СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Планета Земля во Вселенной»

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Планета Земля во Вселенной»»



















ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Планета Земля во Вселенной»

НАПРАВЛЕННОСТЬ: ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ

Уровень: ознакомительный

Возраст обучающихся: 13-14 лет

Срок реализации: 1 год







Автор-составитель:

Бобрышев Александр Николаевич,

учитель (педагог

























СОДЕРЖАНИЕ




1 Пояснительная записка


2 Учебно-тематический план


3 Содержание изучаемого курса


4 Методическое обеспечение


5 Список литературы

























1 Пояснительная записка


Астрономия как наука вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Астрономия показывает гуманистическую сущность научных знаний, подчеркивает их нравственную ценность, формирует творческие способности учащихся. Гуманитарное значение астрономии состоит в том, что она вооружает обучающегося научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Данная программа разработана на основе:

  • Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Письма Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

  • Закона «Об образовании в Курской области» от 1 января 2014 г. №121-ЗКО;

  • Образовательной программы дополнительного образования детей МКОУ «СОШ №2» пос.Пристень» на 2019-2020 учебный год.


Направленность Программы

Программа «Планета Земля во Вселенной» (далее Программа) имеет естественнонаучную направленность, в связи с этим рассматриваются три актуальных аспекта изучения:

  • теоретический: содержание программы рассматривается как средство овладения конкретными астрономическими знаниями и умениями, необходимыми для применения в практической деятельности и для изучения смежных дисциплин;

  • прикладной: содержание программы рассматривается как средство познания окружающего мира, с помощью которого осуществляется научно-технический прогресс и развитие смежных дисциплин;

  • общеобразовательный: содержание программы рассматривается как средство развития основных познавательных процессов, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, разрабатывать планы действий и делать логические выводы, опираясь на такие дисциплины, как математика, физика.

Открывая путь к творчеству, через развитие логического и творческого мышления, приводящего к собственным открытиям, школьники подготавливаются к исследовательской, изобретательской и проектной деятельности.

Уровень Программы: ознакомительный.

Актуальность Программы

Актуальность Программы обусловлена тем, что в настоящее время в обществе повышен интерес к естественным наукам. Многие аспекты современной жизни – научно-технический прогресс, автоматизация производства, освоение космического пространства и т.д., немыслимы без знаний в области астрономии. Знания по астрономии являются начальной базой для изучения специальных профессиональных дисциплин. Астрономия является мощным орудием развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует у них представление об окружающем материальном мире, показывает гуманистическую сущность научных знаний, подчеркивает их нравственную ценность.

Формирование и развитие естественнонаучного мировоззрения невозможно без современных представлений о мироздании, которые рассматривают человека как часть Природы, подчеркивая тем самым связь факта существования жизни и фундаментальных свойств Вселенной, а также ответственность человека за будущее.

Программа способствует формированию научного мировоззрения, пониманию современной естественнонаучной картины мира, выводит на новый, более высокий уровень обобщения, систематизации, понимания методов исследования процессов и явлений, происходящих в окружающем мире. Обращаясь к собственному опыту, усвоенным ранее знаниям, учащиеся осознают их подлинный смысл и значение, рассматривая их как продукт человеческого творчества, общечеловеческой культуры. Таким образом, программа носит ярко выраженный мировоззренческий, методологический и рефлексивный характер.

Педагогическая целесообразность состоит в том, что Программa предоставляет возможность обучающимся в рамках научного подхода сформировать представление об окружающем мире и более четко увидеть роль и место в нем человека.

Обучение по программе расширяет рамки школьных дисциплин, дополняет знания по предметам естественнонаучной направленности и позволяет рассматривать взаимосвязи между ними.

Новизна Отличительные особенности данной Программы от уже существующих дополнительных образовательных программ;

Ведущая идея Программы – показать единство природных процессов, общность законов, применимых к явлениям живой и неживой природы.

Программа дает возможность учащимся уже в 11-13 лет начать изучение астрономии. Программа построена таким образом, что изучение каждой темы базируется на уже полученных знаниях из повседневной жизни, курса естествознания и физики.

Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд, способствуют развитию межпредметных связей, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности. Большинство объектов во Вселенной и явлений, происходящих в ней, недоступны чувственному восприятию, и учащиеся должны представлять, мысленно моделировать те или иные объекты и процессы в непривычных пространственно-временных масштабах. Непосредственное участие наблюдателя в суточном и годичном движении Земли, субъективность зрительных ощущений приводят к тому, что учащиеся постоянно сталкиваются с различием видимого и действительного движений и, интерпретируя наблюдаемые факты, находятся в непрерывном процессе творческой мыслительной деятельности. Поэтому, именно на занятиях кружка по астрономии ученики не столько приобретают знания, сколько мобилизуют и применяют в различных реально существующих ситуациях знания и опыт, полученные в разное время на разных предметах. При объяснении астрономических явлений разрозненные фрагменты выстраивается в целостную естественнонаучную картину мира.

Цель Программы: формирование у учащихся целостного естественнонаучного видения.

окружающего мира, основанного на достижениях исследований в области астрономии.

Задачи Программы.

Обучающие:

  • расширение и углубление представлений о возможностях научного мировоззрения при описании явлений и процессов окружающего мира;

  • формирование умений представлять информацию в виде таблиц,

  • графиков, схем, используя при этом компьютерные программы и средства сети Интернет;

  • формирование навыков публичного выступления.

Развивающие:

  • формирование мышления, направленного на анализ и описание природных процессов и явлений;

  • развитие способностей самостоятельно приобретать и применять знания, умения и навыки;

  • развитие способностей эффективной работы в условиях ограничений (время, отводимое на решение задач олимпиады, ресурсы лаборатории при выполнении эксперимента);

  • развитие умений эффективного использования знаний в учебной и повседневной деятельности;

  • формирование способностей выдвигать и доказывать гипотезы экспериментальным путем, разрабатывать стратегию решения задач, прогнозировать результаты своей деятельности, анализировать и находить рациональные способы решения задачи;

  • формирование навыка рефлексивной деятельности за счёт системной работы по поиску и устранению ошибок в решении задач, в том числе повышенного уровня сложности, а также по расчету погрешностей поставленного эксперимента.

Воспитательные:

  • формирование способности к самоанализу и критическому мышлению;

  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений астрономии на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественно-научного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

  • развитие интереса к научно-исследовательской деятельности.

Возрастная категория обучающихся по Программе 13-14 лет.

Прием учащихся: принимаются дети, проявляющие интерес к занятиям по физике и астрономии, желающие познакомиться с историей развития представлений человека о мире, в котором мы живем.

Срок реализации Программы: 1 учебный год, всего 35 часов.

Формы и режим занятий

Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

Наполняемость группы до 15 человек.

Занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 часу.

Методы обучения

По способу организации занятий: словесные, наглядные, практические.

По уровню деятельности обучающихся: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские.

Типы занятий: комбинированные, теоретические, практические, лабораторные, репетиционные, контрольные.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

В результате реализации Программы школьники научатся:

  • Находить необходимую информацию в информационных источниках и в открытом информационном пространстве

  • Создавать презентации;

  • Распознавать астрономические понятия и применять их при решении задач практического характера;

  • Применять полученные знания для моделирования практических ситуаций;

  • Применять полученные знания, умения и навыки ;

  • Поиску решения поставленных учебных задач, решения предложенных практических задач и написания учебных проектов обеспечивает формирование у школьников способности к:

  • Целеполаганию (поставка и удержание цели);

  • Планированию деятельности (составление плана действий, которые приведут к необходимому результату);

  • Моделированию (представление способа деятельности через использование моделей, представление результата с помощью математической моделей);

  • Рефлексированию (видение проблемы; анализ результата деятельности – почему получилось (не получилось), видение своих трудностей, своих ошибок;

  • Организации коммуникативной деятельности в рамках деятельности пары, группы, коллектива (распределение обязанностей, взаимодействие при решении задач, отстаивание своей позиции, принятие или аргументированное отклонение других точек зрения).

Освоение программы дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

В личностном направлении:

  • Умения ясно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;

  • Умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  • Креативности мышления, инициатива, находчивость, активность при решении поставленных задач;

  • Умения контролировать процесс и результат деятельности;

  • Способности к эмоциональному восприятию математических объектов, моделей, задач, решений, рассуждений.

В метапредметном направлении:

  • Умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения проблем и представлять ее в понятной форме;

  • Умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

  • Умения самостоятельно ставить цели, выбирать и находить способы решения учебных и практических проблем;

  • Умения планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

Программа обеспечивает возможность школьниками достичь следующих предметных результатов:

  • Получение представлений об основных изучаемых понятиях;

  • Овладение навыками инструментальных вычислений;

  • Овладение приемами решения практических задач;

  • Овладение астрономическим языком, умением использовать его для описания предметов окружающего мира;

Содержание программы обеспечивает межпредметные связи:

  • с уроками информатики: поиск информации в Интернете, создание презентаций;

  • с уроками русского языка: грамотное оформление своего проекта, написание эссе;

  • с уроками черчения: изображение объекта;

  • с уроками экономики: использование экономических понятий в решении учебных и практических задач;

  • с уроками права и обществознания: использование понятий и правовых норм, законодательных актов в решении учебных и практических задач.

Способы определения результативности

Педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов решения задач, результаты участия в конкурсах различных уровней.

Виды контроля: входной, промежуточный, итоговый.

Формы подведения итогов реализации Программы

В ходе реализации Программы проводится промежуточная аттестация в форме тестов. По окончании обучения проводится итоговая аттестация в форме тестов.

2 Учебно-тематический план




Тема

Количество часов

теория

практика

всего

Введение

1

-

1

Истоки и предмет астрономии

3

2

5

Солнце и Солнечная система

10

5

15

Вселенная

3

2

5

Галактики

3

2

5

Исследование космоса

2

1

3

Человек и Вселенная

1

-

1




3 Содержание изучаемого курса

Введение (1 час ): Место наук о Земле в современном естествознании. Объекты исследований различных направлений наук о Земле. Инструктаж по технике безопасности.

Истоки и предмет астрономии (5 часов). Астрономия в древнем мире. Астрономия средневековья: непонятые гении. Николай Коперник. Джордано Бруно. Исаак Ньютон. Эволюция приборов и методов астрономии. Астрономия XX и XXI веков. Новый век – новые открытия. Покорение космоса. Юрий Алексеевич Гагарин. Сергей Павлович Королев. Андрей Борисович Северный. Эдвин Пауэлл Хаббл. Армстронг Нил. Загадки, которые оставил нам космос. Будущее астрономии. Значение и связь астрономии с другими науками. Методы астрофизических исследований.

Онлайн-экскурсия по в интерактивному музею «Лунариум» Московского планетария.

Виртуальная экскурсия во второй зал Урании Московского планетария

Миниконференция «История астрономии».

Практическая работа «Правила пользования телескопом»

Солнце и Солнечная система (15 час). Солнце – ближайшая звезда. Строение Солнца. Значение Солнца в жизни Земли. Видимое движение Солнца по небесной сфере. Смена времен года. Происхождение солнечной системы. Планеты земной группы. Общая характеристика планет земной группы.

Заполнение таблиц физических и динамических характеристик планет земной группы, наличие спутников. Выводы о различии и сходстве планет земной группы между собой. Сопоставление пиков солнечной активности с явлениями в биосфере. Атмосфера Солнца. Влияние солнечной активности на биосферу Земли. Солнечное излучение. Магнитные бури и полярные сияния. Будущее Солнца. Планеты и солнечный ветер. Цикл солнечной активности.

Планета Земля. Луна – спутник Земли. Приливы и отливы. Солнечные и лунные затмения. Лунный путь. Видимое движение Луны. Фазы Луны: новолуние, первая четверть, полнолуние, последняя четверть. Оптические явления на небе: мираж, радуга, гало, паргелии, венец, полярное сияние. Видимое движение планет. Петлеобразное движение планет. Планеты – гиганты. Общая характеристика планет-гигантов группы.

Заполнение таблиц физических и динамических характеристик планет-гигантов. Перечисление их спутников и наличие колец. Выводы о различии и сходстве планет-гигантов между собой. Различие между звездой и планетой. Малые тела Солнечной планеты.

Парад планет. Солнцестояние. Общность и различие характеристик планет земной группы. Общность и различие характеристик планет - гигантов. Спутники планет гигантов. Сравнительная таблица основных параметров планет и карликовых планет. Устойчивость Солнечной системы. Плутон. Малые тела Солнечной планеты. Астероиды. Орбиты астероидов. Группы астероидов. Кометы. Их природа, вид, строение, орбита. Метеоры. Метеорные потоки. Болиды. Метеориты, их виды и химический состав. Межпланетная пыль. Вклад ученых в изучение Солнечной системы XX и XXI веков.

Практическая работа «Ориентирование на местности (основные точки и мини небесной сферы)»

Защита итоговых проектных и исследовательских работ.

Вселенная (5 час.). Космология – научная дисциплина, имеющая дело с происхождением, современной структурой, эволюцией и будущей судьбой Вселенной. Космологические модели. Возраст Вселенной.

Видеоурок, использование компьютерной сети Internet.

Изучение эволюции Вселенной и её крупномасштабной структуры. Жизнь и разум во Вселенной.

Шкала расстояний и космологическое красное смещение. Жизнь и разум во Вселенной. Видеоуроки, использование компьютерной сети Internet.

«Мы Астрономы» – новый полнокупольный фильм про астрономию и астрономов. Удивительная Вселенная в замечательном путешествии по современной астрономии!

Галактики (5 час.)

Возникновение и эволюция галактик. Большой портрет галактик. Строение и типы Галактик. Млечный Путь - наш галактический дом. Состав Галактики: одиночные звёзды, двойные и кратные звёзды, звездные скопления, межзвёздный газ и межзвёздная пыль, туманности, космические лучи. Самые известные звездные скопления. Астероиды. Туманности. Квазары. Созвездия, история их открытия, систематизации и наименования. История названия созвездий зодиака. Созвездия летнего неба. Созвездия осеннего неба Созвездия зимнего неба. Созвездия весеннего неба. Общая карта южного неба. Общая карта северного неба. Дидактическая игра «Звездное домино».

Практическая работа «Знакомство с подвижной картой звёздного неба»

Наблюдения: знакомство с созвездиями и яркими звёздами: Большая Медведица (Дубхе, Мерак, Фекда, Мегрец, Алиот, Мицар-Алькор, Бенетнаш); Малая Медведица (Полярная – Киносура); Дракон (Тубан); Кассиопея (Шедар); Цефей (Альдерамин); Большой Пёс (Сириус); Малый Пёс (Процион); Близнецы (Кастор, Поллукс); Рак (Акубенс); Возничий (Капелла); Орион (Бетельгейзе, Ригель); Эридан (Ахернар); Телец (Альдебаран); Дева (Спика); Весы (Зубенальгенуби); Волопас (Арктур); Северная Корона (Гемма); Геркулес (Рас Альгети); Лев (Регул, Денебола); Змееносец (Рас Альхаг); Рыбы (Аль Риша); Южная Рыба (Фомальгаут); Лира (Вега); Скорпион (Антарес); Лебедь (Денеб, Альбирео); Козерог (Гиеди); Орёл (Альтаир); Андромеда Альферац); Пегас (Сиррах); Овен (Хамаль); Кит (Менкар); Дельфин (Суалоцин); Персей (Мирфак).

Заполнение таблицы характеристик основных видов галактик. Галактические вычисления. Основные наблюдаемые составляющие галактик, скорость вращения галактик, масса и размер, спектр. Таблица характеристик основных видов галактик. Звездные скопления. Спектры, цвет и температура звезд. Массы и модели звезд. Светимость звезд.

Практическая работа «Определение координат звезд».

Конкурс «Космические фантазии» (живопись, стихи, и т.д.).

Исследование космоса.(3 часа) Мечта людей о полётах. Первые космические спутники. Первые полеты в космос. Жизнь в невесомости. Первые ракеты. Первые космонавты. Космонавты на орбите. День космонавтики.

Человек и Вселенная (Заключение) (1 часа)

Проблемы поиска внеземной жизни. Человек и его место во Вселенной.



4 Методическое обеспечение

Занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей

Программе осуществляются в очной форме.

Используемые методы обучения: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, исследовательский, проблемный, дискуссионный .

Формы организации учебного занятия: беседа, защита проектов, круглый стол, практическое занятие, лекция, «мозговой штурм», наблюдение.

Педагогические технологии, применяемые при реализации Программы: технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология исследовательской деятельности, коммуникативная технология обучения, здоровьесберегающая технология.

Построение учебного занятия осуществляется с учетом создания поддержания высокого уровня познавательного интереса и активности обучающихся, целесообразного расходования времени занятия; применения разнообразных педагогических средств обучения; личностноориентированного взаимодействия педагога с ребенком; практической значимости полученных знаний и умений.



5 Список использованной литературы
  1. О.Н. Коротцев. Астрономия для всех. М. «Интеллект - центр» 2011.

  2. Стивен Маран. Астрономия для «чайников». АСТ Астрель. Москва. 2008г.

  3. Я. И. Перельман. Занимательна астрономия. М. «Просвещение». 1954 г.

  4. Айзек Азимов. Земля и космос. От реальности к гипоте. Центрполиграф, 2017 г.

  5. http://docplayer.ru/186503164-Dopolnitelnaya-obshcheobrazovatelnaya-obshcherazvivayushchaya-programma.html

  6. https://mosmetod.ru/files/metod/dopolnitelnoe/Программы/Естеств_науч_напр/pdf

  7. https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2019/09/22/astronomiya-dlya-lyuboznatelnyh




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!