4

от 03 июня 2021 года








ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ИНТЕНСИВНОЙ ШКОЛЫ

«АНИМАШКИ»



Вид программы

модифицированная

Направленность

художественно–эстетическая

Форма организации

интенсивная школа

Форма обучения

очная

Срок реализации

9 часов

Возраст обучающихся

7–12 лет



Пищулина Екатерина Александровна,

педагог дополнительного образования









г. Салехард, 2021 г.


Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа интенсивной школы «Анимашки» художественно - эстетической направленности разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный «Об образовании в Российской Федерации» закон №273-ФЗ от 29.12.2012 г.

  • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).

  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р).

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. №196«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»».

  • Устав МАУ ДО ДЮЦ от 16.06.2015 г.

Актуальность программы. Современное общество невозможно представить без информационно–коммуникативных технологий. Условия жизни диктуют новые требования к человеку: сегодня востребованы активные, коммуникабельные, творческие личности, способные масштабно мыслить и действовать.

Сегодня детская видеостудия – это реальность, которая несколько лет назад была несбыточной мечтой для большинства обучающихся в учреждениях дополнительного образования. У ребят, всё больше проявляется интерес к видеосъёмке, фотографии и анимации. Искусство анимации представляет собой совокупность различных видов деятельности, формирующих гармонично развитую личность. Этим объясняется высокая актуальность данной образовательной программы.

Мультипликация (от лат.Multiplicatio – умножение), анимация (англ.Animation – одушевление, лат.Animare – оживить) – вид киноискусства, произведения которого создаются путём покадровой съёмки отдельных рисунков (в том числе составных) – для рисованных фильмов, или покадровой съёмки отдельных театральных сцен – для кукольных фильмов.

Анимация – один из любимых жанров у детей и подростков. Для ребят младшего школьного возраста мультипликация является не только впечатляющим зрелищем, но и элементом их «новой грамотности». Именно в анимации максимально раскрываются интересы детей. С её помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для школьников. Постигая азы анимации и мультипликации дети знакомятся с профессиями сценариста, художника–мультипликатора, оператора съемки, монтажера, диктора и звукооператора. Мультипликация совмещает в себе несколько видов искусств: рисование, конструирование, лепка, музыкальное и литературно–художественное сопровождение, позволяющие развивать художественные навыки, актерское мастерство, литературные и режиссерские способности.

Анимация способствуют развитию мышления, воображения, умению выражать свои чувства и мысли. Развивает творческий потенциал и коммуникативные навыки. Занятия по основам анимации поднимают общий уровень культуры обучающихся, помогают вырабатывать ценностные ориентиры, обеспечивают социально–нравственную адаптацию детей.

Цель программы: формирование у обучающихся целостного представления об анимации; создание анимационных фильмов.

Задачи программы:

Образовательные:

  • ознакомление с историей возникновения и развитием мультипликации;

  • ознакомление с видами мультипликации (рисованная и объемная)

  • технология создания мультипликационных фильмов;

  • расширить знания обучающихся о профессиях: сценариста, художника – мультипликатора, оператора съёмки, монтажера, диктора, звукооператора;

  • изучение фото и видеотехники;

  • повышать медиаобразование средством компьютерного монтажа.

Развивающие:

  • развивать творческое мышление и воображение;

  • развивать художественные навыки и умения;

  • развивать навыки дикции и выразительного чтения;

  • формировать навыки фото и видеосъёмки;

  • формировать умение работы в видеомонтажной программе.

Воспитательные:

  • воспитывать эстетическое чувство красоты и гармонии в жизни и искусстве;

  • создание дружественной среды вокруг самоопределяющейся личности;

  • формировать ценностные ориентации личности с позиции;

  • общечеловеческих ценностей;

  • воспитывать толерантность и гуманистическое мировоззрение.

Организационные условия реализации программы

Возраст обучающихся: 7-12 лет.

Наполняемость группы –15 человек.

Общее количество часов: 9 часов

Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа.

Продолжительность учебного часа - 40 минут.

Форма обучения: очная

Уровень освоения программы: базовый

Язык обучения: русский

Место проведения занятий – МАУ ДО ДЮЦ.

Технологии обучения: игровые технологии, системно-деятельностный подход¸ личностно-ориентированные технологии, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии, дистанционные образовательные технологии.

Условия набора в объединение:

Набор свободный, при наличии заявления от родителей.

Программа включает 1 образовательный модуль.

Результатом обучения является создание анимационных фильмов, презентация фильма на внутриучрежденческих и городских праздниках и мероприятиях, представление работ на различных конкурсах и фестивалях детского кино и видео творчества, размещение анимационных работ в сети Интернет.

При оценке работ обучающихся обращается внимание на оригинальность сюжета, содержание текста, техничность выполнения работы. При анализе уровня усвоения программного материала педагог использует карты достижений обучающихся, где усвоение программного материала и развитие других качеств ребенка определяются в три уровня:

  • оптимальный – программный материал усвоен полностью, обучающийся имеет высокие достижения (победитель всероссийских, областных, районных конкурсов); активно проявляет интерес к мультипликационной деятельности, эмоционально отзывчив, использует различные средства художественного творчества, проявляет творчество и инициативу на занятиях.

  • средний – усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок, участвует в выставках, конкурсах и др. на уровне учреждения; активен периодами, интерес к анимационной деятельности кратковременный, не всегда проявляет творчество и инициативу.

  • недостаточный – усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях; пассивен, творчество и самостоятельность отсутствуют.

Формы занятий: интегрированная, групповая и индивидуальная. Интегрированные занятия проводятся совместно с педагогом, практикующим прикладное и художественное направления. Теоретическая часть подразумевает групповые занятия. Практические занятия могут проводиться как индивидуально, так и с группой обучающихся. Практические занятия по отдельным темам (компьютерный монтаж) там, где возможности помещения или специального оборудования не позволяют проводить занятия с группой полного состава, проводятся по подгруппам – по 5– 6 человек. Оптимальная численность группы обучения – 15 человек.

Итоговый контроль приобретенных практических умений и навыков осуществляется по качеству и количеству видеопроектов за каникулярное время, по результатам участия в различных творческих конкурсах и фотовыставках.

Предполагаемые результаты программы.

  • Разработка сценария и составление текста к фильму.

  • Изготовление иллюстрационного фона и персонажей фильма.

  • Владение техникой фотосъемки. Умение использовать в работе основные композиционные правила построения снимка.

  • Покадровая фотосъёмка отдельных сцен фильма.

  • Обработка материала в монтажной программе

Воспитанник должен знать:

  1. Отечественных и мировых создателей лучших анимационных фильмов (художник мультипликатор М.А. Котёночкин; художник мультипликатор Уолт Дисней и др).

  2. Истоки мультипликации.

  3. Виды мультипликации.

  4. Средства создания мультипликации.

  5. Технология и методы создания мультипликации.

  6. Этапы создания мультипликационного фильма.

  7. Основы функционирования цифровой фотокамеры.

  8. Принцип обработки материала в видеомонтажной программе (Pinnacle).

Воспитанник должен уметь:

  1. Анализировать анимационное произведение.

  2. Изготовить материал для анимации.

  3. Фотографировать цифровой фотокамерой.

  4. Практически пользоваться естественным и искусственным освещением.

  5. Выстраивать логический видеоряд.

  6. Воспроизводить видеоряд на экране монитора.


Тематический план


п/п

Название раздела

Содержание тем

Всего часов

Часов теории

Часов практики

Сюжет мультфильма. Первичный инструктаж по ТБ.

Созданием сюжета для мультипликационного фильма

2

1

1

Фон и персонажи фильма

Изготовление персонажей мультфильма.

3

3

Фотосъёмка сцен мультфильма

Покадровая фотосъемка мультфильма.

1


1

Компьютерный монтаж

Принцип компьютерного монтажа.

Раскадровка фильма. Соединение сцен мультфильма. Звуковое оформление фильма. Запись мультфильма на конечный носитель.

1

1

Презентация мультфильма

Организация показа мультфильма для обучающихся учреждения

1

1

Итоговое занятие

Подведение итогов работы, благодарность, поощрение.

1

1


Итого


9

1

8


1. Первичный инструктаж по ТБ. Выбор темы анимационного фильма. Работа над сценарием. Составление рассказа о жизни и приключениях героев мультфильма фильма.

Редакция текста.

Название фильма. Имена персонажей (главным героям фильма, положительным и отрицательным персонажам). Работа над текстом (начало, главная часть, кульминация, итог).

2.Фон и персонажи мультфильма.

Изготовление персонажей мультфильма. Лепка из пластилина героев: мальчик и девочка; пингвины, бегемотики, носороги, жирафы, коала, удав, слоники, львы, крокодилы, черепахи, волки и др.

Изготовление фонов и объёмных иллюстраций: дорожки, травка, деревья, озера, пещера, клетки в зоопарке, костер, горы.

3.Фотосъемка сцен мультфильма».

Подготовка каждой отдельной сцены к фотосъемке.

Расположение фона и объёмных декораций на столике для фотосъёмки. Установка осветительного оборудования.

Выбор ракурса фотосъёмки. Покадровая фотосъёмка каждой сцены мультфильма.

4.Компьютерный монтаж.

Принцип компьютерного монтажа. Возможности нелинейного монтажа (перегруппировка материала, совмещение звуковых эффектов с музыкальным оформлением, работа с титрами, основными эффектами (автоматическая цветокоррекция», «скорость», «плавность». Использование переходов «затухание» и «растворение».

Раскадровка фильма. Выстраивание логического видеоряда каждой отснятой сцены. Слияние, перемещение и подрезка фотокадров. Сохранение смонтированных сцен в формате AVI.

Последовательное соединение готовых сцен мультфильма. Использование переходов и эффектов. Анализ монтажа.

Запись текста (озвучка мультфильма). Выразительное чтение по ролям составленного рассказа.

Выбор музыкальной темы для звукового оформления мультфильма.

Работа с титрами (заставки на начало фильма и конец). Выбор фонов для создания титров. Определение направления и скорости движения титров. Выбор шрифта, цвета и размера титров. Сохранение созданных титров.

Проверка в просмотровом окне готового проекта. Просчет фильма. Запись фильма на конечный носитель.

5.Презентация мультфильма.

Составление аннотации к мультфильму. Описание фильма: название мультфильма, краткое содержание, вид анимации, длительность фильма, авторы текста, фотосъёмки, монтажа.

Создание рекламного плаката в программе «Paint». Используя готовый фотоматериал и набор инструментов прграммы «Paint» создать рекламный плакат с названием мультфильма, аннотацией и фотографиями авторов. Печать рекламного плаката.

Оформление пригласительных билетов для уч–ся начальной школы и воспитанников детского сада. Печать пригласительных билетов.

Демонстрация мультфильма обучающимся учреждения. Перед началом показа вступительное слово создателей фильма.

Выслушать мнение зрителей о мультипликационной работе.

6.Итоговое занятие. Подведение итогов работы, благодарность, поощрение.


Методическое обеспечение образовательной программы


Программа рассчитана на младший школьный возраст. Психологические особенности детей учитываются содержанием программы, которая реализуется в форме практических занятий, где ребята имеют возможность раскрыть свой творческий потенциал, удовлетворить коммуникативные потребности, получить новые знания. В ходе занятий проявляются личностные особенности обучающихся, формируется адекватная самооценка своих способностей. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении в коллективе.

Программа ориентирована на развитие интеллектуальных, коммуникативных, эстетических сфер деятельности ребенка, формирование профильной активности, мотивации к познанию и творчеству, развитие способностей к самообразованию.

Образовательные, воспитательные и развивающие задачи программы направлены на получение знаний и отработки навыков работы художественной, информационно–коммуникативной и мультимедийной направленности. Знакомство с анимационными произведениями известных отечественных, а так же мировых авторов. Обучение навыкам работы с разнообразной информацией, развитие самостоятельности, творческой инициативы.

Для организации образовательного процесса по данной программе применяются следующие педагогические технологии: групповая и индивидуальная работа.

При реализации программы используются разнообразные методы организации и осуществления учебно–познавательной деятельности: демонстрационный, репродуктивный, проблемно – поисковый, практический, метод самостоятельной работы.

Теоретическая часть дается в форме бесед с демонстрацией материала. Основной формой работы являются учебные занятия. Отчет о работе проходит в форме демонстраций фильмов, фотовыставок, участии в конкурсах и фестивалях, размещении работ в сети Интернет.

Широко используются организационные формы, основанные на взаимодействии педагога и воспитанников, развитии творческих способностей. Традиционные формы организации деятельности детей в учебном процессе: лекция, мастер–класс, практическая работа, выставка.

Использование перечисленных методов, методик и технологий осуществляется с учетом возрастных, физиологических и психологических особенностей воспитанников.


Формы и методы организации учебно–воспитательного процесса


№№

пп

Название раздела

Форма занятий

Формы и методы организации учебно–воспитательного процесса

Форма проведения

1.

Вводное занятие

Беседа

Рассказ о работе объединения; целях и задачах на новый учебный год

Вопросы по организации и проведению

занятий

2.

Истоки мультипликации

Лекция

Рассказ с демонстрацией слайдов, фильмов

Вопросы,

поиск информации

3.

Средства создания мультфильма

Беседа,

практическая работа

Словесные, наглядные.

Вопросы, практическое освоение.

4.

Этапы создания мультфильма

Лекция


Рассказ с объяснением,

демонстрация материала

Вопросы, практическое освоение

5.

Виды анимации

Лекция

Сравнительный анализ наглядные

Практическое

освоение

6.

Сюжет мультфильма

Беседа, практическая работа

Словесные,

Вопросы

игра

7.

Создание фона и персонажей мультфильма

Интегрированная, практическая работа

Самостоятельная работа наглядные

Практическое освоение

8.

Фотосъемка сцен мультфильма

Практическая работа

Самостоятельная работа

Практическое освоение

9.

Компьютерный монтаж

практическая работа

Самостоятельная работа,

наглядные

Практическое освоение

10.

Презентация мультфильма

практическая работа

демонстрационные


11.

Итоговое занятие

Беседа

Словесные, поощрение

Подведение итогов, Награждение


Условия реализации программы


№п/п

Помещения и оборудование

Програмное обеспечение

Дополнительные материалы

1.

Учебный кабинет

на 15 человек

проектор

Экран

Мультимедийный

2.

Кабинет

компьютер

Видеомонтажная программа

Микрофоны

3.

Стол для песочной анимации

Стандартная видеомонтажная программа

Песок

Флористический

материал

4.

Цифроваявидеокамера SONY Digital HD Video Camera

Монтажная программа «Премьер»

Аксессуары

5.

Цифровой фотоаппарат

Штатив «Тренога»

Аксессуары

6.

Осветительное оборудование


Накамерный свет

7.

Стол для фотосъёмки

Фон белый,

фон цветной

Пластилин, краски, карандаши

цветная бумага

картон


Запланированная работа по программе предъявляет повышенные требования к охране жизни и здоровья детей в связи с тем, что данная программа отдаёт приоритет практическим работам. На теоретических занятиях изучаются только те инструменты и приёмы и только в том объёме, в котором они будут использоваться в последующей практической работе.

Занятия должны проводиться в светлом, просторном, хорошо проветриваемом помещении. Каждый ребенок должен быть обеспечен всеми необходимыми для работы материалами, инструментами, приспособлениями.


Электронные ресурсы

  1. Обучающие и развивающие пособия для детей - URL: http://www.detkiuch.ru/

  2. Оригами - URL: http://www.zonar.info.

  3. Раскраски - URL: http://packpacku.com.

  4. Интернет-журнал, посвященный детскому творчеству - URL: www.solnet.ee/.

  5. Уроки рисования и музыки, развивающие игры, детские флеш игры и раскраски, потешки, колыбельные, тесты, скороговорки и потешки - URL: http://bukashka.org.

  6. «Старые мультфильмы» - URL: http://teramult.org.ua/.

  7. Развивиающие игры для детей- URL: http://teremoc.ru/.

  8. Детский портал «Интеренетенок».

  9. Сказки для детей - URL: http://www.kostyor.ru/tales/.

10. Журнал для детей «Коллекция идей» - URL: http://collection-of-ideas.ru/.

Список литературы для педагога


Мультипликация

  1. Анофриков П.И. Принципы работы детской студии мультипликации. Методическое пособие детской киностудии «Поиск». – Новосибирск, 2018. – 13 с.

  2. Велинский Д.В. Технология процесса производства мультфильмов в техниках перекладки. Методическое пособие детской киностудии «Поиск». – Новосибирск, 2017. – 29 с.

  3. Некоторые проблемы эстетики анимационного фильма. Автореф. дис. на соиск. учен. ст. канд. искусствоведения. Всесоюзный Гос. Институт кинематографии им. С.А. Герасимова. – М.: Искусство. 2012. – 23 с.

  4. Орлов А.М. Аниматограф и его Анима. Психогенные аспекты экранных технологий. – М.: ИМПЭТО. 2015. – 384 с.

  5. Проблемы синтеза в художественной культуре. АН СССР, Науч. Совет по истории мировой культуры. Редкол.: Б.В. Раушенбах и др. – М.: Наука, 2017. – 285 с.

  6. Птушко А. Мультипликационный фильм. – М.: Просвещение. 2018. – 63 с.

  7. Рисованный фильм – особый вид киноискусства. – М.: Академия. 2017. – 23 с.

  8. Романовский И.И. Масс медиа. Словарь терминов и понятий. – М.: Изд. Союза журналистов России. – 2014. – 480 с.

  9. Сазонов А.П. Персонаж рисованного фильма. Всесоюзный Гос. Институт кинематографии. Научн. исслед. каб. из.–декорационного оформления фильма. – М.: Просвещение, 2018. – 29 с.

  10. Сазонов А.П.Изобразительная композиция и режиссерская раскладка рисованного фильма. Всесоюзный гос. институт кинематографии. Научн. исслед. каб. из.– декорационного оформления фильма. – М.: 2010.

  11. Тихонова Е. Р. Рекомендации по созданию программы занятий детской студии мультипликации. Методическое пособие детской киностудии «Поиск». – Новосибирск. 2016. – 15 с.


Творческие компоненты и выразительные средства киноискусства

  1. Выразительные средства кино. Народный университет культуры, факультет литературы и искусства. – М.: Знамя, 2017. – 160 с.

  2. Динамика фильма. Пер. с англ. – М.: Искусство. 2018. – 21 с.

  3. Квасова Е.В. Проблемы эмоционального воздействия экранных искусств на примере кинематографической и телевизионной рекламы. Автореф…– М.: ВГИК, 2013. – 25 с.

  4. Коноплев Б.Н. Производство кинофильмов. – М.: Искусство. 2017. – 399с.

  5. Крючечников Н.В. Композиция фильма. Б–ка молод. кинематографиста. – М.: Искусство, 2016. – 205 с.

  6. Медынский С.Е. Компонуем кинокадр. – М.: Искусство. 2017. – 238 с.

  7. Соколов А.Г. Кинематографическая природа множественной композиции на экране. М.: Искусство, 2018. – 145 с.

  8. Что такое язык кино. Сб. ВНИИ киноискусства. – М.: Искусство. – 2011. – 238 с.


Музыкально–звуковое оформление фильма

  1. Альтшулер Б. А. Работа диктора над текстом в учебном фильме. Учебн. пособие. – М.: ВГИК, 2015. – 47 с.

  2. Воскресенская И.Н. Звуковое решение фильма. Б–ка кинолюбителя. – М.: Искусство, 2015. – 126 с.

  3. Воскресенский И. Н. Звуковое решение фильма. 2–е изд. – М.: Искусство, 2014. – 118 с.

  4. Гуревич С.Д. Динамика звука в кино. – Спб.: РИНИ, 2017. – 131 с.

  5. Закревский Ю.А. Звуковой образ в фильме. Изд. 2–е, доп. и перераб. Б–ка кинолюбителя. – М.: Искусство, 2017. – 128 с.

  6. Нисбетт А. Применение микрофона. Пер. с англ. Б.И. Болоснякова. – М.: Искусство, 2017. – 173 с.

  7. Панфилов Н.Д. Звук в фильме. Б–ка кинолюбителя. – М.: Искусство, 2016. – 120 с.

  8. Рождение звукового образа. Художественные проблемы звукозаписи... Сборник. Составит. Е.М. Авербах. – М.: Искусство. 2017, 239 с.

  9. Светомузыка на кино– и телеэкране. Научно – практический семинар. Тез. доклад, 28–30 октября 2011 г. – Казань: 2011. – 88 с.


Список литературы для обучающихся


  1. Асенин С.В. Волшебники экрана. Эстетические проблемы современной мультипликации. – М.: Искусство, 2014. – 287 с.

  2. В мире искусства. Словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусства/ Сост. Т.К. Каракаш, А.А. Мелик–Пашаев, науч. ред. А.А. Мелик–Пашаев. – М., 2017. – 384 с.

  3. Вано И.П.Рисованный фильм. – М.: Госкиноиздат, 2010. – 87 с.

  4. Каранович А.Г. Мои друзья – куклы. – М.: Искусство, 2018. – 175 с.

  5. Крыжановский Б.Н. Искусство мультипликации. – К.: Азбука. 2017. – 118 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!