СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа инструктора по труду "Умелые руки"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана для применения в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних. Особенностью программы является разделение ее содержвния по возрастам. Срок реализации программы 3 месяца.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа инструктора по труду "Умелые руки"»

Министерство труда и социального развития Краснодарского края


Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Армавирский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»




Рассмотрена Утверждена

на заседании педагогического совета приказом ГКУ СО КК

ГКУ СО КК «Армавирский СРЦН» «Армавирский СРЦН»

протокол от ______________г. № ___ от _________г. № ____










Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа «Умелые руки»


Возрастная категория: несовершеннолетние от 7 до 18 лет

Срок реализации – 3 месяца (12-14 часов)






Автор-составитель программы:

Воронцова Е.Ю.,

инструктор по труду







г. Армавир

2023 год


Раздел № 1. Комплекс основных характеристик дополнительной

общеразвивающей образовательной программы

    1. Пояснительная записка


Важное значение в реабилитации детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и их дальнейшей социализации имеет трудовое обучение и воспитание, привитие воспитанникам положительного отношения к труду, открытие возможности общественно-полезной практической деятельности.

Созданная программа по обучению мелкому ремонту одежды призвана пробуждать и повышать у воспитанников интерес к занятиям по обучению мелкому ремонту одежды, вырабатывать положительное отношение к труду вообще и данному виду деятельности в частности, прививать и усваивать принятые в современном обществе эстетические нормы и навыки самообслуживания, которые пригодятся в дальнейшей жизни.

Программа «Умелые руки» имеет художественную направленность и ориентирована на удовлетворение потребностей воспитанников в активных формах познавательно-творческой деятельности.

Программа составлена с учётом требований следующих нормативных документов:

Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 03 сентября 2019 года № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14»;

«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09 февраля 2015 года № 8 «Об утверждении СанПиН 2.4.3259-15»;

«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

методических рекомендаций «Структурирование программы дополнительного образования», разработанных ГКУ КК «Краевой методический центр» (г. Краснодар, 2020 год).

Новизна

Новизна программы «Умелые руки» состоит в том, что она разработана специально для социально-реабилитационного центра, соответствует специфике работы учреждения и предполагает использование образовательных технологий, учитывающих возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, их возможности и потребности.

Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития воспитанников. Настроение обучающихся, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий.

Впервые в программе использованы нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации.

Актуальность

Практика показывает низкий уровень развития у воспитанников навыков бытового труда и фактически несформированную мотивацию к трудовой деятельности. Преобладающее большинство воспитанников учреждения практически не владеют навыками выполнения мелкого ремонта одежды, либо владеют ими на довольно низком уровне. Актуальность программы вызвана необходимостью развития у детей и подростков навыков самообслуживания. А в частности - умения выполнять мелкий ремонт одежды и простейшие швейные операции. Кроме этого содержание программы может способствовать профессиональному самоопределению и развитию творческих способностей воспитанников.

Педагогическая целесообразность

Реализация данной программы заключается в создании особой развивающей среды для выявления и развития общих и творческих способностей. В процессе занятий у воспитанников обогащается трудовой опыт, активизируется мышление, осознаются и переживаются результаты деятельности, проектируется двигательные акты, формируется личностная ориентация. Дети не только приобретают необходимые в жизни умения и навыки, но и проявляют себя как творческие личности, развивают мелкую моторику, усидчивость и внимательность.

Отличительная особенность

Программа построена по принципу «от простого к сложному», и предполагает разделение по возрастам. Занятия строятся на основе принципов системности и преемственности. Не менее 80% учебного времени отводится на практическую деятельность.

Формы работы определяются целями занятий, для которых характерны традиционные приемы и методы: словесные, практические и наглядно- практические.

В основном используется индивидуальная форма работы, наиболее приемлемая в условиях реабилитационного центра, обеспечивающая достижение наиболее эффективного результата.

Индивидуальные занятия с воспитанниками проводятся по мере поступления воспитанников в учреждение, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, а также с учетом знаний, умений и навыков, выявленных при первичной диагностике.

В групповых занятиях применяется методика дифференцированного обучения: при такой форме обучения педагог излагает новый материал всем воспитанникам одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого). Микрогруппы подбираются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Занятия программы, направленны на развитие у детей умений выполнять мелкий ремонт одежды и своих вещей.

Адресат программы

Возраст воспитанников по данной программе 7-17 лет. Программа

реализуется для детей младшего школьного и подросткового возрастов. Обучение проводится с учётом возраста: 7-9 лет, 10 – 13 лет и 14-17 лет. Занятия проводятся индивидуально или по подгруппам. Наполняемость подгрупп – от 2 до 7 воспитанников.

Уровень программы, объём и сроки реализации

Данная программа реализуется на ознакомительном уровне и рассчитана на проведение занятий в течение 3-х месяцев.

Объём программы в зависимости от возраста обучающихся – от 12 до 14 часов.

Форма обучения и виды занятий:

форма обучения: очная, индивидуальная;

виды занятий определяются содержанием данной программы и предусматривают:

теоретические занятия: объяснение, беседа, консультация;

практические занятия: демонстрация приёмов выполнения операций, практическая работа, конкурсные задания.

Режим занятий: занятия с воспитанниками проводятся 1 раз в неделю. Основной формой организации обучения мелкому ремонту одежды является индивидуальное занятие продолжительностью 40-45 минут в зависимости от возрастной группы.

    1. Цель и задачи программы

Цель программы: формирование и развитие у воспитанников реабилитационного учреждения умения выполнять мелкий ремонт одежды и начальных швейных навыков, формирование положительной мотивации трудовой деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- обучение воспитанников приемам работы с иглой;

- обучение воспитанников умению пришивать пуговицы и кнопки;

для воспитанников 7-9 лет:

- обучение умению выполнять сметочный и обметочный ручные швы;

для воспитанников 10-13 лет:

- обучение умению выполнять сметочный, обметочный, соединительный и потайной ручные швы,

- обучение умению зашивать по шву, подшивать низ изделия.

для воспитанников14-17 лет:

- обучение умению выполнять сметочный, обметочный, соединительный и потайной и ручные швы;

- обучение умению зашивать по шву, подшивать низ изделия, манжеты и карманы, обметывать детали одежды.

Развивающие:

- развитие навыков работы с иглой и ножницами;

-развитие мотивации к трудовой деятельности;

- развитие интереса к занятиям по мелкому ремонту одежды.

Воспитательные:

- воспитание положительного отношения к труду по самообслуживанию;

- укрепление чувства взаимопомощи и коллективизма,

- стимулирование развития волевых качеств личности, целеустремленности, самостоятельности и потребности в труде;

- воспитание культуры труда: аккуратности, умения содержать материалы и рабочее место в порядке.


    1. Содержание программы


Учебный план

дополнительной общеразвивающей образовательной программы

«Умелые руки» (возрастная группа 7-9 лет)

п/п

Темы занятий

Количество часов

Всего

Теоретичес-кие занятия

Практичес-кие занятия

1

«Приемы работы при ручном шитье»

1

-

1

2

«Сметочный ручной шов»


1

-

1

3

«Использование сметочного шва в рукоделии»

2

-

2

4

«Пришивание пуговиц с двумя отверстиями».

1

-

1

5

«Пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями»

1

-

1

6

«Обметочный ручной шов»

1

-

1

7

«Использование обметочного шва в рукоделии»

3

-

3

8

«Пришивание кнопок»

1

-

1

9

Итоговое тестирование

1

-

1

Всего

12

-

12


Содержание учебного плана (возрастная группа 7-9 лет)

1.«Приемы работы при ручном шитье».

Знакомство с инструментами для работы и техникой безопасности при работе с ними. Организация рабочего места. Правильная поза при шитье. Практическая работа: вдевание нити в иглу, завязывание узелка на нити.

2. «Сметочный шов».

Правильное положение иглы и ткани при шитье. Знакомство с технологией выполнения сметочного шва и закрепления нити в конце шва. Практическая работа: выполнение сметочного шва.

3. «Использование сметочного шва в рукоделии».

Знакомство с технологией раскроя и шитья мягкой игрушки, состоящей из 2-х деталей. Практическая работа: раскрой и шитье мягкой игрушки из ткани, не требующей обработки края сметочным швом.

4. «Пришивание пуговиц с двумя отверстиями».

Назначение пуговиц. Знакомство с технологией пришивания пуговиц с двумя. Практическая работа: пришивание пуговиц с двумя отверстиями.

5. «Пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями».

Знакомство с технологией пришивания пуговиц с четырьмя отверстиями. Практическая работа: пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями.

6. «Обметочный шов».

Знакомство с технологией выполнения обметочного шва и технологией обметывания петель и изготовления навесной петли. Применение обметочных швов. Практическая работа: выполнение обметочного шва, обметывание петли. «Использование обметочного шва в рукоделии».

7. «Использование обметочного шва в рукоделии».

Знакомство с технологией раскроя и шитья мягкой игрушки, состоящей из 2-х деталей. Практическая работа: раскрой и шитье мягкой игрушки из ткани, не требующей обработки края обметочным швом.

8. «Пришивание кнопок».

Назначение кнопок. Знакомство с технологией пришивания кнопок. Практическая работа: пришивание кнопок.

9. Итоговое тестирование

Выполнение теоретических и практических заданий.


Учебный план

дополнительной общеразвивающей образовательной программы

«Умелые руки» (возрастная группа 10-13 лет)

п/п

Темы занятий

Количество часов

Всего

Теоретичес-кие занятия

Практичес-кие занятия

1

«Приемы работы при ручном шитье. «Сметочный ручной шов»

1

-

1

2

«Использование сметочного шва в рукоделии»

1

-

1

3

«Пришивание пуговиц»

1

-

1

4

«Обметочный ручной шов»


1

-

1

5

«Использование обметочного шва в рукоделии»

3

-

3

6

«Пришивание кнопок»

1

-

1

7

«Зашивание по шву»

1

-

1

8

«Использование соединительного шва в рукоделии»

2

-

2

9

Итоговое тестирование

1

-

1

Всего

12

-

12

Содержание учебного плана (возрастная группа 10-13 лет)

1.«Приемы работы при ручном шитье. Сметочный ручной шов». Знакомство с инструментами для работы и техникой безопасности при работе с ними. Организация рабочего места. Правильная поза при шитье. Правильное положение иглы и ткани при шитье. Знакомство с технологией выполнения сметочного шва и закрепления нити в конце шва. Практическая работа: вдевание нити в иглу, завязывание узелка на нити, выполнение сметочного шва.

2. «Использование сметочного шва в рукоделии».

Знакомство с технологией раскроя и шитья мягкой игрушки, состоящей из 2-х деталей. Практическая работа: раскрой и шитье мягкой игрушки из ткани, не требующей обработки края сметочным швом.

3. «Пришивание пуговиц».

Назначение пуговиц. Знакомство с технологией пришивания пуговиц с двумя отверстиями. Знакомство с технологией пришивания пуговиц с четырьмя отверстиями. Знакомство с декоративными способами пришивания пуговиц. Практическая работа: пришивание пуговиц с двумя отверстиями. Практическая работа: пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями.

4. «Обметочный шов».

Знакомство с технологией выполнения обметочного шва и технологией обметывания петель и изготовления навесной петли. Применение обметочных швов. Практическая работа: выполнение обметочного шва, обметывание петли.

5. «Использование обметочного шва в рукоделии».

Знакомство с технологией раскроя и шитья мягкой игрушки, состоящей из 2-х деталей. Практическая работа: раскрой и шитье мягкой игрушки из ткани, не требующей обработки края обметочным швом.

6. «Пришивание кнопок».

Назначение кнопок. Знакомство с технологией пришивания кнопок. Практическая работа: пришивание кнопок.

7. «Зашивание по шву».

Знакомство с технологией выполнения ручного шва «строчка». Практическая работа: зашивание распоротого шва.

8. «Использование соединительного шва в рукоделии».

Знакомство с технологией изготовления сувениров из ткани с использованием соединительных швов: «назад иголку» и «вперед иголку в два приема». Практическая работа: Изготовление сувенира из ткани.

9. Итоговое тестирование

Выполнение теоретических и практических заданий.


Учебный план

дополнительной общеразвивающей образовательной программы

«Умелые руки» (возрастная группа 14-17 лет)



п/п

Темы занятий

Количество часов

Всего

Теоретичес-кие занятия

Практичес-кие занятия

1

«Приемы работы при ручном шитье. Сметочный ручной шов»

1

-

1

2

«Использование сметочного шва в рукоделии»

1

-

1

3

«Пришивание пуговиц ».


1

-

1

4

«Пришивание кнопок»

1

-

1

5

«Обметочный ручной шов»


1

-

1

6

«Использование обметочного шва в рукоделии»

3

-

3

7

«Зашивание по шву»

1

-

1

8

«Использование соединительного шва в рукоделии»

2

-

2

9

«Подшивание низа изделия»

1

-

1

10

«Ремонт карманов»


1

-

1

11

Итоговое тестирование

1

-

1

Всего

14

-

14


Содержание учебного плана (возрастная группа 14-17 лет)

1.«Приемы работы при ручном шитье. Сметочный ручной шов».

Знакомство с инструментами для работы и техникой безопасности при работе с ними. Организация рабочего места. Правильная поза при шитье. Правильное положение иглы и ткани при шитье. Знакомство с технологией выполнения сметочного шва и закрепления нити в конце шва. Практическая работа: вдевание нити в иглу, завязывание узелка на нити, выполнение сметочного шва.

2. «Использование сметочного шва в рукоделии».

Знакомство с технологией раскроя и шитья мягкой игрушки, состоящей из 2-х деталей. Практическая работа: раскрой и шитье мягкой игрушки из ткани, не требующей обработки края сметочным швом.

3. «Пришивание пуговиц».

Назначение пуговиц. Знакомство с технологией пришивания пуговиц с двумя отверстиями. Знакомство с технологией пришивания пуговиц с четырьмя отверстиями. Знакомство с декоративными способами пришивания пуговиц. Практическая работа: пришивание пуговиц с двумя отверстиями. Практическая работа: пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями.

4. «Пришивание кнопок».

Назначение кнопок. Знакомство с технологией пришивания кнопок. Практическая работа: пришивание кнопок.

5. «Обметочный шов».

Знакомство с технологией выполнения обметочного шва и технологией обметывания петель и изготовления навесной петли. Применение обметочных швов. Практическая работа: выполнение обметочного шва, обметывание петли.

6. «Использование обметочного шва в рукоделии».

Знакомство с технологией раскроя и шитья мягкой игрушки, состоящей из 2-х деталей. Практическая работа: раскрой и шитье мягкой игрушки из ткани, не требующей обработки края обметочным швом.

7. «Зашивание по шву».

Знакомство с технологией выполнения ручного шва «строчка». Практическая работа: зашивание распоротого шва.

8. «Использование соединительного шва в рукоделии».

Знакомство с технологией изготовления сувениров из ткани с использованием соединительных швов: «назад иголку» и «вперед иголку в два приема». Практическая работа: Изготовление сувенира из ткани.

9. «Подшивание низа изделия».

Знакомство с технологией выполнения «потайного» шва и подшивки низа изделий, обметывания деталей одежды. Практическая работа: выполнение «потайного» шва.

10. «Ремонт карманов».

Знакомство с технологией ремонта карманов. Практическая работа: пришивание кармана.

11. Итоговое тестирование.

Выполнение теоретических и практических заданий.


    1. Планируемые результаты

Образовательные

Обучающиеся будут знать:

- правила организации рабочего места;

- технику безопасной работы;

- приемы работы с иглой

Обучающиеся будут уметь

- выполнять ручные швы: сметочный, обметочный, соединительный, потайной;

- пришивать пуговицы и кнопки;

- зашивать по шву;

- подшивать низ изделия;

- выполнять ремонт кармана;

- использовать ручные швы в различных видах рукоделия

Личностные

У несовершеннолетних будут развиты:

- мелкая моторика, техническое, образное и логическое мышление;

- умение применять полученные знания на практике;

- находить новое применение полученным знаниям и умениям, использовать их в рукоделии и других видах декоративно-прикладного творчества.


Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий.

2.1. Календарный учебный график (возрастная группа 7-9 лет)

№ раздела, темы


Дата проведения




Названия разделов и тем

Количество часов

Всего

Теоретические

занятия

Практические

занятия

1


«Приемы работы при ручном шитье»

1

-

1

2


«Сметочный ручной шов»

1

-

1

3


«Использование сметочного шва в рукоделии»

1

-

1

4


«Использование сметочного шва в рукоделии»

1

-

1

5


«Пришивание пуговиц с двумя отверстиями».

1

-

1

6


«Пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями»

1

-

1

7


«Обметочный ручной шов»

1

-

1

8


«Использование обметочного шва в рукоделии»

1

-

1

9


«Использование обметочного шва в рукоделии»

1

-

1

10


«Использование обметочного шва в рукоделии»

1

-

1

11


«Пришивание кнопок»

1

-

1

12


Итоговое тестирование

1

-

1

Всего

12

-

12






Календарный учебный график (возрастная группа 10-13 лет)


№ раздела, темы


Дата проведения




Названия разделов и тем

Количество часов

Всего

Теоретические

занятия

Практические

занятия

1


«Приемы работы при ручном шитье. Сметочный ручной шов»

1

-

1

2


«Использование сметочного шва в рукоделии»

1

-

1

3


«Пришивание пуговиц»

1

-

1

4


«Обметочный ручной шов»

1

-

1

5


«Использование обметочного шва в рукоделии»

1

-

1

6


«Использование обметочного шва в рукоделии»

1

-

1

7


«Использование обметочного шва в рукоделии»

1

-

1

8


«Пришивание кнопок»

1

-

1

9


«Зашивание по шву»

1

-

1

10


«Использование соединительного шва в рукоделии»

1

-

1

11


«Использование соединительного шва в рукоделии»

1

-

1

12


Итоговое тестирование

1

-

1

Всего

12

-

12










Календарный учебный график (возрастная группа 14-17лет)


№ раздела, темы


Дата проведения




Названия разделов и тем

Количество часов

Всего

Теоретические

занятия

Практические

занятия

1


«Приемы работы при ручном шитье»

1

-

1

2


«Сметочный ручной шов»

1

-

1

3


«Использование сметочного шва в рукоделии»

1

-

1

4


«Пришивание пуговиц с двумя отверстиями».

1

-

1

5


«Пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями»

1

-

1

6


«Обметочный ручной шов»

1

-

1

7


«Использование обметочного шва в рукоделии»

1

-

1

8


«Использование обметочного шва в рукоделии»

1

-

1

9


«Использование обметочного шва в рукоделии»

1

-

1

10


«Пришивание кнопок»

1

-

1

11


«Использование соединительного шва в рукоделии»

1

-

1

12


«Подшивание низа изделия»

1

-

1

13


«Ремонт карманов»

1

-

1

14


Итоговое тестирование

1

-

1

Всего

14

-

14


2.2. Условия реализации программы

Методическое и материально-техническое обеспечение

п/п

Компоненты

оснащения учебного

Что необходимо для реализации программы

1

Учебно-методические

материалы

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Умелые руки»; календарный учебный график; методические пособия; планы-конспекты занятий

2

Дидактические и

раздаточные материалы

Инструкционные, технологические карты: «Сметочный ручной шов», «Петельный шов»; «Ручной шов «строчка», «Пришивание пуговиц», «Пришивание кнопок». Шаблоны выкроек мягких игрушек

3

Мультимедийные материалы

Презентации: «Ремонт одежды», «Приемы работы при ручном шитье», «Сметочный шов», «Использование сметочного шва в рукоделии», «Обметочный ручной шов»

4

Технические средства

обучения

Ноутбук, проектор, мультимедийный экран

5


Учебно-практическое

оборудование

Игла швейная (7 шт.), нитки швейные в катушках в ассортименте (не менее 7 штук), ножницы (7шт.), карандаш простой (7шт.)

6

Оборудование (мебель)


Стол (2 шт.), стулья (8 шт.), шкафы (2 шт.)


Кадровое обеспечение

Реализацию программы осуществляет педагог, имеющий высшее педагогическое образование. Педагогический работник имеет профессиональную переподготовку по программе дополнительного профессионального образования «Педагогика дополнительного образования детей и взрослых» с присвоением квалификации «Педагог дополнительного образования», 2018 год.


2.3. Формы аттестации (контроля)

По окончании реализации курса программы проводится итоговое тестирование, выполнение ими практического задания и диагностики уровня сформированности практических умений и навыков.


2.4. Оценочные материалы

Критерии оценивания уровня сформированности

знаний и умений для воспитанников 7-9 лет

Знания и умения

При поступлении

По окончании

1

Знание правил безопасности при работе с колющими и режущими предметами?



2

Умение вдевать нить в иглу и завязывать узелок



3

Умение выполнять сметочный ручной шов



4

Умение закреплять нить в конце шитья



5

Умение пришивать пуговицы с двумя отверстиями



6

Умение пришивать пуговицы с четырьмя отверстиями



7

Умение выполнять обметочный ручной шов



8

Умение пришивать кнопки



Общее количество баллов



Критерии оценки:

Сформировано – 2 балла;

Выполняет с помощью педагога – 1 балл;

Не сформировано – 0 баллов.


Для определения уровня знаний воспитанников используется опросник, по результатам которого подсчитывается количество правильных ответов.


Опросник (для воспитанников 7-9 лет)

1.Что такое шов?

2. Умеешь ли ты пришивать пуговицы?

3. Каким швом выполняется сметка?

4. Для чего выполняется сметочный шов?

5. Для чего используется обметочный шов?

Результаты субтестов вносятся в таблицу и подсчитываются общее количество баллов.

п/п

Фамилия, имя воспитанника

Оценка в баллах

Тестирование

Практические умения

Общее

кол-во






Высокий уровень –19 -21 баллов;

Средний уровень – 13 – 18 баллов;

Низкий уровень – менее 13 баллов.


Критерии оценивания уровня сформированности

знаний и умений для воспитанников 10-13 лет

Знания и умения

При поступлении

По окончании

1

Знание правил безопасности при работе с колющими и режущими предметами?



2

Умение вдевать нить в иглу и завязывать узелок



3

Умение выполнять сметочный ручной шов



4

Умение закреплять нить в конце шитья



5

Умение пришивать пуговицы с двумя отверстиями



6

Умение пришивать пуговицы с четырьмя отверстиями



7

Умение выполнять обметочный ручной шов



8

Умение пришивать кнопки



9

Умение выполнять соединительный ручной шов



10

Умение зашивать по шву



Общее количество баллов



Критерии оценки:

Сформировано – 2 балла;

Выполняет с помощью педагога – 1 балл;

Не сформировано – 0 баллов.

Для определения уровня знаний воспитанников используется опросник, по результатам которого подсчитывается количество правильных ответов.



Опросник (для воспитанников 10-13 лет)

  1. Что такое шов?

  2. Умеешь ли ты пришивать пуговицы?

  3. Каким швом выполняется сметка?

  4. Для чего выполняется сметочный шов?

  5. Для чего используется обметочный шов?

  6. Какие швы можно использовать для зашивания распоротого шва?

Результаты субтестов вносятся в таблицу и подсчитываются общее количество баллов.

п/п

Фамилия, имя воспитанника

Оценка в баллах

Тестирование

Практические умения

Общее

кол-во






Высокий уровень –23 -26 баллов;

Средний уровень – 16– 23 баллов;

Низкий уровень – менее 16 баллов.


Критерии оценивания уровня сформированности

знаний и умений для воспитанников 14-18 лет

Знания и умения

При поступлении

По окончании

1

Знание правил безопасности при работе с колющими и режущими предметами?



2

Умение вдевать нить в иглу и завязывать узелок



3

Умение выполнять сметочный ручной шов



4

Умение закреплять нить в конце шитья



5

Умение пришивать пуговицы с двумя отверстиями



6

Умение пришивать пуговицы с четырьмя отверстиями



7

Умение выполнять обметочный ручной шов



8

Умение пришивать кнопки



9

Умение выполнять соединительный ручной шов



10

Умение зашивать по шву



11

Умение выполнять «потайной» шов



12

Умение подшивать низ изделия



13

Умение отремонтировать оторванный карман, манжет или другие детали



Общее количество баллов



Критерии оценки:

Сформировано – 2 балла;

Выполняет с помощью педагога – 1 балл;

Не сформировано – 0 баллов.

Для определения уровня знаний воспитанников используется опросник, по результатам которого подсчитывается количество правильных ответов.

Опросник (для воспитанников14-18 л.)

  1. Что такое шов?

  2. Умеешь ли ты пришивать пуговицы?

  3. Каким швом выполняется сметка?

  4. Для чего выполняется сметочный шов?

  5. Для чего используется обметочный шов?

  6. Какие швы можно использовать для соединения деталей?

  7. Каким швом подшивают низ изделия?

  8. Какой шов используют при ремонте карманов?

Результаты субтестов вносятся в таблицу и подсчитываются общее количество баллов.

п/п

Фамилия, имя воспитанника

Оценка в баллах


Тестирование

Практические умения

Общее

кол-во






Высокий уровень –32 -34 баллов;

Средний уровень – 27 – 32 баллов;

Низкий уровень – менее 27 баллов.


2.5. Методические материалы

В ходе реализации программы применяются следующие педагогические технологии:

личностно-ориентированного обучения – позволяет раскрыть и использовать личный опыт обучающихся, развивать их индивидуальные способности;

информационно-коммуникационная – вызывает эмоциональный интерес обучающихся, желание работать продуктивно, повышает мотивацию к реализации своих возможностей;

игровая – активно вовлекает обучающихся в творческую деятельность,

создаёт положительный эмоциональный фон, способствует успешному развитию коммуникативной культуры;

здоровьесберегающая – предполагает дозированную нагрузку, проведение физкультминуток с целью снижения утомления и повышения

работоспособности на занятиях.

Достижению целей программы способствуют применяемые на занятиях следующие методы:

словесный – включает беседу, рассказ, описание, пояснение, указание, обсуждение, инструктаж, оценку;

наглядного воздействия – демонстрация правильной техники выполнения изделия, использование презентаций;

практический – изготовление изделий декоративно-прикладного творчества с целью приобретения практических умений и навыков;

проблемно-поисковый – направлен на организацию коллективного поиска возможных подходов к разрешению творческой проблемной ситуации;

коллективной творческой деятельности – способствует формированию и творческому развитию личности каждого обучающегося в процессе совместной творческой деятельности;

саморазвития – проявляется в предоставлении самостоятельности, возможности обучающимся проявлять собственную фантазию и изобретательность, даёт возможность обучающимся испытать радость от достижения поставленных целей;

авансирования успеха – создание ситуации успеха для каждого обучающегося, стимулирование его творческих возможностей;

наблюдение – целенаправленное педагогическое исследование особенностей личности обучающихся.

Теоретические и практические формы проведения занятий предполагают продуктивное взаимодействие педагога и обучающихся. Каждое занятие имеет чёткую структуру и состоит из этапов: организационного момента, актуализации знаний, сообщения темы занятия, изложения теоретического материала, выполнения практической части, рефлексии.

При проведении занятий используются формы работы: индивидуальная и групповая.


2.6. Список литературы

Основная литература

1.Довгаль-Симович М. «Текстильные игрушки. Пошаговые мастер-классы с выкройками», 2021 «Хоббитека».

2.Еременко Т.И. «Рукоделие» Легпромбытиздат, 1990 (электронный вариант)

3.Картушина Г.Б., Мозговая Г.Г. «Швейное дело 5 класс». Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. – М.: Просвещение, 2020.

4.Кононова Е. «Куклы из ткани», 2021 Издательский Дом ПИТЕР.

5. Максименко Т.А. «Шьем елочные игрушки. Фольклорная коллекция»,2020 «Хоббитека».

6.Мельников И.В. «Секреты опытной швеи: выполнение швов, стежков, строчек», 2012

7.Мозговая Г.Г., Картушина Г.Б. «Технология. Швейное дело. 8 класс». Учебник. Коррекционная школа, 2021– М.: Просвещение, 2021.

8.Мудрагель Л. «Шитье от А до Я», 2021 «Эксмо»

9.«Рукоделие в начальных классах»: Кн. Для учителя по внеклассной работе/ А.М. Гукасова, Е.И. Мишарева, И.С. Могилевская и др. – М.: Просвещение, 1984.

10.Чемодурова Т.И. «Уроки труда. Мягкие игрушки», 2020 «Кузьма»

11.Шишкин О. «Ремонт одежды и обуви в домашних условиях»,1997 «Аурика».


Интернет-источники

1. Замётывание. Ручные швы. https://youtu.be/KafSNNZGyQk

2. Как выполнить основные ручные швы. https://youtu.be/2TXfDCANcB8

3. Мастер-классы сайт для рукодельниц https://masterclassy.ru/

4. Ручные швы. Урок. https://youtu.be/3_s99OYgIYU

5. Ручные работы при изготовлении швейного изделия. https://tepka.ru/tehnologiya_5/12.html

6. Страна мастеров — прикладное творчество https://stranamasterov.ru/

7.  Чемоданчик идей: рукоделие и декор, авторские мастер-классы
http://good-decor.ru/

8. Ярмарка мастеров www.livemaster.ru/





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!