СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Факел дружбы» (стартовый уровень)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наше общество переживает период переоценки ценностей: напряженные социально-экономические отношения, противоречивый информационный пресс, повышенные культурные требования к человеку, при понижении уровня общей культуры в обществе - все это ставит ребенка в трудное положение.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Факел дружбы» социально-гуманитарной направленности способствует воспитанию толерантности, патриотизма. Молодому человеку, вступающему в жизнь, необходимо хорошо знать условия жизни и развития, круг проблем, традиции, обычаи и реалии других краев и областей. Сегодня важным аспектом воспитания становится формирование гражданских, патриотических качеств личности. Патриотическое воспитание формирует уважение обычаев и законов своей страны, патриотизм, гражданскую ответственность. Данная программа стартового уровня рассчитана на вовлечение детей в конструктивный диалог на уровне межнационального сообщества.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Факел дружбы» (стартовый уровень)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7 с углубленным изучением

отдельных предметов г. Дубны Московской области»

 

 

Рассмотрено на заседании УТВЕРЖДАЮ:

Педагогического совета Директор МБОУ СОШ №7

От «____»_________2021г. Приказ № от 2021

 

_____________/

 







Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

социально-гуманитарной направленности


«Факел дружбы»

  (стартовый уровень)


Возраст детей: 11 - 13 лет

Срок реализации: 2 года

 


 

 

 











г. Дубна, 2021

Пояснительная записка


Наше общество переживает период переоценки ценностей: напряженные социально-экономические отношения, противоречивый информационный пресс, повышенные культурные требования к человеку, при понижении уровня общей культуры в обществе - все это ставит ребенка в трудное положение.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Факел дружбы» социально-гуманитарной направленности способствует воспитанию толерантности, патриотизма. Молодому человеку, вступающему в жизнь, необходимо хорошо знать условия жизни и развития, круг проблем, традиции, обычаи и реалии других краев и областей. Сегодня важным аспектом воспитания становится формирование гражданских, патриотических качеств личности. Патриотическое воспитание формирует уважение обычаев и законов своей страны, патриотизм, гражданскую ответственность. Данная программа стартового уровня рассчитана на вовлечение детей в конструктивный диалог на уровне межнационального сообщества.

Современные условия развития общества определяются активным расширением связей между регионами и областями нашей страны. Работа строится на принципах добровольности, активности и интереса ребят. Поэтому в основе данной программы заложен принцип, направленный на раскрытие специфических черт образа жизни, культуры и истории, посредством получения информации из писем сверстников из другого региона, просмотра фильмов и тематических сайтов.

Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, что обусловлено проблемами вхождения ребенка в социальную среду.

Патриотическое воспитание молодёжи, подготовка её к защите Родины — эти вопросы всегда были и остаются важными направлениями государственной политики России. Государство уделяет большое внимание патриотическому воспитанию, рассматривая его как необходимое условие обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Вопросы воспитания детей, подростков и молодёжи в духе любви к Родине, в аспектах воспитания достойных граждан многонационального Российского государства — эти вопросы всегда находились в центре внимания учёных и педагогов-практиков на протяжении всей современной отечественной истории. В настоящее время вопросы патриотического воспитания встают особенно остро, поскольку нередко наблюдается отчуждение молодёжи от отечественной культуры, а в обществе ощущается эйфория вседозволенности, с явным ослаблением нравственных «тормозов». При этом оказалась нарушенной идеологическая и моральная преемственность между поколениями, между ценностями прошлого и настоящего. Характерным явлением становится духовная опустошённость и недостаточно развитая общая культура молодёжи, в сочетании с дефицитом гражданственности, патриотизма, зачастую сопровождаемого бесчувствием и безразличием к чужой боли и беде. Появляется ограниченность взглядов, процветают идеи зацикленности на своих личных интересах, личном благополучии, материальном процветании и потребленческие настроения. Настораживает нарастание межнациональных, межэтнических противоречий и конфликтов, в том числе, — в молодёжной среде.

Программа отвечает требованиям нормативных документов, регулирующих развитие системы дополнительного образования в Российской Федерации:

  • Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.10.2020 № 60458);

  • Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 04.09.2014 № 1726);

  • Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ» (включая разноуровневые программы);

  • Методические рекомендаций по разработке дополнительных общеразвивающих программ в Московской области от 24.03.2016 г;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

  • Устав учреждения;

  • Учебный план учреждения.

Кроме того, учитывается важность направления патриотического воспитания молодёжи, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 N 1493 (ред. от 20.11.2018) "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы. Где в том числе делается акцент на «содействие укреплению и развитию общенационального сознания, высокой нравственности, гражданской солидарности россиян, воспитание у граждан чувства гордости за исторические и современные достижения страны, уважения к культуре, традициям и истории населяющих Россию народов, улучшение межэтнических и межконфессиональных отношений».

Актуальность программы

В современном обществе каждый человек живёт в своём мире. Каждый человек индивидуален и имеет право выбирать свой мир, в котором он хочет жить. Важно создать пространство, которое отвечало бы насущным возрастным потребностям младшего подростка, и при этом было бы благоприятным для его нравственного развития. Надо поддерживать его стремление к независимости и самостоятельной ответственности, потребность проявить себя среди других.

Характер, проблемы и противоречия современного общества в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяют ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.

Возраст 11-13 лет является наиболее оптимальным для всестороннего развития и воспитания личности, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Таким образом, через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата в коллективе, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

Около 10-ти лет назад в России возникло движение «Друзья по переписке/Бумажные письма», которое развивает и возрождает идею дружбы на расстоянии. Люди, включающиеся в данный стихийно возникший проект, ищут друзей через социальные сети и затем переходят на уровень личного знакомства посредством бумажных писем. Возрождается эпистолярный жанр, который сегодня переживает не лучшие времена. Расширение функций устной речи в современных условиях ведет к сокращению объема письменного межличностного общения, которое зачастую заменяется мобильным телефоном и СМС-сообщениями. Меньше переписываются друзья и родственники, сокращается переписка по случаю праздников, юбилеев и других событий личного характера. Включение детей в необычный, для них новый, способ общения с ровесниками будет способствовать развитию творческих способностей в том числе. Забываемый эпистолярный жанр требует обдумывания, даже подготовки текста, чтобы сделать его ясным, исчерпывающим, полным и предвосхитить возможные вопросы, уточнения, исключить непонимание.

Цель и задачи программы

Цель: Формирование личностных качеств как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность.

Для достижения данной цели формулируются следующие задачи:

личностные:

  • формировать у детей умение говорить по существу, аргументированно и убежденно излагать свои мысли в устной и письменной формах, вести диалог с различными категориями собеседников; воспитать у учащихся уважение и интерес к литературным ценностям и эпистолярному жанру;

  • формировать общественно-политическую активность посредством коллективных творческих дел, организации самостоятельного инициативного общения по переписке;

  • интегрировать личность в национальную и мировую культуру, воспитать уважение к отличительным особенностям жизни в других регионах нашей многонациональной страны, их культуре и традициям;

  • формировать у учащихся основы гражданской идентичности; воспитывать любовь и уважение к великому русскому языку, чувство патриотизма;

  • формировать позицию гражданина мира, понимающего и принимающего особенности социального общежития, интересующегося патриотическими и интернациональными традициями народов Российской Федерации;

  • развивать творческие способности ребят;

метапредметные:

  • развивать интерес обучающихся к логическому изложению мысли;

  • развивать речевую культуру обучающихся включением в мыслительно-речевую деятельность, развивать критическое мышление;

  • развить мотивацию к познанию и творчеству;

  • актуализировать интеллектуально-творческий потенциал личности учащегося, его образовательную активность;

  • формировать доброжелательное отношение к сверстникам, умения: взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации; умения управлять своими эмоциями;

  • повышать общую языковую культуру учащихся, развивать навыки исследовательской работы при написании школьниками статей и писем;

  • воспитывать самоконтроль и самооценку, способность поддерживать дружеские отношения с людьми разного возраста и дружеские связи с детьми из других регионов;

образовательные:

  • расширять представление учащихся о видах художественной деятельности, истории и развитии эпистолярного жанра, возможностях преобразования идеи в слово;

  • возрождать российские традиции эпистолярного жанра, учить грамотному оформлению писем, акцентируя внимание учащихся на ценностях родного языка;

  • обучать детей извлечению из прочитанного текста нужной информации, анализу текста эпистолярного жанра;

  • активизировать словарь детей, совершенствовать культуру речи, письменную диалогическую речь и монологические высказывания;

  • пробуждать потребность к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью.

Новизна программы

Новизна дополнительной общеразвивающей программы «Факел дружбы» основана на комплексном подходе к подготовке учащегося «новой формации», умеющего жить в современных социально-экономических условиях: компетентного, мобильного, с высокой культурой общения, готового к принятию решений, умеющего эффективно взаимодействовать со сверстниками и собеседниками. Курс способствует развитию навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми, корректирует эмоционально-личностную сферу детей, способствует гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации. Очень важно, чтобы дети осознавали, что культура поведения является неотъемлемой составляющей системы межличностного общения.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ.

 В основу создания программы легли идеи:

  • развития и саморазвития личности средствами неформального общения в группе и дистанционно со сверстниками различных национальностей;

  • привлечения школьников к изучению всероссийского детского и юношеского движения, к участию в интернациональных акциях солидарности, мероприятиях и переписке;

  • ориентации обучающихся на вечные и абсолютные истины и ценности;

  • расширения краеведческого кругозора учащихся и их общей эрудиции;

  • воспитания личности, способной принимать решения в ситуациях морального выбора, толерантной по отношению к своим сверстникам, т.е. обладающей такими качествами как расположенность к другим, снисходительность, терпение, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, умение не осуждать других, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сочувствию.

Социальная значимость. На занятиях обучающиеся учатся работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, помогать друг другу, оценивать события с нравственных позиций. Повышается общий уровень культуры обучающихся, устанавливаются новые социальные связи путём организации личностного общения по переписке.

Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Факел дружбы» обусловлена необходимостью помочь ребенку раскрыть индивидуальные способности, творческие начала собственной личности, сформировать устремления ребенка в интеграции личностных позиций «Я - хочу» и «Я - могу» как основы взаимодействия воспитанника с другими детьми, педагогом и другими взрослыми. Партнерские отношения, сопричастность педагога к делам и поступкам детей (позиция «мы вместе», а не «над»), разработка занятий, развивающих потребность в приобретении умений и навыков - это и многое другое учитывается в программе «Факел дружбы».

Адресат программы. Программа ориентирована на обучающихся в возрасте от 11 до 13 лет, набор в группу осуществляется независимо от их способностей и умений. Наполняемость группы составляет 15 человек. На обучение по программе могут быть приняты все желающие. Основной состав набирается в начале учебного года, но и в течение всего учебного года принимаются дети, независимо от уровня подготовки и способностей.

Дети с ОВЗ, имеющие незначительные соматические отклонения в здоровье с сохранным интеллектом также могут быть приняты на обучение по программе. При необходимости для обучающихся с особыми образовательными потребностями – как для детей одаренных, так и для детей детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья будет разработан индивидуальный образовательный маршрут.

Характеристика возрастных особенностей. Программа может быть эффективно использована для работы с детьми 11-13 лет. Данный возраст (ребёнок-подросток) характеризуется желанием всему учиться, ведущим видом деятельности остаётся игра, которая включает сюжетно-игровую и учебную игры. Наряду с играми-развлечениями, интеллектуальными и спортивными играми, возникают разного рода увлечения, которые уже нельзя назвать игрой, но которые не являются и серьезным занятием. Это может быть коллекционирование моделей самолетов, машинок, камней, «пиротехнические» опыты и т.п. Новообразованием становится осознание своих мыслей и себя. Важна среда грамотности. Развивается творческое, абстрактно-логическое мышление. Вся деятельность поверхностна, не имеет глубинного вникания. Возникают сложности в отношениях со взрослыми (конфликты с родителями). Проявляется желание быть независимым, признания их прав как взрослого человека, но не признается ответственность. Происходит становление Я-концепции, собственного Я. Появляются комплексы неполноценности.

Именно в это время младшим подросткам очень нужны старшие друзья или взрослые, выступающие в роли психолога-советчика, так как дети становятся очень восприимчивы ко всему, что их окружает: возникают «кумиры», складываются новые коллективно-групповые отношения по интересам, появляется стремление к соревновательности, интерес к противоположному полу. В данной возрастной группе, используя возрастающую роль общения со сверстниками, роль дружбы и появление склонностей к самопроявлению и самовыражению (в том числе и через коллекционирование, объединение в группы по интересам), педагог может активно проводить воспитательную работу по формированию личности ребёнка, его социализации, выбору приоритетных направлений развития интересов, формирования круга общения. И именно дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Факел дружбы» социальной направленности позволяет педагогу работать в данном направлении.

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса. Комплектование постоянного состава группы осуществляется через Портал государственных услуг Российской Федерации по желанию учащегося и его родителей (законных представителей). Образовательный процесс организуется в соответствии с учебным планом в объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся разных возрастных категорий, являющихся основным составом объединения.

Обучающиеся организуются в учебную группу постоянного состава. Число обучающихся, одновременно находящихся в группе, составляет от 12 до 15 человек.

Условия набора в коллектив. В группы первого года обучения принимаются все желающие: независимо от их способностей. Предполагаются занятия с учебными группами постоянного разновозрастного состава. Второй год обучения рассчитан на детей, прошедших курс первого года. Группы второго года обучения могут быть доукомплектованы вновь прибывшими детьми, прошедшими прослушивание и собеседование, имеющими определенный уровень общего развития и интереса, в соответствии с локальными актами образовательной организации. Недостающие навыки и умения таких воспитанников восполняются на индивидуальных занятиях.

Количество детей в группе. Списочный состав групп формируется в соответствии с технологическим регламентом и с учетом вида деятельности, санитарных норм, особенностей реализации программы: на 1-м году обучения – не менее 15 человек; на 2-м году обучения – не менее 12 человек.

Основной формой учебного процесса является кружковое занятие. Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу; на обучение теории и практические занятия, репетиции. Учебные аудиторные занятия проводятся в форме мелкогрупповых занятий (от 4 до 10 человек) и групповых коллективных (всем составом группы), возможны формы индивидуальной работы и индивидуально-групповой, в зависимости от поставленных задач и путей их решения.

Режим занятий

Программа рассчитана на два года обучения. Общий объем часов – 144, ежегодно – 72 учебных часа. Занятия проводятся один раз в неделю по 2 академических часа с 10 минутным перерывом.



Планируемые результаты освоения программы

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы следующие знания и умения:

Предметные:

  • интерес к родному языку, родной культуре;

  • способность проявлять индивидуальные творческие способности при написании писем, сочинении рассказов;

  • способность осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • интерес к самостоятельной проектно-исследовательской деятельности, проведению наблюдений и исследований под руководством учителя;

  • интерес и уважение к истории, культурным и историческим памятникам.

Личностные результаты:

  • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, умение высказывать своё, говорить по существу аргументированно и убежденно излагать свои мысли, вести диалоговую и монологичную переписку со сверстниками;

  • понимание и умение применять полученную информацию при выполнении заданий;

  • освоение национальных ценностей, традиций, культуры родного края, русского и осетинского народов;

  • выработка и устойчивая заинтересованность в творческой деятельности, как способа самопознания и познания мира;

  • ориентация в системе общепринятых моральных норм и ценностей, в особенностях социальных отношений и взаимодействий.

Метапредметные результаты:

  • планирование своих действий на отдельных этапах работы над поставленной задачей;

  • формулирование собственного мнения и позиции, умение их аргументировать и координировать с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; осуществление контроля, коррекции и оценки результатов своей деятельности;

  • потребность коллективного взаимодействия через вовлечение в общее творческое дело развитие речевой культуры, обогащение словарного запаса, общей языковой культуры;

  • проявление доброжелательного отношения к сверстникам, способности взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации; развитие умения управлять своими эмоциями, самоконтроля; учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Формы аттестации

Непременная составная часть эффективности занятий – гибкая неформальная система контроля, органично вплетающаяся в каждый его этап.

Для отслеживания результативности образовательного процесса используется вводный, текущий, промежуточный и итоговый контроль.

Формы контроля:

  • Наблюдение.

  • Творческое задание.

  • Тестирование.

  • Беседа, объяснения учащихся.

Способы проверки результата:

  • Педагогическое наблюдение.

  • Собеседование.

  • Самооценка.

  • Отзывы детей и родителей.

  • Коллективное обсуждение работы.

  • Участие в концертах, фестивалях и конкурсах.

  • Анкетирование.

  • Тестирование.

  • Викторина.

  • Коллективная рефлексия.

  • Самоанализ.

Итоговая аттестация проводится в форме:

- написания коллективного письма и фотоотчёта о проделанной работе (на первом году обучения);

- защиты проектной работы (на втором году обучения).

Процедура оценки результатов освоения программы проводится по трем уровням (низкий, средний, высокий).


Критерии оценки по итогам реализации программы

Критерий

Низкий уровень

(0-3 баллов)

Средний уровень

(4-7 балла)

Высокий уровень

(8-10 баллов)

Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия

Не проявляет интереса к культуре и традициям другой национальности. Мало интересуется и пренебрежительно относится к окружающему миру,
работу выполняет под контролем взрослого. Не выполняет свои права и обязанности. Нарушает дисциплину и порядок, не умеет конструктивно решать конфликты. Требует постоянного контроля со стороны взрослого.

Проявляет интерес к культуре и традициям другой национальности время от времени, под влиянием окружения, педагога. Нуждается в контроле поведения со стороны взрослого, педагога, оказании помощи в организации общественного дела и его педагогическом сопровождении.

Проявляет активный интерес к культуре и традициям другой национальности, самостоятельно ищет информацию в различных источниках, активно сотрудничает, включается и инициирует общие коллективные дела. Творчески подходит к решению поставленных задач, самостоятельно ведёт переписку, вовлекая сверстников.

Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Не проявляет интереса и уважения к людям другой национальности, их культуре и традициям. Может высказываться резко и негативно по отношению к ним. Национальное самоопределение не развито по отношению к своей Родине, Отечеству, её культуре и человеческим ценностям.

Проявляет интерес и уважение к людям другой национальности, их культуре и традициям. Знает свои права и обязанности, может проявлять желания к совершению нарушений общих базовых привил и норм поведения. Способен переживать позитивные чувства при выполнении проекта, чувство удовлетворения от выполненного дела.

Ярко выраженное позитивное отношение к базовым ценностям общества, в котором живёт. Патриотически настроен, любит свою Родину. Уважает людей других национальностей, интересуется их культурой и традициями.

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Не интересуется нормами социального устройства общества, не стремится к их выполнению. Способен проявлять социально неодобряемые формы поведения в обществе и в реальной повседневной жизни (в школе, классе, семье). Трудно идёт на контакт и коррекцию социального поведения.

При помощи взрослого или педагога способен усваивать и применять социальные знания об общественных нормах, поведении в обществе и руководствуется ими в повседневной жизни. Может самостоятельно принимать решения, связанные с нормативным поведением по отношению к людям другой национальности. В затруднительных ситуациях занимает выжидательную позицию, надеется на помощь или подсказку взрослого, педагога, куратора проекта. Может принимать участие в благотворительных акциях, патриотических мероприятиях и конкурсах.

Проявляет гостеприимство, уважение к людям другой национальности. Умеет сочувствовать чужой беде, не соотносит свои действия по национальному признаку. Пресекает неуважительное отношение к людям других национальностей. Хорошо знает свои права и обязанности. Принимает активное участие во всех благотворительных акциях, патриотических мероприятиях и конкурсах. Занимает активную позицию в пресечении нарушений дисциплины и законопорядка, умеет конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

Развитие речи, обогащение словарного запаса, проявление творческой активности в ходе переписки и выполнении заданий и поручений.

Речь плохо развита, словарный запас небольшой, не стремиться к его обогащению. Творческая активность не проявляется. Работает по заданию, может не справиться с заданием, нуждается в активном контроле со стороны взрослого.

Хорошо развита речь, стремится к обогащению словарного запаса. Творческая активность проявляется эпизодически. Может импровизировать, но чаще ориентируется на образец, действует подражательно.

Стремится к развитию речи, обогащению словарного запаса. Уточняет значение незнакомых слов, их правильное произнесение, интересуется правилами стилистики. Чувствует язык, речевые обороты и контекст родного языка. Высокий уровень творческой активности. Стремится использовать полученные знания и умения. Охотно берётся за выполнение творческих задач большой сложности, налаживает новые связи, вовлекает новых друзей в переписку.


Способами определения результативности реализации данной программы являются выполнение учащимися творческих учебных работ (письменных и устных сценических), диагностических тестов, наблюдение. Педагогом проводится мониторинг, а также диагностика проявившихся и формирующихся личностных качеств. Отслеживание личностных качеств и степень их выраженности происходит методом наблюдения личностного роста обучающихся. Оценивание уровня выполнения обучающимися письменных творческих работ выполняется на первых этапах педагогом с целью коррекции, а на последующих этапах самостоятельной переписки, посредством диагностических тестов, анкетирования, наблюдения и определением рейтинга готового творческого задания при выполнении конкретно поставленной задачи.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

Способы фиксации результата:

  • Фото-видеоотчеты.

  • Грамоты, дипломы.

  • Творческие письменные работы.

  • Анкеты.

  • Тесты.

  • Портфолио.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов

Участие в открытых мероприятиях, проходящих в школе и городе, выступления в концертах, тематических праздниках, конкурсах, городских творческих фестивалях.

Материально-техническое оснащение занятий:

Кабинет для обучения, компьютер, проектор, принтер. Письменные принадлежности, канцелярские товары, фломастеры, краски, кисточки, ватман, подборка книг.

Информационное обеспечение:

Интернет-ресурсы, видео-ресурсы, презентации, аудио-ресурсы, список литературы.

Кадровое обеспечение: занятия по дополнительной общеобразовательной программе «Факел дружбы» могут проводить: педагог дополнительного образования, библиотекарь, психолог. Реализует программу: педагог-организатор Рябкова Людмила Александровна.

Основные обязанности педагога дополнительного образования:

  • комплектует состав обучающихся детского объединения и принимает меры по его сохранению в течении срока обучения;

  • осуществляет реализацию дополнительной образовательной программы;

  • обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения), исходя из психофизической целесообразности;

  • обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся;

  • составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение; ведет установленную документацию и отчетность;

  • выявляет творческие способности обучающихся, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей;

  • поддерживает одаренных и талантливых обучающихся, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • оказывает в пределах своей компетенции консультативную помощь родителям (лицам, их заменяющим), а также другим педагогическим работникам образовательного учреждения;

  • выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса;

  • оперативно извещает руководство школы о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;

  • проводит инструктаж обучающихся по безопасности труда на учебных занятиях с обязательной регистрацией в журнале регистрации инструктажа.
































Учебный план

1-й год обучения

п/п



Блок программы

Количество часов

Формы

аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие

2

1

1

Педагогическое тестирование

Наблюдение

История, культура малой родины

6


4

2


Наблюдение

Творческое задание

Тестирование

Викторина

Традиции семьи и школы

6

2

4

Наблюдение

Творческое задание

Беседа

объяснения учащихся

Наше государство

12


6

6

Наблюдение

Творческое задание

Беседа

объяснения учащихся

Тестирование

Память поколений

10

6

4

Наблюдение

Творческое задание

Беседа

объяснения учащихся

Тестирование

Выступление

Пишите письма

12

6

6

Наблюдение

Творческое задание

Беседа

объяснения учащихся

Тестирование

Поисково-исследовательская деятельность

22

-

22

Выступление

Наблюдение

Творческое задание

Итоговое занятие

2

1

1

Анкетирование детей и родителей

Беседа

Творческое задание

ИТОГО:

72

26

46


Содержание учебного плана 1-го года обучения

1. Вводное занятие (2часа)

Теория: Знакомство с работой детского объединения. Введение в программу. Расписание занятий. Многообразие видов творческой деятельности. Планирование работы на год. Инструктаж по технике безопасности. Правила ДД.

Практика: Творческая работа «Мы вместе» (плакат). Выбор актива, распределение обязанностей. Постановка задач перед обучающимися.

2. Блок «История, культура малой родины» (6 часов)

Теория: Умей учиться, работать, играть вместе с другими. Мой город родной – путешествие в прошлое. Природа нашего города. Мы живём в наукограде. Мой город родной – путешествие в будущее. Замечательные места Московской области.

Практика: «В гости к природе» (выход в лес, игры на свежем воздухе, знакомство с природным окружением: флорой и фауной, командная игра «Назови, найди, расскажи»). «День старшего поколения» (приглашение гостей, беседа). Проведение заочной экскурсии «История возникновения города Дубна» (с участием детей и родителей). Конкурс проектов «Мой родной край». Конкурс проектов «Достопримечательности Дубны». Экскурсия: Посещение краеведческого музея. Личное письмо другу по переписке.

3. Блок «Традиции семьи и школы» (6 часов)

Теория: История открытия и жизни школы. Семейные традиции. Семейные праздники. Школьные традиции. О чём рассказывает фотография из семейного альбома. Моя семья – мое богатство. Мой день рождения. Подарки, которые мы получаем. Мои домашние питомцы.

Практика: Сбор информации, интервью с учителями. Фоторепортаж. Выставки рисунков: «Моя семья», «Моя школа и мои друзья». Личное письмо другу по переписке. Открытка для друга.

4. Блок «Наше государство» (12 часов)

Теория: Россия на карте мира. Государственная символика. Особенности многонационального государства. Великие люди России. Русские обычаи и традиции. Государственные праздники. Правовая культура. История принятия крещения на Руси, вероисповедание. Светская жизнь и отношение к религиозным направлениям. Русские праздники. Национальные особенности жизни людей. Мир русского фольклора. Идея патриотизма в мифах, сказках, легендах. Дружба детей разных национальностей.

Практика: Проект «Моя родина» (работа в группе). Проект «России славные сыны» (сочинение). Конкурс частушек. Викторина «В мире русских пословиц и поговорок». Конкурс патриотических стихов «Родина моя». Личное письмо другу по переписке.

Промежуточная аттестация. Проверочная работа (тест).

5. Блок «Память поколений» (10 часов)

Теория: История России, застывшая в монументах и памятниках. Память поколений: никто не забыт и ничто не забыто. «Иван, не помнящий родства» – кто он? День Победы. Что я знаю о войне? Дети войны. Войны бывают разные… Лица войны (летопись семейных архивов о войне). «Бабушкин сундук»: семейные архивы фотографий и памятных реликвий.

Практика: Встреча с ветеранами, детьми войны. Организация и проведение: «Урока мужества», «Дня старшего поколения». Проект «Дни воинской славы России» (создание презентаций). Проект «Эхо войны». Личное письмо другу по переписке.

6. Блок «Пишите письма» (12 часов)

Теория: Моральная и культурная обусловленность общения. Речевой этикет. Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Ищем друзей по переписке. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими, речевыми и этичными ошибками. Правила оформления письма. Как нравственные характеристики личности: дружелюбие, внимательность, великодушие, благородство, альтруизм, наряду с техникой и стилем общения определяют культуру общения. Составление рассказа-описания. Монологическое высказывание с элементами описания и выражения своего отношения. Учимся писать e-mail письма. Посылаем письма. Получаем письма.

Письменная речь:

  • описание семьи, интересов;

  • описание своего города;

  • описание любимого времени года по плану;

  • описание традиционной кухни, любимого блюда;

  • описание достопримечательностей города;

  • описание любимой книги, фильм;

  • спорт, увлечения, игры, хобби и др.

Практика: Конкурс на лучшее письмо (учет грамотности, содержательности и оформления писем). Личное письмо другу по переписке.

7. Поисково-исследовательская деятельность (22 часа)

Практика: Мои друзья по переписке. Дружба детей разных национальностей. Праздники русского и осетинского народа. Национальные особенности жизни людей. Национальные праздники осетинского народа. Дружба и взаимоотношения России и Северной Осетии. Великие люди Северной Осетии. Новый Год в России и Северной Осетии. О чём рассказывает фотография из семейного альбома. Моя семья – мое богатство. Малая Родина. Семейные праздники. Символика. Обычаи и традиции жителей. Идея патриотизма в мифах, сказках, легендах. Право на образование. Право обучаться на родном языке. Трагедия Беслана. Личное письмо другу по переписке. Выступления школьного и муниципального уровней «Наши друзья из Северной Осетии», «Трагедия Беслана», «Дружба крепкая», «Цените жизнь».

  1. Итоговое занятие (2 часа)

Практика: Подведение итогов, обсуждение и анализ деятельности коллективной и индивидуальной. Анкетирование. Написание коллективного письма и фотоотчёт о проделанной работе.




Учебный план

2-й год обучения

п/п



Блок программы

Количество часов

Формы

аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие

2

1

1

Педагогическое тестирование и собеседование* (в случае донабора в группу)

Наблюдение

История, культура малой родины

6


4

2


Наблюдение

Творческое задание

Тестирование

Викторина

Традиции школы

6

2

4

Наблюдение

Творческое задание

Беседа

объяснения учащихся

Наше многонациональное государство

12


6

6

Наблюдение

Творческое задание

Беседа

объяснения учащихся

Тестирование

Память поколений

10

6

4

Наблюдение

Творческое задание

Беседа

объяснения учащихся

Тестирование

Выступление

Пишите письма

12

6

6

Наблюдение

Творческое задание

Беседа

объяснения учащихся

Тестирование

Поисково-исследовательская деятельность

22

-

22

Выступление

Наблюдение

Творческое задание проектная работа

Итоговое занятие

2

1

1

Анкетирование детей и родителей

Беседа

Творческое задание

ИТОГО:

72

26

46



Содержание учебного плана 2-го года обучения

1. Вводное занятие (2часа)

Теория: Введение в программу. Знакомство с вновь прибывшими в коллектив учащимися. Расписание занятий. Многообразие видов творческой деятельности. Планирование работы на год. Инструктаж по технике безопасности. Правила ДД.

Практика: Творческая работа «Здравствуй, друг!» (плакат). Выбор актива, распределение обязанностей. Постановка задач перед обучающимися.

2. Блок «История, культура малой родины» (6 часов)

Теория: Основная специализация научных предприятий округа – ядерная физика. Реализация мегапроекта мирового значения – строительство научного комплекса NICA. Особая экономическая зона «Дубна», центр космической связи, Государственный университет «Дубна», научно-производственные комплексы и машиностроительные заводы. Дубна – единственный российский город, увековеченный в периодической таблице Д. И. Менделеева. Дубний, 105-й элемент, был открыт учеными здесь. Современное русское осмысление слова Дубна.

Как работать с источником информации? Сбор информации: интервью, диалог.

Практика: Отдых на Иваньковском водохранилище (игры на свежем воздухе, знакомство с природным окружением: флорой и фауной, фотоотчёт). «День старшего поколения» (приглашение гостей, беседа). Учимся проводить экскурсии «История возникновения города Дубна» (с участием детей и родителей). Конкурс проектов «Уголки Дубны» (Набережная имени Д. И. Менделеева. Аллея Памяти. Памятник В. И. Ленину. Храм Похвалы Пресвятой Богородицы. Храм Смоленской иконы Божией Матери. Дом культуры «Мир». Памятник и аллея Высоцкого. Мозаики Нади Леже. Памятники самолётам Ил-2 и МИГ-25. Канал имени Москвы. Иваньковское водохранилище и ГЭС. И другие.)

Экскурсия: Посещение Музея истории науки и техники ОИЯИ, Музея истории создания крылатых ракет, Музея археологии и краеведения.

Личное письмо другу по переписке. Учимся писать поздравления и оформлять их.

3. Блок «Традиции школы» (6 часов)

Теория: История открытия и жизни школы. Школьные традиции и праздники. Школьный калейдоскоп. Фотогалерея. Как составить анкету. Как взять интервью.

Практика: Сбор информации, интервью с учителями и персоналом школы. Учимся брать интервью. Фоторепортаж. Освещение событий школы. Анкетирование учащихся. Личное письмо другу по переписке. Открытка для друга.

4. Блок «Наше многонациональное государство» (12 часов)

Теория: Россия на карте мира. Государственная символика. Особенности многонационального государства. Разнообразие культур. Этнографические путешествия по российским просторам. Большие и малые народы России. Дружба детей разных национальностей.

Практика: Проект «Россия - многонациональное государство» (работа в группе). Конкурс патриотической песни. Викторина «В мире русских пословиц и поговорок». Конкурс патриотических стихов «Родина моя». Личное письмо другу по переписке.

Промежуточная аттестация. Проверочная работа (тест).

5. Блок «Знаменитые памятники истории России» (10 часов)

Теория: Московский Кремль и Красная Площадь, исторический центр Санкт-Петербурга, белокаменные памятники Владимира и Суздаля, Кремль Ростова Великого, Погост Кижи, Петергоф, Соловки, Троице-Сергиева Лавра, Нижегородский, Коломенский и Псковский Кремль – знаменитые исторические памятники России. Главные исторические памятники России, чудеса архитектуры и зодчества, волшебные творения рук русских мастеров.

Практика: Виртуальные экскурсии. Проект «Дни воинской славы России» (создание презентаций). Проект «Эхо войны». Личное письмо другу по переписке.

6. Блок «Пишите письма» (12 часов)

Теория: Моральная и культурная обусловленность общения. Речевой этикет. Грамматология, эпиграфика и палеография – дисциплины, изучающие письмо как особую знаковую систему. Правила оформления и структура письма личного характера. Что такое письмо и отличается ли оно от письменной речи? Структура письма: побудительно-мотивационная сторона (мотив: потребность, желание вступить в общение / замысел высказывания); аналитико-синтетическая сторона (формирование высказывания); исполнительная сторона (фиксация продукта с помощью графических знаков). Музей писем Шон Ашера - коллекционера и охотника за самыми интересными письмами со всего мира: фотографии оригинальных документов и комментарии к ним (сайт lettersofnote.com). Коммуникативная письменная речь. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою письменную речь, работать над наиболее распространенными ошибками. Правила оформления письма. Составление рассказа-описания. Монологическое высказывание с элементами описания и выражения своего отношения. Учимся писать e-mail письма. Посылаем письма. Получаем письма.

Практика: Конкурс на лучшее письмо (учет грамотности, содержательности и оформления писем). Письма-сочинения: «Письма папам», «Письма мамам», «Письмо незнакомцу», «Письмо на Марс».

7. Поисково-исследовательская деятельность (22 часа)

Практика: Проектная работа: «Мои друзья по переписке». Особенности работы над проектом. Планирование работы. Сбор информации. Выбор, разработка, реализация и общественная презентация.

  1. Итоговое занятие (2 часа)

Практика: Подведение итогов, обсуждение и анализ деятельности коллективной и индивидуальной. Анкетирование. Написание коллективного письма и фотоотчёт о проделанной работе. Защита проектной работы.







Методическое обеспечение программы

В основу программы положены следующие принципы:

  • принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учетом имеющегося природного потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития, поиска, обнаружения и укрепления внутренних сил, поддержке самоопределения воспитанника;

  • принцип гуманистической ориентации воспитания, что требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, выделения в качестве приоритетных задач заботы о социальном и психическом здоровье ребенка;

  • принцип социальной адекватности воспитания, что требует соответствия содержания и средств воспитания в социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач;

  • принцип индивидуализации воспитания учащихся предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление возможности каждому воспитаннику для самореализации и самораскрытия.

Методы обучения: словесный, наглядно-практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный. Формы занятий: практические работы, творческие мастерские, дидактические игры, занятия-исследования, уроки-путешествия и др.

Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.

Формы организации образовательного процесса

Ведущей формой организации процесса обучения является учебное занятие.

Развитие лидерских качеств и творческих способностей, формирование и закрепление коммуникативных, организаторских навыков реализуется через практическую деятельность. Коллективная деятельность – является ведущей формой работы на занятиях и способствует созданию условий для становления социально активной личности учащихся, их саморазвития в процессе лидерской подготовки.

Организационные формы: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая.

Формы обучения:

  • мнения и беседы;

  • ролевые и коллективные игры;

  • письменные упражнения;

  • музыкальные и поэтические упражнения (подготовка к конкурсам и выступлениям);

  • малые (в своей группе) и публичные (перед аудиторией) выступления;

  • очные и заочные путешествия;

  • лекция;

  • устный журнал;

  • викторина;

  • конкурс;

  • проектная работа.

Используемые педагогические технологии:

  1. Развивающее обучение (предполагает вовлечение учащегося в различные виды деятельности, использование дидактических игр, дискуссий, методов обучения, направленных на обогащение воображения, мышления, памяти, речи).

  2. Проблемное обучение (предполагает постановку преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний).

  3. Использование исследовательского метода в обучении (предполагает организацию поисковой, познавательной деятельности учащихся путём постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения). 

  4. Проектные методы в обучении (предполагают развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве. Ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся: индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве).

  5. Игровые методы (обеспечивают положительное эмоциональное воздействие на ребят, активизируют резервные возможности личности. Информация предъявляется в необычном виде: на высоком уровне эмоций, в развлекательной игровой форме, с использованием неосознаваемых видов психической деятельности).

  6. Обучение в сотрудничестве (предполагает создание условий для активной учебно-образовательной деятельности детей с разным уровнем способностей в различных учебных ситуациях).

  7. Информационно-коммуникационные технологии (позволяют расширить возможности образовательной среды. Для наглядности на занятиях используются компьютерные телекоммуникации, позволяющие оперативно подбирать и просматривать тематический материал).

  8. Здоровье сберегающие технологии (обеспечение двигательной активности, обеспечение социально-психологического благополучия ребенка).

Алгоритм учебного занятия 

Каждое занятие начинается с организационного этапа, т.е. с приветствия и посадки детей, настроя их на работу, концентрации внимания. На следующем этапе проверяются готовность детей к занятию, наличие каких-либо материалов для работы, выполнение домашнего задания и т.д. Затем следует подготовительный этап – объявление темы и целей, знакомство с планом занятия, введение в предлагаемый образовательный материал или информацию через вопросы или аналогии, способствующие наращиванию познавательного интереса.

Затем идет основная часть занятия, состоящая из нескольких этапов. Здесь обычно имеет место работа по новому материалу, во время которой идет процесс усвоения воспитанниками новых знаний и способов действий. Работу по новому материалу эффективно начать с актуализации уже имеющихся у детей знаний по данной теме. На фоне собственного опыта изучаемый материал станет для воспитанников личностно-значимым, а значит, усвоится на более высоком уровне. Этап знакомства с новым материалом завершается этапом его первичного усвоения.

Если данная тема изучается уже не одно занятие, то целесообразно начать основной этап с повторения материала, пройденного на прошлом занятии. Педагог проводит краткий обзор предыдущего занятия, предлагая детям вспомнить тему и основную мысль предыдущей встречи, сделанные выводы.

Лучшим способом закрепления теоретического материала служит этап его практического использования в ходе выполнения творческой работы или проведения игровых моментов. В процессе закрепления (повторения, запоминания) воспитанники действуют по образцу, алгоритму.

На обобщающем этапе детям предлагается самим дать оценку информации и выделить основную мысль, заложенную в материале.

Контрольные вопросы задаются по ходу всего занятия, но на контрольном этапе педагог может выявить уровень усвоения воспитанниками темы или раздела образовательной программы и уровень выполнения поставленных вначале занятия целей и задач.

После этого проводится итоговый этап, в ходе которого педагог анализирует деятельность детей или направляет их на самооценку, дает советы и рекомендации по применению изученного материала. На этом этапе оценивается общая работа группы.

На рефлексивном этапе педагог мобилизует воспитанников на оценку самого занятия, что даст возможность оценить правильность выбора форм и методов работы с детьми, определить наиболее перспективные пути на будущее.

На информационном этапе детям сообщаются сведения о предстоящем занятии, о том, что необходимо подготовить, какие материалы или инструменты иметь и т.д.

Важное место в ходе занятия имеет физкультминутка (этап релаксации), место и время которой определяет педагог, обосновывая свой выбор спецификой деятельности коллектива в целом и учебной деятельности детей на данном занятии, в частности. Проведение релаксационных пауз повышает активность детей, увеличивает их физические ресурсы, помогает преодолеть усталость и способствует созданию здоровьесберегающей среды на занятии.

Дидактические материалы:

  • Толковый словарь.

  • Фразеологический словарь.

  • Карточки с заданиями, раздаточный материал для дидактических игр.

  • Тестовые материалы, анкеты.

  • Тематическая литература о родном крае, городе.



Список литературы

Литература, информ-источники для педагога:

  1. Амонашвили, Ш.А. Основы гуманной педагогики. Книга 10. Воспитание и развитие личности. - Свет, 2017.

  2. Бахтин, Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности // Молодой ученый. — 2014. — №10.

  3. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. / Введенская Л.А., Кашаева Е. Ю., Павлова Л.Г - Феникс, 2016.

  4. Гражданско-патриотическое воспитание в школе (CD). - Учитель, 2014.

  5. Кожеко, А.В. Эпистолярные жанры: традиционные и современные формы // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2 (часть 3).

  6. Кулдашова, Н.В. Этот славный День Победы. 1-11 классы. Уроки мужества. Классные часы. Торжественные линейки/ Кулдашова Н.В., Солодкова М.В., Калашникова Н.И (CD) - Учитель, 2015.

  7. Репринцева, Г.И. Семейные традиции воспитания детей в культуре и быту народов России / Репринцева Г.И., Азизова Н.Р. - Форум, 2019.

  8. Сайт «Живая история». Направления и формы патриотического воспитания подростков. Патриотическое воспитание в школе: методические разработки, пособия. – URL: http://живаяистория-россии.рф/osnovnaya-shkola.html (дата обращения: 01.09.2020).

  9. Сайт литературного объединения "Сатурния". Особенности эпистолярного жанра. 28.09.2013 – URL: https://nsaturnia.ru/kak-pisat-stixi/osobennosti-epistolyarnogo-zhanra/ (дата обращения: 01.09.2020).

  10. Хухлаева, О. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (5-6 классы). - Генезис, 2017.

  11. Шон Ашер – составитель. Письма на заметку. Коллекция писем легендарных людей. Перевод: Фетисова М., Яковлева Е., Соллертинская Д. - Livebook, 2020.

  12. Ямалетдинова, Г.Т. Эпистолярный жанр: его прошлое и настоящее, место и роль в современных условиях // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 5.

Список литературы, рекомендованный для детей:

  1. Батраева, Н.А. Южная Осетия: взгляд изнутри. - Сибирская Благозвонница, 2012.

  2. Ботякова, О.А. Россия. Народы. Культуры. Религии / Ботякова О.А., Ботяков Ю.М., Соловьева К.Р - ОлмаМедиаГрупп/Просвещение, 2016.

  3. Великий русский народ в пословицах, изречениях и исторических эпизодах. Ред.: Бутромеев В. П., Бутромеев В. В. -ОлмаМедиаГрупп/Просвещение, 2014.

  4. Дубровин, Н.Ф. Народы, населяющие Кавказ. Том 1. - Центрполиграф, 2019.

  5. Дубровин, Н.Ф. Народы, населяющие Кавказ. Том 2. - Центрполиграф, 2019.

  6. Картины нравов народов Российской империи. Редактор: Пантилеева А. - Белый город, 2016.

  7. Костомаров, Н.И. Обычаи и нравы народов государства Российского. -АСТ, 2018.

  8. Кузнецов, В.А. Древности Осетии-Алании. - Снег, 2013.

  9. Легенды русского народа. Ред.: Кузьмин В. В. - ОлмаМедиаГрупп/Просвещение, 2016.

  10. Манягин, В.Г. От потопа до Рюрика. История русского народа. - Книжный мир, 2018.

  11. Ожегов, С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/Российская АН. Российский фонд культуры. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ, 2012. – 928 с.

  12. Ушаков, Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь: Для учащихся сред. школы. – 35-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 224 с.

Список литературы, информ-источники рекомендованный для родителей:

  1. Аланский крест. Осетия и Третий Рим. Книга 3. Ред.: Григорян Владимир. - Символик, 2015.

  2. Алленова, О. Форпост. Беслан и его заложники. - Индивидуум паблишинг, 2019.

  3. Амонашвили, Ш.А. Искусство семейного воспитания. Педагогические эссе. - Амрита, 2017.

  4. Баранова, В. «Письмецо в конверте погоди - не рви...» О неписаных правилах эпистолярного жанра в XX веке / Баранова В., Лямин С., Орлова В. 1 сентября 2016 г. 15:34 "Родина".– URL: https://rg.ru/2016/09/06/rodina-perepiska.html (дата обращения: 01.09.2020).

  5. Гиппенрейтер, Ю. Общаться с ребенком. Как? - АСТ, 2016.

  6. Журнал «Дружба народов» № 10. 2019. Ред.: Надеев С. А. - Журнал Дружба народов, 2019 г.

  7. Коринфский, А.А. Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. - АСТ, 2011.

  8. Лесгафт, П.Ф. Типы личности детей и воспитание сильного характера. - Амрита, 2017.

  9. Форум. Правила хорошего тона. Валентина: Правила этикета при написании писем. Дата обновления: 01.06.2018 – URL: http://www.knigge.ru/etiket_pisma.html (дата обращения: 01.09.2020).


Комплекс организационно-педагогических условий

Дополнительной общеобразовательной программы «Факел дружбы» (стартовый уровень)

Календарный учебный график 1 года обучения

Календарно – учебный график составляется на весь учебный год в соответствии с расписанием. Дата проведения занятий может корректироваться, что связанно с государственными праздниками и непредвиденными обстоятельствами (карантин, отмена занятий в связи с непредвиденными природными условиями и т.п.)


п/п

Число

Время

проведения

занятия

Форма

занятия

Кол-во

часов

Тема

занятия

Место проведения

Форма

контроля

1

04.09

14.30 – 15.15

15.25 – 16.10

Тренинг

Показ

беседа


2

Вводное занятие. Знакомство с работой детского объединения. Введение в программу. Расписание занятий. Многообразие видов творческой деятельности. Планирование работы на год. Инструктаж по технике безопасности. Правила дорожного движения.

Кабинет №40

Входной

Беседа

объяснения учащихся

тестирование

2

11.09

14.30 – 15.15

15.25 – 16.10

экскурсия

игры

рассказ

проект


2

История, культура малой родины. Умей учиться, работать, играть вместе с другими. Природа нашего города. Мой город родной – путешествие в прошлое. Экскурсия в краеведческий музей.

Музей

Текущий

Наблюдение

за работой


3

18.09

14.30 – 15.15

15.25 – 16.10

Заочная экскурсия

рассказ

беседа

2

История, культура малой родины. Мы живём в наукограде. Мой город родной – путешествие в будущее.

Кабинет №40

Текущий

Наблюдение

за работой

Беседа

4

25.09

14.30 – 15.15

15.25 – 16.10

викторина

Показ

проект


2

История, культура малой родины. Замечательные места Московской области.

Кабинет №40

Наблюдение

за работой

Творческое задание

5

02.10

14.30 – 15.15

15.25 – 16.10

интервью

беседа

письмо

фоторепор-таж

2

Традиции семьи и школы. История открытия и жизни школы. Школьные традиции.

Кабинет №40

Текущий контроль качества

Беседа

6

09.10

14.30 – 15.15

15.25 – 16.10

Беседа

Игры

Рассказ

письмо

2

Традиции семьи и школы. Семейные традиции. Семейные праздники. Моя семья – мое богатство.

Кабинет №40

промежуточный

Наблюдение

за работой

Беседа

7

16.10

14.30 – 15.15

15.25 – 16.10

Беседа

письмо

викторина

Фоторепор-таж

2

Традиции семьи и школы. О чём рассказывает фотография из семейного альбома. Мой день рождения. Подарки, которые мы получаем. Мои домашние питомцы.



Кабинет №40


Наблюдение

за работой Беседа объяснения учащихся




8


23.10


14.30 – 15.15

15.25 – 16.10

Викторина

Игры

Рассказ

проект

2

Наше государство. Россия на карте мира. Государственная символика. Особенности многонационального государства.



Кабинет №40

Наблюдение

за работой объяснения учащихся Творческое задание

9


30.10


14.30 – 15.15

15.25 – 16.10

Беседа

Рассказ

Показ

Сочинение

письмо

2

Наше государство. Великие люди России. Русские обычаи и традиции.


Кабинет №40

Текущий

Наблюдение

упражнение Творческое задание

10


13.11


14.30 – 15.15

15.25 – 16.10

Викторина Беседа

Рассказ

письмо

2

Наше государство. Государственные праздники. Правовая культура. История принятия крещения на Руси, вероисповедание.



Кабинет №40

Текущий

Наблюдение

объяснения учащихся

11

20.11

14.30 – 15.15

15.25 – 16.10

Показ

Беседа

Викторина

письмо

2

Наше государство. Светская жизнь и отношение к религиозным направлениям. Национальные особенности жизни людей.



Кабинет №40

Текущий

Наблюдение

Беседа объяснения учащихся

12


27.11


14.30 – 15.15

15.25 – 16.10

Викторина Беседа

Рассказ

Конкурс

письмо

2

Наше государство. Русские праздники. Мир русского фольклора.



Кабинет №40

Текущий

Наблюдение

за работой Творческое задание

13


04.12

14.30 – 15.15

15.25 – 16.10

Тренинг

Беседа

Рассказ

Тест

письмо

2

Наше государство. Идея патриотизма в мифах, сказках, легендах. Дружба детей разных национальностей.

Промежуточная аттестация. Проверочная работа.



Кабинет №40

Текущий

Наблюдение

Тест




14


11.12

14.30 – 15.15

15.25 – 16.10

рассказ

беседа

показ

письмо

2

Память поколений. История России, застывшая в монументах и памятниках. Память поколений: никто не забыт и ничто не забыто.


Кабинет №40

Текущий

Наблюдение

Беседа

15

18.12

14.30 – 15.15

15.25 – 16.10

Тренинг

беседа

Показ

проект

2

Память поколений. «Иван, не помнящий родства» – кто он?


Кабинет №40

Текущий

Наблюдение

Творческое задание

16


25.12


14.30 – 15.15

15.25 – 16.10

рассказ

беседа

Показ

викторина

2

Память поколений. День Победы. Что я знаю

о войне?


Кабинет №40

промежуточный

Наблюдение


17

15.01

14.30 – 15.15

15.25 – 16.10

Встреча

Беседа

Показ

Рассказ

2

Память поколений. Дети войны.



Кабинет №40

Наблюдение

беседа

18

22.01


14.30 – 15.15

15.25 – 16.10

Беседа

Показ

Рассказ

встреча

2

Память поколений. Войны бывают разные… Лица войны (летопись семейных архивов о войне). «Бабушкин сундук»: семейные архивы фотографий и памятных реликвий.



Кабинет №40

Наблюдение

беседа

19

29.01


14.30 – 15.15

15.25 – 16.10

Показ

беседа

викторина

тренинг

2

Пишите письма. Моральная и культурная обусловленность общения. Речевой этикет. Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Ищем друзей по переписке. Правила оформления письма.



Кабинет №40

Наблюдение

беседа

20

05.02


14.30 – 15.15

15.25 – 16.10

Беседа

Показ

Тренинг

письмо

2

Пишите письма. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими, речевыми и этичными ошибками. Правила оформления письма.



Кабинет №40

Беседа обсуждение

наблюдение

21

12.02


14.30 – 15.15

15.25 – 16.10

Беседа

Тренинг

игры

письмо

2

Пишите письма. Как нравственные характеристики личности: дружелюбие, внимательность, великодушие, благородство, альтруизм, наряду с техникой и стилем общения определяют культуру общения. Составление рассказа-описания.



Кабинет №40

промежуточный

Наблюдение

беседа

22

19.02

14.30 – 15.15

15.25 – 16.10

Беседа

Игры

тренинг

2

Пишите письма. Монологическое высказывание с элементами описания и выражения своего отношения.



Кабинет №40

Текущий

Наблюдение

беседа

23

26.02


14.30 – 15.15

15.25 – 16.10

Беседа

Игры

письмо

2

Пишите письма. Учимся писать e-mail письма. Посылаем письма. Получаем письма.




Кабинет №40

Текущий

Наблюдение Беседа

24

04.03

14.30 – 15.15

15.25 – 16.10


Игры

Тренинг

Конкурс

письмо

2

Пишите письма. Письменная речь:

  • описание семьи, интересов;

  • описание своего города;

  • описание любимого времени года по плану;

  • описание традиционной кухни, любимого блюда;

  • описание достопримечательностей города;

  • описание любимой книги, фильм;

  • спорт, увлечения, игры, хобби и др.



Кабинет №40


Текущий

Наблюдение Творческое задание


25

11.03


14.30 – 15.15

15.25 – 16.10

Беседа

игры

Показ

2

Поисково-исследовательская деятельность. Мои друзья по переписке. Дружба детей разных национальностей.



Кабинет №40

Текущий

Наблюдение Беседа

26

18.03

14.30 – 15.15

15.25 – 16.10

Беседа

Игры

письмо

2

Поисково-исследовательская деятельность. Праздники русского и осетинского народа.



Кабинет №40

Текущий

Наблюдение Беседа

27

08.04


14.30 – 15.15

15.25 – 16.10

беседа

игры

письмо

2

Поисково-исследовательская деятельность. Национальные особенности жизни людей. Национальные праздники осетинского народа. Новый Год в России и Северной Осетии.



Кабинет №40

Текущий

Наблюдение Беседа

28

15.04

14.30 – 15.15

15.25 – 16.10

беседа

игры

2

Поисково-исследовательская деятельность. Дружба и взаимоотношения России и Северной Осетии.



Кабинет №40

Текущий

Наблюдение Беседа

29

22.04


14.30 – 15.15

15.25 – 16.10

викторина

Тренинг

Игры

письмо

2

Поисково-исследовательская деятельность. Великие люди Северной Осетии.



Кабинет №40

Текущий.

Наблюдение

30


Число и время

в соответствии с днём экскурсии

Беседа

письмо

выступление


2

Поисково-исследовательская деятельность. О чём рассказывает фотография из семейного альбома. Моя семья – мое богатство. Малая Родина. Семейные праздники.

Выступления школьного и муниципального уровней «Дружба крепкая».




Место проведения конкурса

Наблюдение

Беседа

Текущий контроль

31

29.04

14.30 – 15.15

15.25 – 16.10

показ

Рассказ

письмо

2

Поисково-исследовательская деятельность. Символика. Обычаи и традиции жителей. Идея патриотизма в мифах, сказках, легендах.



Кабинет №40

Наблюдение

за работой

Беседа

32

06.05


14.30 – 15.15

15.25 – 16.10

показ

Рассказ

2

Поисково-исследовательская деятельность. Право на образование. Право обучаться на родном языке.

Кабинет №40

Наблюдение

33


Число и время

в соответствии

с конкурсным днём

выступление


2

Поисково-исследовательская деятельность. Трагедия Беслана. Выступления школьного и муниципального уровней «Цените жизнь».

Место проведения конкурса

контроль качества

Наблюдение

34

13.05


14.30 – 15.15

15.25 – 16.10

выступление


2

Поисково-исследовательская деятельность. Выступления школьного и муниципального уровней «Наши друзья из Северной Осетии».

Актовый зал

Кабинет №40

Текущий контроль качества

35

20.05

14.30 – 15.15

15.25 – 16.10

выступление



2

Поисково-исследовательская деятельность. Выступления школьного и муниципального уровней «Трагедия Беслана».

Актовый зал

Кабинет №40

Текущий контроль качества

36

27.05

14.30 – 15.15

15.25 – 16.10

Фотоотчёт

письмо праздник

2

Итоговое занятие. Коллективное письмо. Фотоотчёт.

Актовый зал

Творческое задание Итоговый

Оценка качества



Календарный учебный график 2 года обучения

Календарно – учебный график составляется на весь учебный год в соответствии с расписанием. Дата проведения занятий может корректироваться, что связанно с государственными праздниками и непредвиденными обстоятельствами (карантин, отмена занятий в связи с непредвиденными природными условиями и т.п.)


п/п

Число

Время

проведения

занятия

Форма

занятия

Кол-во

часов

Тема

занятия

Место проведения

Форма

контроля

1

02.09

14.30 – 15.15

15.25 – 16.10

Тренинг

Показ

беседа


2

Вводное занятие. Знакомство с вновь прибывшими в коллектив учащимися. Расписание занятий. Многообразие видов творческой деятельности. Планирование работы на год. Инструктаж по технике безопасности. Правила дорожного движения.


Кабинет №40

Входной

Беседа

объяснения учащихся

тестирование

2

09.09

14.30 – 15.15

15.25 – 16.10

экскурсия

игры

рассказ

проект


2

История, культура малой родины. Основная специализация научных предприятий округа – ядерная физика. Реализация мегапроекта мирового значения – строительство научного комплекса NICA.

Как работать с источником информации? Сбор информации: интервью, диалог.


Музей

Текущий

Наблюдение

за работой


3

16.09

14.30 – 15.15

15.25 – 16.10

Заочная экскурсия

рассказ

беседа

2

История, культура малой родины. Особая экономическая зона «Дубна», центр космической связи, Государственный университет «Дубна», научно-производственные комплексы и машиностроительные заводы.


Кабинет №40

Текущий

Наблюдение

за работой

Беседа

4

23.09

14.30 – 15.15

15.25 – 16.10

викторина

Показ

проект


2

История, культура малой родины. Дубна – единственный российский город, увековеченный в периодической таблице Д. И. Менделеева. Дубний, 105-й элемент, был открыт учеными здесь. Современное русское осмысление слова Дубна.


Кабинет №40

Наблюдение

за работой

Творческое задание

5

30.09

14.30 – 15.15

15.25 – 16.10

интервью

беседа

письмо

фоторепор-таж

2

Традиции школы. История открытия и жизни школы. Школьные традиции.

Кабинет №40

Текущий контроль качества

Беседа

6

07.10

14.30 – 15.15

15.25 – 16.10

Беседа

Игры

Рассказ

письмо

2

Традиции школы. Школьный калейдоскоп. Фотогалерея.

Кабинет №40

промежуточный

Наблюдение

за работой

Беседа

7

14.10

14.30 – 15.15

15.25 – 16.10

Беседа

письмо

викторина

Фоторепор-таж

2

Традиции школы. Как составить анкету. Как взять интервью.



Кабинет №40


Наблюдение

за работой Беседа объяснения учащихся




8


21.10


14.30 – 15.15

15.25 – 16.10

Викторина

Игры

Рассказ

проект

2

Наше многонациональное государство. Россия на карте мира. Государственная символика. Особенности многонационального государства.



Кабинет №40

Наблюдение

за работой объяснения учащихся Творческое задание

9


28.10


14.30 – 15.15

15.25 – 16.10

Беседа

Рассказ

Показ

Сочинение

письмо

2

Наше многонациональное государство. Разнообразие культур.


Кабинет №40

Текущий

Наблюдение

упражнение Творческое задание

10


11.11


14.30 – 15.15

15.25 – 16.10

Викторина Беседа

Рассказ

письмо

2

Наше многонациональное государство. Этнографические путешествия по российским просторам.



Кабинет №40

Текущий

Наблюдение

объяснения учащихся

11

18.11

14.30 – 15.15

15.25 – 16.10

Показ

Беседа

Викторина

письмо

2

Наше многонациональное государство. Большие и малые народы России.



Кабинет №40

Текущий

Наблюдение

Беседа объяснения учащихся

12


25.11


14.30 – 15.15

15.25 – 16.10

Викторина Беседа

Рассказ

Конкурс

письмо

2

Наше многонациональное государство. Дружба детей разных национальностей.



Кабинет №40

Текущий

Наблюдение

за работой Творческое задание

13


02.12

14.30 – 15.15

15.25 – 16.10

Тренинг

Беседа

Рассказ

Тест

письмо

2

Наше многонациональное государство. Проект «Россия - многонациональное государство». Промежуточная аттестация. Проверочная работа.



Кабинет №40

Текущий

Наблюдение

Тест




14


09.12

14.30 – 15.15

15.25 – 16.10

рассказ

беседа

показ

письмо

2

Знаменитые памятники истории России. Главные исторические памятники России, чудеса архитектуры и зодчества, волшебные творения рук русских мастеров. Московский Кремль и Красная Площадь.


Кабинет №40

Текущий

Наблюдение

Беседа

15

16.12

14.30 – 15.15

15.25 – 16.10

Тренинг

беседа

Показ

проект

2

Знаменитые памятники истории России. Главные исторические памятники России, чудеса архитектуры и зодчества, волшебные творения рук русских мастеров. Исторический центр Санкт-Петербурга. Петергоф, Соловки.



Кабинет №40

Текущий

Наблюдение

Творческое задание

16


23.12


14.30 – 15.15

15.25 – 16.10

рассказ

беседа

Показ

викторина

2

Знаменитые памятники истории России. Главные исторические памятники России, чудеса архитектуры и зодчества, волшебные творения рук русских мастеров. Белокаменные памятники Владимира и Суздаля, Кремль Ростова Великого.



Кабинет №40

промежуточный

Наблюдение


17

13.01

14.30 – 15.15

15.25 – 16.10

Встреча

Беседа

Показ

Рассказ

2

Знаменитые памятники истории России. Главные исторические памятники России, чудеса архитектуры и зодчества, волшебные творения рук русских мастеров. Погост Кижи. Троице-Сергиева Лавра.



Кабинет №40

Наблюдение

беседа

18

20.01


14.30 – 15.15

15.25 – 16.10

Беседа

Показ

Рассказ

встреча

2

Знаменитые памятники истории России. Главные исторические памятники России, чудеса архитектуры и зодчества, волшебные творения рук русских мастеров. Нижегородский, Коломенский и Псковский Кремль.


Кабинет №40

Наблюдение

беседа

19

27.01


14.30 – 15.15

15.25 – 16.10

Показ

беседа

викторина

тренинг

2

Пишите письма. Моральная и культурная обусловленность общения. Речевой этикет.


Кабинет №40

Наблюдение

беседа

20

03.02


14.30 – 15.15

15.25 – 16.10

Беседа

Показ

Тренинг

письмо

2

Пишите письма. Грамматология, эпиграфика и палеография – дисциплины, изучающие письмо как особую знаковую систему. Правила оформления и структура письма личного характера.


Кабинет №40

Беседа обсуждение

наблюдение

21

10.02


14.30 – 15.15

15.25 – 16.10

Беседа

Тренинг

игры

письмо

2

Пишите письма. Что такое письмо и отличается ли оно от письменной речи?



Кабинет №40

промежуточный

Наблюдение

беседа

22

17.02

14.30 – 15.15

15.25 – 16.10

Беседа

Игры

тренинг

2

Пишите письма. Структура письма: побудительно-мотивационная сторона (мотив: потребность, желание вступить в общение / замысел высказывания); аналитико-синтетическая сторона (формирование высказывания); исполнительная сторона (фиксация продукта с помощью графических знаков).



Кабинет №40

Текущий

Наблюдение

беседа

23

24.02


14.30 – 15.15

15.25 – 16.10

Беседа

Игры

письмо

2

Пишите письма. Музей писем Шон Ашера - коллекционера и охотника за самыми интересными письмами со всего мира: фотографии оригинальных документов и комментарии к ним (сайт lettersofnote.com). Коммуникативная письменная речь.




Кабинет №40

Текущий

Наблюдение Беседа

24

03.03

14.30 – 15.15

15.25 – 16.10


Игры

Тренинг

Конкурс

письмо

2

Пишите письма. Письменная речь: Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою письменную речь, работать над наиболее распространенными ошибками. Правила оформления письма. Составление рассказа-описания. Монологическое высказывание с элементами описания и выражения своего отношения. Учимся писать e-mail письма.




Кабинет №40


Текущий

Наблюдение Творческое задание


25

10.03


14.30 – 15.15

15.25 – 16.10

Беседа

игры

Показ

2

Поисково-исследовательская деятельность. Проектная работа: «Мои друзья по переписке». Особенности работы над проектом. Планирование работы. Сбор информации.



Кабинет №40

Текущий

Наблюдение Беседа

26

17.03

14.30 – 15.15

15.25 – 16.10

Беседа

Игры

письмо

2

Поисково-исследовательская деятельность. Проектная работа: «Мои друзья по переписке». Разработка, реализация.



Кабинет №40

Текущий

Наблюдение Беседа

27

07.04


14.30 – 15.15

15.25 – 16.10

беседа

игры

письмо

2

Поисково-исследовательская деятельность. Проектная работа: «Мои друзья по переписке». Разработка, реализация.



Кабинет №40

Текущий

Наблюдение Беседа

28

14.04

14.30 – 15.15

15.25 – 16.10

беседа

игры

2

Поисково-исследовательская деятельность. Проектная работа: «Мои друзья по переписке». Разработка, реализация.



Кабинет №40

Текущий

Наблюдение Беседа

29

21.04


14.30 – 15.15

15.25 – 16.10

викторина

Тренинг

Игры

письмо

2

Поисково-исследовательская деятельность. Проектная работа: «Мои друзья по переписке». Разработка, реализация.



Кабинет №40

Текущий.

Наблюдение

30


Число и время

в соответствии с днём экскурсии

Беседа

письмо

выступление


2

Поисково-исследовательская деятельность. Проектная работа: «Мои друзья по переписке». Разработка, реализация.



Место проведения конкурса

Наблюдение

Беседа

Текущий контроль

31

28.04

14.30 – 15.15

15.25 – 16.10

показ

Рассказ

письмо

2

Поисково-исследовательская деятельность. Проектная работа: «Мои друзья по переписке». Разработка, реализация.



Кабинет №40

Наблюдение

за работой

Беседа

32

05.05


14.30 – 15.15

15.25 – 16.10

показ

Рассказ

2

Поисково-исследовательская деятельность. Проектная работа: «Мои друзья по переписке». Разработка, реализация.

Кабинет №40

Наблюдение

33


Число и время

в соответствии

с конкурсным днём

выступление


2

Поисково-исследовательская деятельность. Проектная работа: «Мои друзья по переписке». Разработка, реализация.

Место проведения конкурса

контроль качества

Наблюдение

34

12.05


14.30 – 15.15

15.25 – 16.10

выступление


2

Поисково-исследовательская деятельность. Проектная работа: «Мои друзья по переписке». Разработка, реализация.

Актовый зал

Кабинет №40

Текущий контроль качества

35

19.05

14.30 – 15.15

15.25 – 16.10

выступление



2

Поисково-исследовательская деятельность. Проектная работа: «Мои друзья по переписке». Общественная презентация.

Актовый зал

Кабинет №40

Текущий контроль качества

36

26.05

14.30 – 15.15

15.25 – 16.10

Фотоотчёт

письмо праздник

2

Итоговое занятие. Подведение итогов, обсуждение и анализ деятельности коллективной и индивидуальной. Анкетирование. Написание коллективного письма и фотоотчёт о проделанной работе. Защита проектной работы.

Актовый зал

Творческое задание Итоговый

Оценка качества



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!