СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Биология и МЫ"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная развивающая  программа по биологии для обучающихся 5-8 классов

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Биология и МЫ"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Кремлевская средняя общеобразовательная школа



СОГЛАСОВАНО.

Педагогический совет

№ 1 от 30.08.2023г

УТВЕРЖДЕНО.
приказом МКОУ Кремлевской СОШ
№ 207 от 01.09.2023 Директор МКОУ Кремлевской СОШ

________________Бобровицкая С.В.



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА


«Биология и МЫ»


Направленность: естественно-научная


Срок реализации программы: 1 год





Автор-составитель программы:

Баранова Елена Васильевна,

учитель биологии и химии

высшей квалификационной категории










село Новокремлевское, 2023

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1.Пояснительная записка………………………………………………….....3

1.2.Цель и задачи программа………………………………………………..…5

1.3.Содержание программы……………………………..……………………. 6

1.4.Планируемые результаты………………………………….……………...9


РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

УСЛОВИЙ

Календарный учебный график…………………………………………………10

2.1. Условия реализации программы….………........................................... 18

2.2.Методические материалы …………………………….…………..……...21

2.3.Рабочая программа воспитания ………………………………………….23

2.4.Список литературы..…………………………………….………….………26

Приложения …………………………………………………………………….29

   





















Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка.

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Биология и МЫ» естественно-научная.

Актуальность

Решение глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество на рубеже XX-XXI веков, дало мощный толчок развитию науки. Проблемы здоровья общества, экологические и продовольственные проблемы можно решить с помощью открытий в области биологии. Поэтому обществу как никогда необходимы специалисты биологического профиля.

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих к катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического объединения, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

Биологическое объединение организуется для обучающихся 11-14 лет, которые уже знакомы с миром живых организмов.

Отличительные особенности, новизна.

Среди отличительных особенностей дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Биология и МЫ» можно назвать следующие:

  • Охватывает большой круг естественнонаучных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;

  • Добавляет раздел изучения особенностей природы Новосибирской области (растительный и животный мир, природоохранная деятельность).

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.

Занятие в объединении позволит учащимся, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии.

Курс рассчитан на 68 часов. Включает теоретические и практические занятия по экологии, микробиологии, ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека.

Для популяризации науки о всех живых организмах несколько занятий будет посвящено организации агитбригад в начальные классы и детский сад.

Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью реализации программы, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.

Адресат программы.

Программа рассчитана на детей, мальчиков и девочек, 11-14 лет, мотивированных к данному виду деятельности. Количество подростков в группе ограничено до 12-15 человек. Зачисление осуществляется при желании ребёнка по заявлению его родителей (законных представителей).  

Возрастные и психологические особенности детей 11-14 лет

Программа рассчитана на детей 11-14 лет. Средний школьный возраст - самый благоприятный для творческого развития. Подростки 5-8 классов находятся в том возрасте, когда их сознание максимально открыто к восприятию любой информации. Они отличаются своей непосредственностью и любознательностью. В этом возрасте детям нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Подросток стремится к самостоятельности в умственной деятельности. Многие ребята предпочитают справляться с задачами, стараются избегать дополнительных разъяснений, если им кажется, что они сами могут разобраться в материале, стремятся придумать свой оригинальный пример, высказывают свои собственные суждения. В программу включены различные виды деятельности, которые помогут развитию компетенций школьников средних классов.

Объем и сроки освоения программы.

Общий объем программа – 68 часов, количество часов в неделю – 2, длительность учебного часа – 45 минут. Программа реализуется в соответствии с учебным планом учреждения с 1 сентября по 20 мая, включая каникулы.

Форма обучения: очная.

Формы организации деятельности подростков:

групповое занятие;

работа по подгруппам;

индивидуальные занятия.

Особенности организации образовательного процесса

Группа разновозрастная, формируется из детей 11-15 лет, численный состав группы – 12-15 человек. Состав группы постоянный. На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому ребенку.

Режим занятий.

Занятия проходят в оборудованном, просторном кабинете, по утвержденному расписанию, 2 академических часа в неделю. Длительность каждого 1 занятия 45 минут.

1.2. Цель и задачи программы

Цель : ознакомление подростков с многообразием живых организмов, взаимоотношениями между живыми организмами, огромной ролью человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.

Задачи программы:

Предметные:

  • способствовать популяризации биологических и экологических знаний школьников;

  • познакомить с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными своего региона; познакомить с «биологическими» специальностями;

  • научить правилам составления и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыкам работы с микроскопом; пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой.

Метапредметные:

  • развивать навыки ухода за комнатными растениями;

  • развивать навыки общения и коммуникации;

  • формировать экологическую культуру и чувство ответственности за состояние окружающей среды.

  • формировать приемы, умения и навыки по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов;

  • формировать потребность в здоровом образе жизни;

  • воспитывать интерес к миру живых существ.

Личностные:

  • формировать навыки бережного и ответственного отношения к природе;

  • воспитывать ответственное отношение к порученному делу;

  • развивать целеустремлённость, усидчивость и терпение в достижении результатов своей работы;

  • способствовать развитию внимательного отношения между членами коллектива.


1.3. Содержание программы

Учебный план

п/п

Название раздела

Общее количество часов

В том числе:

Форма аттестации

Теоретических

Практических

1.

Вводное занятие

2

1

1

Входная диагностика, опрос

2.

Природа под микроскопом.

16

8

8

Текущий контроль

Опрос, сообщения учащихся.

3.

Осенние явления в природе.

16

8

8

Текущий контроль

Сообщения учащихся

4.

Зеленый мир.

14

10

4

Текущий контроль

Опрос

5.

Мир животных.

16

8

8

Текущий контроль

Промежуточная аттестация

6

Организм человека

2

1

1

Текущий контроль

Опрос

11.

Итоговое занятие

2

-

2

Итоговая аттестация.

Защита проекта

Итого: 68



Содержание разделов программы.

Раздел 1. Вводное занятие. – 2 часа Введение в программу, инструктаж по ТБ, ПБ и антитеррористической безопасности. Тестирование.


Раздел 2. Природа под микроскопом – 16 часов.

Теория

Введение. Методы исследования природы. Самые маленькие организмы. Особенности и разнообразие бактерий. Бактерии в жизни человека. Клетки растений и животных. Что показал нам микроскоп.

Практика

Правила безопасности и меры первой помощи. Исследования природы с помощью микроскопа. Правила работы с микроскопом. Приготовление микропрепаратов.


Раздел 3. Осенние явления в природе – 16 часов.

Теория Введение. Сезонность в природе. Фотопериодизм. Осень в жизни растений и животных. Грибное царство. Что мы знаем о грибах. «Тихая охота». О чем нам осень рассказала.

Практика Правила сбора и переработки грибов. Первая помощь при отравлении. Подготовка выставки и презентации мини-проектов.


Раздел 4. Зеленый мир – 14 часов.

Теория Мир растений. Особенности и многообразие растений. Тайны жизни растений. Строение растений и жизнедеятельность. Органы растений и их функции. Кто такие? Где живут? Роль растений в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые растения. Лекарственные растения. Растения красной книги Новосибирской области и меры по их охране.

Практика Определение растений. Подготовка внеклассного мероприятия «Что ты знаешь о растениях?»


Раздел 5. Мир животных – 16 часов.

Теория Мир животных. Особенности и многообразие животных. Тайны жизни одноклеточных животных. Холоднокровные животные. Животные в жизни человека. Животные красной книги Новосибирской области и меры по их охране. Практика Выращивание культуры инфузории-туфельки. Мир беспозвоночных животных. Определение членистоногих по рисункам и коллекции. В мире позвоночных животных. КТД создание настольной игры «Зоолэнд». Праздничная зоовикторина.


Раздел 6. Организм человека – 2 часа.

Теория Человек - особенный. Как появился человек. Особенности высшей нервной деятельности человека. Факторы здоровья человека. Влияние вредных привычек на здоровье.

Практика Выявление доказательств эволюции человека. Особенности устройства и работы систем органов человека. Функциональные пробы и исследования работы организма человека. Проектная деятельность «Влияние вредных привычек на здоровье».


Итоговое занятие. 2 часа. Презентация и демонстрация личных результатов.















1.4. Планируемые результаты:

Предметные:

  • У детей будет сформирован интерес к получению биологических и экологических знаний.

  • Подростки будут знать видовой состав флоры и фауны окрестностей; редкие и исчезающие растения и животные местности; правила поведения в природе; «биологические» специальности;

  • Подростки будут знать и применять правила составления и систематизации биологических коллекций и гербариев, навыки работы с микроскопом;

  • Подростки будут уметь пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой.

Развивающие. У школьников будут развиты и сформированы:

  • навыки ухода за комнатными растениями;

  • навыки общения и коммуникации;

  • творческие способности ребенка;

  • экологическая культура и чувство ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей;

  • приемы, умения и навыки по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов;

  • потребность в здоровом образе жизни, интерес к миру живых существ.

Личностные:

  • Подростки будут проявлять ответственное отношение к порученному делу и внимательное отношение друг к другу;

  • У детей будут сформированы навыки бережного и ответственного отношения к природе;

  • У школьников будут развиты целеустремлённость, усидчивость и терпение в достижении результатов своей работы; внимательность, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, целеустремленность; добропорядочность; культуру поведения в общественных местах.








Раздел 2. Комплекс организационно–педагогических условий


Календарный учебный график -


№п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля











Раздел 1.Вводное занятие


1-2

сентябрь

15.09

15:30-16:15

16:25-17:10

Теория и практика

2

Введение в программу, инструктаж по ТБ, ПБ и антитеррористической безопасности. Тестирование.

МКОУ Кремлевская СОШ. Кабинет биологии

Входная диагностика,

Раздел 2. Природа под микроскопом.

3-4

сентябрь

22.09

15:30-16:15

16:25-17:10

практика

2

Введение. Методы исследования природы. Правила безопасности и меры первой помощи.

МКОУ Кремлевская СОШ. Кабинет биологии

Текущий контроль

Опрос, сообщения

5-6

сентябрь

29.09

15:30-16:15

16:25-17:10

практика

2

Исследования природы с помощью микроскопа. Правила работы с микроскопом. Приготовление микропрепаратов.

МКОУ Кремлевская СОШ. Кабинет биологии

Текущий контроль

Опрос, сообщения

7-8

октябрь

6.10

15:30-16:15

16:25-17:10

теория

2

Самые маленькие организмы. Особенности и разнообразие бактерий.

МКОУ Кремлевская СОШ. Кабинет биологии

Текущий контроль

Опрос, сообщения учащихся.

9-10

октябрь

13.10

15:30-16:15

16:25-17:10

теория

2

Бактерии в жизни человека.

МКОУ Кремлевская СОШ. Кабинет биологии

Текущий контроль

Опрос, сообщения

11-12

октябрь

20.10

15:30-16:15

16:25-17:10

практика

2

«Суд над бактерией».

МКОУ Кремлевская СОШ. Кабинет биологии

Текущий контроль

Опрос, сообщения

13-14

октябрь

27.10

15:30-16:15

16:25-17:10

практика

2

Простейшие организмы.

МКОУ Кремлевская СОШ. Кабинет биологии

Текущий контроль

Опрос, сообщения.

15-16

ноябрь

3.11

15:30-16:15

16:25-17:10

теория

2

Клетки растений и животных.

МКОУ Кремлевская СОШ. Кабинет биологии

Текущий контроль

Опрос, сообщения

17-18

ноябрь

10.11

15:30-16:15

16:25-17:10

практика

2

Что показал нам микроскоп. Профессия микробиолог.

МКОУ Кремлевская СОШ. Кабинет биологии

Текущий контроль

Опрос, сообщения учащихся.

Раздел 3 .Осенние явления в природе.

19-20

ноябрь

17.11

15:30-16:15

16:25-17:10

теория

2

Сезонность в природе. Фотопериодизм.

Кабинет биологии

Текущий контроль

Опрос, сообщения

21-22

ноябрь

24.11

15:30-16:15

16:25-17:10

теория

2

Осень в жизни растений и животных.

Кабинет биологии

Текущий контроль

Опрос, сообщения

23-24

декабрь

1.12

15:30-16:15

16:25-17:10

практика

2

Осень в жизни растений и животных.

Кабинет биологии

Текущий контроль

Опрос, сообщения

25-26

декабрь

8.12

15:30-16:15

16:25-17:10

практика

2

Грибное царство.

Кабинет биологии

Текущий контроль

Опрос, сообщения учащихся.

27-28

декабрь

15.12

15:30-16:15

16:25-17:10

теория

2

Профессия –миколог. Что мы знаем о грибах.

Кабинет биологии

Текущий контроль

Опрос, сообщения

29-30

декабрь

22.12

15:30-16:15

16:25-17:10

практика

2

«Тихая охота». Правила сбора и переработки грибов. Первая помощь при отравлении.

Кабинет биологии

Текущий контроль

Опрос, сообщения

31-32

декабрь

29.12

15:30-16:15

16:25-17:10

практика

2

Подготовка выставки и презентации мини-проектов.

Кабинет биологии

Текущий контроль

Опрос, сообщения учащихся.

33-34

январь

12.01

15:30-16:15

16:25-17:10

практика

2

О чем нам осень рассказала.

Кабинет биологии

Текущий контроль

Опрос, сообщения

Раздел 4.Зеленый мир.


35-36

январь

19.01

15:30-16:15

16:25-17:10

теория

2

Мир растений. Особенности и многообразие растений.

Кабинет биологии

Текущий контроль

сообщения

37-38

январь

26.01

15:30-16:15

16:25-17:10

теория

2

Тайны жизни растений. Строение растений и жизнедеятельность. Органы растений и их функции.


Кабинет биологии

Текущий контроль

сообщения

39-40

февраль

2.02

15:30-16:15

16:25-17:10

теория

2

Кто такие? Где живут? Определение растений.

Кабинет биологии

Текущий контроль

сообщения

41-42

февраль

9.02

15:30-16:15

16:25-17:10

практика

2

Определение растений. Подготовка внеклассного мероприятия «Что ты знаешь о растениях?».

Кабинет биологии

Текущий контроль

Опрос, сообщения

43-44

февраль

16.02

15:30-16:15

16:25-17:10

теория

2

Роль растений в природе и жизни человека. Профессия – ботаник.

Кабинет биологии

Текущий контроль

Опрос, сообщения учащихся.

45-46

март

1.03

15:30-16:15

16:25-17:10

теория

2

Съедобные и ядовитые растения.

Лекарственные растения.

Кабинет биологии

Текущий контроль

Опрос, сообщения

47-48

март

15.03

15:30-16:15

16:25-17:10

практика

2

Растения красной книги Новосибирской области и меры по их охране.

Кабинет биологии

Текущий контроль

Опрос, сообщения

Раздел 5 .Мир животных.


49-50

март

22.03

15:30-16:15

16:25-17:10

теория

2

Мир животных. Особенности и многообразие животных.

Кабинет биологии

Текущий контроль

Опрос, сообщения

51-52

март

29.03

15:30-16:15

16:25-17:10

практика

2

Тайны жизни одноклеточных животных. Выращивание культуры инфузории-туфельки.

Кабинет биологии

Текущий контроль

Опрос

53-54

апрель

5.04

15:30-16:15

16:25-17:10

лекция

2

Мир беспозвоночных животных.

Определение членистоногих по рисункам и коллекции.

Кабинет биологии

Текущий контроль

Опрос, сообщения

55-56

апрель

12.04

15:30-16:15

16:25-17:10

теория

2

В мире позвоночных животных.

Холоднокровные животные.

Кабинет биологии

Текущий контроль

Опрос, сообщения.

57-58

апрель

19.04

15:30-16:15

16:25-17:10

лекция

2

В мире позвоночных животных.

Теплокровные животные.

Кабинет биологии

Текущий контроль

Опрос

59-60

апрель

26.04

15:30-16:15

16:25-17:10

практика

2

Животные в жизни человека.

КТД создание настольной игры «Зоолэнд»

Кабинет биологии

Текущий контроль

Опрос

61-62

май

3.05

15:30-16:15

16:25-17:10

теория

2

Животные красной книги Новосибирской области и меры по их охране.

Кабинет биологии

Текущий контроль

Опрос

63-64

апрель

10.05

15:30-16:15

16:25-17:10

практика

2

Праздничная зоовикторина. Презентация новой игры.

Кабинет биологии

Текущий контроль

Опрос

Раздел 6. Организм человека.


65-66

май

17.05

15:30-16:15

16:25-17:10

теория

2

Человек - особенный.

Кабинет биологии

Текущий контроль

Опрос










Итоговое занятие.

67-68

май

24.05

15:30-16:15

16:25-17:10

практика

2

Презентация проектов.

Итоговое отчетное занятие.

Кабинет биологии

Итоговая аттестация.

Защита проекта



2.1. Условия реализации программы

Материально – техническое обеспечение

Имеются специально оборудованные кабинеты для дополнительных занятий. Оборудование и материалы:

-тематические папки,

-наглядные пособия, изготовленные педагогами и детьми, а также готовые наглядные пособия,

-методические разработки занятий и массовых мероприятий,

-Компьютер, коллекции, наборы таблиц, микроскопы и др.


Информационное обеспечение


    1. Наличие в учебном кабинете компьютера, проектора и экрана.

    2. Наличие необходимых учебников и электронных учебных пособий по биологии.

    3. Наличие презентаций уроков по различным разделам биологии.

    4. Наличие различных вариантов контрольно-измерительных материалов по биологии в печатном и электронном формате.

Наличие тематических тестов, аналогичных заданиям ГИА по биологии.


Кадровое обеспечение

Учебный процесс организовывает квалифицированный педагог, соответствующий требованиям единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».


Формы аттестации

Для оценки уровня достижения планируемых результатов при реализации программы «Биология и МЫ» используются формы аттестации: промежуточная и итоговая: итоговая аттестации - итоговый проект.


Итоговый проект ориентирован на оценивание готового изделия по системе «зачёт», «незачёт».

При оценке итогового проекта учитывается качество, оригинальность и законченность изделия, эстетическое оформление изделия, выполнение задания с элементами новизны, экономическая эффективность проекта, возможность его более широкого использования, уровень творчества и степень самостоятельности подростков.

«Зачёт» выставляется, если конечный продукт имеет законченность, выполнен технически грамотно и аккуратно с соблюдением требований программного содержания, соответствует предъявляемым к нему эстетическим требованиям.

«Незачёт» выставляется, если конечный продукт незакончен, работа выполнена без соблюдения требований программного содержания.

Желательно, чтобы защита проектов превратилась в настоящий праздник, не была заорганизована, чтобы учитель и ученики получили удовлетворение от ее проведения, чтобы школьники после защиты вышли с новыми идеями, творческими задумками, готовыми сделать следующий проект еще более интересным и совершенным.



Вид контроля

Контрольные измерители (что проверяется)

Форма аттестации

Текущий


Планируемые личностные и метапредметные результаты.

Промежуточная

Промежуточный


Планируемые образовательные результаты.

Промежуточная

Итоговый

Практические навыки конструирования и моделирования.


Итоговая


Учёт результатов освоения дополнительной образовательной программы «Биология и МЫ» проходит через виды контроля:

- текущий;

- промежуточный;

- итоговый.

Текущий контроль проводится фронтально на каждом занятии с ведением педагогом дневника наблюдений.

Наблюдение ориентировано на мониторинг личностных и метапредметных результатов. Проводится фронтально на каждом занятии. Результаты наблюдения фиксируются педагогом в дневник наблюдений, используя знаки «+», «+ -», «-» по критериям: мотивация, терпение и выдержка, профориентация, планирование и оценка, логика и мышление, креативное мышление, коммуникация:

  • «+» ребёнок проявляет повышенный познавательный интерес к деятельности (мотивация), проявляет терпение и выдержку в процессе деятельности (терпение и выдержка), понимает для какой профессиональной сферы деятельности необходимы навыки конструирования (профориентация), может организовать свою деятельность и оценить результат (планирование и оценка), строит логические рассуждения, классифицирует (логика и мышление), мыслит креативно (креативное мышление), легко и бесконфликтно выстраивает сотрудничество со сверстников (коммуникация);

  • «+ -» ребёнок с периодичностью проявляет познавательный интерес к деятельности (мотивация), терпение и выдержка имеют нестабильный характер (терпение и выдержка), поверхностно понимает для какой профессиональной сферы деятельности необходимы навыки конструирования (профориентация), под руководством педагога может организовать свою деятельность и оценить результат (планирование и оценка), при помощи педагога строит логические рассуждения, при помощи педагога классифицирует (логика и мышление), имеет потенциал мыслить креативно (креативное мышление), сотрудничество со сверстниками носит пассивный и бесконфликтный характер (коммуникация);

  • «-» ребёнок не проявляет познавательный интерес к деятельности; нетерпелив (мотивация), отсутствует выдержка в процессе деятельности (терпение и выдержка), плохо понимает для какой профессиональной сферы деятельности необходимы навыки конструирования (профориентация), не может организовать свою деятельность и оценить результат (планирование и оценка), не строит логические рассуждения, не умеет классифицировать (логика и мышление), отсутствует креативное мышление (креативное мышление), не умеет работать в сотрудничестве, конфликтует со сверстниками, не умеет договариваться (коммуникация).


Промежуточный контроль проводится в процессе создания модели и освоении изученного навыка с обязательным оцениванием каждого ребёнка по системе «отлично», «хорошо», «достаточно». Практическая работа ориентирована на мониторинг планируемых образовательных результатов и оценивается по системе «отлично», «хорошо», «достаточно»:

- «отлично» – работа выполнена самостоятельно, работа быстро и без ошибок выполнена по схеме;

- «хорошо» - работа выполнена по пошаговой схеме в медленном темпе, ошибки исправляются под руководством педагога;

- «достаточно» - ребенок не может понять последовательность действий при проектировании по пошаговой схеме, может конструировать по схеме только под контролем педагога.


Итоговый контроль проводится в конце учебного года в форме защиты проекта с обязательным оцениванием каждого ребёнка по системе «зачёт», «незачёт».

Формы организации контроля и оценки качества знаний дополнительного образования:

1. Тестирование.

2. Занятие контроля знаний.

3. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее).

4. Дискуссия.

5. Проектно-исследовательская работа.

6. Конференция.

7. Творческий отчет об экскурсии, о проведении опыта, наблюдения, о проведении внеклассного мероприятия.

2.2. Методические материалы

Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.

Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).

Исследовательские методы (при работе с микроскопом).

Наглядность: просмотр видео-, кино-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.


Формы и методы организации

Использование методов на занятиях:

- Методы практико-ориентированной деятельности (упражнения, тренинги);

- Словесные методы (объяснение, беседа, диалог, консультация);

- Метод наблюдения (визуально, зарисовки, рисунки);

- Наглядный метод: метод иллюстраций: показ плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске.

- Метод демонстраций: демонстрация опытов, компьютер и др.

- Практические: упражнения, лабораторные и практические работы.


В процессе обучения различные методы и приёмы применяются в различных сочетаниях в зависимости от изучаемых тем. Методы и приёмы могут меняться местами.

Особая группа – это активные методы обучения: методы, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер.

Использование учителем активных методов обучения предполагает:

    • Глубоко продуманные учебные цели;

    • Высокий уровень включённости учеников;

    • Анализ и обсуждение приобретённого детьми опыта или полученной информации.


Формы организации учебного занятия

    • Фронтальная (коллективная)

    • Групповая;

    • Индивидуальная.

При фронтальной форме организации учебной деятельности педагог работает со всей группой. В объединении царит более раскрепощённая, доверительная обстановка, и все дети с удовольствием включаются в учебный процесс, могут высказать своё мнение, поделиться опытом. Допускается свободный диалог.

Следующая форма организации учебной деятельности – групповая. Индивидуальная форма – применяется постоянно. Кружковцы готовят доклады, рефераты, выступления, участвуют в различных конкурсах. Работают по индивидуальным заданиям с дидактическим материалом, проводят практическую работу (наблюдения, опыты).

По окончании каждой темы проводятся: опрос, зачёт, защита рефератов или исследовательских работ.

Технологии:

  • Личностно-ориентированные;

  • Системно-деятельностные;

  • Сотрудничества.

Алгоритм учебного занятия

  • Вводная часть.

  • Теоритическая часть.

  • Практическая часть.

  • Итоговая часть.

Содержание учебного материала распределяется так, чтобы не перегружать ребят устной информацией, а больше времени уделять практике. Это дает положительные результаты усвоения учащимися программного материала, позволяет изготовить учащимися большее количество изделий.

Дидактические материалы:

  • Папки с разработками теоретических материалов по темам программы;

  • Тесты;

  • Раздаточный материал (микропрепараты, модели, схемы);

  • Стенды.



2.3. Рабочая программа воспитания


В воспитательном процессе объединения «Биология и МЫ» основными средствами воспитания являются: беседа, ролевая игра, интеллектуальная игра, КТД, акция, экскурсия, занятие, открытое занятие, выставка.


ЦЕЛЬ: Создание условий, способствующих воспитанию человека, с активной жизненной позицией, владеющего навыками бережного и ответственного отношения к природе.

ЗАДАЧИ:

- достижение оптимального уровня воспитанности подростков;


- гармоничное развитие личности подростка с учетом его возраста, интеллекта и интересов;


- выявление и раскрытие природных способностей каждого подростка;


- воспитание мотивации здорового образа жизни, бережного отношения к природе, чувства ответственности за неё;


- создание условий для формирования трудолюбивой и любознательной личности, стремящейся овладеть знаниями истории своей Родины, культурными ценностями, созданными предыдущими поколениями, уважительно относящейся к нациям и народностям, населяющим наше село, область, страну;


- воспитание доброты, чуткости, сострадания, заботы и милосердия по отношению ко всем людям и прежде всего к своим близким.


  • формировать навыки бережного и ответственного отношения к природе;

  • воспитывать ответственное отношение к порученному делу;

  • развивать целеустремлённость, усидчивость и терпение в достижении результатов своей работы;

  • способствовать развитию внимательного отношения между членами коллектива.

Направления воспитательной работы: гражданско-патриотическое; учебно-познавательное; экологическое, нравственно-эстетическое, семейное. Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.


п/п

Направления

воспитательной

работы


Форма и

название

мероприятия

Цель и краткое содержание

Сроки проведения

Ответственные

1

нравственно-эстетическое, учебно-познавательное, гражданско-патриотическое


знакомство с объединением, правилами поведения в объединении.

сентябрь

Педагог объединения

2

нравственно-эстетическое, семейное

КТД создание настольной игры «Зоолэнд»

выявление и раскрытие природных способностей каждого обучающегося;

создание условий для совместного творчества родителей, обучающихся и педагога


декабрь

педагог объединения

3

экологические

Социально-значимые акции «Чистый берег»

«Чистые улицы»

Создание условий для формирования любознательной личности, стремящейся овладеть знаниями и умениями сохранять красоту своей Родины, культурными ценностями, созданными предыдущими поколениями, уважительно относящейся к нациям и народностям, населяющим наше село, область, страну

Апрель,

май

педагог объединения

4

нравственно-эстетическое, учебно-познавательное, гражданско-патриотическое

Участие в выставке детского творчества

Выставка творческих работ обучающихся

май

педагог объединения















2.4. Список литературы

Нормативные документы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Федеральный закон от 31 .07.2020 г. № 304 –ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;

  3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. Распоряжением правительства РФ от 31.03.2022 №678);

  4. Постановление Главного государственного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

  5. Постановление Главного государственного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

  6. Паспорт федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 07.12.2018 г., протокол № 3);

  7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 628 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» ;

  8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196»;

  9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

  10. Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения Кремлевская средняя общеобразовательная школа.




Литература, использованная при составлении программы:


  1. 1. Вельховер Е.С., Никифоров В.Г. Основы клинической рефлексотерапии. - М., 1917. (224 с)

  1. 2. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. - М., 2019.(560 с)

  2. 3. Павлоцкая Л.Ф., Дуденко Н.В., Эйдельман М.М. Физиология питания. -М., 2019.(368 с).


4. Хмелевский Ю.В., Подберезкина Н.Б. Витамины и возраст человека. - Киев. 2020. (163 с)

5. Я познаю мир: Загадочные животные: Дет. Энцикл. / Н.Н. Непомнящий. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2005. (400 с)




Литература и источники информации для обучающихся и родителей:

1. Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа, 2017.(235 с)

2. Ивахненко М.Ф., Корабельников В.А. Живое прошлое Земли: Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение, 2018.(255с)

3. Мажуга П.М., Хрисанфова Е.Н. От вероятного - к очевидному. - К.: Молодь, 2019.(168 с)

4. Удивительная планета Земля . Под ред. Н. Ярошенко. - ЗАО "Издательский Дом Ридерз Дайджест", 2017.(320 с)

5. Я познаю мир: Загадочные животные: Дет. Энцикл. / Н.Н. Непомнящий. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2005. (400 с)


Ресурсы Интернет


www.ed.gov.ru – Министерство образования Российской Федерации (19.08.2021)

www.informika.ru – Центр информатизации Министерства образования РФ(26.08.2021)

www.school.eddo.ru – "Российское школьное образование"(15.08.2021)

www.mediaeducation.ru – Медиаобразование в России (19.08.2021)

http://www.shkola2.com/library/ -тексты многих школьных учебников (11.09.2021)

www.school.mos.ru – сайт "Школьник"( 11.09.2021)

http://www.nsu.ru/biology/courses/internet/main.html - Ресурсы по биологии (14.09.2021)

http://infomine.ucr.edu/search/bioagsearch.phtml - База данных по биологии.(28.08.2021)

http://www.rnmc.ru/pro/bio/bio.html - Вебсайт Республиканского мультимедиа центра, страничка поддержки ЭИ «Биология 6-11 класс (19.08.2021)

http://www.en.edu.ru/db/sect/1798/ - Естественно-научный образовательный портал (14.09.2021)





























Приложение 1

Основные этапы учебного занятия:

 организационный этап (приветствие и посадка подростков, настрой их на работу, концентрации внимания);

 проверочный этап (проверяются: готовность к занятию, наличие каких-либо материалов для работы);

 подготовительный этап (объявление темы и целей, знакомство с планом занятия, введение в предлагаемый образовательный материал или информацию через вопросы или аналогии, способствующие наращиванию познавательного интереса);

 этап актуализации имеющихся у подростков знаний (на фоне собственного опыта изучаемый материал станет для детей личностно значимым, а значит, усвоится на более высоком уровне);

 этап работы по новому материалу;

 этап первичного закрепления полученных знаний, умений и навыков;

 этап повторения изученного материала;

 этап обобщения пройденного материала (детям предлагается самим дать оценку информации и выделить основную мысль, заложенную в материале);

 этап закрепления новых знаний, умений и навыков;

 физкультминутка или этап релаксации (педагог сам определяет место и время, обосновывая свой выбор спецификой деятельности коллектива в целом и учебной деятельности на данном занятии в частности);

 контрольный этап;

 итоговый этап (педагог анализирует деятельность подростков или направляет их на самооценку, дает советы и рекомендации по применению изученного материала; оценивается общая работа группы;

 этап рефлексии (педагог мобилизует детей на оценку самого занятия, что даст возможность оценить правильность выбора форм и методов работы, определить наиболее перспективные пути на будущее);

 информационный этап (подросткам сообщаются сведения о предстоящем занятии, о том, что необходимо подготовить, какие материалы или инструменты иметь)







Приложение 2

Учебно-методические комплекты.

MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»

  • Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2014

  • Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс. (электронное учебное издание), фирма «1 С», Издательский центр «Вентана – Граф», 2017

  • Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2016

MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Животные»

  • Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс. (электронное учебное издание), фирма «1 С», Издательский центр «Вентана – Граф», 2017

MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Человек»

MULTIMEDIA - поддержка курса «Основы общей биологии»

  • Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2014

  • Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006

  • Биология 9 класс. Основы общей биологии. Мультимедийное приложение к учебнику И.Н. Пономарёвой (электронное учебное издание), 1 С, 2019

  • Биология 9 класс. Основы общей биологии. Мультимедийное приложение к учебнику И.Н. Пономарёвой (электронное учебное издание), 1 С, 2018

  • Биология 6 – 9 класс. Библиотека электронных наглядных пособий.

Биология. Анатомия и физиология человека. Мультимедийное учебное пособие нового образца. Электронная библиотека. Просвещение.



34



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!