СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической направленности «Интеллектуальная радуга»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической направленности «Интеллектуальная радуга»»





Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

Программа социально-педагогической направленности

«Интеллектуальная радуга»

(базовый уровень)

Возраст учащихся: 6,5-12 лет

Срок реализации: 1 год



Автор-составитель:

Азимова Надежда Николаевна,

педагог дополнительного образования















Мичуринский район, 2021

Информационная карта программы

1.

Учреждение

Жидиловский филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Заворонежской средней общеобразовательной школы Мичуринского района Тамбовской области

2.

Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Интеллектуальная радуга»

3.

Сведения об авторах

3.1

Ф.И.О., должность автора

Азимова Надежда Николаевна, педагог дополнительного образования

4.

Сведения о программе:

4.1.

Нормативная база:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 07.03.2018);

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Минобрнауки России от 2018г. №196);

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. №1726-р) Письмо Минобрнауки РФ от 18 ноября 2015г. №09-3242 «О направлении информации» (методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;

Устав МБОУ Заворонежской СОШ.


4.2.

Область применения

Дополнительное образование

4.3

Направленность

Социально-педагогическая

4.4

Тип программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

4.5.

Вид программы

Модифицированная

4.6.

Уровень программы

Базовый

4.7.

Возраст обучающихся по программе

6,5-12 лет

4.8.

Продолжительность обучения

72 часа

5.

Заключение методического совета

Протокол заседания № 1 от 30.08.2021 г.


























Блок №1. Комплекс основных характеристик ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ программы


1.1 Пояснительная записка


Программа «Интеллектуальная радуга» социально-педагогической направленностиактуальна, так как во время занятий у ребёнка происходит становление самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется положительное отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.

Отличительные особенности программы является то, что данная программа состоит из системы тренировочных упражнений, специальных игровых заданий, дидактических конкурсных игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.

В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является обучение. Поэтому необходимо для успешной адаптации ребёнка к школьной жизни осуществлять плавный переход от игрового вида деятельности к учебному. Для этого на уроках учитель применяет разного рода игровые приёмы. Он может использовать их как в урочную деятельность, так и во внеурочную. Игры должны иметь развивающий и познавательный характер. Их целью является расширение кругозора, формирование собственного мировоззрения, интереса к знаниям. И здесь на первое место выходят именно игры, которые носят интеллектуальный характер.

Адресат программы: программа дополнительного образования «Интеллектуальная радуга» адресована учащимся 1-4 классов (6,5-12 лет).

Объем и срок освоения программы: Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут. (2 ч в неделю, 72 учебных занятия).Форма обучения- очная

Состав группы переменный, до 10 человек, как одного возраста, так и разного.


1.2 Цель программы


Цельюпрограммы кружка «Интеллектуальная радуга» является развитие интеллекта и познавательных процессов ребёнка.

Задачи:

  • создание условий для реализации приобретённых знаний, умений и навыков в

игровой деятельности;

  • содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления) в ходе умственной деятельности;

  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно

излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения;

  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной

деятельности учащихся

  • формирование и развитие коммуникативных умений (умения общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах,

уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников);


1.3 Содержание программы

Учебный план

№ п\п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика


Вводное занятие

2

2

0

опрос

1.

Игры на развитие психических познавательных процессов

36

8

28


1.1

Игры на развитие речи и

восприятия

10

2

8

Индивидуальная карточка

1.2

Игры на развитие мышления и памяти

10

2

8

Индивидуальная карточка

1.3

Игры на развитие внимания и воображения

5

2

3

Индивидуальная карточка

1.4

Игры на развитие ощущения

5

2

3

Индивидуальная карточка

1.5

методика Мюнстерберга

2

-

2

тест

1.6

методика «Исключение понятий»

2

-

2

тест

1.7

методика «Запомни числа»

2

-

2

тест

2

Интеллектуальные игры по учебным предметам

34

-

34


2.1

Интеллектуальные игры

2

-

2

опрос

2.2

«Своя игра» по русскому языку и литературному чтению

2

-

2

текущий

2.3

Игра «Что? Где? Когда?» по окр. миру

2

-

2

текущий

2.4

Интеллектуальный бумеранг

2

-

2

текущий

2.5

Игра «Умники и умницы»

2

-

2

текущий

2.6

Игра «Крестики- нолики» по математике

2

-

2

опрос

2.7

Интеллектуальная игра по окр. миру «Счастливый случай»

2

-

2

текущий

2.8

Познавательный морской бой

2

-

2

текущий

2.9

Игра «Сто к одному»

2

-

2

текущий

2.10

«Путешествие по станциям эрудита»

2

-

2

Маршрутный лист

2.11

Эрудит - рулетка

2

-

2

текущий

2.12

Интеллект - бой

2

-

2

текущий

2.13

«Своя игра» общая по всем предметам

2

-

2

текущий

2.14

Викторина по сказкам А.С.Пушкина «В мире сказок»

2

-

2

Индивидуальная карточка

2.15

Игра «Что? Где? Когда?» по лит.чтению

2

-

2

текущий

2.16

«Своя игра» по окр.миру

2

-

2

текущий


Итоговое занятие «Самый умный»

2

-

2

Тематический кроссворд


ИТОГО

72

10

60



Содержание учебного плана


Вводное занятие.

Теория: Инструктаж по технике безопасности. История интеллектуальных игр.Требования к вопросам: интересная информация, точная формулировка, логический путь к нахождению ответа и др. Ключевое слово в вопросе.

Раздел 1. Игры на развитие психических познавательных процессов

Тема 1.1 «Игры на развитие речи и восприятия»

Теория: Особенности проведения занятий. Понятия «мышление», «интеллект», «игра».

Практика:Игры на знакомство. Игры на развитие памяти и восприятия. Проведение игр разного уровня сложности в соответствии с уровнем развития ребёнка.

Тема 1.2 «Игры на развитие мышления и памяти»

Теория:Роль интеллектуальных игр в развитии психических познавательных процессов. Правила честной игры.Особенности памяти младших школьников. Определение восприятия. Виды восприятия. Свойства восприятия.

Практика:Подбор новых слов по образцу. Игры на развитие мышления и речи. Инструкции по игре. Сравнение и анализ предметов. Игры на развитие внимания. Нахождение отличий по картинкам, ошибок в тексте, собирание рассыпанных слов, нахождение слов среди напечатанных букв.

1.3 «Игры на развитие внимания и воображения»

Теория: Роль интеллектуальных игр в развитии психических познавательных процессов. Особенности восприятия младших школьников. Беседа о памяти и восприятии. Определение памяти. Виды памяти. Процессы памяти. Беседа о мышлении и речи. Определение мышления. Взаимосвязь мышления и речи. Основные формы мышления. Мыслительные операции . Виды мышления. Особенности мышления младших школьников. Определение речи. Особенности устной и письменной речи. Классификации речи.

Практика: Рисование настроения по проведённым играм. Дорисовывание геометрической фигуры в какой- либо предмет. Оживление предметов с картинок посредством действий ребёнка. Сочинение рассказов для развития воображения. Организация игр на все 5 органов чувств.

1.4 «Игры на развитие ощущения»

Теория:Чувство социальной роли в игре. Коллективизм. Беседа о внимании и воображении. Определение внимания. Виды внимания. Определение воображения. Виды воображения. Внимательность действий в игре. Командная игра. Выявление лидерства. Классифицирование предметов по определённым признакам. Определение процесса ощущения. Виды ощущений. Основные закономерности ощущений.

Практика. Игры на развитие слуха, зрения, осязания, обоняния, вкуса. Диагностика развития внимания. Методика Мюнстерберга.Выявление внимательности у каждого ребёнка индивидуально с помехами и без помех. методика «Исключение понятий», методика «Запомни числа»

Раздел 2. Игры по учебным предметам

Тема 2.1 Интеллектуальные игры

Практика: Интеллектуальные игры

Тема 2.2 «Своя игра» по русскому языку и литературному чтению

Практика: «Своя игра» по русскому языку и литературе.

Тема 2.3Игра «Что? Где? Когда?» по окр. Миру.

Практика:Игра «Что? Где? Когда?» по окр. Миру.

Тема 2.4Интеллектуальный бумеранг.

Практика:Интеллектуальный бумеранг

Тема 2.5Игра «Умники и умницы».

Практика: Игра «Умники и умницы».

Тема 2.6 Игра «Умники и умницы».

Практика:Игра «Умники и умницы».

Тема 2.7 Игра «Крестики-нолики» по математике

Практика :Игра «Крестики-нолики» по математике

Тема 2.8 Игра «Счастливый случай» по окр. Миру.

Практика:Игра «Счастливый случай» по окр. Миру.

Тема 2.9 Познавательный морской бой.

Практика :Познавательный морской бой.

Тема 2.10Игра «Сто к одному».

Практика:Познавательный морской бой.

Тема 2.11«Путешествие по станциям эрудита.

Практика:Познавательный морской бой.

Тема 2.12Эрудит – рулетка.

Практика:Эрудит – рулетка.

Тема 2.13Интеллект – бой.

Практика: Интеллектуальный штурм

Тема 2.14Викторина по сказкам А.С. Пушкина «В мире сказок».

Практика:Викторина по сказкам А.С. Пушкина «В мире сказок».

Тема 2.15 Игра «Что? Где? Когда?» по литературному чтению

Практика: Игра «Что? Где? Когда?»

Тема 2.16 «Своя игра» по окружающему миру

Практика: Игра «Своя Игра»

Итоговое занятие: «Самый умный»

Практика: Игра «самый умный»



1.4 Планируемые результаты


Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве(этические нормы);

  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий;

  • учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;

  • учиться работать по предложенному учителем плану;

  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые

  • выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших

  • математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • читать и пересказывать текст;

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

  • выделять существенные признаки предметов;

  • сравнивать между собой предметы, явления;

  • обобщать, делать несложные выводы;

  • классифицировать явления, предметы;

  • определять последовательность событий;

  • судить о противоположных явлениях;

  • давать определения тем или иным понятиям;

  • выявлять функциональные отношения между понятиями;

  • выявлять закономерности и проводить аналогии.


Участие в школьных олимпиадах, предметных неделях, краевых и всероссийских конкурсах.


Блок 2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

программы

2.1. Календарный учебный график

  • Количество учебных недель – 36

  • Количество учебных дней – 72

  • Продолжительность каникул (зимних) – 1 неделя (7 дней)

  • Учебный период – с 1 сентября по 31 мая



КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК


п/п

Месяц

Число

Время проведения занятий

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля





Лекция


Вводное занятие


опрос





практическое занятие


Игры на развитие речи и

восприятия


Индивидуальная карточка





практическое занятие


Игры на развитие мышления и памяти


Индивидуальная карточка





практическое занятие


Игры на развитие внимания и воображения


Индивидуальная карточка





практическое занятие


Игры на развитие ощущения


Индивидуальная карточка





Тестирование


методика Мюнстерберга;


Тест





Тестирование


методика «Исключение понятий»


Тест





Тестирование


методика «Запомни числа»


тест





беседа


Вводное занятие (об интеллектуальных играх)


Устный опрос





соревнование


«Своя игра» по русскому языку и литературному чтению


текущий





соревнование


Игра «Что? Где? Когда?» по окр. миру


текущий





соревнование


Интеллектуальный бумеранг


текущий





соревнование


Игра «Умники и умницы»


текущий





соревнование


Игра «Крестики- нолики» по математике


опрос





соревнование


Интеллектуальная игра по окр. миру «Счастливый случай»


текущий





соревнование


Познавательный морской бой


текущий





Соревнование


Игра «Сто к одному»


текущий





соревнование


«Путешествие по станциям

эрудита»


Маршрутный лист





Соревнование


Эрудит- рулетка


текущий





соревнование


Интеллект - бой


текущий





соревнование


«Своя игра» общая по всем

предметам


текущий





викторина


«В мире сказок»


Индивидуальная карточка





соревнование


Игра «Что? Где? Когда?» по лит.чтению


Текущий





соревнование


«Своя игра» по окр.миру


текущий





практическое занятие


Итоговое занятие «Самый Умный»


Тематический кроссворд


2.2 Условия реализации программы

Санитарно-гигиенические требования.

Для реализации общеразвивающей программы необходимо иметь светлое, просторное помещение, с хорошей акустикой, звукоизоляцией и вентиляцией. Занятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям СанПиНа, ГОСТов, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен иметь хорошее освещение и периодически проветриваться. В наличии должна быть аптечка с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.

Кадровое обеспечение. Педагоги, организующиеобразовательный процесс по данной программе должны иметь высшее образование, пройти подготовку на курсах повышения квалификации по организации дистанционного обучения.

Во время занятий дети могут сидеть за столами, расставленными рядами. Главное, чтобы дети не мешали друг другу, а педагог мог свободно подойти к каждому ребенку. Стол и стул должны соответствовать росту ребенка, а рабочее место должно быть хорошо освещено.


Перечень оборудования:

  • Наборы цифр

  • Магниты для крепления

  • Фишки из картона

  • Сюжетные картинки

  • Игровые деньги

  • Деревянный молоток

  • Металлический поднос.

Информационное обеспечение:

  • http://ped-kopilka.ru

  • http://infourok.ru



2.3 Формы аттестации


Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

  • Анкеты

  • материал анкетирования и тестирования

  • методические разработки.


Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов

  • грамота

  • диплом

  • журнал посещаемости

  • материал тестирования

  • фото.


Оценочные материалы

  • методикаМюнстерберга;

  • методика «Исключение понятий»

  • методика «Запомни числа»


Особенности организации образовательного процесса – очно.

Методы обучения

  • Словесный

  • объяснительно-иллюстративный

  • репродуктивный

  • игровой.

  • Методы воспитания

  • убеждение

  • поощрение

  • упражнение

  • мотивация

Формы организации образовательного процесса

  • индивидуальная,

  • групповая;



Формы организации учебного занятия:

  • беседа

  • игра

  • олимпиада

  • соревнование

  • практическое занятие



Педагогические технологии

  • технология индивидуализации обучения,

  • технология группового обучения.

  • технология проектного деятельности

  • технология разноуровневого обучения

  • коммуникативная технология

  • технология – дебаты


Алгоритм учебного занятия:

  • Организационная часть.

  • Основная часть

  • Подведение итогов.


2.4. Методическое обеспечение


Методическое и материально- техническое обеспечение программы

Локалова Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» книга для учителя – М. , 2011

2. Материалы к урокам для учащихся 1-4 классов ««120 уроков психологического развития младших школьников» Локалова Н.П. - М., 2011

Формы и методы работы:

  • групповая работа;

  • элементы индивидуальной работы;

  • групповая дискуссия (повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемой проблемы);

  • психогимнастика;

  • психодиагностика;

  • наблюдение за коммуникативным поведением других (эффективный способ повышения собственной компетентности)

  • ролевые игры;

  • элементы индивидуальной и групповой релаксации;

  • подвижные игры

  • картотека игр и упражнений к темам.

Занятия могут проходить в специально оборудованном для тренингов классе –кабинете. Кабинет должен быть оборудован стульями, какой-либо доской или стеной для возможности крепить продукты труда.

Для реализации программы необходимо следующее оборудование:

принадлежности для рисования: фломастеры, маркеры, бумага формата А4, ножницы, заготовленные задания ведущего на каждое занятие и упражнений к темам.








2.5 Список литературы


  1. Ефремушкина О.А. Школьные олимпиады для начальных классов. – Изд.8-е. – Ростов н/Д :Феникс, 2008. – 186с.

  2. Разумовская О.К. Игры со словами в школе и дома. – М.: ТЦ Сфера, 2002, - 80с.

  3. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2012/12/06/matematicheskaya-igra-krestiki-noliki

  4. http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/588590/

  5. https://infourok.ru/interaktivnaya-igra-umniki-i-umnici-1224503.html

  6. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2015/11/27/igra-schastlivyy-sluchay



Скачать

© 2023, 95 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!