СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа естественнонаучной направленности «Робототехника»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программы предусматривает возможность изучения обучающимися новых тем, не рассматриваемых в рамках школьной программы по информатике, но которые позволяют строить обучение с учетом максимального приближения предмета информатика к практической стороне жизни.

Новизна программы заключается в следующем: 

Во-первых, учащиеся получают знания, используя схемотехнику и технологии современного мирового уровня. В связи с этим, в программу введены элементы технического перевода, необходимого для чтения зарубежных радиосхем. 

Во-вторых, подростки обучаются взаимодействию электронных устройств с электромеханическими устройствами, что создает новое поле для творческой деятельности учащихся. 

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа естественнонаучной направленности «Робототехника»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7





Принята на заседании

научно-методического совета

от «__» ______ 2021 г.

Протокол № __


Утверждаю

Директор МБОУ СОШ№7

_____________Путинцева М.В. «____»___________2021 г.











Дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая) программа

естественнонаучной направленности

«Робототехника»




Возраст обучающихся – 10-14 лет

Срок реализации программы – 3 года










Руководитель:

Романова Эльвира Николаевна,

педагог дополнительного образования





г. Сургут, 2021


ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ

Название программы


Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа естественнонаучной направленности «Робототехника»

Направленность


Техническая

Ф.И.О педагога, реализующего дополнительную программу

Романова Эльвира Николаевна

Год разработки

2021

Уровень программы

Базовый

Где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа

Утверждена программа: приказ директора № Ш7-13-312/0 от 31.08.2021


Информация о наличии рецензии

Нет

Цель программы


  • формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний,

  • умений и способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);

  • совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.;

  • развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;

Задачи программы


  1. овладеть умением работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  2. развить познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности средствами ИКТ;

  3. воспитать ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  4. выработать навыки применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Срок реализации


2021-2024 учебный год

Количество часов в неделю/год

1/34 часов

Возраст учащихся

10-14 лет

Форма занятий

Групповые

Методическое обеспечение

  1. Программа «Робототехника» как базовый образовательный модуль центров технического творчества для детей и молодежи на базе социально ориентированных НКО. – Автономная некоммерческая организация «Научно-методический центр «Школа нового поколения». – 2013

  2. Первый шаг в робототехнику: практикум для 5-6 классов / Д.Г. Копосов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  3. http://www.nxtprograms.com/ - инструкции по сборке роботов.

  4. фгос-игра.рф – Образовательная робототехника, техническое творчество, ФГОС.

Условия реализации программы

  1. Проектор,

  2. Маркерная доска,

  3. Ноутбук,

  4. Компьютерный класс (14 компьютеров)

  5. Школьная библиотека.

Ожидаемые результаты

Познавательная деятельность

  • Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.). Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей.

  • Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

  • Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому. Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.

  • Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Информационно-коммуникативная деятельность

  • Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

  • Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).

  • Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

  • Умение перефразировать мысль (объяснять "иными словами"). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

  • Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Рефлексивная деятельность

  • Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни.

  • Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).

Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.


Аннотация к программе

Программы предусматривает возможность изучения обучающимися новых тем, не рассматриваемых в рамках школьной программы по информатике, но которые позволяют строить обучение с учетом максимального приближения предмета информатика к практической стороне жизни, к тому, с чем ученики сталкиваются в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. Большое внимание в данной программе уделяется экспериментальной и исследовательской работе.

Новизна программы заключается в следующем: 

Во-первых, учащиеся получают знания, используя схемотехнику и технологии современного мирового уровня. В связи с этим, в программу введены элементы технического перевода, необходимого для чтения зарубежных радиосхем. 

Во-вторых, подростки обучаются взаимодействию электронных устройств с электромеханическими устройствами, что создает новое поле для творческой деятельности учащихся. 

Программа предназначена для обучающихся 10-14 лет и рассчитана на три года обучения. Курс рассчитан на 102 часа. Периодичность занятий в неделю – 1, занятие - 1 час, итого 34 занятия.


Пояснительная записка


Образовательная программа дополнительного образования «Робототехника» технической направленности разработана на основе учебно-методического комплекса Копосова Д.Г. «Первый шаг в робототехнику» (практикум и рабочая тетрадь для 5-6 классов) издательства БИНОМ в соответствии с актуальными нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровней. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-Ф3 (с изменениями), приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года», Уставом МБОУ СОШ № 7.


Реализация образовательной программы осуществляется за пределами ФГОС и федеральных государственных требований, и не предусматривает подготовку обучающихся к прохождению государственной итоговой аттестации по образовательным программам.


Актуальность программы

Актуальность программы обусловлена тем, что отечественные наука и техника нуждаются в специалистах, которые смогут поднять техническое оснащение различных видов производства на уровень, соответствующий современным мировым стандартам, и сократить отставание от передовых стран в технической области, в том числе и в роботостроении. 

Программа дополнительного образования «Робототехника» позволяет ученикам основной школы изучать основные принципы научной деятельности:

  • Интегральность - объединение и взаимовлияние учебной и исследовательской деятельности

  • Непрерывность – процесс длительного профессионально ориентированного образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов

  • Межпредметное многопрофильное обучение, которое предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда

  • Свобода выбора учащимися дополнительной образовательной программы и видов деятельности в её границах

  • Социально-педагогическая поддержка детей, проявивших способности к научно-исследовательской деятельности

  • Индивидуализация образовательной траектории учащихся.

Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что она позволяет школьникам разработать научно-исследовательские и проектные работы путём осуществления

  • информационного взаимодействия через Интернет (издание информационных бюллетеней, публикации проектных и исследовательских работ учащихся);

  • организации и проведения интеллектуальных игр;

  • участия в олимпиадах, конкурсах, турнирах разных уровней;

  • проведения школьной научно-практической конференции;

  • выступлений с лекциями, докладами, сообщениями по темам проектов, отдельным вопросам науки и техники, организация выставок;

  • организации обучающих семинаров для педагогических работников по вопросам руководства проектной и исследовательской деятельностью учащихся;

  • подготовки творческих работ учащихся и их публикация;

  • оказания помощи в подготовке и проведении предметных недель;

  • создания банка данных о творческих способностях учащихся, их наклонностях, интересах на основе психолого-педагогического тестирования, индивидуальных собеседований и непосредственной практической деятельности учащихся.

Адресат программы – данная программа предназначена для обучающихся 5-7 классов.

Количество воспитанников в группе – 13 человек.

Срок освоения программы – 2021-2024 учебные годы, по 34 учебных недель.

Объем программы: 102 часа

Режим занятий

В неделю: 1 раз в неделю 1 час /итого в год 34 часа.

Формы обучения: групповые, индивидуальные.

Виды занятий: проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа.

Занятия проводятся в учебном кабинете информатики. Проектная деятельность включает проведение реализации проектов и т.д.

Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые-программисты, другие заинтересованные сверстники.

Цель программы:

  • формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний,

  • развитие способностей технического творчества у обучающихся посредством конструкторской и проектной деятельности;

  • развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;

Задачи:

1. овладеть умением работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

2. развить познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности средствами ИКТ;

3. воспитать ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

4. выработать навыки применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.


Содержание программы

Конструирование – 25 часов

История развития робототехники. Введение понятия «робот». Поколения роботов. Классификация роботов. Значимость робототехники в учебной дисциплине информатика. Основы конструирования роботов. Особенности конструирования Lego – роботов. Стандартные модели Lego Mindstorms.

Знакомство с различными видами конструкторов. Правила работы с конструктором Lego. Знакомство с конструктором «Перворобот NXT». Названия и назначения деталей: блок питания, микрокомпьютер, моторы, провода, балки, пластины, колеса, оси, соединительные элементы. Изучение типовых соединений деталей. Конструкция. Основные свойства конструкции при ее построении. Построение моделей роботов по технологическим картам.

Знакомство с датчиками. Датчики и их параметры: датчик касания; датчик освещенности, датчик звука, ультразвуковой датчик, датчик цвета. Способы присоединения датчиков к роботу.

Зубчатые передачи, их виды. Различные виды зубчатых колес: шестеренки. Применение зубчатых передач в технике. Технология повышения и понижения скорости. Виды ременных передач. Применение и построение ременных передач в технике.

Программирование – 30 часов

Интерфейс ПервоРоботNXT. Набор Lego Mindstorms. Подключение ПервоРоботNXT. Датчики и интерактивные сервомоторы. Калибровка датчиков.

Направляющая и начало программы. Палитры блоков. Блоки стандартной палитры ПервоРоботNXT: блоки движения, звука, дисплея, паузы. Блок условия. Работа с условными алгоритмами. Блок цикла. Работа с циклическими алгоритмами.

Математические операции в ПервоРоботNXT. Логические операции в ПервоРоботNXT.

Соревнования – 15 часов

Кольцевые автогонки. Движение робота по хлопку. Движение робота по траектории. Стартовая калитка. Управление электромобилем. Телеграф. Конкурс танцев. Перетягивание канатов.

Проектная деятельность – 26 часов

Что такое проект. Виды проектов. Этапы работы над проектом. Требования к проекту.

Темы мини-проектов представлены в календарно-тематическом планировании по каждому году обучения.

Проекты-проблемы:

Парковка. Игрушка Валли. Робот-погрузчик. Чертежная машина. Сушилка для рук. Светофор. Секундомер. Стартовая система. Приборная панель. Лифт. Стиральная машина. Послушный домашний помощник. Робот-газонокосильщик.

Направления тем для творческих проектов: охрана окружающей среды, роботы-помощники, роботы в космосе, роботы и туризм, роботы на заводе.


Планируемые результаты:

Информационные процессы

Ученик научится:

  • представлять знаково-символические модели в естественном, формализованном и формальном языках, преобразовывать информацию из одной формы представления в другую без потери ее смысла и полноты, выбирать язык представления информации в соответствии с поставленной целью (таблицы, схемы, графы, массивы, списки, деревья и др.);

  • оценивать информацию; отличать корректную аргументацию от некорректной;

  • анализировать изменение смысла при преобразованиях информации;

  • строить модели объектов и процессов с использованием типовых средств (таблиц, графиков, формул, программ, структур данных и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту оригиналу и целям моделирования;

  • строить модель задачи (выделение исходных данных, результатов, выявление соотношений между ними);

  • проводить эксперимент для изучения построенных моделей;

  • строить и оценивать алгоритмы и реализовывать их;

  • анализировать систему команд формального исполнителя для определения возможности или невозможности решения с их помощью задач заданного класса;

  • использовать основные алгоритмические конструкции для построения алгоритма, проверка его правильности путем тестирования и/или анализа хода выполнения, находить и исправлять типовые ошибки с использованием современных программных средств.

Ученик получит возможность:

  • осознать основные психологические особенности восприятия информации человеком;

  • углубить и развить представления об интегративных возможностях информатики;

  • осознать проблемы, возникающие при развитии информационной цивилизации, и возможные пути их разрешения;

  • приобрести опыт выявления информационных технологий, разработанных со скрытыми целями;

  • сформировать навыки использования методов и средств информатики: моделирования; формализации и структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании различных объектов, процессов.

Информационные технологии

Ученик научится:

  • рационально использовать широко распространенные технические средства информационных технологий для решения общепользовательских задач и задач учебного процесса;

  • выбирать способы и средства хранения информации в зависимости от ее объема и содержания;

  • подключать к блоку NXT управления внешних устройств и устройств передачи данных;

  • понимать основные команды языка программирования NXT-G; основные команды и структуры языков программирования Robolab 2.5.4 и NXT-G;

  • использовать поисковые сервисы Интернета для поиска необходимой информации, формировать поисковые запросы в соответствии с целями и задачами поиска;

  • использовать электронную почту и другие коммуникационные сервисы для информационного обмена;

  • использовать навыки начального программирования для решения учебных задач;

  • соблюдать требования безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий, использовать профилактические меры при работе с этими средствами.

Ученик получит возможность:

  • расширить знания о названиях и назначениях основных деталей конструктора Lego Mindstorms NXT;

  • расширить знания о типичных ситуациях, приводящих к ошибке в выполнении программы;

  • сформировать понимание принципов действий различных алгоритмических конструкций;

  • приобрести опыт создания программы для робота с использованием основных структур программирования «ветвление», «цикл»;

  • освоить основные навыки при разработке программ для робота.

Личностные результаты:

Личностными результатами изучения программы «Робототехника» является формирование следующих умений:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на база ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности.

Метапредметные результаты

Метапредметными результатами изучения программы «Робототехника» являются:

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Универсальные учебные действия (УУД):

Познавательные УУД

Обучающий научится:

  • конструировать по условиям, заданным учителем, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему;

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы, сравнивать и группировать предметы и их образы;

  • основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

  • планировать пути достижения целей; устанавливать целевые приоритеты;

  • уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

  • осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;

  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Предметные результаты

Предметными результатами изучения программы «Робототехника» является формирование следующих знаний и умений:

Знать:

  • основные понятия, использующие в робототехнике: микрокомпьютер, датчик, сенсор, порт, разъем, ультразвук, USB-кабель, интерфейс, иконка, программное обеспечение, меню, подменю, панель инструментов;

  • виды конструкций: однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;

  • конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;

  • основные приемы конструирования роботов и управляемых устройств;

  • технологическую последовательность изготовления несложных конструкций; - интерфейс программного обеспечения Mindstorms NXT;

  • правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером.

Уметь:

  • определять, различать и называть детали конструктора;

  • самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;

  • создавать реально действующие модели роботов при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу;

  • создавать программы на компьютере для различных роботизированных устройств, корректировать программы при необходимости;

  • демонстрировать технические возможности роботов;

  • самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.).


Тематический план

Первый год обучения (5 класс)

Раздел

Кол-во часов

Теория

Практика

Вводное занятие

1

1

0

Конструктор Lego Mindstorms NXT 2.0

2

1

1

Введение в программирование

16

3

13

Конструирование

5

1

4

Соревнования

3

0

3

Проектная деятельность

6

1

5

Заключительное занятие

1

0,5

0,5


Всего:

34

7,5

26,5


Второй год обучения (6 класс)

Раздел

Кол-во часов

Теория

Практика

Вводное занятие

1

1

0

Программирование

7

2

5

Конструирование

11

0

11

Соревнования

7

1

6

Проектная деятельность

7

0

7

Заключительное занятие

1

0

1


Всего:

34

4

30


Третий год обучения (7 класс)

Раздел

Кол-во часов

Теория

Практика

Вводное занятие

1

1

0

Программирование

7

2

5

Конструирование

7

0

7

Соревнования

5

1

4

Проектная деятельность

13

0

13

Заключительное занятие

1

0

1


Всего:

34

4

30



Календарно-тематическое планирование

Тема занятий

Кол-во часов

Описание примерного содержания занятий

Используемый материал

Дата

план

Дата факт




5 класс




Вводный инструктаж по ТБ. Введение в робототехнику

1

Вводный инструктаж по ТБ кабинете информатики.. Робототехника, робот, важные характеристики роботов. Правила работы с конструктором.

П: §1, задания 1-3 РТ:Робот NXT,№1-5



Первичный инструктаж по ТБ. Робот NXT

1

Робот Lego Mindstorms. Структура робота. Схема сборки (подключения). Сборочный конвейер. Модульное производство. Культура производства

П: §1, задания 4-6



Робототехника и ее законы

1

Робототехника и ее законы. Передовые направления в робототехнике. Язык визуального программирования. Программа для управления роботом

П: §2, задание 7



Среда программирования

1

Графический интерфейс пользователя. Проект «Незнайка». Первые ошибки. Параллельное программирование

П: §2, задания 8-12 РТ: Графический интерфейс NXT-G, № 6-8



Искусственный интеллект

1

Интеллектуальные роботы. Поколения интеллектуальных роботов. Элементы, необходимые для интеллектуальных роботов. Справочные системы. Исполнительное устройство. Блок «Движение». Проект «Первые исследования роботов»: определение соответствия градусов оборота колеса и пройденного расстояния, определение скорости движения робота, определение настроек для разворота робота на месте

П: §3, задания 13-17 РТ: Блок «Движение», № 9- 13



Роботы и эмоции

1

Эмоциональный робот. Блок «Экран», блок «Звук». Основные настройки команд отображения информации на экране робота и воспроизведения роботом звуков. Проект «Встреча». Программирование эмоций у робота

П: §4, задания 18-21 РТ: Блоки «Экран, Звук и Время» № 14-17



Роботы и эмоции

1

Конкурентная разведка. Блок «Ожидание». Основные настройки блока. Проект «Разминирование»

П: §4,задания 22-24 РТ: Блоки «Экран, Звук и Время» № 18



Имитация


Тренажеры. Имитаторы. Симуляторы. Роботы– симуляторы. Алгоритм. Линейный алгоритм (композиция). Свойства алгоритма. Система команд исполнителя. Имитация поведения. Проект «Выпускник»

П: §5, задания 25-27 РТ: Алгоритмы, № 19-21



Звуковые имитации


Звуковой редактор и звуковой конвертер. Звуковые эффекты. Проект «Послание». Проект «Пароль и отзыв»

П: §6, задания 28-29



Космические исследования


Космонавтика. История космонавтики. Национальные космические программы. Роботы в космосе. Планетоходы. Проект «Первый спутник». Проект «Живой груз»

П: §7, задания 30-32 видеоматериалы



Космические исследования


Исследования Луны. Луноход. Гравитационный маневр. Проект «Обратная сторона Луны»

П: §7, задание 33



Концепт-кары


Что такое концепт-кар. Цели создания концепт-каров. Независимые двигатели робота. Электромобили. Минимальный радиус поворота, его нахождение. Как может поворачивать робот. Настройки блока «Движение» для поворотов

П: §8, задания 34-38




Концепт-кары


Кольцевые автогонки. Траектория движения

П: §8, задания 39-42 РТ: Повороты, № 24-25



Парковка в городе


Плотность автомобильного парка. Проблема парковки в мегаполисе. Автоматические парковки. Проект «Парковка»

П: §9, задания 43-45 РТ: Парковка, №26- 27




Парковка в городе


Проект «Парковка»

П: §9, задания 46-48










Моторы для роботов


Электродвигатель. Сервопривод. Тахометр. Оптический энкодер. Блоки управления «Математика», «Датчик оборотов», «Число в Текст» Проект «Тахометр». Коммутатор данных

П: §10, зад. 49-53 РТ: Блок «Датчик оборотов», №28-29 Блок «Математика», №30-31 Блок «Число в Текст», №32-34



Компьютерное моделирование


Модель. Моделирование. Что можно моделировать. Цифровой дизайнер. 3D-модели

П: §11, зад. 54-57 РТ: Моделирование, №35-38



Компьютерное моделирование


Создание трехмерной модели робота

П: §11, задания 58- 59



Правильные многоугольники


Правильные многоугольники. Углы правильных многоугольников. Квадрат. Блок «Цикл». Проект «Квадрат»

П: § 12,зад. 60-63 РТ: Точные повороты, №39-41



Пропорция


Метод пропорции. Движение робота вдоль сторон правильных многоугольников. Проект «Пентагон». Проект «Пчеловод»

П: §13, зад. 64-65 РТ: Пропорции в настройках, №42,43



Все есть число


Цикл. Итерация. Условия выхода из цикла. Магия чисел. Нумерология. Тетрактис. Движение робота по траектории восьмерки

П: §14, задания 69- 71 РТ: Повторение, №44-46



Вспомогательные алгоритмы


Вложенные циклы. Вспомогательные алгоритмы. Мой блок Проект «Правильный тахометр»

П: §15, задания 73- 74 РТ: Блок «Повторение», №47



Органы чувств робота


Органы чувств человека. Восприятие и представление. Чувственное познание. Датчики. Датчик звука. Движение робота по громкому хлопку. Проект «Инстинкт самосохранения»

П: §16, задания 76- 79 РТ: Датчики, №48- 49



Органы чувств робота


Первый автоответчик. Проект «Автоответчик»

П: §16, задания 80- 82



Все в мире относительно


Как измерить звук. Беллы. Децибеллы. Проценты от числа. Проект «Измеритель уровня шума». Конкатенация

П: §17, задания 83- 87 РТ: Датчик звука, №50, Конкатенация, №51-52










Военные роботы


Новинки вооружений. Блок «Отправить сообщение». Блок «Получить сообщение». Робот-передатчик и робот-приемник. Соединение двух роботов в единую систему. Проект «Система акустической разведки». Обмен информацией. Коммуникация

П: § 18, задания 88- 93 РТ: Блоки коммуникации, №53-56



Описание процессов


Военная промышленность. Военно-промышленный комплекс России. Конверсия. Наблюдение процессов во времени. Построение графиков. Координаты на плоскости. Координаты на экране робота. Режимы блока «Экран». Проект «Домашний шумомер»

П: § 19, зад. 94-98 РТ: Экран и координаты, №57-60



Безопасность дорожного движения


Третье воскресенье ноября. Дорожно-транспортные происшествия (статистика). Датчик освещенности. Зависимость скорости движения от показаний датчика освещенности. Проект «Дневной автомобиль»

П: § 20, задания 99- 104 РТ: Датчик освещенности, №61-62



Безопасность дорожного движения


Потребительские свойства товара. Условный оператор (альтернатива). Блок «Переключатель». Проект «Безопасный автомобиль». Проект «Трехскоростное авто». Проект «Ночная молния»

П: § 20, задания 105-109 РТ: Блок Переключатель, №63-65



Игрушка Валли


Как работать над проектом. Этапы работы над проектом. Планирование. Анализ. Проверка. Обобщение. Описание модели: по представленным изображениям и видео создать робота для уборки мусора

П: стр. 268, видеоматериалы



Игрушка Валли


Как работать над проектом. Этапы работы над проектом. Планирование. Анализ. Проверка. Обобщение. Описание модели: по представленным изображениям и видео создать робота для уборки мусора

П: стр. 268, видеоматериалы



Творческий проект


Выбор темы, самостоятельная работа над проектом

Список направлений тем для проектов



Творческий проект


Выбор темы, самостоятельная работа над проектом

Список направлений тем для проектов



Заключительное занятие


Защита проектов, оформление личных коллекций проектов







6 класс




Вводное занятие


Правила поведения в кабинете информатики. Инструктаж по технике безопасности. Робототехника, робот, важные характеристики роботов. Правила работы с конструктором.

Плакаты с правилами, видеоматериалы



Фотометрия


Освещенность. Один люкс. Таблица освещенности Проект «Режим дня»

П: § 21, задания 111-113 стр. 136



Фотометрия


Проект «Главное – результат» Проект «Измеритель освещенности»

П: § 21, задание 114 стр. 138



Нажми на кнопку


Тактильные ощущения. Датчик касания. Способы использования датчиков. Проект «Система автоматического контроля дверей»

П: §22, зад. 116-117 РТ: Датчик касания, №66-67



Нажми на кнопку


Проект «Перерыв 15 минут». Проект «Кто не работает – тот не ест»

П: §22, задания 118 РТ: Датчик касания, №68-69



Сложные проекты


Этапы работы над проектом. Проект «Система газ - тормоз»

П: §23, задания 123- 124



Сложные проекты


Реализация проекта «Система газ - тормоз»

П: §23, задания 125- 126



Системы перевода


Язык общения системы «человек-компьютер». Компьютерные переводчики

П: §24, зад. 127-129 РТ: Перевод терминов, №70-71



Научный метод познания


Цвет для робота. Научный метод. Определение цвета поверхности по показаниям датчика. Научный метод в исследовании

П: §25, зад. 130-132 РТ: Определение цвета поверхности, №72-84



Симфония цвета


Частота звука. Проект «Симфония цвета» Соответствие нот и звуковых частот. Робот, проигрывающий мелодию по нотам

П: §26, задания 133- 137 РТ: Звук, №85-87



Число «пи»


Окружность. Радиус. Диаметр. Измерение диаметра колеса. Проект «Ищем взаимосвязь величин»

П: §27, зад. 139-141 РТ: Число Пи, №88- 93



Число «пи»


Число «пи». Проект «Робот-калькулятор»

П: §27, зад. 142-143 РТ: Число Пи, №94



Измеряем расстояние


Курвиметр и одометр. Математическая модель одометра. Модель курвиметра. Проект «Одометр»

П: §28, зад. 146-150 РТ: Число Пи, №95- 98



Время


Секунда. Таймер. Проект «Секундомеры»

П: §29, зад. 152-157 РТ: Блок «Таймер», №99-107



Система спортивного хронометража


Проект «Стартовая калитка» Проект «Самый простой хронограф»

П: §30, зад. 158-161 П: §30, задание 162



Система спортивного хронометража


Проект «Стартовая калитка» Проект «Самый простой хронограф»

П: §30, зад. 158-161 П: §30, задание 162



Скорость


Скорость. Спидометр. Скорость равномерного движения. Скорость неравномерного движения. Зависимость скорости от мощности мотора.

П:§31,задания163- 165,169-171 РТ: Неравномерное движение,№109-110



Скорость


Проект «Спидометр»

П: §31,зад. 167-168 РТ: №108



Где черпать вдохновение


Бионика. Датчик ультразвука. Проект «Дальномер» Проект «Робот-прилипала»

П: §32,зад. 175-176 РТ:Датчик ультразвука,№111- 116



Где черпать вдохновение


Проект «Соблюдение дистанции» Проект «Охранная система»

П: §32,задания 177- 179



Изобретательство


Терменвокс. Проект «Терменвокс»

П: §33,задания 180- 181



Изобретательство


Проект «Умный дом»

П: §33, зад. 182-184



Система подсчета посетителей


Подсчет посетителей. Переменные. Проект «Создаем переменную». Проект «Считаем посетителей».

П: §34, зад. 185-188 РТ: Переменная, №117-120



Система подсчета посетителей


Проект «Счастливый покупатель»

П: §34, задания 189- 190



Система подсчета посетителей


Проект «Проход через турникет» Программирование робота с использованием переменных

П: §34, зад. 191-194 РТ: Переменная, №121-123



Программный продукт


Как из программы сделать программный продукт. Свойства математических действий. Вспомогательная переменная. Сравнение

П: §35, задание 195



Программный продукт


Проект «Управление электромобилем». Баг

П: §35, зад. 196-199 РТ: Переменная, №124



Кодирование


Код и кодирование. Графы и деревья. Борьба с ошибками при передаче. Проект «Телеграф»

П: §36, зад. 200-206 РТ: Кодирование, №125-13



Робот-погрузчик


Описание модели: робот должен стартовать из исходной позиции, поднять груз в точке А, перенести его по маршруту в точку В, затем опустить его и вернуться в исходную позицию.

П: стр. 268-269



Робот-погрузчик


Описание модели: робот должен стартовать из исходной позиции, поднять груз в точке А, перенести его по маршруту в точку В, затем опустить его и вернуться в исходную позицию.

П: стр. 268-269



Чертежная машина


Описание модели: робот должен рисовать при помощи карандаша различные фигуры.

П: стр. 269




Творческий проект


Этапы работы над проектом. Самостоятельная работа над проектом

Список направлений тем для проектов



Творческий проект


Этапы работы над проектом. Самостоятельная работа над проектом

Список направлений тем для проектов



Заключительное занятие


Защита проектов, оформление личных коллекций проектов







7 класс




Вводное занятие


Инструктаж по технике безопасности. Робототехника, робот, важные характеристики роботов. Правила работы с конструктором. Как работать над проектом. Этапы работы над проектом.

Плакаты с правилами,презентация «Основные понятия», видеоматериалы



Механические передачи


Механические передачи. Понижающие и повышающие передачи. Зубчатые передачи. Проект «Передаточные отношения»

П: §37, зад. 208-209 РТ: Зубчатые передачи, №132-134



Механические передачи


Математическая модель одометра для работы с КПП. Проект «Спидометр для работы с КПП». Проект «Мгновенная скорость»

П: §37, задания 210- 211




Золотое правило механики


Проект «Перетягивание каната». Проект «Максимальный груз». Точность сервомотора

П: §38, зад. 212-214 РТ: Золотое правило механики, №135-139



Управление


Системы управления. Виды систем управления. Проект «Gamepad»

П: §39, зад. 215-221 РТ: Системы управления, №140-142



Импровизация


Импровизация и робот. Блок «Случайное число». Проект «Игра в кости»

П: §40, зад. 222-226 РТ: Блок Случайное число, №143-146



Импровизация


Блок «Движение». Проект «Конкурс танцев». Множественный выбор

П: §40, зад. 227-229 РТ: №147



Промышленные роботы


Роботы в промышленности. Алгоритм отслеживания границы. Проект «Движение по линии». Проект «Быстрее, еще быстрее»

П: §41, зад. 230-239 РТ: №148



Промышленные роботы


Проект «Используем второй датчик». Творческий проект «Гараж будущего»

П: §41, зад. 240-241



Автоматический транспорт


Автоматический транспорт. Персональный автоматический транспорт (ПАТ)

П: §42, задание 242



Автоматический транспорт


Проект «Кольцевой маршрут»

П: §42, зад. 243-245



Персональные сети


Cybiko. Персональные сети. Настройка Bluetooch. Проект «Экипаж лунохода»

П: §43, зад. 246-253



Профессия - инженер


Данные, информация, знания. Путь к знаниям. Выбор профессии

П: §44, видеоматериалы



Сушилка для рук


Описание модели: наличие светового датчика, который включает вентилятор при обнаружении рук и выключает его через 5 секунд (экономия энергии)

П: стр. 263




Сушилка для рук


Описание модели: наличие светового датчика, который включает вентилятор при обнаружении рук и выключает его через 5 секунд (экономия энергии)

П: стр. 263



Светофор


Описание модели: при нажатии на кнопку загораются последовательно цвета светофора с разной продолжительностью горения, имеется переключатель для работы светофора ночью

П: стр. 263



Светофор


Описание модели: при нажатии на кнопку загораются последовательно цвета светофора с разной продолжительностью горения, имеется переключатель для работы светофора ночью

П: стр. 263



Секундомер


Описание модели представлено в виде схемы алгоритма.

П: стр.264-265, рис. 258



Секундомер


Описание модели представлено в виде схемы алгоритма.

П: стр.264-265, рис. 258



Стартовая система


Описание системы представлено в виде общей схемы алгоритма

П: стр. 266, рис. 259



Стартовая система


Описание системы представлено в виде общей схемы алгоритма

П: стр. 266, рис. 259



Приборная панель


Описание модели: панель содержит три устройства – одометр, тахометр, спидометр.

П: стр. 266



Приборная панель


Описание модели: панель содержит три устройства – одометр, тахометр, спидометр.

П: стр. 266



Лифт


Описание модели: подъемные механизмы

видеоматериалы



Лифт


Описание модели: подъемные механизмы

видеоматериалы



Стиральная машина


Описание модели: блок управления машиной должен содержать кнопки вкл/выкл., мотор вращения барабана, индикаторы процесса стирки

П: стр. 267



Стиральная машина


Описание модели: блок управления машиной должен содержать кнопки вкл/выкл., мотор вращения барабана, индикаторы процесса стирки

П: стр. 267



Послушный домашний помощник


Описание модели: робот должен ходить только там, где ему разрешили (он самостоятельно ищет черную линию и двигается по ней)

П: стр. 267



Послушный домашний помощник


Описание модели: робот должен ходить только там, где ему разрешили (он самостоятельно ищет черную линию и двигается по ней)

П: стр. 267



Роботгазонокосильщик


Описание модели: указать роботу границы лужайки и научить его объезду препятствий

П: стр. 268



Роботгазонокосильщик


Описание модели: указать роботу границы лужайки и научить его объезду препятствий

П: стр. 268



Творческий проект


Выбор темы, разработка проекта

Список направлений тем для проектов



Творческий проект


Выбор темы, разработка проекта

Список направлений тем для проектов



Заключительное занятие


Защита проектов, оформление личных коллекций в единую коллекцию





Условия реализации программы

Методическое обеспечение:

- карточки;

- пособия с разными типами задач и тестов;

- проверочные материалы;

- компьютерные программы.

Материально-техническое обеспечение:

1. Проектор,

2. Маркерная доска,

3. Ноутбук,

4. Компьютерный класс (14 компьютеров)

6. Школьная библиотека.

Система контроля результативности программы

Критерии

Степень выраженности критерия

Оценка в баллах




Методы диагностики


1

2

3

4

Теоретическая подготовка


Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы

  • овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой

  • овладел более ½ объема

  • освоил практически весь объем знаний

0-1


1-2

2-3


Наблюдение, опрос, собеседование и др.

Владение специальной терминологией

  • знает отдельные термины, но избегает их употреблять

  • иногда использует специальную терминологию

  • использует специальную терминологию осознанно

0-1

1-2

2-3

Наблюдение, опрос, собеседование и др.

Практическая подготовка


Практические умения и навыки, предусмотренные программой

  • овладел менее чем ½ предусмотренных умений

  • овладел более ½ предусмотренных умений

  • овладел практически всеми умениями и приобрел навыки, предусмотренные программой

0-1

1-2




2-3

Наблюдение,

контрольное задание


Владеть

специальным оборудованием и оснащением

  • испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием

  • прибегает к помощи педагога при работе с оборудованием

  • работает с оборудованием самостоятельно

0-1




1-2




2-3

Наблюдение



Основные общеучебные компетентности


Подбирать и анализировать специальную литературу

  • не умеет работать с литературой

  • работает с литературой с помощью педагога

  • работает с литературой самостоятельно, не испытывает затруднений

0-1

1-2

2-3


Наблюдение, анализ способов деятельности, исследовательских и творческих работ


Пользоваться компьютерными источниками информации

  • испытывает серьезные затруднения в использовании компьютерных источников информации

  • пользуется компьютерными источниками информации только с помощью педагога

  • постоянно пользуется компьютерными источниками информации самостоятельно

0-1




1-2


2-3


Осуществлять учебно-исследовательскую работу

  • ведет учебно-исследовательскую деятельность при постоянном контроле педагога

  • иногда прибегает к помощи педагога

  • увлеченно работает самостоятельно и не испытывает затруднений

0-1


1-2



2-3

Наблюдение, анализ способов деятельности, исследовательских и творческих работ


Коммуникативные компетентности


Слушать и слышать педагога, принимать во внимание мнение других

  • испытывает серьезные затруднения в концентрации внимания, с трудом воспринимает информацию

  • слушает и слышит педагога, воспринимает информацию при контроле, иногда принимает во внимание мнение других

  • внимателен, сосредоточен, слушает и слышит педагога, воспринимает информацию и уважает мнение других

0-1




1-2




2-3

Наблюдение


Владеть навыками публичного выступления

  • испытывает затруднения при подготовке и подаче информации

  • готовит информацию и выступает перед аудиторией при поддержке педагога

  • самостоятельно готовит информацию, охотно выступает перед аудиторией, свободно владеет информацией и подает информацию

0-1


1-2



2-3



Уметь в практической деятельности сочетать индивидуальные и коллективные формы работы

  • испытывает затруднения в совместной работе с коллективом

  • умеет работать самостоятельно и в коллективе, иногда обращаясь за помощью к педагогу

  • умеет работать самостоятельно и в коллективе, не прибегая к помощи педагога

0-1


1-2


2-3


Характеристика уровней:

Высокий – 3 балла, полное усвоение содержания общеразвивающей программы, полная сформированность основных компетентностей

Средний – 2 балла, значительное усвоение содержания общеразвивающей программы, значительная сформированность основных компетентностей

Низкий – 1 балл, частичное усвоение содержания общеразвивающей программы, частичная сформированность основных компетентностей


Список литературы

Литература для учителя:

  1. Программа «Робототехника» как базовый образовательный модуль центров технического творчества для детей и молодежи на базе социально ориентированных НКО. – Автономная некоммерческая организация «Научно-методический центр «Школа нового поколения». – 2013

  2. Первый шаг в робототехнику: практикум для 5-6 классов / Д.Г. Копосов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  3. http://www.nxtprograms.com/ - инструкции по сборке роботов.

  4. Фгос-игра.рф – Образовательная робототехника, техническое творчество, ФГОС.

  5. http://a-robotov.ru/ Академия роботов. Сеть клубов робототехники для детей. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http:// http://a-robotov.ru/

  6. http://www.prorobot.ru/ Роботы лего и робототехника. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http:// http://www.prorobot.ru/

  7. http://www.robotolab.ru/ Лаборатория Робототехники в сетевом формате. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.prorobot.ru/



Литература для детей и родителей (законных представителей):

  1. Робототехника для детей и родителей8 . С.А.Филиппов. СПб: Наука, 2010.

  2. Журнал «Компьютерные инструменты в школе», подборка статей за 2013 г. «Основы робототехники на базе конструктора Lego Mindstorms NXT».









Приложение

Методические рекомендации к проведению курса «Робототехника»

Методы проектирования:

  • Эвристические методы;

  • Метод итераций (последовательного приближения);

  • Метод контрольных вопросов;

  • Метод мозговой атаки (штурма);

  • Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ);

  • Метод морфологического анализа;

  • Методы конструирования;

  • Экспериментальные методы;

  • Цели и виды экспериментальных методов;

  • Машинный эксперимент;

  • Мысленный эксперимент;

  • Формализованные методы;

  • Методы поиска вариантов решений;

  • Методы автоматизации процедур проектирования;

  • Методы оптимального проектирования;


Алгоритм решения задач на компьютере

1. Постановка задачи — формулируется цель решения задачи, подробно описывается ее содержание; проводится анализ условий, при которых решается поставленная задача, выявляется область определения входных параметров задачи.

2. Формальное построение модели задачи — предполагает построение модели с характеристиками, адекватными оригиналу, на основе какого-либо его физического или информационного принципа; анализируется характер и сущность величин, используемых в задаче.

3. Построение математической модели задачи — характеризуется математической формализацией задачи, при которой существующие взаимосвязи между величинами выражаются с помощью математических соотношений. Как правило, математическая модель строится с определенной точностью, допущениями и ограничениями.

4. Выбор и обоснование метода решения — модель решения задачи реализуется на основе конкретных приемов и методов решения. В большинстве случаев математическое описание задачи трудно перевести на машинный язык. Выбор и использование метода решения позволяет свести решение задачи к конкретному набору машинных команд. При обосновании метода решения рассматриваются вопросы влияния различных факторов и условий на конечный результат, в том числе на точность вычислений, время решения задачи на компьютере, требуемый объем памяти и др.

5. Построение алгоритма — на данном этапе составляется алгоритм решения задачи, в соответствии с выбранным методом решения. Процесс обработки данных разбивается на отдельные относительно самостоятельные блоки, определяется последовательность выполнения этих блоков.

6. Составление программы — алгоритм решения переводится на конкретный язык программирования.

7. Отладка программы — процесс устранения синтаксических и логических ошибок в программе. В процессе трансляции программы с помощью синтаксического и семантического контроля выявляются недопустимые конструкции и символы (или сочетания символов) для данного языка программирования. Компьютер выдает сообщение об ошибках в форме, соответствующей этому языку. Затем проверяется логика работы программы в процессе ее выполнения с конкретными исходными данными.

Темы докладов по робототехнике:

  1. Современные роботы

  2. Роботы в нашем доме

  3. Развитие робототехники в России

  4. Развитие робототехники в мире

  5. Конструктор Лего


Правила:

  1. Общие правила

1.1. Робот должен вытолкнуть робота-соперника за черную линию (За пределы поля).

1.2. После начала состязания роботы должны двигаться по направлению друг к другу до столкновения.

1.3. После столкновения роботы должны пытаться контактировать друг с другом.

1.4. Во время проведения состязания участники команд не должны касаться роботов.

1.5. Два автономных робота выставляются на ринг (круглое поле). Роботы пытаются вытолкнуть соперника за пределы ринга.

1.6. Робот, выигравший большее количество раундов, выигрывает матч.

1.7. При игре «каждый с каждым», лучшим считается робот выигравший большее количество матчей.

1.8. При большом количестве участников можно организовывать ранжирование по «олимпийской системе» (на вылет).

  1. Робот

2.1. Роботы должны быть построены с использованием только деталей конструкторов ЛЕГО Перворобот (LEGO-Mindstorms)

2.2. Во время всего раунда:

Размер робота не должен превышать 25х25х25см.

Вес робота не должен превышать 1кг.

2.3. Робот, по мнению судий, намерено повреждающий других роботов, или как-либо повреждающий покрытие поля, будет дисквалифицирован на всё время состязаний.

2.4. В конструкции робота строго запрещено использовать:

Клеящие вещества.

2.5. Перед матчем роботы проверяются на габариты и вес.

2.6. Робот может иметь множество программ, из которых оператор может выбирать каждый раунд.

2.7. Между матчами разрешено изменять конструкцию и программы роботов.

  1. Поле

3.1. Белый круг диаметром 1 м с чёрной каёмкой толщиной в 5 см.

3.2. В круге, красными полосками отмечены стартовые зоны роботов.

3.3. Красной точкой отмечен центр круга.

3.4. Поле размещено на подиуме высотой 16 мм.

  1. Проведение Соревнований

4.1. Соревнования состоят из серии матчей. Матч определяет, из двух участвующих в нём роботов, наиболее сильного. Матч состоит из 3 раундов по 30 секунд. Матч выигрывает робот выигравший большее количество раундов. Судья может использовать дополнительный раунд для разъяснения спорных ситуаций.

4.2. Раунды проводятся подряд.

4.3. В начале раунда роботы выставляются за красными полосами (от центра ринга) в своих стартовых зонах, все касающиеся поля части робота должны находиться внутри стартовой зоны.

4.4. По команде судьи отдаётся сигнал на запуск роботов, при этом операторы роботов должны запустить программу на роботах и отойти от поля более чем на 1 метр в течение 5 секунд. За эти же 5 секунд роботы должны проехать по прямой и столкнуться друг с другом.

4.5. Для начинающих: После столкновения роботы не могут маневрировать по рингу.

4.6. Для опытных: После столкновения роботы могут маневрировать по рингу как угодно.

4.7. Если роботы не сталкиваются в течение 5 секунд после начала раунда, то робот из-за которого, по мнению судьи, не происходит столкновения, считается проигравшим в раунде. Если роботы едут по прямой и не успевают столкнуться за 5 секунд, то робот, находящийся ближе к своей стартовой зоне, считается проигравшим в раунде.

  1. Правила отбора победителя

5.1. Если робот не двигается, не находясь в контакте с другим роботом, больше 10 сек, то он считается проигравшим в раунде.

5.2. При касании любой части робота (даже не присоединённой к роботу) за пределы чёрной каёмки, роботу засчитывается проигрыш в раунде.

5.3. Если по окончании раунда ни один робот не будет вытолкнут за пределы круга, то выигравшим раунд считается робот, находящийся ближе всего к центру круга.

5.4. Если победитель не может быть определен способами, описанными выше, решение о победе или переигровке принимает судья состязания.

  1. Судейство

6.1. Организаторы оставляют за собой право вносить в правила состязаний любые изменения, если эти изменения не дают преимуществ одной из команд.

6.2. Контроль и подведение итогов осуществляется судейской коллегией в соответствии с приведенными правилами.

6.3. Судьи обладают всеми полномочиями на протяжении всех состязаний; все участники должны подчиняться их решениям.

6.4. Если появляются какие-то возражения относительно судейства, команда имеет право в устном порядке обжаловать решение судей в Оргкомитете не позднее окончания текущего раунда.

6.5. Переигровка может быть проведена по решению судей в случае, когда робот не смог закончить этап из-за постороннего вмешательства, либо когда неисправность возникла по причине плохого состояния игрового поля, либо из-за ошибки, допущенной судейской коллегий.

6.6. Члены команды и руководитель не должны вмешиваться в действия робота своей команды или робота соперника ни физически, ни на расстоянии. Вмешательство ведет к немедленной дисквалификации.

6.7. Судья может закончить состязание по собственному усмотрению, если робот не сможет продолжить движение в течение 10 секунд.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!