СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Страницы истории»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социально-гуманитарная направленность

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Страницы истории»

Возраст обучающихся: 12-16 лет

Социально-гуманитарная направленность

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Страницы истории»

Возраст обучающихся: 12-16 лет

Социально-гуманитарная направленность

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Страницы истории»

Возраст обучающихся: 12-16 лет

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Страницы истории»»


Отдел образования Администрации Лискинского района Воронежской области

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Аношкинская средняя общеобразовательная школа»




Принята Утверждено

на педагогическом совете Директор МКОУ Аношкинской СОШ

«29» августа 2023г. _______________ Смородинова Л.В.

Протокол №_1__ от 29.08.2023 Приказ №92 от 29.08.2023





Социально-гуманитарная направленность

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Страницы истории»

Возраст обучающихся: 12-16 лет


Срок реализации: 2023-2024 уч.год





Разработчик: учитель истории 1КК

Гринев Валерий Ильич


2023

с. Аношкино





Пояснительная записка


Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и вырос. Программа кружка «Страницы истории» направлена на расширение знаний детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны, воспитать чувство гордости за своих земляков, способствовать развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.

Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.

Направленность программы - социально-гуманитарная.

Новизна данной программы заключается в том, что курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы с использованием информационных технологий.

Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.

Основные направления в деятельности кружка – изучение истории родного края и села, оформление и пополнение экспозиций школьного историко-краеведческого уголка.

Занятия в Историческом кружке способствуют воспитанию уважения к духовному наследию своего района, города, края; сохранению и приумножению исторических и культурных традиций своего народа; стимулированию творческой активности учащихся.

походы дают опыт этнографической работы, помогают приобрести коммуникативные навыки.



Цели программы:

  • сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;

  • расширить и углубить знания учащихся о родном крае;

  • формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;

  • воспитывать патриотизм.

Для достижения этих целей поставлены ряд задач:

  1. Обучающие:

- изучить особенности Воронежской области, Лискинского района, села Аношкино:

- проводить организационные работы по созданию эффективных форм краеведческой работы;

- повысить уровень самостоятельной работы детей;

2. Воспитательные:

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

  • воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;

  • воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.

3. Развивающие:

- развивать у воспитанников умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, работать с различными источниками информации:

- создавать возможность выбора сферы деятельности и общения;

- формировать такие качества личности как способность к самоопределению, к саморазвитию и самореализации в обществе, умения ориентироваться в жизни, быть равноправным членом нашего общества

Данная программа позволяет ориентироваться на интересы детей и поэтому помогает решать также учебно – воспитательные задачи, углубляя и расширяя географическое знание воспитанников. Близкое общение педагога с детьми при выполнении индивидуальных работ позволяет лучше узнать ребёнка, его стремления, способности, а исходя из этого, руководить развитием его интересов, самостоятельной познавательной деятельности.

Данная программа целесообразна, соответствует возрасту детей. Работа в основном ведется в виде познавательных игр, экскурсий, викторин, заочных путешествий, путешествий во времени.

Программа построена на теоретическом и практическом изучении истории родного края.

В ходе теоретического изучения учащиеся овладевают определенным набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать вопросы истории нашего  села.

Верить в Родину, родную землю, может лишь тот, кто живет ею, вместе с нею и ради нее, кто соединил с нею свои истоки. Поэтому вся деятельность историко-краеведческого общества направлена на изучение истории родной земли, родного села на различных этапах нашей столь непростой истории. Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, ибо неуважение к этому есть постыдное малодушие.

В практической части программы учащиеся работают с документами , краеведческой литературой. В рамках данной программы ребята приобщаются к историческому наследию родного села и края.


В работе исторического кружка участвуют дети с 12 – 16 лет.

Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность каждого занятия 1 час с обязательной сменой вида деятельности – теоретическая и практическая, с включением пятиминуток активного отдыха.

Формируемые универсальные учебные действия (УУД)

Личностные УУД:

  • мотивированность на посильное и созидательное уча­стие в жизни общества;

  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотиз­ма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддер­жания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разно­образных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственно­сти за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;


  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;


  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Коммуникативные УУД:

  • умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

  • способности анализировать реальные социальные ситу­ации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

  • овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);

  • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;


  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися иных позиций;

  • оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Познавательные УУД:

  • проводить наблюдение под руководством учителя;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • давать определения понятиям;

  • уметь выполнять познавательные и практические за­дания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: использование элементов причинно-следственного анализа; исследование несложных реальных связей и зависимо­стей; определение сущностных характеристик изучаемого объ­екта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставле­ния, оценки объектов;

  • уметь осуществлять поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

  • уметь осуществлять перевод информации из одной знаковой системы в дру­гую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.);

  • уметь осуществлять выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  • уметь осуществлять подкрепление изученных положений конкретными при­мерами;

  • уметь давать оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окру­жающей среде;

  • выполненять в повседневной жизни этиче­ских и правовых норм, экологических требований;

  • определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.


Программа кружка предусматривает теоретические и практические занятия:

1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).

2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).

Основными видами и методами работы являются лекции, беседы, встречи с жителями села, оформление выставок и экспозиций, проведение экскурсий, поисково-исследовательская деятельность, проведение викторин, внеклассных мероприятий. Лекции и беседы строятся в плане знакомства с историей, культурой и бытом жителей района и села. Посещение и беседы с жителями села, тематические экскурсии.

Учебный план

Разделы, темы

Количество часов

Форма аттестации/ контроля


всего

теория

практика


Раздел I. Введение.





1.

Презентация кружка.

Техника безопасности на занятиях.

1

1

-

опрос


Раздел II. Древо жизни.




2.

Знакомство с генеалогией. Составление «Древа жизни» своей семьи.

2

1

1

выставка работ


Раздел III. Моя семья в истории страны.






3.

Традиции моей семьи. Работа над презентацией «Моя семья в истории страны». Семейные гербы

2

1

1

презентация


Раздел IV. «Малая родина- моя деревня»






4.

Экскурсия по музею

1

1

-

опрос


5.

Знаменитые люди нашего села. Экскурсия по селу.

2

1

1

опрос


6.

Знакомство с историей своего края. Мой двор, моя улица.

2

1

1

зачет


Раздел V. Государственная символика РФ.






7.

Знакомство с историей государственных символов РФ. Флаг. Герб. Гимн.

1

1

-

опрос


8.

Работа над проектом «Государственные символы Российской Федерации».

2

-

2

защита проекта


Раздел VI. с. Аношкино в годы войны






9.

Жители села в годы войны. Работа над презентацией «Герои нашего села».

3

1

2

презентация









Раздел VII.Наш край родной.






10.

Знакомство с историей своего края. Работа над проектом «Наш край родной».

3

1

2

защита проекта


11.

История праздников и народных гуляний.

3

1

2

опрос, тестирование


12.

Фотовыставка «Мой родной край». Работа над презентацией

«Помним, гордимся, наследуем».

3

1

2

творческая работа


Раздел VIII. Выдающиеся люди нашего села.






13.

Оформление стенда «Выдающиеся люди нашего села». Встреча с интересными людьми нашего села.

3

1

2

опрос, творческая работа


Раздел IX. Наши ветераны.






14.

Встреча с участниками ВОв. Встреча с ветеранами труда.

1

-

1

зачет


Раздел X. История школы






15.

Работа с летописью школы. Встречи с учителями-ветеранами труда

2

1

1

опрос, творческая работа


Раздел XI. Итоговое занятие.





16.

Фото-презентация работы кружка.

2


2

презентация

17.

Итоги работы кружка «Знатоки истории»

1

1


творческая работа






Основное содержание программы.

Раздел I. Введение.

Теория. Организация работы дополнительного образовательного объединения.

Формы занятий. Режим работы. Краткое описание событий истории родного края.

Раздел II. Древо жизни.

Теория.

Наука генеалогия. Генеалогия известных российских династий.

Практика.

Поиск информации о родственниках для составления генеалогического «древа». Составление «древа жизни» своей семьи.

Раздел III. Моя семья в истории страны.

Теория.

История семьи, основанная на воспоминаниях, семейных архивах, документа, фотографиях. Этапы становления и развития, взлеты и трудные периоды жизни семьи, ее членов.

Практика.

Научно исследовательская деятельность. Объективная оценка роли и места человека, каждой отдельной личности в формировании истории целого народа, ясная постановка вопроса, критический отбор фактического материала, осознание личной связи с выбранной темой.

Раздел IV. «Малая родина- моя деревня»

Теория.

Исторические источники, летописи, раскрывающие вопросы изучения природного наследия родного села.

Практика.

Отбор фактического материала. Проведение научно – исследовательской работы. Легенды, связанные с происхождением названия

с. Аношкино. История села.

Раздел V. Государственная символика Российской Федерации.

Теория.

История государственных символов Российской Федерации, их историческая преемственность, сущность и значение в различные периоды истории. Герб. Гимн. Флаг.

Практика.

Научно – исследовательская деятельность. Поиск информации о государственных символах РФ. Составление отчета.

Раздел VI. с. Аношкино в годы войны

Теория.

Изучение военной истории края, основные боевые действиями на территории нашего края ходе ВОВ и военных конфликтов. Подготовка экскурсии.

Практика.

Пополнение экспозиции. Тематическая выставка.

Раздел VII. Наш край родной.

Теория.

Исторические источники, летописи, раскрывающие вопросы изучения природного наследия родного края.

Практика.

Отбор фактического материала.

Раздел X. Выдающиеся люди нашего села.

Практика.

Встреча с выдающимися людьми нашего села. Исследовательская работа: устные рассказы, документы, архивы, фотоматериалы. Оформление стенда.

Раздел XI. Наши ветераны.

Практика.

Встреча с ветеранами труда, ветеранами Великой Отечественной войны. Беседа. Проведение экскурсии в школьном краеведческом музее.

Раздел XII. История школы.

Теория.

Работа с летописью школы.

Практика.

Встречи и поздравление учителей ветеранов работавших раньше в нашей школе.











КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КРУЖКА


Тема занятия

Дата проведения


Раздел I. Введение.

план

факт

1

Презентация кружка. Техника безопасности на занятиях.




Раздел II. Древо жизни.



2-3

Знакомство с генеалогией. Составление «Древа жизни» своей семьи.




Раздел III. Моя семья в истории страны.



4-5

Традиции моей семьи. Работа над презентацией «Моя семья в истории страны». Семейные гербы.




Раздел IV. «Малая родина- моя деревня»



6

Экскурсия по школьному музею



7-8

Знаменитые люди нашего села. Экскурсия по селу.



9-10

Знакомство с историей своего края. Мой двор, моя улица.




Раздел V. Государственная символика РФ.



11

Знакомство с историей государственных символов РФ. Флаг. Герб. Гимн.



12-13

Работа над проектом «Государственные символы Российской Федерации».




Раздел VI. с. Аношкино в годы войны.



14-16

Жители села в годы войны. Работа над презентацией «Герои нашего села».




Раздел VII.Наш край родной.



17-19

Знакомство с историей своего края. Работа над проектом «Наш край родной».



20-22

История праздников и народных гуляний.



23-25

Фотовыставка «Мой родной край». Работа над презентацией «Помним, гордимся, наследуем».




Раздел VIII. Выдающиеся люди нашего села.



26-28

Оформление стенда «Выдающиеся люди нашего села». Встреча с интересными людьми нашего села.




Раздел IX. Наши ветераны.



29

Встреча с участниками ВОв. Встреча с ветеранами труда.




Раздел X. История школы.



30-31

Работа с летописью школы. Встречи с учителями-ветеранами труда.




Раздел XI. Итоговое занятие.



32-33

Фото-презентация работы кружка.



34

Итоги работы кружка «Знатоки истории»







Методическое обеспечение образовательной программы.

Педагогическое сопровождение программы:

Формы и методы работы: беседы, викторины, конкурсы, экскурсии, наблюдения, рассказы, составление эссе, сбор материалов (фотографии, газетных материалов), работа с источниками интернет – сайтов, составление карт –схем, встреча с интересными людьми.

Дидактический материал: при работе по образовательной программе используются: книги, брошюры, газетные материалы, сведения из Интернета, картографические материалы о Воронежской области ( об истории края, о природных особенностях родного края, о населении, о знаменитых людях края).

Организационное сопровождение ОП: для осуществления целей и задач программы кружка «Страницы истории» созданы необходимые условия: помещение, интернет, книги, газеты.











Литература для педагога:

1. Журавлёва О.Н. Учимся писать рефераты по истории: Методические рекомендации / О.Н.Журавлёва – Санкт- Петербург: СМИО Пресс, 2002.-32с.

2 .Лутовинов В.И. В патриотизме молодёжи - будущее России /В.И. Лутовинов. - М.: «Фонд Андрея Первозванного», 1999- 207с.

  1. Митрофанов К. Г., Шаповал В.В. Как правильно написать реферат и эссе по истории / К.Г. Митрофанов, В.В. Шаповал. – М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2003. – 64с.

  2. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории/ А.Ф.Родин, Ю.Е. Соколовский - М.: «Просвещение», 1974. – 155с.

  3. Савидова Е.П. Школьный краеведческий музей как форма организации поисково-исследовательской деятельности учащихся. Интернет ресурсы, 2009г.

  4. Музейное дело России / Под ред. М. Е. Каулен. М., 2003.

  5. Музейная педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музееМ.,2001.

  6. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М., 2001.

  7. Музееведение. Музеи исторического профиля. М.,1988.

  8. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. М.,2001.

Литература для детей:

1.Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. – М., «Просвещение». 1991г.

2. Парамонова Л. А. Музей и дети. М., «Карапуз», 1999г.

3. Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. –С.Пб. 1996г.

4.Доронова Т. Н. Дошкольникам о художниках детской книги.- м. 1991г.

5. Компанцева. Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке.-М.1985г.

6. Чумичева Р. М. Дошкольникам о живописи. – М. 1992г.

7. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа – С. Пб., 1997г.



8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!