СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Общая физическая подготовка"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Общая физическая подготовка"»

Департамент Смоленской области по образованию и науке

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Алферовская основная общеобразовательная школа»

Сафоновского района Смоленской области

215530, Российская Федерация,

Смоленская область, Сафоновский район, д.Кононово, ул.Школьная, д.8

email: [email protected]





«Рассмотрена»

на педагогическом совете

протокол №1 от 31 августа 2020 года

«Утверждена»

Приказ №100 о т 31 августа 2020 года

директор школы В.В. Ставер







Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

физкультурно-спортивной направленности

«Общая физическая подготовка»



Возраст учащихся: 7-10 лет

Срок реализации: 1год



Автор -составитель:

Герейханова Юлия Юсуфовна, учитель





2020 год






Пояснительная записка


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа составлена на основе нормативных документов:

- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273-ФЗ;

- Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- СанПин 2. 4. 4. 3172 – 14 от 20. 08. 2014г;

- Устав МКОУ «Алферовская ООШ».

Программа дополнительного образования «Общая физическая подготовка» имеет физкльтурно - спортивную направленность.

Программа составлена на основе материала, который изучается на уроках физической культуры в общеобразовательной школе исходя из содержания примерной федеральной программы (В. И. Лях, М.Ю. Виленский).

Актуальность данной программы заключается в укреплении здоровья, повышении физической подготовленности и работоспособности, воспитании гармонично развитого человека. Систематические занятия физической культурой и спортом расширяют границы функциональных возможностей организма человека.

Новизна данной программы состоит в том, что в ней прослеживается углубленное изучение различных видов спортивной подготовки с применением специальных упражнений на развитие координационных способностей, силы, силовой выносливости, беговой выносливости, скорости в беге, овладение техникой двигательных действий и тактическими приемами в игровой деятельности.

Педагогическая целесообразность образовательной программы заключается в том, чтобы помочь подросткам найти себя в быстро меняющемся мире событий и информации, закалить волю и характер, стать сильнее, благороднее, мудрее, научиться находить оптимальные решения в различных ситуациях с помощью занятий физической культурой.

Отличительными особенностями программы по общей физической подготовке является:

- направленность на реализацию принципа вариантности, включающего возможность подбирать содержание учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями воспитанников, материально-технической оснащенностью учебное процесса (спортивный зал, спортивные площадки и т.д.)

- объемность и многообразие знаний, средств и форм физкультурной деятельности очерчивается ценностными ориентациями на общую и индивидуально-ориентированную физическую подготовку воспитанников, и соответственно этому основу учебного предмета составляет содержание физкультурной деятельности с оздоровительно-корригирующей направленностью;

- учебное содержание программы излагается в логике от общего (фундаментального) к частному (профилированному), и от частного к конкретному (специализированному), что задает определенную логику в освоении воспитанниками учебного предмета и обеспечивает перевод осваиваемыхзнаний в практические навыки и умения;

- учебный материал по общей физической подготовке структурирован по признаку целостности, т.е. каждая система физических упражнений представлена в единстве учебных знаний и соответствующих физических упражнений.

Инновационность программы

Данная программа разработана для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Она предусматривает проведение теоретических занятий по каждому разделу, изучение и дальнейшее совершенствование специальных движений на практических занятиях.

Адресат программы. Программа рассчитана на 1 час в неделю, на обучение в течение одного года. Общий объём – 34 часа. Средний возраст учащихся 7-10 лет.

Особенности организации образовательного процесса

Программа рассчитана на детей от 7 до 10 лет. Группы формируются разновозрастные и разноуровневые с учетом увлеченности детей в общеобразовательной школе, без предварительного отбора по степени подготовленности.

Срок освоения программы:

Продолжительность обучения 1 год. Форма обучения – очная.

Объем программы:

Годовая нагрузка 1 года обучения 34 часа.

Режим занятий:

Учебная программа предусматривает проведение занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятий 1 учебный час для 1 года обучения.

Формами организации деятельности учащихся на занятиях:

  • В группах,

  • В подгруппах.

Методы

  • Словесный;

  • Наглядный;

  • Игровой;

  • Практический.

Формы проведения занятий:

  • Тренировки;

  • Эстафеты;

  • Соревнования;

  • Подвижные игры;


Цель программы:

Создание условий для развития двигательных способностей, приобщения к систематическим занятиям учащихся посредством физических упражнений, создание условий для укрепления здоровья и повышение интереса детей к физическому развитию и личной физической культуре.

Задачи:

образовательные:

– совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;

– обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности;

– формирование знаний об истории и развитии отдельных видов спорта и физической культуры;

– формирование знаний о способах и особенностях движений, передвижений; о работе мышц, систем дыхания, кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;

– формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности.

развивающие:

- повышение уровня физической подготовленности;

- развитие мотивации обучающихся к познанию и творчеству;

- развитие чувства команды;

- развитие воображения, мышления, памяти, умения концентрировать внимание.

воспитательные:

– воспитание устойчивого интереса к занятиям физической культуры;

– воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки и взаимопомощи;

– воспитание смелости, активности, преодоления страхов и чувства неловкости.

Планируемые результаты отражаются в индивидуальных качественных компетенциях учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы.

Метапредметные результаты:

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;

- умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;

- умение вести наблюдение за показателями своего физического развития

Предметные результаты:

знать о физических качествах и правилах их тестирования;

выполнять упражнения по физической подготовке в соответствии с возрастом;

знать основы личной гигиены, причины травматизма при занятиях различными упражнениями и правила его предупреждения.


Личностные результаты:

- формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни;

- воспитание морально-этических и волевых качеств;

- дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;

- умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;

- умение оказывать помощь своим сверстникам.


Форма контроля:

Игры, практические задания, беседы, наблюдение.

Виды контроля и формы аттестации:

1. Входной контроль (тестирование)

2. Промежуточная аттестация (практическое задание, игра)

3. Итоговая аттестация (контрольные упражнения, соревнования)


Используемые педагогические технологии:

Технология дифференцированного физкультурного образования.

Технология дифференцированного физкультурного образования понимается как целенаправленное физическое формирование человека посредством развития его индивидуальных способностей. Способ реализации содержания дифференцированного физкультурного образования посредством системы средств, методов и организационных форм, обеспечивающий эффективное достижение цели образования.

1.Обучение двигательным действиям

2.Развитие физических качеств

3.Формирование знаний и методических умений школьников по организации самостоятельных занятий физическими упражнениями

4.Дифференцированное выставление отметки по физической  и технической подготовленности обучающихся.

Информационно-коммуникативные технологии.

Уроки физической культуры включают большой объем теоретического материала, поэтому использую компьютерные технологии в образовательном процессе, урок становится более интересным, наглядным и динамичным. Технику выполнения разучиваемых упражнений, документы, события, подготовка к олимпиаде теоретические вопросы. Поэтому необходимо использовать различные виды наглядности. 

Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании включает совокупность приёмов, методов, средств обучения и подходов к образовательному процессу, цель которых обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Для реализации здоровьесберегающиих методов широко применяют игровые технологии.

Игровые технологии

Игровые технологии. Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. Игры, совместный отдых, содержательные развлечения. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные. Игра поможет учителю сплотить учащихся, включаясь в активную деятельность, ученики приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. Игровая деятельность на уроках в школе дает возможность повысить у обучающихся интерес к учебным занятиям. Позволяет усвоить большее количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности, моделируемой в игре, помогает ребятам в процессе игры.

Игра в группе, в команде формирует типовые навыки социального поведения, систему ценностей личности и группы, ориентирует на групповые и индивидуальные действия, поощряет стремление к успеху.


Уровни освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

Обучающиеся должны знать:

- особенности развития спорта;

- теоретические основы;

- способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью;

- правила использования спортивного инвентаря и оборудования;

- принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;
- правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.


Обучающиеся должны уметь:

- повысить уровень физического развития и физической подготовленности;

- сформировать потребность в продолжение занятий спортом как самостоятельно, так и в спортивной секции, после окончания школы;

- овладеть строевыми командами и подбором упражнений по общей физической подготовки (разминки).

Условия реализации программы

Для успешной реализации данной программы необходима заинтересованная и профессиональная работа, техническое и материальное обеспечение. Определяющей формой организации образовательного процесса по данной программе является секционные, практические занятия и соревнования. Образовательный процесс строится так, чтобы учащиеся могли применить теоретические знания на практике, участвуя в соревнованиях.






Учебный план

№ п/п

Раздел

Количество часов

Формы контроля, аттестация

теорет

практич

Всего

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

0

1

Собеседование

2

Легкая атлетика

1

8

9

Беседа, практическое задание

3

Лыжи

1

10

11

Беседа, практическое задание

4

Футбол

1

5

6

Беседа, практическое задание, игра

5

Баскетбол

1

5

6

Беседа,

практическое задание, игра

6


Итоговое занятие

0

1

1

Соревнование



Итого

5

29

34



Содержание учебного плана


Тема 1 Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения учащихся на занятиях и предупреждение травм. Гигиенические требования.



Тема 2 Легкая атлетика

Развитие гибкости и ловкости; бег на короткие дистанции; бег на время на дистанции 30 м, 60 м.; бег на время на дистанции 100 м.; бег по пересечённой местности; развитие физической силы, скорости, выносливости.



Тема 3 Лыжи

Передвижение ступающим и скользящим шагами; попеременный двухшажный ход, одновременный одношажный ход, коньковый ход; спуск с высокой стойки; спуск в стойке устойчивости; подъемы «елочкой», «лесенкой»; повороты переступанием на месте; торможение падением, повороты переступанием.



Тема 4 Футбол

Ведение и обводка. Передачи мяча. Отбор мяча. Вбрасывание мяча. Удары по мячу. Игра вратаря. Тактика: защита, нападение. Свободная игра. Игра на счёт.



Тема 5 Баскетбол

Ведение мяча. Броски мяча в кольцо. Овладение мячом и противодействия. Отвлекающие приёмы. Индивидуальные тактические действия в нападении и защите. Групповые тактические действия в нападении и защите. Командные тактические действия в нападении и защите. Двусторонняя игра.



Тема 6 Итоговое занятие

Подведение итогов. Итоговая аттестация











Календарный учебный график


№ п/п

Месяц

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Форма контроля

1.



2.




3.




4.




5.



6.




7.





8.




9.




10.




11.






12.




13.







14.




15.





16.





17.





18.




19.




20.




21.




22.




23.





24.





25.




26.




27.




28.



29.



30.




31.




32.




33.




34.


сентябрь















октябрь




















ноябрь














декабрь





















январь













февраль

















март













апрель


















май







комбинированное


комбинированное



комбинированное



комбинированное



комбинированное


комбинированное



комбинированное




комбинированное



комбинированное



комбинированное



комбинированное





комбинированное



комбинированное






комбинированное



комбинированное




комбинированное




комбинированное




комбинированное



комбинированное



комбинированное



комбинированное



комбинированное



комбинированное




комбинированное




комбинированное



комбинированное



комбинированное



комбинированное


комбинированное


комбинированное



комбинированное



комбинированное



комбинированн

ое



комбинированное

1



1




1




1




1



1




1





1




1




1




1






1




1







1




1





1





1





1




1




1




1




1




1





1





1




1




1




1



1



1




1




1




1




1


Вводное занятие



ОРУ на месте, беговые упражнения.



утренняя зарядка: ее роль и значение. Прыжок в длину с места.


бег с ускорением (30-60 м) с максимальной скоростью.


челночный бег 3х10 м.



ОФП, развитие всех физических качеств



элементы баскетбола: стойка игрока, перемещения, передачи от груди на месте.


повороты без мяча и с мячом, ведение на месте.



перемещения и остановки, ловля и передача мяча.



ведение мяча, броски мяча в кольцо



овладение мячом и противодействия, обучение техники блокирования.



тренировочная игра




ПБТ при занятиях на лыжах. Подбор инвентаря.






гигиена лыжника, двухшажный переменный ход


характеристика лыжного инвентаря, двухшажный переменный ход без палок



лыжные мази, двухшажный переменный ход с палками, спуск с высокой стойки


подготовка пластиковых лыж, одновременный одношажный ход, подъем полуёлочкой


одновременный одношажный ход, подъем лесенкой


растирание мази, двухшажный ход, спуск в низкой стойке


внесение корррективов, двухшажный одновременный ход


охлаждение лыж, двухшажный переменный ход


лыжные гонки на 3-5 км




правила соревнований, лыжные эстафеты




элементы футбола: ведение и обводка, отбор мяча.



индивидуальные действия без мяча, с мячом.



передачи мяча, удары по воротам.



удары по воротам, игра вратаря.



тактика: нападение и защита, учебная игра.


тренировочная игра.



прыжки на одной ноге, на двух на месте, прыжки с продвижением вперед


метание малого мяча на дальность, эстафеты с бегом и прыжками.


полоса препятствий.




ОРУ, развитие выносливости и быстроты, эстафеты


Контрольные нормативы

собеседование


беседа, практическое задание


беседа, практическое задание


практическое задание



практическое задание


практическое задание



практическое задание




практическое задание



практическое задание



практическое задание



практическое задание





практическое задание



практическое задание






практическое задание



практическое задание




практическое задание




практическое задание




практическое задание



практическое задание



практическое задание



практическое задание



практическое задание



практическое задание




практическое задание




практическое задание



практическое задание



практическое задание



практическое задание


практическое задание


практическое задание



практическое задание



практическое задание



практическое задание



итоговая аттестация






Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы



1. Вводное занятие

Знакомство с членами объединения. Ознакомить детей с режимом работы кружка. Провести инструктаж по технике безопасности и охране труда.

Формы занятий: беседа.

Методы: информационно – сообщающий.





2. Легкая атлетика

Знакомство с историей легкой атлетики, с базовыми видами легкой атлетики, выполнение упражнений.

Форма занятий: групповая.

Методы: объяснительный, показательный, упражнения.



3. Лыжи

Познакомить с историей возникновения лыж, обучить правильно подбирать лыжный инвентарь, обучить способам передвижения на лыжах.

Форма занятий: групповая.

Методы: объяснительный, показательный, упражнения.



4. Футбол

Обучить тактике игры, командным тактическим действиям в обороне и нападении, индивидуальным действиям и групповым взаимодействиям. Познакомить детей с расстановкой игроков, правилами перемещения, применении правил и техники игры в различных игровых ситуациях.

Форма занятий: групповая.

Методы: объяснительный, показательный, упражнения, игра.



5. Баскетбол

Обучить тактике игры, командным тактическим действиям в обороне и нападении, индивидуальным действиям и групповым взаимодействиям. Познакомить детей с расстановкой игроков, правилами перемещения, применении правил и техники игры в различных игровых ситуациях.

Форма занятий: групповая.

Методы: объяснительный, показательный, упражнения, игра.



6. Итоговое занятие.

Соревнование

Форма занятий: групповая.

Методы занятий: игра.



































Список рекомендуемой учебноетодической литературы

книги для педагогов:

1. В. И. Лях Мой друг физкультура. М. «Просвещение» 2006г.

2. Лебедев Е.И., Садыкова С.Л., Физическая культура. 1 – 11 классы: подвижные игры на уроках и во внеурочное время. Учитель 2010.

3. Ж. К. Холодов. В. С. Кузнецов Теория и методика физического воспитания и спорта. М. «Академия»2003г.

4. Барышников А.Н. Лыжный спорт: программа для лыжных секций. - М.: ФиС, 2012

5. Вайнбаум Я.С. Дозирование физической нагрузки школьников. - М.: Просвещение, 2004

6. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. – М.: Фис, 2007

7. Говердовский Ю.К. Техника гимнастических упражнений. - М.: ФиС, 2001 8. Евстратов В.Д. Коньковый ход. – М.: ФИС, 2003

9. Ермаков В.В. Техника лыжных ходов. – Смоленск: СГИФК, 2005

10.Зверева М. С. Программы для ДЮСШ и образовательных школ. Спортивные кружки и секции. - М.: Просвещение, 2011

11. Манжосов В.Н. Лыжный спорт. – М.: Высшая школа, 2002

12. Манжосов В.Н. Тренировка лыжника-гонщика. – М.: ФИС, 2002


книги для обучающихся:

1. Жудов В.А. Лыжные гонки: Правила соревнований. - М.: ФиС, 2001

2. Железняк Ю.Д. Спортивные и подвижные игры. - М.: ФиС, 2003

3. Кардюков В.В. Лыжный спорт: Правила соревнований. - М.: ФиС, 2005

4. Ляхов В.И. Лёгкая атлетика: Правила соревнований. - М.: ФиС, 2008

5. Малюков Е.А. Подружись с королевой спорта. - М.: Просвещение, 2007

Мейксон Г.Б. Самостоятельные занятия учащихся по ФК. - М.: Просвещение, 2001

6. Преображенский В. С. Учись ходить на лыжах . - М.: Сов.спорт, 2003

7. Цирик Б.Я. Футбол: Азбука спорта. - М.: ФиС, 2002

Диагностический материал:

Уровень физической подготовленности обучающихся 7 – 10 лет


№№

п/п

Физические способности

Контрольное упражнение (тест)

Возраст, лет

Уровень

Мальчики

Девочки

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

1.

Скоростные

Бег 30 м, с

7

8

9

10

7,5 и более

7,1

6,8

6,6

7,3 – 6,2

7,0 – 6,0

6,7 – 5,7

6,5 – 5,6

5,6 и менее

5,4

5,1

5,0

7,6 и более

7,3

7,0

6,6

7,5 – 6,4

7,2 – 6,2

6,9 – 6,0

6,5 – 5,6

5,8 и менее

5,6

5,3

5,2

2.

Координационные

Челночный бег 3х10 м, с

7

8

9

10

11,2 и более

10,4

10,2

9,9

10,8 – 10,3

10,0 – 9,5

9,9 – 9,3

9,5 – 9,0

9,9 и менее

9,1

8,8

8,6

11,7 и более

11,2

10,8

10,4

11,3 – 10,6

10,7 – 10,1

10,3 – 9,7

10,0 – 9,5

10,2 и менее

9,7

9,3

9,1

3.

Скоростно-силовые

Прыжок в длину с места, см

7

8

9

10

100 и менее

110

120

130

115 – 135

125 – 145

130 – 150

140 – 160

155 и более

165

175

185

90 и менее

100

110

120

110 – 130

125 – 140

135 – 150

140 – 155

150 и более

155

160

170

4.

Выносливость

6 – минутный бег, м

7

8

9

10

700 и менее

750

800

850

730 – 900

800 – 950

850 – 1000

900 – 1050

1100 и более

1150

1200

1250

500 и менее

550

600

650

600 – 800

650 – 850

700 – 900

750 – 950

900 и более

950

1000

1050

5.

Гибкость

Наклон вперед из положения сидя, см

7

8

9

10

1и менее

1

1

2

3 – 5

3 – 5

3 – 5

4 – 6

9 и более

7,5

7,5

8,5

2 и менее

2

2

3

6 – 9

6 – 9

6 – 9

7 – 10

11,5 и более

12,5

13,0

14,0

6.

Силовые

Подтягивание: на высокой перекладине из виса, кол-во раз (мальчики)

На низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз (девочки)

7

8

9

10



7

8

9

10


1

1

1

1

2 – 3

2 – 3

3 – 4

3 – 4

4 и выше

4

5

5







2 и ниже

3

3

4







4 – 8

6 – 10

7 – 11

8 – 13







12 и выше

14

16

18

Анализ тестирования подготовленности воспитанника

п/п

Фамилия, имя обучающегося

Контрольные упражнения

Бег 30 м,

с

Челноч-

ный бег 3/10 м,с

Прыжки в длину с

места, см

6-минутный бег, м

Наклон вперёд из положения сидя, см

Подтягивание: на высокой перекладине из виса(мальчики), кол-во раз.

1.

Начало года







2.

Середина года







3.

Конец года









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!