СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «В глубинах физики »

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «В глубинах физики»  предназначена для реализации естественнонаучного образования и воспитания детей и подростков на основе знаний об окружающем мире, самостоятельно приобретаемых в процессе выполнения учебно-исследовательских и проектных работ..

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «В глубинах физики »»


Управление образования администрации Березовского округа

муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Лицей №15»

Принята на заседании

педагогического совета

от «_21_» 09_ 2023_ г.

Протокол № 4 ___

Утверждаю:

Директор лицея

_______________ Иванюженко Л.П..

от «_21_» _09_ 2023_ г. № 316







Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности

«В глубинах физики »


Возраст обучающихся: 16 - 17 лет

Срок реализации 1 год



Разработчик :

Левицкая Елена Викторовна ,

учитель физики







г.Березовский , 2023



СОДЕРЖАНИЕ


РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка ……… ………….. 3

1.2. Цель и задачи программы…… …………. 6

1.3. Содержание программы ……… …………. 8

1.3.1. Учебно-тематический план ……… 8

1.3.2. Содержание учебно-тематического плана 11

1.4. Планируемые результаты………. ………….. 14

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. Календарный учебный график……… 16

2.2. Условия реализации программы ……. 16

2.3. Формы аттестации / контроля ……. 18

2.4. Оценочные материалы ……………. 19

2.5. Методические материалы ………… 20

2.6. Список литературы ……………………… 22

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………… 24




















РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка

Физика, как наука о наиболее общих законах природы, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Являясь основой научно- технического прогресса, физика показывает гуманистическую сущность научных знаний, подчеркивает их нравственную ценность, формирует творческие способности учащихся. Гуманитарное значение физики состоит в том, что она вооружает обучающегося научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «В глубинах физики» предназначена для реализации естественнонаучного образования и воспитания детей и подростков на основе знаний об окружающем мире, самостоятельно приобретаемых в процессе выполнения учебно-исследовательских и проектных работ.

Данная программа разработана в соответствии с новыми нормативными документами:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изм. и доп., вступ.в силу с 01.09.2021);

  • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р);

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изм. и доп. от 30.09.2020);

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;

  • Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФот 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

  • Основной образовательной программой среднего общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения «Лицей № 15»

  • Локальные акты /устав, учебный план, правила внутреннего трудового распорядка, инструкции по технике безопасности./

Актуальность программы:

Актуальность программы обусловлена тем, что воспитание творческой

активности обучающихся в процессе изучения физики является одной из главных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей обучающихся являются экспериментальные исследования и задачи, а проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию устойчивого интереса к физике, способствуют развитию исследовательского подхода.

Педагогическая целесообразность программы:

Изучение элементов физики предполагает организацию и проведение практических работ на основе самостоятельной деятельности обучающихся при обсуждении наблюдаемых и получаемых результатов.

Данная программа направлена на:

  • создание условий для развития ребенка;

  • развитие мотивации к познанию и творчеству;

  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

  • приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

  • профилактику асоциального поведения;

  • создание условий для социального и профессионального самоопределения; –

интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;

  • укрепление психического и физического здоровья.

Принцип компетентностного подхода, который акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность ребенка действовать в различных проблемных ситуациях:

  • Учебно-познавательные компетенции учат умению ставить цель и задачи, выдвигать гипотезу, планировать свою деятельность, анализировать и делать вывод.

  • Информационные компетенции способствуют овладению навыкам самостоятельного поиска, анализа и отбора необходимой информации, умению преобразовывать, сохранять и передавать её.

  • Проблемная компетенция включает моделирование деятельности в аспектной или иной реальной ситуации, готовность к решению проблемы

  • Компетенция личностного совершенствования направлена на освоение способов интеллектуального, духовного, физического саморазвития, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки, самоуправления, самоисследования

  • Коммуникативная компетенция развивает:

1.Умение взаимодействовать с окружающими людьми и событиями,

2. Приобретение навыков работы в группе,

3. . Владение социальной ролью в коллективе.

В формах и методах обучения:

    • дифференцированное обучение;

    • индивидуальная, исследовательская, экспериментальная и опытническая деятельность.

Отличительные особенности программы

Программа разработана на основе практико-ориентированного подхода и предполагает выделение базисных, ключевых физических явлений и экспериментов в качестве содержательного ядра. Образовательная деятельность в рамках программы организуется в форме учебной исследовательской деятельности. Это наблюдение и построение первичных моделей, поиск дополнительной информации, ее анализ, разработка и проведение физического эксперимента, обработка и анализ экспериментальных результатов, построение новой теоретической модели явления, исследование этой модели и получение новых, дополнительных сведений о явлении и физических процессах. Отличительной особенностью дополнительной общеразвивающей программы является то, что данная программа является частью системы интеграции общего и дополнительного образования.

Адресат программы: дети от 16 до 17 лет (учащиеся 10 – х классов).

Количество обучающихся в группах: от 10 человек.

Состав группы: постоянный.

Организационные формы обучения: разновозрастная группа

Срок освоения программы: 1 год.

Режим занятий:1 раз в неделю по 1 часу (34 часа в год). Продолжительность занятия – 40 минут.

Форма обучения – очная на базе кабинета физики (Центр Точка роста) и кабинета « Физико – химическая лаборатория» МБОУ « Лицей № 15»

Особенности организации образовательного процесса

Формы и режим занятий, предусмотренные программой, согласуются с нормами СанПиН и включает в себя теоретическую и практическую часть.

Программный материал рассчитан:

      • на теоретические занятия (семинары, лекции, беседы, викторины);

      • практические работы (опыты, эксперименты, лабораторные работы).

Организационные формы обучения

Основная форма организации обучения - учебное занятие.

Виды занятий - лекция, практическое занятие, лабораторная работа, самостоятельная работа, презентация, экскурсия.

Формы организации познавательной деятельности:

• фронтальная

• коллективная

• групповая

• индивидуальная

Уровень сложности программы: базовый.

Язык обучения по программы: русский язык.

1.2 Цель и задачи программ

Цель программы:

Создание условий для удовлетворения потребности в углублённом изучении естественнонаучных дисциплин и формирования научного мировоззрения обучающихся через проведение практических работ, исследований, физических экспериментов, подготовка к осознанному выбору профессии.

Задачи программы

Личностные:

-сформировать ответственное отношение к выполняемой работе;

-развить качества, позволяющие эффективно работать в коллективе, решать спорные вопросы бесконфликтно, в процессе дискуссии на основе взаимного уважения;

-развить творческий подход к исследовательской деятельности;

-сформировать активную, общественную жизненную позицию.

Метапредметные:

-сформировать активную исследовательскую позицию;

-сформировать навыки концентрации внимания, способности быстро включаться в работу;

-сформировать способность к самостоятельному анализу, навыков устной и письменной речи, памяти.

-сформировать ключевые компетенции детей данной возрастной категории:

самообразовательные, информационные, коммуникативные, практические посредством выполнения практических работ, выполнения проектов, опытов, ведения наблюдений и исследовательской работы;

Развить:

- любознательность и увлеченность;

- наблюдательность и умения поддерживать произвольное внимание;

-заинтересованность в результатах проводимого исследования.

Предметные (образовательные):

-ознакомить с современными разделами физики, с основами технологии проведения физических экспериментов;

-обеспечить получение качественного физического образования;

-профессионально сориентировать и подготовить учащихся для получения физико-математических, инженерно-физических и инженерных специальностей;

-сократить разрыв между знаниями школьного курса и требованиями высшей школы, заложить основы для будущего обучения в высшей школе;

-учить анализировать наиболее типичные лабораторные ситуации, предоставляющие возможность делать обоснованный выбор, принимая на себя личную ответственность за свое решение.

1.3 Содержание программы

1.3.1 Учебно – тематический план

п/п

Название раздела / темы

Кол- во часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Кинематика

12

6

6


1.1.

Равноускоренное движение.

Ускорение тела при

его равноускоренном движении.

1

1

-

Вводная беседа

1.2

Лабораторная работа №1: «Измерение ускорения тела при равноускоренном движении»

1

0

1

Лабораторная работа

1.3

Материальная точка. Сила натяжения.

1

0

1

Вводный контроль

1.4

Лабораторная работа №2:

«Определение максимальной силы натяжения, которую может выдержать леска»

1

0

1

Лабораторная работа

1.5

Вес тела. Сила трения.

1

1

0

Фронтальны й опрос

1.6

Лабораторная работа №3: «Связь силы трения с весом тела, коэффициента трения скольжения монеты по бумаге»

1

0

1

Практическа я работа

1.7

Сила упругости. Жесткость- характеристика пружины.

1

1

0

Тестирование

1.8

Лабораторная работа №4: «Измерение жесткости пружины»

1

0

1

Лабораторная работа

1.9

Изучение движения тела, брошенного горизонтально.

1

1

0

Фронтальный опрос

1.10

Лабораторная работа № 5: «Особенности движения тела под действием силы тяжести»

1

0

1

Лабораторная работа

1.11

Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести.

1

1

0

Тестирование

1.12

Лабораторная работа №6:«Особенности

равноускоренного движения тела на

примере движения тела по окружности»

1

0

1

Лабораторная работа

2

ДИНАМИКА

14

7

7


2.1

Виды сил. Равновесие под действием нескольких сил.

1

1

0

Самостоятель

ная работа

2.2

Лабораторная работа №1: «Изучение равновесия тел под действием нескольких сил»

1

0

1

Лабораторная работа

2.3

Блок. Виды блоков. Условия равновесия силы на блоках.

1

1

0

Тестирование

2.4

Лабораторная работа №2: «Проверка условия равновесия силы на блоках»

1

0

1

Лабораторная работа

2.5

Неподвижный блок. Особенности движения тела.

1

1

0

Промежуточный

контроль

2.6

Лабораторная работа №3: «Расчет измерения времени ускоренного движения системы двух грузов, прикрепленных к нити, перекинутой через неподвижный блок»

1

0

1

Лабораторная работа

2.7

Закон сохранения механической энергии.

1

1

0

Фронтальный Опрос

2.8

Лабораторная работа №4:

«Изучение закона сохранения механической энергии»

1

0

1

Лабораторная работа

2.9

Математический маятник и его характеристики

1

1

0

Самостоятель

ная работа

2.10

Лабораторная работа №5: «Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника»

1

0

1

Лабораторная работа , опрос

2.11

Особенности движения под действием архимедовой силы

1

1

0

Фронтальный опрос

2.12

Лабораторная работа №6: «Расчет измерения периода вертикальных колебаний архимедовой силы. в пробирке с песком, в сосуде с водой.

1

0

1

Лабораторная работа

2.13

Законы Ньютона.

1

1

0

Тестирование

2.14

Лабораторная работа №7: «Исследование зависимости периода малых колебаний линейки, положенной на тело цилиндрической формы, от параметров линейки и цилиндра»

1

0

1

Лабораторная работа

3

АЭРОСТАТИКА

8

4

4


3.1

Плотность. Определение плотности

1

1

0

Фронтальный опрос

3.2

Лабораторная работа №1: «Определение плотности вещества, из которого изготовлено тело, определение плотности жидкости»

1

0

1

Лабораторная работа

3.3

Атмосферное давление. Подъемная сила.

1

1

0

Самостоятельная работа

3.4

Лабораторная работа №2: «Определение избыточного давления по отношению к атмосферному воздуха в детском резиновом шаре»

1

0

1

Лабораторная работа

3.5

Лабораторная работа №3: «Оценка работы по надуванию детского резинового шара до заданного объема»

1

0

1

Лабораторная работа

3.6

Способы определения атмосферного давления.

1

1

0

Тестирование

3.7

Лабораторная работа №4: «Определение атмосферного давления воздуха»

1

0

1

Лабораторная работа

3.8

Итоговое занятие. Подведение итогов.

1

1

0

Итоговый

контроль

ИТОГО

34

17

17


1.3.2 Содержание учебно –тематического плана

Тема 1. Кинематика

Теория:

Равноускоренное движение. Ускорение тела при его равноускоренном движении. Материальная точка. Сила натяжения. Вес тела. Сила трения. Сила упругости. Жесткость- характеристика пружины. Изучение движения тела, брошенного горизонтально. Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести.

Практические занятия:

Лабораторная работа №1: «Измерение ускорения тела при равноускоренном движении»

Лабораторная работа №2: «Определение максимальной силы натяжения, которую может выдержать леска»

Лабораторная работа №3: «Связь силы трения с весом тела. коэффициента трения скольжения монеты по бумаге»

Лабораторная работа №4: «Измерение жесткости пружины»

Лабораторная работа № 5: «Особенности движения тела под действием силы тяжести»

Лабораторная работа №6: «Особенности равноускоренного движения тела на примере движения тела по окружности»

Формы контроля:

- фронтальный опрос;

- тестирование;

- самостоятельная работа

- лабораторная работа.

Тема 2 . Динамика

Теория:

Виды сил. Равновесие под действием нескольких сил. Блок. Виды блоков. Условия равновесия силы на блоках. Неподвижный блок. Особенности движения тела. Закон сохранения механической энергии. Математический маятник и его характеристики. Законы Ньютона. Особенности движения под действием архимедовой силы.

Практические занятия:

Лабораторная работа №1: «Изучение равновесия тел под действием нескольких сил»

Лабораторная работа № 2: «Проверка условия равновесия силы на блоках»

Лабораторная работа № 3: «Расчет измерения времени ускоренного движения системы двух грузов, прикрепленных к нити, перекинутой через неподвижный блок»

Лабораторная работа № 4: «Изучение закона сохранения механической энергии»

Лабораторная работа №5: «Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника»

Лабораторная работа №6: «Расчет измерения периода вертикальных колебаний под действием архимедовой силы в пробирке с песком, в сосуде с водой.

Лабораторная работа №7: «Исследование зависимости периода малых колебаний линейки, положенной на тело цилиндрической формы, от параметров линейки и цилиндра»

Формы контроля:

- фронтальный опрос;

- тестирование;

- самостоятельная работа

- лабораторная работа .

Тема 3 . Аэростатика

Теория:

Плотность. Определение плотности. Атмосферное давление. Подъемная сила. Способы определения атмосферного давления.

Практические занятия :

Лабораторная работа № 1: «Определение плотности вещества, из которого изготовлено тело, определение плотности жидкости»

Лабораторная работа № 2: «Определение избыточного давления по отношению к атмосферному воздуха в детском резиновом шаре»

Лабораторная работа № 3: «Определение атмосферного давления воздуха»

Лабораторная работа № 4: «Оценка работы по надуванию детского резинового шара до заданного объема»

Формы контроля:

- фронтальный опрос;

- тестирование;

- самостоятельная работа;

- лабораторная работа.


1.4 Планируемые результаты освоения программы


К концу курса обучения учащиеся будут знать:

  • Характеристики колебательного движения

  • Понятие силы

  • Условия и виды равновесия тел

  • Правило моментов

  • Законы взаимодействия тел

  • Закон Гука

  • Принцип действия измерительных приборов

  • Способы вычисления погрешности измерений

  • Метод размерностей

будут уметь:

  • выполнять определенные исследования с использованием физических приборов и компьютерных моделей;

  • делать схемы опытных установок;

  • выполнять зарисовки физических опытов ;демонстрировать и объяснять опыты;

  • анализировать и сопоставлять полученные данные;

  • грамотно выбирать масштаб осей при построении графиков;

  • прогнозировать результат опыта;

  • предсказывать изменение физических величин при изменении начальных условий;

  • искать и отбирать информацию, конспектировать ее;

  • использовать и анализировать табличные данные;

  • привлекать справочный технический материал (схемы, таблицы, графики);

  • сопоставлять полученные результаты с достигаемыми на практике;

  • оформлять отчеты в письменном виде.

будут обладать навыками:

  • самостоятельных наблюдений за объектом исследования;

  • измерений температуры, массы, объема, расстояния, размеров малых тел с помощью рядов, промежутка времени;

  • сборки установки для эксперимента по описанию, рисунку, схеме;

  • постановки эксперимента;

  • выполнения реферативной и небольшой исследовательской работы.

  • использования лабораторного оборудования, инструментов и приборов, необходимых для проведения опытов и экспериментальных исследований, в то числе, выходящих за рамки курса физики средней школы.

В результате обучения по программе учащиеся приобретут такие личностные качества как:

  • ответственное отношение к выполняемой работе;

  • качества, позволяющие эффективно работать в коллективе, решать спорные вопросы бесконфликтно, в процессе дискуссии на основе взаимного уважения; - творческий подход к исследовательской деятельности; - активную, общественную жизненную позицию.

В результате обучения по программе у учащихся будут сформированы такие метапредметные компетенции как:

  • активная исследовательская позиция;

  • навыки концентрации внимания, способности быстро включаться в работу;

  • способность к самостоятельному анализу,

  • навыков устной и письменной речи, памяти.

  • любознательность и увлеченность;

  • наблюдательность и умения поддерживать произвольное внимание;

  • заинтересованность в результатах проводимого исследования.























Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1 Календарный учебный график

Количество учебных недель – 34

Количество учебных дней – 34

Продолжительность каникул –21 день

Даты начала и окончания учебных периодов / этапов –

1. 01.09. – 28.10

2. 07.11. – 30.12.

3. 12.01. – 24.03

4. 03.04 – 25.05

    1. Условия реализации программы

Учебные занятия проводятся в здании МБОУ « Лицей № 15»в кабинете-лаборатории физики «Точка роста» и в лаборатории «Физические и химические исследования». Для реализации программы используется оборудование кабинета - лаборатории «Точка роста», компьютер, цифровая лаборатория.

2.2 Материально-техническое обеспечение:

Необходимый минимум для реализации образовательной программы:

  • Набор «Юный физик» 1 шт.

  • Лоток 15 шт.

  • Спиртовка СЛ-1 3 шт.

  • Лабораторный набор Электричество» №7107 1 шт.

  • Лабораторный набор «Оптика» № 7108 1 шт.

  • Набор лабораторный «Магнетизм» 2 шт.

  • Набор лабораторный «Механика»

  • Парта ученическая 9 шт.

  • Ноутбук ASUS 3 шт.

  • Принтер Brother 3шт.

  • Колонки 2шт.

  • Стол учителя 1 шт.

    • Цифровая лаборатория -3 комплекта

Дидактический материал:

• электронные презентации по темам программы;

• видео уроки;

• викторины по физике ;

• текстовые практические задания;

• таблицы;

• модели;

• экспериментальные задания;

• тесты;

• карточки экспресс-опросов;

• карточки творческих заданий;

• таблицы;

• справочные материалы

Информационное обеспечение

(аудио-,видео-,фото-,интернет источники):

Интернет ресурсы

  1. www.youtube.com/user/GTVscience

  2. http://fcior.edu.ru/

  3. http://www.abitura.com/happy_physics/oster.html



Кадровое обеспечение

В реализации данной программы работает – Левицкая Елена Викторовна , учитель физики , высшей категории. Имеет высшее педагогическое образование. В 1989 году окончила Кемеровский государственный университет , по специальности « Физик. Преподаватель». Курсы повышения по программе «Кванториум» и «Точка роста» учителя физики. Имеет звание « Почетный работник воспитания и просвещения РФ», награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.

    1. Формы аттестации и контроля

1.Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

Эвристическая беседа, презентация, беседа, творческая работа, практическая работа, мини-исследование, опрос, тестирование, выставка фотографий, создание буклета, изготовление листовок, озеленение территории, исследовательская работа.

2.Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

Аналитическая справка, выставка, диагностическая карта, защита творческих работ, конкурс, контрольная работа, научно-практическая конференция, олимпиада, открытое занятие, отчет итоговый, портфолио.

    1. Оценочные материалы

Промежуточная, итоговая (защита творческих проектов).

Время проведения

Цель проведения

Формы контроля

Вводный контроль


Определения уровня


В начале учебного года

развития

обучающихся, их творческих

Тестирование, беседа, опрос

и т.д.


способностей.


Промежуточный контроль


Определение степени


В середине учебного года

усвоения

учебного материала. Определение результатов

Творческая работа,

опрос, самостоятельная работа, анкетирование.


обучения.


Итоговый контроль


Определение изменения



уровня



развития обучающихся, их


В конце учебного года

творческих способностей. Определение результатов

обучения.

Творческая работа, опрос, самостоятельная работа,

анкетирование и др.


Ориентирование



обучающихся на



дальнейшее обучение.


Возможные способы фиксации результатов

Способы выявления

результатов

Способы фиксации

результатов

Способы предъявления

результатов

Беседа, опрос, диагностика, анкетирование, анализ

приобретенных навыков

Анкеты, грамоты, дипломы, тестирование,

протоколы диагностик,

Творческая работа, опрос, самостоятельная работа, анкетирование,

итоговое занятие и др.

в устной форме,

конкурсы.

маршрутные листы,

фото.




2.5 Методические материалы

Методы обучения:

  • словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ);

  • наглядные (фото, таблицы, модели, схемы, рисунки);

  • метод наблюдения (демонстрационные эксперименты);

  • метод проблемного обеспечения (самостоятельный поиск решения на поставленные задания);

  • контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий);

  • групповая работа (используется при работе с микроскопом, с цифровой лабораторией).

Формы работы:

  • фронтальная;

  • индивидуальная;

  • коллективная.

Педагогические технологии:

  • метод проектов;

  • информационно-коммуникационные;

  • здоровьесберегающие;

  • уровневой дифференциации;

  • игровая.

Алгоритм учебного занятия:

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

    • приветствие;

    • проверка явки обучающихся;

    • заполнение журнала;

    • проверка готовности обучающихся к занятию;

    • настрой обучающихся на работу;

    • доведение до обучающихся плана занятия.

  2. Проверка выполнения обучающимися домашнего задания (расписать содержание, методы, средства).

  3. Актуализация знаний обучающихся (содержание, методы, средства). Этот раздел подчеркивает важность тех знаний, умений и навыков, которыми дети овладели в процессе прошлого занятия, при выполнении домашнего задания (где пригодятся). Иными словами у детей вырабатывается стимул к

дальнейшей продуктивной деятельности, формируется мотив.

  1. Изложение педагогом нового материала (содержание, методы, средства).

  2. Закрепление знаний обучающихся (содержание, методы, средства).

  3. Физкультминутка.

  4. Практическая работа (название):

а) Вводный инструктаж педагога:

    • сообщение названия практической работы;

    • разъяснение задач практической работы;

    • ознакомление с объектом труда (образцом);

    • ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления);

    • ознакомление с учебно-технической документацией (инструктаж по работе с технологической картой);

    • предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы;

    • инструктаж по технике безопасности.

б) Самостоятельная работа обучающихся по учебно-технической документации.

в) Текущий инструктаж педагога (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):

    • формирование новых учений (проверка организованности начала работы обучающихся, организации рабочих мест, соблюдение правил техники безопасности, санитарии, гигиены труда);

    • усвоение новых знаний (проверка правильности использования учащимися технологических карт и др. документации, инструктирование детей);

    • целевые обходы (инструктирование по выполнению отдельных операций и задания в целом, его эффективное и рациональное выполнение, оказание помощи слабо подготовленным обучающимся, контроль за бережным отношением к средствам обучения);

г) Заключительный инструктаж педагога:

    • анализ выполнения самостоятельной работы обучающимися;

    • разбор типичных ошибок, вскрытие их причин;

    • повторное объяснение педагогом способов устранения ошибок.

  1. Инструктаж педагога по выполнения домашнего задания (содержание, методы, средства).

  2. Уборка рабочих мест.

10. Подведение итогов занятия педагога:

    • сообщение педагога о достижении целей занятия;

    • объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда обучающихся на занятии;

    • сообщение о теме следующего занятия;

    • задание учащимся на подготовку к следующему занятию.

    1. Список литературы

Для педагога:

  1. Кабардин О.Ф.Внеурочная работа по физике.-М.:Просвещение,2003.

  2. Кабардин О.Ф.Методика факультативных занятий по физике. Пособие для учителя.- М.:Просвещение, 2011.

  3. Кабардина С.И.Измерения физических величин. Методическое пособие.-М.

:Бином,2005.

  1. Кабардина С.И. Измерения физических величин. Учебное пособие.- М.Бином,2005.

  2. Касьянов В.А. Физика 10 класс.-М.:Дрофа,2001.

  3. Яворский Б.М. Справочное руководство пофизике.-М.:Наука,2012.

  4. Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях 7-9 классы Янушевская Н.А., Москва «Глобус» 2009

  5. Физика для увлеченных – Кибальченко А.Я., Ростов на Дону «Феникс» 2005.

Для учащихся:

  1. Кабардина С.И. Измерения физических величин. Учебное пособие.- М.Бином,2005.

  2. Касьянов В.А. Физика 10 класс.-М.:Дрофа,2009.

  3. Перельман Я.И. Занимательная физика. Книга 1.-М.:Наука,2010.

  4. Яворский Б.М. Справочное руководство пофизике.-М.:Наука,2011.

  5. «Физика 10» Сборник заданий и самостоятельных работ Москва

«ИЛЕКСА» 2005 год.

  1. «Физика 11» Сборник заданий и самостоятельных работ Москва

«ИЛЕКСА» 2005 год

Интернет-ресурсы:

1. Занимательные опыты и эксперименты в домашних условиях [Электронный ресурс] https://simplescience.ru/collection/video

2. Занимательная физика: опыты с водой для школьников https://www.youtube.com/watch?v=BtqxmcdkT8A&ab_channel=%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5.%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%BA%D0%B0

3. http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10o.shtml#Scene_1;

4. / http://www.moi-roditeli.ru/preschooler/education/experiements-at-home.html;

5. http://experiment.edu.ru/;

ПРИЛОЖЕНИЯ:

Оценочные материалы, обеспечивающие реализацию образовательной программы.

Тест «КИНЕМАТИКА»


  1. Перемещение это:


  1. векторная величина;


  1. скалярная величина;


  1. может быть и векторной и скалярной величиной;


  1. правильного ответа нет.


  1. При прямолинейном движении скорость направлена:


  1. туда же, куда направлено перемещение;


  1. против направления перемещения;


  1. независимо от направления перемещения.


  1. При криволинейном движении мгновенная скорость материальной точки в каждой

точке траектории направлена:


  1. по траектории;


  1. по касательной к траектории в этой точке;


  1. по радиусу кривизны траектории.


  1. Средняя скорость характеризует:


  1. равномерное движение;


  1. неравномерное движение.


  1. Направление ускорения всегда совпадает с:


  1. направлением скорости;


  1. направлением перемещения;


  1. направлением вектора изменения скорости.


  1. Два поезда движутся навстречу друг другу по прямолинейному участку пути. Один из

них движется ускоренно, второй замедленно. Их ускорения направлены:


  1. в одну сторону;


  1. в противоположные стороны;


  1. однозначно об их направлениях нельзя сказать.


  1. Локомотив разгоняется до скорости 20м/с, двигаясь по прямой с ускорением 5м/с .Начальная скорость его равна нулю. Сколько времени длится разгон?

a) 0,25с;


b) 2с;


c) 100с;


d) 4с.


  1. При подходе к станции поезд уменьшил скорость на 10 м/с в течение 20 с. С каким ускорением двигался поезд?

a) -0,5м/с


  1. 2 м/с


  1. 0,5 м/с


  1. -2 м/с


  1. Автомобиль, трогаясь с места, движется с ускорением 3 м/с2. Через 4с. скорость автомобиля будет равна:

a) 12м/с;


b) 0,75м/с;


  1. 48м/с;


  1. 4м/с.


  1. В каком случае модуль ускорения больше?


  1. тело движется с большой постоянной скоростью;


  1. тело быстро набирает или теряет скорость;


  1. тело медленно набирает или теряет скорость.


ОТВЕТЫ:


1.а; 2.а; 3.b; 4.b; 5c; 6a; 7d; 8a; 9a; 10b. ОЦЕНКА:

«5»- 90% выполнения


«4»- 80%


«3»-60%


Тест «ДИАМИКА»


  1. Инерциальная система отсчета- это система отсчета, в которой…


  1. любое ускорение, приобретаемое телом, объясняется действием на него других тел;

  2. ускорение, приобретаемое телом, не объясняется действием на него других тел;

  3. любая скорость, приобретаемая телом, объясняется действием на него других тел;

  4. правильного ответа нет.


  1. Мера инертных свойств тел называется…


  1. силой;


  1. массой;


  1. инерцией;


  1. силой трения.


  1. Векторная величина, характеризующая действие одного тела на другое, являющаяся

причиной его деформации или изменения скорости, и определяемая произведением массы

тела на ускорение его движения называется…


  1. массой;


  1. инерцией;


  1. силой;


  1. силой трения.


  1. Физический смысл силы: сила…


  1. показывает, на сколько изменяется скорость тела за единицу времени;


  1. численно равна единице, если тело массой 1 кг. сообщено ускорение 1м/с


  1. показывает, на сколько изменилось ускорение за единицу времени;


  1. правильного ответа нет.


  1. Первый закон Ньютона утверждает, что…


  1. скорость тела меняется при переходе из одной системы отсчета в другую;


  1. в инерциальной системе отсчета скорость тела не меняется если, сумма сил действующих на тело, равна нулю;

  2. тела взаимодействуют с силами, равными по модулю, но противоположными по направлению;

  3. на тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила.


  1. Равнодействующая всех сил, действующих на тело, равна нулю, при это тело…

  1. движется равномерно прямолинейно;


  1. движется равномерно по окружности в горизонтальной плоскости;


  1. находится в состоянии покоя;


  1. движется равномерно прямолинейно или находится в состоянии покоя.


  1. Тело массой 20 кг., движущееся в инерциальной системе под действием силы 60Н,

приобретает ускорение равное…


  1. 0,3 м/с


  1. 40 м/с


  1. 3 м/с


  1. 80 м/с


  1. Два мальчика с одинаковой массой тел взялись за руки. Первый мальчик толкнул

второго с силой 105Н. Сила, с которой толкнул второй мальчик первого, равна…

a) 210 Н.;


b) 105 Н.;


c) 50 Н.;


d) 0 Н.


  1. Пружина жесткостью 25Н/м изменяет свою длину от 40 до 35 см. под действием силы,

равной… a) 10 Н.;

b) 7,5 Н.;


c) 5,25 Н.;


d) 1,25 Н.


  1. Динамометр с подвешенным грузом весом 3Н. свободно падает.

Определите показания динамометра.

  1. 0 Н.;


  1. 3 Н.;


c) -3 Н.;


d) 9,8 Н.


Тест «АЭРОСТАТИКА»


  1. Ученик выполнял лабораторную работу по исследованию условий равновесия рычага.

Результаты для сил и их плеч, которые он получил, представлены в таблице.


𝐹1,H 𝑙1,м 𝐹2,H 𝑙2,м


10 ? 40 0,5 Чему равно плечо 𝑙1, если рычаг находится в равновесии?

  1. 4м.;


  1. 5м.;


  1. 2м.;


d) 0,8м.


  1. Система блоков (полиспаст) дает выигрыш в силе в 8 раз. В работе при отсутствии силы

трения эта система блоков…


  1. не дает ни выигрыша, ни проигрыша;


  1. дает выигрыш в 4 раза;


  1. дает выигрыш в 8 раз;


  1. дает проигрыш в 8 раз.


  1. Атмосферное давление в глубине шахты…


  1. меньше, чем сверху;


  1. больше, чем сверху;


  1. равно давлению сверху;


  1. может быть больше или меньше.


  1. Два тела, изготовленные из одного и того же материала, полностью погружены в воду.

Сравните значения действующей на каждое из тел выталкивающей силы 𝐹1и

𝐹2, если


масса 𝑚1одного тела в два раза меньше массы другого тела.


a) 𝐹1 = 𝐹2


b) 𝐹1 = 2 𝐹2


c) 𝐹1 = 0,5 𝐹2


d) 𝐹1 = 4 𝐹2


  1. Алюминиевый и железный шары одинакового объема уравновешены на рычаге.

Нарушится ли равновесие, если шары погрузить в воду?


  1. железный шар опустится;


  1. алюминиевый шар опустится;


  1. не нарушится;


  1. всякое может быть.


  1. Справедлив ли в условиях невесомости закон сообщающихся сосудов?


  1. закон не справедлив;


  1. закон справедлив;


  1. в зависимости от условий;


  1. не хватает данных.


  1. Лодка, плавающая по реке с пресной водой, переплыла в море с соленой водой. При

этом архимедова сила, действующая на лодку:


  1. уменьшилась, так как плотность пресной воды меньше плотности соленой;


  1. уменьшилась, так как уменьшилась глубина погружения лодки в воду;


  1. увеличилась, так как плотность соленой воды выше чем плотность пресной воды;

  2. не изменилась, так как выталкивающая сила равна весу лодки в воздухе.


  1. Сосуд квадратного сечения заполнен водой до высоты 80см. Сила давления на боковую

стенку сосуда в два раза больше силы давления на его дно. Сторона квадрата равна:

  1. 10 см.;


  1. 20см.;


  1. 30см.;


  1. 40см.


  1. Установите соответствие между техническими устройствами (приборами) и


физическими закономерностями, лежащими в основе принципа их действия. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.Технические устройства Физические закономерности

А) ртутный барометр Б) высотометр

В)пружинный динамометр


1)зависимость гидростатического давления от высоты столба жидкости 2)условие равновесия рычага 3)зависимость силы упругости от степени деформации

  1. объемное расширение жидкостей при нагревании

  2. изменение атмосферного давления с высотой

  1. Установите соответствие между научными открытиями и именами ученых, которым эти открытия принадлежат. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В


Научные открытия Имена ученых А) закон равновесия рычага

Б) закон передачи давления внутри газа или жидкости

В) закон упругой деформации


1) Б.Паскаль 2)Э.Торричелли 3)Архимед 4)Р.Гук

5)И.Ньютон


ОТВЕТЫ: 1.с; 2.а; 3.b; 4.c; 5.c; 6.a; 7.d; 8.b; 9.153; 10.314. ОЦЕНКА:

«5»- 90% выполнения


«4»- 80%


«3»-60%



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!