СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Копилка идей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка по внеурочной деятельности и уроков технологии в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Копилка идей»»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная образовательная программа кружка «Копилка идей» ориентирована на учащихся 2 общеобразовательного класса и реализуется на основе следующих документов:

  1. Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  3. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  4. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

  5. Учебного плана работы МОУ СОШ №20 на 2021-2022 учебный год.

На изучение курса «Копилка идей» выделяется 30 часов (1 ч. в неделю с 1 октября по 30 мая). Отбор содержания тем для занятий соответствует возрасту детей. Программа будет интересна детям 8-9 лет.

В основе занятий лежит деятельностный подход. Учитель вовлекает детей в обсуждение, творческую работу, самостоятельную практическую деятельность по изготовлению различных поделок.

Различные виды рукоделия являются одним из самых старейших в прикладной трудовой деятельности человека. В настоящее время, когда значительная часть декоративных изделий из меха, ткани, ниток и другого материала искусно выполняется с помощью машин, многие предметы быта не теряют своей прелести, если они сделаны вручную.

Восприятие художественной и практической ценности изделий, созданных художниками-дизайнерами и просто народными умельцами, доступно детям школьного возраста.

Со многими видами рукодельного творчества учащиеся знакомятся на уроках трудового обучения. Многие задачи, определенные программой, на внеклассных занятиях по рукоделию значительно расширяются. Кроме того, работы по рукоделию имеют большое значение для совершенствования общетрудовой подготовки учащихся. У школьников формируется культура труда, они учатся экономно расходовать нитки, ткань, бисер, бережно относиться к инструментам, приспособлениям и материалам. Таким образом, данная программа может предлагаться как один из вариантов подготовки учащихся к самостоятельной жизни.

В смысле практической значимости, основные умения и навыки, приобретаемые детьми на занятиях по рукоделию, нужны каждому человеку, т. к. они составляют важный элемент в труде по самообслуживанию, в частности по уходу за одеждой. Дети быстро убеждаются в необходимости приобретения таких навыков, надо лишь умело подвести их к этому, дать необходимые практические знания. На занятиях, посвященных такой кропотливой работе у детей, воспитываются нравственно- волевые качества личности: усидчивость, терпение, умение довести начатую работу до конца, аккуратность в работе.

Работа в кружке способствует развитию творческого мышления и воображения; они привлекают детей результатами труда. Сколько радости получают школьники, когда своими руками сделают поделку из бумаги или бросового материала, сплетут браслет из бисера или выполнят коллаж из ткани или лент, удивляются и восхищаются, рассматривая образцы учителя и изделия, выполненные народными умельцами! Следовательно, рукоделие является еще и средством эмоционально- эстетического воспитания и развития детей. Следует отметить и тот факт, что кружки по рукоделию дает большие возможности для расширения политехнического кругозора учащихся. Можно интересно рассказать детям о свойствах текстильных волокон и ниток, условиях возникновения стеклоделия, отраслях промышленности, связанных с выработкой волокнистых материалов, их переработке в различные изделия, машинной вышивке, нитках, используемых для вышивания, процессе их получения и окраски и т.п. На внеклассных занятиях рукоделию значительно расширяется и углубляются знания о народных умельцах. Кроме того, работы детей носят практический характер, поскольку используются в оформлении интерьера своей комнаты.

Цель настоящей программы: воспитание интереса к ручному творчеству, вовлечение детей в активную творческую деятельность, формирование навыков и умений работы с материалами различного происхождения.

Задачи:

  • научить детей основным техникам изготовления поделок;

  • развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;

  • воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;

  • привить интерес к народному искусству;

  • обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;

  • развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность;

  • развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;

  • развивать положительные эмоции и волевые качества;

  • развивать моторику рук, глазомер.

Актуальность данной программы заключается в том, что занятия в кружке позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся.     Работа с бумагой, природным и бросовым материалом, тканью, бисером — это самые распространенные виды декоративно – прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься декоративно-прикладным творчеством учащимся начальной школы. Теоретическая часть включает краткие пояснения по темам занятий и приемам работы, а практическая состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваивают приемы обработки материала. Необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их. Особое внимание в работе кружка уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены. Настоящая программа предназначена для развития творческих задатков детей в различных видах художественно-эстетической деятельности.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализоваться в нем.


Формы и методы работы.

Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.

Беседа – метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.

В обучении используется разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.

Практические упражнения – целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию.


РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ


Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения кружка

Личностные результаты:

- бережное отношение к своему труду;

- развитие трудолюбия и усидчивости;

- овладение способностью самим создавать композиции работ;

- воспитание умения прислушиваться к мнению других, уважения к их точке зрения;

- проявление технологического мышления при организации своей деятельности;

- самооценка своих способностей для труда в различных сферах с позиции будущей социализации.

У обучающегося будут сформированы:

- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

- познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания.

Метапредметные результаты:

- планирование процесса познавательной деятельности;

- развитие творческих способностей у детей;

- развитие художественного вкуса, внимания, памяти, образного мышления;

- развитие графических и конструктивных навыков и умений;

- развитие способности к самостоятельной работе и анализу проделанной работы;

- соблюдение безопасных приемов познавательно-трудовой деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия.


Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- контролировать действия партнёра.

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- анализировать предложенное учебное задание;

- организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;

- экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;

- обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;

- выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Предметные результаты:

- изучение детьми различных видов народных промыслов;

- понимание художественных свойств различных материалов, красоты формы изделий, ее украшения;

- оценка технологических свойств материалов и областей их применения;

- владение приемами и техникой изготовления поделок из бросового материала, низания бисера, методами художественного конструирования из бумаги картона;

- применение различных технологий в создании изделий материальной культуры.

- развитие пространственного художественного воображения, чувства цвета, гармонии, композиционного мышления.


СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ РОГРАММЫ


1. Вводное занятие. Рукоделие в вашей семье – 1 час.

Требования к поведению учащихся во время занятий, соблюдение порядка на рабочем месте, соблюдение правил техники безопасности. Обзор основных тем курса. Посещение школьной выставки декоративно-прикладного творчества. Знакомство с творческими работами учащихся школы, анализ различных техник рукоделия. Беседа «Рукоделие в вашей семье».

2. Работа с бумагой и картоном – 4 часа.

Бумага - замечательный материал. Оригами. Открытка. Виды открыток. Изготовление открыток в технике скрапбукинг. Украшение открытки. Квиллинг. Материалы для изготовления. Использование «необычных» материалов при изготовлении открыток. Открытки на различные праздники.

3. Работа с бросовым материалом – 2 часа.

Работа с разнообразным бросовым материалом: пуговицы, салфетки, ватные диски и палочки, одноразовые тарелки, пластиковые бутылки, разнообразные баночки и емкости, СD-диски, картон, бумага, фантики, крышки от пластиковых бутылок, контейнеры из-под яиц и др.

4. Работа с цветными нитками – 3 часа.

Виды ниток. Аппликации из нарезанных ниток, изонить, изготовление игрушек из ниток, поделки из помпонов.

5. Изделия из фетра – 3 часа.

Фетр. Виды фетра. Изготовление плоской игрушки, аппликации из фетра. Объёмная игрушка. Изготовление малых форм (игольница, чехол для телефона, кошелек).

  1. Работа с текстильным материалом и лентами – 2 часа.

Знакомство с видами текстильных материалов. Коллаж из различных кусочков ткани. Открытка с использованием лент.

7. Праздничный раздел – 4 часа.

Открытки и поделки к 14 и 23 февраля, к 8 марта.

  1. Бисероплетение – 6 часа.

Из истории бисера. Виды современного бисера. Бисероплетение. Изготовление малых форм (подвеска, сувениры, браслеты, подвески).

  1. Вышивка – 5 часов.

Виды вышивки. Материалы и инструменты. Общие приемы вышивания нитками. Разработка эскиза и изготовление сувенира с применением элементов вышивки нитками. Подготовка материалов, разметка рисунка на ткани. Вышивка. Окончательная отделка сувенира. Возможные объекты труда: открытка, панно, чехол для телефона, косметичка, отделка готового изделия.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема занятия

Характеристика видов деятельности

Кол-во часов

1

Вводное занятие. Рукоделие в вашей семье

Требования к поведению учащихся во время занятий, соблюдение порядка на рабочем месте, соблюдение правил техники безопасности. Обзор основных тем курса. Посещение школьной выставки декоративно-прикладного творчества. Знакомство с творческими работами учащихся школы, анализ различных техник рукоделия. Беседа «Рукоделие в вашей семье».

1

2

Работа с бумагой и картоном

Бумага - замечательный материал. Оригами. Открытка. Виды открыток. Изготовление открыток в технике скрапбукинг. Украшение открытки. Квиллинг. Материалы для изготовления. Использование «необычных» материалов при изготовлении открыток. Открытки на различные праздники.

4

3

Работа с бросовым материалом


Работа с разнообразным бросовым материалом: пуговицы, салфетки, ватные диски и палочки, одноразовые тарелки, пластиковые бутылки, разнообразные баночки и емкости, СD-диски, картон, бумага, фантики, крышки от пластиковых бутылок, контейнеры из-под яиц и др.

2

4

Работа с цветными нитками

Виды ниток. Аппликации из нарезанных ниток, изонить, изготовление игрушек из ниток, поделки из помпонов.

3

5

Изделия из фетра

Фетр. Виды фетра. Изготовление плоской игрушки, аппликации из фетра. Объёмная игрушка. Изготовление малых форм (игольница, чехол для телефона, кошелек).

3

6

Работа с текстильным материалом и лентами

Знакомство с видами текстильных материалов. Коллаж из различных кусочков ткани. Открытка с использованием лент.

2

7

Праздничный раздел

Открытки к 14 и 23 февраля, к 8 марта.

4

8

Бисероплетение

Из истории бисера. Виды современного бисера. Бисероплетение. Изготовление малых форм (подвеска, сувениры, браслеты, подвески).

6

9

Вышивка

Виды вышивки. Материалы и инструменты. Общие приемы вышивания никами. Разработка эскиза и изготовление сувенира с применением элементов вышивки нитками. Подготовка материалов, разметка рисунка на ткани. Вышивка. Окончательная отделка сувенира. Возможные объекты труда: открытка, панно, чехол для телефона, косметичка, отделка готового изделия.

5


Итого


30


ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


Используемая литература


  1. Анистратова, А. А. Поделки из бумаги / А. А. Анистратова, Н. И. Гришина. – М.: Оникс, 2007. – 64 с. – (Развиваем творческие способности).

  2. Виноградова Е. «Браслеты из бисера». АСТ, 2007.

  3. Гудилина С. И. «Чудеса своими руками» М.: Аквариум, 1998.

  4. Гукасова А. М. «Рукоделие в начальных классах». М.: Просвещение, 1985.

  5. Гусева Н. Н.“365 фенечек из бисера”. Айрис-Пресс ,2003.

  6. Забавные самоделки из пластилина.  – М.: Эксмо, 2012. – 64 с. – (Азбука рукоделия).

  7. Нагибина М. Конструируем из бумаги и картона / М. Нагибина.  – М.: Академия развития, 2011. – 32 с. – (Золотая коллекция поделок).

  8. Перевертень Г. И. Поделки из веток / Г. И. Перевертень. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005.

  9. Перевертень Г. И. Самоделки из разных материалов / Г. И. Перевертень. – М.: Просвещение, 2008. – 110 с.

  10. Петрова О. Фигурки из природных материалов / О. Петрова. –  М.: АСТ-Пресс, 2011. – 16 с. – (Веселый мастер-класс).

  11. Румянцева Е. А.  Простые поделки из пластилина / Е. А. Румянцева.  – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 144 с. – (Внимание: дети!).

  12. Энциклопедия поделок для детей. – М.: Эксмо, 2009. – 256 с.


Материально-техническое обеспечение


Перечень оборудования учебного кабинета:

 столы и стулья по количеству обучающихся,

 шкаф для хранения дидактических пособий,

 стеллажи для хранения натурного фонда, образцов работ,

 школьная доска.

Технические средства обучения (ТСО):

 компьютер.

Учебно-практическое оборудование: ножницы, ножницы «зигзаг», карандаши, линейки, клей ПВА, клей «Момент», ручки, фломастеры, картон, кусочки ткани, фетра, меха и кожи, пуговицы разного диаметра, бисер, стеклярус, бусины, шнуры, резинки, атласные ленты, разноцветный скотч, гофрированная бумага, бутылки разных форм, иглы и булавки, нитки, пряжа, баночки разных форм, штрих, гуашь, рамки, лак, паяльник, пинцеты, шило, утюг, инструменты для изготовления цветов, подарочные пакеты, упаковочная бумага, мишура, открытки, пяльца, нитки-мулине, CD-диски, различный природный материал: шишки, желуди, мох, ветки, скорлупа орехов, проволока разного диаметра, кусачки, газеты, альбом для зарисовок, цветная бумага и картон, тетрадь для записей.

Наглядные пособия: образцы готовых работ, технологические карты, фотографии, плакаты, схемы, дидактический раздаточный материал: иллюстрированные альбомы и книги, фотоальбомы, наглядные пособия, раздаточный материал: (шаблоны, схемы), эскизы, стенд по технике безопасности при работе с ножницами и электро-нагреваемыми приборами.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование темы, содержание

Кол-во часов

Дата план

Дата факт.

1

Вводное занятие. Рукоделие в вашей семье

1

05.10


2

Работа с бумагой и картоном

4




2.1 Обрывная аппликация

1

12.10



2.2 Объёмная аппликация

1

19.10



2.3 Мозаика из бумаги

1

26.10



2.4 Оригами

1

09.11


3

Работа с бросовым материалом

2




3.1 Аппликация из бросового материала

1

16.11



3.2 Поделка из бросового материала

1

23.11


4

Работа с цветными нитками

3




4.1 Аппликация из нарезанных ниток

1

30.11



4.2 Изонить

1

07.12



4.3 Поделка из помпонов

1

14.12


5

Изделия из фетра

3




5.1 Аппликация из фетра

1

21.12



5.3 Плоская игрушка из фетра

1

11.01



5.4 Плоская игрушка из фетра

1

18.01


6

Работа с текстильным материалом и лентами

2




6.1 Коллаж из ткани и лент

1

25.01



6.2 Коллаж из ткани и лент

1

01.02


7

Праздничный раздел

4




7.1 Открытка к 14 февраля

1

08.02



7.2 Поделка к 23 февраля

1

15.02



7.3 Открытка к 8 марта

1

22.02



7.4 Открытка к 8 марта

1

01.03


8

Бисероплетение

6




8.1 Насекомые из бисера

1

08.03



8.2 Животные из бисера

1

15.03



8.3 Плетение объемной игрушки

1

29.03



8.4 Плетение браслета

1

05.04



8.5 Плетение сувенира

1

12.04



8.6 Плетение сувенира

1

19.04


9

Вышивка

5




9.1 Разработка эскиза. Перенос рисунка на ткань

1

26.04



9.2 Вышивка сувенира

1

03.05



9.3 Вышивка сувенира

1

10.05



9.4 Вышивка сувенира

1

17.05



9.5 Вышивка сувенира

1

24.05





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!