ГБОУ «Клетнянская школа – интернат»
«Согласовано» Зам. директора по УВР Мамаева Е.В. ……………………. ….. ……….. 2021 г. | «Утверждено» Директор школы-интерната Краснопольская М.В. ……………………. Приказ № …… от ….. ……….. 2021 г. |
Дополнительная общеобразовательная программа
кружка «Фантазеры»
ориентирована на обучающихся 7-11 лет
срок реализации: 1 год
Составитель:
воспитатель Легоцкая О.Г.
п.Клетня
2021год
Пояснительная записка
Направление внеурочной деятельности: общекультурное.
Кружковая работа в коррекционной школе дает возможность учитывать и максимально удовлетворять индивидуальные запросы учащихся, развивать личность, воспитывать любовь к природе, искусству, творческому процессу.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности, позволяет организовать досуг учащихся в системе, интересно и с пользой для себя и для окружающих.
Занятия не только формируют эстетический вкус у детей, но и помогают приобрести первоначальный социальный опыт, дают необходимые знания, развивают определенные навыки и умения, создают условия для творческого самовыражения личности ребенка, осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду. Результаты труда можно ощутить непосредственно. Сама работа и получаемый продукт - поделки, игрушки, изделия - вызывают у учащегося живой интерес и побуждают его к активной и целенаправленной деятельности. У детей развивается эстетический и художественный вкус, совершенствуются трудовые навыки и умения.
Актуальность программы
Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослых граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.
Адресат программы
Для занятий в кружке объединяются воспитанники, проявляющие устойчивый интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: изготовлению различного вида поделок, а также те, которые нуждаются в индивидуальной помощи при выполнении работ. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.
Программа кружка рассчитана на учащихся 7-11 лет, на 1 год обучения.
Объем программы: годовой курс программы рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю).
Срок освоения программы: программа рассчитана на 1 год (34 недели)
Режим занятий: занятия проходят 1 раз в неделю , по расписанию.
Форма обучения: очная
Методы обучения:
По способу подачи материала: словесные (беседа, объяснение);
наглядные (наблюдение, иллюстрации, показ презентаций и видеоматериалов)
практические (выполнение работ с применением полученных знаний)
По характеру деятельности учащихся: объяснительно-иллюстрационный;
-репродуктивный.
Программа строится на дидактических принципах: доступность, достоверность, повторяемость и практичность.
В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые формы работы.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения -это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.
Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне.
Цель программы:
Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.
Задачи:
Обучающие: обучать приемам работы с различными материалами, расширять запас знаний детей о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
Развивающие: развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников. Расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед.
Воспитывающие: воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности. По каждому виду деятельности программа содержит примерное количество часов, включающих перечень практических работ, а также беседы, презентации расширяющие кругозор учащихся школы – интерната.
Описание разделов программы
Вводное занятие. Правила техники безопасности
Нетрадиционное рисование
В данном виде работы укрепляются мышцы рук и пальцев. Вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Закрепляются названия цветов, форм и размеров, фигур. При рисовании с использованием соли дети знакомятся с различными способами ее окрашивания.
Пластилинография
Во время работы с пластилином развиваются мелкая моторика пальцев рук, формируются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт – чувство пластики, формы, веса.
Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе выполнения практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми. Такая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем способствует расширению активного и пассивного словаря детей. Кроме того, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом.
Мастерская Деда Мороза
Изготавливая новогодние открытки, игрушки на елку, дети погружаются в мир волшебства, фантазии, сказки.
Творческая мастерская
Работа с бумагой способствует развитию элементарных математических представлений. Дети знакомятся с цветами и размерами, простейшими геометрическими формами, получают представление о пространственном положении предметов и их частей. Рассматриваются как разные виды бумаги, так и различные способы ее обработки и использования. Аппликация выполняется из вырезанных деталей, мозаика – из элементов, полученных путем обрывания. При выполнении сплошной мозаики из обрывных кусочков усиливается живописный эффект поделки. Постепенно усложняется аппликация. Из вырезанных деталей дети выполняют уже не плоские, а объемные аппликации. Из бумажных полосок дети склеивают объемные елочные игрушки и скручивают полоски в виде фигурок животных. При работе с бросовым материалом учатся давать вторую жизнь старым вещам.
Тематическое планирование содержания программы
№ | Тема занятия | Количество часов |
| | всего | теория | практика |
1 | Вводное занятие. Правила техники безопасности. | | 1 | |
| Работа с природным материалом | 15 | | |
2 | Сбор природного материала для поделок. Правила сушки и хранения | | 1 | |
3-4 | Аппликация «Ваза с осенними листьями» | | | 2 |
5-6 | «Люблю березку русскую» (отпечатки листьями + гуашь ) | | | 2 |
7-8 | «Ветка рябины» ( аппликация из комочков бумаги и листьев) | | | 2 |
9-10 | Изготовление поделки «Венок из кленовых листьев». | | | 2 |
11-12 | Розы из кленовых листьев (коллективная работа). | | | 2 |
13-14 | Поделка из шишек и пластилина «Три медведя» | | | 2 |
15-16 | Топиарий из шишек (коллективная работа) | | | 2 |
| Нетрадиционное рисование | 10 | | |
17 | Знакомство с нетрадиционными видами рисования. Презентация. | | 1 | |
18 | Пальчиковое рисование «Осеннее дерево» | | | 1 |
19 | Пальчиковое рисование «Волшебные цветы» | | | 1 |
20 | Знакомство с техникой монотипия. «Бабочка» | | | 1 |
21-22 | Рисование ладошкой | | | 2 |
23 | Рисование солью «Снежинки» | | | 1 |
24 | Рисование воском «Морозные узоры» | | | 1 |
25-26 | Рисование (раскрашивание) символы России | | | 2 |
| Мастерская Деда Мороза | 4 | | |
27-28 | «Рукавички Деда Мороза» | | | 2 |
29-30 | Рождественский ангел. Елочная игрушка. | | | 2 |
| Пластилинография | 8 | | |
31 | Пластилин- волшебник. Знакомство со свойствами пластилина. | | 1 | |
32 | Самостоятельная работа по замыслу учащихся. | | | 1 |
33-34 | Рисование пластилином «Подводный мир» | | | 2 |
35-36 | Рисование пластилином «Волшебные цветы» | | | 2 |
37-38 | Лепка героев к сказке "Колобок" по представлению. | | | 2 |
| Работа с бумагой и бросовым материалом | 24 | | |
39-40 | Изготовление открытки «Валентинки» | | | 2 |
41-42 | Открытка для папы | | | 2 |
43-44 | Карандашница из картонных втулок. | | | 2 |
45-46 | Открытка для мамы | | | 2 |
47-48 | Плетение из бумажных полос «Рыбки» | | | 2 |
49-50 | Цветы из салфеток | | | 2 |
51-52 | Аппликация «Ваза с цветами» | | | 2 |
53-54 | Поделка к Дню космонавтики | | | 2 |
55-56 | Изготовление пасхальных открыток | | | 2 |
57-58 | Изготовление открыток к 9 Мая | | | 2 |
59-60 | Мозаика «Блюдо с фруктами» | | | 2 |
61 | Игрушка из бумаги «Собачка» | | | 1 |
62 | Подведение итогов работы | | | 1 |
Ожидаемые результаты
В результате освоения программы учащиеся должны знать:
-правила личной гигиены и безопасного труда;
-основы работы с различными материалами;
-приемы сборки и засушки природного материала;
-научатся различным приемам работы с бумагой, пластилином.
Учащиеся должны уметь:
-правильно организовывать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
-экономно расходовать необходимые материалы с помощью шаблонов;
-работать по образцу;
- ценить свой труд, уважать чужой.
Календарный учебный график
№ | Тема занятия | Коли-чество часов | Дата |
1 | Вводное занятие. Правила техники безопасности. | 1 | 5 .09.21 |
| Работа с природным материалом | 15 | |
2 | Сбор природного материала для поделок. Правила сушки и хранения | 1 | 5. 09.21 |
3-4 | Аппликация «Ваза с осенними листьями» | 2 | 12 .09.21 |
5-6 | «Люблю березку русскую» (отпечатки листьями + гуашь ) | 2 | 19 .09.21. |
7-8 | «Ветка рябины» ( аппликация из комочков бумаги и листьев) | 2 | 26 .09.21. |
9-10 | Изготовление поделки «Венок из кленовых листьев». | 2 | 3 .10.21. |
11-12 | Розы из кленовых листьев (коллективная работа). | 2 | 10 .10.21. |
13-14 | Поделка из шишек и пластилина «Три медведя» | 2 | 17 .10.21. |
15-16 | Топиарий из шишек (коллективная работа) | 2 | 24 .10.21. |
| Нетрадиционное рисование | 10 | |
17 | Знакомство с нетрадиционными видами рисования. Презентация. | 1 | 14 .11.21. |
18 | Пальчиковое рисование «Осеннее дерево» | 1 | 14 .11.21. |
19 | Пальчиковое рисование «Волшебные цветы» | 1 | 21 .11.21. |
20 | Знакомство с техникой монотипия. «Бабочка» | 1 | 21 .11.21. |
21-22 | Рисование ладошкой | 2 | 28 .11.21. |
23 | Рисование солью «Снежинки» | 1 | 5 .12.21. |
24 | Рисование воском «Морозные узоры» | 1 | 5 .12.21. |
25-26 | Рисование (раскрашивание) символы России | 2 | 12 .12.21. |
| Мастерская Деда Мороза | 4 | |
27-28 | «Рукавички Деда Мороза» | 2 | 19 .12.21. |
29-30 | Рождественский ангел. Елочная игрушка. | 2 | 26 .12.21. |
| Пластилинография | 8 | |
31 | Пластилин- волшебник. Знакомство со свойствами пластилина. | 1 | 16 .01.22. |
32 | Самостоятельная работа по замыслу учащихся. | 1 | 16 .01.22. |
33-34 | Рисование пластилином «Подводный мир» | 2 | 23 .01.22 |
35-36 | Рисование пластилином «Волшебные цветы» | 2 | 30 .01.22. |
37-38 | Лепка героев к сказке "Колобок" по представлению. | 2 | 6 .02.22. |
| Работа с бумагой и бросовым материалом | 24 | |
39-40 | Изготовление открытки «Валентинки» | 2 | 13 .02.22. |
41-42 | Открытка для папы | 2 | 20 .02.22. |
43-44 | Карандашница из картонных втулок. | 2 | 27 .02.22. |
45-46 | Открытка для мамы | 2 | 6 .03.22. |
47-48 | Плетение из бумажных полос «Рыбки» | 2 | 13 .03.22. |
49-50 | Цветы из салфеток | 2 | 20 .03.22. |
51-52 | Аппликация «Ваза с цветами» | 2 | 3 .04.22. |
53-54 | Поделка к Дню космонавтики | 2 | 10 .04.22. |
55-56 | Изготовление пасхальных открыток | 2 | 17 .04.22. |
57-58 | Изготовление открыток к 9 Мая | 2 | 24 .04.22. |
59-60 | Мозаика «Блюдо с фруктами» | 2 | 15.05.22. |
61 | Игрушка из бумаги «Собачка» | 1 | 22.05.22. |
62 | Подведение итогов работы | 1 | 22.05.22. |
Материально - техническое обеспечение
Природные материалы (гербарии, листья, сухие ветки, шишки, ягоды рябины и т.д.)
Другие материалы: восковые мелки, карандаши, пластилин, цветная бумага, картон, нитки, проволока, воск (или свеча), гуашь, акварельные краски, альбом, бусины, бисер, тонкая проволока.
Инструменты: ножницы, стеки, клей пистолет, клей ПВА, кисточки.
Оборудование: компьютер или ноутбук для показа презентаций и видеороликов .
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала используются презентации, образцы поделок, шаблоны, иллюстрации, видеозаписи и т.д.
Методы отслеживания результативности:
-педагогическое наблюдение;
-педагогический анализ участия воспитанников в выставках.
Формы аттестации: выставки детских работ (на базе школы, поселка), участие работ детей в различных интернет конкурсах.
Поделки, сувениры используются для подарков родителям, педагогам, ветеранам, пожилым людям и т.д.,
Список литературы
М.А.Гусакова. Подарки и игрушки своими руками. М.:ТЦ «Сфера», 1999.
Д.Чиотти «Оригинальные поделки из бумаги».
Н.Г. Пищикива «Работа с бумагой в нетрадиционной технике -2»
Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
Поделки. Мастерим с детьми. Составитель Ю.А.Майорова.
Интернет сайт «Страна мастеров»
Интернет сайт «Учебно - методический кабинет»