Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 15 села Преображенского
Буденновского района»
Принята на заседании Педагогического совета От «___»______20___года Протокол №________ | | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ СОШ №15 с. Преображенского ___________ /Р.В. Страшко/ Приказ № _________ «__» _______2023 г. |
| | |
Дополнительная общеобразовательная
Общеразвивающая программа
технической направленности
«Начинающие изобретатели»
Уровень программы: стартовый (ознакомительный)
Возрастная категория: от 8 до 13 лет
Состав группы: 12 человек
Срок реализации: 1 год
ID-номер программы в Навигаторе: 25018
Автор-составитель:
Хвостиков Светлана Викторовна
педагог дополнительного образования
с. Преображенское
2023 г.
Оглавление
Раздел 1 Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка (характеристика)…………………………………………………….…...4
Актуальность программы………………………………………………………………….…….....4
Новизна программы…………………………………………………………………….………..…4
Отличительные особенности программы……………………………………………..…….…….4
Направленность………………………………………………………………………………..........4
Нормативные документы, на основе которых спроектирована программа…………..……...…4
Адресат……………………………………………………………………………………..…….….5
Формы и методы обучения………………………...…………………………………………....….5
Объем и срок освоения программы…………………………………………………………...…...5
Режим занятий…………………………………………………………………………………...….6
Цель и задачи программы…………………………………………………………………….….....6
Планируемые результаты……………………………………………………………..……………6
Календарный учебный график…………………………………………..………………….……...7
Учебный план……………………………………………………………………………………….8
Раздел 2 Комплекс организационно-педагогических условий
Формы аттестации и оценочные материалы……………………………………………………..12
Условия реализации программы…………………………………………………………...……..16
Методические материалы……………………………………………………………………...….16
Используемые источники……………………………………………………………..…….…….18
Литература для педагога…………………………………………………………………...……...19
Литература для учащихся……………………………………………………………..…….…….19
Литература для родителей………………………………………………………...……...……….20
Информационная карта дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Начинающие изобретатели»
1 | Учреждение | Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15 села Преображенского Буденновского района» |
2 | Полное название программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начинающие изобретатели» |
3 | Направленность | Техническая |
4 | Составитель программы | Педагог дополнительного образования Хвостикова Светлана Викторовна |
5 | Сведения о программе | Обучающиеся изготавливают несложные модели машин и механизмов из конструктора «Лего», занимаются конструированием и макетированием. Обучение по данной теме служит хорошей пропедевтикой для всех форм последующего обучения всех школьников среднего и старшего возраста в объединениях научно-технической направленности. |
5.1 | Срок реализации | 1 год обучения 157,5 ч (2 раза в неделю по 2 и 2,5 академических часа) |
5.2 | Адресат программы | 8-13 лет |
5.3 | Характеристика программы: тип программы | Тип: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа |
5.4 | Цель программы | Формирование навыков конструирования, моделирования, логического мышления и развитие интереса к профессиональной деятельности технической направленности. |
6 | Формы и методы, используемые в образовательной деятельности | Формы: совместная деятельность педагога и учащегося, самостоятельная деятельность ребёнка. Методы: демонстрационный, объяснительно-иллюстративный, метод создания успеха, метод мотивации учебно-познавательной и созидательной деятельности. |
7 | Формы мониторинга результативности освоения программы | Промежуточная аттестация теоретических знаний и умений проводится 1 раз в год: во 2-ом полугодии – апрель, май. Формы: тесты, карта наблюдения, мониторинг результатов обучения. |
8 | Результативность реализации программы | Участие и результативность учащихся в олимпиадах, конкурсах, фестивалях различного уровня. |
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Научно-техническое творчество на сегодняшний день является предметом особого внимания и одним из аспектов развития интеллектуальной одаренности детей. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей и подростков к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Дети познают и принимают мир таким, каким его видят, пытаются осмыслить, осознать, а потом объяснить. Известно, что наилучший способ развития технического мышления и творчества, знаний технологий неразрывно связан с непосредственными реальными действиями, авторским конструированием.
Актуальность программы - технология, основанная на элементах учебного конструктора LEGO - это проектирование, конструирование и моделирование различных механизмов и машин. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знаний. Образовательная система учебного конструктора востребована в тех областях знаний, для которых важны; информатика (абстракция, логика), технология (конструирование), математика (моделирование), физика (основы механики).
Работа с учебными конструкторами позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки.
На занятиях при решении практических задач и поиска оптимальных решений учащиеся осваивают понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности, устойчивости, жесткости и подвижности, а также передачи движения внутри конструкции. Учебный конструктор предоставляет широкие возможности для знакомства детей с зубчатыми передачами, рычагами, шкивами, маховиками, основными принципами механики, а также для изучения энергии, подъемной силы и равновесия.
В процессе обучения происходит тренировка мелких и точных движений, формируется элементарное конструкторское мышление, ребята учатся работать по предложенным инструкциям и схемам, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений, изучают принципы работы механизмов.
Для проведения занятий по программе используются конструкторы для практико-ориентированного изучения устройства и принципов работы механических моделей различной сложности "СТЕМ Мастерская"
Новизна программы - заключается в том, что позволяет школьникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в «Начинающих изобретателях» открывает возможности для реализации новых концепций школьников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что обучающая среда ЛЕГО позволяет обучающимся использовать и развивать навыки конкретного познания, строить новые знания на привычном фундаменте. В то же время новым для обучающихся является работа над проектами. И хотя этапы работы над проектом отличаются от этапов, по которым идет работа над проектами в средней школе, но цели остаются теми же.
Направленность программы – техническая.
Нормативно-правовые основания для проектирования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями).
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г.
№ 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей».
3. Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 г. № 1490 «О
лицензировании образовательной деятельности».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467
«Об утверждении Целевой модели развития систем дополнительного образования детей».
7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ».
8. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской
Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г.
№ 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при
сетевой форме реализации образовательных программ».
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
Методические рекомендации:
13. Методические рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ. (Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.08.2015 г. №АК-563/05);
14. Методические рекомендации по реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Адресат программы - дети, в возрасте 8-13 лет, проявляющие интерес к проектированию и конструированию. Формирование контингента учебных групп происходит без специального отбора.
Формы обучения – очная.
Язык обучения – русский.
Методы обучения - приемы работы: наблюдение и обследование натурального объекта; показ и анализ образца; объяснение последовательности и способов выполнения постройки, игрушки; постановка перед детьми задач, требующих нахождения самостоятельного решения, т. е. задач проблемного характера; анализ и оценка процесса работы; анализ и оценка детских работ, качества готовой продукции.
Объем и срок реализации программы –
1 год обучения: 157,5 часов.
Формы проведения занятий – на занятиях применяются различные формы организации работы с детьми: индивидуальные; групповые; коллективные, упражнения и выполнение групповых практических работ. При изучении нового материала используются словесные формы: лекция, эвристическая беседа, дискуссия. При реализации личных проектов используются формы организации самостоятельной работы.
Количество обучающихся: от 8 до 13.
Режим занятий
1 год обучения 157,5 ч 92 раза в неделю по 2 и 2,5 академических часа)
Уровень программы – стартовый (ознакомительный).
Цель и задачи программы.
Цель программы: развитие конструкторского мышления, учебно-интеллектуальных, организационных, социально-личностных и коммуникативных компетенций через освоение технологии лего-конструирования и моделирования.
Задачи программы:
Обучающие:
обучать конструированию по образцу, чертежу, условиям, по собственному замыслу;
формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
научить строить объекты окружающего мира: по схемам, инструкциям, образцам, условиям (заданным педагогом), с применением проектной технологии.
Развивающие:
развивать у обучающихся интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
развивать пространственное и техническое мышление, активизировать мыслительные процессы обучающихся (творческое решение поставленных задач, изобретательность, поиск нового и оригинального);
развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности;
совершенствовать коммуникативные навыки обучающихся при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением.
Воспитательные:
формирование интереса к профессиональной деятельности технической направленности;
пробуждать творческую активность и воображение ребенка, желание включаться в творческую деятельность.
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончании реализации программы:
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия.:
Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приемами поиска средств ее осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Познавательные универсальные учебные действия.
Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, готовить свое выступление и выступать с мультимедийным сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Использование знаково-символических средств представления информации для создания графических моделей, изучаемых объектов.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесение к известным понятиям.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Календарный учебный график
к программе «Начинающие изобретатели»
на 2023-2024 учебный год
Год обучения | № группы | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Кол-во учебных часов | Режим занятий |
1 | 1 группа | 1 сентября 2023 | 30 мая 2024 | 35 | 157,5 | 2 раза в неделю по 2 и 2,5 часа |
1 | 2 группа | 1 сентября 2024 | 30 мая 2024 | 35 | 157,5 | 2 раза в неделю по 2 и 2,5 часа |
Учебный план обучения
№ | Название раздела | Количество часов | Формы контроля |
Всего | Теория | Практика |
1 | «Введение». Знакомство с Конструктором. | 2,5 | 2,5 | | Лекция. |
2 | Путешествие по ЛЕГО-стране. | 11 | 4,5 | 6,5 | Наблюдение. Практическая работа. |
3 | Строитель и архитектор. | 23 | 2 | 21 | Наблюдение. Практическая работа. |
4 | «Простые механизмы. Теоретическая механика». | 6,5 | 2,5 | 4 | Наблюдение. Лекция. Практическая работа |
5 | Виды транспорта. | 30 | 4 | 26 | Наблюдение. Практическая работа. |
6 | «Силы и движение. Прикладная механика» | 9,5 | 2 | 7,5 | Наблюдение. Практическая работа. |
7 | Моделирование животных. | 6,5 | 2 | 4,5 | Наблюдение. Лекция. Беседа. Практическая работа. |
8 | Подарки. | 6,5 | 2 | 4,5 | Наблюдение. Практическая работа. |
9 | «Энергия. Использование сил природы». | 8,5 | 4 | 4,5 | Наблюдение. Лекция. Беседа. Практическая работа. |
10 | «Машины с электроприводом». | 18 | 2 | 16 | Наблюдение. Практическая работа |
11 | Работа над проектами. | 31,5 | 4 | 27,5 | Наблюдение. Беседа. Практическая работа. |
12 | Итоговое занятие. Презентация проектов. | 4 | | 4 | Анкетирование. Презентация работ. |
| Итого: | 157,5 | 31,5 | 126 | |
Содержание учебно-тематического плана обучения.
1 «Введение» - 2,5 часа
Тема: Вводное занятие
Введение в предмет. Техника безопасности. Презентация программы. Предназначение моделей. Знакомство с конструктором для практико- ориентированного изучении устройства и принципов работы механических моделей различной сложности "СТЕМ Мастерская". Рычаги, шестерни, блоки, колеса и оси. Названия и назначения деталей. Изучение типовых, соединений деталей. Конструкция. Основные свойства конструкции при ее построении. Ознакомление с принципами описания конструкции. Условные обозначения деталей конструктора. Выбор наиболее рационального способа описания.
«Простые механизмы. Теоретическая механика»
Тема: Простые механизмы и их применение
Понятие о простых механизмах и их разновидностях. Рычаг и его применение. Конструирование рычажных механизмов. Рычаги: правило равновесия рычага. Основные определения. Правило равновесия рычага.
Построение сложных моделей по теме «Рычаги». Блоки, их виды. Применение блоков в технике. Построение сложных моделей по теме
«Блоки». Понятие оси и колеса. Применение осей и колес в технике и быту. Рулевое управление. Велосипед и автомобиль.
Тема: Механические передачи
Виды ременных передач; сопутствующая терминология. Применение и построение ременных передач в технике. Зубчатые передачи, их виды. Применение зубчатых передач в технике. Зубчатые передачи. Различные виды зубчатых колес. Зубчатые передачи под углом 90°. Реечная передача.
«Силы и движение. Прикладная механика»
Тема: Конструирование модели «Уборочная машина»
Установление взаимосвязей. Измерение расстояния. Сила трения, Использование механизмов - конических зубчатых передач, повышающих передач, шкивов. Самостоятельная творческая работа по теме
«Использование повышающей передачи в уборочной машине».
Тема: Игра «Большая рыбалка»
Использование механизмов, облегчающих работу. Сборка модели -
«удилище». Использование механизмов - блоки и рычаги. Самостоятельная творческая работа по теме «Использование блоков».
Тема: Свободное качение
Измерение расстояния, Калибровка шкал и считывание показаний.
Энергия движения (кинетическая). Энергия в неподвижном состоянии (потенциальная) Трение и сопротивление воздуха. Сборка модели - измеритель. Использование механизмов - колеса и оси. Самостоятельная творческая работа по теме «Создание тележки с измерительной шкалой».
Тема: Конструирование модели «Механический молоток»
Трение и сила. Импульс. Количество движения, инерция. Сборка модели - механический молоток. Использование механизмов - рычаги, кулачки (эксцентрики). Изучение свойств материалов. Самостоятельная творческая работа по теме «Вариации рычагов в механическом молотке».
«Средства измерения. Прикладная математика»
Тема: Конструирование модели «Весы»
Измерение расстояния, калибровка и считывание расстояния. Использование механизмов - передаточное отношение, понижающая передача. Измерение массы, калибровка и считывание масс. Сборка модели - Весы. Использование механизмов - рычаги, шестерни. Подведение итогов: самостоятельная творческая работа по теме
«Вариации весов».
Тема: Конструирование модели «Часы»
Измерение времени, трение, энергия, импульс. Сборка модели - Часы. Использование механизмов - шестерни. Самостоятельная творческая работа по теме «Маятник».
«Энергия. Использование сил природы»
Тема: Энергия природы (ветра, воды, солнца)
Сила и движение. Возобновляемая энергия, поглощение, накопление, использование энергии. Площадь. Использование механизмов - понижающая зубчатая передача. Сборка модели «Ветряная мельница». Самостоятельная творческая работа.
Тема: Инерция. Преобразование потенциальной энергии в кинетическую.
Инерция. Накопление кинетической энергии (энергии движения). Использование энергии. Трение. Уравновешенные и неуравновешенные силы. Изучение маховика как механизма регулировки скорости.
Планируемые результаты:
Ученик научится:
собирать различные конструкции из Lego, используя различные способы крепления;
выполнять эскизы модели;
читать простейшие схемы сборки моделей из Lego;
собирать модель по эскизу или схеме.
Ученик получит возможность научиться:
самостоятельно разрабатывать конструкцию устройства для решения жизненной проблемы;
самостоятельно вычерчивать эскиз простого устройства в 3-х видах;
вычерчивать кинематические схемы простых механизмов.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.
Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | | | 13.00-15.30 | Лекция | 2,5 | Вводное занятие. Правила работы на уроках Легоконструирования. Знакомство с ЛЕГО. Эволюция развития ЛЕГО-конструкторов | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Устный опрос |
2 | | | 13.00-15.00 | Практическая работа | 2 | Путешествие по ЛЕГО-стране. Исследователи цвета. | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюдение |
3 | | | 13.00-15.30 | Практическая работа | 2,5 | Исследователи кирпичиков. Волшебные кирпичики. | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюдение демонстрация |
4 | | | 13.00-15.00 | Практическая работа | 2 | Исследователи формочек. Волшебные формочки. | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюдение демонстрация |
5 | | | 13.00-15.30 | Практическая работа | 2,5 | Исследование деталей конструктора. Графическое моделирование. | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюдение демонстрация |
6 | | | 13.00-15.00 | Практическая работа | 2 | Городской пейзаж. Модели современных построек. | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюдение демонстрация |
7 | | | 13.00-15.30 | Практическая работа | 2,5 | Городской пейзаж. Модели современных построек. | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюдение демонстрация |
8 | | | 13.00-15.00 | Практическая работа | 2 | Сельский пейзаж. | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюдение демонстрация |
9 | | | 13.00-15.30 | Практическая работа | 2,5 | Сельский пейзаж. | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюдение демонстрация |
10 | | | 13.00-15.00 | Практическая работа | 2 | Модели построек сельских домиков, улиц села. Усадьба. | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюдение демонстрация |
11 | | | 13.00-15.30 | Практическая работа | 2,5 | Модели построек сельских домиков, улиц села. Усадьба. | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюдение |
12 | | | 13.00-15.00 | Практическая работа | 2 | Фермерские постройки. | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюден демонстрация ие |
13 | | | 13.00-15.30 | Практическая работа | 2,5 | Фермерские постройки. | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюдение демонстрация |
14 | | | 13.00-15.00 | Практическая работа | 2 | Модели телятника, фермы, курятника | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюдение |
15 | | | 13.00-15.30 | Практическая работа | 2,5 | Модель школы, спортивной площадки, школьного двора. | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюдение демонстрация |
16 | | | 13.00-15.00 | Практическая работа | 2 | Простые механизмы и их применение. | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюдение демонстрация |
17 | | | 13.00-15.30 | Практическая работа | 2,5 | Простые механизмы и их применение. | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюдение демонстрация |
18 | | | 13.00-15.00 | Практическая работа | 2 | Механические передачи | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюдение демонстрация |
19 | | | 13.00-15.30 | Практическая работа | 2,5 | Виды транспорта. | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюдение демонстрация |
20 | | | 13.00-15.00 | Практическая работа | 2 | Виды транспорта. | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюдение демонстрация |
21 | | | 13.00-15.30 | Практическая работа | 2,5 | Воздушный транспорт, космические модели. | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюдение демонстрация |
22 | | | 13.00-15.00 | Практическая работа | 2 | Воздушный транспорт, космические модели. | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюдение демонстрация |
23 | | | 13.00-15.30 | Практическая работа | 2,5 | Специальный транспорт | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюдение демонстрация |
24 | | | 13.00-15.00 | Практическая работа | 2 | Специальный транспорт | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюдение демонстрация |
25 | | | 13.00-15.30 | Практическая работа | 2,5 | Специальный транспорт | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюдение демонстрация |
26 | | | 13.00-15.00 | Практическая работа | 2 | Городской транспорт. | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюдение демонстрация |
27 | | | 13.00-15.30 | Практическая работа | 2,5 | Городской транспорт. | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюдение демонстрация |
28 | | | 13.00-15.00 | Практическая работа | 2 | Сельхозтехника. | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюдение демонстрация |
29 | | | 13.00-15.30 | Практическая работа | 2,5 | Сельхозтехника. | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюдение демонстрация |
30 | | | 13.00-15.00 | Практическая работа | 2 | Сельхозтехника. | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюдение демонстрация |
31 | | | 13.00-15.30 | Практическая работа | 2,5 | Дикие животные. | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюдение демонстрация |
32 | | | 13.00-15.00 | Практическая работа | 2 | Морские обитатели . | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюдение демонстрация |
33 | | | 13.00-15.30 | Практическая работа | 2,5 | Разнообразие животнаых. | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюдение демонстрация |
34 | | | 13.00-15.00 | Практическая работа | 2 | Модель1 сверхзвуковой самолет. | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Лекция Наблюдение демонстрация |
35 | | | 13.00-15.30 | Практическая работа | 2,5 | Модель2 вертолет 1 | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюдение демонстрация |
36 | | | 13.00-15.00 | Практическая работа | 2 | Модель3 покоритель космоса -Посейдон | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюдение демонстрация |
37 | | | 13.00-15.30 | Практическая работа | 2,5 | Модель4 буревестник | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюдение демонстрация |
38 | | | 13.00-15.00 | Практическая работа | 2 | Модель 1 инвертор | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюдение демонстрация |
39 | | | 13.00-15.30 | Практическая работа | 2,5 | Модель 2 погрузчик | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюдение демонстрация |
40 | | | 13.00-15.00 | Практическая работа | 2 | Модель 3 транспортер | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюдение демонстрация |
41 | | | 13.00-15.30 | Практическая работа | 2,5 | Модель 4 экскаватор | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюдение демонстрация |
42 | | | 13.00-15.00 | Практическая работа | 2 | Модель 1 мотороллер | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюдение |
43 | | | 13.00-15.30 | Практическая работа | 2,5 | Модель 2 электромобиль | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Лекция Наблюдение демонстрация |
44 | | | 13.00-15.00 | Практическая работа | 2 | Модель 3 гоночный автомобиль | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюдение демонстрация |
45 | | | 13.00-15.30 | Практическая работа | 2,5 | Модель 4 квадрацикл | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюдение |
46 | | | 13.00-15.00 | Практическая работа | 2 | Модель 1 мотоблок | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюдение демонстрация |
47 | | | 13.00-15.30 | Практическая работа | 2,5 | Модель 2 электромобиль | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюдение демонстрация |
48 | | | 13.00-15.00 | Практическая работа | 2 | Построение Модели 3 ветряной монстр | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюдение демонстрация |
49 | | | 13.00-15.30 | Практическая работа | 2,5 | Построение Модели 3 ветряной монстр | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюдение демонстрация |
50 | | | 13.00-15.00 | Практическая работа | 2 | Исследование модели 3 ветряной монстр | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюдение демонстрация |
51 | | | 13.00-15.30 | Практическая работа | 2,5 | Исследование модели 3 ветряной монстр | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюдение демонстрация |
52 | | | 13.00-15.00 | Практическая работа | 2 | Конструирование модели «Подъемный кран» | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюдение демонстрация |
53 | | | 13.00-15.30 | Практическая работа | 2,5 | Конструирование модели «Измерительная тележка» | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюдение демонстрация |
54 | | | 13.00-15.00 | Практическая работа | 2 | Конструирование модели «Почтовые весы» | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюдение демонстрация |
55 | | | 13.00-15.30 | Практическая работа | 2,5 | Конструирование модели «Таймер» | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюдение демонстрация |
56 | | | 13.00-15.00 | Практическая работа | 2 | Конструирование модели «Тягач» | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюдение демонстрация |
57 | | | 13.00-15.30 | Практическая работа | 2,5 | Конструирование модели «Гоночный автомобиль» | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюдение демонстрация |
58 | | | 13.00-15.00 | Практическая работа | 2 | Конструирование модели «Скороход» | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюдение демонстрация |
59 | | | 13.00-15.30 | Практическая работа | 2,5 | Конструирование модели «Робопѐс» | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюдение демонстрация |
60 | | | 13.00-15.00 | Практическая работа | 2 | Гоночные автомобили. | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюдение демонстрация |
61 | | | 13.00-15.30 | Практическая работа | 2,5 | «Индивидуальная работа над проектами» | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюдение |
62 | | | 13.00-15.00 | Практическая работа | 2 | «Индивидуальная работа над проектами» | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюдение |
63 | | | 13.00-15.30 | Практическая работа | 2,5 | «Индивидуальная работа над проектами» | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюдение |
64 | | | 13.00-15.00 | Практическая работа | 2 | «Индивидуальная работа над проектами» | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюдение |
65 | | | 13.00-15.30 | Практическая работа | 2,5 | «Индивидуальная работа над проектами» | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюдение |
66 | | | 13.00-15.00 | Практическая работа | 2 | «Индивидуальная работа над проектами» | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюдение |
67 | | | 13.00-15.30 | Практическая работа | 2,5 | «Индивидуальная работа над проектами» | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюдение |
68 | | | 13.00-15.00 | Практическая работа | 2 | Презентация проектов. | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюдение, демонстрация |
69 | | | 13.00-15.30 | Практическая работа | 2,5 | Презентация проектов. | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюдение, демонстрация |
70 | | | 13.00-15.00 | Практическая работа | 2 | Подведение итогов. | ЦО «Точка Роста» Каб. №2 | Наблюдение, демонстрация |
Условия реализации программы
Техническое оснащение занятий
Для проведения занятий по программе «ЛЕГО – конструирование» необходимо:
Кабинет, учебные парты и стулья.
Конструктор ЛЕГО Классик.
Компьютеры. Мультимедийное оборудование.
Инструкции, схемы для моделирования.
Шкафы для хранения конструкторов.
Методическая литература, видеоматериалы.
Информационное обеспечение: использование собственного презентативного материала, видеоролики.
Учебно-методический комплекс: тематические подборки наглядных материалов ( игрушки, модели, иллюстрации техники, приспособлений, инструментов, схемы, шаблоны, развертки и др.); подборка литературно - художественного материала (загадки, рассказы); занимательный материал (викторины, ребусы); подборка заданий развивающего и творческого характера по темам; разработки теоретических и практических занятий, инструкции (чертежи) для конструирования.
Беседы: «История появления Лего», «Техника в жизни человека», «Профессии человек-техника», «Едем, плаваем, летаем», и др. Презентации по темам: «Виды соединения деталей». Для реализации задач здоровьесбережения имеется подборка профилактических, развивающих упражнений (для глаз, для рук, для снятия напряжения и профилактики утомления и т.п.)
Формами подведения итогов реализации программы и контроля деятельности являются:
Наблюдение за работой детей на занятиях;
Участие детей в проектной деятельности;
В выставках творческих работ дошкольников.
Уровни развития:
-Навык подбора необходимых деталей (по форме, цвету)
Высокий: может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали.
Средний: может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь, присутствуют неточности.
Низкий: не может без помощи воспитателя выбрать необходимую деталь.
-Умение правильно конструировать поделку по замыслу
Высокий: ребенок самостоятельно создает развернутые замыслы конструкции, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат.
Средний: способы конструктивного решения находит в результате практических поисков. Может создать условную символическую конструкцию, но затрудняется в объяснении ее особенностей.
Низкий: неустойчивость замысла – ребенок начинает создавать один объект, а получается совсем иной и довольствуется этим. Объяснить способ построения ребенок не может.
- Умение проектировать по образцу и по схеме:
Высокий: может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу.
Средний: может самостоятельно, исправляя ошибки, в среднем темпе проектировать по образцу, иногда с помощью воспитателя
Низкий: не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать только под контролем воспитателя.
- Умение конструировать по пошаговой схеме:
Высокий: может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по пошаговой схеме.
Средний :может конструировать по пошаговой схеме в медленном темпе исправляя ошибки под руководством воспитателя.
Низкий: не может понять последовательность действий при проектировании по пошаговой схеме, может конструировать по схеме только под контролем воспитателя.
Диагностическая карта на начало года.
№ | Ф.И.ребёнка | Называет детали | Называет форму | Умеет скреплять детали конструктора | Строит элементарные постройки по творческому замыслу | Строит по образцу | Строит по схеме |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
Диагностическая карта на конец года.
№ | ФИ ребенка | Называет детали конструктора | Работает по схемам | Строит сложные постройки | Строит по творческому замыслу | Строит подгруппами | Строит по образцу | Строит по инструкции | Умение рассказывать о постройке |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
Методические материалы
№ п/п | Название раздела, темы | Материально-техническое оснащение, дидактико-методический материал | Формы, методы, приемы обучения. Педагогические технологии. | Формы учебного занятия | Формы контроля, аттестации |
1 | «Введение». Знакомство с Конструктором. | Ноутбук, проектор, литература по направленности, конструктор Lego. | Традиционная форма, словесные методы. Групповые технологии. | Лекция | опрос |
2 | Путешествие по ЛЕГО-стране. | Ноутбук, проектор, литература по направленности конструктор Lego. | Традиционная форма, словесные методы. Групповые технологии | Лекция, практическая работа. | Опрос, демонстарция |
3 | Строитель и архитектор. | Ноутбук, проектор, литература по направленности конструктор Lego. | Традиционная форма, словесные методы. Групповые технологии | Лекция, практическая работа. | Опрос, демонстарция |
4 | «Простые механизмы. Теоретическая механика». | Ноутбук, проектор, литература по направленности конструктор Lego. | Традиционная форма, словесные методы. Групповые технологии | Лекция, практическая работа. | Опрос, демонстарция |
5 | Виды транспорта. | Ноутбук, проектор, литература по направленности конструктор Lego. | Традиционная форма, словесные методы. Групповые технологии | Лекция, практическая работа. | Опрос, демонстарция |
6 | «Силы и движение. Прикладная механика» | Ноутбук, проектор, литература по направленности конструктор Lego. | Традиционная форма, словесные методы. Групповые технологии | Лекция, практическая работа. | Опрос, демонстарция |
7 | Моделирование животных. | Ноутбук, проектор, литература по направленности конструктор Lego. | Традиционная форма, словесные методы. Групповые технологии | Лекция, практическая работа. | Опрос, демонстарция |
8 | Подарки. | Ноутбук, проектор, литература по направленности конструктор Lego. | Традиционная форма, словесные методы. Групповые технологии | Лекция, практическая работа. | Опрос, демонстарция, проект |
9 | «Энергия. Использование сил природы». | Ноутбук, проектор, литература по направленности конструктор Lego. | Традиционная форма, словесные методы. Групповые технологии | Лекция, практическая работа. | Опрос, демонстарция |
10 | «Машины с электроприводом». | Ноутбук, проектор, литература по направленности | Традиционная форма, словесные методы. Групповые технологии | Лекция, практическая работа. | Опрос, демонстарция |
11 | Работа над проектами. | Ноутбук, проектор, литература по направленности конструктор Lego. | Традиционная форма, словесные методы. Групповые технологии | Лекция, практическая работа. | Опрос, демонстарция, проект |
12 | Итоговое занятие. Презентация проектов. | Ноутбук, проектор, литература по направленности конструктор Lego. | Традиционная форма, словесные методы. Групповые технологии | Лекция, практическая работа. | Персональ ная демонстра ция |
Список литературы:
Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.
Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.: Наука, 2010, 195 стр.
Программное обеспечение ROBOLAB 2.9.
Интернет-ресурсы.
Интеграция образовательных областей как средство организации целостного процесса в дошкольном учреждении : коллективная монография / Под ред. Л.В. Трубайчук. – Челябинск : ООО «РЕКПОЛ». – 158 с.
Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста : кн. для воспитателей дет. сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М. :Просвещение, 2001. – 124 с.
Емельянова, И.Е. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно_игровых комплексов : учеб._метод. пос. для самост. работы студентов / И.Е. Емельянова, Ю.А. Максаева. – Челябинск:ООО «РЕКПОЛ», 2011 –131 с.
Лусс Т.С.»Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью Лего» пособие для педагогов- дефектологов.-М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2003.
Фешина Е.В. «Легоконструирование в детском саду»:Пособие для педагогов.М.:изд.Сфера,2011.
Ишмакова М.С. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС:пособие для педагогов.-всерос.уч.-метод.центр образоват.робототехники._М.Изд.-полиграф.центр «Маска»-2013.
Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» –Москва,.
Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,2003.
Л.Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). -М.: «ЛИНКА – ПРЕСС»,2001.
Лиштван З.В. Конструирование – Москва: «Просвещение»,1981.
Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский дом«Карапуз»,1999.
Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера,2011.
Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники.– М.: Изд.-полиграф центр «Маска»,2013.
Методические рекомендации Lego Wedo Education 2.0 - 2016.
Приложение 1
Мониторинговая карта по робототехнике Lego в группе в уч. г.
№ п/п | ФИ ребенка | Умеет скреплять детали конструктора Lego Wedo 2.0 | Строит по схемам | Строит по образцу | Строит по замыслу | Создает программу для собранной модели на компьютере | Может объяснить принцип работы собранной модели | Итого |
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г | К. |
1 | | | | | | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | | | | | | | | |
6 | | | | | | | | | | | | | | | |
7 | | | | | | | | | | | | | | | |
8 | | | | | | | | | | | | | | | |
9 | | | | | | | | | | | | | | | |
10 | | | | | | | | | | | | | | | |
Высокий уровень – 3 балла. Показатель сформирован (Достаточный уровень) – наблюдается в самостоятельной деятельности ребенка, в совместной деятельности со взрослым.
Средний уровень – 2 балла. Показатель в стадии формирования (уровень, близкий к достаточному) - проявляется неустойчиво, чаще при создании специальных ситуаций, провоцирующих его проявление: ребёнок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого, даёт аналогичные примеры. Оценки «достаточный уровень» и «близкий к достаточному» отражают состояние нормы развития и освоения Программы.
Низкий уровень – 1 балл. Показатель не сформирован (недостаточный уровень) — не проявляется ни в одной из ситуаций, на все предложения взрослого ребёнок не даёт положительного ответа, не в состоянии выполнить задание самостоятельно