СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная программа "Экошкола"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа ориентирована на формирование экологической культуры детей, навыков проектной и научно-исследовательской деятельности средствами ведения локального экологического мониторинга.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа "Экошкола"»

Принята

на заседании педагогического совета Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с Вазерки

им. В.М. Покровского

Протокол № ___1__ от

«_01__»____09____2018 г

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ

с Вазерки

им. В.М. Покровского

____________Коновалова О.В.


Приказ № 52/01-07

от «__01__» __09_____2018г.





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЭКОШКОЛА»

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ


Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательная школа с. Вазерки им. В.М. Покровского


Возраст обучающихся: 11-17 лет

Срок реализации: 1 год




Составитель:

учитель биологии

Родионова Е.М.











с. Вазерки


2018г


Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа «Экошкола» (далее Программа) составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Программа реализуется в рамках общеинтеллектуального и общекультурного направлений развития личности плана внеурочной деятельности ОО.

Необходимость разработки и реализации Программы определена с одной стороны потребностями обучающегося в естественнонаучном образовании, а с другой стороны социальным заказом общества на формирование творческой, самостоятельной личности, обладающей критическим мышлением, способной самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром, осознающей глобальные проблемы человечества и готовой посильно участвовать в их решении. Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать в школе. В..А. Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и торцами в этом мире». Современные программы образования включают проектную деятельность в содержание учебных курсов и внеурочной деятельности. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у учащихся.

Занятия «Экошколы» помогут ребятам сформировать целостную картину окружающего мира, привить любовь к малой родине через знакомство с природно-географическим богатством родного края, повысить интерес к наукам естественнонаучного направления, расширить знания учащихся в этой сфере. Важной целью предполагаемой программы является также подготовка и развитие практических умений и навыков учащихся в области исследовательской деятельности.

Программа я рассчитана на 1 год обучения, в рамках которого осуществляется и изучение теоретического материала, и проведение экологического мониторинга, обеспечивающего формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности, для которой характерна осознанная жизненная необходимость гармонизации своего образа жизни с окружающим социальным и природным миром.

Отличительной особенностью данной программы является то, что занятия ориентированы на развитие практических умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности учащихся. Ребята научатся оценивать состояние качества окружающей среды по общепринятым методикам. Отдельные темы занятий могут использоваться в качестве тем для ученической исследовательской работы, а результаты соответствующих работ – как основа для выступлений на семинарских занятиях, участия в конкурсах и конференциях различного уровня.

На занятиях ребята получают знания по отдельным темам, а также привлекаются к пропаганде охраны окружающей среды и здорового образа жизни. Они участвуют в организации и проведении конкурсов рисунков, листовок, плакатов, фотографий, акций, подготовке и проведении классных часов, викторин, социологических опросов и анкетировании учащихся школы.

Новизна и отличительная особенность программы объединения состоит в том, что данный курс предполагает примерный объем знаний, умений и навыков, которым должны овладеть школьники, он очень вариабельный. Задача курса состоит в том, чтобы научить ученика добывать знания самостоятельно. Обучение направлено на активную учебную деятельность.

Педагогическая целесообразность программы и методов связана с возрастными особенностями детей данного возраста 11-17 лет: любознательность, наблюдательность; интерес к динамическим процессам; желание общаться с живыми объектами; предметно-образное мышление, быстрое овладение умениями и навыками; эмоциональная возбудимость. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность на:

1. создание условий для развития личности ребенка;

2. развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

3. обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

4. приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

5. профилактику асоциального поведения;

6. создание условий для социального, культурного и профессионального

самоопределения, творческой самореализации личности ребенка.

Интересно в работе ещё и то, что каждый педагог сможет подстроить программу под свою деятельность, возможности учеников, их запросы, так как в программе темы занятий, связанные с исследовательской деятельностью, даются приблизительные, всегда есть возможность заменить их на более востребованные в данный момент.

На занятиях «Экошколы" большую роль играет формирование коммуникативных компетенций: учащиеся учатся говорить, что сейчас очень актуально, отстаивать свою точку зрения, защищать творческие работы, отвечать на вопросы и задавать их. Это очень важное умение, ведь многие стесняются выступать на публике, теряются, волнуются. Для желающих есть возможность выступать перед слушателями, проводить классные часы, организовывать и проводить спортивные соревнования. Таким образом, раскрываются все способности ребят: интеллектуальные, организаторские, творческие, лидерские.

Перспектива программы данного курса состоит в том, что, получив необходимые начальные навыки деятельности, ребята продолжают их совершенствовать и в дальнейшем. В летнее время ученикам предоставляется возможность продолжить занятия по биологии, химии и экологии в летнем экологическом лагере, где они собирают материал для исследовательских работ, ближе знакомятся с природой, много занимаются практической деятельностью.

Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности при получении среднего профессионального и высшего образования в колледжах, техникумах, вузах, трудовой деятельности и т.д.

Данная Программа осуществляет важную социальную функцию, помогая обучающимся через активное познание окружающего мира войти в новые современные социально-экономические отношения, в основе которых лежит бережное отношение к природным ресурсам.

Цель программы – формирование основ экологической культуры детей, навыков проектной и научно-исследовательской деятельности средствами ведения локального экологического мониторинга.

Задачи программы:

1. Создание условий для вовлечения в коллективную поисково-исследовательскую деятельность учащихся разных возрастов для их совместной работы;

2. Раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой

деятельности;

3. Содействие профессиональному самоопределению учащихся;

4. Углубленная подготовка к самостоятельной исследовательской работе;

5. Проведение исследований, направленных на выявление экологических проблем села;

6. Разработка и реализация исследовательских проектов с привлечением взрослых и детей к решению проблем местного социума;

7. Популяризация проектных работ учащихся для решения учебных и

воспитательных задач;

8. Создание базы проектно-исследовательских работ;

9. Развитие теории и методики применения проектных работ для решения

учебных задач в различных образовательных областях;

10.Формирование жизненно-важных компетенций;

11.Овладение навыками ораторского искусства;

12.Овладение методикой написания научных статей;

13.Обучение основам научной организации труда;

14.Обучение правилам обращения с необходимым для исследовательской

работы приборами и оборудованием.


Деятельность по реализации поставленных задач осуществляется на основе следующих принципов:

  • принцип вариативности и гибкости, предполагающий способность быстро откликаться на изменения среды, на новые потребности, предугадывать их;

  • принцип непрерывности, указывающий на необходимость преемственности с другими образовательными уровнями;

  • принцип регионализации, обеспечивающий последовательную ориентацию на региональную политику в области образования, учет особенностей региона при организации деятельности;

  • принцип открытости, направленной на организацию взаимодействия всех субъектов образовательного пространства;

  • принцип экологичности, указывающий, что деятельность и полученные

результаты не должны противоречить нормам права, этики, общечеловеческим ценностям, не должны быть направлены на дестабилизацию, ухудшение качества жизни детей;

  • принцип индивидуализированного подхода, который позволит сочетать

потребности государства с потребностями личности, откроет перспективу реальной корректировки образования каждого отдельно взятого учащегося в соответствии с его социальными претензиями и реальными способностями.


Отличительная особенность данной дополнительной программы

Данная программа отличается от уже существующих образовательных программ содержанием. В ней практические занятия ориентированы на региональные проблемы, на работу по местному проекту, который, как правило, включает микрорайон школы. В большей степени здесь используется биомониторинг, поскольку методы его просты, не требуют специального оборудования. Основной способ организации работы по программе – полевой практикум. На него приходится большая часть времени.

Расположение тем в программе не случайно. Каждый раздел предваряют теоретические занятия по поиску информации о состоянии воздушных, водных объектов и почв. Эти данные необходимы для сравнения собственных результатов со сведениями, полученными другими коллективами и службами региона. Последовательность тем в программе также связана с временами года. Например, индикацию почв по фенам клевера ползучего целесообразно проводить ранней весной, до того, как куртины растения начнут переплетаться, а водоёмов до того, как станет лёд. Все результаты мониторинга заносятся в экопаспорт села и школы непосредственно после изучения каждой темы.

Категория обучающихся

Программа предназначена для обучающихся в возрасте 11-17 лет, которые проявляют интерес к практической и исследовательской работе в области биологии, химии и экологии.

Программа разработана с учётом психолого-педагогических особенностей данного возраста. Количество обучающихся – 15 человек.

Сроки реализации Программы

Программа рассчитана на один год обучения. Продолжительность образовательного процесса: составляет 36 учебных часов.

Формы организации и режим занятий

Форма проведения учебных занятий - групповая: (работа в малых группах по 3-5 человек). Это позволяет эффективно использовать учебное время, выполняя несколько работ параллельно. Занятия по Программе проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

Основные формы и методы работы с детьми по Программе подчиняются следующим методическим подходам: теоретическому и практическому. Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время экскурсий и лабораторных работ.

Планируемые результаты

Личностными   результатами  является обладание следующими умениями и навыками:

  • уметь самостоятельно приобретать знания, эффективно применять их на практике для решения новых познавательных и практических задач;

  • критически и творчески мыслить, находить рациональные пути решения проблем;

  • уметь грамотно работать с информацией: собирать факты, анализировать их, выдвигать гипотезы, делать обобщения, формулировать

аргументированные выводы;

  • фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

  • выступать перед слушателями;

  • быть способным к продолжению образования, самообразованию, устойчивому саморазвитию на основе высокой мотивации достижений успеха в жизнедеятельности.


Метапредметными   результатами   изучения  курса являются

ключевые исследовательские компетенции:

  • выполнение единичных операций исследования: наблюдение, сравнение фактов, свойств веществ и явлений; нахождение причинно-следственных связей; формулирование выводов на основе единичных операций исследования;

  • формулирование цели работы; умение выражать зависимость между фактами, явлениями в виде графика, схемы, таблицы; высказывать суждения, умозаключения на основе ранее приобретённых знаний; проектировать и проводить опыт для подтверждения высказанного суждения; формулирование выводов;

  • умение видеть проблему; строить гипотезу; составлять план исследования; проводить эксперимент и обрабатывать его результаты, формулировать вывод;

  • выступать устно и письменно с результатами своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);

  • умение работать с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, Интернетом;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её, ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;

  • овладение методами и приёмами научного исследования в природе: измерение, учёт, взятие проб, наблюдение; различными методиками выполнения работ;

  • освоение норм и правил   социокультурного взаимодействиями со взрослыми и сверстниками в сообществах  разного типа (группа, класс, школа, семья и др.).


Предметными    результатами   изучения  курса  являются:

  • овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения  в природной и социальной среде;

  • усвоение первоначальных   сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и  явлений, характерных для  природной и социальной  действительности;

  • умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира;

  • владение навыками устанавливать и выявлять  причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума.

  • углубление биологических и экологических знаний на основе изучения природы своего края.


Диагностика результатов освоения программы и формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Результативность и целесообраз­ность работы по программе «Экошкола» выявляется с по­мощью диагностических методик: в конце обучения проводятся анкетирование уча­щихся, в течение учебно­го года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и резуль­татов реализации программы выступают ежегодные научно-практические конференции, реальная деятельность по сохранению природной среды: информационные листки, публикации в прессе.

Содержание программы

Учебный (тематический) план


п/п

Название темы

Количество часов

Всего

Теоретические

занятия

Практические занятия

полевые

лабора-

торные

1.

Вводное занятие

1

1



2.

Основные загрязнители и их источники

1

1



3.

Понятие о мониторинге и биоиндикации

2

1

1


4.

Составление карты объектов мониторинга и их физико-географическая характеристика

2

1

1


5.

Физико-географическая характеристика и экологическая оценка объектов мониторинга.

4


3

1

6.

Сбор и изучение информации о состоянии воздушной среды.

2

1

1


7.

Оценка состояния воздуха

по флуктуирующей асимметрии листьев берёзы повислой и индикаторных трубок.

4

1

2

1

8.

Сбор информации о состоянии водных объектов

4

1

1

2

9.

Оценка экологического состояния водных объектов по величине БПК. Гидробиологическая оценка состояния водоёмов

4

1

1

2

10.

Составление экопаспорта местного проекта (по данным мониторинга воды)

1

1



11.

Оценка состояния воздушной среды с помощью лишайников.

4


2

2

12.

Составление экопаспорта местного проекта (по данным мониторинга воздуха)

1

1



13.

Сбор информации о состоянии почв села

4

1

2

1

14.

Составление экопаспорта местного проекта (по данным мониторинга почв)

1

1



15.

Научно-практическая конференция

1

1




Итого:

36

13

14

9


Содержание

учебного (тематического) плана

Тема 1. Вводное занятие. (1ч).

Введение в Программу. Инструктаж по охране труда и противопожарной безопасности Объекты окружающей среды – составные части окружающей природной среды (почвы, поверхностные и подземные воды, растительность, животные, атмосферный воздух), находящиеся в экологической взаимосвязи и их классификация.

Экологическая викторина: «Знаешь ли ты природу?»

Тема 2. Основные загрязнители окружающей среды и их источники (1ч).

Основные виды и причины загрязнения окружающей среды. Здоровье человека. Просмотр и обсуждение видеофильма.

Тема 3. Экологический мониторинг (2ч).

Понятие об экологическом мониторинге, его целях и задачах. Виды и методы экологического мониторинга. Понятие о биоиндикации. Знакомство в природных условиях с тест-объектами, сигнализирующих об опасности путём изменения своих параметров.

Тема 4. Составление карты объектов мониторинга – местного проекта методом глазомерной съёмки территории (2ч).

Экскурсия. Обозначения на карте природных, промышленных объектов, сети дорог. Выбор ключевых участков для наблюдений.

Тема 5. Физико-географическая характеристика и экологическая оценка объектов мониторинга (4ч).

Сбор информации, её обработка.

Тема 6. Сбор и изучение информации о состоянии воздушной среды местного проекта(2ч).

Тема 7. Оценка состояния воздушной среды (4ч).

А. С помощью индикаторных трубок (2ч).

Оборудование, используемое для оценки состояния воздуха: индикаторные трубки, прибор-газоанализатор, их принципы действия. Методика работы. Полевой практикум на территории местного проекта. Обработка и оформление результатов.

Б. По флуктуирующей асимметрии листьев берёзы повислой (2ч).

Биология и экология берёзы повислой. Методика работы. Полевой практикум на территории местного проекта. Сбор и гербаризация листьев берёзы. Обработка и оформление результатов. Метрические параметры листьев берёзы и их изучение для целей мониторинга. Обсуждение результатов и выводы по мониторингу.

Тема 8. Сбор информации о состоянии водных объектов местного проекта (1ч).

Естественные воды и их состав. Виды и характеристика загрязнений водных объектов. Понятие о качестве питьевой воды.

Знакомство с приёмами и методами изучения загрязнения гидросферы.

Тема 9. Оценка экологического состояния водных объектов (4ч).

А. По величине БПК (2ч).

Кислородный режим водоёма, его значение для санитарной оценки водных объектов. Биохимическое потребление кислорода (БПК) – суммарный показатель содержания органических веществ в воде. Методы отбора проб воды. Понятие о консервации проб. Отбор проб. Фиксация кислорода в пробе. Определение растворённого кислорода (РК) путём титрования раствором тиосульфата. Инкубация проб воды. Определение растворённого кислорода после инкубации. Вычисление результатов анализа. Контроль точности измерений. Вычисление ошибки. (Операции по отбору проб, фиксации кислорода, инкубации и определению РК до и после инкубации, а также вычисление результатов осуществляются несколько раз в зависимости от количества анализируемых точек.) Оформление результатов анализа, выводы.

Б. Понятие о гидробиологических методах оценки состояния водоёмов. Оценка результатов гидробиологических и химических методов анализа. Выводы о санитарном состоянии водоёма (2ч).

Тема 10. Составление экологического паспорта местного проекта (1ч).

Занесение данных мониторинга по оценке экологического состояния воды в экопаспорт.

Тема 11. Оценка состояния воздушной среды с помощью лишайников (4ч).

Биология лишайников и их жизненные формы. Методика работы. Полевой практикум на ключевых участках местного проекта. Составление коллекции лишайников. Обработка и оформление результатов. Обсуждение результатов и выводы по мониторингу.

Тема 12. Составление экологического паспорта местного проекта (1ч)..

Занесение данных мониторинга воздуха по берёзе, индикаторным трубкам и лишайникам в экопаспорт.

Тема 13. Сбор информации о состоянии почв местного проекта (4ч).

Почва и её экологическое значение. Приёмы и методы изучения загрязнения литосферы. Деградация почв. Составление карты местности с расположением несанкционированных свалок. Изготовление поделок из отходов продукции одноразового использования.

Оценка экологического состояния почв на территории микрорайона школы.

А. Определение кислотности почв рН-тестером (1ч).

Понятие о кислотности. Методика работы и подготовка прибора к работе. Практическое занятие по определению кислотности на ключевых участках местного проекта. Подведение итогов. Обсуждение результатов, выводы и рекомендации.

Б. Индикация состояния почв по частотам встречаемости фенов белого клевера (3ч).

Биология и экология клевера. Различия между видами рода клевер. Методика работы. Полевой практикум на ключевых участках местного проекта. Сбор и гербаризация фенов белого клевера. Обработка и оформление результатов. Зарисовка и монтировка фенов белого клевера. Обсуждение результатов и выводы по биоиндикации. Сравнение результатов химического и биологического анализа почв.

Тема 14. Занесение данных мониторинга почв в экопаспорт (1ч).

Составление экологического паспорта местного проекта.

Тема 15. Научно-практическая конференция учащихся по итогам локального экологического мониторинга местного проекта (1ч) Защита ученических проектов.


Организационно-педагогические условия реализации программы

Методическое обеспечение программы

Реализация Программы предполагает использование современных педагогических образовательных технологий:

- технологии личностно-ориентированного образования, способствующей формированию активно-деятельной позиции обучающихся;

- технологии развивающего обучения, реализующей развитие интересов, способностей, личностных качеств и взаимоотношений между обучающимися;

- технологий проблемного обучения, направленных на активизацию обучения, овладение новыми способами поиска информации и решения проблем;

- проектно-исследовательской деятельности, направленной на формирование культуры взаимодействия с природой, готовность к участию в природоохранной деятельности;

- здоровьесберегающих, формирующих эколого-валеологическое мировоззрение, ответственность за сохранение экологически чистой окружающей среды.

Использование данных технологий создает оптимальные условия для развития УУД

(личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных), содействует формированию эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

Программа предполагает осуществление научно-исследовательской деятельности по изучению качества окружающей среды, её влияния на здоровье человека, что помогает раскрыть суть экологических взаимосвязей между человеком и окружающей средой.


Методика работы руководителя с учеником над научным исследованием


Этапы работы

Цели и задачи учебно-

исследовательской работы

Содержание занятий

1. Предварительный

Диагностика знаний, навыков и умений; ориентация в сфере

личных интересов ученика

Формирование общих

представлений об

исследовательской работе;

знакомство с достижениями

науки;

систематизация, расширение

и углубление знаний

Письменные и устные задания, вопросы для выявления уровня

владения знаниями и умениями по теме, способностей и интересов участников

Знакомство с современными

проблемами темы, методами

исследования (обсуждение работ, выполнение упражнений, моделирующих исследование).

Задания и задачи на систематизацию

теоретических знаний.

Задания, нацеливающие учащихся на

самостоятельный подбор материала, ведение записной книжки или

дневника исследователя

2. Выбор проблемы

исследования

Предварительная ориентация в выборе проблемы исследования

Обсуждение возможных тем

исследования, предложенных с учетом

личных качеств, интересов учащихся, их знаний, навыков, актуальных

проблем в исследовании, тематики предстоящих конференций учащихся

3. Изучение научной

литературы

Обучение практическим

навыкам работы со

справочной и научной

литературой

Составление библиографии по теме; разные виды чтения, выделение

главной мысли, конспектирование;

обсуждение прочитанных научных работ

4. Формулирование

темы, гипотезы,

определение целей,

задач, методов

исследования

Формирование

исследовательских умений

(формулирование темы,

гипотезы, постановки целей и задач исследования,

определение методов в

зависимости от объекта

исследования)

Консультирование по вопросам

формулирования темы, гипотезы, понимания целей и задач работы, по методике проведения исследования

5. Сбор материала

Обучение сбору материала

для эксперимента

Планирование и проведение

лингвистического эксперимента, сбор

материала

6. Обработка

полученного материала

Обучение анализу и

статистической обработке

полученных материалов, представлению результатов в виде таблиц, графиков,

диаграмм

Лингвистический анализ и

статистическая обработка полученного материала

7. Формулирование

выводов

Формирование умения

обобщать собранный

материал, формулировать

выводы

Систематизация и обобщение результатов работы

8. Создание текста

Практическое овладение

научным стилем речи

Обучение редактированию научного текста.

Написание текста учебно-

исследовательской работы

Редактирование и оформление работы, составление тезисного плана

9. Представление

результатов работы

Обучение основам устного

публичного выступления

Представление работы на научно-практической конференции школьников

10. Оценка работы

Получение навыков

рефлексии на продукт и

результат учебно-

исследовательской работы

Анализ проделанной работы, ее результатов; обсуждение перспективы

исследования.



Материально-технические условия реализации программы

Для проведения занятий необходимо следующее оборудование и инвентарь:

 таблицы, географические карты и экологические атласы;

 технические средства обучения (ТСО — аппаратура для демонстрации экранно-звуковых средств);

 лабораторное оборудование: приборы, посуда, принадлежности для демонстрации;

 вербальные средства обучения (учебники, хрестоматии, рабочие тетради, методические пособия, справочники);

 натуральные объекты, передающие информацию о взаимосвязях в природе, о живых системах и связях, существующих между ними и окружающей средой.


Список литературы

Список литературы, используемой при написании программы

1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьёв А.Г. Практикум по экологии: Учебное пособие/ Под ред. С.В. Алексеева. – М.: АО МДС, 1996.

2. Боголюбов А.С. Методы лихеноиндикации загрязнения окружающей среды/ Методическое пособие по полевой экологии для педагогов дополнительного образования и учителей. – М.: Экосистема, 1998.

3. Борздун В.Н., Овчинникова Е.Г., « Исследовательская деятельность как

объект целенаправленного педагогического руководства», 2011 год.

4. Жигарев И.А., Пономарёва О.Н., Чернова Н.М. Основы экологии. 10 (11) класс. Сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику под ред. Н.М. Черновой «Основы экологии 10 (11) класс». – М.: Дрофа, 2001.

5.Муравьёв А.Г. Экологический мониторинг – Программа факультативного курса для школьников 9-11 классов / Сост. А.Г. Муравьёв. – СПб: Крисмас+ /ИСАР, 1998.

6. Новиков Ю.В. и др. Методы исследования качества водоёмов. / Под ред. А.П. Шицковой. – М.: Медицина, 1990.

7.Пасечник В.В. Школьный практикум. Экология. 10 (11) кл., 2-е изд. Стереотип.- М.: Дрофа, 2001.

8. Рождественская И.В., «Система работы по интеллектуально-творческому

развитию учащихся», 2010г.

9. Теплов Д.Л. Экологический практикум: Для учащихся 5 (6) классов. – М.: Устойчивый мир, 1999.

10. Фадеева Е.О., Бабенко В.Г. Экология. Организмы и среда их обитания: Практикум. 9 кл., 10-11кл.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.

11. Фёдорова А.И., Никольская А.Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды: Учеб. Пособие для студ. высш. учебных заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.


Список литературы, рекомендуемый обучающимся

1. Ван дер Неер. Всё о самых удивительных растениях. – СПб: ООО «СЗКЭО», 2007.

2. Мансуров С.Е, Кокуев Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города. – М.:, 2001г.,

3.Нинбург Е.А. выполнение и оформление самостоятельной исследовательской работы. Рекомендации для участников городской биологической олимпиады. – Л.: Изд. ЛГДТЮ, 1991.

4. Серебровский А.С. Биологические прогулки. – М.: Наука, 1973.

5.Справочный материал для начинающего эколога/Под ред. М.В.Медведевой.- М.: Издательство ИКАР, 2009.

6. Энциклопедия для детей. Том.19. Экология/Ред. Коллегия: - М.: Аксенова, В. Володин, Г. Вильчек и др. – М.: Аванта, 2005.

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!